Зилантов успенский монастырь
Содержание:
Свято-Успенский Зилантов монастырь
Покинув Казанский Богородицкий монастырь, наша небольшая группа устремилась на другой конец города в Свято-Успенский Зилантов монастырь. Он находится у западных рубежей, возвышаясь на горе, которую местные называет Зилантовой. Есть предание, что ещё со времен язычества поселился на этой горе змей — Зилант. Никто не мог изгнать его оттуда, поэтому жители города начали приносить ему жертвы, пытаясь «задобрить», надеясь на покровительство. История змея прекращается лишь с мученической кончиной на этом месте св. Иоанна Казанского, произошедшая в 1529 году. А почти через три десятилетия на святой Зилантовой горе по указу Иоанна Грозного был поставлен Успенский монастырь, в память об убиеннных при взятии Казани воинах. Когда наша группа приехала к обители, уже стемнело. Колокол звал на начинающуюся всенощную. Кое-кто из прихожан монастыря, перекрестившись у святых врат, спешно поднимался в гору — в Успенский храм. Мы почти ничем не отличались от казанских верующих. Разве что мы чуть задержались на монастырской территории. Да и как можно равнодушно пройти вдоль множества благоухающих роз! Как можно не подивиться розово-сиреневому закату, мягко накрывшему и цветы, и зеленый аккуратный газон, и белые стены храмов…
Пройдя чуть вдаль, к часовне со святой водой мы вдруг как на ладони увидели Казанский Кремль. Надо же, монастырь стоит в десяти минутах езды от самого центра города, а чувствуется ли это? Нет.
Ещё одна тишина. Божественная, святая тишина. Она вымолена мучениками Казанскими, пострадавшим за Христа на этой горе. Сначала в XVI веке, а потом в веке XX… В 1918 году здесь была расстреляна вся братия Зилантова монастыря, не пожелавшая эвакуироваться и покинуть город. Земному спасению они предпочли Небесное. По их молитвам обитель, почти стертая с лица земли, снова возродилась к жизни.
Поднимаясь по ступеням Успенского храма, я подняла взгляд и замерла. На стене меня встречал образ Пречистой, изображённой стоящей на горе и попирающей ногами отвратительного змия. И надпись: «Игумения горы Зилантовой». Вот так день, начавшийся с молитвы к Ней завершился в Её святой обители. Вот так мы ощутили Её покров и помощь. Посетив Дом Богородицы, город Казань, мы молились о том, чтобы и наши сердца хоть на частичку соделались Домом. Домом, где есть Бог…
Храм Ярославских чудотворцев
Паломничество нашей группы по святыням Казани началось с посещения храма Ярославских чудотворцев на Арском кладбище. В годы, когда все православные церкви города были закрыты, в этом храме не затухала молитва. Сюда были принесены великие святыни, которые удалось сохранить от поругания. Это рака с мощами первого казанского святителя Гурия: он своей жизнью, своими делами нёс живую проповедь Христа среди народа, не знавшего Его. Это чудотворная икона преподобного Сергия Радонежского, написанная на крышке его гроба: в Казань образ принесли стрельцы Иоанна Грозного. Это чудотворная Казанская икона Божией Матери. Из всех многочисленных списков с первообраза эта икона тоже претендовала называться «той самой Казанской…». Но все же искусствоведы опровергают это, считая, что она написана в XVII веке. А нам, простым верующим, надо ли разбираться в таких исторических тонкостях?
Казанские богомольцы очень почитают этот образ. Ведь он никогда не покидал город. Молитва перед ним никогда не прекращалась. Эта икона помнит наших предков, а сегодня на коленях пред Пречистой склоняемся мы… Несколько лет назад перед этим образом был отслужен молебен Божией Матери. Молились о том, чтобы пришёл конец разгоревшейся суете вокруг истории с исчезновением первообраза. За ней быстро меркла вера… И вот во время молебна происходит неожиданное — тёмный от времени лик Богоматери светлеет. Все видят это. Видят, как Она улыбается. Это просветление, длившееся одно мгновение, запечатлел фотограф. Что это значит? Быть может: «Я здесь, Я с вами». И теперь намного важнее выяснить: а мы — с Ней? Есть ли Она в наших сердцах?
Как основали обитель
Казанское ханство долго оставалось неприступным и не желало подчиняться воле Москвы. В 1552 году российский государь Иоанн IV Грозный отправился в последний поход на волжский город. 15 октября войска вошли в Казань, и в этот же день царь повелел построить православный монастырь.
Вид на собор Успения Пресвятой Богородицы (Всех Святых)
По преданию, новая обитель возникла возле братской могилы солдат, которые пали в борьбе за город. Неподалеку стояла походная церковь и палатка царя. Поминальный монастырь рядом с Новым Русским кладбище посвятили Успению Пресвятой Богородицы и Всем Святым. Первые монахи дали зарок вечно служить панихиды по убиенным.
Деревянные кельи и храм поставили в низинном месте, поэтому они постоянно страдали от разливов Казанки. Ежегодно в паводок речная вода поднималась и затапливала обитель. В 1559 году Волга разлилась особенно сильно, размыла монастырские стены, и было решено, что братия переберется на возвышенность. Выбор пал на Змеиную гору. С тех пор за монастырем закрепилось название «Зилантов».
Вид на малую колокольню Зилантового Успенского монастыря
По христианской версии, Зилантову гору выбрали не случайно. Новый монастырь поставили там, где погиб первый христианский мученик Казани – святой Иоанн. Из его жизнеописания известно, что праведник родился в Нижнем Новгороде. В 1505 году казанские татары напали на этот город и увели в плен много жителей. Среди них оказался и юноша по имени Иоанн.
После того, как несчастных доставили в Казань, Иоанн стал слугой у дяди хана – Алей-Шпура. Когда хозяин захотел обратить своего нового слугу в ислам, Иоанн ответил отказом и сказал, что будет твердо придерживаться христианской веры.
Вид на собор Троицы Живоначальной Зилантового Успенского монастыря
Ни уговоры, ни пытки не могли сломить его волю. В 1529 году разгневанный Алей-Шпур велел казнить Иоанна. Мученика вывели на гору, нанесли множество смертельных ран и оставили бездыханное тело на морозе. Поздно вечером Иоанн очнулся, дошел до бояр московского князя, которые жили в Казани, и рассказал им о своих злоключениях. Ночью он успел причаститься и умер. Тело Иоанна было тайно погребено на Зилантовой горе.
На змеиной горе
Осенью 1552 года состоялся последний казанский поход Ивана Грозного. 15 октября он вошел в город. В тот же день на берегу Казанки, на могиле воинов, павших при взятии города, названной Новым Русским кладбищем, он основал мужской поминальный монастырь, посвящённый Успению Божией Матери и Всем святым, дав завещание «на веки веков петь панихиды по убиенным родителям нашим». Эта обитель была одной из древнейших в Казани и Среднем Поволжье.
Из-за частых и бурных разливов Казанки, разрушавших деревянную церковь и кельи, около 1560 года её перенесли на возвышенное место — Зилантову гору. Название горы происходит от имени легендарного дракона («змия»), якобы жившего в древности на этом месте. С тех пор за монастырём и утвердилось название — Зилантов.
В XVII веке обитель обнесли каменными стенами. В 1625 году возвели Успенскую церковь, в 1681 году — церковь во имя Всех Святых, дошедшую до нас с изменениями, храм святителя Алексия. В середине XVIII века монастырь имел уже четыре каменные церкви, дворовые постройки и ухоженный сад. Ему принадлежала роща, остаток древнего Ягодного леса, а сам холм с трёх сторон живописно огибала Казанка.
Зилантов монастырь никогда не имел всероссийской известности, и в нём не было святынь, привлекавших многочисленных паломников. Самой почитаемой реликвией монастыря была Смоленская икона Божией Матери, якобы привезённая ещё Иваном Грозным.
Строгую жизнь проводили иноки на горе, выполняя завещание о поминовении воинов, молясь о всех от века почивших православных. Здесь читалась Неусыпаемая молитва. В Национальном архиве РТ хранится уникальный Синодик для поминовения всех усопших и убиенных с каплями воска на страницах, начатый ещё в 1560 году. В нём тысячи имен — от царей до князей, бояр и простолюдинов с их родами.
О некоторых настоятелях святой обители хочется сказать особо. Архиепископ Амвросий (Сретенский) (1765 — 1828) организовал в 1812 году общероссийскую подписку по сбору средств и построил Храм-памятник на братской могиле русских витязей. Ему монастырь обязан сооружением могучих зубчатых стен зилантовского кремля и ныне стоящего настоятельского корпуса.
Архимандрит Пётр был настоятелем всего год, впоследствии был утверждён наместником Киево-Печерской лавры. Это ему во сне явился патриарх Никон, которого он особо почитал, предупредил об опасности, грозившей его жизни и прикоснувшись жезлом, исцелил от тяжёлой болезни. В 1829 — 1850 гг. настоятелем монастыря был архимандрит Гавриил (Воскресенский) — ученый, монах, аскет, воспитанник Троице-Сергиевой лавры. Архимандрит присутствовал при коронации и миропомазании императора Николая I, получив из рук государя медаль. Вторая их встреча произошла уже в Казани во время посещения императором Зилантова монастыря и могилы воинов на Казанке летом 1836 года.
Святитель Филарет (Амфитеатров) — один из двух «Великих Филаретов» XIX столетия. Поднял монастырь из нищеты, а храм-памятник определил под попечение именитых казанских купцов. Ему город также обязан организацией торжественных крестных ходов от кремля до храма-памятника на могиле воинов, так называемых «казанских именин». Частичка его мощей находится в мощевике Зилантова монастыря.
Архимандрит Антоний (Петров) (1830-1902), знаменитый миссионер, свыше 20 лет проведший в отдаленных районах Сибири и обративший в православие тысячи бурят, эвенков, орочей.
Самый старый некрополь
Зилантовское кладбище занимало всю северо-восточную половину древней горы. По северной, обращенной к Казанке её части, живописными группами росли вековые вязы, дубы, свидетели исторических событий 1552 года.
Некрополь составлял часть многовековой истории и славного прошлого монастыря. Это самое древнее в Казани «русское кладбище», где ещё 24 января 1529 года было погребено тело святого мученика Иоанна — нижегородца, находившегося в казанском плену. «И положено бысть честное его и многострадальное тело на старом русском кладбище», — как писал о нём святой Ермоген в 1592 году.
А в 1774 году на ней принял смерть от повстанцев Пугачева настоятель монастыря игумен Асинкрит. Название «старого русского кладбища» довольно долго именовалось даже в официальных документах.
На монастырском некрополе хоронили не только священнослужителей, но и имелись семейные усыпальницы именитых горожан Александровых, Тихомирновых, Кондыриных, Крашенинниковых, Шмагиных, Моисеевых, Еремеевых, Нееловых, Растовских, маркизов де Траверсе. В фамильном склепе был похоронен почётный потомственный гражданин Казани, купец 1-й гильдии Иван Иванович Алафузов.
В монастыре похоронена известная казанская благотворительница, подарившая городу здание Пассажа — Ольга Александрова-Гейнс († 29 октября 1927 г.). Здесь нашли свой последний приют князь Василий Болховский († 1801 г.), генерал-майор Ермолай Великопольский († 1802 г.), бывший губернатор Казанской губернии Александр Гейнс († 1892 г.), командир порохового завода Василий Глухов († 1835 г.), архитектор Василий Кафтырев († 1807 г.), генерал-майор Алексей Лецкой († 1800 г.), благодетель монастыря, купец Николай Мясников, подполковник, троюродный брат А. С. Пушкина Александр Неелов († 1844 г.), гвардии капитан, дядя Л. Н. Толстого Николай Юшков († 1828 г.). Не менее трёх тысяч наших земляков упокоилось на монастырском погосте.
Как отмечает известный казанский исследователь Пётр Дульский, некрополь Зилантова монастыря имел немало деревянных резных памятников редкой красоты, что «свидетельствовало о большом чутье форм мастеров, которые с увлечением воплотили в своей работе частицу художественных заветов народного творчества». Кресты-надгробия подчас были настоящими произведениями старинной русской деревянной резьбы, не уступающей по изысканности резьбе иконостасов. Когда в советское время кладбище разорили и полностью сровняли с землёй, один крест XVIII века не был уничтожен именно потому, что его причислили к «произведениям искусства» и поместили в качестве экспоната в Национальный музей. Там он находится и поныне. Почти два с половиной столетия не разрушили деревянную резьбу. Четыре изящных столбика в форме миниатюрной башенки-часовенки держат на себе многоярусный витой столбик, увенчанный восьмиконечным православным крестом. Фотографии этого надгробия есть как в дореволюционных книжках, так и в советских путеводителях по Казани.
В октябре 2006 года в обители установили поклонный крест. Пришло время покаяния.
«Красный террор» и новое время
Своими мучениками прославилась обитель и в XX веке. Штурм Казани красными войсками в сентябре 1918 года начался именно с Зилантовой горы. Надвигавшийся «красный террор» заставил тысячи горожан, в том числе архиепископа Казанского и Свияжского Иакова и священство, покинуть город. Но не ушли монахи обители. Иноки монастыря, отслужив последнюю в своей жизни литургию, трапезничали. Красноармейцы ворвались в трапезную и зверски расстреляли всех находившихся там во главе с архимандритом Сергием (Зайцевым), которого называли миротворцем. Чудом выжил лишь духовник обители престарелый иеромонах Иосиф, который и поведал братии Иоанно-Предтеченского монастыря о страшной трагедии.
В годы советской власти монастырь разграбили, осквернили и почти стёрли с лица земли. Здесь поочередно располагались тюрьма, склады МВД, детская колония, коммунальные квартиры. Когда в конце 1980-х годов оттуда из-за невыносимых бытовых условий переселили всех жителей, то почти вся гора представляла собой сплошную свалку отходов и мусора.
В 1998 году Зилантову обитель вернули Казанской епархии. Монастырь возрожден как единственный женский в Казани и её окрестностях. Настоятельница монастыря сегодня — игуменья Сергия (Лакатош). В июле 2004 года освятили Владимирскую церковь, а в 2006 году при стечении прихожан — Троицкий храм. Действует Успенский собор (бывший Всехсвятский). Зилантова гора после долгих десятилетий запустения и забвения оглашается благовестом.
История монастыря в XVII-XX веках
Монастырский ансамбль из камня был построен в XVII столетии. На территории монастыря появились величественный Успенский собор, церковь в честь митрополита Алексия, братские корпуса и хозяйственные постройки.
Собор Троицы Живоначальной Зилантового Успенского монастыря
Известно, что в 40-е годы XVII века в казанской обители жил Суздальский и Тарусский архиепископ Иосиф. Священника обвинили в ереси и сняли святительский сан. Он провел остаток своих дней в Казани и нашел свой последний приют в стенах Зилантова монастыря.
С 1732 по 1740 год в обители находилось высшее учебное заведение местной епархии – Казанская духовная семинария, а потом – Новокрещенская школа. В 1829-1950 годы настоятелем монастыря был профессор Казанского университета по кафедре церковного права – архимандрит Гавриил (Василий Николаевич Воскресенский). В это время монастырь посетил российский император Николай I.
Вид на церковь Адриана и Наталии при сестринском корпусе Зилантового Успенского монастыря
В середине XIX века к обители построили отличную брусчатую дорогу. Казанский монастырь процветал! К началу прошлого века было издано три путеводителя по Зилантову монастырю. Появился четвертый братский корпус, а стены Всехсвятского храма покрыли росписями в древнерусском стиле.
После революции и прихода новой власти всё переменилось. В 1918 году отряд красноармейцев без суда и следствия расстрелял настоятеля – архимандрита Сергия (Зайцева) и 10 монахов. Некоторое время обитель простояла бесхозной, а потом здесь создали православную общину. Правда, она просуществовала недолго. В 1928 году всех верующих изгнали с территории старинного монастыря.
Вид на церковь Адриана и Наталии от Игуменского корпуса Зилантового Успенского монастыря
Когда по всей стране проходила активная кампания против религии, было полностью уничтожено древнее монастырское кладбище. От могил монахов, настоятелей и именитых горожан не осталось ни следа. В 1930-1950-е годы в бывшем монастыре находились тюрьма НКВД, детская колония, склады МВД, а потом – коммунальные квартиры. За несколько десятилетий великолепный архитектурный ансамбль был практически разрушен.
В августе 1998 года, когда было принято решение возродить монастырь, как женский, на его территории оставались только настоятельный корпус и Всехсвятская церковь. Все остальные постройки появились в монастыре в последние годы.
Вид на надвратную колокольню с церковью Михаила Архангела (по центру) и церковь Владимира равноапостольного (справа)