Саровский монастырь

История основания обители

Монастырь прп. Серафима Саровского в Воронежской области был построен на месте, где некогда располагалась усадьба генерала Соловцова. От самой усадьбы ничего не осталось, однако, сохранился роскошный парк со старыми липами и большой пруд.


Серафимо-Саровский монастырь в Грибановке, Воронежская область

В 1995 году этот участок земли был передан Воронежской епархии и с этого времени началось строительство монастыря.

  1. Первоначально насельники жили в вагончиках и строили храм.
  2. В 1998 году освящена церковь в честь прп. Серафима Саровского.
  3. В 2004 году освящен храм в честь Царственных Страстотерпцев.

Интересный факт! Икона страстотерпца царя Николая не раз мироточила и благоухала. В память об этих славных чудесах и был построен храм Страстотерпцев. В Серафимо-Саровском монастыре Воронежской области почитают преподобного. Несколько лет назад здесь была построена изба, точная копия той, в которой жил прп. Серафим Саровский в пустыни. Она также, как и та, находится в сосновом бору. Внутри этой келии часть камня, на котором святой молился 1000 дней и ночей.


Внутри кельи Серафима Саровского

В подобии Дивеевского монастыря и Серафимо-Саровская обитель обнесена канавкой, в ознаменование защиты монастыря Божие Матерью.

Архитектурный ансамбль

Сейчас в состав святой обители входят несколько церквей, а также Нижегородская духовная семинария. Здесь обучают будущих пастырей. При монастыре работает издательство интернет-журнала «Здравница», в котором печатаются слова священников, сведения о паломничествах, статьи о духовном воспитании подрастающего поколения.

Архитектурный ансамбль обители состоит из:

  • собора Благовещения Пресвятой Богородицы;
  • храма Успения Божией Матери;
  • церкви св. митрополита Алексия;
  • храма преп. Сергия Радонежского;
  • Андреевской церкви;
  • больничного корпуса.

Благовещенский собор

Он строился в 1370 году по благословению митрополита Алексия. После разрушения был восстановлен в период с 1647 по 1649 г. В отличие от первоначальной постройки, новая имеет пять глав с куполами. Самая основная — в форме луковицы, остальные — меньшие по размеру, шлемовидные. Главный купол покрыт черепицей, боковые — железом.

Архитектура собора имеет интересную особенность: по задумке это — шестистолпное здание, но в нем отсутствуют два столпа. Закомары тоже уникальны — в виде бочек. Особенную привлекательность собору придает открытая паперть в духе ярославских церквей. Раньше на ее стенах были росписи в виде фресок. Внутри находилось множество старинных икон, но после закрытия собора все изменилось. Реставрация несколько изменила его внешний и внутренний облик.

Ремонтные работы храма ведутся до сих пор. Он «ушел» в землю почти на два метра, это заметно даже невооруженным глазом. Внутреннее убранство вызывает в душе посетителей необъяснимый восторг. Необычайно высокий купол расписан красивыми фресками. В центре его — изображение Вседержителя. В иконостасе уникального древнерусского письма — образы святых праотцев: Авеля, Ноя, Исаака, Сифа, Авраама, Еноха.

Успенская церковь с трапезной

Этот красивый и необычный храм был возведен в 1652 году. Находится он на юго-западной территории монастыря. Стройная церковь, освященная в честь Успения Божией Матери, имеет два остроконечных купола, окрашенных в голубой цвет, как и подобает Богородичным постройкам. Здание храма соединяется с монастырской трапезной, где готовится пища для монахов и паломников.

Трапезная и церковь стоят на высоком подвале, в котором ранее располагалась кухня. Так было задумано, чтобы дым и тепло от приготовления пищи, служили обогревом для храма. К трапезной пристроена колокольня с куполами, похожими на элементы храма Успения. Интересно, что она не пострадала во время урагана в 1974 году, в то время как другие купола монастыря были снесены.

В настоящее время этот храм является только памятником архитектуры, службы в нем не проходят. Сейчас здесь проводятся реставрационные работы.

Церковь святителя Алексия

Самый известный и красивый храм монастыря, по мнению многих прихожан, — церковь св. Алексия

Она издали привлекает к себе внимание большим центральным позолоченным куполом. По бокам находятся четыре малых купола

Собор построен в духе классицизма в 1820—1835 гг. Над строительством его трудились архитекторы Леер и Межецкий. После открытия храма в 2005 году в нем был установлен уникальный фарфоровый иконостас. Подобных работ в России можно встретить совсем немного.

Фарфоровые иконостасы есть в храмах:

  • Москвы;
  • Валаама;
  • Екатеринбурга.

Можно смело сказать, что это самый красивый храм Нижнего Новгорода. Не каждое сооружение может похвастаться таким иконостасом. Во время нахождения в храме планетария, боковые купола были снесены, а главный уменьшен. Мастерам пришлось приложить немало усилий для придания ему первоначального вида.

Храм Сергия Радонежского

Изначально церковь была названа в память митрополита Алексия и возведена за счет средств бывшего патриаршего ризничего иеродиакона Иосифа Булгакова, который пребывал на покое в Благовещенском мужском монастыре и скончался в 1710 году.

Сергиевская церковь имеет интересную архитектуру, окна украшены в стиле барокко. Сооружение имеет одну главу, построено на фундаменте старого Благовещенского храма. После постройки новой церкви в честь святого Алексия, эта была переименована в честь преподобного Сергия Радонежского, который посетил город в 14-м веке.

Храм Андрея Первозванного

В центральной части братского корпуса находится Андреевский храм, освященный в честь святого апостола Андрея Первозванного. Стены его сохранились с 17-го века, а кельи настоятеля были перестроены заново. Освятили храм в 1840 году. Он дольше всех оставался действующим, но в 1928 году его все же закрыли. Все его имущество было передано государству.

Архитектурный облик

Монастырь хорошо виден как с берега реки, так и с откоса. Ровесник самого города, он всегда был своеобразным постом, с которого можно было издалека заметить неприятеля. Обитель имеет неповторимый по красоте и стилю внешний вид. Внутри посетителей ждет также невероятно красивое зрелище. Множество зодчих и мастеров трудились над созданием этого исторического шедевра.

Гости города непременно первым делом стремятся посетить этот архитектурный ансамбль. Даже тот, кто считает себя невоцерковленным человеком, застывает в умилении перед величием и красотой Благовещенского монастыря. Во всем чувствуется дух смирения и глубокой веры. Это место по праву можно считать «намоленным», внушающим благоговение своим посетителям.

Внешний вид

Снаружи, еще подъезжая к монастырю по Канавинскому мосту через реку Оку, можно наблюдать несколько великолепных куполов храмов, колоколен и крестов. Затем становится заметно, что некоторые из верхушек наклонились набок. Видимо, причиной тому явились частые оползни, да и расчеты древних мастеров оказались неверными. Но, несмотря на это, древнейший архитектурный ансамбль выглядит замечательно.

Издалека видны белые стены и голубые купола Успенской церкви, золоченные — храма святого Алексия и темные — Благовещенского собора. Протяженность ансамбля довольно большая, он занимает немалую площадь набережной. Радует глаз старинный строгий стиль постройки. По праву монастырь является украшением Нижнего Новгорода, своеобразной визитной карточкой. Трудно себе представить город без этой обители.

Внутреннее оформление

Внутреннее убранство храмов обители является не менее поразительным по красоте и строгости стиля. Захватывают дух росписи куполов и стен. Над ними трудились лучшие мастера России.

Описание Серафимо-Саровского мужского монастыря | Православные паломничества

«Стяжи дух мирен и тысячи во круг тебя спасутся» – эти слова преподобного Серафима Саровского определяют главное призвание человека – стать чадом Божиим по благодати, стяжать Божественный дух и сосредоточить его в себе.

С этой целью приходят люди в обитель, чтобы через отречение от собственной воли покориться воли Христовой.

На Воронежской земле был основан монастырь, который не имеет, как другие обители, многовековой истории, но имеет великого покровителя и молитвенника.

Великий Чудотворец и молитвенник земли Русской Преподобный Серафим Саровский родился в 18 веке и явил образ любви Христовой ко всем людям врачуя их раны телесные и душевные.

«Сим Победиши» – эти слова начертаны на поклонном Кресте, который встречает паломников при въезде в монастырь Серафима Саровского. Обитель расположена в 150-ти километрах от Воронежа, на границе Аннинского и Грибановского районов, неподолеку от села Новомакарово.

Важно

Создание обители началось в 1995 году с передачи администрацией Грибановского района участка земли, по ходатайству правящего архиерея.

Знаменитый Соловцов сад с вековыми деревьями и тихим заросшим прудом, старинная дворянская усадьба, принадлежала герою Кавказкой войны генералу Соловцову.

Высочайшим повелением Императора Всероссийского Николая II ему было пожаловано в Тамбовской губернии это имение (ныне Воронежская область).

Промыслом Божиим это место было предопределено для строительства обители, о чем свидетельствует канавка вокруг усадьбы, подобно ископанной, как в Дивеево, по воли Матери Божией и охраняющей пределы своим Покровом новой обители.

Вековой лес напоминает дремучий Саровский бор, где жил угодник Божий Батюшка Серафим. Под густой сенью лип – небольшой домик, своим видом напоминающий пустыньку, где преподобный молился и принимал многочисленных посетителей.

Всякого приходящего, преподобный старец встречал словами «Радость моя, Христос Воскресе!» Эти слова Батюшки Серафима по сей день звучат для всех приходящих в монастырь, собирая множество ищущих спасения души.

Первые насельники появились здесь в 1996 году. Они жили в вагончике посреди леса. Осенью того же года был освящено место и первый закладной камень в основании храма обители носящего имя Всемирного Светильника. В августе 1998 года было великое освящение храма.

Совет

Храм освятил митрополит Воронежский и Липецкий Мефодий. С этого момента началось духовное становление новоосвященной обители. Благодать Божия видимым образом явлала свое присутствие на этом святом месте.

Интересный факт: фотоснимки, сделанные с высоты птичьего полета, показывают, что вековые липовые аллеи имеют форму креста.

Трижды в монастыре находился мироточивый чудотворный образ царя-страстотерпца Николая. Первый раз он был в обители в мае 2001 года и вечером 8 мая благоухал и мироточил.

Миро также истекало от мощей, находящихся в обители и иконы Божией Матери «Скоропослушница».

В апереле 2002 года икона царя-мученика, после молебна обильно замироточила и вместе с ним храмовый образ Христа Спасителя «Царь Славы».

В память всех этих событий и в ознаменование прибывания чудотворного образа царя мученика Николая заложен и создан летний храм в честь святых царственных мучеников.

В сентябре 2004 года икона в третий раз освятила своим присутствием землю обители и 19 сентября, Высокопреосвященнейшим Сергием Митрополитом Воронежским и Борисоглебским был освящен новый храм.

Имена последного Русского Императора и Преподобного Серафима Саровского, со времен прославления, имеют глубокую духовную связь и здесь в обители соединились два великих молитвинника пред Престолом Божием за русский народ и возрождение России.

Сайт: https://www.serafimov-skit.ru

Паломнические поездки к Серафимо-Саровскому мужскому монастырю

Настоятели пустыни до её закрытия в 1927 г.[33]

мирское имя годы жизни годы управленияпустынью
Исаакий, иеромонах(в схиме Иоанн, «Первоначальник») Попов Иван Федорович 1669—1737 1708—1734
Дорофей, иеромонах(в схиме Димитрий) Замятин Дмитрий Анисимович 1678—1747 1731—1747
Филарет, иеромонах Филипп,«а откуда и чей сын не помнит» ?—? 1747—1749
Маркелл, иеромонах требует уточнения 1721—1752 1749—1751
Исаакий (II), иеромонах требует уточнения 1721— после 1775 1751—1758
Ефрем, иеромонах Коротков Евдоким Андреевич 1694—1778 1758—1777
Пахомий, иеромонах Леонов Борис[источник не указан 909 дней] Назарович 1729—1794 1777—1794
Исайя (I), иеромонах Зубков Илья Гаврилович 1741—1807 1794—1807
Нифонт, игумен Черницын Василий Петрович 1761—1842 1807—1842
Исайя (II) Путилов, игумен Путилов Иона Иванович 1786—1858 1842—1858
Серафим, игумен Пестов Спиридон Андреевич 1805—1878 1858—1872
Иосиф, игумен(в схиме Иоанн II) Шумилин Иван Петрович 1818—1892 1872—1890
Рафаил, игумен Трухин Николай Ионович 1844—1901 1890—1894
Иерофей, игумен Мелентьев Иван Петрович 1828—1920 1894—1920
Руфин, игумен Велькин Родион Иванович 1858—1925 1920—1925
Мефодий, игумен Коковихин Михаил Кузьмич 1871—? 1925—1926
Киприан, иеромонах Петров Касьян Егорович 1876—? 1926—1927

Инфраструктура города

Больших улиц в городе немного, Силкина, Ленина, Музрукова, Курчатова, Московская, пр Мира. Остальные маленькие и забитые автомобилями под завязку. Утром пробки. Вечером тоже. Правда для жителей больших городов они покажутся несерьезными.


Одна из основных улиц города рядом с основным торговым . Время 7 вечера, будний день

Машин в городе много, очень много, очень-очень много. По количеству машин на душу населения, маленький провинциальный городок идет вровень с российской столицей. При этом, буквально за последние годы, средняя цена машин, стоящих во многих дворах, перевалила за несколько миллионов рублей и продолжает расти: Infinity, Q7, последние модели Дискавери и Вольво, Кайены – это нормально. Кстати, при определенных стечениях обстоятельств вы можете покататься в такси, за 100 рублей, скажем на новенькой 6-ой Мазде, хозяин которой калымит из-за нехватки денег. Это норма.

Летом в городе очень много мотоциклистов, учитывая не большие расстояния и малую рядность дорог, зачастую они создают реальные проблемы.

Парковочных мест не хватает, машины паркуют везде. Правильная мода из больших городов, подложить под лобовое стекло бумажку с номером телефона, до Сарова не дошла или просто не прижилась.

Общественный транспорт в виде автобусов и привычных маршруток ходит регулярно. Правда, в городе, который можно пересечь быстрым шагом за 1 час, это актуально только когда совсем лень идти.

В городе огромное количество фирм-такси, но если нужно добраться куда-то быстро – рекомендуется заказывать такси сильно заранее. Если повезет, и про вас не забудут – очень высока вероятность, что вы даже не опоздаете.

Т.е. на фразу девушки-оператора – «Машина будет через 10 минут», можно смело забивать, и ждать дозвона автомата, который металлическим голосом сообщит «Машина ожидает вас у подъезда». Будьте уверены, в нашем случае это произойдет через 20, в лучшем случае 15 минут. К слову сказать, подобное раздолбайство у таксистов не всегда. Обычно это происходит во время часа пик, праздников или еще каких-то глобальных городских катаклизмов. Например, первых заморозков после дождя или по-русски «Дня жестянщика».

Несмотря на то, что автомобилисты ворчат по поводу уборки снега зимой и качества дорог, достаточно съездить в любой другой город, чтобы понять. С дорогами в Сарове все нормально.

Уборка мусора регулярная, насколько это возможно в российских реалиях. Опять же в сравнении с ближайшим миллионником Нижним Новгородом.

О детках в Сарове тоже неплохо заботятся. Не слушайте горожан – проблема в получении места в детском саду или школе, это скорее понты, какая школа или сад круче, и не желание потратить лишние 10-15 минут (я не описался, именно 10-15 минут) на дорогу.

Современный период

После закрытия на территории монастыря создается Трудовая Коммуна фабрики N4 НКТ (народный комиссариат труда), основной задачей которой было «перевоспитать беспризорников через вовлечение воспитанников в трудовые процессы». До года в коммуне проживало около 3,5 тысячи детей. После года коммуна была закрыта, а на ее месте организовали исправительно-трудовую колонию для подростков и взрослых системы НКВД.

С ноября года, после ликвидации колонии НКВД, ее производственная база передается в ведение наркомата машиностроения. По его решению, в Сарове организуется производство прессового оборудования и осколочно-фугасных снарядов калибра 152 мм. Завод реконструировался, постоянно расширялся, а в году он был передан в ведение наркомата боеприпасов и получил N550.

В период с — гг. здесь был налажен выпуск корпусов снарядов для реактивных минометов «катюша». Каждый пятый снаряд, выпущенный по врагу, имел корпус, изготовленный на заводе N550.

В году Саров избирается Ю.Б.Харитоном и И.В. Курчатовым для создания на его территории секретного объекта, целью которого было создание ядерного оружия. После года, из соображений секретности, Саров, или, как он тогда назывался, «Населенный пункт КБ-11», надолго исчезает со всех карт. Постоянно меняются его названия: КБ-11, Москва Центр-300, Кремлев, Арзамас-16. Силами ведущих ученых, техников и рабочих, возглавляемых Ю.Б. Харитоном и И.В.Курчатовым, секретный объект начинает активно функционировать.

Отшельничество

Спустя несколько лет Серафим перебрался жить в лес вблизи монастыря. Он просто одевался, ел то, что находил в лесу, чаще постился. Каждый день он тратил на бесконечные молитвы и чтение Евангелия. Недалеко от своей кельи Серафим соорудил небольшой огород и пасеку.

Спустя несколько лет Серафим Саровский наложил на себя аскезу в виде трехлетнего молчания. После он ненадолго вернулся в монастырь, но через 10 лет вновь покинул его.

Такой образ жизни наделил Серафима Саровского необычайным даром прозорливости и умением исцелять людей. Благодаря ему были открыты несколько женских монастырей. Икона «Умиление» была последним образом, который видел Серафим в своей жизни.

Похоронили святого возле Успенского собора.

В 1903 году Серафима Саровского причислили к С тех пор место, где жил святой, иногда называют пустынь Серафима Саровского.

Кто такой Серафим Саровский

Это один из самых почитаемых святых в России. Серафим Саровский (Прохор Мошнин) жил во второй половине XVIII века, умер в первой половине XIX столетия в доме богатого купца. Мальчик рано потерял отца, а в 7 лет и сам упал со строящейся колокольни Сергиево-Казанского собора в Курске. Ребенок ничего не повредил себе. Через некоторое время мальчик заболел и увидел во сне икону Богоматери «Знамение». Ее пронесли мимо дома во время крестного хода, ребенок приложился к ней и выздоровел. В 22 года Серафим паломником дошел до Киево-Печерской лавры, где святая Диосфея благословил его и сказала, что парень должен принять постриг в монастыре «Саровская пустынь». Но монашеская жизнь не задалась: уже через 8 лет Серафим ушел в лес и обустроил себе жилье в уединении. Возле жилья он поставил улей и обустроил огород.

Уединенная жизнь святого богата интересными и необычными фактами: он несколько лет питался одной травой и кормил лесных зверей, в том числе огромного медведя, который ел у Серафима с рук. Тысячу дней святой провел, стоя на камне в молитве, на 3 года принял обет молчания. Однажды на его келью напали разбойники, решив, что монаху привозят богатые пожертвования. Они избили его и оставили умирать, но Серафим не только выжил, но и после поимки преступников попросил не наказывать их.

В 1810 году Серафим Саровский вернулся в монастырь, но уединился в непрерывной молитве на 15 лет. После этого он получил дар исцелять и начал принимать посетителей. В числе прочих к нему приезжал император Александр I.

Житие святого было написано через 4 года после его смерти и несколько раз редактировалось из-за требований цензуры. Икона святого была написана художником Серебряковом с портрета Серафима Саровского, который написали за 5 лет до смерти старца.

В монастыре постарались передать атмосферу, которая сопровождала самого святого, его набожность и любовь к приближенным. Неслучайно на территории поставили копию избушки старца, цитируют его изречения, а всех приходящих встречают словами «Радость моя» — этими словами старец приветствовал своих гостей.

Как добраться?

Всем паломникам рекомендуется обязательно посетить столь священное месте, как Саровская пустынь. Как доехать в это место?

С Нижнего Новгорода отправляются автобусы в Дивеево с автовокзала Щербинки. На Московском вокзале также есть остановка микроавтобусов, которые также едут в этом направлении. Добираясь на автомобиле, можно заодно посетить старинный город Арзамас.

Из Нижнего Новгорода в Дивеево регулярно осуществляются экскурсионные автобусные туры. Можно заказать экскурсию и узнать больше об этом удивительном месте.

Сегодня пустынь Саровская представляет собой музей. Посетить его может каждый желающий побывать в поистине святом месте.

Святыни

На территории Саровского монастыря, на фото можно увидеть, находится много святынь. Летом 2004 года из Дивеева, места пребывания Преподобного, по благословению духовных лиц была доставлена частица мощей Святого. Также здесь хранится частица гроба усопшего, святая мантия и епитрахиль.

В последние годы земной жизни батюшки Серафима была изготовлена копия места пребывания старца, чтобы верующие смогли лучше ознакомиться с его жизнью.


Она расположена в вековом лесу, напоминающем Саровский бор под густой кроной липы. Благодать, присутствующая здесь, подвигает православных христиан на служение Богу.Внутри расположена часть камня, на котором Блаженный молился 1000 дней и 1000 ночей.

Тут имеется частица кельи, привезенной из Сарова, которую могут созерцать все желающие. В такой же пустыньке Преподобный принимал многочисленных паломников.

Источник и канавка

Издавна народ считал святой источник целебным, сюда приходили люди, страдающие болезнями ног и другими недугами. Целебную силу ключа можно ощутить и сейчас. Расчищенный, благоустроенный, освященный во славу старца, он примет всех страждущих.

Купель, выстроенная в честь иконы Богоматери «Неупиваемая Чаша», освященная в день памяти убиения Царской семьи, была выкопана по завершении ремонта кровли храма к 2005 году.

Здесь, по словам верующих, получают исцеление люди, страдающие телесными или душевными недугами.


Помогает живая вода избавиться от страстных привычек – курения, пьянства, наркомании. Третий источник освящен в честь Святителя Николая. Ископанный вокруг усадьбы, подобно Дивеевской канавке, он охраняет обитель по воли Божьей Матери. Для всех приходящих звучат слова, произносимые старцем: «Христос Воскресе, радость моя!».

Но это еще не все достояния и ценности места, где находится монастырь Божьего угодника Серафима Саровского.

Здесь также можно поклониться следующим святыням:

  1. Частице Креста Господня, его хитону.
  2. Частице лестницы, по которой вели Христа на суд к Пилату.
  3. Частицы мощей Иоанна Предтечи, Николая Чудотворца, Пантелеймона Целителя и многих других святых.
  4. Часть облачения Серафима Вырицкого.
  5. Чудотворные иконы Божьей Матери «Скоропослушница», «Ахтырская», «Казанская», «В скорбях и печалях утешение», которые также можно увидеть на фото.

Возвращение героя

Самая интересная и значимая находка, по мнению археологов, была обнаружена в некрополе, примыкающем к храму. Среди 21 захоронения, где раньше предавали земле монахов и благодетелей обители, учёные нашли парное погребение мужчины и женщины. В мужском захоронении сохранились фрагменты военного мундира с эполетами, у каждого погребённого на правой руке найдено по золотому обручальному кольцу с выгравированными надписями на внутренней стороне: «Л. Ф. К. Г. Б. В. П. ноября 4 дня 1817» в мужском захоронении и «Б. В. П. Л. Ф. К. Г. ноября 4 дня 1817» — в женском.

После изучения архивных документов археологи смогли опознать погребённых: в склепе были похоронены генерал от инфантерии Борис Владимирович Полуектов и его супруга княжна Любовь Фёдоровна Гагарина.

  • 1 — захоронения Бориса Полуектова и княжны Любови Гагариной; 2 — фрагмент военного мундира Полуектова

«Из архивных материалов, предоставленных саровским историком Валентином Степашкиным, мы узнали, что около алтаря храма был похоронен генерал с супругой. И когда в одном из кирпичных склепов мы нашли парное захоронение, кольца с аббревиатурой и остатки генеральского мундира, мы смогли с уверенностью сказать: оно принадлежит генералу от инфантерии Борису Полуектову и его супруге», — сообщил Милованов.

Борис Полуектов — известный военный деятель первой половины XIX века. Он прошёл почти все знаковые сражения того времени: участвовал в битвах под Аустерлицем и под Бородином, дошёл со своим полком до Парижа в ходе Заграничного похода. Полуектов скончался 6 октября 1843 года в Варшаве и был привезён для захоронения в Саровскую пустынь — как благотворитель.

  • Портрет Бориса Полуектова из Военной галереи Зимнего дворца. Художник Дж. Доу. 1822—1825 гг.

На данный момент специалисты продолжают изучать остальные погребения некрополя.

«Исследование будет вестись в сотрудничестве с антропологами и историками, чтобы идентифицировать другие захоронения. После проведения антропологического анализа все останки будут перезахоронены на территории Саровского монастыря», — отметил Милованов.

Саровский монастырь

Саровский монастырь (Саровская Успенская пустынь) — бывший мужской монастырь, основанный в начале XVIII в городе Сарове Тамбовской губернии (ныне Саров — часть Нижегородской области). Известен как место, где подвизался преподобный Серафим Саровский, почитаемый православный подвижник и святой.Первым монахом-отшельником, поселившимся на Саровской горе, стал пензенский инок Феодосий, пришедший на «старое городище» в 1664 году и устроивший себе здесь келью. Пожив здесь около шести лет, Феодосий задумал удалиться в Пензу. Около этого времени на «старом городище» поселился монах Герасим из Краснослободского монастыря. Некоторое время оба отшельника жили вместе, однако вскоре Феодосий «отошёл» в Пензу, и Герасим остался один на «старом городище». Пожив здесь некоторое время, Герасим удалился в Краснослободский монастырь, очевидно, из боязни воров и разбойников, которые стали делать ему «многия пакости».Вскоре после отца Герасима на «старом городище» поселился иеромонах Исаакий, который и стал основателем Саровской пустыни. Вскоре у Исаакия появились сподвижники, и отец Исаакий возбудил ходатайство об учреждении в Сарове иноческой обители.В 1705 году князь Кугушев, владелец «старого городища», передал отцу Исаакию в дар участок между реками Сатисом и Саровкой для будущей обители. В январе 1706 года митрополит Рязанский Стефан Яворский удовлетворил прошение отца Исаакия об устроении церкви на «старом городище». 28 апреля 1706 года отцом Исаакием был заложен деревянный храм в честь иконы Божией Матери «Живоносный источник». 16 июня 1706 года совершилось освящение нового и первого храма Саровской обители.В 1731 году, ввиду ослабления сил, первый настоятель обители отец Исаакий (к тому времени принявший чин иеросхимонашества и ставший иеросхимонахом Иоанном) отказался от настоятельства и избрал себе преемником своего ученика Дорофея.Из последующих настоятелей особо почитаем был отец Ефрем, невинно обвинённый в государственной измене и проведший в ссылке в Оренбургской крепости 16 лет. Во время голода 1775 года отец Ефрем, будучи настоятелем монастыря, распорядился отворить монастырские житницы, чтобы помочь нуждающимся мирянам.Ещё при жизни старец Ефрем избрал себе преемника, иеромонаха отца Пахомия. Именно во времена настоятельства отца Пахомия в Саров прибыл Прохор Мошнин, будущий отец Серафим Саровский.В 1906 году Саровская пустынь отметила 200-летний юбилей своего существования. На празднование юбилея съехалось множество гостей. Саровская пустынь превратилась в общепризнанную святыню России.После революции 1917 года хозяйство Саровского монастыря было разорено, святыни — осквернены. К концу 1925 года было принято решение о закрытии монастыря, а в марте 1927 года было принято правительственное решение о ликвидации Саровского монастыря. Имущество монастыря вместе со строениями было передано в ведение Нижегородского управления НКВД.На базе Саровского монастыря в 1927 году была создана детская трудовая коммуна. В ноябре 1931 года трудовая коммуна был закрыта. После неё в посёлке была организована исправительная трудовая колония для подростков и взрослых заключённых. В ноябре 1938 года эта колония также была закрыта.26 сентября 1989 Саров впервые посетил Архиепископ Нижегородский и Арзамасский Николай (Кутепов), который отслужил молебен с акафистом преподобному Серафиму Саровскому на дальней пустынке.В 1990 в Сарове был организован православный приход.Летом 1991 организованный годом ранее приход был зарегистрирован.В конце 1990 произошло второе обретение мощей преподобного Серафима Саровского; в июле 1991 мощи были перенесены в Дивеево.2 августа 1991 город впервые посетил Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II.В марте 1992 в город прибыл первый священник, иерей Владими Аясов. В апреле 1992 в пасхальную ночь состоялась первая Божественная Литургия.В феврале 1993 митрополит Николай освятил Храм Всех Святых, годом ранее переданный из ведения Ядерного Центра приходу, отремонтированный и восстановленный; при Храме заработала воскресная школа и православные курсы для взрослых.В 1992 и 1993 Патриарх Алексий II посещал Саров в дни праздника Серафима Саровского.В 1998 Ядерным Центром было принято решение о передаче здания Храма Иоанна Предтечи приходу. Летом 1999 такая передача состоялась.Высказывалась возможность восстановления монастыря17 июля 2006 года Священным Синодом принято решение об открытии монастыря.

Православный город

История этого города одновременно трудная и великая. Его разрушали до руин, сжигали, засыпали родники, но он, словно птица Феникс, возрождался из пепла.

Кто бы мог подумать, что маленький поселочек, расположенный на развалинах старой крепости, станет образцом взаимопонимания атомной науки и церкви.

Здесь осуществляет свою деятельность Всероссийский научно-исследовательский институт экспериментальной физики и одновременно Духовно-научный центр Саровского монастыря.

История города

В начале 14 столетия в бассейне реки Мокша, между речкой Сатис и притоком Саровка, была построена эрзянами и татарами деревянная крепость Сары-Кылыч. Крепость постепенно развивалась и переросла в большое торговое селение, со временем оно пришло в упадок, получив в народе название «Старое городище».

В 1664 году здесь поселился первый монах-отшельник инок Феодосий. Монахи ставили свои кельи вдоль речки и вели уединенный образ жизни. В 1705 году местный князь Кугулов передал в дар земли старого городища отцу Исаакию, который к июню 1706 года построил первый деревянный храм в честь иконы Божией Матери «Живоносный источник». С этой даты и началась непростая история мужского монастыря Саровской пустыни.

В 1778 году в монастырь пришел молодой мужчина, ставший впоследствии русским святым — преподобным Серафимом Саровским.

При жизни и после его кончины в 1833 году народ почитал старца за доброту, скромность, за покровительство Дивеевскому женскому монастырю. После пятнадцатилетнего затворничества с 1810 по 1825 г. он был наделен даром предсказания и исцеления от болезней. Канонизирован в 1903 году Святейшим синодом Русской Православной Церкви по инициативе царя Николая II.

В 1927 году Саровский монастырь был сожжен и разграблен.

Из девяти монастырских храмов было уничтожено семь. Все святыни монастыря, библиотека, часовня над могилой Серафима Саровского — все было разрушено. Вход в подземный город с кельями и подземной церковью замуровали. Имущество и строения были переданы в ведение Нижегородского НКВД.

В 1946 году Саровский монастырь был выбран местом размещения секретного объекта по созданию атомной бомбы. Очень быстро построили новый город и негражданскую производственную базу.

До 1991 года несколько раз менял название:

  • Кремлев;
  • Арзамас-75;
  • Арзамас-16.

Современное положение

Предназначение нового города — положить конец атомной монополии США, задание это было успешно выполнено.

По архитектурному стилю город напоминает Москву в 70-х годах прошлого века. Численность населения приближается к 100 тысячам, уровень жизни — выше среднего по Нижегородской области, цены на жилье — высокие. Образование — одно из самых лучших в регионе. Закрытость города уже не такая строгая,жители могут ездить в отпуск, приглашать в гости родственников. Многие приобрели в округе дачи, чтобы можно было встречаться с друзьями в любое время.

Растет и развивается инфраструктура — строится новое жилье, работает Дом ученых, театр, музеи, открываются картинные галереи, спортивные и торговые комплексы.

Важнейшей движущей силой жизнеспособности и уникальности города является историческое наследие.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector