Как православным христианам правильно креститься и основные ошибки

Содержание:

Не лицемерить, не поучать и не кланяться для галочки

Категорически не рекомендую делать поклоны напоказ, это лицемерие и мерзость перед Богом. Господь всегда обличал лицемерие. Можно обманывать ближних, но Бога не обманешь. Когда прихожане бросаются на пол во внезапном приступе благочестия — это тщеславие. Ещё нельзя поучать и требовать от других, чтобы они совершали земные поклоны — это неправильно, потому что человек может по состоянию здоровья не иметь возможности кланяться. Такое поведение только отталкивает людей. Всё должно совершаться добровольно и по силам. Никто не требует совершать поклоны по принуждению — ведь тогда это не будет выражением ни любви, ни страха Божия.

Нельзя делать поклоны внешне и механически. Поклон должен быть наполнен смыслом, о котором мы упоминали: любовью, благодарностью, страхом Божиим и так далее. Когда мы делаем поклон, всегда надо помнить, перед кем или чем мы преклоняемся, где находимся — ведь в храме всё Духом Святым совершается, мы в святом месте пребываем. Не надо делать поклоны для галочки, без души, равнодушно.

Подытожу: поклоны имеют особое значение. У нас сложная система разных поклонов, совершать которые надо по уставу, но из всех правил есть исключения. Главное — чтобы в вашей жизни не было поклонов без веры, благоговения и страха Божия.

Когда по уставу не положено совершать поклонов

Когда в поклоне нет нужды? Достаточно распространена ситуация, когда прихожане активно крестятся, но не совершают поклонов. Выше мы упоминали Шестопсалмие — это событие обычно привязывается к всенощным бдениям. Чтец декламирует шесть псалмов, и поклону тут места нет. Обряд проводится в полной тишине и символизирует ожидание Спасителя.

Нет места для поклона и в том случае, если священнослужитель поет «Символ веры». Произнесение вслух текстов из Евангелия и Апостола тоже исключает поклон. Возвращаясь к всенощному бдению, стоит вспомнить и паремии. Как видите, церковные уставы регламентируют любые действия прихожан, включая коленопреклонения, молитвы и крестные знамения. Если вы намереваетесь стать активным членом православной общины, стоит заняться вдумчивым изучением описанных выше правил.

Как правильно креститься в церкви перед иконой

Перед молитвенным обращением верующий отвешивает поклон перед иконой, крестится, ставит (при желании) свечку. Крестятся, глядя прямо на святой лик, так как молитву возносят не изображению, а тому, чей образ перед духовным взглядом верующего.

Православный верующий прикладывает щепоть правой руки из 3-х пальцев сначала ко лбу, затем – к поясу. Следующие жесты: щепоть прикладывается к правому плечу, затем к левому. Таким образом он осеняет себя Святым Крестом, произнося про себя на каждом этапе крестного знамения: «Во имя Отца/и Сына/, и Святого/Духа».

Движение руки справа налево символизирует желание человека получить благословение Божие. Согласно религиозному поверию, такой порядок помогает отогнать нечистую силу, преодолеть греховные наклонности. Креститься надо не спеша. Поклон отвешивается, когда правая рука опускается вниз, иначе крест считается сломанным.

В Католической церкви крестное знамение с XVI века наносят слева направо, что означает отказ человека от греха, стремление к Богу. И католические, и православные священники перекрещивают верующих слева направо.

Каждение

Существует уже устоявшаяся традиция, когда во время каждения настоятелем церкви прихожане отвлекаются от богослужебной молитвы, начинают передвигаться из одной стороны к другой, приковывая все свое внимание к приближающемуся священнику, создавая шум, встают спиной к алтарю, что недопустимо. Во время каждения прихожане должны расступиться и пропустить священника, после чего – тихо встать на место и вернуться к молитве. Если священник начинает кадить людей, то необходимо поклониться и вернуться к богослужению, а не искать глазами священника в течение всего этого священнодействия

Может показаться, что весь этот список слишком сложен и утомителен для запоминания, однако он может помочь каждому верующему освоиться в действах богослужений

Если священник начинает кадить людей, то необходимо поклониться и вернуться к богослужению, а не искать глазами священника в течение всего этого священнодействия. Может показаться, что весь этот список слишком сложен и утомителен для запоминания, однако он может помочь каждому верующему освоиться в действах богослужений.

Поклоны во время молитвы. Что значит земной и поясной поклон в православии?

Во время молитв принято совершать земные и поясные поклоны. Это знак благоговения перед Богом.

Обычно поклон совершается после крестного знамения при произнесении особо значительных, важных слов молитвы.

В молитвослове всегда указывается, когда нужно делать поклон.

Как правильно совершать земной поклон?

Земной поклон — это поклон, во время которого верующий становится на колени, касается пола лбом и сразу поднимается.

В православной церкви земные поклоны нужно совершать, прикладываясь к святыням (иконам, мощам, священным реликвиям):

  • два земных поклона до прикладывания и
  • один земной поклон после прикладывания.

В некоторые дни церковь отменяет земные поклоны, поскольку они не соответствуют смыслу почитаемого события. В этих случаях земные поклоны заменяются поясными.

Это воскресные и полиелейные дни, и особо строго запрещаются земные поклоны в период с Пасхи до Дня Святого Духа (понедельник после праздника Пятидесятницы).

Во время воскресной Литургии в православии земные поклоны, по правилу Василия Великого, делаться не должны. Иногда это правило нарушается, и на возгласе хора «Един Свят, Един Господь Иисус Христос…» совершается один поклон.

Как правильно совершать поясной поклон?

Поясной поклон — это поклон в пояс, когда верующий стремится дотянуться рукой до пола, не сгибая колени.

  • Обычно делается сразу после крестного знамения
  • Поясной поклон обязательно совершается перед входом в храм.

Коленопреклонения на литургии в православии

В православном храме продолжительные коленопреклонения во время богослужения совершаются только

  • в праздник Пятидесятницы,
  • на великой вечерне, которая служится сразу после Литургии.

В это время священник читает несколько длинных молитв и сам, вместе со всем народом, стоит на коленях.

В остальное время на церковных службах могут совершаться земные поклоны.

Коленопреклонений на Литургии не полагаетсяВ православных храмах в Белоруссии, Украине и Литве под влиянием католической церкви возникла местная традиция совершать коленопреклоненные молитвы. По сути это земные поклоны, для совершения которых верующие становятся на колени.

Что означает земной поклон?

Поклон сам по себе выражает почтение, уважение, благодарность. Недаром кланяются артисты после концерта, выражая благодарность публике, а князьям и царям отдавали поклоны, демонстрируя уважение и полное подчинение.

Поклоны в православии хоть и перекликаются с театральными и мирскими, но имеют куда более глубокий смысл – выражения покорности благой и совершенной воле Господа, знак высочайшего Ему почтения и поклонения.

Поклоном верующий как бы говорит – я доверяюсь тебе, я открыт пред тобою, я покоряюсь твоей воле, я твое дитя.

Недаром поклон – это открытая шея, незащищенная спина и склоненная голова – самые уязвимые части тела. Полная отдача себя на милость Божию.

Поясные и земные поклоны

Различаются поклоны великие или земные, при которых христианин опускается на колени и прикасается головой к земле, и малые или поясные — когда человек наклоняет голову и тело. Праведный Иоанн Кронштадтский говорил, что себя необходимо принуждать к деланию поклонов, это смирит гордость, сидящую в глубине сердца.

  • Малые преклонения совершают в моменты келейных и храмовых молитв. На богослужении, когда батюшка благословляет мирян рукой, поклон делается без осенения себя крестным знамением.
  • Великие поклоны в пост совершают три раза, сопровождая крестным знамением и чтением молитвы Ефрема Сирина. Ее делят на три стиха. Поклоны в храме нужно осуществлять неторопливо, своевременно.

Преклонения делают после краткого прошения ектении или молитвословия, а не во время чтения или пения. Нельзя поклоняться во время совершения крестного знамения.

Когда можно совершать земные поклоны

В дни Великого поста положено сделать 3 великих поклона после входа в церковь перед Распятием. Сначала совершают 2 знамения с преклонениями, потом прикладываются к Кресту и преклоняются в третий раз.


При выполнении поклона христиане показывают смирение и благоговение перед Богом

Точно так же делают, когда покидают храм. В воскресный день на Литургии разрешено делать великие поклоны в некоторых случаях. При пении «Честнейшую Херувим, и Славнейшую без сравнения Серафим» после 8 песни канона.

Также можно преклониться после слов «Тебе поем, Тебе благословим». Именно при этом пении в алтаре батюшка совершает кульминационное действие — пресуществление Святых даров.

Когда нельзя делать земные поклоны

По церковным правилам христиане не должны осуществлять земное преклонение в следующие периоды:

  • в период от светлой Пасхи до Святой Троицы;
  • от Рождества Христова до Крещения Господнего — с 7 января до 19 января;
  • в двунадесятые праздники;
  • в воскресные службы за исключением некоторых моментов.

Великие преклонения в эти периоды запрещены святыми апостолами, также закреплены I и VI Вселенским Собором. Эти периоды времени символизируют примирение христианина с Господом, когда человек уже не раб Божий, а сын.

Когда полагается креститься с земным поклоном

В воскресные дни благословляется класть великие поклоны после произнесения священником «Преложив Духом Твоим Святым» и в момент выноса Чаши из алтаря, когда батюшка говорит «Со страхом Божием и верою приступите».


Поклоны совершают после каждого прошения ектении или молитвословия

Как делать земной поклон по правилам?

Все молитвы и песнопения, после которых осуществляют коленопреклонение, обязательно должны сопровождаться осенением себя крестным знамением. Одновременное проведение действ неправильно.

Важно! Земной поклон необходимо класть медленно, с внутренней молитвой и сосредоточением. Встают выпрямившись, перекрещиваются, опускаются на колени, положив руки на пол и прикоснувшись его лбом

Затем поднимаются и при необходимости повторяют поклон. При этом необходимо взывать с молитвой «Господи, помилуй» или другой, обращенной к Божьей Матери, Ангелу или святым

Встают выпрямившись, перекрещиваются, опускаются на колени, положив руки на пол и прикоснувшись его лбом. Затем поднимаются и при необходимости повторяют поклон. При этом необходимо взывать с молитвой «Господи, помилуй» или другой, обращенной к Божьей Матери, Ангелу или святым.

Земные поклоны после Причастия

В первые века нового времени перед Святым Причащением не совершали великих поклонов. Христиане перед принятием Крови и Плоти Спасителя поклонялись до пояса и накладывали на себя крестное знамение. Это до сих пор наблюдается в византийских церквях.

Сейчас православные верующие преклоняются перед Чашей, даже если не участвуют в Евхаристии.

В день Причащения Святых Христовых Таин нельзя поклоняться ниц. Преклонения выражают покаянное чувство, боль о своих грехах. Причастник должен соединиться с Господом в процессе Таинства и пребывать в духовном благоговении.


Поклоны в храме нужно осуществлять неторопливо и своевременно

После Причащения необходимо воздать Господу благодарственные молитвы, которые читают по окончании богослужения, или помолиться самостоятельно дома.

Земные поклоны на литургии

На Божественной Литургии необходимо поклоняться так:

  • три поклона до пояса при чтении и пении молитвы «Святый Боже», «Приидите, поклонимся», «Буди имя Господне благословенно отныне и до века», после трехкратного «Аллилуйя»;
  • три преклонения на псалом 118;
  • малый поклон и крестное знамение на возгласах батюшки, при пении «Господи, помилуй», «Подай, Господи»;
  • поясное поклонение на молитвах, стихирах, только после слов «Припадем», «Поклонимся», «Молимся»;
  • земное преклонение при первом и втором явлении Святых Даров;
  • земное поклонение после слов «Благодарим Господа», после завершения песнопения «Тебе поем»;
  • малый поклон делается перед и после чтения Евангелия;
  • поясной поклон при чтении акафиста, на кондаке и икосе.

Можно ли совершать от Пасхи до Троицы земные поклоны

В дни от праздника Воскресения Господа Иисуса Христа до Святой Троицы великие поклоны осуществлять запрещено. Но при выносе Чаши опуститься на колени для воздания благодарения Богу не возбраняется.

Важно! Дома можно совершать коленопреклонения после чтения кафизм, молитв. Христианин должен стремиться к ознакомлению с церковным порядком, иметь духовное образование и деятельную веру

Не нужно делать замечания прихожанам, а стоит углубляться в себя, молиться

Христианин должен стремиться к ознакомлению с церковным порядком, иметь духовное образование и деятельную веру. Не нужно делать замечания прихожанам, а стоит углубляться в себя, молиться.

О покло­нах во время Боже­ствен­ной Литур­гии

За всеми екте­ни­ями на всех про­ше­ниях — по поклону; исклю­че­ние: на про­ше­ниях, пред­на­зна­чен­ных для молитвы огла­шен­ных, как то: «Помо­ли­теся, огла­шен­нии, Гос­по­деви» и «Огла­шен­нии, главы ваша Гос­по­деви при­к­ло­ните» поклон тво­рить не сле­дует;

  • на всех иерей­ских воз­гла­сах — по поклону;
  • после малого входа, во время пения «При­и­дите, покло­нимся» — поклон;
  • на воз­гласе «Яко Свят еси, Боже наш» — крест­ное зна­ме­ние без поклона;
  • на «Гос­поди, спаси бла­го­че­сти­выя» – поклон;
  • на воз­глас диа­кона «И во веки веков» — поклон без крест­ного зна­ме­ния;
  • на Три­свя­том – 3 поклона;
  • на «Слава Тебе, Гос­поди…» перед чте­нием Еван­ге­лия и после него – по поклону;
  • при вели­ком входе, когда свя­щен­ник воз­гла­шает «Вас и всех пра­во­слав­ных хри­стиан» — поклон без крест­ного зна­ме­ния;
  • по окон­ча­нии Херу­вим­ской песни, во время пения «Алли­луиа» – 3 поклона;
  • в начале Сим­вола веры – крест­ное зна­ме­ние без поклона;
  • в конце Сим­вола веры, на «…чаю вос­кре­се­ния мерт­вых…» – поклон;
  • на «Мило­сти мира», на каждом воз­гласе диа­кона или свя­щен­ника — пояс­ной поклон;
  • на воз­гласе «Бла­го­да­рим Гос­пода», при пении «Достойно и пра­ведно есть покла­ня­тися…» – земной поклон;
  • при Гос­под­них словах: «При­и­мите, ядите…» и «Пийте от нея вси…» — по глу­бо­кому пояс­ному поклону;
  • по освя­ще­нии Св. Даров (т. е. перед пением «Достойно есть» или Задо­стой­ника) – земной поклон;
  • после «Достойно есть» или Задо­стой­ника – поклон;
  • на «Отче наш», в начале — земной поклон;
  • на «Отче наш» в конце (при словах «…избави нас от лука­ваго») — поклон;
  • на воз­гласе «Святая святым» — 3 поклона или земной поклон;
  • при первом явле­нии Св. Даров, на воз­гласе «Со стра­хом Божиим…» — земной поклон;
  • после чтения молитвы ко При­ча­стию «Верую, Гос­поди, и испо­ве­дую…», все при­част­ники, прежде того как подойти к Св. Чаше, — земной поклон, а непри­ча­ща­ю­щи­еся – пояс­ной;
  • при втором явле­нии Святых Даров, на воз­гласе «Всегда, ныне и присно…» все непри­ча­щав­ши­еся – земной поклон, а при­ча­щав­ши­еся – пояс­ной;
  • при чтении заам­вон­ной молитвы стоять с пре­кло­нен­ной голо­вой.

Земной поклон в исламе

Саджда (земной поклон) является одним из обязательных элементов намаза. Человек, совершающий намаз, после выпрямления из поясного поклона, совершает земной поклон, касаясь земли лбом и носом, выражая тем самым свое почтение перед Аллахом. В каждом ракате намаза совершается два саджда, друг за другом. Если во время саджда коснуться земли только лбом, не касаясь носом, то такое саджда разрешено, однако при отсутствии уважительной причины такое саджда является макрухом.

Если же во время саджда человек касается земли только носом и не касается лбом, то, по мнению имама Абу Ханифы, такое саджда допустимо, тогда как, по мнению имама Мухаммада и Абу Юсуфа, без уважительной причины такое саджда не разрешено. Касаться земли во время саджда подбородком или щекой нельзя.

Если человек не может коснуться земли лбом и носом, то он выполняет саджда кивком головы. По мнению ученых ханафитского мазхаба, касаться земли ладонями и коленями во время саджда является сунной, тогда как, по мнению имама Зуфара, Шафии и Ахмада, это является фардом. Недопустимо совершать саджда, не касаясь земли пальцами ног.

Если место саджда будет на пол аршина (двенадцать пальцев) выше того места, где находятся ноги, то саджда будет разрешено, если же это место будет гораздо выше, то в этом случае совершение саджда будет недопустимо.

По причине большого количества людей, можно совершать саджда на колени или на спину впереди молящегося. Если саджда совершается на чем-то мягком, на шерсти, сене или на снегу, если под этим чувствуется твердая поверхность, то в этом случае саджда будет разрешенным.

Если же лицо утопает в этом, и не ощущается твердости, то саджда будет недозволенным. Саджда можно совершать на всем, что постелено на землю, при условии, что это является чистым. Наличие нечистот на этом месте не нанесет вреда, при условии, что у нечистот отсутствует запах и объем.

Саджда – это самый важный элемент намаза и наиболее яркое выражение смирения перед Аллахом и Его возвеличивания. Сообщается, что посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) сказал: «Человек ближе всего к своему Господу во время саджда. Во время саджда делайте много дуа» (Муслим, Салят, 215).

Особые правила земных поклонов

Делать коленопреклонение нужно строго по правилам. Прежде чем встать на колени, осените себя крестным знамением. Затем опуститесь ниц, коснувшись головой и руками пола. Если вы хотите приложиться к святыне, дважды перекреститесь, поклонитесь, после чего вновь сотворите крестный знак и совершите поклонение.

Священнослужители призывают выполнять поклоны правильно: не торопясь, искренне, в нужный момент. Действие свершают по окончании ектении или молитвенного песнопения. Во время самого прочтения делать это категорически запрещено Церковным Уставом. Также нельзя креститься одновременно с преклонением.

Когда нельзя делать

Земные поклоны можно класть не всегда. Так, коленопреклонения запрещены в такие периоды:

  • со дня Великой Пасхи до Пятидесятницы;
  • от Рождества Христова до Крещения Господня;
  • во время воскресных богослужений, за исключением литургии (поклонение совершается после эпиклезы и при выносе Чаши со Святыми Дарами);
  • в красные даты православного календаря;
  • на Яблочный Спас;
  • во время первого причастия.

Когда можно совершать

Как уже говорилось выше, земные поклоны не воспрещается класть во время воскресной литургии. Совершают их трижды:

  • во время входных молитв перед престолом;
  • при возложении Святых Даров;
  • перед самой евхаристией.

Не страшно, если вы выполните коленопреклонение в непозволительный для такого действа период – это не является великой ошибкой.
Совет автора
Отличия земных и поясных поклонов

Священнослужители рекомендуют заранее изучить традиции и Устав храма, куда вы идете на службу. Иногда утвержденные каноны претерпевают некоторые изменения, характерные для отдельного прихода. Если вас мучают сомнения по поводу правильности ваших действий, не бойтесь попросить у церковников разъяснений.

Другой способ сделать все правильно – просто наблюдать за действиями других прихожан. Чтобы не попасть в неловкую ситуацию, не нужно отказываться от помощи или игнорировать советы знающих людей. А вот повторять за монахинями, которые часто присутствуют на службе, не стоит – они руководствуются своими, отличными от общепринятых, правилами.

Когда креститься с земным поклоном

Согласно Церковному Уставу осенять себя крестным знамением с коленопреклонением нужно в следующих случаях:

  • трижды в начале литургии и столько же после нее;
  • на словах «Благодарим Господа»;
  • по окончании песнопения «Тебе поем»;
  • после фразы «И сподоби нас, Владыко»;
  • во время обоих явлений Чаши со Святыми Дарами.

Во время коленопреклонения часто осеняют себя крестным знамением

Опускаясь ниц перед Богом, вы показываете Ему свое смирение, искореняете гордость, совершаете акт покаяния

Видя это, Всевышний непременно обратит на вас Свое внимание, благословит и подарит милосердие

Азы Православия. О поклонах и крестном знамении

Для крестного знамения мы складываем пальцы правой руки так: три первых пальца (большой, указательный и средний) слагаем вместе концами ровно, а два последних (безымянный и мизинец) пригибаем к ладони.

Сложенные вместе три первых пальца выражают нашу веру в Бога Отца, Бога Сына и Бога Святого Духа как единосущную и нераздельную Троицу, а два пальца, пригнутые к ладони, означают, что Сын Божий по воплощении Своем, будучи Богом, стал человеком, то есть означают Его две природы — Божескую и человеческую.

Осенять себя крестным знамением надо не торопясь: возложить его на лоб (1), на живот (2), на правое плечо (3) и затем на левое (4). И только опустив правую руку, делать поклон, чтобы невольно не допустить кощунства, поломав положенный на себя крест.

О тех же, которые знаменуют себя всей пятерней, или кланяются, не окончив еще креста, или махают рукой своей по воздуху или по груди своей, святитель Иоанн Златоуст сказал: «Тому неистовому маханию бесы радуются». Напротив, крестное знамение, совершаемое правильно и неспешно, с верою и благоговением, устрашает бесов, утишает греховные страсти и привлекает Божественную благодать.

В храме необходимо соблюдать следующие правила, касающиеся поклонов и крестного знамения.

Креститься без поклонов

следует:

  • В начале шестопсалмия при словах «Слава в Вышних Богу…» три раза и в середине на «Аллилуиа» три раза.
  • В начале пения или чтения «Верую».
  • На отпусте «Христос, истинный Бог наш…».
  • В начале чтения Священного Писания: Евангелия, Апостола и паремий.

Креститься с поясным поклоном

следует:

При входе в храм и при выходе из него — три раза.
При каждом прошении ектении после пения «Господи, помилуй», «Подай, Господи», «Тебе, Господи».
При возгласе священнослужителя, воздающего славу Святой Троице.
При возгласах «Приимите, ядите…», «Пийте от нея вси…», «Твоя от Твоих…».
При словах «Честнейшую Херувим…».
При каждом возглашении слов «поклонимся», «поклонение», «припадем».
Во время чтения или пения «Аллилуиа», «Святый Боже» и «Приидите, поклонимся» и при возгласе «Слава Тебе, Христе Боже», перед отпустом — по три раза.
Во время чтения канона на утрени при взывании к Господу, Божией Матери и святым.
При окончании пения или чтения каждой стихиры.
На литии после каждого из первых двух прошений ектении — по три поклона, после двух остальных — по одному.

Креститься с земным поклоном

следует:

В пост при входе в храм и при выходе из него — три раза.
В пост на утрени после каждого припева к песни Богородице «Величит душа моя Господа» после слов «Тя величаем».
На литургии в начале пения «Достойно и праведно есть…».
По окончании пения «Тебе поем…».
После «Достойно есть…» или задостойника.
При возгласе «Святая святым».
При возгласе «И сподоби нас, Владыко…» перед пением «Отче наш».
При выносе Святых Даров, при словах «Со страхом Божиим и верою приступите», и второй раз — при словах «Всегда, ныне и присно…».
В Великий пост на великом повечерии при пении «Пресвятая Владычице…» — на каждом стихе; при пении «Богородице Дево, радуйся…» и проч. на великопостной вечерне совершаются три поклона.
В Великий пост при чтении молитвы «Господи и Владыко живота моего…».
В Великий пост при заключительном пении «Помяни нас, Господи, егда приидеши во Царствии Твоем» полагаются три земных поклона.

Поясной поклон без крестного знамения

кладется:

При словах священника «Мир всем», «Благословение Господне на вас…», «Благодать Господа нашего Иисуса Христа…», «И да будут милости Великаго Бога…».
При словах диакона «И во веки веков» (после возгласа священника «Яко свят еси, Боже наш» перед пением Трисвятого).

Не допускаются земные поклоны :

В дни воскресные, в дни от Рождества Христова до Крещения, от Пасхи до Пятидесятницы, в праздник Преображения.
При словах «Главы наша Господеви приклоним» или «Главы ваша Господеви приклоните» все молящиеся приклоняют головы (без крестного знамения), так как в это время священник тайно (то есть про себя), а на литии велегласно (громко) читает молитву, в которой молится о всех присутствующих, приклонивших головы. Молитва эта заканчивается возгласом, в котором воздается слава Святой Троице.

Важность крестного знамения в православии

Осенение крестом – одновременно исповедание веры и особый жест, привлекающий помощь Божию.

Как исповедание веры, наложение креста имеет несколько толкований:

  1. Буквально-историческое, напоминающее о страдании Иисуса Христа на кресте – именно об этом говорит жест наложения креста, а также его порядок – справа налево. Справа от Спасителя находился благоразумный разбойник, понимавший невиновность Иисуса, моливший Его о спасении. Слева был распят разбойник, поносивший проповедника из Назарета: «Если Ты Христос, спаси Себя и нас» (Лк. 23:39-40).
  2. Сотериологическое объяснение (сотериология – учение о спасении людей Богом): положение перстов на лоб символизирует Рождение Христа от Бога Отца, на живот – схождение Христа в мир людей, Его Воплощение ради их спасения, на правое и левое плечо – стояние праведников и грешников по правую и левую сторону Бога на Страшном Суде;

Как действие, призывающее помощь Божию, наложение креста связано с приобщением верующего к благодати. Осенить себя крестом – значит сораспяться Господу, то есть приобщиться к Нему.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector