Как правильно и когда нужно креститься православным в церкви перед иконой

Содержание:

Как складывать пальцы

Православные христиане верят в единство Святой Троицы. Именно поэтому следует складывать большой, указательный и средний палец вместе. Это своеобразный символ того, что Бог един в трех лицах. Для многих эта концепция сложна для понимания, но это основополагающая истина в православии.

Безымянный палец и мизинец правой кисти просто прижимаю к ладони, они символизируют то, что Спаситель был одновременно и Богом, и человеком. Рожденный от смертной женщины, он был способен чувствовать всю боль и тягости человеческой жизни. Но его божественная сущность подвигала на спасение людей.

Схематично нанесение на себя крестного знамения можно представить следующим образом:

Когда верующий человек осеняет себя крестным знамением и делает это правильно, то он подтверждает свою веру в Христа, преданность православию и отречение от бесовских соблазнов. Кроме того, после этого нужно сделать поклон в пояс, это также неотъемлемая часть традиции. Иногда во время богослужения православные христиане совершают и земные поклоны, вставая на колени и касаясь пола лбом.

Существенное отличие старообрядцев состоит в том, что они крестятся не тремя, а двумя пальцами: большим и указательным. В остальном осенение себя крестом происходит в той же последовательности, что и у традиционных православных христиан. А приверженцы католичества используют всю левую ладонь, изображая крест на теле слева направо. Это своеобразный символ ран от гвоздей на кистях и стопах Спасителя. Как видно, представители ветвей христианства вкладывают в крестное знамение глубокий смысл, и символика у каждой конфессии своя.

Как правильно креститься христианам

  1. Складываем вместе большой, указательный и средний пальцы.
  2. Безымянный палец и мизинец прижимаем к ладони.

Техника выполнения

Крестятся православные правой рукой. Сначала сложенные пальцы во Имя Отца прикладываются ко лбу. Этот жест подразумевает освящение ума. Затем персты переносятся в место солнечного сплетения во Имя Сына, тем самым освящая чувства, потом на правое и левое плечи поочерёдно, во Имя Святого Духа.

Этими жестами происходит освящение телесных сил. Обычно крёстное знамение выполняется трижды. После каждой манипуляции необходимо делать поклон. Некоторые совершают ошибку — кланяются одновременно с крёстным знамением, что недопустимо.

Два или три пальца?

Внимательный человек может заметить, что православные и католики осеняют себя крестом по-разному. Во-первых, католики крестятся двумя пальцами, а при заходе в храм становятся на одно колено. Во-вторых, католики и православные касаются пальцами разных плечей: право-лево у них чередуется в разном порядке.

Способ креститься формировался несколько столетий. Первые христиане крестились только одним пальцем, выражая этим действием готовность быть распятыми за своего Спасителя. Затем возникла традиция осенять двумя пальцами лоб, живот и плечи. Впоследствии эта традиция была изменена, и вместо живота осеняли грудь: ведь сердце важнее живота. Однако этот метод вновь изменили и вернулись к осенению живота вместо груди, сообразуясь с тем, что живот символизирует жизнь.

В 17 веке крестное знамение вершили уже тремя перстами вместо двух, так как число три соответствует Святой Троице. Крест творили правой рукой, так как правая сторона символизирует истину и правду. Троеперстное перекрещивание было утверждено реформой Никона, после которой произошел раскол православной церкви. Раскольники (старообрядцы) до сих пор сохранили двуперстное прикладывание, так как не приняли церковной реформы.

Интересно, что способы осенения себя крестным знамением сильно различались. Если вначале христиане клали крест одним перстом, то впоследствии был изобретен метод креститься целой ладонью. В 1656 году был утвержден способ осенения себя крестом, который стал повсеместно распространен на Руси. Те, кто его не выполнял, причислялся к еретикам. Под ярлык еретиков попали все старообрядцы, и лишь в 20 веке православная церковь одобрила двуперстное прикладывание как допустимое.

С апостольских времен

Первые исторические сведения об осенении себя крестом приходятся на самое начало III века, на время жизни Квинта Тертуллиана (160–220 годы) – раннехристианского автора, оставившего после себя больше 30 трактатов.

В трактате под названием «О венце воина» Тертуллиан пишет, что у христиан принято «ограждать свое чело» крестным знамением при любых жизненных обстоятельствах – будь то выход из дома, посещение храма, прием пищи, начало или окончание труда и даже перед сном.

Исследователи творчества Тертуллиана считают, что трактат относится к 211 году, следовательно, можно с уверенностью сказать, что за 178 лет после распятия Христа обычай крестного знамения прочно вошел в жизнь людей, Его исповедающих.

Священство

В этом таинстве христианин, удостоенный рукоположения в диакона, священника или епископа, возводится в соответствующую степень священства для особого церковного служения. Совершать таинство священства может только епископ. Рукоположение в епископа обычно выполняют несколько епископов. У католиков сегодня признается принцип безбрачия духовенства, так называемый целибат, возведенный папой Григорием VII в закон. Нецелибатными могут быть только диаконы.

«Существуют определенные отличия у таинства священства, а именно, чинопоследования. В православии признается рукоположение католиков. Если католический священник решит перейти в православие, то его специально рукополагать никто не будет, также как и наоборот. Таким образом, таинство священства взаимно признается и у католиков, и у православных при определенных условиях. Если говорить о православных священниках, то участвовать в католических таинствах они не могут. У нас нет евхаристического общения и поэтому ни причащаться, ни исповедаться священники не могут, как и креститься в католических храмах. У католиков в этом отношении более мягкие условия, они, например, готовы, принимать православные таинства. Другой вопрос, что с нашей стороны такого взаимного общения не существует», — говорит Постернак.


Чем Патриарх отличается от Папы Римского? Подробнее

Отвечает священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыря:

Мы не располагаем богослужебными текстами христиан апостольского века. Поэтому не можем однозначно решить вопрос об употреблении крестного знамени в первенствующей Церкви. Незнание не дает нам основания отрицать возможность появления крестного знамения в самых ранних христианских общинах. Некоторые исследователи говорят об этом вполне определенно: «Обычай делать кр. знам. берет начало со времен апостольских» (Полн. Правосл. богослов. энциклоп. Словарь, СПб. Изд. П.П.Сойкина, б.г., с. 1485). Во время Тертуллиана крестное знамение уже глубоко вошло в жизнь современных ему христиан. В трактате «О венце воина» (около 211 г.) он пишет, что мы ограждаем свое чело крестным знамением при всех обстоятельствах жизни: входя в дом и выходя из него, одеваясь, возжигая светильники, ложась спать, садясь за какое-либо занятие.

Крестное знамение не является лишь частью религиозного обряда. Прежде всего, это – великое оружие. Патерики, отечники и жития святых содержат много примеров, свидетельствующих о той реальной духовной силе, которой обладает образ креста. Неужели богопросвещенные апостолы не знали об этом? Интересное свидетельство находим в «Луге духовном» блаж. Иоанна Мосха. Когда пресвитер монастыря Пентуклы Конон покинул обитель, его встретил св. Иоанн Креститель, который кротко сказал ему: «Возвратись в монастырь, и я избавлю тебя от брани». Авва Конон отказался. Тогда св. Иоанн посадил его на один из холмов и, раскрыв его одежды, трижды осенил его крестным знамением» (глава 3). Великий Предтеча Иоанн – небожитель. Разве мог он научиться совершать крестное знамение у людей. Приведенный рассказ косвенно указывает на то, что образ креста использовался от начала христианства. Приведу еще одно соображение. Преподобный Иоанн Дамаскин пишет о Кресте: «Он дан нам в знамение на челе, как Израилю обрезание» (Точное изложение православной веры, кн.4, гл.XI). Кем дан? Богом. Как обрезание Господь дал через Авраама (Быт.17:10), так, повидимому, крестное знамение Он дал через апостолов.

Как и когда образовались две разные традиции в совершении крестного знамения? За недостатком исторических данных ответить невозможно. Православные, осеняя себя, проводят рукою от правого плеча к левому. Если православный осеняет другого человека или пространство перед собой, то рука движется слева направо. Католики совершают signum crucis слева направо, а пространство перед собой — справа налево. За этими особенностями не стоит никакого догматического учения. Возможно, при формировании этих традиций проявились отличия мировоззренческих ориентаций. В сознании и жизни западного человека более явственно, чем у восточного, проявляется индивидуально-личностное начало. Мировоззрение западного человека антропоцентрично, а православного – теоцентрично. В православной традиции при совершении крестного знамени выражена мысль, что молящийся не сам себя осеняет, а получает эту духовную печать от Бога (извне). Западный христианин осеняет себя сам, призывая имя Божие.     

31 августа 2004 г.

История крестного знамения

Первое упоминание о крестном знамении можно найти в Ветхом завете. Описывая, насколько велика власть Господа над миром, его нарекли «алев и тав», по первой и последней буквам алфавита. В Новом завете из-за тонкостей перевода название превратилось в «альфа и омега». Буква «тав», последняя в иудейском алфавите, своими очертаниями напоминает крест. У верующих людей этот знак, который очерчивается одной рукой, символизирует отречение от язычества и признание того факта, что Бог един. Изначально очертания креста было принято очерчивать на лбу.

Крестное знамение, совершаемое одним перстом — символ так называемых монофизитов. Монофизиты — христиане, считавшие, что Христос является Богом, а человеческой природы в нем нет. То есть страдания на кресте — по сути симуляция. Телесно Бог не страдал, он лишь создал определенную иллюзию, которая была нужна для того, чтобы преподать людям урок. Монофизитов принято считать еретиками, поэтому одноперстное знамение практически не используется.

В четвертом веке правила совершения крестного знамения изменились. С этого момента крестом осеняли не только лоб, но и корпус. При этом двуперстное знамение обозначает двойную природу Христа: божественную и человеческую. Три перста, которые прижаты к ладони, соответственно обозначают Троицу: Сына, Отца и Духа Святого.

Из-за споров о том, какой была истинная природа Спасителя (был ли он Богом или Человеком), возникали регулярные конфликты между верующими людьми и священнослужителями. Поэтому в 12 веке было принято решение о том, что креститься следует тремя перстами, олицетворяющими Троицу. Два пальца, прижатые к ладони, символизируют богочеловека.

Эта реформа также не обошлась без конфликтов. Введение новой традиции было воспринято как покушение на единственной правильный уклад. Так в России появились сторонники двоеперстия (староверы), которые были готовы сжечь себя заживо, лишь бы не допускать перемен.

К счастью, в современном мире спор о том, как правильно осенять себя крестным знамением, уже не актуален. Действуют церкви монофизитов, крестящихся одним перстом, есть староверы, практикующие двоеперстие. Но классической формой крестного знамения в православии считается осенение себя крестным знамением тремя перстами.

Как креститься — слева или справа

Многие люди задаются вопросом: как правильно крестится: слева или справа? И почему именно так? Дело в том, что правое плечо – место спасенных верующих, а левое – место для погибших грешников.

Крестное знамение имеет необъяснимую силу, это защитный символ, который нужно подкрепить молитвой при входе, пребывании и выходе из дома Божьего

В кресте заключена вся важность православной веры, смысл христианства

Глубина веры православного не имеет границ. Молиться нужно от чистого сердца, соблюдая все правила Церковного Устава. Чтобы не попасть в неловкое положение, нужно читать и знать правила поведения в церкви — тихо, без шума, благовейно, уважительно, без осквернения, уважать святость храма.  Подходя к воротам церкви, ее дверям, верующие останавливаются, трижды совершают поклон. В простые дни – земные поклоны, в субботу, воскресение и праздники — поясные поклоны.

Молиться, креститься и совершать поклон надо не спеша, без суеты, желательно одновременно с другими верующими, рядом стоящими. Сложенную десницу (правую руку) полагают на лоб для просветления ума, на живот – для укрощения воюющего на дух плоти, на правое и левое плечо – для освящения нашей житейской деятельности.

Особенное внимание верующий направляет при чтении или пении молитвы «Символ Веры». При вознесении слов Силою Честного и Животворящего Креста, чтении Апостола, Евангелия — принято осенять себя крестом, без поклона

При осенении священнослужителем верующих в храме Крестом, Святым Евангелием, Святой Чашей или образом, все крестятся, преклоняют голову. Главное, чтобы верующий крестился в начале и в конце молитвы, перед храмом Господним, перед прикладыванием к кресту, к ионам и святым мощам, не забывал про себя произносить краткую молитву.

Крестясь, верующий должен выразить всю глубину своей истинности к своему Создателю:

  • утвердить веру в Пресвятую Троицу;
  • провозгласить свое желание жить с вечными заповедями Божьими;
  • выразить свое желание приобщится к святой благодати Господа (как напоминание каждому о том принятии мученической смерти Иисуса Христа ради искупления грехов человечества).

Актуально, чтобы христианин носил на груди крестик. Это обязанность, честь и заслуга каждого верующего. Крест стал спасением для каждого человека и является самым сильным оружием против злых сил. С того момента, когда Христос умер на Кресте, непобедимая сила Господа передалась Кресту навеки. Каждый, кто с верой крестится, получит от Господа великую силу, побуждение на добрые дела, защиту от недругов.

Без крестного знамения не совершают ни одной молитвы, поэтому с самого детства нужно научить своих детей правильно креститься в церкви, в мирной жизни (при совершении различных молитв)

Важно проследить, чтобы дети крестились правильно, без спешки, правильно сложенным троеперстием. В противном случае, неправильно крестясь, верующий совершает кощунство, неуважение к своему Творцу

Проходя мимо церковного храма, следует остановиться, трижды перекрестится и поклонится храму. Таким образом, вы воздаете славу Вечному Богу Иисусу Христу и подтверждаете обществу, что вы исповедуете православную веру в своем житии.

Это интересно: Как правильно написать записку о помощи святой Матроне Московской

Награда за почитание крестного изображения

Благочестивый кесарь Цареградский Тиверий прохаживался однажды уединенно по своим палатам, полы которых были выстланы мрамором.

На одной мраморной плите он заметил высеченное изображение простого креста» без образа Распятого на нем. «Крестом Господним, – сказал он, – мы должны знаменать чело и перси, как же дерзаем попирать его ногами?»

Он тотчас же приказал вынуть из пола мраморную плиту, отмеченную крестом.

Лишь только подняли плиту, как увидели, что под ней лежало более ста тысяч золотых монет византийских.

Это сокровище было наградой Тиверию за его уважение к крестному изображению (истор. диакона Павла, кн. 18).

✝ Историческая справка о перстознамении

Православные крестятся, сложив воедино три пальца – большой, указательный и средний. Но так было не всегда. Изначально верующие осеняли себя одним пальцем, поочередно касаясь лба, груди и губ.

С развитием христианства перстознамение превратилось в сложение нескольких пальцев, можно было увидеть людей, крестящихся полной ладонью.

Приверженцы православной ветви христианства касались лба, левого плеча, после правого и пупа. Во второй половине XVI века пуп сменился на грудь, означая сердце.

Столетием позже написали «Скрижаль», в которой говорилось о едином перстосложении из трех пальцев; осенять себя следовало, начиная со лба, далее переходя к животу и плечам. Все, кто делал иначе, признавались еретиками.

Через десятки лет церковь пришла к равенству обоих видов крещения – двумя и тремя пальцами.

История и значение крестного знамения

Традиция перекрещиваться зародилась с началом развития христианства. Изначально верующие использовали только указательный правый палец, касаясь им чела, груди, а затем уст. Перстоналожение совершали перед чтением Святого Писания во время каждой церковной службы. Чуть позже креститься стали несколькими перстами, а иногда и целой дланью.


Правила крещения для православных христиан

После возникновения православия перекрещивание стало проводиться христианами следующим образом: чело, левое, правое плечо, живот. В середине XVI столетия пуп заменили грудью, так как именно там находится сердце. Еще век спустя церковь официально ввела троеперстие, а тех, кто не придерживался данного канона, признавала еретиками. Однако на святых ликах Спасителя видно, что Он благословляет мирской люд двумя пальцами, поднятыми вверх. Этот жест был разрешен несколько позже, а сегодня его используют только священнослужители во время месс.

Глубинный смысл перекрещивания кроется в истории Христа. Приняв мученическую смерть через распятие, Иисус сделал Крест священным оружием против злых сил. С его помощью мы можем противостоять дьяволу, обрести Божью благодать, укрепить веру и победить низменные страсти. Осеняя себя крестным знамением, мы становимся ближе к Господу. Проводить этот ритуал следует в таких случаях:

  • перед началом молитвы, а затем после ее окончания;
  • собираясь зайти в храм;
  • прикладываясь к святым мощам или другим православным святыням;
  • начиная и заканчивая трапезу;
  • минуя церковь или обитель;
  • выходя из дома;
  • если приснился кошмар;
  • благословляя своих детей;
  • при радостном или печальном событии.

Почему правильно креститься справа налево

У православных крестное знамение тремя пальцами выполняется справа налево, что объясняется следующим образом: на правом плече у христианина находится место спасенных, на левом – место погибающих. Другими словами, правая сторона символизирует рай, где живут ангелы и спасённые души, а левая – ад, в котором царствуют демоны и куда отправляются все грешники. Таким образом, поднося ладонь сначала к правому плечу, христиан просит Господа причислить его к числу спасённых. После, перенося троеперстие на левое плечо – молит Бога об избавлении от участи погибающих. Всё это подразумевает жест некой защиты во время молитвы или богослужения и одновременного обращения к Господу Иисусу Христу с покаянием. Закономерный вопрос, который может возникнуть у любого верующего человека: почему же католики крестятся слева направо? В католицизме символизм правой и левой стороны является схожим: справа находится рай, слева – ад. Но здесь крестным знамением выражается движение от греха к спасению, поэтому ладонь верующего с пальцами, сложенными в троеперстие, движется слева направо.

Как правильно крестить предметы?

Как правильно крестить предметы?

Крестное знамение имеет большую силу, его нужно производить с верой и упованием на помощь Божию. Чтобы знать, как правильно крестить предметы, нужно иметь общее представление о том, как нужно наносить крестное знамение. Когда человек крестит себя, то есть осеняет себя крестным знамением, нужно сложить вместе три пальца — большой, указательный и средний, остальные два пальца, то есть безымянный и мизинец нужно прижать к руке. Тремя сложенными пальцами человек сначала касается своего лба, затем, живота, потом, правого плеча и, левого плеча, таким образом, он изображает на себе Крест Господень. При его нанесении на свое тело, а также на другие предметы или людей, нужно произносить: «Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь», этим мы исповедуем свою веру в Святую Троицу. Три сложенных пальца символизируют собой три лица Пресвятой Троицы: Бога Отца, Бога Сына и Бога Духа Святаго. Два пальца, которые прижаты к руке символизируют две природы Господа нашего Иисуса Христа, Божественную и Человеческую. При нанесении крестного знамения с верой, отступают злые силы, проходит искушение и Господь посылает свою живительную помощь.

Когда мы крестим предметы, то нужно их осенять крестным знамением с произнесением таких же слов, как и при нанесении крестного знамения на себя. Чтобы изобразить крест на каком-либо предмете мы, сначала, крестим его вверх со словами: «Во имя Отца», затем вниз со словами «И Сына», затем в левую сторону со словами «И Святаго Духа» и, затем в правую сторону со словами «Аминь». Производить крестное знамение нужно не спеша и благоговейно с молитвой ко Господу.

Как правильно крестить людей?

Во многих Православных семьях принято, чтобы мать и отец благословляли своих детей крестным знамением перед их выходом из дома. Ребенок поворачивается лицом к матери или отцу, которые крестят их. Сначала они касаются их лба, затем живота, затем правого плеча и, затем левого плеча. При таком благословении родители молятся, чтобы Господь охранял их ребенка и защищал силой крестного знамения. Крест Христов и его изображение имеет несказанную силу, он не раз избавлял людей от различных бед, скорбей и, даже, смерти. Христиане наносят крестное знамение на себя, других людей и окружающие предметы. Чтобы знать, как правильно крестить людей нужно просто уметь самому креститься. В данном тексте мы употребляем слово «крестить» в значении «осенять крестным знамением».

Как правильно крестить пищу?

Перед вкушением пищи принято произносить молитву, например, «Отче Наш» или отрывок из Псалма, который так и называется «Молитва перед вкушением пищи». После произнесения этой молитвы пищу осеняют крестным знамением, чтобы Господь благословил трапезу. Чтобы знать, как правильно крестить пищу и не совершить ошибки в этом процессе, нужно поставить все, что Вы собираетесь скушать на стол. Затем, обратившись лицом к иконе, которую обычно вешают на стене не далеко от стола, произносят молитву. Потом, глядя перед собой, производят крестное знамение, осеняя крестом сначала верх стола, потом низ, затем, левую и правую стороны. Пальцы руки нужно складывать так же, как и при нанесении крестного знамения на человека. Произносить нужно вслух или мысленно те же слова, что и в любом случае, когда крестят себя или другие предметы. Нанесением крестного знамения христиане призывают Божию благодать и благословение на их трапезу. В Житиях Святых описаны удивительные случаи, когда, даже, ядовитые вещества, которыми зложелатели хотели отравить угодников Божиих, теряли свою силу после того, как их осеняли крестным знамением. Тот человек, который молится перед едой и крестит пищу намного меньше подвержен таким грехам, как объедение и чревоугодие. Кроме вреда для души эти грехи и страсти наносят вред здоровью человека.

Как правильно креститься — история

Василий Великий называл крестное знамение одним из тех апостольских Преданий, которые пришли к нам не через Писание, но через обычай. Везде, где апостолы проповедовали Слово Божие, люди, принявшие христианство, начинали изображать на себе знак креста. Крестились во всех странах по разному. На Западе – всей ладонью, в Африке было принято креститься одним пальцем, указательным или большим, в знак веры в одного Бога. Креститься также могли необычно – не крестом полностью, а только чело, уста и сердце. Согласно православной традиции, крестным знамением благословляются меньшие от больших: миряне от священника и дети от родителей.

Ответа на вопрос, почему католики крестятся слева направо, а православные справа-налево не существует. Из-за дальности расстояний, культурных особенностей и различий, крестное знамение отличается в разных странах и конфессиях. Можно сказать, что начало расхождениям положил церковный раскол, который произошел в XI веке. Различаются не только особенности осенения себя крестным знамением, но и облачения священников, храмы, некоторые обычаи. При этом у всех христианских традиций один общий корень – вера во Христа. Так при различии в богослужениях, евхаристический канон в православии и католичестве остается практически идентичным.

– Возрождение древнерусской богослужебной традиции

Это интересно: Как освятить икону в церкви или дома?

Реформа Никона и троеперстие

А потому предпосылки к будущему расколу церкви возникли задолго до никоновской реформы середины XVII века. Интересно, что запретами вытравить троеперстие из обихода верующих не удалось: значительная часть верующих по-прежнему, разве что не так открыто, продолжали его применять, пусть даже и официально разрешенным оставалось двоеперстие.

О троеперстии — Псалтирь

Было ли дело лишь во внешней, эстетической стороне ритуала? Разумеется, нет. Если первые – сторонники двоеперстия – привязывали крестное знамение к обозначению двойственной природы Христа, то те, кто считал единственно правильным и разумным троеперстие, оправдывали его обращением к Святой Троице – Богу-Отцу, Богу-Сыну и Святому Духу. Яростные споры о догматах церкви в связи с этим развернутся в период реформ 1653 года.

В. Суриков. Боярыня Морозова

Уже при царе Алексее Михайловиче Романове, а вернее, при патриархе Никоне, по всей Руси была разослана так называемая «Память», предписывавшая креститься тремя пальцами и никак иначе. Это сразу же вызвало бурный протест у части духовенства, прежде всего – протопопов Аввакума и Даниила. Основным аргументом противников реформ стало то, что казнь претерпел один Христос – в двух своих ипостасях – а не вся Троица в целом. Если же отталкиваться от последнего, то получится, что человеческое в Христе отвергается, а с таким приверженцы старых правил были категорически не согласны, поскольку видели в этом отрицание самой сути христианства.

Скульптуры XIII века из собора в Страсбурге, символизируют Искусителя и Деву

Свое решение Никон объяснял тем, что троеперстие – более древний христианский обычай, вытесненный позже еретическими настроениями и влиянием иноземцев

Даже то, что на большинстве старинных икон можно было увидеть, как святой благословляет двуперстно, получило объяснение – якобы такое положение пальцев – лишь ораторский жест, привлекающий внимание к словам говорящего, но никак не способ, каким надлежало благословлять и креститься. Действительно, никаких старинных изображений собственно крестного знамения не существовало, а потому противникам в споре оставалось прибегать лишь к отвлеченным рассуждениям и попыткой толкования фрагментов церковных книг

Правда, довольно быстро перевес в споре оказался на стороне Никона: его реформы были поддержаны Большим Московским собором 1666-1667 годов, и сам царь одобрил их.

Тициан. Христос-Вседержитель

Как правильно креститься на Крещение

Не менее важно правильно креститься на крещение. Установлено, что 18-19 января – это великие религиозные праздники. 19 января множество людей собираются в стенах церкви, храмов, соборов, монастырей, чтобы стать причастники великого события – Крещения Господнего

Правила поведения в это день святы, поэтому к этому дню нужно предварительно подготовиться. Прыгать воду с разбегу, употреблять спиртное строго воспрещается и является кощунством. Верующему положено отстоять утреннюю службу в храме, освятить воду. Лишь после можно окунуться в ледяную воду, получить духовное очищение

19 января множество людей собираются в стенах церкви, храмов, соборов, монастырей, чтобы стать причастники великого события – Крещения Господнего. Правила поведения в это день святы, поэтому к этому дню нужно предварительно подготовиться. Прыгать воду с разбегу, употреблять спиртное строго воспрещается и является кощунством. Верующему положено отстоять утреннюю службу в храме, освятить воду. Лишь после можно окунуться в ледяную воду, получить духовное очищение.

Заходя в прорубь, нужно перекреститься и сделать это правильно, но если только позволяет здоровье и вы морально готовы к этому шагу. Правила погружения в крещенскую прорубь просты.

  • Натощак этого делать нельзя, но и сытым тоже заходить нельзя, алкоголь исключен.
  • Прежде, чем зайти (только в специально оборудованные места), нужно постоять 30 секунд, подготовить тело, перекреститься и медленно зайти.
  • Окунуться с головой можно, но быстро. Находиться в проруби можно не более 10 секунд.

Вода на Крещение истинно верующим дарит душевное спокойствие и благодать на целый год. Как дань традиции купаться в проруби надо в рубашках, женщинам покрыть голову платком. Погрузиться полностью всем телом надо быстро три раза, сразу выйти. Выходя, осените себя крестом и идите приводить себя в порядок.

Какие бы человека не окружали обстоятельства, он не должен терять веры, а посещать Божий Храм и знать его правила обязан . Посещение утренних, вечерних служб, полуночных, причащение, исповедь позволяет каждому из нас стать ближе к свету, к небесам, к своему Творцу. Кроме того, крещение защищает человека, придает сил. С Богом вы непобедимы, никакие ужасы мира не в силах лишить вас Богом данной веры.

Наряду с церковной молитвой православному христианину в помощь дано крестное знамение. Выполняемое с искренней верой и сердечной молитвой, оно поистине может творить чудеса, чему есть немало задокументированных подтверждений. К сожалению, многие люди, особенно в начале своего воцерковления, совершают крестное знамение неправильно и совсем не понимают его смысла. Так как же нужно правильно креститься православным верующим?

Когда крест­ное зна­ме­ние сле­дует и не сле­дует совер­шать на бого­слу­же­нии?

В совре­мен­ной прак­тике Рус­ской Пра­во­слав­ной Церкви крест­ное зна­ме­ние обя­за­тельно совер­ша­ется при бла­го­сло­ве­нии свя­щен­ным пред­ме­том — Еван­ге­лием, Кре­стом или Чашей. Также при­нято осе­нять себя крест­ным зна­ме­нием при чтении или пении «При­и­дите, покло­нимся», Три­свя­того, в начале и при окон­ча­нии чтения Свя­щен­ного Писа­ния, на «Алли­луия», при чтении и пении Сим­вола веры, на отпу­сте. Обычай кре­ститься во время каж­дого из про­ше­ний раз­лич­ных екте­ний не явля­ется устав­ным (в гре­че­ской и древ­не­рус­ской тра­ди­циях он не встре­ча­ется). Крест­ное зна­ме­ние совер­ша­ется при про­хож­де­нии по храму напро­тив Цар­ских врат. Кре­стятся при постав­ле­нии свечи на под­свеч­ник перед иконой, перед при­кла­ды­ва­нием к иконе, перед потреб­ле­нием просфор. Кре­ститься не поло­жено во время архи­ерей­ского или иерей­ского при­вет­ствия «Мир всем» или иных воз­гла­сов, сопро­вож­да­е­мых бла­го­сло­ве­нием народа рукой. Крест­ное зна­ме­ние не совер­ша­ется во время чтения или пения псал­мов и стихир, запре­щено кре­ститься при под­ходе к Святой Чаше для При­ча­ще­ния. Крест­ное зна­ме­ние в опре­де­лен­ных слу­чаях соче­та­ется с покло­нами, но при этом они не должны совер­шаться одно­вре­менно с крест­ным зна­ме­нием.

Как правильно креститься, историческая справка

Сегодняшний способ перекрещиваться формировался определенное время. Католики и православные делают это по-разному, ведь основываются на немного различных религиозных традициях.

На начальных этапах зарождения христиане крестились одним пальцем правой руки, прикасаясь ко лбу, груди и губам. Причем делали это перед чтением Евангелие на каждой мессе. Немного позже стали использовать для перекрещивания несколько пальцев и даже целую ладонь.

Посмотрев на изображение Иисуса Христа, видно, что на иконах он представлен с поднятыми двумя пальцами (средним и указательным), а остальные фаланги сомкнуты, поэтому часто священники используют именно такой жест.

Когда сформировалась православная ветвь христианства, верующие стали окрещивать лоб, левое и правое плечо, а также пуп. Лишь в 1551 году пуп изменили на грудь, обосновав это наличием сердца в этой части тела.

Лучшая статья для Вас, переходите: Благодарственный молебен как правильно заказать

Затем в 1656 году в книге «Скрижаль» впервые было выдвинуто утверждение, что креститься нужно тремя пальцами, прикладывая их ко лбу, животу и плечам. Всех, кто делах иначе, называли еретиками. И только спустя несколько десятков лет было принято и двух перстное и трех перстное крещение.

Как перекрестить другого человека?

Нет большей защиты для ребенка, чем перекрестие от родителей, которые молятся за своих чад ежедневно. Нанести такое Божье знамение необходимо правильно. Крест на теле перекрещиваемого человека должен выглядеть так, как будто бы он перекрестился сам. То есть движение руки в данном случае меняет свое направление, три перста накладывают сначала в левую часть предплечья, а затем ведут к правой. Окрещаемый человек при этом должен стоять лицом к лицу к человеку, наносящему крестное знамение.

Если у ребенка начались затяжные периоды болезней, крики и капризы без причины, бессонница или, наоборот, упадок сил, то малышу необходимо оказать помощь, ведь проводить религиозные обряды самостоятельно он еще не умеет. Прежде всего, испуганного ребенка необходимо успокоить и умыть его личико святой водой, прочитав молитву. Затем на малыша наносят крестное знамение, так ребенок получает защиту от бесовских промыслов и отрицательной энергии.

В каком направлении креститься?

Фото: Foma.ru

Если православные крестятся справа налево, то католики с точностью до наоборот. Богословы говорят, что это различие вызвано разным восприятием окружающего мира.

Если для европейца основополагающим является антропоцентризм и индивидуализм, то есть в центре мира стоит непосредственно человек, то в православии другая ситуация. Здесь в центр мироздания помещают Господа, поэтому осенять себя крестным знамением справа налево демонстрирует просьбу, обращенную к Богу, чтобы получить благословение. Когда рука перемещается в противоположном направлении, это символизирует, как сам человек напрямую обращается к Господу.

Осеняя себя крестным знамением, священники рекомендуют никогда не торопиться. Только после этого можно начинать совершать поклоны – земные или поясные. Для верующего человека совершение крестного знамения считается духовным оружием.

Выводы

  1. Осеняя себя крестом, человек признает свою приверженность к христианству. В каждой конфессии существуют свои правила крестного знамения, которые возникли еще на заре распространения учения.
  2. В православии принято складывать первые три пальца вместе, а четвертый и пятый прижимать к ладони. Крестятся справа налево в следующей последовательности: лоб, живот, правое плечо, левое плечо. После этого следует поясной поклон.
  3. Ни в коем случае нельзя выставлять напоказ свое благочестие, когда вы креститесь. Это должна быть духовная потребность.
  4. Нельзя осуждать тех, кто по незнанию неправильно осеняет себя крестным знамением.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector