Великая и ужасная византийская империя: чем мы ей обязаны, и почему ее следы остались в каждом из нас

Ранневизантийский период

В конце IV-начале V веков границы Византийской империи охватывали Палестину, Египет, Фракию, Балканы и Малую Азию. Восточная империя значительно опережала западные варварские королевства по строительству крупных городов, а также по развитию ремёсел и торговли. Наличие торгового и военного флота сделали Византию крупнейшей морской державой. Расцвет империи продолжался вплоть до XII века.

527-565 гг. правление императора Юстиниана I. Император провозгласил идею или реконкисту:”Восстановления Римской державы”. Ради достижения этой цели Юстиниан вёл завоевательные войны с варварскими королевствами. Под ударами византийских войск пали государства вандалов в Северной Африке, были побеждены остготы в Италии.

На захваченных территориях Юстинианом I вводились новые законы носившие название “Кодекс Юстиниана”, рабы и колонны передавались прежним хозяевам. Это вызывало крайнее недовольство населения и стало в дальнейшем одной из причин заката Восточной империи.

  • 610-641 гг. Правление императора Ираклия. В результате нашествия арабов, Византия утратила Египет в 617 году. На востоке Ираклий отказался от борьбы со славянскими племенами, дав им возможность расселиться вдоль границ, используя их в качестве естественного щита против кочевых племён. Одна из главных заслуг этого императора – это возвращение в Иерусалим Животворящего Креста, который был отбит у персидского царя Хосрова II.
  • 717 год. Осада арабами Константинополя. Почти целый год арабы безуспешно штурмовали столицу Византии, но в итоге так и не взяв город и откатившись с большими потерями. Во многом осада была отбита благодаря так называемому “греческому огню”.
  • 717-740 гг. Правление Льва III. Годы правления этого императора отмечены тем, что Византия не только успешно вела войны с арабами, но и тем, что византийские монахи пытались распространять православную веру среди иудеев и мусульман. При императоре Льве III запрещалось почитание икон. Были уничтожены сотни ценнейших икон и других произведений искусства связанных с христианством. Иконоборчество продолжалось вплоть до 842 года.

В конце VII-начале VIII веков в Византии прошла реформа органов самоуправления. Империя стала делиться не на провинции, а на фемы. Так стали называться административные округа, которые возглавляли стратеги. Они обладали властью и самостоятельно вершили суд. Каждая фема была обязана выставлять ополчение-стратию.

Тождественность

Византия может быть определена как многоэтническая империя, которая возникла как христианская империя, вскоре включившая в себя эллинизированную империю Востока и закончившую свою тысячелетнюю историю, в 1453 году, как греческое православное государство: империя, которая стала нацией почти современное значение слова.

В течение столетий после арабских и ломбардских завоеваний в седьмом веке его многоэтнический (хотя и не многонациональный) характер оставался, хотя его составные части на Балканах и в Малой Азии содержали подавляющее большинство греческого населения. Этнические меньшинства и значительные общины религиозных еретиков часто жили на приграничных территориях или вблизи них, а армяне были единственными значительными.

Византийцы идентифицировали себя как ромаи (Ρωμαίοι — римляне), которые уже стали синонимом эллина (Έλλην — греческий язык), и более чем когда-либо раньше развивали национальное самосознание, так как жители Ρωμανία (Румыния, как византийское государство и его мир были называется). Эта националистическая осведомленность отражена в литературе, особенно в акритических песнях, где пограничников (ακρίτες) хвалят за защиту своей страны от захватчиков, из которых наиболее известной является героическая или эпическая поэма Digenis Acritas.

Официальный роспуск византийского государства в пятнадцатом веке не сразу уничтожил византийское общество. Во время османской оккупации греки продолжали идентифицировать себя как Ρωμαίοι (римляне) и Έλληνες (эллины), черта, которая сохранилась в начале двадцатого века и до сих пор сохраняется в современной Греции, но первая теперь отступила к вторичному народному названию, а чем национальный синоним, как в прошлом.

Византии никогда не было

Византия» — не более чем привычный термин, который не имеет отношения к реальной жизни империи. Само это слово появилось на Западе лишь в эпоху Ренессанса: европейские историки придумали его, чтобы описать государство, простиравшееся от Иберийского полуострова до Малой Азии. Они просто взяли имя давно забытого городка Византий, расположенного на месте столицы империи, воздвигнутой императором Константином, и в честь него назвали государство.

На самом деле Византия называлась простоРимское государство», или, кратко,Романия». Похоже на имя современного государства Румыния, но это сходство связано с тем, что румыны также претендуют(кстати, почти без всякого основания) на прямое происхождение от римских колонистов на Балканах.

Но почему так случилось? Зачем потребовалось лишать римлян их старинного имени? Тут, как обычно, вмешалась политика.

Затем появилась империя Карла Великого и наследовавшая ей Священная Римская империя. И поэтому существование в Европе всё той же самой Римской империи аж до 1453 года вызывало диссонанс. В том числе идеологический, потому что тогда оказывалось, что претензии Карла Великого на имперскую власть в Европе как бы и не очень законны.

Средневизантийский период

Несмотря на потерю Балканских земель Византию, по-прежнему, считают могучей державой, ведь её военный флот продолжал господствовать на Средиземном море. Период наивысшего могущества империи продолжался с 850 до 1050 годов и считается эпохой ” классической Византии”.

  • 886-912 годы Правление Льва VI Мудрого. Император проводил политику предыдущих императоров, Византия во время правления этого императора продолжает обороняться от внешних врагов. Внутри политической системы назрел кризис, который выразился в противостоянии Патриарха и императора.
  • 1018 год присоединение Болгарии к Византии. Северные границы удаётся укрепит благодаря крещению болгар и славян Киевской Руси.
  • 1048 год турки-сельджуки под руководством Ибрагима Инала вторглись в Закавказье и взяли византийский город Эрзерум. У Византийской империи не хватало сил для защиты юго-восточных границ. Вскоре армянские и грузинские правители признали себя зависимыми от турок.
  • 1046 год. Мирный договор между Киевской Русью и Византией. Император Византии Владимир Мономах выдал замуж свою дочь Анну за киевского князя Всеволода. Не всегда отношения Руси с Византией были дружественными, было много завоевательных походов древнерусских князей против Восточной империи. Вместе с тем нельзя не отметить огромное влияние, которое оказывала византийская культура на Киевскую Русь.
  • 1054 год. Великая схизма. Произошёл окончательный раскол Православной и Католической Церквей.
  • 1071 год. Норманнами был взят город Бари в Апулии. Пал последний опорный пункт Византийской империи в Италии.
  • 1086-1091 гг. Война Византийского императора Алексея I с союзом племён печенегов и куман. Благодаря хитрой политике императора союз племён кочевников распался, а печенегам было нанесено решительное поражение в 1091 году.

С XI века начинается постепенный упадок Византийской империи. Деление на фемы изжило себя из-за растущего числа крупных земледельцев. Государство постоянно подвергалось ударам извне, не в силах уже вести борьбу с многочисленными врагами. Главную опасность представляли сельджуки. В ходе столкновений византийцам удалось очистить от них южный берег Малой Азии.

Религия Византии

В религиозном плане Византия стала центром православного христианства. Но перед тем, именно на ее территории образовались самые многочисленные общины первых христиан, которые весьма обогатили ее культуру, особенно в части строительства храмов, а также в искусстве иконописи, которое зародилось именно в Византии.

Постепенно христианские храмы стали центром общественной жизни византийских граждан, оттеснив в этом плане античные агоры и ипподромы с их буйными фанатами. Монументальные византийские церкви, построенные в V-X веках, сочетают в себе как античную архитектуру (у которой христианские зодчие много чего позаимствовали) так и уже христианскую символику. Самым прекрасным храмовым творением в этом плане с полным правом может считаться церковь святой Софии в Константинополе, преобразованная впоследствии в мечеть.

Текст учебника

В 536 г. поиска Юстиниана овладели Римом. Однако произвол императорских воинов вызвал недовольство населения. Новый остготский король Тотила принимал в свое войско рабов и давал им свободу. У крупных римских собственников он отнимал земли и раздавал их остготским и местным крестьянам. В итоге Тотила одержал ряд побед, в 546 г. взял Рим. Перелом в воине произошел в 552 г. В Италию из Византии прибыла новая огромная армия. В решающей битве остготы и бывшие рабы сражались не на жизнь, а на смерть, но потерпели поражение. Тотила погиб. К 555 г. Италия была покорена. Юстиниан также вел войну с вестготами в Испании, где ему удалось добиться значительных успехов. Казалось, что мечты о восстановлении Римской империи близки к осуществлению. Но господство византийцев, восстановление ими прежних порядков и тяжелых налогов всюду вызывали недовольство. Завоевания Юстиниана оказались непрочными. Так, почти всю Италию вскоре захватили племена лангобардов, создавших там свое королевство. Законы Юстиниана. В правление Юстиниана был создан «Свод гражданского права» — сборник византийских законов. В него входили законы римских императоров II — начала IV в.. законы, принятые Юстинианом, высказывание авторитетных юристов древности и краткий учебник права

В законодательстве Юстиниана были две центральные идеи: неограниченная власть императора и союз государства с церковью Кроме тою, большое внимание в законах уделялось вопросам торговли, предоставления денег взаймы и наследования. Основой его гражданского права стало понятие полной частной собственности

Ранняя история

Восточная империя была в значительной степени избавлена от трудностей Запада в третьем и четвертом веках, отчасти потому, что там была лучше развита городская культура и начальные вторжения были привлечены к богатству Рима. На протяжении всего пятого века различные вторжения завоевывали западную половину империи, но в лучшем случае могли требовать только дани от восточной половины. Феодосий II расширил стены Константинополя, оставив город непроницаемым для атак. Зенон I правил на востоке, когда империя на западе окончательно рухнула в 476. Зенон вел переговоры с готами, прекратив их угрозы на востоке, но оставив их под контролем на западе.

В шестом веке начались конфликты с традиционными ранними врагами Византии, персами, славянами и булгарами. Теологические кризисы, такие как вопрос монофизитства, также доминировали в империи. Однако Восточная Империя не забыла своих западных корней. При Юстиниане I и гениальном генерале Велисарии империя временно вернула некоторые из потерянных римских провинций на западе, завоевав большую часть Италии, Северной Африки и Испании.

Юстиниан обновил древнеримский правовой кодекс в новом Corpus Juris Civilis, хотя примечательно, что эти законы все еще были написаны на латыни, языке, который становился архаичным и плохо понимаемым даже теми, кто написал новый кодекс. Под правлением Юстиниана церковь Святой Софии (Святой Мудрости) была построена в 530-х годах. Эта церковь станет центром византийской религиозной жизни и центром восточно-православной формы христианства. Шестое столетие было также временем расцвета культуры (хотя Юстиниан закрыл университет в Афинах), среди прочих выдающихся талантов появились эпический поэт Нонн, лирический поэт Павел Безмолвие, историк Прокопий и натурфилософ Джон Филопонос.

Однако Юстиниан оставил своим преемникам сильно истощенную сокровищницу, и они не смогли справиться с внезапным появлением новых захватчиков на всех фронтах. Ломбарды вторглись и завоевали большую часть Италии, аварцы, а затем и булгары захватили большую часть Балкан, а в начале седьмого века персы вторглись и завоевали Египет, Палестину, Сирию и Армению.

Персы были побеждены, и территории были возвращены императором Ираклием в 627 году, но неожиданное появление новообращенных и объединенных арабских мусульман застало врасплох империю, истощенную титаническими усилиями против Персии, и все южные провинции были захвачены. Самым катастрофическим поражением Империи была битва при Ярмуке в Сирии.

Ираклий и военные правители Сирии не спешили реагировать на новую угрозу, и Византийская Месопотамия, Сирия, Египет и экзархат Африки были окончательно включены в состав Мусульманской империи в седьмом веке, процесс, который был завершен с падением Карфаген в халифате в 698 году. В некоторых местах мусульманское завоевание фактически приветствовалось, и города были сданы не православными христианами, у которых было мало оснований защищать власть от Константинополя. Патриарх-монофизит Бенджамин передал Александрию в 645 году. Лангобарды продолжали расширяться в северной Италии, захватывая Лигурию в 640 году и завоевывая большую часть экзархата Равенны в 751 году, оставляя византийцам контроль только над небольшими участками вокруг пальца и пятки Италии.

Византийская культура и общество

В течение всего периода существования Византии христианская религия влияла на самые разные сферы жизни, в том числе на быт. Граждане страны, независимо от их социальной принадлежности, молились по несколько раз в сутки. В дни религиозных праздников византийцы непременно отправлялись целыми семьями в храмы на торжественную литургию.

Кроме главных христианских праздников – Троицы, Пасхи и Рождества, – по всей империи отмечали дни святых. Эти мероприятия сопровождались не только священными обрядами, но и выступлениями музыкантов, пышными пирами и конными заездами на ипподроме столицы и некоторых крупных провинциальных городов. Среди праздников, популярных в народе, можно выделить те, что были распространены во всей империи:

  • брумалии и календы, сопровождавшиеся переодеваниями, хождением ряженых, танцами и пирами;
  • дни зимнего и летнего солнцестояния;
  • русалии – весенний праздник, отмечавшийся играми и танцами.

Несмотря на непростую жизнь, византийцы умели развлекаться. Главным досугом для знати всегда оставалась охота на специальных угодьях с помощью соколов или собак. Остальные слои населения предпочитали другие развлечения:

  • затрикий – разновидность шахмат;
  • циканий – конная игра в мяч;
  • петрополемос и ампра – детские игры с военными элементами;
  • шашки;
  • рыцарские турниры – они появились в последние десятилетия существования империи.

Живопись империи, представленная прежде всего мозаикой и фресками, основывалась на библейских сюжетах. Особенно большое развитие получила иконопись. В отличие от античности, на византийских иконах главным изображением считался лик святого. Ландшафт передавался как размытый и несущественный фон.

Поэтическое творчество в империи также носило религиозный характер и основывалось на сюжетах из Библии. Самостоятельное развитие в византийской лирике получил лишь один жанр – церковные гимны. Яркими представителями этого творчества были Иоанн Дамаскин и Роман Сладкопевец, создавшие немало поэтических шедевров.

Византийская скульптура не оставила после себя ни выдающихся монументов, ни обычных памятников. Это связано с распространенным в стране мнением о схожести этого вида искусства с языческим идолопоклонничеством. Поэтому скульптура в Византийской империи находилась под запретом.

Самый значительный след в мировой культуре оставила архитектура Византии. Наиболее важными сооружениями всегда считались сакральные постройки. Отличие этого вида искусства в Византии от античного зодчества проявлялось прежде всего в расположении купола и оформлении внутреннего зала храмов.

Византийские соборы и церкви строились как центрально-купольные. Внутри непременно возводилась длинная галерея, поддерживаемая мощными мраморными колоннами. Она предназначалась для женщин, посещавших храм. Как своды, так и высокие стены украшались живописными фресками, яркими орнаментами и мозаичными изображениями.

В отличие от античных храмов, византийские церкви и соборы не поражали пышностью и роскошью. Их величественность достигалась за счет двух ярусов продолговатых окон, округленных сверху, высоких куполов и мощных стен. Среди наиболее известных сакральных сооружений Византии можно выделить несколько храмов, сохранившихся до XXI столетия:

  1. Самыми ранними постройками, в которых проявились особенности византийской храмовой архитектуры, считаются здания усыпальницы Галлы Плацидии и церкви Святого Виталия. Оба сооружения, находящиеся в Равенне – итальянском городе, – хорошо сохранились.
  2. Непростая судьба сложилась у самого известного образца византийской архитектуры – собора Святой Софии, возведенный при Юстиниане I в Константинополе. Его величественный вид достигался благодаря гигантскому куполу и 400 продолговатым окнам. Внутри посетителей поражало большое пространство зала и нависающий над ним высокий свод, а также 100 мощных колонн, изящно отделанных порфиром и малахитом. Собор несколько раз страдал от землетрясений и перестраивался, а в османскую эпоху храм был переделан в мечеть.
  3. Среди других сакральных сооружений, относящихся к византийской эпохе, выделяется несколько соборов святых: Ирины в Константинополе, Феодора и Никодима в Афинах, Димитрия и Апостолов в Салониках.

Архитектура в империи развивалась довольно продолжительный период – с VI по XIII столетие. После XIII века никаких выдающихся сакральных сооружений в Византии не появилось. С упадком империи не исчезла ее культура. Византийская философия, искусство, мировоззрение, религиозные идеи и учения – все это повлияло на многие государства – прежде всего на Армению, Италию, Болгарию, Грузию и Русь.

Император Константин I Великий

Константин переименовал город Нова Рома (новый Рим), но в народном употреблении его называли Константинополь (по-гречески Κωνσταντινούπολις, Constantinoúpolis, что означает город Константина). Старый Рим имел языческое происхождение; Константин теперь хотел новый христианский Рим в качестве столицы того, что должно было стать христианской империей. Эта новая столица стала центром его администрации. Хотя империя еще не была «византийской» при Константине, христианство станет одной из определяющих характеристик Византийской империи, в отличие от языческой Римской империи.

Другим определяющим моментом в истории Римской / Византийской империи была битва при Адрианополе в 378. Это поражение, наряду со смертью императора Валента, является одной из возможных дат разделения древнего и средневекового миров. Римская империя была далее разделена преемником Валента Феодосием I (также называемым «великим»), который правил обоими, начиная с 392. В 395 году он дал две половинки своим двум сыновьям Аркадию и Флавию Августу Гонорию; Аркадий стал правителем на Востоке со своей столицей в Константинополе, а Гонорий стал правителем на западе со своей столицей в Равенне. На этом этапе принято называть империю «восточно-римской», а не «византийской».

Культура Византии

Культура Византии является продуктом смешение культур многих народов: греков, римлян, евреев, армян, египетских коптов и первых сирийских христиан. Самой яркой частью византийской культуры является ее античное наследие. Многие традиции времен античной Греции сохранились и преобразились в Византии. Так разговорным письменным языком граждан империи был именно греческий. Города Византийской империи сохранили греческую архитектуру, устройство византийских городов, опять таки позаимствовано из античной Греции: сердцем города была агора – широкая площадь, на которой проходили народные собрания. Сами города были обильно украшены фонтанами и статуями.

Лучшие мастера и архитекторы империи возводили дворцы византийских императоров в Константинополе, самым знаменитым среди них является Большой императорский дворец Юстиниана.

Остатки этого дворца на средневековой гравюре.

В византийских городах активно продолжали развиваться античные ремесла, шедевры тамошних ювелиров, мастеров, ткачей, кузнецов, художников, ценились по всей Европе, мастерство византийских мастеров активно перенимали представители других народов, в том числе славян.

Большое значение в общественной, культурной, политической и спортивной жизни Византии имели ипподромы, где проходили гонки на колесницах. Они для ромеев были примерно тем же, чем для многих сегодня является футбол. Были даже свои, говоря современным, языком фан-клубы болевшие за ту или иную команду колесничих гончих. Подобно тому, как современные футбольные фанаты ультрас, болеющие за разные футбольные клубы время от времени устраивают драки и потасовки между собой, также большими охочими к этому делу были и византийские фанаты гонок на колесницах.

Но помимо просто беспорядков, разные группировки византийских фанатов, имели и сильное политическое влияние. Так однажды рядовая потасовка болельщиков на ипподроме привела к крупнейшему в истории Византии восстанию, известному под именем «Ника» (буквально «побеждай», таким был лозунг восставших фанатов). Восстание болельщиков «Ника» чуть не привело к свержению императора Юстиниана. Лишь благодаря решительности его супруги Феодоры и подкупу лидеров восстания, его удалось подавить.

Ипподром в Константинополе.

В юриспруденции Византии безраздельно господствовало Римское право, доставшееся в наследие от Римской империи. Причем именно в Византийской империи теория римского права приобрела свою окончательную форму, были сформированы такие ключевые понятия как закон, право, обычай.

Экономика в Византии также во многом была обусловлена наследием Римской империи. Каждый свободный гражданин платил в казну налоги со своего имущества и трудовой деятельности (подобная налоговая система практиковалась и в древнем Риме). Высокие налоги часто становились причиной массовых недовольств, а то и смут. Византийские монеты (известны как ромейская монета) обращались по всей Европе. Эти монеты были очень похожи на римские, но византийские императоры внесли в них лишь ряд незначительных изменений. Первые монеты, которые стали чеканиться в странах западной Европы, в свою очередь были подражанием ромейским монетам.

Так выглядели монеты в Византийской империи.

Большое влияние на культуру Византии имела, конечно же, религия, о чем читайте дальше.

Искусство Византии

Искусство Византии было неразрывно связано с религией, и самым прекрасным, что оно дало миру, было искусство иконописи и искусство мозаичных фресок, которыми украшались многие храмы.

Правда с иконами была связана одна из политически-религиозных смут в истории Византии, известная как Иконоборчество. Так называлось религиозно-политическое течение в Византии считающие иконы идолами, а значит подлежащими истреблению. В 730 году император Лев ІІІ Исавр официально запретил почитание икон. В результате тысячи икон, а также мозаик были уничтожены.

Впоследствии власть сменилась, в 787 году на трон взошла императрица Ирина, которая вернула обратно почитание икон, и искусство иконописи возродилось с прежней силой.

Художественная школа византийских иконописцев задала традиции иконописи для всего мира, в том числе большим было ее влияние и на искусство иконописи в Киевской Руси.

Кризис и падение империи

В течение следующих двух столетий – XIV и XV – Византии пришлось отстаивать свою независимость и право на существование в борьбе с турками-османами. Особенно больших успехов на полях военных действий достигли Урхан, Осман и Эртогрул – три османских военачальника, побеждавших византийцев, которым иногда все же удавалось остановить неприятеля. За относительно короткий период турками было захвачено несколько стратегически важных территорий:

  • 1329 г. – Никея;
  • 1337 г. – Никомедия;
  • 1352–1354 – полуостров Галлиполи.

Иоанн V и Мануил II – византийские монархи – пытались сохранить империю. Для того чтобы получить военную поддержку от латинянов, императоры пошли на непростой шаг – подписание унии, которая объединила церкви Византии и Рима. Этим союзом было недовольно простое население, а также значительная часть византийской знати, что привело к раздорам и дальнейшему экономическому и политическому ослаблению государства.

В период с 1361 по 1393 год туркам удалось добиться значительных успехов на полях военных сражений и одержать ряд важных побед:

  • завоевание Адрианаполя, Филиппополя и Фракии;
  • перенос османской столицы в Адрианаполь;
  • изолирование Константинополя – город был отрезан от остальных византийских областей;
  • завоевание практически всего Балканского полуострова;
  • победа над болгарами и южными сербами;
  • основание колонии в Македонии;
  • вторжение в Албанию и покорение ее территории;
  • падение Сербской империи под натиском турецких войск;
  • превращение Болгарии в одну из областей Османского государства.

Иоанн V пошел на заведомо безнадежный шаг для спасения независимости своей империи. Он признал себя вассалом турецкого султана и начал платить ему дань. Монарх даже помогал османам в захвате Филадельфии – одного из крупнейших византийских городов того времени.

Опасность быть покоренными турками возросла, когда Баязид I – османский султан – сумел организовать длительную блокаду Константинополя и готовился к штурму города. Лишь нашествие Тамерлана (Тимура) – знаменитого тюркского полководца, эмира и военачальника – на государство османов остановило его от этого шага. В начале XV столетия Мураду II – султану Османской империи – удалось возобновить наступление на византийскую столицу и добиться успехов:

  • захват Фассалоников – византийской территории;
  • победа турок в битве под Варной в 1444 г.;
  • покорение Афинского герцогства.

В этот период Византия представляла собой небольшое государство, в которое, кроме Константинополя и соседних с ним областей, входило несколько прибрежных территорий: Пелопоннес, Афон, Месемврия и Анхиал. Угроза существованию останкам Византийской империи возросла, когда Мехмед II – османский султан – приступил к осуществлению своего плана по захвату Константинополя:

  1. построена мощная Румелийская крепость на берегу Босфора;
  2. закрыт путь для доставки товаров из черноморских портов в Константинополь;
  3. у стен византийской столицы сконцентрированы крупные силы – 180 тыс. солдат;
  4. турецкий флот вошел в бухту Золотого Рога.

Защитники Константинополя – 7 тыс. солдат, во главе которых стоял Константин XI, – мужественно отбивали атаки османов. Но одержать победу оказалось невыполнимой задачей. Византийский император погиб в бою, а Мехмед II вошел в непреступный Константинополь. Это событие произошло 30 мая 1453 года. Историки рассматривают эту дату как падение Византийской империи.

Чуть позже, в 1459 г., Пием II – римским папой – обсуждался вопрос об организации нового Крестового похода. Его результатом должно было стать изгнание турок из Константинополя и восстановление Византийской империи. Но эти планы так и не претворились в жизнь.

Национальный состав и государственное устройство

Византия никогда не была государством, где господствовал один язык, а ключевая роль в экономической, культурной и политической жизни страны принадлежала одному народу. В период расцвета империи ее населяли самые разные народы:

  • италийцы,
  • греки,
  • евреи,
  • армяне,
  • фракийцы,
  • южные и северные славяне,
  • иллирийцы,
  • сирийцы,
  • копты.

Довольно часто народы, участвовавшие в войнах, целью которых был захват византийских территорий, становились гражданами империи. Это относится прежде всего к славянам, печенегам, готам, половцам и арабам. Такое же многообразие характерно для языков, получивших распространение в Византийской империи. В статусе государственного языка складывалась другая ситуация. Довольно долгое время – с IV по VI век включительно – им был латинский. В VII столетии его сменил среднегреческий язык. Функцию государственного языка он выполнял до XV века.

На протяжении всего своего существования Византия оставалась монархическим государством. Во главе страны стоял император, власть которого практически ничем не была ограничена. В общей сложности существовало 13 династий, если не учитывать те, что относились к государствам, образовавшимся после взятия Константинополя крестоносцами:

  • династия Константина,
  • Валентиниана-Феодосия,
  • Львов,
  • Юстиниана,
  • Ираклия,
  • Исаврийская,
  • Никифора,
  • Аморийская,
  • Македонская,
  • Дук,
  • Комнинов,
  • Ангелов,
  • Палеологов.

С VII столетия императоров Византии называли на греческий лад – василевсами или автократами. Среди них историки выделяют несколько наиболее выдающихся монархов:

  • Константина I,
  • Ираклия I,
  • Юстиниана I,
  • Льва III Исавра,
  • Василия I Македонского,
  • Алексея I Комнина,
  • Михаила VIII Комнина.

Особенность государственного устройства Византийской империи заключается в том, что власть в ней довольно часто передавалась не по наследству, а в результате заговоров, убийств и казней. Императорами могли стать не только знатные люди, но и военачальники и даже крестьяне. Восстания, мятежи, резня, гражданские войны и бунты были нередкими явлениями в течение всей истории Византии.

Эллинизирующая эра

Что империя потеряла на территории, тем не менее, она составляла в единообразии. Ираклий полностью эллинизировал империю, сделав греческий официальным языком, положив конец последним остаткам латинской и древнеримской традиции внутри империи. Например, латинский язык в правительстве, латинские названия, такие как Август, и идея единой империи с Римом были быстро распущены, что позволило империи преследовать свою собственную идентичность.

Многие историки отмечают широкие реформы во время правления Ираклия как переломный момент с древнеримским прошлым Византии, и после этого принято называть империю «византийской», а не «восточно-римской». Империя также к настоящему времени заметно отличалась по религии от бывших имперских земель в Западной Европе, хотя южные византийские провинции значительно отличались в культурном отношении от севера и практиковали монофизитское христианство, а не халцедонское православие. Потеря южных провинций арабам усилила православие в остальных провинциях.

Констанс II (правил в 641 — 668 гг.) Разделил империю на систему военных провинций, называемых тематами (темами), чтобы столкнуться с постоянным нападением, при этом городская жизнь за пределами столицы сокращалась, в то время как Константинополь стал самым крупным городом в христианском мире. Попытки арабов покорить Константинополь не увенчались успехом перед лицом византийского флота, их монополии на все еще таинственное зажигательное оружие, греческий огонь, крепкие стены города и мастерство воинов-императоров, таких как Лев III Исавр (царствовал 717 — 741).

После отражения арабских нападений империя начала восстанавливаться.

Несмотря на то, что историк Эдвард Гиббон в восемнадцатом веке ошибочно изобразил его, но Византийская империя была самой близкой к военной сверхдержаве в раннем средневековье благодаря своей тяжелой кавалерии (катафрактам), ее субсидированию (хотя и непоследовательно) зажиточный свободный крестьянский класс как основа вербовки кавалерии, его необычайная глубокая защита (тематическая система), использование субсидий для противостояния своих врагов, мастерство сбора разведданных, развитие системы материально-технического снабжения основанный на поездах мула, его военно-морском флоте (хотя часто трагически недофинансируемом) и его рациональных военных доктринах (не отличающихся от таковых Сунь Цзы, китайского автора «Искусства войны»), которые подчеркивали скрытность, удивление, быстрый маневр и маршаллинг подавляющей силы в то время и место выбора византийского полководца.

После осады 717 года, когда арабы понесли ужасные потери, халифат никогда не представлял серьезной угрозы для византийского центра. Для того чтобы вытеснить имперские силы из восточной и центральной Анатолии, потребовалась бы другая цивилизация — турок-сельджуков. Однако существовала значительная вражда между византийцами и халифатом.

Одной из потерь был Святой Город Иерусалим (638), который был сдан Патриархом Софронием (у которого, возможно, не было большого выбора, поскольку имперская армия была выведена). Потеря Иерусалима и последующий контроль над его священными местами лишали византийскую гордость. Следуя раннему примеру Иоанна Дамасского, который описал ислам как «предтечу антихриста», а Мухаммеда — еретика и псевдо-пророка, отрицательные карикатуры на ислам и Мухаммеда были обычным явлением в грекоязычном мире.

Восьмой век был во власти спора о иконоборчестве. Иконы были запрещены императором Львом III, что привело к восстаниям со стороны иконописцев в империи, в том числе Иоанна Дамасского. Благодаря усилиям византийской императрицы Ирины Второй Никейский Собор собрался в 787 году и подтвердил, что иконы можно почитать, но не поклоняться.

Ирэн также попыталась заключить брачный союз с Карлом Великим, который бы объединил две империи, воссоздав Римскую империю (две европейские сверхдержавы претендовали на этот титул) и создав европейскую сверхдержаву, сравнимую с древним Римом, но эти планы ни к чему не привели. Противоречие иконоборчества вернулось в начале девятого века, но было разрешено еще раз в 843 году. Эти противоречия не помогли распадающимся отношениям с Римско-католической церковью и Священной Римской империей, которые оба начинали приобретать больше собственной власти. Более тысячи лет Империя представляла собой преемственность римской и греческой культуры. Он объединил своих подданных с общим чувством идентичности, ценностями и пониманием общества как в конечном счете под суверенитетом Бога.

Название империи

В начале IV столетия Рим находился в глубоком политическом кризисе. В поисках выгодного месторасположения для новой столицы Римской империи Константин I обратил свои взоры на Азию. Из основанных греками городов-колоний он выбрал Византий

Император посчитал наиболее выгодным для новой столицы расположение на Босфоре – стратегически важном проливе, где можно было контролировать торговые пути из Черного моря в Эгейское и Средиземное. Название города в дальнейшем перенеслось на всю страну

Хотя этот процесс продолжался довольно долго.

В разные периоды в трудах историков Византия имела неодинаковые названия. Если обратиться к источникам западноевропейских ученых, чаще всего встречается «империя греков». Это объясняется распространением на территории страны эллинской культуры. Еще одна причина – греческий язык. С VII столетия он получил широкое распространение в Византии, особенно в общественно-политической и экономической сферах. В русских княжествах страну также называли Греческим царством.

Для византийцев их государство всегда оставалась только Imperium Romanum – Римской империей – или Романией. Это название долго не приживалось за рубежом. Римские историки, стремясь подчеркнуть особенное значение Гесперской (Западной Римской) империи, называли ее восточную часть только Византией. Этот термин встречался в трудах Иордана, Фотия, Марцеллина и других богословов и историков.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector