Свято-троицкий женский монастырь в муроме

Содержание:

Описание и архитектурные особенности

Сегодня Спасо-Преображенский монастырь – это огромный архитектурный комплекс, включающий несколько храмов, жилые корпусы, вспомогательные здания, гостиный двор, а также пекарню. Несмотря на сложную судьбу и практически полное уничтожение, обитель удалось восстановить в первозданном виде.

Собор Спаса Преображения

Храм занимает центральное место в монастырском комплексе. Построен он был при царе Иване Грозном в знак благодарения за взятие Казани. После последней реставрации Спасо-Преображенская церковь стала сочетать в себе стили нескольких веков. Сегодня это пятиглавое здание, отделанное белой штукатуркой и украшенное зеленой крышей. Строгие черные купола венчают золотые кресты, а фасад декорирован арочными оконными проемами.

Церковь Покрова Пресвятой Богородицы

По архитектурному стилю Покровский храм гармонично дополняет Спасо-Преображенский собор. Это двухъярусная белоснежная постройка с трехэтажной шатровой звонницей. Возведена церковь была в конце XVII столетия на средства преподобного Варсонофия, при помощи муромского помещика. Отличается она тем, что именно здесь хранится чудотворная богородичная икона «Скоропослушница».

Церковь Кирилла Белозерского

Надвратный храм также датируется XVII веком. Сегодня он находится в западной части комплекса, однако изначально его расположение было северным. Церковь имеет четырехугольную форму, облицована белоснежной штукатуркой, а крыша покрыта зеленым настилом. Единственный небольшой купол венчает позолоченный крест, фасад украшен фреской святителя.


Собор Спаса Преображения


Церковь Кирилла Белозерского


Церковь Покрова Пресвятой Богородицы

Церковь Сергия Радонежского

Относительно новое здание, которое возвели только в 2005 г. фасадом к Оке. Несмотря на довольно молодой возраст постройки, зодчим удалось придать ей древнерусский колорит и увязать с общим ансамблем. Это невзрачная, небольшая церквушка с белыми стенами, крыша покрыта зеленой краской, а черный маленький купол оканчивается простым православным крестом.

Часовня на месте бывшего кладбища

Еще одно недавнее строение, появившееся на территории пустыни в конце 90-х годов ХХ столетия. Ранее на его месте располагался монастырский некрополь, а позже там хоронили гражданских лиц. Миниатюрная восьмиугольная часовенка облицована белой краской, отличается высокими арочными панорамными окнами, имеет зеленую крышу и такого же цвета купол с крестом.

Часовня иконы Божией Матери «Живоносный источник»

Небольшая часовня из красного кирпича с белоснежными элементами декора находится неподалеку от монашеских келий. Аналогично другим постройкам, ее крыша выполнена из зеленого настила, а темный купол венчает позолоченный крест. Из церквушки имеется выход к купели, где можно окунуться или просто набрать святой воды.

Часовня Георгия Победоносца

Эту часовню открыли в начале 2000-х годов в память всем погибшим солдатам. Найти ее можно рядом с настоятельским корпусом. Это прямоугольное, одноглавое здание с белоснежными стенами и зеленой крышей. Фасад украшает фреска Георгия Победоносца, его же икона расположена внутри церквушки.


Часовня Георгия Победоносца

Настоятельский и братский корпуса, домовые церкви

Дом настоятеля был возведен в конце XVII столетия вместе с домовой церковью, освященной во имя св. Василия Рязанского. Постройка имеет два этажа, стены отделаны белой штукатуркой, крыша зеленая. До начала ХХ века первый ярус занимали кладовые помещения, а вот второй был полностью отдан под жилые кельи.

Братский корпус, как и часовня «Живоносный источник», выполнен из красного кирпича, поверх которого нанесен белоснежный декор. Здание трехъярусное, вмещает не более 30 человек. Здесь же находится библиотека, где хранятся древние рукописи, а также духовное училище. Возведена постройка была в 1891 г., а спустя ровно двадцать лет рядом построили домовую церковь «Семи страстотерпцев Херсонесских».

Часовня Николая Чудотворца и Илии Пророка

Николо-Ильинская часовня датируется концом XIX столетия и находится справа от надвратной церкви. Она представляет собой двухэтажную постройку, стоящую на восьмигранном основании. Венчает ее черный шатровый купол, а фасад украшен фресками святых. Выполнено здание из красного кирпича, элементы декора оформлены в белом цвете.


Часовня Николая Чудотворца и Илии Пророка

История города

В летописях указано, что появление града приходится на 862 год. Городу 1155 лет. Старейший населенный пункт России имеет непростую историю возникновения. В 988 году первым князем был Глеб. Он является основателем церкви Спаса. Правителя убили. Во главе стали находиться Киевские и Черниговские наместники.

В 1097 году на съезде князей принято решение передать Муром на управление князю Ярославу. Он позднее крестил местных жителей. В церковных книгах он носит другое имя – Константин. Им был воздвигнут храм во имя Благовещения Пресвятой Богородицы. Ярослав трудился на славу народа. За длительный период правления поселение преобразовалось, экономическая обстановка значительно улучшилась. В городе празднуется день памяти святых (21 мая). Говорят, что над мощами Константина и его детей до сих пор случаются чудеса.

Город является родиной реальной исторической святой личности – Ильи Муромца. В детстве мальчик часто болел и не отличался крепким здоровьем. Он даже не мог самостоятельно ходить. Как-то раз при посещении церкви мальчику привиделся сам Николай Чудотворец, попросив воды. Малыш ответил, что не может передвигаться, тогда в ответ он услышал – «Встань и ходи!». С того момента ребенок не только научился ходить, но и прославился большой богатырской силой.

Город сильно пострадал во время татаро-монгольского нашествия. В 1507 году население настигла эпидемия. Восстановление было тяжелым. В 17 столетии построили деревянную стену. Так как град стоит на реке, активно развивалась торговля. В 1864 году появился водопровод. Позднее казармы, телеграф. Козье болото засыпали камнями. Построили в конце 19 тысячелетия железную дорогу.

Сегодня Муром процветает. Функционируют заводы (Стрелочный, ликероводочный, промышленные предприятия и др.), работают ВУЗы, школы, культурные заведения.

Золотошвейная мастерица монахиня Феврония

Одной из первых золотошвейных муромских мастериц была наша святая и праведная княгиня Феврония. В своей уединенной келье она вышивала церковные воздухи и пелены, такие специальные облачения на престол. Перед тем как предстать перед Господом, она как раз и заканчивала вышивать воздух. Но ее супруг Петр прислал ей весточку о том, что умирает, и поторопил ее. Она же попросила его подождать немного, но потом пришло еще два известия, в последнем он сказал, что у него уже нет сил ждать ее. И тогда она, воткнув иглу в свою работу, отставила ее и отошла в мир иной в один день со своим благочестивым супругом.

После многих лет современный монастырь все так же живет своей тихой молитвенной жизнью. Взяв пример со святой Февронии, инокини вышивают иконы лицевым шитьем. Игуменья Тавифа благословила своих матушек к началу возрождения этого декоративно-прикладного искусства с самых первых дней открытия женской обители. Теперь память святых Петра и Февронии отмечается в Православной Церкви дважды в год – 8 июля и 19 сентября.

Всегда был богат на историю и святых подвижников Муром. Мощи Петра и Февронии теперь находятся в Свято-Троицком женском монастыре, и святых почитают в России как покровителей семьи и брака. На территории обители есть святой источник и часовня, построенная в честь благоверных Петра и Февронии. В обители также хранится Виленский крест-мощевик.

Новое в блогах

В 2008 году появился всероссийский праздник День семьи, любви и верности. Отмечают его 8 июля, как это принято по церковному календарю. Праздник посвящен святым Петру и Февронии. Но почему? С каких пор повесть о блуде, шантаже и бездетности связана с семейными ценностями?

Икона «Благоверные князь Петр и княгиня Феврония Муромские», 19 век.

Напомню, что доподлинно неизвестно, были ли вообще Петр и Феврония в действительности. Церковь их отождествила с муромским князем Давыдом Юрьевичем и его женой Ефросинией, которые жили в 13 веке. Их канонизировали в середине 16 века после того, как инок Ермолай-Еразм написал сказочную «Повесть о Петре и Февронии Муромских» в 1540-х. Именно из этой повести мы сегодня знаем о Петре и Февронии.

Старообрядческая рукопись повести, 19 век.

Более вероятно, что Петр и Феврония — это собирательный образ, вокруг которого была построена сказочная муромская легенда. Даже если Петр и Феврония действительно были, то это не отменяет абсурдности того, что их пример стал образцом православного брака. Приведу краткий пересказ повести.

В Муроме правил князь Павел. К его жене периодически залетал «огненный змей» для блуда, пока Павел был в разъездах. Павел узнал, что убить змея сможет только его брат Петр. Петр пошел к снохе и убил змея, но чудище болело проказой и заразило Петра. От проказы никто не мог его вылечить.

Два клейма с иконы муромских святых и житием Петра и Февронии, 17 век. Видно, как к жене князя Павла залетает красный змей и превращается в самого Павла.

Петру явился сон, в котором он узнал, что его сможет вылечить дочь сборщика меда — Феврония. Он позвал ее к себе, но та дала ему условие, что вылечит только в том случае, если он пообещает взять ее в жены.

Слева — Петр убивает змея. Справа — больной Петр.

После исцеления Петр как «благочестивый христианин» не сдержал своего слова. Но Феврония, предвидев это, оставила незалеченным один струп и Петр снова заболел. Во второй раз князь сдержал слово. Хитрость, шантаж, холодный расчет — и свадьба в кармане.

Петр и Феврония на покрове 1593 г.

По всей видимости примером супружеской верности послужил эпизод, когда бояре попросили Петра отказаться от жены-простолюдинки, но князь остался верен Февронии и покинул Муром с женой. Через некоторое время в городе началась смута и бояре просили вернуться пару. Православная семья из двух человек вернулась назад и начала править.

В конце жизни они приняли монашеский постриг и умерли в один день. Их похоронили в двойном гробу с тонкой перегородкой.

1) Двухместный гроб Муромских святых Петра и Февронии в соборе Рождества Богородицы, Владимирская губ., г. Муром, дата съемки: 1890-е. 2) Вскрытая рака с мощами святых Петра и Февронии в соборе Рождества Богородицы, 1923 г. 3) Интерьер собора Рождества Богородицы. Резная сень над ракой с мощами святых Петра и Февронии, 1940 г.

Вот такая интересная история. Согласно повести, у них не было детей.

Что имеем? Семья из двух человек, в которой жена путем угрозы смерти завладела мужем, а муж даже после свадьбы боялся ее настолько, что не решился бросить жену по просьбе бояр.

Редактор сайта «Православие и мир» Анна Данилова в одной из статейприводит более достойный образец «семьи, любви и верности»: Кирилл и Мария Радонежские, родители преподобного Сергия Радонежского. Но далее Анна подмечает, что идеал семьи может быть и без детей, потому что бывает, что дети не появляются. А главное в семье — верность, что и продемонстрировали Петр и Феврония.

История[ | ]

Монастырь основан во второй четверти XVII века (1643) купцом Тарасием Цветновым, по мнению ряда краеведов, на месте, которое ранее именовалось Старое Вышнее городище, где, согласно преданию, в XII веке святой благоверный князь Константин, считающийся крестителем Мурома, поставил деревянную церковь во имя святых князей-страстотерпцев Бориса и Глеба.

В 1642—1643 годах «тщанием и снисканием» Тарасия Цветнова на месте деревянного храма был возведён Свято-Троицкий каменный собор, сохранившийся до настоящего времени. В 1643 году Тарасий Цветнов просил у епископа Рязанского и Муромского разрешения на основание при соборе монастыря, и такое согласие он получил.

Главным украшением Свято-Троицкого собора являются кованые золочёные кресты — шедевры кузнечной работы муромских умельцев XVII века, — и поливные изразцы того же столетия с разнообразными орнаментами. Изразцы придают Троицкому собору особое изящество и неповторимое своеобразие, отличающее его от других муромских храмов. Стиль, в котором создан этот собор, называется русское узорочье.

В 1648—1652 годах в южной части монастыря на одном фундаменте были построены надвратная шатровая церковь во имя Казанской иконы Божией Матери и прорезная многоярусная колокольня.

В 1923 году монастырь был закрыт. В 1975 году на территорию монастыря из деревни Красново соседнего Меленковского района был привезён деревянный храм в честь преподобного Сергия Радонежского, являющийся памятником деревянного зодчества начала XVIII века.

История Петра

Согласно преданию, в давние времена Муромом правил князь Павел. У него была прекрасная жена, которую стал тревожить крылатый змей. Это дьявол, люто ненавидевший весь род человеческий, подсылал своего верного слугу, чтобы тот опорочил княгиню. Змей, приняв обличье князя, хитростью овладел честной женщиной.

Узнав об этом, раздосадованный князь велел жене выведать у коварного змея тайну его смерти. Княжна узнала, что смерть искусителю уготована от плеча Петрова и Агрикова меча. Князь Павел рассказал об этом родному брату Петру, и тот сразу решил, что именно он сразится со слугой тьмы.

Осталось отыскать Агриков меч. Пётр случайно нашёл его в монастыре, в храме Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня, где любил молиться. Взяв Агриков меч, Пётр отправился в покои княгини и одолел змея.

Слуга дьявола издох, забрызгав Петра своей ядовитой кровью. От этого молодой князь покрылся зловонными струпьями и язвами, вылечить которые не мог ни один лекарь.

Свято-Благовещенский мужской монастырь

Согласно церковному преданию, деревянная церковь Благовещения Пресвятой Богородицы была сооружена на этом месте еще в конце XII века святым благоверным князем Константином (Ярославом Святославовичем, умер в 1205 году), внуком Ярослава Мудрого. Главной святыней храма была икона Богоматери, привезенная князем из Византии — впоследствии она стала называться Муромской.

В 1552 году, во время казанского похода, Муром посетил Иван Грозный. В 1553 году по его указу был основан Благовещенский монастырь. В Благовещенском соборе покоились мощи князя Константина, канонизированного в 1547 году.

В 1616 году поляки разграбили и разрушили монастырь. В 1664 году на средства муромского купца Тарасия Борисовича Цветнова Благовещенский собор был вновь отстроен, а на колокольне установлены часы. В отечественную войну 1812 года в монастыре хранились русские святыни — Иверская и Владимирская иконы Божией Матери.

В 1919 году монастырь был закрыт, однако богослужения в соборе продолжались. В 1923 году мощи благоверных князей Константина, Михаила и Феодора были перевезены в краеведческий музей, где находились до 1989 года. В 1940 году собор был закрыт, однако два года спустя вновь открыт как приходской храм. В 1946 году в нем служил иеромонах Пимен, будущий Патриарх Московский и всея Руси (1910-1990, патриарх с 1971 года). В 1991 году в Благовещенском монастыре была возобновлена монашеская жизнь.


Собор Благовещения Пресвятой Богородицы в Благовещенском монастыре


Собор Благовещения Пресвятой Богородицы в Благовещенском монастыре


Благовещенский мужской монастырь, надвратная Стефаниевская церковь, 1716 год


Благовещенский мужской монастырь, надвратная Стефаниевская церковь


Строения на территории Благовещенского мужского монастыря


Колокольня Благовещенского мужского монастыря

С территории Благовещенского монастыря видны купола храмов соседнего Свято-Троицкого женского монастыря, расположенного рядом — их разделяет только небольшая дорога.


Церковь Преподобного Сергия Радонежского в Свято-Троицком женском монастыре


Церковь Преподобного Сергия Радонежского в Свято-Троицком женском монастыре


Благовещенский монастырь и стены Свято-Троицкого монастыря

Описание и архитектурные особенности

Сегодня Спасо-Преображенский монастырь – это огромный архитектурный комплекс, включающий несколько храмов, жилые корпусы, вспомогательные здания, гостиный двор, а также пекарню. Несмотря на сложную судьбу и практически полное уничтожение, обитель удалось восстановить в первозданном виде.

Собор Спаса Преображения

Храм занимает центральное место в монастырском комплексе. Построен он был при царе Иване Грозном в знак благодарения за взятие Казани. После последней реставрации Спасо-Преображенская церковь стала сочетать в себе стили нескольких веков. Сегодня это пятиглавое здание, отделанное белой штукатуркой и украшенное зеленой крышей. Строгие черные купола венчают золотые кресты, а фасад декорирован арочными оконными проемами.

Церковь Покрова Пресвятой Богородицы

По архитектурному стилю Покровский храм гармонично дополняет Спасо-Преображенский собор. Это двухъярусная белоснежная постройка с трехэтажной шатровой звонницей. Возведена церковь была в конце XVII столетия на средства преподобного Варсонофия, при помощи муромского помещика. Отличается она тем, что именно здесь хранится чудотворная богородичная икона «Скоропослушница».

Церковь Кирилла Белозерского

Надвратный храм также датируется XVII веком. Сегодня он находится в западной части комплекса, однако изначально его расположение было северным. Церковь имеет четырехугольную форму, облицована белоснежной штукатуркой, а крыша покрыта зеленым настилом. Единственный небольшой купол венчает позолоченный крест, фасад украшен фреской святителя.

Церковь Сергия Радонежского

Относительно новое здание, которое возвели только в 2005 г. фасадом к Оке. Несмотря на довольно молодой возраст постройки, зодчим удалось придать ей древнерусский колорит и увязать с общим ансамблем. Это невзрачная, небольшая церквушка с белыми стенами, крыша покрыта зеленой краской, а черный маленький купол оканчивается простым православным крестом.

Часовня на месте бывшего кладбища

Еще одно недавнее строение, появившееся на территории пустыни в конце 90-х годов ХХ столетия. Ранее на его месте располагался монастырский некрополь, а позже там хоронили гражданских лиц. Миниатюрная восьмиугольная часовенка облицована белой краской, отличается высокими арочными панорамными окнами, имеет зеленую крышу и такого же цвета купол с крестом.

Часовня иконы Божией Матери «Живоносный источник»

Небольшая часовня из красного кирпича с белоснежными элементами декора находится неподалеку от монашеских келий. Аналогично другим постройкам, ее крыша выполнена из зеленого настила, а темный купол венчает позолоченный крест. Из церквушки имеется выход к купели, где можно окунуться или просто набрать святой воды.

Часовня Георгия Победоносца

Эту часовню открыли в начале 2000-х годов в память всем погибшим солдатам. Найти ее можно рядом с настоятельским корпусом. Это прямоугольное, одноглавое здание с белоснежными стенами и зеленой крышей. Фасад украшает фреска Георгия Победоносца, его же икона расположена внутри церквушки.

Часовня Георгия Победоносца

Настоятельский и братский корпуса, домовые церкви

Дом настоятеля был возведен в конце XVII столетия вместе с домовой церковью, освященной во имя св. Василия Рязанского. Постройка имеет два этажа, стены отделаны белой штукатуркой, крыша зеленая. До начала ХХ века первый ярус занимали кладовые помещения, а вот второй был полностью отдан под жилые кельи.

Братский корпус, как и часовня «Живоносный источник», выполнен из красного кирпича, поверх которого нанесен белоснежный декор. Здание трехъярусное, вмещает не более 30 человек. Здесь же находится библиотека, где хранятся древние рукописи, а также духовное училище. Возведена постройка была в 1891 г., а спустя ровно двадцать лет рядом построили домовую церковь «Семи страстотерпцев Херсонесских».

Часовня Николая Чудотворца и Илии Пророка

Николо-Ильинская часовня датируется концом XIX столетия и находится справа от надвратной церкви. Она представляет собой двухэтажную постройку, стоящую на восьмигранном основании. Венчает ее черный шатровый купол, а фасад украшен фресками святых. Выполнено здание из красного кирпича, элементы декора оформлены в белом цвете.

Часовня Николая Чудотворца и Илии Пророка

История

Местное предание, зафиксированное в нескольких списках памятника XVI века «Повести о водворении христианства в Муроме», связывает основание монастыря с муромским князем Глебом Владимировичем (не позднее 1015 года). Появление монастыря на рубеже X—XI веков прочно утвердилось в российской историографии, хотя существуют и другие точки зрения на время появления обители.

В середине XVI века после успешного похода Ивана IV Грозного на Казань в Муроме по приказу царя были воздвигнуты несколько каменных храмов, в том числе главный собор Спасо-Преображенского монастыря.

С именем цара Ивана Грозного связано и начало экономического расцвета Спасского монастыря. Наделив обитель обширными вотчинами, царь установил в нём также «общежительство». В описях Мурома 1624 и 1636—1637 годов монастырь значится как «строение государево», что подтверждает активное участи в жизни обители представителей царствующего дома.

В 1616 году Муром подвергся нашествию вооружённого литовского отряда под командованием пана Александра Лисовского, во время которого пострадал и Спасский монастырь.

В период церковных реформ Патриарха Никона Муром значительное время отказывал нововведениям, а Спасский монастырь был одним из оплотов старообрядчества. Настоятель монастыря архимандрит Антоний (1658—1662) написал несколько воззваний о перстосложении, а также послал челобитную царю Алексею Михайловичу с указаниями на неверности в исправлении книг при Патриархе Никоне, прибавляя, что те, кто не в силах обличить неверности, ссылаются на царя, «яко у царя тако поют». В 1662 году архимандрит Антоний по распоряжению архиепископа Рязанского и Муромского Илариона был отстранён от управления монастырем, а в феврале 1666 года вызван на собор в Москву. Несмотря на принесённое покаяние, архимандрит Антоний был сослан в Кирилло-Белозерский монастырь.

В 1720-х годах монастырь был приписан к рязанскому Архиерейскому дому, и на его территории было открыто первое в городе учебное заведение — школа для обучения священнических детей.

В 1891 году на территории обители был возведён каменный трёхэтажный братский корпус, в котором на правах настоятеля размещались муромские викарные епископы: Евгений (Мерцалов), а позднее — Митрофан (Загорский). В 1907 году в здании келейного корпуса была освящена домовая церковь в честь мучеников Херсонесских.

После революции 1917 года поводом к закрытию Спасо-Преображенского монастыря стало обвинение его настоятеля епископа Муромского Митрофана (Загорского) в соучастии в восстании, произошедшем в Муроме 8—9 июля 1918 года и возглавляемом полковником Николаем Павловичем Сахаровым.

В 1918—1919 годах монастырский Преображенский собор продолжал действовать как приходской храм, а на монастырском кладбище совершались погребения гражданских лиц.

В 1920-е годы храмы и помещения монастыря инспектировали представители муромского музея, но уже с января 1929 года Спасский монастырь заняли военные и частично отделение НКВД, в это же время началось уничтожение монастырского некрополя, а доступ на его территорию гражданских лиц был прекращён.

В апреле 1990 года общественность города Мурома обратилась с открытым письмом во Владимирское епархиальное Управление, а также к Председателю муромского горисполкома В. И. Жукову с открытым письмом в поддержку передачи Муромского Спасского монастыря Русской православной церкви. За идею возрождения обители выступил академик Д. С. Лихачёв, обратившийся 8 октября 1990 года с письмом к Патриарху Московскому и всея Руси Алексию.

Весной 1995 года воинская часть № 22165 покинула помещения Спасского монастыря. Наместником возрождающейся обители был назначен иеромонах Кирилл (Епифанов), которого встретила в древнем монастыре полная разруха. Позже он вспоминал: «Моим глазам предстала удручающая картина. Купола рухнули, снесена кровля, казармы представляли собой груды кирпича. Как восстанавливать все это, поначалу даже представить себе не мог…» Но чуть позже в монастырь вернулась та самая икона Божией Матери «Скоропослушница», и дело сдвинулось с мертвой точки. Понемногу собиралась братия, появлялись благотворители и знающие помощники, обитель быстро поднималась из руин.

В 2000—2009 годах монастырь был капитально реставрирован при поддержке Счётной палаты Российской Федерации.

История постройки

В настоящее время мощи святых почивают в храме Живоначальной Троицы, который относится к Свято-Троицкому женскому монастырю. А начиналось всё с крещения города Мурома князем Константином. В месте под названием Вышнее городище возвели Борисоглебский храм. Спустя пятьсот лет там уже стояла церковь из дерева в честь Святой Троицы. Со временем здание обветшало. В 1642 году купец Тарасий Цветнов способствовал закладке нового каменного храма, который стали именовать также.

Троицкий храм в Свято-Троицком монастыре Мурома

Тарасий Борисович по окончании строительства обратился с прошением к епископу о создании на месте нового прихода женской обители. Для этих целей он отдал собственные земли, выкупил участки у других владельцев и пожаловал ценные вещи для проведения богослужений.

Статьи о святых благоверных князьях Петре и Февронии:

Собор подвергался неоднократной переделке. В 1810 году перестроили Трехсвятительский придел. Второй этаж надстроили в 1885 году. Там расположился храм святого великомученика Пантелеимона.

В годы советской власти монастырь закрыли. И только в 1991 году обитель вновь получила статус действующей и была передана Русской православной церкви.

В 1992 году Троицкий храм обрёл свою главную реликвию — мощи благоверных святых Петра и Февронии.

Это интересно: Храм-на-Крови в Екатеринбурге — знакомим с вопросом

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector