Тропарь пасхи: что это, как поется, ноты, видео
Содержание:
- Пасха — Светлое Христово Воскресение
- Праздник Пасхи в православии
- Христос попрал смерть не меньше 6 раз
- О чем говорят пасхальные стихиры
- Основные правила чтения
- Применение
- Ирмосы
- Достаток
- Христос Воскресе
- Значение выражения смертию смерть поправ — это победа над смертью
- Что значат куличи и яйца
- Правила чтения
- Мольба
- Исцеление от недугов
- Стихиры Пасхи на русском
- Вы здесь
- Пасха, Светлая седмица
- Популярное за 7 дней
- Кладбища я люблю с детства
Пасха — Светлое Христово Воскресение
Молитвослов / Молитвы на Двунадесятые праздники и Пасху
Кондак, глас 8:
А́ще и во гроб снизше́л еси́, Безсме́ртне, / но а́дову разруши́л еси́ си́лу, / и воскре́сл еси́, я́ко победитель, Христе́ Бо́же, / жена́м мироно́сицам веща́вый: ра́дуйтеся, / и Твои́м апо́столом мир да́руяй, / па́дшим подая́й воскресе́ние.
Стихира:
Воскресе́ние Христово видевше, / поклонимся Святому Господу Иисусу, / единому безгрешному, / Кресту Твоему покланяемся, Христе́, / и святое Воскресе́ние Твое́ поем и славим: / Ты бо еси́ Бог наш, / разве Тебе́ иного не знаем, / имя Твое́ именуем. / Приидите вси вернии, / поклонимся Святому Христову Воскресе́нию: / се бо прииде Крестом радость всему миру. / Всегда благословяще Господа, / поем Воскресе́ние Его́: / распятие бо претерпев, / смертию смерть разруши.
Воскрес Иисус от гроба, / якоже прорече, / даде нам живот вечный / и велию милость.
Задостойник
А́нгел вопия́ше Благода́тней: / Чи́стая Де́во, ра́дуйся! / И па́ки реку́: ра́дуйся! / Твой Сын воскре́се / тридне́вен от гро́ба, / и ме́ртвыя воздви́гнувый: / лю́дие, весели́теся.
Свети́ся, свети́ся, / но́вый Иерусали́ме, / сла́ва бо Госпо́дня / на тебе́ возсия́. / Лику́й ны́не / и весели́ся, Сио́не. / Ты же, Чи́стая, красу́йся, Богоро́дице, / о воста́нии Рождества́ Твоего́.
Сла́ва Тебе́, Го́споди Иису́се Христе́, Бо́же мо́й, я́ко па́ки сподо́бил мя́ еси́ недосто́йнаго, преше́дши по́прище свята́го поста́, поклони́тися Боже́ственным Страсте́м Твои́м и ви́дети всера́достный де́нь пресла́внаго из гро́ба Воскресе́ния Твоего́, в о́ньже свободи́л еси́ су́щия во а́де от ве́к свя́занныя ду́ши пра́ведных. Тоя́ Боже́ственныя свобо́ды ду́ха и пло́ти, дража́йший Спаси́телю мо́й, и а́з жела́ю, да разреши́ши мя́, свя́зана су́ща мно́гими грехи́, и да сотвори́ши возсия́ти живоно́сному све́ту Воскресе́ния Твоего́ во мра́чней души́ мое́й. Ви́жду бо безчи́сленныя щедро́ты и неизрече́нное человеколю́бие Твое́, я́ко не то́чию от небытия́ в бытие́ мя́ приве́л еси́, и о́браза Твоего́ подо́бием украси́в, всея́ до́льней тва́ри влады́ку поста́вил мя́ еси́, но и посе́м па́дша с высоты́ и врагу́ порабо́тившася, не оста́вил еси́, но, искупи́в мя́ безце́нною Кро́вию Твое́ю, благода́тию креще́ния снабди́л мя́ еси́, да востеку́ на пе́рвое достоя́ние. А́з же, окая́нный, запя́т бы́в умо́м плотски́м, обрати́хся вспя́ть и па́ки ра́б сотвори́хся греха́ и страсте́й, доне́леже еди́н по еди́ному погуби́х все́ да́ры благода́ти Твоея́. И ны́не у́бо, что́ сотворю́, не ве́м; оба́че помяну́в глаго́лы пречи́стых у́ст Твои́х, я́ко не прише́л еси́ призва́ти пра́ведники, но гре́шники в покая́ние, и а́з, я́ко еди́н от си́х, с ве́рою и смире́нием прихожду́ к живоно́сному гро́бу Твоему́, не арома́ты и воню́ ми́ра нося́й, (на́г бо е́смь и пу́ст благи́х де́л,) но па́че наде́жду имы́й обрести́ в не́м проще́ние греха́м мои́м и обновле́ние нечи́стому житию́ моему́. При́зри у́бо на мя́, ка́ющася и служи́ти Тебе́ хотя́ща, и не отри́ни от благода́ти Воскресе́ния Твоего́! Живоно́сною сме́ртию Твое́ю и погребе́нием умертви́ моя́ лю́тыя стра́сти, да, я́ко ме́ртв и погребе́н, живу́ в ми́ре се́м. Пресла́вным воста́нием Твои́м воздви́гни мою́ ду́шу, умерщвле́нную грехми́, и оживи́ со́весть, ея́же ничто́же в ми́ре ну́жнейши е́сть. Вознесе́нием Твои́м отто́ргни мя́ от су́етных и душетле́нных бла́г земны́х, и сотвори́ мя́ го́рняя му́дрствовати, я́ко да не ктому́ себе́ живя́ и угожда́я, но Тебе́, Го́споду и Бо́гу моему́, служа́ и рабо́тая, я́коже сподо́бихся поклони́тися Воскресе́нию Твоему́ на земли́, та́ко сподо́блен бу́ду ви́дети Тебе́, дража́йшаго Искупи́теля моего́, и на небеси́, за прия́тие сме́рти кре́стныя сла́вою и че́стию венча́нна, и ста́в одесну́ю вели́чествия Твоего́, со арха́нгелы и а́нгелы, и со все́ми искупле́нными Тобо́ю бра́тиями мои́ми, во ве́ки веко́в пою́ Тебе́: Аллилу́ия! Ами́нь.
Праздник Пасхи в православии
Воскресение Иисуса Христа — главный праздник всего христианского мира, который был установлен в честь воскресения Спасителя из мертвых. Даже люди, далекие от религии, ассоциируют его с торжественными богослужениями, приготовлением пасхальных куличей и колокольным звоном, который в это утро разносится по всем городам и поселкам.
Пасха относится к подвижным праздникам, и каждый год отмечается в разные даты. В этот день торжественно вспоминают воскресение Спасителя, которое произошло на третий день после его страданий на Голгофском кресте и смерти. Тело Господа сняли с креста в пятницу и отнесли пещеру, а суббота у евреев считается днем покоя, поэтому только в воскресенье рано утром женщины, взяв благовония, пошли к пещере, чтобы подготовить тело Христа к погребению.
Однако, пришедши на место, они увидели, что камень, загораживающий вход в пещеру, отвален, и на нем сидит ангел. Он сказал женщинам не искать живого между мертвыми, и они поняли, что произошло так, как и предсказывали пророки — Христос воскрес.
Ангел сказал девушкам пойти к остальным ученикам Мессии и рассказать о произошедшем. По пути они встретили Иисуса, пали к его ногам и воздали хвалу Господу за совершенное чудо. От этого праздника и пошло название 7-го дня недели — воскресенье, он стал днем поклонения Господу, когда все верующие собираются в храмах, совместно молятся и славят Бога. Именно воскресенье в православии принято называть «малой Пасхой», хотя особенно торжественно воскресение Иисуса Христа отмечается раз в году.
Предваряют праздничное богослужение скорбные и строгие службы, которые начинают проводить с вечера четверга и заканчивают утром субботнего дня. Пасхальное богослужение начинается ночью и называется скорбной полунощницей, и в это время посередине храма находится аналой с Плащаницей.
Христос попрал смерть не меньше 6 раз
Любопытно, что Иисус Христос попрал смерть не единожды, а не меньше шести раз.
- Когда воскресил мальчика. Об этом нам сообщает Евангелие от Луки:
(7:14–15)
- Когда воскресил девушку. Тоже приведём версию из Евангелия от Луки:
(8:52–56)
Иисус Христос воскрешает девушку, чем показывает свою власть над смертью
- Когда воскресил Лазаря. Процитируем Евангелие от Иоанна:
(11:38–44)
3
стольких человек воскресил, согласно Евангелию
- Когда воскрес. По человеческим представлениям Иисус Христос скончался (по крайней мере, это каноническая православная версия, а чужие рассматривать не будем). Иисус должен был остаться на том свете, но Он преодолел черту смерти в обратном направлении и явился своим ученикам.
- Когда открыл врата ада. В Священном Писании такой истории нет. Но Предание сообщает, что Иисус Христос не сразу воскрес после смерти, а отправился в ад, чтобы вывести оттуда некоторых умерших людей. Кого именно — идеальный вопрос для бесконечного спора. Об этом нигде ничего не сказано, так что правильного мнения нет.
Сам сюжет о Христе, который спускается в ад, основан на ветхозаветных пророчествах:
(Ос. 13:14)
(Пс. 23:7)
Надо признать, что сами пророчества явно имеют корни в аккадской традиции, но всё же этот догмат имеет огромное число приверженцев в христианском мире.
Существует догмат о том, что Спаситель вывел души из ада, но чьи именно, не ясно
- Когда дал миру надежду на жизнь после смерти. Согласно православным представлениям, раньше не существовало никаких надежд на жизнь после смерти. Только Христос, когда принял на себя кару за людские грехи, открыл дорогу в рай тем, кто раскаялся. Смерть им более не грозит, так как она побеждена смертью Христовой.
Христос призывает не бояться телесной смерти, но опасаться смерти духовной:
(Мф. 10. 28)
Рассказывает священник Афанасий Гумеров:
По христианскому догмату, Иисус спустился в ад за праведниками
О чем говорят пасхальные стихиры
Стихиры Пасхи состоят из стихов — отрывков из псалмов — и из текстов, посвящённых празднику. Стихи взяты из 67 псалма царя Давида — главного пророчества о воскресении Христа (первая стихира):
«Да воскреснет Бог, и расточатся врази Еro, и да бежат от лица Его ненавидящии Его. Яко исчезает дым, да исчезнут, яко тает воск от лица огня, тако да погибнут грешницы от лица Божия, а праведницы да возвеселятся…» Между каждой фразой-стихом следует хвалебный гимн празднику.
Особо следует отметить, как часто в тексте встречается слово «Пасха». Это название праздника отсылает нас к истории Ветхого Завета. Слово Пасха имеет древний смысл (перевод — «прошёл мимо») и изначально связано с еврейским праздником освобождения народа от 430-летнего египетского рабства.
Пророк Моисей приходит к фараону, чтобы упросить его отпустить израильтян на свободу, и получает отказ, за что Бог посылает на страну «десять казней египетских»: мор, язву, источники наполняются кровью вместо воды (книга Исхода) и другие.
Но фараон не вразумляется этими знамениями и не даёт своего разрешения. Тогда Господь посылает самую страшную казнь — в ночь на Египет спускается ангел смерти, который уносит с собой каждого первенца египетского. Израильтянам же было сказано Господом:
«Агнец у вас должен быть без порока, мужеского пола, однолетний; возьмите его от овец, или от коз, и пусть он хранится у вас до четырнадцатого дня сего месяца: тогда пусть заколет его все собрание общества Израильского вечером, и пусть возьмут от крови его и помажут на обоих косяках и на перекладине дверей в домах, где будут есть его; пусть съедят мясо его в сию самую ночь, испеченное на огне; с пресным хлебом и с горькими травами пусть съедят его; не ешьте от него недопеченного, или сваренного в воде, но ешьте испеченное на огне, голову с ногами и внутренностями; не оставляйте от него до утра , но оставшееся от него до утра сожгите на огне. Ешьте же его так: пусть будут чресла ваши препоясаны, обувь ваша на ногах ваших и посохи ваши в руках ваших, и ешьте его с поспешностью: это — Пасха Господня».
Так, первенцы Израиля были спасены от смерти, и каждый год иудеи праздновали этот день. Эти древние события имеют пророческой смысл — агнец, которого потребили израильтяне в ту ночь — есть прообраз Спасителя, убиенный за весь человеческий род.
Кроме того, события Страстной седмицы — предательство Иуды, арест Христа, Страсти Христовы и распятие — произошли накануне еврейской Пасхи. А Воскресение Христово — в ночь на Пасху.
Потому название еврейского праздника стало названием и Воскресения Христова как исполнения всех пророчеств.
Во втором тексте идёт речь об евангельских событиях — встречи жён-мироносиц с Ангелами и со Христом — «Приидите от видения жены благовестницы и Сиону рцыте». Жены-благовестницы — это одни из ближайших учениц Христа, жены-мироносицы (Мария Магдалина, Мария Иаковлева, Саломия, Сусанна и другие). «Сиону рцыте»:
Сион — место, где скрывались от иудеев в то время апостолы. Вместе с ангелом-благовестником мы говорим жёнам идти к ним и сообщить радостную новость о Воскресении, восклицаем всему Иерусалиму, чтобы он встречал Спасителя, как невеста встречает своего жениха («…красуйся, ликуй и радуйся Иерусалиме, царя Христа узрев из гроба, яко жениха происходяща»).
Сравнение Спасителя с женихом следует из Его Евангельской притчи о десяти девах («Тогда подобно будет Царство Небесное десяти девам, которые, взяв светильники свои, вышли навстречу жениху…» Мф 25:1-13).
Третий текст стихир по своему содержанию подобен второму, он так же повествует об явлении ангела мироносицам. «Что ищете Живаго с мертвыми? Что плачете нетленного во тли? Шедше проповедите учеником Его» — такой фразой встречает их Вестник. Этими словами он являет им, что Бог есть «путь, истина и жизнь» (Ин 14:6), и смерть не имеет власти над Ним.
Четвёртая стихира, как и первая, — гимн светлому празднику, он — «залог мира, источник примирения, истребления врагов, разрушение смерти, погибель диавола» (свт. Иоанн Златоуст).
Стихира на «слава и ныне» — смысловая и эмоциональная кульминация всего «цикла». В этот день мы прощаем своих ненавистников, как и учил в нагорной проповеди Христос: «Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас» (Мф 5:44). И завершает стихиры пение тропаря «Христос Воскресе» — центральное песнопение пасхальной службы.
Все тексты гармонируют между собой в едином эмоциональном порыве, потому и музыка (обработка знаменного распева), которая вошла в обиход церковного пения на Пасху, представляет собой целый хоровой концерт.
Основные правила чтения
- Следует уединиться. Место, где вы будете духовно общаться, должно быть тихим, спокойным. Убедитесь в том, что вам никто не помешает в это время.
- Необходимо перед началом мольбы положить на стол икону, чашку со священной водой.
- Стоит зажечь три свечи.
- После этого можно приступать к чтению священного текста. Во время этого необходимо смотреть на зажженные свечи.
Часто для получения желаемого люди используют отдельные продукты. Это касается заговора на пасхальное яйцо.
Для применения такого способа решения проблемы необходимо взять расписанное яйцо, тихо проговорить текст, прося об удаче, благополучии и здоровье.
Затем посоревнуйтесь с другим человеком, разбейте его яйцо. Если вы выиграете, удача будет на вашей стороне.
Применение
По свидетельству иерусалимского тропологиона (или иадгари , древней гимнографии, сохранившейся только в грузинском переводе VIII века), тропарь пел в конце пасхального бдения в поздней Иерусалимской пасхальной литургии. Основанный на Типиконе Великой Церкви , тропарь был частью немонашеской литургии в Святой Софии до X века.
Тропарь впервые поется в начале утрени на Пасху, после вокруг церкви, предшествующего утрене. Когда все собираются перед закрытой входной дверью церкви, духовенство и верующие по очереди поют тропарь, а затем он используется как припев к избранным стихам из Псалмов 67 и 117 (это нумерация Септуагинты ; нумерация KJV 68 и 118):
В оставшейся части бдения поются после каждой оды Пасхального канона приписываемой Иоанны Дамаскиной , в конце пасхальной стихиры на стиховне , трижды в увольнении утрени и в начале и в конце Пасхальных часов . Он повторяется снова с тем же выбором стихов Псалма в начале Божественной литургии , у Малого входа , во время и после причастия , а также при прекращении литургии. Затем он повторяется снова с припевами в начале вечерни и при ее прекращении. Такая же закономерность сохраняется на протяжении всей Светлой недели .
Начиная с воскресенья Фомы (воскресенья после Пасхи), его либо поют, либо читают трижды в начале большинства служб и частных молитв вместо обычного призывания Святого Духа , «Царь Небесный», и при отпущениях, во время 39-дневный пасхальный праздник ; то есть до дня перед Вознесением Господа включительно .
В последние годы сложился обычай петь пасхальный тропарь на нескольких языках. В мультикультурных православных приходах и общинах во время пасхального бдения и во время вечерни на следующий день тропарь нередко исполняется на таком количестве языков, которое представлено в приходе или сколько хор может управлять.
В Финляндии Православная Церковь Финляндии является церковью меньшинства. Однако православная пасхальная ночь на протяжении многих десятилетий ежегодно транслировалась по радио и телевидению, и поэтому тропарь постепенно стал хорошо известен неправославным финнам. В 1986 году Евангелическо-лютеранская церковь Финляндии — крупнейшая религиозная конфессия в стране — включила тропарь в свою пересмотренную официальную книгу гимнов , где это гимн номер 90, как пасхальный гимн. Рекомендуется исполнять три раза подряд.
Ирмосы
- Андроник (Пантак)
- Ведель
- Ведель (для м.х)
- Греческий распев с Богородичными
- Греческий распев и Ведель
- Греческий распев инос
- Дегтярев
- Дилецкий
- Компанейский
- КПЛ
- Кустовский
- Канон Пасхи
- Ледковский 1
- Ледковский 2
- Лирин
- Московский напев
- Московский напев (славянский шрифт)
- Богородичны Московский напев
- Нафанаил 1
- Нафанаил 2
- Никольский ор.37
- Обиход
- Обиходный напев
- Обычный напев
- Придворный напев
- Почаевской Лавры
- Самусенко
- Сковорода
- Сербские композиторы
- Сокращенного греческого распева
- Сокращенного греческого распева (для м.х)
- Старорусский
- Старорусский 2
- Третьяков
- Трубачев
- Трубачев упрощенный
- Никольский
- Феофан 1
- Феофан 2
- Феофан припевы Богородицы
- Феофан Азеев
Достаток
В ночь Пасхи помимо восхваления Воскресения Христа, его просят о помощи. Кроме здоровья, искренней любви, люди обращаются к нему с мольбой о финансовом благополучии.
Причем можно обращаться к Иисусу Христу не только с помощью вечерних молитв, но и собственными словами. Главное при этом – это искренность человека, вера в Господа.
Следует побыть в тишине, сосредоточиться на просьбе. Лучше всего визуализировать ее в малейших деталях, затем произносить священный текст.
Чтобы богатство было в вашей семье, необходимо на третий день Пасхи повторять вслух молебен, обращенный ко всем Святым.
После такого обращения семейные отношения восстанавливаются, приходит в дом удача. В то время, как идет Великий пост, следует ежедневно откладывать небольшую сумму денег. Утренними часами необходимо пойти в церковь на Пасху с этими сбережениями и отдать их на пожертвование.
После такого ритуала в вашу семью обязательно придет достаток, а беды и проблемы будут обходить стороной ваш дом.
Следует для большего эффекта ежедневно перед сном читать мольбу. Для того чтобы в вашей семье царил мир, гармония, необходимо прочитать мольбу на протяжении 12 раз подряд.
Видео на тему: Христос Воскресе! Утренние и вечерние пасхальное правило
Христос Воскресе
- ***
- *** 1
- *** 2
- *** 3
- *** 4
- *** 5
- ***, Входное
- А.Аренский
- Архангельский
- Д.Авраменко
- Автор неизвестен
- Автор неизвестен 1
- Автор неизвестен 2
- Автор неизвестен 3
- Автор неизвестен 4
- Автор неизвестен 5
- Автор неизвестен 6
- Автор неизвестен 7
- Автор неизвестен, Походное
- Азеев
- Александро-Невской лавры
- Алферов (на казахском языке)
- Н.Белов
- Богданов
- Бутомо
- Булюкин
- Булюкин 1
- Большое Московское
- С.Буйлова
- М.Васильева
- Ватопедский
- Византийский
- Ведель №1
- Ведель №2
- Вехновский (на эстонском)
- Вербицький
- Входное
- Входное
- Горячев
- Гаврилович
- Галицкий напев
- Галицкий напев
- Галицкий рапев обр. Х. Денисовой
- Галицко-Волынский напев 1
- Галицко-Волынский напев 2
- Галицко-Волынский напев 3
- А.Гребенщиков
- А.Гребенщиков соло
- Горячев
- Греко-Датино-Славянское
- Греческий
- Греческое
- Греческое 1
- Греческое 2
- Дворецкий
- Дегтярев
- Дегтярев из канона
- Донское
- Емельянов №1
- Емельянов №2
- Емельянов №3
- Емельянов №5
- Жбанова №1
- Жбанова №2
- Жбанова №3
- Знаменный распев 1
- Знаменный распев 2
- Знаменный распев 3
- иером. Филипп (Неседов)
- А.Кастальский
- А.Кастальский (для ж.х)
- А.Кастальский (для м.х) 1
- А.Кастальский (для м.х) 2
- А. Кастальский (см.х.)
- Компанейский
- Коринфский №1-2
- Киевское
- Колокольчик
- Лапаев
- Лапшинский
- Ледковский (на арабском)
- Лирин №1
- Лирин №2
- Лирин №3
- Лирин №4
- Лирин №5
- Лисицына
- Лукьянов
- Лупенко №1
- Лупенко №2
- Лупенко №3
- Маврин
- Маршаловский (на тайском)
- Матюк
- Мгарское
- Макарова
- Мокряняц
- Музыческу
- Мясников
- на английском языке
- на абхазском языке
- на грузинском
- на латинском
- на немецком языке
- на французском языке
- на японском языке
- Неизвестный автор 1
- Неизвестный автор 2
- Неизвестный автор 3
- Неизвестный автор 4
- Неизвестный автор 5
- Неизвестный автор (сербское)
- Носов
- Обиходный распев
- Обычный напев 1
- Обычный напев 2
- Орфеев
- Остич
- Потеряйко
- Придворный напев
- Протяжное
- Пономарев
- Простое
- Ранний партес
- Рахманинов
- Рождественский
- Ружич
- А.Рожнов 1
- А.Рожнов 2
- Рождественский
- Рябченко № 1-10
- Свирелин
- Свирелин 1
- Сестриченское
- Сербское большой распев
- Сербский распев
- Сибаков
- Сусленников
- Тарасенко
- Тихое
- Толстокулаков
- Туренков № 1-4
- Трубачев
- Трубачев 1
- Трубачев 2
- Трубачев 3
- Тропарь и кондак обиход
- Украинское
- Феофана
- Файнер
- Чесноков
- Челидзе
- Шишкин
- Шишкин ред. Цололо
- Шиячки
Значение выражения смертию смерть поправ — это победа над смертью
Хотя источник фразы — не Библия, тем не менее, текст Священного Писания часто вращается вокруг этой мысли. Вот, например, ветхозаветное пророчество о том, что придёт Спаситель и победит смерть:
(Ос. 13, 14)
А зачем её, собственно, побеждать? Ответ на этот вопрос уводит нас глубоко в церковную доматику. С точки зрения православного учения, человек стал смертным после того, как вкусил плод с дерева познания добра и зла. Не все согласны с этой идеей, но именно на ней и возведена мысль того, что Христос победил смерть.
Иисус Христос победил смерть из любви к человечеству.
Православные верят, что Спаситель пришёл для того, чтобы отменить первородный грех и его последствия. В том числе среди задач Иисуса Христа — победить смерть.
Иисус Христос преодолел смерть — то есть попрал её
И делается это из большой любви Бога, ибо:
(Пс. 33, 22)
Чтобы компенсировать урон, полученный Адамом от плода с дерева познания добра и зла, нужно, образно говоря, вкусить новый плод — праведности и вечной жизни. О том, как это сделать, сообщает апостол Павел:
(1 Фес. 4, 13–15)
Что значат куличи и яйца
– Почему по традиции освящают именно куличи, пасхи и яйца?
– Освящение пасхальных яств – это древняя церковная традиция. Дело в том, что первые христианские общины собирались в дни особых праздников вокруг общения с Богом (что есть молитва) и друг с другом. Центральным богослужением в суточном круге является Божественная литургия. Дословный перевод слова «литургия» означает «общее дело». Так вот, вокруг «общего дела» собирались первые христиане, чтобы совершить молитву, богослужение, а потом иметь возможность пообщаться друг с другом за общественной трапезой. В христианской традиции праздничная трапеза называется продолжением литургии. Вот куличи и являются образом тех приношений, которые употреблялись во время праздничных пасхальных трапез. Сегодня сложно представить пасхальную трапезу без кулича.
Что касается крашеных яиц, то по этому поводу существует древняя история. Я бы хотел, если это возможно, попросить редакцию. Первые три читателя, которые пришлют историю, положившую начало красить яйца перед Пасхой, получат от меня пасхальные подарки.
– Конечно, отец Дмитрий. Ждем от читателей ответ на ваш вопрос на адрес электронной почты redactor@kubnews.ru.
– Есть ещё один вопрос, который волнует людей: надо или идти на Пасху на кладбище?
– На Пасху – нет! В период первой пасхальной недели нет никакого упоминания о смерти. Церковь в своих молитвах и песнопениях провозглашает имя Воскресшего Христа как победителя смерти. Именно поэтому на этой неделе не совершаются заупокойные поминовения до особенного дня, до Радоницы. В девятый день после Пасхи совершается первое поминальное заупокойное богослужение по пасхальному чину. Чинопоследование богослужения на Радоницу совершенно не похоже ни на одну заупокойную службу. Оно содержит в себе слова победы жизни над смертью: «Адам воздвиг от тли и упразднив смерть: Пасха нетления, мира спасение». Это о той победе, которую ждали ветхозаветные праведники, чего ждут наши умершие сродники, того Царства, которое основал Воскресением Христос.
Всех призываю в этот день совершать молитвы об усопших родных, близких, знаемых, всех православных христиан.
– Что надо сделать, чтобы и после Пасхи в душе как можно дольше сохранился свет этого праздника?
– Я сказал о том, что праздник Пасхи неразрывно связан с нашей надеждой на Господа Бога. Сказал и том, что всем нам надлежит научиться той Божественной, безусловной, беспричинной, жертвенной любви, которую Господь явил нам своей жизнью, смертью и Воскресением. А чтобы свет и радость Пасхи Христовой сохранились в нашей жизни как можно дольше, необходимо верить. Верить Богу искренне, твердо и действенно. Эти три добродетели – вера, надежда и любовь – являются основанием мирной жизни человека. Они помогут нам преодолеть всякую скорбь и печаль, всякие трудности и настроения, помогут обрести мир и радость в жизни.
Обложка: Фото: пресс-служба администрации Краснодарского края
Правила чтения
Пасхальный канон читается обычно только в православном храме, однако, если человек по каким-либо уважительным причинам не смог посетить церковь, он может произнести слова песнопения и в домашних условиях, священнослужители этого не запрещают.
В храмах канон начинают читать после великой ектении, при этом тропари не произносят, а напевают. В это время священник, который проводит богослужение, держит в руках крест и кадило и после каждой песни кадит на иконы и собравшихся в церкви прихожан, при этом приветствуя их словами — Христос Воскрес!
Такой многократный выход священнослужителя и приветствия являются символом многократных явлений Господа Иисуса Христа своим ученикам после воскресения. По окончании пасхального канона поется утренний светилен. После этого во время чтения тропаря все собравшиеся в храме «христосуются», и священник произносит слова Иоанна Златоуста.
Мольба
Считается, что сильная молитва на Пасху помогает верующему обрести счастье, покой, достигнуть желаемого.
Молитва на Пасху «Христос Воскрес» звучит следующим образом:
Мольба означает то, что Иисус собственным примером показал — смерть не является концом. Ведь он после воскресения из мертвых подтвердил, что душа вечна, она не может умереть.
Это основная идея, которую священнослужители стараются донести до прихожан. Верующие повторяют священный текст. Такие молитвы на Пасху помогают осознать, что после смерти физической оболочки молящегося человека ждет достаток и благодать.
Исцеление от недугов
Часто люди используют молитву на Пасху о здоровье. Причем произносить священный текст можно не только за себя, но и за ребенка, родного вам человека. Спасением от всех болезней считается церковная мольба «От трех смертей».
Такую молитву читают дома в пасхальные часы до того момента, как зазвонят колокола. Их звон символизирует о приходе праздника.
Перед едой необходимо произнести молитву, затем разбить яйцо без соли
Важное условие — не запивать ничем прием пищи. До вечера вы почувствуете небывалый прилив жизненной энергии, организм наполнится силой, здоровьем
Для родителей жизнь и самочувствие, состояние ребенка — главное. Если ваш малыш болеет, лучше всего использовать Пасхальный ритуал для его скорейшего выздоровления.
Наберите немного святой воды накануне проведения ритуала. Необходимо окунуть в нее нательный крестик человека, нуждающегося в исцелении от недугов. Затем произносите мольбу на протяжении трех раз.
После окончания ритуала необходимо вынуть крестик, надеть на его обладателя. Лоб больного следует смазать с помощью святой воды, после этого сбрызнуть ею все тело. Повторяйте процедуру по 3 раза на протяжении семидневного срока Страстной недели.
Возле иконы поставьте бутылочку со святой водой. Такой обряд помогает не только вылечить человека от болезни, но и избавить семью от постоянных заболеваний.
Стихиры Пасхи на русском
Да восстанет Бог и рассеются враги Его.
Пасха священная ныне нам явилась, – Пасха новая, святая, Пасха таинственная, Пасха всеми чтимая. Пасха – Христос Избавитель; Пасха непорочная, Пасха великая, Пасха верных (христиан), Пасха двери рая нам открывшая, Пасха, освящающая всех верных
Да исчезнут они, как исчезает дым.
Идите после видения, жены-благовестницы, и Сиону возгласите: «Прими от нас радость благовестия о воскресении Христовом!» Веселись, ликуй и радуйся, Иерусалим, Царя-Христа узрев, как жениха, из гроба выходящим.
Так да погибнут грешники от лица Божия, а праведники да возвеселятся.
Жены-мироносицы глубоким утром, к гробнице Подателя жизни представ, нашли Ангела, на камне восседавшего, и он, обратившись к ним, так возглашал: «Что вы ищете Живого между мертвыми? Что оплакиваете Нетленного как подвергшегося тлению? Возвратившись, возвестите ученикам Его!»
Это день, который сотворил Господь, возрадуемся и возвеселимся в нем!
Пасха благая, Пасха, Господня Пасха, Пасха священная воссияла нам. Пасха! Радостно друг друга обнимем. О, Пасха – избавление от скорби! Ибо из гроба в сей день, как из брачного чертога просияв, Христос жен исполнил радости словами: «Возвестите Апостолам!»
Слава Отцу и Сыну и Святому Духу и теперь и всегда и во веки веков:
Воскресения день! И засияем торжеством и друг друга обнимем; скажем: «Братья!» и ненавидящим нас всё простим ради воскресения и так возгласим: «Христос воскрес из мертвых, победив смертью смерть и дав жизнь находящимся в гробах, т.е. мертвым».
Расточатся — рассеются; показася — явилась; отверзающая- открывающая; рцыте — скажите; красуйся — радуйся; узрев — увидев; происходяща — выходящего; представша — представ; обретоша — нашли; провещав — обратившись; сице — так, таким образом; в онь — в нём; исполни — исполнил; обымем — обнимем.
Вы здесь
Главная / Пасха, Светлая седмица
Пасха, Светлая седмица
Тропари Пасхи
Тропари Пасхи (на славянском, два на греческом, два на латинском) (midi)
Тропари Пасхи для малого хора (на славянском, два на греческом, два на латинском) (midi)
Пасхальный канон (13 вариантов компоновки)
В пасхальную ночь (без богородичнов)
полный канон (тропари сколько есть — 4,7,8 п — по три, остальные — по 2) (9 п. — запевы по минимуму)
1. с обиходной катавасией
2. с катавасией Веделя
неполный канон (все песни — по 2 тропаря)
3. с обиходной катавасией
4. с катавасией Веделя
на Светлой седмице (с богородичными):
полный канон
5. с обиходной катавасией
6. с катавасией Веделя
неполный канон (все песни — по 2 тропаря)
7. с обиходной катавасией
8. с катавасией Веделя
9. сокращенный канон (1 тр.+1 бог.)
с Недели жен-мироносиц до отдания Пасхи:
полный канон (2 тропаря, 2 богородична) 10. с обиходной катавасией 11. с катавасией Веделя сокращенный канон (1 тропарь, 2 богородичен) 12. с обиходной катавасией 13. с катавасией Веделя
Ирмосы Пасхи
Ипакои Пасхи
Икос Пасхи
Воскресение Христово
Светилен Пасхи
Светилен Пасхи, греческий распев, (в терцию) (midi)
Светилен Пасхи, греческий распев, мелодия из Спутника псаломщика (в терцию) (midi)
Светилен Пасхи, греческий распев (a-m), (не в терцию) (midi)
Светилен Пасхи, греческий распев (e-m), (не в терцию) (midi)
Светилен Пасхи, неизв. автора (midi)
Светилен Пасхи, Подольский, пер. для жен.х. (midi)
Стихиры Пасхи
Стихиры Пасхи (F-d) (midi)
Тропарь Иоанну Златоусту, 8 гл., греческий распев (midi)
Антифоны Пасхи, знамен. расп., гарм. Соловьева (midi)
Елицы
Елицы, обычн. нап., нап КПЛ, трио (midi)
Елицы, обычн. нап., нап КПЛ (midi)
Задостойник Пасхи
Задостойник Пасхи, валаамский напев (F-d), (D-d), (D-d), (для дет.хора)
Задостойник Пасхи, греческого распева обр. иг. Силуана (Туманова) для мужск. хора (midi), для женского хора (midi)
Радуйтеся, людие, Сарти (midi)
Пасхальная вечерня
Светлая седмица
Пяток Светлой седмицы
Неделя 2-я по Пасхе, Антипасха
Неделя 3-я по Пасхе, жен-миноросиц
Ирмосы Недели жен-мироносиц, знамен.расп. (придворный обиход) (midi)
Неделя 4-я по Пасхе, о расслабленном
Преполовение
Неделя 5-я по Пасхе, о самаряныне
Неделя 6-я по Пасхе, о слепом
Троицкая родительская суббота
на Парастасе, тропари, 17 кафизма(midi)
Тропари по Непорочных (панихида для клироса, вариант 1)
(панихида для клироса, вариант 2)
В неделю русским святым
Популярное за 7 дней
Михайлово чудо: как вести себя в этот день, чтобы избежать житейских искушений
17.09.21 20:53
Как правильно читать Псалтирь? Какие установлены правила?
15.09.21 13:31
Как часто нужно причащаться?
13.09.21 09:49
Осенняя Лавра
16.09.21 12:36
Нуждаются ли православные во Христе?
15.09.21 18:17
19 сентября — Воспоминание чуда Архистратига Михаила, бывшего в Хонех (Колоссах)
19.09.21 08:39
Осенний Шишкин
14.09.21 11:41
Митр. Антоний (Паканич) о Православии, кириллице, Украине и Европе
13.09.21 20:55
Чудо святого Архистратига Михаила в Хонех – вечная притча о добре и зле
18.09.21 15:44
Центральный вход на территорию Киево-Печерской Лавры будет временно закрыт
19.09.21 12:50
Кладбища я люблю с детства
Не знаю, как вы, а я всегда любил кладбища. Ходить в тишине, слушать эту тишину, смотреть на надписи на памятниках и крестах, смахивать снег, песок или опавшие листья, смотря по сезону, с надгробий на заброшенных могилках…
Люблю с детства. Помню, что именно на кладбищах никакого страха никогда не испытывал, несмотря на страшные истории, которыми в нашем советском детстве мы обильно делились друг с другом. Только ощущение покоя и какого-то… как бы поточнее сказать…ожидания. Чего-то живого, затаенного, но явного: сна усопших как преддверия утра. Какого-то ОБЕЩАНИЯ чего-то нового, имеющего когда-нибудь настать для всех, кто здесь лежит, чей покой сейчас хранят выцветшие от дождей и ветра венки, ржавые или подкрашенные оградки, овальные фото на памятниках, птицы, небо, крапива по бокам дорожек, заботливо или самосевом посаженные рябинки и березки.
В детстве я еще не знал про Евангелие, не знал слов «жизнь будущего века», но, гуляя по кладбищу, чувствовал что-то вот именно такое…
Радоница: Умереть – это ненормально
В конце 80-х годов, когда стала доступна для советского изголодавшегося читателя масса ранее не издаваемой «подпольной» литературы, в том числе религиозной и оккультной, я, как и многие, читал запоем все, что попадалось в руки. Помню, как с трепетом и ожиданием чудесных откровений раскрыл данные кем-то на пару дней тома «Агни-Йоги» (Рерихов тогда рекламировали вовсю), как пытался продираться сквозь «ярый» стиль, на третьей странице забывая, о чем шла речь на первой, как вскоре изнемог, плюнул, закрыл и с облегчением вернул книги владельцу…
В Церковь я тогда еще не пришел, духовной сути теософии не разумел, но помню, что окончательно от увлечения всей этой неудобоваримостью меня отвратило, когда я прочел рериховское изречение: «Психические испарения кладбищ вызывают и усиливают у людей чувства страха, тоски, отчаяния, безысходности, скептицизма и т.д. Эманации трупов способствуют многим тяжелым заболеваниям психики и являются провокаторами или усилителями печали, уныния, глубокого разочарования и даже отвращения к жизни, в результате чего некоторые люди кончают с ней свои счеты. Испарения кладбищ отравляют детей даже во чреве матери! Жить около могил, даже священных, опасно. Это знание должно быть доведено до сознания народов». Ах вот оно что, подумал я!.. Кладбища ему, значит, плохи…
На этом я, помню, с Рерихом и распрощался.