Что такое пост и зачем он нужен?

Выйти за дверь обыденности

Но, повторю риторический вопрос: возможен «умный пост» для человека, который работает 5 дней в неделю, а в субботу и воскресенье должен сделать еще что-то по дому? Видимо, нет. А возможно ли это для людей, которые служат, скажем, в армии, в милиции или в МЧС? То есть у которых, вообще, и график особый. А возможно ли это для людей, которые больны? Нет. А возможно это для детей? Нет.

А возможно это для многодетной матери, у которой хозяйство, дети, кухня и все прочее? Нет. А возможно это для мужчины, который работает, который думает не только на работе, но еще и дома, у него звонки и письма? Нет.

Тогда для кого? Вы скажете: для монахов. Но я отвечу, что нет. Потому что современные монахи трудятся, трудятся, трудятся и трудятся. У них послушание, у них график. Кто-то служит, кто-то на кухне, кто-то ездит по закупкам…

Как же быть тогда? Как войти в Пост? Как включиться в этот огромный, может быть, очень сложный, очень динамичный, и, вообще то, не очень понятный мир Великого Поста? Что нужно для этого сделать? Оказывается, для этого нужна революционная вещь. Надо «выйти за двери своей обыденной жизни». «Закрыть дверь на замок, ключ положить в карман, и отправиться в иной мир, мир церкви, мир Великого Поста». И это два разных мира. Они по-разному устроены, и они создавались не друг для друга.

Если вы думаете, что эти два мира совмещаются, то вы ошибаетесь. Они кое-где пересекаются, это верно. Они пересекаются в наших сердцах, они пересекаются в нашей семейной жизни, они пересекаются в наших смыслах. Но наша обыденная жизнь, которая наполнена работой, семейной ответственностью, заботами, родственными отношениями и так далее, она этот церковный мир в себя не принимает, он другой. Мне очень жаль, когда каждое воскресенье я вижу в храме целые православные семейства с множеством детей, с няньками, с бабушками, иногда с дедушками. Вот они все приходят в храм, дети причащаются, они все встречаются, они рады друг другу, они общаются, они что-то слушают и молятся. Но то, о чем мы с вами говорим, остается для них где-то в стороне.

Кстати, по поводу Великого Поста есть одна интересная вещь — в воскресные дни Великий Пост практически уходит на второй план в богослужебном смысле. Октоих, то есть то, что читается каждый воскресный день в последовательности гласов от первого до восьмого, выходит на первое место. Поэтому по воскресеньям Великий Пост не очень ощущается. За исключением особенностей каждой недели. У нас Великим Постом каждая неделя особенная. Первая неделя была — Торжество Православия, почитание икон. Вторая неделя — свт. Григория Паламы, потом Крестопоклонная, преподобного Иоанна Лествичника, Марии Египетской и так далее. Но это лишь маленький «слой». А все то, что читается в Триоди Постной, когда большинство людей в церкви и не бывают, «воскресные прихожане» не знают. Это жаль, но это так.

Так, что же делать деловому человеку? «Закрыть двери обыденной жизни и уйти из нее». Как ни странно, но это единственный, на мой взгляд, путь погостевать в Церкви в Великий Пост. Это называется поговеть — в славянском языке есть такое слово. Уехать ли в монастырь, отправиться ли в загородный приход, который близок к даче. Походить в церковь, взяв отгулы.

Я знаю работающую женщину, которая особенно с большой любовью относятся к православному богослужению, она на Страстную седмицу берет отгулы. Чтобы, во-первых, приготовить, все успеть, и, для того чтобы походить на службы особенные. Одна моя любимая старушка, которая воспитала много детей, церковное семейство, раньше пекла куличи на второй, третьей и пятой седмицах Поста и складывала их в морозилку, с тем, чтобы на Страстной не заниматься ничем, а только ходить на службу. Причем она знала наизусть всю службу.

То есть нужно «вырезать» из своей жизни время обыденности и перейти в другой мир, перейти в мир Великого Поста. Экстравагантное поведение, но я не знаю другого способа, как душе своей дать почувствовать иной способ бытия, тот самый церковный способ бытия, который и подразумевается под названием Великий Пост. Вы, наверное, думали, что Великий Пост — это гречка без масла и прочее?

Все-таки церковь не от мира сего…

Пост и здоровье

Подробнее…

В настоящее время вопрос взаимосвязи питания и здоровья очень актуален. Известно, что многие болезни сердца, сосудов, печени, ЖКТ, почек, обмена веществ возникают из-за несбалансированного рациона.

Прогрессируют атеросклероз, ожирение, ишемическая болезнь сердца и другие недуги. Врачи разрабатывают диеты, чтобы уберечь людей от разных болезней. Многие медики рекомендуют периодически «садиться» на вегетарианскую диету, чтобы очистить организм от токсинов, улучшить обмен веществ, укрепить сосуды, нормализовать работу сердца, желудка, кишечника и печени.

А ведь православные посты — с точки зрения медицины, и есть такие диеты. При правильном подходе к питанию во время поста организм получает все необходимые вещества: витамины, микро- и макроэлементы, белки, жиры, углеводы. Кроме того, для многих людей пост — настоящая витаминотерапия. Ведь в эти дни животные продукты заменяются блюдами, богатыми витаминами и минералами, из цельных круп, овощей и фруктов, не подвергшихся термической обработке.

1. Пост играет важную роль в профилактике сердечно-сосудистых заболеваний. Ведь основная причина таких недугов — склеротические процессы и поражение сосудистых стенок. Причиной развития бляшек при атеросклерозе является избыток холестерина. в пост же пища, содержащая его в большом количестве, из рациона практически исключается, благодаря чему образование бляшек в сосудах замедляется. При этом в рационе увеличивается доля растительных продуктов, содержащих вещества, которые снижают уровень холестерина в крови и улучшают состояние сосудов.

2. В пост исключается прием алкоголя, что тоже является большим благом для здоровья желудка, печени, поджелудочной железы, нервной системы, головного мозга. Во время поста разгружается желудочно-кишечный тракт: он «отдыхает» от постоянной перегрузки тяжелыми для переваривания продуктами и очищается благодаря поступлению большого количества клетчатки. Пост способствует восстановлению печени и поджелудочной железы.

Исключение из рациона алкоголя, газировки, сладостей, жирной пищи, мяса, всяческих снеков и прочей «химии» и присутствие в нем большого количества растительной пищи дает возможность органам очиститься и восстановить свои функции. Благодаря клетчатке и веществам, обладающим гепатопротекторным действием, многие постные продукты (гречневая и овсяная крупы, цитрусовые, яблоки, морковь, свекла, капуста, кабачки, тыква) быстро выводят из печени шлаки и токсины, улучшают ее функции, тем самым предотвращая ряд опасных болезней.

Первое правило православного поста: дело не в еде

С наступлением постного времени интернет и эфир заполняются подробнейшими гастрономическими указаниями о том, что отныне можно, а что нельзя вкушать православным. Указания эти бывают порой, мягко говоря, странными – несколько лет назад на одном из центральных телеканалов в список «запрещенных продуктов» попал, Бог весть почему, морковный сок.

Добавляют ажиотажа и календари, до сих пор активно перепечатывающие предписания монастырского устава с его сухоядением, а иногда и полным воздержанием от пищи.

Глядя на всю эту «постную вакханалию», я вспоминаю выражение Иоанна Дамаскина: «Если бы в посте все дело было в еде, то святыми были бы коровы». И как человек, в свое время не успевший, но честно пытавшийся испортить здоровье буквальным соблюдением Типикона, хочу напомнить правило, ставшее в последнее время повсеместным: меру Вашего поста Вы определяете в личной беседе с духовником или исповедующим священником.

И не стоит приходить на нее со списком и «поштучно» утверждать виды разрешенных продуктов. Основная идея здесь – пост – это не ритуал «священного вкушения картошки», а наша жертва Богу. И уж конечно, он не должен превращаться в кратчайший способ попасть в больницу.

Пост призван дисциплинировать, но при этом быть посильным. Шахтер не может поститься так, как домохозяйка, студент – как пенсионерка с гипертонией, не говоря уже о детях, беременных или, например, диабетиках, для которых отказ от пищи или отдельных продуктов может быть смертельно опасен.

Весьма неплохо «компенсировать» «допуск запрещенных продуктов» в ваше меню бóльшей разборчивостью в пище духовной. Например, можно почитать хорошие, не обязательно даже «духовные» книжки, которые вы так давно откладывали. А вот телевизор и соцсети ваше отсутствие в течение семи недель вполне себе переживут.

Ранняя церковь постилась

Словам Иисуса следует алгоритм поста, который мы встречаем в первой церкви по мере того, как читаем о её росте в книге Деяний. Один из значимых моментов поста происходит в Антиохии, когда начальники церкви «молились Господу и постились», прося Божьего водительства (Деяния 13:2-3): когда они постились, Дух Святой проговорил к ним: «Отделите мне Варнаву и Савла для труда, на который я их призвал». И они, снова помолясь с постом, возложили на них руки и отпустили их. 

После этого в 14-й главе Деяний мы читаем о посте и молитве в каждой церкви: посещая города, в которых они обратили к Господу людей еще в первых миссионерских путешествиях, Павел и Варнава рукополагали старейшин в каждой церкви и с молитвой и постом посвящали их Господу, в которого поверили. 

↑ Периоды поста

Великий пост делиться на 2 неравных периода – отдельные правила в поведении и еде, а также в совершении церковных богослужений, существуют для первых шести недель и для Страстной недели, предшествующей Пасхе. В отношении пищи самыми строгими считаются первая, четвертая и седьмая недели поста. На последней неделе поста каждый день имеет свое значение, и посвящен последним дням человеческой жизни Спасителя на земле. К каждому дню добавляется слово «Великий», чтобы подчеркнуть его значение для христиан всего мира.

В Великий понедельник вспоминают о том, как Иисус проклял бесплодную смоковницу – символ души, не ведающей истинной веры и покаяния. В Великий вторник – притчи, произнесенные Им в храме Иерусалима (о кесаре, о десяти девах, воскресении мертвых и Страшном суде). В Великую среду скорбят о предательстве Иуды. Великий четверг посвящен размышлениям о тайной вечере и молитве Иисуса в Гефсиманском саду. Великая (Страстная) пятница напоминает о смерти Спасителя на кресте, а Страстная суббота – о его сорокачасовом пребывании во гробе.

↑ История поста

Традиция поста перед Пасхой по-настоящему древняя, и начинается она во II – III вв. нашей эры постом, который соблюдали в Пасхальную ночь в честь страстей Спасителя. Пост длился до рассвета и мог продолжаться от 40 часов до суток или даже целой недели. Считается, что в основу Великого поста в современной интерпретации лег именно 40-часовой пост, поскольку он соединил в себе два значения этого действа: очищение при подготовке к великому празднику Пасхи и подражание посту, которого в течение 40 дней придерживался Спаситель, удалившись после крещения в пустыню. Уже в источниках, датированных второй половиной III – началом IV в., появляются упоминания именно о посте продолжительностью 40 дней, однако есть версия, что изначально он относился не к Пасхе, а к празднику Богоявления (вернее, группе из трех праздников – Рождества, прихода волхвов и Крещения, которые принято называть одним словом – Богоявление).

Подготовка к Великому посту в христианстве

ActionTeaser.ru — тизерная реклама Перед началом любого поста христианину необходимо духовно подготовиться. Ведь главный духовный смысл поста – покаяние. Поэтому, готовясь к Великому посту, четыре недели христиане проводят в молитвах о даровании сил и терпения, духовно укрепляются перед началом постнического подвига.

Каждая неделя подготовки к Великому посту имеет свое название

Первая неделя называется «Неделя о Закхее» (Лк. 19:1-10).

Православная церковь призывает христиан по примеру Закхея проявить свободное волеизъявление, чтобы приблизиться к Богу

Ведь даже ограниченный, грешный и низкорослый Закхей усилием воли привлекает внимание Иисуса Христа, приводит Его в свой дом

Вторая неделя называется «Неделя о мытаре и фарисее» (Лк. 18:10-14).

Всю неделю верующие воспоминают притчу из Евангелие о мытаре и фарисее. Это призыв к размышлению о покаянии истинном и показном. Мытарь это осуждающий себя человек, как раз он таки был в итоге оправдан Богом, а вот возвышающий себя фарисей — осуждён. В притче говорится, что слепое следование букве закона несет в себе духовный вред. В ознаменование этого в среду и пятницу пост отменен.

  • Третья неделя называется «Сплошной». Название происходит от того, что вовсе дни недели разрешено вкушать скоромную пищу, согласно уставу церковному Типикону.
  • Четвертая неделя имеет название «Неделя о блудном сыне (Лк. 15:11-32)»

Евангелие от Луки повествует о двух сыновьях, старший из которых жил с отцом, а младший взял часть имущества отца и потратил его, живя блудно.

Вскоре младший сын осознал, что он согрешил перед отцом и решил вернуться домой с покаянием. Отец увидел сына и в честь его устроил пир. А старший сын возмутился, увидев, как встречает отец блудного сына. Ведь он всю жизнь помогал отцу и не получил от отца того что сейчас досталось младшему. На что отец ответил, что младший брат погибал, а теперь спасся, поэтому надо радоваться о возвращении заблудшего брата.

  • Пятая неделя «Мясопустная седмица». Кроме среды и пятницы можно употреблять в пищу мясные продукты.
  • Неделя о Страшном Суде — шестая неделя. Время, когда христиане вспоминают грехопадение, а так же изгнание Адама и Евы. А воскресенье на этой неделе предпоследнее перед Великим постом. Воскресенье называется «заговеньем» на мясо — последний день, когда разрешено есть этот продукт.
  • Масленица или мясопуст — последняя неделя подготовки к посту. В эту неделю разрешено есть рыбу, яйца, сыр, молочные продукты. В среду и пятницу тоже можно кушать эти продукты, но трапеза в течение дня должна быть одна, такое правило прописано в церковном уставе Типиконе.
  • Прощёное воскресенье. В этот день после вечерней службы совершается чин взаимного прощения.

И после этого начинается время Великого Поста перед Пасхой.

Дата Великого поста в 2020

Каждый год возникает определенная путаница с датами начала поста и его финиша, так как все расписание поста должно подгоняться под даты празднования Пасхи. Дней с ограничениями всегда 48, это число не меняется.

Начало поста отсчитывается от момента наступления Пасхи. Нужно отсчитать назад 7 недель. Финальный момент поста — суббота, перед самым важным христианским праздником года.

В 2020 постный период для верующих начинается 2-го марта и длится до 18-го апреля, включая этот день. Существует условное деление на первый этап Святой Четыредесятницы, это первые 6 недель, или 42 суток, и затем на период Страстной Седмицы, то есть, завершающие 6 дней поста. У церкви существуют название для каждой недели, ведь каждая из них несет глубокий сакральный смысл.

  1. Торжество православия — в это время вспоминают победу над иконоборчеством. Великая императрица Константинополя Феодора приложила немало усилий, чтобы вернуть почитание икон в церкви с VIII века.
  2. Святителя Григория Пальмы — церковь вспоминает его мудрые наставления и умение победить язычников в богословских спорах. Он знал, как объяснить, каким образом Господь связан с миром.
  3. Крестопоклонная неделя посвящена кресту.
  4. Иоанна Лествичника преподобного, являвшегося примером для православных, он был большим знатоком уставов и постов.
  5. Мария Египетская преподобная, сумевшая отказаться от разврата благодаря постам и молитвам и изменившая собственную жизнь.
  6. Неделя ваий, вход господа в Иерусалимский храм. Это неделя пальмовых листьев, которыми встречали Христа, когда он въезжал в Иерусалим. В нашей стране пальмовые листья в дефиците, но верующие приноровились использовать вербные веточки.
  7. Страстная неделя — воспоминание о шести последних днях жизни Христа, его смерти и похоронах.

Смысл

Праздник Успения, к которому готовит нас Успенский пост – один из самых неожиданных для светского миропонимания праздников: что празднуется? Разве можно праздновать смерть?! Но славянское слово «успение» означает сон. Смысл праздника Успения в том, что нет больше той смерти, которая ждала каждого до Воскресения Христова, после нет больше скорби о смерти, нет перед ней страха.

Апостол Павел, воспевший победу словами древнего пророка: «Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа?», говорит: «для меня жизнь — Христос, и смерть — приобретение» (Фил 1.21 ). И после отшествия от земной жизни Пресвятая Богородица не оставляет мира: «В Рождестве девство сохранила еси, во успении мира не оставила еси Богородице…» – напоминает церковное песнопение.

По церковному преданию Богородица узнала о времени своего перехода из этого мира, она готовилась к этому переходу постом и усиленной молитвой, хотя она и не нуждалась в очищении души или исправлении – вся ее жизнь была образцом святости и жертвенности. Православные постятся и подражая подвигу Пресвятой Богородицы, желая хотя бы отчасти уподобиться ее чистоте, и восхваляя ее.

В Церкви особо подчеркивается, что пост кардинально отличается от вегетарианства или обычной диеты: это в первую очередь воздержание ради Христа – как в телесных удовольствиях, так и в душевных развлечениях. Верующие стараются с помощью Божией победить определенный свой недостаток, вернуть мир и согласие в те отношения с ближними, где они утеряны.

Успение – один из самых любимых на Руси праздников: со времени святого князя Владимира Успенские храмы стали появляться по всей Руси: соборный Киевский храм, Десятинная церковь была посвящена Успению Богородицы. К XIV в. Успенские храмы как главные церкви были построены в Суздале, Ростове, Ярославле, Звенигороде. Главный Московский храм, основанный в Кремле в XIV веке, также был освящен во имя Успения Богородицы.

После Вознесения Господа Иисуса Христа на Небо Пресвятая Дева в основном жила в области Иерусалима, посещая места, где проповедовал и совершал чудеса Ее Сын. Особенно она любила посещать Гефсиманский сад и подолгу молилась там, откуда Христа повели на суд и на крестные страдания. Молилась Пресвятая Дева об обращении к вере упорствующего иудейского народа и о новых церквях, устрояемых апостолами в разных странах, она и сама много проповедовала благую весть Воскресения Христова.

И вот в конце одной такой молитвы предстал перед Ней Архангел Гавриил, который не раз являлся Ей, возвещая веления Божии. Сияющий радостью, Он сообщил Ей, что через три дня закончится путь Ее земной жизни, и Бог возьмет Ее в Свои вечные обители. При этом Он дал Ей райскую ветвь, блистающую неземным светом. Воротясь с Елеонской горы, Богоматерь стала готовиться к отходу из этой жизни.

Наступил час, когда Богоматерь должна была преставиться. В комнате пылали свечи, а на украшенном одре возлежала Богоматерь, окруженная любившими Ее людьми. Вдруг храмина озарилась необыкновенным светом Божественной славы и в необычном свете сошел с неба Сам Господь Иисус Христос, окруженный Ангелами и душами ветхозаветных праведников.

Богоматерь, взирая на Своего Сына, как бы сладко засыпая, без всякого телесного страдания, предала в Его руки Свою чистую душу. Позже, вспоминая это событие, Церковь в одном и своих песнопений воспевает: «Ангелы, успение Пречистой видевши, удивишася: како Дево восхищается от земли на Небо.»

Согласно преданию, во время погребения Богоматери апостолы несли одр, на котором покоилось Ее Пречистое тело, а огромное количество верующих, окружая процессию, пели священные песни. Апостол Фома не успел на погребение Богородицы и ему позволили войти в пещеру, где была погребена Богородица, чтобы он смог поклониться ей в последний раз. Но, войдя в пещеру, они увидели только Ее погребальные пелены, издающие приятное благоухание, самого же тела Богоматери там не оказалось. Пораженные этим непонятным исчезновением Ее тела, они поняли, что Сам Господь соизволил прежде всеобщего воскресения взять на Небо пречистое тело.

Дорога к храму. Успение Пресвятой Богородицы.

Суть и история Великого поста

Великий пост ведет свое начало еще с апостольских времен. Первое время он длился день-два. В эти дни полностью отказывались от пищи. Чаще всего очищение происходило по средам и пятницам.

К середине III века некоторые поместные церкви стали устанавливать шестидневные посты, напоминающие о последних днях земной жизни Иисуса Христа. 40-дневного поста первоначально должны были придерживаться язычники, желающие креститься. В те времена крещение проходило перед Пасхой.

Прообразом стало 40-дневное воздержание Христа, постящегося в пустыне. Отказывающихся его соблюдать на некоторое время отлучали от церкви.

Основная цель постных дней – научиться воздержанию. Воздерживаясь от пищи, развлечений, человек учится сдерживать свои страсти. Некоторые люди в этот период начинают проявлять агрессивность, раздражительность. Лишение житейских удобств заставляет проявляться скрытым грехам и страстям. Это хорошая возможность начать борьбу с ними, сделав себя чище и лучше.

Буду поститься и приду к вере?

Что такое пост духовной точки зрения жизни человека? Вспомните, как вы пришли к вере в сознательном возрасте? После поста?

Представить себе мысленно, что человек озабочен своей религиозностью. У него есть тяга, поиск Бога, и вот он решает: «Буду поститься 40 дней, и потом, что придет мне на душу, то и приму». Я таких историй не слышал никогда. В обретении веры пост в большинстве случаев, по крайней мере, из известного мне опыта, никакой роли не играл. Упражнение в посте человек верующий начинает после обретения веры, а не до.

Когда человек начинает свое движение к традиции Церкви, нередко пост является первым, с чем он сталкивается или, по крайней мере, первое, что он сам для себя выбирает. И нередко действительно многие люди приходят в церковь в Великий Пост и говорят: «Я в церковь не ходил, а вот теперь хочу». В этот Пост я услышал опять несколько подобных намерений и историй, когда люди говорили: «Все, с этого Великого Поста и я начинаю поститься, я хочу воцерковляться с этого Великого Поста». Почему?

Начало Великого Поста может оказаться точкой отсчета, с которой начнется его новая религиозная жизнь, духовная жизнь. Но чем сама важна эта точка? Но, я думаю, что все-таки в этом есть определенный резон. Мне сдается, что этот резон находится вовсе не в кругу религиозных тем. Это аскетическая тема, но она еще имеет антропологический характер.

И Пасха, и Рождество, и Великий Пост — это все части годового круга. Годовой круг — это некая кольцевая структура нашей жизни. Вся же наша жизнь представляет собой движение во времени. С христианской точки зрения время линейно. Только христианская история построила линейную картинку времени от начала бытия к концу света. Ни в какой другой культуре это линейное изменение человечества не существует, потому что в христианстве, вообще, в монотеистическом представлении есть начало и конец света.

Но обычный годовой круг — это просто круг, круговое движение времени. Очень многие культуры, многие народы, многие религии жили и живут в этом кольцевом движении времени. Церковь тоже живет в этом круговом, кольцевом движении времени. Но это и понятно, потому что сама природа жизни Земли имеет такую структуру. Это задает определенную ритмику нашей жизни. Наша жизнь опирается на это кольцо, на это годовое движение. Венец лета — так называется по-славянски «колесо времени». У кольца же где-то должно быть начало? Поэтому мы придумали Новый год. В Византии было начало индикта. В иудаизме тоже есть Новый год, в буддизме есть Новый год и так далее. Все-таки человеку нужно какие-то реперные точки, как мы сейчас говорим. Для нас неверующих Новый год является такой реперной точкой.

Начало Великого Поста, вполне возможно, стало в нашем сознании такой реперной точкой годового круга времени. И не просто годового круга, а событийного, смыслового круга. Человек вступает в круг священных событий-воспоминаний, евангельский, исторический. Но в Евангелии нет точки «Великого Поста». А в современной практике, в годовом круге, такая точка есть! Может быть, особое отношение к Великому Посту у огромного числа людей связано именно с таким отношением?

От чего нужно воздерживаться в великий пост?

Я в своей жизни, длинною в сорок с лишним лет, не встречал НИ ОДНОГО человека, который соблюдал бы все требования Великого поста. А они достаточно серьёзны, можно даже сказать — суровы!

Календарь питания в великий пост

Вот некоторые правила великого поста в православии:

  1. Не есть большой набор продуктов (В основном, вкусных и полезных)
  2. Не пить спиртного (Совсем)
  3. Не курить (Совсем)
  4. С женой не спать (А не с женой тем более)

В православном учебнике «Закон Божий» про дни Великого поста так же говорится:

Ну какой православный может позволить себе это 40 дней? Может и есть такие герои, но где они? А вот таких — сколько угодно!

Для чего православных христианин ЗАСТАВЛЯЮТ (это обязательное требование, если нет, конечно, ОЧЕНЬ уважительной причины) соблюдать Великий пост? Вот как объясняет это Иоанн Кронштадтский:

Поститься христианину необходимо для того, чтобы прояснить ум и возбудить, и развить чувство, и подвигнуть к благой деятельности волю. Эти три способности человека мы затмеваем и подавляем более всего объяданием и пьянством и заботами житейскими (Лк. 21, 34)

Очень смешно получается: 40 дней ведите себя как «НАСТОЯЩИЕ» христиане, тренируйте волю и духовность, а потом уж ладно, объедайтесь, упивайтесь и занимайтесь житейскими заботами. Потренировались немного и хватит.

Так если хоть так бы получалось! Да и вообще, где вы видели спортсменов, которые тренируются только 40 дней в году? Толку от такого спорта…одни «понты».

Сегодня на работе спрашиваю сантехника, который за обе щеки уминал ветчину:

Случай на работе

— Серёга, сегодня же пятница, поститься нужно, ты же православный? Да и великий пост на дворе, а в это время пост особенно строгий? У тебя вот и крестик на шее висит, ты же православный? — в шутку упрекнул я его. Просто интересно было, что он ответит, как отреагирует. Он ни чуть не растерялся:

— А мне батюшка сказал, что я могу не поститься, — ответил Серёга, — Он говорит, раз я работаю физически, то можно пост не соблюдать. — ответил он, продолжая уплетать мёртвого поросёнка, при этом запивая всё молоком.

Конечно, этот товарищ не сильно-то и работает физически, одно название, но всё же тут можно задуматься: с каких это времён физический труд стал освобождать от поста?

Правила и традиции Великого поста

Во время Великого поста не принято веселиться и гулять. Напротив. стоит воздержаться от всевозможных соблазнов, сдерживать свои желания, больше молиться и ходить в храм. Запрещается есть животные продукты. В том числе: мясо, яйца, молоко, сливочное масло, сало и рыба (тут есть нюансы). Список того, что можно есть в Великий пост, довольно короткий: это овощи, фрукты, орехи, грибы.

Запреты меняются по дням недели. По церковным канонам, в первый день поста, 2 марта, запрещена любая еда. Потом четыре дня нужно придерживаться сухоядения. Можно кушать хлеб, а также овощи, фрукты и орехи, но только в сыром виде. Правда, нельзя заправлять все это маслом, даже растительным.

Сухоядения также придерживаются каждый понедельник, среду и пятницу. В остальные дни (вторник и четверг) вместе с хлебом и сырыми овощами-фруктами можно есть постные супы, каши и другие горячие блюда. А вот по субботам и воскресеньям можно побаловать себя и близких едой с растительным маслом.

Во время Великого поста отмечают несколько крупных праздников: Благовещение (7 апреля), Лазарева суббота (11 апреля) и Вербное воскресенье (12 апреля). В эти числа можно есть рыбу и выпить бокал красного вина. Чтобы не упустить такой шанс – каждый день заглядывайте в календарь.

Таких строгих требований обязаны придерживаться только монахи. Верующих-мирян не заставляют поститься по календарю. Им так же нельзя употреблять алкоголь и животную пищу. Зато можно не придерживаться правил сухоядения и кушать горячие блюда из овощей, фруктов, грибов, орехов и растительного масла, независимо от дней недели.

Беременным женщинам, солдатам, тяжелобольным людям и детям до 12 лет разрешено не поститься.

Важно понимать, что пост – это не просто жесткая диета перед Пасхой. Его главное предназначение – покаяться в грехах, очиститься духовно и телесно, а также укрепить связь с Богом

Если все делать правильно, пост дает спокойствие и хорошее настроение на долгое время.

В этом христианам очень помогает покаянный канон Андрея Критского, который состоит из двухсот пятидесяти песнопений – тропарей. Священнослужители зачитывают их все в четверг пятой недели поста во время утренней службы. А также по частям во время первой недели. Тропари Андрея Критского призваны привести человека к покаянию в молитве.

Великий пост играет большую роль в православии. Для него единственного ввели особую манеру ведения церковных служб. Священники поют иначе, чем в другие дни, а также зачитывают особые постовые молитвы.

Обязательно нужно исповедоваться и причаститься. Кроме того, следует молиться не реже двух раз в день: утром и вечером. И обязательно слушать проповедь в храме.

Кто может не соблюдать пост в православии?

От поста освобождаются только беременные, «дабы не нанести ущерб здоровью ребёнка», а также дети и больные, и то с позволения батюшки. Но думаю сегодня мало кто смотрит в апостольские правила, в каждом монастыре свой устав.

Примечательно, что сегодня от поста освобождаются военные и заключенные: но кто мешает им полностью отказаться от пищи, как это описывается в Библии?

Примечательно то, что раз сама церковь оговаривает такие исключения из правил, кому пост можно не соблюдать, то значит она признаёт, что такая православная диета, называемая постом, может нанести вред здоровью.

Разве это согласуется с принципом из книги притчей Соломоновых?

Человек милосердный благотворит душе своей, а жестокосердый разрушает плоть свою. (Прит.11:17)

Ведь если бы эта диета длилась хотя бы 40 дней в году, то это как-то можно было вытерпеть. Но этих постных дней в году у православных христиан НАМНОГО БОЛЬШЕ!

Сколько дней в году постятся православные?

250 дней в году!!! православный должен соблюдать пост, лишая себя полезной и питательной пищи. Это тяжёлое бремя, подобное тому, какое взваливали фарисеи на людей во дни Иисуса, придумывая разные правила, которые Бог не давал:

Связывают бремена тяжелые и неудобоносимые и возлагают на плечи людям, а сами не хотят и перстом двинуть их; (Матф.23:4)

Полный календарь Петрова поста

Апостольский пост, по сравнению с Великим или Успенским, довольно мягкий. Как при любом постничестве, в рационе отсутствует мясо, но разрешается есть рыбу.

В таблице представлен календарь трапез по дням недели согласно церковному Уставу:

Понедельник Горячие блюда без масла, сушеные фрукты, вода, хлеб, постные мучные изделия
Вторник Рыбные блюда, каши с добавлением растительного масла, мед, орехи, немного вина
Среда Сухоядение
Четверг Отварная либо приготовленная на пару пища, рыба, грибы, овощи, постная выпечка, небольшое количество вина
Пятница Сухоядение – фрукты, овощи, один раз в день – орехи
Суббота и воскресенье Пирожки из рыбы, овощи, каши с добавлением масла, грибы, постные блины, вино

Если на среду или пятницу выпадает праздник, то разрешается в пищу добавить постное масло, съесть немного рыбы, выпить бокал вина.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector