Феодора

Ранние годы

Есть несколько указаний на возможное место рождения Феодоры. По словам Майкла Сирийца , она родилась в Маббуге ,
Сирия ; Никифор Каллист Ксантопулос называет Феодору уроженкой Кипра , в то время как Патрия , приписываемая Георгию Кодину , утверждает, что Феодора происходила из Пафлагонии . Она родилась c. 500 г. н.э. Ее отец, Акакий, был дрессировщиком медведей из
на ипподроме в Константинополе . Ее мать, имя которой не записывается, была танцовщицей и актрисой. У ее родителей родились еще две дочери, старшая по имени Комито и младшая Анастасия. После смерти отца, когда Феодоре было четыре года, ее мать привела своих детей в гирляндах на ипподром и представила их просителями Синей фракции . С тех пор Феодора будет их сторонницей.

Согласно « Тайной истории» Прокопия , Феодора последовала примеру своей сестры Комито с раннего возраста и работала в борделе Константинополя, обслуживая клиентов с низким и высоким статусом; позже она выступала на сцене. В своем знаменитом рассказе о Теодоре, основанном на « Тайной истории» , Эдвард Гиббон ​​писал:

По словам Прокопия, Феодора сделала себе имя своим непристойным изображением Леды и Лебедя . В то время работа актрисы включала как «неприличные выставки на сцене», так и предоставление сексуальных услуг за кулисами. За это время она , возможно, встретил будущую жену Велизария , Антониной , который станет частью женского двора во главе с Феодоры.

Позже Феодора отправилась в Северную Африку в качестве наложницы сирийского чиновника по имени Хецебол, когда он отправился в ливийский Пентаполис в качестве губернатора. Брошенная и подвергшаяся жестокому обращению Гецеболом, на обратном пути в столицу Византийской империи , она на время поселилась в Александрии , Египет . Некоторые предполагают, что она встречалась с патриархом Тимофеем III в Александрии, который был миафизитом , и, возможно, в то время она обратилась в миафизитское христианство. Из Александрии она отправилась в Антиохию , где встретила танцовщицу голубой фракции Македонию, которая, возможно, была осведомителем Юстиниана .

Когда Юстиниан стремился жениться на Феодоре, он был предотвращен римского права от Константина времени, зарешеченное любой из сенаторского ранга из вступающих в брак актрис. В 524 году византийский император Юстин издал новый закон, согласно которому реформированные актрисы могут после этого вступать в законный брак вне своего ранга, если это будет одобрено императором. В том же законе говорилось, что дочери этих актрис также могут свободно выходить замуж за мужчину любого ранга, что позволило бы внебрачной дочери Феодоры (имя которой было утеряно) выйти замуж за одного из родственников предыдущего императора Анастасия . Вскоре после принятия закона Джастина Юстиниан женился на Феодоре.

Память святой царицы Феодоры

В изложении святителя Димитрия Ростовского

Святая Феодора была супругой царя Феофила иконоборца 1. но она не разделяла иконоборческой ереси своего мужа. Царь — иконоборец изгнал из столицы константинопольского патриарха Мефодия 2. на его место поставил Анния и сжег святые иконы. Пламенная же царица Феодора, хотя явно и не смела поклоняться святым иконам, но тайно имела их в своей спальне и ночью бодрствовала на молитве, молясь Богу, да ниспошлет Он Свою милость православным. Она имела сына по имени Михаил, которого воспитала в православной вере. По смерти своего мужа блаженная Феодора снова восстановила на константинопольском патриаршем престоле святого Мефодия 3 и созвала священный собор, на котором иконоборцы были преданы проклятию, Анний низведен с престола, и святые иконы внесены были в церкви Божии 4. По совещанию со всем святым собором отцов Феодора помолилась Богу о муже своем, чтобы изъял его от вечной муки, дабы он мог получить жизнь неизреченную. После того блаженная царица Феодора добре подвизалась в благочестии и потом вскоре предала душу свою Богу, к Которому стремилась, оставив царство сыну своему Михаилу 5 .

_______________________________ _________________________________________

1 Император Феофил иконоборец царствовал с 829 по 842 г.

2 Св. Мефодий I, патриарх Константино- польский, управлял патриаршим престолом с 842 по 846 г. В этом году он был низложен и изгнан царем-иконоборцем.

3 Это было в том же 842 году, в котором он изгнан был из Константинополя. В первое время по восшествии на престол царский (в 842 году) Михаила государством управляла мать его Феодора — по 855 год.

4 Таким образом состоялось восстановление иконопочитания на Константинопольском соборе 842 года. В память этого тогда же был установлен в Церкви особый «чин православия», совершаемый и ныне в первый воскресный день святой Четыредесятницы.

5 Император Михаил III царствовал с 855 по 867 г.

Богослужебное почитание

Празднование в память чудесного обретения иконы известно с XIII века и носило местный характер. После вступления на московский престол Михаила Фёдоровича появляется новое празднование иконе, связанное с событиями его наречения в Ипатьевском монастыре (при этом местное празднование в честь её обретения становится общецерковным). Изначально оно не имело определённой даты. Различные чиновники указывают празднование то «во вторую или в третию или в четвертую неделю святаго поста», то в «неделю вторую или в ин день великаго поста». Под 14 марта в церковном календаре этот праздник закрепляется начиная с 1620 года, что связывают с возвращением из плена патриарха Филарета, царского отца. Этот новый праздник сразу же становится весьма торжественным и приобретает особое значение в царской семье.

Чиновники Успенского собора на этот день указывают: «В 14 день пети пречистой Богородицы Федоровской с Венедиктом для наречения государева…». При первых Романовых дата празднования, приходящаяся на дни Великого поста, соблюдалась чётко и переносилась на другие дни лишь в исключительных случаях (например, совпадение с Лазаревой субботой или погребением кого-либо из царского рода). Во второй половине XVII века дата перестаёт чётко соблюдаться, праздник начинают переносить на следующий воскресный день, что уже уменьшало его статус.

Празднование иконе отличалось нетипичной для великопостных богослужений пышностью. «Указ о звоне и о чине в пост великий и в пятидесятницу до недели всех святых» указывает:

Марта в 13 день праздноват пречистой Богородицы Феодоровские, часы и вечерню пет по Предотечевой главе, а в 14-м числе заутреню пет с величанием по Предотечевой главе, а литоргия по Предотечевой же Прежесвященная, а где храм пречистой Богородицы Феодоровской и тут петь в 13 числе и в 14 день совсем, а литоргия служит Златоустова; а на полиелеи песнь всяку духовную, а служба Преждесвященная окроме храма.

Это указание приравнивает праздник Феодоровской иконы в Успенском соборе к празднику Благовещения, так как на него Великим постом положено совершать литургию Иоанна Златоуста в любой день, на который он придётся. В прочие будние дни из-за строгости поста литургия либо вообще не совершается, либо в среду и пятницу положена Преждеосвященная. В дворцовой церкви накануне праздника совершалось всенощное бдение, которое возглавлял сам патриарх. На сам праздник «Устав» содержит указание облачаться в белые ризы, что в Великий пост опять же делается лишь на Благовещение.

Феодоровская икона с тезоименитыми императорскому дому святыми Николаем Чудотворцем, царицей Александрой, митрополитом Алексием и Михаилом Малеином

При патриархе Филарете в день праздника царь устраивал после богослужения праздничный приём, на котором одаривал своего отца-патриарха, что совершалось лишь на двунадесятые праздники. Эта традиция полностью прекратилась в 1668 году, но патриаршие богослужения в этот день совершались в дворцовой церкви («Празднуют пречистой Богородице Федоровской у Рождества на сенях») вплоть до ликвидации патриаршества Петром I. Укоренившаяся со второй половины XVIII века традиция переносить празднование иконе на ближайшее воскресение лишило его всех этих нехарактерных для Великого поста богослужебных особенностей.

В современном богослужебном уставе Русской Православной Церкви празднование Феодоровской иконе не имеет какого-либо особого статуса и совершается по великопостному уставу. С 2001 года появилась традиция принесения первообраза иконы из Костромы в другие города России. В 2008 году возобновлена традиция крестных ходов со чтимым списком Феодоровской иконы, хранящимся в Городецком Феодоровском монастыре.

Днесь светло красуется преименитый град Кострома и вся Русская страна, созывающи к веселию вся боголюбивыя народы христианския, на преславное торжество Божия Матере, пришествия ради чудотворнаго Ея и многоцелебнаго образа, днесь бо явися нам пресветлое великое солнце, приидите, вси Богоизбраннии людие, новый Израиль, ко источнику цельбоносному, источает бо нам неоскудныя милости Пресвятая Богородица и избавляет вся грады и страны христианския невредимы от всех навет вражиих. Но, о Всемилостивая Госпоже, Дево Богородице, Владычице, спаси страну нашу, и архиереи, и вся люди Твоего достояния от всех бед по велицей Твоей милости, да зовем Ти: радуйся, Дево, Христианом похвало.

— Тропарь иконе Божией Матери Феодоровская Феодоровский собор Ярославля

Источники и историография[ | ]

См. также: Тайная история

Сара Бернар в пьесе Сарду «Феодора» (рисунок Д. Кларина, 1902 год)

Основным источником сведений о императрице Феодоре является памфлет Прокопия Кесарийского «Тайная история

» (греч. Ἀνέκδοτα), написанный спустя 2 года после её смерти. Данный труд был найден только в XVII веке директором Ватиканской библиотеки Никколо Аламанни и сразу вызвал волну споров. При его написании Прокопий, как и знаменитый биограф цезарей Гай Светоний Транквилл, возможно использовал императорские архивы, однако его рассказы об образе жизни Феодоры до её вступления в брак подвергаются сомнениям. Так английская исследовательница А. Камерон в своей фундаментальной монографии о Прокопии вообще отказывается видеть в описании молодости Феодоры какую бы то ни было реальность. Тем не менее осведомленность Прокопия не вызывает сомнений, так как он служил секретарем при крупнейшем полководце Юстиниана Велизарии и был свидетелем многих событий, которые описывал.

«Тайная история

», написанная по мнению одного из исследователей «желчью, а не чернилами », была скорее реакцией Прокопия на опалу его патрона Велизария, в результате чего и он сам потерял благосклонность двора. Об отчасти необъективном характере данного труда свидетельствует, например, то, что шестая часть «Тайной истории » представляет уже мифотворчество на тему «Юстиниан — воплощение дьявола ». И всё же, историки не отвергают «Тайную историю» целиком как абсолютно недостоверный источник, поскольку другие приведённые им данные, в частности, о политической и религиозной деятельности Юстиниана и Феодоры, находят подтверждение в иных доступных текстах, в том числе и в ексе Юстиниана.

Византинист Успенский Ф. И. в своём труде «История Византийской империи» признаёт, что Прокопий — практически единственный свидетель, описавший эпоху Юстиниана, — однако критикует негативный и предвзятый тон его «Тайной истории

»

По мнению Успенского, этот труд, относящийся к позднему периоду жизни Прокопия и разительно отличающийся от его прежних объективных трактатов, следует рассматривать в контексте распространённого тогда убеждения, «что современный ему порядок вещей не есть нормальный, что слава римская безвозвратно миновала, и современники не походят на героев прошлого ». Он не вдаётся в подробности молодости Феодоры и считает, что она «независимо от своей обстановки и исторической роли, приковывает к себе всеобщее внимание как характер и ещё более — как литературный тип ».. Кроме труда Прокопия, отдельные аспекты жизни Феодоры были описаны в середине VI века одним из её приближённых — епископом Иоанном Эфесским в его сочинениях: «Жития восточных святых

Кроме труда Прокопия, отдельные аспекты жизни Феодоры были описаны в середине VI века одним из её приближённых — епископом Иоанном Эфесским в его сочинениях: «Жития восточных святых

» и «Церковная история ».

Из житийной литературы сведения о Феодоре содержатся в жизнеописаниях патриарха Севера и Якова Барадея. В минее Дмитрия Ростовского о ней лишь кратко сообщается в конце жития императора Юстиниана.

Деятельность Феодоры в области религии, а особенно её роль в укреплении позиций монофизитов подробно освещена А. В. Карташевым в его труде «Вселенские соборы», а также Шарлем Дилем в его многочисленных трудах по истории Византии. Из современных трудов Феодоре посвящена монография 1999 года итальянских исследователей Стефания Салти и Рената Вентурини «Жизнь Феодоры».

Смерть

Смерть Феодоры записана Виктором Тонненским , причина ее смерти неизвестна, но используемые греческие термины часто переводятся как « рак ». Это было 28 июня 548 года в возрасте 48 лет, хотя другие источники сообщают, что она умерла в 51 год. Более поздние отчеты часто связывают смерть конкретно с раком груди , хотя в первоначальном отчете он не был указан как таковой, где использование термин «рак», вероятно, относится к более общему «нагноению язвы или злокачественной опухоли». Ее тело было похоронено в церкви Святых Апостолов в Константинополе. Во время шествия в 559 году Юстиниан посетил ее гробницу и зажег свечи.

И Феодора, и Юстиниан представлены в мозаиках, которые существуют по сей день в базилике Сан-Витале в Равенне , Италия , строительство которой было завершено за год до ее смерти.

В изобразительном искусстве

Императрица Феодора со свитой

Император Юстиниан со свитой

Наиболее знаменитое изображение императрицы Феодоры — мозаика в базилике Сан-Витале в Равенне, уникальное тем, что оно является прижизненным (—547 годы), а также сохранившимся до наших дней.

Императрица с супругом изображена на двух мозаичных панно, которые располагаются на стенах апсиды. Оба правителя изображены как донаторы, стоящие порознь, они возглавляют две процессии, приносящие дары храму. Оба супруга держат в руках жертвенные литургические сосуды.

Лазарев В. Н. пишет, что данные изображения выполнялись, по-видимому, лучшими из равеннских мастеров, которые создали их по столичным образцам — царским портретам, рассылавшимися в провинции Византийской империи для копирования:

Оценка личности современниками и потомками

Наиболее положительную оценку Феодора получила от монофизитов:

  • антиохийский патриарх Северий (Севир) (VI век) называл её «царицей, которая чтит Христа»;
  • историк и епископ Эфесса Иоанн (VI век) считал её правоверной царицей;
  • яковитский летописец Михаил Сириец (XII век) сообщает, что она заботилась о мире церквей больше, чем её муж, и побуждала его работать в этом направлении.
  • армянский историк Киракос Гандзакеци (XIII век) повторяет утвердившуюся точку зрения на Феодору: «Православная по вере, она умоляла мужа утвердить православие. А он хоть и очень хотел, но не осмелился от страха перед двуестественниками , которые грозили ему смертью».

Церковью Феодора была канонизирована вместе с её мужем Юстинианом в лике благоверной. Православная церковь признает раскаяние Феодоры в её неправедной жизни в молодости и считает, что она всё же отошла от монофизитской ереси и стала защитницей православия. Константинопольская церковь с самого начала очень лояльно отнеслась к Феодоре: после её коронации, когда сильны были разговоры о её прошлом и многих оно смущало «ни один из священнослужителей не высказал открыто возмущения, несмотря на то что и им предстояло именовать её владычицей». При этом историки отмечают, что западная церковь не простила Феодоре грубого низложения папы Сильверия и её имя на западе долгое время предавали проклятиям и поношениям.

Оценка Феодоры в области государственного управления, сделанная Прокопием, не менее категорична, чем его негативная оценка деятельности Юстиниана[источник не указан 1420 дней]. Однако особо признается её роль в ходе восстания Ника, когда она предотвратила бегство Юстиниана из Константинополя.

Дети

У Феодоры и Михаила VIII было семеро детей:

  • Мануэль Палеолог (ок. 1255 — до 1259)
  • Ирина Палеологина (ок. 1256 — до 1328), вышедшая замуж за болгарского императора Ивана Асена III.
  • Андроник II Палеолог (1259–1332)
  • Анна Палеологина (ок. 1260–1299 / 1300), вышедшая замуж за Деметрия / Михаила Комненоса Дукаса , третьего сына Михаила II Эпирского.
  • Константин Палеолог (1261–1306), женившийся на Эйрене Раулайне, своей троюродной сестре.
  • Теодора Палеологина, вышедшая замуж за короля Грузии Давида VI.
  • Евдокия Палеологина , вышедшая замуж за императора Трапезунда Иоанна II.
  • Теодор Палеолог (ок. 1263 — после 1310)

Икона

В иконописи Феодор Тирон изображается в военной форме того времени с копьем в руке. Даже после смерти он продолжает помогать верующим: укрепляет их дух, хранит мир и взаимопонимание в семье, удерживает от искушений и злых умыслов.

Существует апокриф о подвигах святого Тирона, где он предстает как герой-змееборец. Это сказание является отрывком, описанием мученичества, которое претерпел Феодор Тирон. Житие его лишь немного затрагивается в начале повествования. Апокриф послужил источником создания иконы «Чудо Феодора Тирона о змие» работы Никифора Савина (нач. 17-го века). Композиция ее, словно мозаика, составлена из нескольких сюжетных моментов. В центре иконы видна фигура женщины в цепких объятиях крылатого змия. Справа изображена мать великомученика в колодце и окружении аспидов, а слева царь с царицей смотрят, как Феодор сражается с многоголовым змием. Чуть ниже автор приводит сцену освобождения матери мученика из колодца и сошествие ангела с короной для героя.

Источники и историография

См. также: Тайная история


Сара Бернар в пьесе Сарду «Феодора» (рисунок Д. Кларина, 1902 год)

Основным источником сведений о императрице Феодоре является памфлет Прокопия Кесарийского «Тайная история

» (греч. Ἀνέκδοτα), написанный спустя 2 года после её смерти. Данный труд был найден только в XVII веке директором Ватиканской библиотеки Никколо Аламанни и сразу вызвал волну споров. При его написании Прокопий, как и знаменитый биограф цезарей Гай Светоний Транквилл, возможно использовал императорские архивы, однако его рассказы об образе жизни Феодоры до её вступления в брак подвергаются сомнениям. Так английская исследовательница А. Камерон в своей фундаментальной монографии о Прокопии вообще отказывается видеть в описании молодости Феодоры какую бы то ни было реальность. Тем не менее осведомленность Прокопия не вызывает сомнений, так как он служил секретарем при крупнейшем полководце Юстиниана Велизарии и был свидетелем многих событий, которые описывал.

«Тайная история

», написанная по мнению одного из исследователей «желчью, а не чернилами », была скорее реакцией Прокопия на опалу его патрона Велизария, в результате чего и он сам потерял благосклонность двора. Об отчасти необъективном характере данного труда свидетельствует, например, то, что шестая часть «Тайной истории » представляет уже мифотворчество на тему «Юстиниан — воплощение дьявола ». И всё же, историки не отвергают «Тайную историю» целиком как абсолютно недостоверный источник, поскольку другие приведённые им данные, в частности, о политической и религиозной деятельности Юстиниана и Феодоры, находят подтверждение в иных доступных текстах, в том числе и в кодексе Юстиниана.

Византинист Успенский Ф. И. в своём труде «История Византийской империи» признаёт, что Прокопий — практически единственный свидетель, описавший эпоху Юстиниана, — однако критикует негативный и предвзятый тон его «Тайной истории

»

По мнению Успенского, этот труд, относящийся к позднему периоду жизни Прокопия и разительно отличающийся от его прежних объективных трактатов, следует рассматривать в контексте распространённого тогда убеждения, «что современный ему порядок вещей не есть нормальный, что слава римская безвозвратно миновала, и современники не походят на героев прошлого ». Он не вдаётся в подробности молодости Феодоры и считает, что она «независимо от своей обстановки и исторической роли, приковывает к себе всеобщее внимание как характер и ещё более — как литературный тип ».. Кроме труда Прокопия, отдельные аспекты жизни Феодоры были описаны в середине VI века одним из её приближённых — епископом Иоанном Эфесским в его сочинениях: «Жития восточных святых

Кроме труда Прокопия, отдельные аспекты жизни Феодоры были описаны в середине VI века одним из её приближённых — епископом Иоанном Эфесским в его сочинениях: «Жития восточных святых

» и «Церковная история ».

Из житийной литературы сведения о Феодоре содержатся в жизнеописаниях патриарха Севера и Якова Барадея. В минее Дмитрия Ростовского о ней лишь кратко сообщается в конце жития императора Юстиниана.

Деятельность Феодоры в области религии, а особенно её роль в укреплении позиций монофизитов подробно освещена А. В. Карташевым в его труде «Вселенские соборы», а также Шарлем Дилем в его многочисленных трудах по истории Византии. Из современных трудов Феодоре посвящена монография 1999 года итальянских исследователей Стефания Салти и Рената Вентурини «Жизнь Феодоры».

иконы святых покровителей

Иконописец Марина Филиппова пишет иконы святых покровителей проникаясь личностью желающего получить икону, пишет менно для этого человека, чувствуя, какая палитра, какое звучание цвета, а вернее, света, идущего от написанных образов, будут ближе душе молящегося, целительней для его духа.

Иконы святых покровителей преподобных несут в себе первообразы тех, кто всей своей земною жизнью, всеми силами стремились уподобиться духовной высоте, к какой призывает нас Господь. Блаженные тоже, например, стоят в одном ряду с преподобными, только их земная жизнь слагалась иначе. Они вели жизнь юродивых, но, как и преподобные, имея еще при жизни своей дар пророческий и чудотворный.

Святителями мы называем людей, имевших при жизни митрополичий – епископский чин, которые своею жизнью предстоятелей воспитывали паству в христианском духе. Их лики мы видим на иконах Святых покровителей Николая Мирликийского. Спиридона Тримифунтского. Тихона Задонского, Филарета Московского, Феофана Затворника.

Равноапостольные несли людям свет Христова учения, отстаивали, подобно апостолам христианскую веру во всех уголках земли, то есть вели жизнь, равную жизни учеников Его после Вознесения Его, отстаивая истинную веру и ее ценности и расширяя границы христианского мира, но не мечом, а словом и примером. Издревле иконы святых покровителей, где изображены равноапостольные Константин и Елена. княгиня Ольга. благоверные князья Александр Невский и Дмитрий Донской становились образами домовых церквей и домашних иконостасов.

Тем, у кого в семье есть болящие и кому необходима частая ежедневная молитва об исцелении от недуга, стоит выбрать иконы святых – покровителей целителей и врачей-чудотворцев, например Пантелеймона. или врачей-бессребреников мучеников Косьмы и Дамиана. Кира и Иоанна.

В художественной литературе

  • Феликс Дан. Битва за Рим. Роман. (1871—1875).
  • Николай Гумилёв. Отравленная туника. Пьеса.
  • Harold Lamb. Theodora and the Emperor. Роман.
  • Гарольд Лэмб. Феодора. Циркачка на троне. Беллетризированная биография, русский перевод предыдущего.
  • Роберт Грейвс. Князь Велизарий. Роман.
  • Валентин Иванов. Русь изначальная. Исторический роман.
  • Монахиня Кассия (Т. А. Сенина). Юстиниан и Феодора. Рассказ.
  • Джиллиан Брэдшоу. The Bearkeeper’s Daughter. Роман о последних годах жизни Юстиниана и Феодоры, написанный с точки зрения её незаконного сына.
  • Михаил Казовский . Топот бронзового коня. Исторический роман.
  • Джек Олек. Феодора. Исторический роман.
  • Гай Гэвриел Кей. Сарантийская мозаика. Дилогия. Императрица Аликсана повторяет историю Феодоры.
  • Пол Уэллмен. Феодора. Роман.
  • Артур Конан Дойль. Возвращение на родину. Рассказ

Источники и историография


Сара Бернар в пьесе Викторьена Сарду «Феодора»(рисунок Жоржа Кларена, 1902 год)

Основным источником сведений о императрице Феодоре является памфлет Прокопия Кесарийского «Тайная история» (греч. Ἀνέκδοτα), написанный спустя два года после её смерти. Данный труд был найден только в XVII веке директором Ватиканской библиотеки Никколо Аламанни и сразу вызвал волну споров. При его написании Прокопий, как и знаменитый биограф цезарей Гай Светоний Транквилл, возможно, использовал императорские архивы, однако его рассказы об образе жизни Феодоры до её вступления в брак подвергаются сомнениям. Так, английская исследовательница А. Камерон в фундаментальной монографии о Прокопии вообще отказывается видеть в описании молодости Феодоры какую бы то ни было реальность. Тем не менее осведомлённость Прокопия не вызывает сомнений, так как он служил секретарём при крупнейшем полководце Юстиниана Велизарии и был свидетелем многих событий, которые описывал.

«Тайная история», написанная, по мнению одного из исследователей, «жёлчью, а не чернилами», была скорее реакцией Прокопия на опалу его патрона Велизария, в результате чего и он сам потерял благосклонность двора. Об отчасти необъективном характере данного труда свидетельствует, например, то, что шестая часть «Тайной истории» представляет уже мифотворчество на тему «Юстиниан — воплощение дьявола». И всё же историки не отвергают «Тайную историю» целиком как абсолютно недостоверный источник, поскольку другие приведённые им данные, в частности, о политической и религиозной деятельности Юстиниана и Феодоры, находят подтверждение в иных доступных текстах, в том числе и в кодексе Юстиниана.

Византинист Фёдор Успенский в труде «История Византийской империи» признаёт, что Прокопий — практически единственный свидетель, описавший эпоху Юстиниана, однако критикует негативный и предвзятый тон его «Тайной истории». По мнению Успенского, этот труд, относящийся к позднему периоду жизни Прокопия и разительно отличающийся от его прежних объективных трактатов, следует рассматривать в контексте распространённого тогда убеждения, «что современный ему порядок вещей не есть нормальный, что слава римская безвозвратно миновала, и современники не походят на героев прошлого»[]

Он не вдаётся в подробности молодости Феодоры и считает, что она «независимо от своей обстановки и исторической роли приковывает к себе всеобщее внимание как характер и ещё более — как литературный тип»[].

Кроме труда Прокопия, отдельные аспекты жизни Феодоры были описаны в середине VI века одним из её приближённых — епископом Иоанном Эфесским в сочинениях «Жития восточных святых» и «Церковная история».

Из житийной литературы сведения о Феодоре содержатся в жизнеописаниях патриарха Севера и Якова Барадея. В минее Дмитрия Ростовского о ней лишь кратко сообщается в конце .

Деятельность Феодоры в области религии, а особенно её роль в укреплении позиций монофизитов подробно освещена Антоном Карташёвым в труде «Вселенские соборы», а также Шарлем Дилем во многочисленных трудах по истории Византии. Из современных трудов Феодоре посвящена монография итальянских исследователей Стефания Салти и Рената Вентурини «Жизнь Феодоры» (1999).

Посмертные явления святого

Через пятьдесят лет после своей кончины произошло некоторое событие. Император Юлиан Отступник решил посмеяться над христианами. Он велел тайно на рынках покропить все продаваемые продукты идоложертвенной кровью, чтобы они осквернились.

Тогда святой Феодор явился во сне архиерею Евдоксию и сообщил ему о замысле императора. Он велел сварить всем христианам свою еду, чтобы не покупать на рынке ничего. Они стали варить пшеницу, добавляя в нее мед. Эта пища стала называться с тех пор «коливо» или «кутья», а также «сочиво».

В честь этого события в пятницу первой седмицы Великого поста принято служить молебен с каноном святому Феодору Тирону, который написал преподобный Иоанн Дамаскин, по окончании Литургии Преждеосвященных Даров. После молебна освящается кутия и раздается верующим. Этот праздник существовал еще в четвертом веке, о чем рассказывал Патриарх Нектарий.

Намного позже было еще одно явление святого. По свидетельству многих очевидцев он нес по улицам Костромы чудотворную икону Феодоровской Божией Матери, после чего она стала носить его имя. Ранее она хранилась в Городце Нижегородского уезда, но после чудесного перенесения ее святым Феодором икона была явлена под Костромой в лесу на дереве. Это объясняли тем, что жители Городца чем-то прогневали Пречистую, и Она пожелала видеть Свою икону в Костроме.

Примечания

  1. Iustinianus // Реальный словарь классических древностей по Любкеру
  2. Theodora (англ.) // Encyclopædia Britannica
  3. Феодора // Энциклопедический словарь
  4. Год рождения Феодоры неизвестен. Прокопий сообщил, что примерно во 2-й половине правления («когда державой правил ещё Анастасий») императора Анастасия (491—518 гг.) Феодоре должно быть не более 5 лет, откуда историки принимают дату её рождения около 500 года.
  5. Сведения исходят от патриарха Никифора (IX век)[источник не указан 364 дня]
  6. Хотя текст «Жития восточных святых» написан по сирийски, фраза «Феодора из борделя» передана по гречески, что отражает не столько мнение Иоанна Эфесского, сколько его источники из Константинополя[источник не указан 364 дня].
  7. James Allan Evans,The Empress Theodora: Partner of Justinian,University of Texas Press, 2003, p. 19; ISBN 978-0-292-70270-7
  8. ↑  (недоступная ссылка). Дата обращения: 18 ноября 2007.
  9. James Allan Evans,The Empress Theodora: Partner of Justinian,University of Texas Press, 2003, p. 20; ISBN 978-0-292-70270-7
  10. Прокопий Кесарийский. Тайная история. IX:47
  11. . Дата обращения: 6 сентября 2002.
  12.  (недоступная ссылка). Дата обращения: 20 ноября 2007.
  13. Сведения Диля исходят из упоминания дочери Феодоры у Иоанна Эфесского.
  14. Хронография Феофана, год 6025 / 525 (532)
  15.  (недоступная ссылка). Дата обращения: 18 декабря 2007.
  16. Прокопий Кесарийский, «Война с персами»
  17. Геродот, 8.68
  18. ↑ Чекалова А. А. Прокопий Кесарийский: личность и творчество // Прокопий Кесарийский. Война с персами. Война с вандалами. Тайная история. М.: Наука, 1993. С. 422—435
  19.  (недоступная ссылка). Дата обращения: 21 ноября 2007.
  20. . Восточная литература. Дата обращения: 18 февраля 2011.
  21. Успенский Ф. И. История Византийской империи. — Т. 1.
  22. Salti S., Venturini R. The life of Theodora. — Ravenna, 1999. — ISBN 88-87747-05-9.
  23.  (недоступная ссылка). Дата обращения: 18 декабря 2007.

Житие

В начале 4-го века все еще продолжалась борьба язычников с проповедниками Евангелия, все жестче происходили гонения. Именно в это нелегкое время, согласно Писанию, и жил Феодор Тирон. Житие его начинается с описания службы в армии (306 г.), которая проходила в городе Амасии (северо-восточная часть Малой Азии). Известно также, что родился он в знатной семье. Отец его занимал высокое положение, потому их семья пользовалась уважением.

По приказу римского императора Галерия в Амасии проходила кампания по обращению христиан в языческую веру. В принудительном порядке они должны были принести жертвы каменным идолам. Тех, кто сопротивлялся, заключали в тюрьму, предавали жестоким мучениям, убивали.

Когда эта новость дошла до легиона, в котором служил Феодор Тирон, юноша открыто выразил протест своему военачальнику Вринку. В ответ ему было дано несколько дней для размышлений. Феодор провел их в молитве и не отступил от веры. Выйдя на улицу, он заметил бурное оживление. Мимо него прошел конвой с вереницей пленных христиан, их вели в темницу. Тяжело ему было смотреть на это, но он твердо верил в Иисуса Христа и надеялся на утверждение истинной веры. На главной площади города Феодор увидел языческий храм. Лукавый жрец зазывал «темный» народ поклониться идолам и принести им жертвы, дабы обрести все желаемые блага. В ту же ночь Феодор Тирон поджег этот храм. Наутро от него остались лишь груда бревен и разбитые изваяния языческих кумиров. Всех мучил вопрос, почему боги предков не защитили себя?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector