Византийские иконы
Содержание:
- 13 век
- Военные флаги и знаки различия
- Конец империи
- Византия никогда не была отсталой страной
- Одноглавый орел
- Византийская геральдика
- Дополнительные перекладины
- Появление двуглавого орла
- Культура
- В Византии сохранялась культурная преемственность с Античностью
- Двуглавый орёл не был гербом Византии
- Символика и образы византийской иконы
- История
- Щит Европы
- Герб
- Другие заимствования
- Современное использование
13 век
- 1203–1204: Четвертый крестовый поход , завершившийся захватом Константинополя крестоносцами.
- 1204–1214: Войны между Никейской империей и Латинской империей . Закончился Нимфейским договором .
- 1215–1227: Расширение Эпира при Теодоре Комненосе Дукасе . Силы Эпирота завоевывают Королевство Фессалоники и большую часть Фракии у Никейской империи . Феодор Эпирский становится императором в Фессалониках.
- 1230: Феодор Эпирский вторгается в Болгарию, но терпит поражение и попадает в плен в битве при Клокотнице .
- 1235: Совместная никейско-болгарская осада Константинополя терпит неудачу.
- 1254–1256: Болгария нападает на Никею после смерти Иоанна III Ватаца , пытаясь вернуть утраченные территории. Император Феодор II Ласкарис выступает против болгар и отбрасывает их.
- 1257–1259: Война между Никеей и Эпиром . После битвы при Пелагонии (1259 г.) большая часть Эпира и Фессалии попадает в руки никейцев, но завоевание оказывается временным.
- 1260: Неудачная осада Константинополя Никейской империей.
- 1263–1266: Кампания в Морее против княжества Ахайя . Первоначальные успехи были сведены на нет поражениями в битвах при Принице и Макриплагах .
- ок. 1272-1280: Кампании Licario восстановить Эвбея и многие острова Эгейского для Империи.
- где-то в 1273–1275 годах: крупномасштабная кампания против Иоанна I Дука Фессалийского. Византийская армия терпит поражение при Неопатре , но флот одерживает крупную победу при Деметрии .
- 1274–1275: Византийское наступление на анжуйские владения в Албании вытесняет анжуйские силы с большей части страны, хотя повторные атаки на их последние два опорных пункта Диррахиум и Валона терпят неудачу.
- 1279: Неудачные походы на Болгарию, поражение при Девине .
- 1280–1281: Анжуйское наступление в Албании отбито у Берата , и большая часть Албании отбита .
- 1294–1302: Византийско-венецианская война , в основном в Эгейском и Мраморном морях.
Военные флаги и знаки различия
Монета Константина (ок. 337), изображающая его лабарум, пронзающий змею.
Поздняя Римская армия в конце 3 — го века продолжала использовать знаки привычных для римских легионов : орел-наклоненных Aquila , квадратный вексиллум , и имаго~d (бюст императора на шесте). Кроме того, использование драко , заимствованного у даков , было широко распространено среди кавалерии и вспомогательных частей. Однако немногие из них, похоже, выжили после 4 века. Aquila выпал из использования с ломки старых легионов, то имаго был заброшен с принятием христианства , и только вексиллум и Драко все еще время от времени засвидетельствовано в 5 — м веке и за его пределами. Константин Великий (годы правления 306–337) вставил эмблему Чи-Ро в римские военные стандарты, в результате чего появился так называемый лабарум . В иконографических свидетельствах это обычно принимает форму Чи-Ро, вышитого на поле вексиллума , но литературные данные предполагают также его использование в качестве символа во главе посоха. Лабарум , хотя часто встречаются в 4 — м и 5 — м веках, исчезает полностью в 6 — ом, и вновь появляется значительно позже в измененном виде как часть регалий.
В конце 6-го века Stratēgikon, приписываемый императору Морису , появляются два типа военных флагов: треугольный вымпел или фламулон (φλάμουλον, от латинского : flammula , «маленькое пламя») и большой бандон (βάνδον, от латинского и, в конечном счете, германского) Bandum ). Вымпелы использовались в декоративных целях на копьях, но Stratēgikon рекомендует снимать их перед битвой. Согласно литературным данным, они были одно- или двуххвостыми , в то время как более поздние изображения рукописей свидетельствуют о треххвостой фламуле . Bandon был главным византийский стандарт бой с 6 — го века на, и пришел даже дать свое имя к основной византийской воинской части ( Бэндоном или tagma ). Его происхождение и эволюция неизвестны. Возможно, он возник в результате модификаций дракона или вексиллума , но в своей окончательной форме он появляется в Stratēgikon , состоящем из квадратного или прямоугольного поля с прикрепленными лентами.
Согласно Stratēgikon , цвета штандарта отражали иерархическую подчиненность подразделения: банда полков одной и той же бригады ( moira , droungos ) имела поле того же цвета, отличавшееся отличительной чертой, и полки одного и того же дивизия ( мерос или турма ) армии имела такой же цвет на ленточках. У каждой мойры и мероса также был свой флаг, а также у командующего армией ( stratēgos ). Они были по той же схеме, но большего размера и, возможно, с большим количеством лент ( Stratēgikon изображает флаги с двумя-восемью лентами). Морис также рекомендует, чтобы флаг центрального мероса , возглавляемого заместителем командира ( hypostratēgos ), был более заметным, чем флаг другого меро , и чтобы флаг командующего полководца (или императора, если он присутствовал) должен был быть более заметным. быть самым заметным из всех. Кроме того, Stratēgikon предписывает отдельный стандарт для багажного поезда ( touldon ) каждой мойры . Стандарты использовались не только для различения частей, но также как точки сбора и передачи сигналов другим формированиям. В Византийском флоте у каждого корабля тоже был свой штандарт. Как и их наземные аналоги, они также использовались для передачи сигналов. В 10 веке крест стал более заметным символом и часто использовался как навершие вместо наконечника копья. При Никифоре II Фока (годы правления 963–969) большие золотые кресты и драгоценности использовались в качестве знамен, возможно, несли на шесте или иным образом изображались на флагах. Кроме того, использование частей Истинного Креста часто упоминается на военных парадах.
В конце византийского периода псевдокодинос записывает использование палеологовского «тетраграмматического креста» (см. Выше) на имперском флаге ( греч . Βασιλικόν φλάμουλον , basilikon phlamoulon ) на византийских военно-морских судах, в то время как командующий военно-морским флотом Дукс , отображалось изображение императора верхом на коне.
Конец империи
На протяжении XIV-XV веков постоянные набеги на Византию совершали османы, отбиравшие одну провинцию за другой. А в 1453 году султан Мехмед II предпринял нападение на Константинополь, используя всю мощь имевшихся в его распоряжении пушек, которых у византийцев не было.
Осада Константнополя
И городские стены, спасавшие город от захватчиков на протяжении десяти веков, не выдержали. Но, тем не менее, защитники города не сдались и продолжали сражаться до последнего.30 мая турки заняли Константинополь, который после этого стал называться Стамбулом.С падением Константинополя исчезла и Византия, самое могущественное государство Средневековья, исчезла навсегда.
Вступление турок в Константинополь
Византия никогда не была отсталой страной
Наоборот, долгое время именно Восточная Римская империя считалась самой культурной и развитой страной христианского мира. В то время как на Западе последние остатки науки и литературы пыталась сохранить церковь, на Востоке вовсю процветали философские, богословские, литературные школы. В сферах точных и естественных наук работало множество учёных. Даже первый европейский университет появился именно в Византии.
Обычно считается, что первым стал Болонский, основанный в 1088 году. Но в Константинополе ещё при императоре Феодосии II в V веке возникла придворная школа. Уже тогда там изучался классический для средневековых университетов набор дисциплин: теология, право, риторика и медицина. В 855 году школа стараниями выдающегося учёного Льва Философа была преобразована в университет и получила в своё распоряжение Магнаврский императорский дворец на Августеоне — главной площади столицы, где также находился Софийский собор.
Лев Философ стал первым ректором первого в мире университета и фактическим создателем современной системы высшего образования, на которую ориентировались европейские просветители. Магнаврская высшая школа просуществовала до 1453 года, а её последние профессора бежали от османского завоевания в Западную Европу.
Одноглавый орел
Обратимся к истории герба Византийской империи. Как преемница Римской империи, она продолжала использовать своим символом одноглавого орла, но достаточно редко.
Существовала даже такая должность, как «орлоносцы». Эти воины исполняли ту же миссию, что и римские аквилиферы. Это знаменоносцы, которые несли в своих руках легионных орлов. В частности, «орлоносцы» упоминаются в военном трактате «Стратегикон Маврикия». Но неизвестно, насколько их штандарты походили на римские аквилы.
На монетах герб Византийской империи, одноглавый орел, стали изображать с VII века. Иногда его можно было встретить на рельефах и печатях. Известно, что в последние века существования империи такой герб вышивали и на дворцовых тканях. Так, в иллюминированных рукописях можно увидеть изображения расшитых императорских подушек именно с одноглавыми орлами.
Византийская геральдика
Существовали ли флаг и герб Византийской империи? В первую очередь отметим, что история византийской геральдики охватывает сравнительно небольшой период существования этого могущественного государства. Связано с тем, что геральдика появилась только в XII в.
На официальных государственных мероприятиях нередко использовали некоторые эмблемы и символы. Также их изображали на знаменах и щитах. Самыми распространенными такими символами были лабарум (государственное знамя великого императорского Рима) и крест.
Историкам также известно, что некоторые символы отображались и на печатях. Чаще всего это крест, изображение Богородицы и Иисуса Христа, различных святых. Однако по большей части это была более личная, нежели фамильная символика.
Дополнительные перекладины
Ставротека. Византия. XII век. Италия. Нонантола. Аббатство Нонантола
Но параллельно с такими крестами встречаются и кресты, напоминающие об изначальной исторической форме (чаще всего, это относится к крестам-реликвариям, содержащим частицу Животворящего Древа). И хотя изображения сохраняют известную степень декоративности, но намеки на табличку и подножие исторического Креста, на котором был распят Спаситель, все же присутствуют в виде дополнительных перекладин. Перекладина вверху, таким образом, напоминает о табличке, а внизу – о подножии.
Часто встречается только верхняя перекладина. Этот вариант креста позднее вошел в западноевропейскую геральдику под названием «патриаршего» или «архиепископского». Его изображение можно увидеть в гербах католических архиепископов (в отличие от гербов епископов, где крест только с одной перекладиной). Такой же крест с двумя перекладинами встречается в гербах великих герцогов Лотарингских (он так и называется – «лотарингский крест»), в современных гербах Венгрии, Словакии и Литвы.
Крест прп. Евфросинии Полоцкой. Изображение из книги «Белоруссия и Литва», 1889
Такую же форму имел исторический крест прп. Евфросинии Полоцкой – реликвия белорусского народа, который, к сожалению, был утрачен во время Великой Отечественной войны.Нижняя же перекладина, символизирующая подножие, могла изображаться в простой форме, как и остальные перекладины креста, но порой ей придавали некий условный объем (в той мере, как средневековое искусство его понимало).
Со временем нижняя перекладина стала эволюционировать и получила наклон, которому много позднее стали придавать отдельное символическое значение.
Крест восьмиконечный процветший. Миниатюра рукописи. Византия. XI век. Испания. Мадрид. Национальная Библиотека Испании
Такой крест со временем получил большее распространение на Руси, и именно эту форму стали позднее именовать «православной».
Разумеется, рассказать обо всех исторических формах креста в небольшой статье невозможно. Но мы и не ставили перед собой такую задачу. Нам бы хотелось донести одну простую мысль – восьмиконечный крест, который называется православным, – это лишь одна из форм крестов, принятых Церковью. Само наименование «православный», использующееся относительно креста, – довольно условное и позднее. И уж если историческая форма данного восьмиконечного креста и называется православной, то нельзя делать автоматический вывод о том, что другие исторические формы уже «неправославные» или того хуже – «масонские».
Церковь одинаково почитает различные формы крестов, которые так или иначе напоминают нам о крестной смерти и искупительном подвиге Господа Иисуса Христа.
Дмитрий Марченко
Примечание:
1. Цитируется по книге «Древнерусское искусство». М., 1975.
Появление двуглавого орла
Гербом Византийской империи считается и двуглавый орел. Он здесь более распространенный символ. Но это геральдическое изображение не было создано византийцами. Оно было заимствовано у народов с более древней культурой.
Сегодня историкам известно, что мотив геральдического двуглавого орла принадлежал еще анатолийской традиции и своими истоками восходил к хеттской культуре. Византийцы же стали использовать его в качестве герба Византийской империи в последние годы существования государства.
Вам будет интересно:Юридическое заключение: особенности составления и образец бланка
Некоторые историки датируют появление таковой эмблемы в Византии серединой XI века. Объясняется, что именно тогда Комнины (императорская византийская династия) могли перенять этот символ с рисунков на камнях хеттских времен в своей родной местности Пафлагонии.
Но такая точка зрения все же в широких кругах считается ошибочной. Да, в декоративном искусстве Византии первые изображения двуглавого орла действительно начали появляться только в XI веке. Императорским символом, гербом Византийской империи он стал только при Палеологах (последняя и самая долговечная императорская династия в Византии), уже в XIII веке.
Также известно, что в XII веке этот символ использовала не только Византия. Как элемент дворцового декора, как собственную эмблему двуглавого орла перенял и ряд азиатских правителей. Например, султаны Кей-Кубад, Салах-ад-Дин, династии Зангидов и Артукидов.
Культура
Культура также зависела от национальностей конкретных провинций. Известно, что на территории Византии жили разные народы: армяне, евреи, иудеи, сирийцы, фракийцы и иллирийцы.
Можно выделить следующие черты в развитии культуры византийцев:
- Особенную роль в социальной сфере жизни населения сыграла духовная сфера.
- Именно здесь были собраны и систематизированы все ранние трактаты, справочники, знания.
- Проявлялся индивидуализм во всех сферах искусства.
- Развился особый культ императора и унификация науки и искусства.
Церковь Панагия Византия
Важно, что не было разделения научных отраслей. Это прослеживалось и в архитектуре, живописи, литературе и музыке – везде можно видеть смешение стилей
В Византии сохранялась культурная преемственность с Античностью
В то время как во многих регионах Западной Европы после падения Рима наступила эпоха упадка и многое из культурного и научного наследия прошлого оказалось забыто, в Восточной Римской империи такого цивилизационного перелома не было вовсе. Ромеи вплоть до конца своего государства ощущали себя наследниками культуры античной Греции и Рима, хорошо знали античную литературу и изучали её. Библиотеки Константинополя и других городов империи служили предметом зависти для любого европейского учёного, вплоть до завоевания страны турками-османами, когда немалая часть книжных сокровищ была уничтожена мусульманскими фанатиками.
На ту же тему
Иконоборчество: первая попытка реформации церкви
«Если в книгах этих написано то же, что в Коране, то они лишние. Если же иное, то они лгут», — сказал халиф Умар, приказав сжечь Александрийскую библиотеку, после того как арабы изгнали византийцев из Египта.
Множество античных источников, сохранившихся до наших времён, остались целы именно благодаря тому, что их сберегли ромеи. Когда после падения Константинополя на Запад хлынула толпа греческих учёных и античных книг, европейские гуманисты были поражены тому, какие сокровища мысли скрывались на Востоке.
Двуглавый орёл не был гербом Византии
На ту же тему
8 «школьных» заблуждений о геральдике
Как можно судить по данным византийской сфрагистики (науки о печатях), двуглавый орёл был гербом то ли династии Палеологов, то ли Морейского деспотата (области на Пелопоннесе, где долгое время в окружении турок сохранялась византийская государственность), в котором они правили.
В то же время герб империи, принятый в последние два столетия её существования, хорошо известен. Это красный щит с золотым крестом, по сторонам которого находятся четыре золотых огнива, похожих на греческую букву «бета». Они символизируют древнюю формулу власти: Βασιλεὺς βασιλέων βασιλεύων βασιλεύουσιν- то есть «Царь царей, господствующий над царями». Так как император по праву преемственности считался первым среди христианских правителей.
Византийский герб с крестом во множестве сохранился на изображениях и архитектурных памятниках XIV–XV веков.
Интересный факт: Сербия, ещё в Средние века претендовавшая на статус империи, позаимствовала у Византии герб с крестом и огнивами, но поменяла золото на серебро и дала огнивам другую расшифровку: «Само слога Србина спасава», что означает «Только единство спасёт сербов», — слова, ставшие девизом страны.
Символика и образы византийской иконы
Новый художественный замысел способствовал окончательному изменению прежней символики, которая знаменовалась переходом от старого натуралистического восприятия чувственного мира к более религиозному и священному его отражению. Теперь образы византийских икон придерживаются иных рукописных канонов.
Икона является своего рода окном в духовный мир. Отсюда ее особый язык, где каждый знак – символ, обозначающий нечто большее, чем он сам.
Лицо на иконе это лик, повернутый к Богу, личность, преображенная в свете вечности.
Лик в иконе – самое главное, а главное в лике – глаза. Известное выражение «глаза – зеркало души» родилось в системе христианского мировоззрения.
Большое значение в иконе придается также рукам, многое говорящим о личности человека. Каждый жест рук осмысливается по-своему, несет определенную духовную информацию, каждой новой ситуации соответствует свой жест. Лик и руки иконописец, как правило, выписывал очень тщательно.
Фигуры же обычно изображались как бы «облегченно», так, чтобы тело выглядело невесомым и бесплотным. Тела в иконах словно парят в пространстве, зависая над землей. Иконописное изображение стремится передать соединение внешней хрупкости и внутренней мощи. Тела на иконах имеют удлиненные пропорции, что является выражением одухотворенности человека, его преображенного состояния. Икона являет нам образ нового человека, преображенного, целомудренного.
Как всякое живописное произведение, икона имеет дело с цветом. Фон классической византийской иконы – золотой. Это одновременно цвет и свет. Золото обозначает сияние Божественной славы, это свет нетварный, символ Небесного Иерусалима. Золотой цвет служит выражением самого ценного в духовном мире. Наиболее близким по смыслу к золотому стоит белый цвет.
Он также является цветам и светом одновременно, но применяется гораздо реже золотого. Белый цвет символизирует чистоту, непорочность и причастность божественному миру.
Красный и синий цвета, как правило, выступают вместе. Они символизируют милость и истину, красоту и добро, земное и небесное, то есть те начала, которые в падшем мире разделены и противоборствуют, а в Боге соединяются и взаимодействуют.
В зависимости от степени святости героев, которые представлены в библейской мифологии, наименование их ликов стало подразделяться на такие категории как:
- Апостолы;
- Бессребреники;
- Благоверные;
- Великомученики;
- Мученики, и.т.д.
Всего их насчитывается 18 видов. Наглядным примером, демонстрирующий применение новых художественных канонов, является икона Иисуса Христа в византийском стиле, которая называется Христос Пантократор.
В основе её создания были задействованы новые цветовые формы, представляющие собой сочетание натуральных и порошковых красок размешанные в жидкости.
Основные черты лица, которые художнику удалось придать данной святыне, оказались настолько естественными и правильно переданными, что и в остальных последующих работах, Божий взгляд стал представлялся точно в таком же, виде, который предшествовал ранее созданному оригиналу.
История
На гербах Черногории с XVII в. до 1944 г. постоянно находится двуглавый орёл со скипетром и державой. На щите – леопардовый лев с правой лапой, поднятой вверх.
1852-1910 гг. — на гербе княжества Черногория орёл, в отличие от орла на современного изображении, серебряный, корона – княжеская, изображение располагается на горностаевой мантии.
1910-1918 гг. – герб королевства Черногория идентичен предыдущему. Единственное отличие – это королевская корона между орлиными головами вместо княжеской.
В составе Югославии
Гербы страны с 1944 по 1994 г. по внешнему виду — эмблемы, на которых орёл как символ королевской власти отсутствует. Центральное место на них занимает гора Ловчен и мавзолей одного из правителей Черногории. С 1946-1994 гг. – Черногория входила в состав Югославии.
1944-1946 гг. – герб Федерального государства Черногория – это эмблема, где в центре – гора Ловчен. На её вершине – мавзолей Петра II Петровича. За горой видны морские волны. Эмблема обрамлена венком из пшеницы, а вверху расположена пятиконечная красная советская звезда. Основание эмблемы – лента, соединяющая венок. Она повторяет цвета черногорского флага того времени, состоит из трёх полос красного, синего и белого цветов. Также на ней указано название страны.
1946-1963 гг. – эмблема изменилась: гора и мавзолей, который уменьшился в размере. Они поменяли цвет с тёмно-синего на серый и утратили реалистичность, став более схематичными. Венок стал лавровым. Лента обвила его у основания два раза. Цвета лента сохранила прежние (красный, синий, белый), а вот название страны на ней не сохранилось.
1963-1974 гг. – эмблема изменилась лишь в деталях: цвет горы и мавзолея стал вновь синим. Лавровый венок приобрёл более округлую форму. По сравнению с предыдущей эмблемой эта стала более яркой.
1974-1994 гг. – эмблема этого периода имеет огромное сходство с эмблемой 1946-1963 гг., лишь по цвету более светлая.
1994-2004 гг. – Республика Черногория, будучи в составе объединённого с Сербией государства, возвращается к своему историческому гербу. На изображении вновь появляется орёл. В отличие от современного герба, орёл здесь серебряный, а лев помещён на полностью красный щит французской формы.
С 2004 г. используется современный герб Черногории.
Щит Европы
Византия находилась в перманентном состоянии войны: в любой век византийской истории на 100 лет едва ли наберётся 20 лет без войны, а иногда и 10 мирных лет не будет.
Нередко Византия воевала на два фронта, а иной раз враги теснили её со всех четырёх сторон света. И если остальные европейские страны воевали, в основном, с врагом более-менее известным и понятным, то есть друг с другом, то Византии нередко приходилось первой в Европе встречать неведомых завоевателей, диких кочевников, уничтожавших всё на своём пути.
Пришедшие в VI веке на Балканы славяне настолько истребили местное население, что от него осталась лишь малая часть — современные албанцы.
Византийская Анатолия (территория современной Турции) много веков в изобилии поставляла империи воинов и продовольствие. В XI веке вторгшиеся турки опустошили эту цветущую область, и когда византийцам удалось отвоевать часть территории, они не смогли собрать там ни воинов, ни продовольствие — Анатолия превратилась в пустыню.
О Византию, этот восточный бастион Европы, разбились многие нашествия с востока, мощнейшее из которых — арабское в VII веке. Не выдержи «византийский щит» удара, и намаз, как заметил британский историк XVIII века Гиббон, слышался бы теперь над спящими шпилями Оксфорда.
Герб
К концу эллинистического или раннеримского периода (I век до н.э.) мотив звезды и полумесяца в некоторой степени ассоциировался с Византией; хотя он стал более широко использоваться в качестве королевской эмблемы Митридата VI Евпатора (который на время включил город в свою империю).
На некоторых византийских монетах I века до нашей эры и позже изображена голова Артемиды с луком и колчаном, а также изображен полумесяц с восьмилучевой звездой на реверсе. Согласно отчетам, которые различаются в некоторых деталях, в 340 г. до н.э. византийцы и их союзники афиняне были осаждены войсками Филиппа Македонского . В особенно темную и влажную ночь Филипп попытался внезапно атаковать, но ему помешал яркий свет в небе. Этот свет иногда описывается последующими интерпретаторами как метеор , иногда как луна, а в некоторых источниках упоминается лай собак. Однако в первоначальных отчетах упоминается только яркий свет в небе, без указания луны. В ознаменование этого события византийцы воздвигли статую Гекаты лампадефора (светоносца). Эта история сохранилась в работах Исихого Милета , который , по всей вероятности жил во времена Юстиниана I . Его работы сохранились лишь во фрагментах, сохранившихся у Фотия и лексикографа X века Суйдаса . Сказку также рассказывают Стефан Византийский и Евстафий .
Византийцы особенно одобряли преданность Гекате за ее помощь в защите их от вторжений Филиппа Македонского. Ее символами были полумесяц и звезда, а стены ее города были ее происхождением.
Неясно, как именно символ Гекаты / Артемиды, одной из многих богинь, был перенесен в сам город, но, вероятно, это было следствием вмешательства против Филиппа и последующих почестей. Это было обычным делом в Древней Греции, как и в Афинах, где город был назван в честь Афины в честь такого вмешательства во время войны.
Города Римской империи часто продолжали выпускать собственные монеты. «Из множества тем, которые использовались на местных монетах, часто появлялись небесные и астральные символы, в основном звезды или полумесяцы». Большое разнообразие этих вопросов и различные объяснения значения звезды и полумесяца на римских монетах исключают их обсуждение здесь. Однако очевидно, что ко времени римлян монеты с изображением звезды или полумесяца в некоторой комбинации вовсе не были редкостью.
Другие заимствования
История герба Византийской империи показывает, что Палеологи позаимствовали его у более древних народов и культур. Но череда заимствований не остановилась на Византии.
Этот герб также считался и эмблемой правителей на землях, подчиненных Византии. Например, на Лесбосе, в Морейском деспотате. Его изображали не только на императорских одеждах, но и на флагах Трапезундской империи.
Если обратиться к западноевропейским портуланам (морским картам) XIV-XV вв., мы увидим, что золотого или серебряного двуглавого орла чаще понимали, отмечали, как символ Трапезунда, а не Византийской империи.
Если рассмотреть уже историю герба, падения Византийской империи, то можно узнать, что одновременно с двуглавым орлом в те времена использовалось изображение и одноглавого. Притом как в символике Византии, так и в символике Трапезунда. Его также чеканили на монетах, изображали на флагах.
После падения великой империи византийский символ переняли другие государства — Болгария, Сербия, Албания. Также с 1472 года он стал гербом и Российского государства. Известно, что наряду с одноглавым орлом, двуглавого стала использовать и Священная Римская империя времен Фридриха Второго.
Современное использование
Что касается современных государств, многие из них являются преемниками византийского символа:
- РФ. Символом государства с 1993-го является двуглавый золотой орел со скипетром, державой и распростертыми крыльями. Он увенчан тремя коронами.
- Албания. Символ представлен на флаге, гербе, леке.
- Армения. Орел изображен в правом верхнем углу щита на гербе.
- Сербия. Изображается не только на флаге, гербе, но и на почтовых марках и прочей государственной документации.
- Черногория. Изображение используется на гербе и флаге.
Также двуглавого орла изобразили на флаге и и иных символах непризнанного государства Донецкая Народная Республика.
Византийским гербом считался как одноглавый, так и двуглавый орел. Однако история этого символа уходит вглубь веков — к хеттским временам. Орел был заимствован у Византии и иными государствами, в числе которых и Россия.