Троицкий собор в санкт-петербурге: часы работы, расписание богослужений, адрес и фото

Святыни

В соборе Живоначальной Троицы лейб-гвардии Измайловского полка находится самая старинная икона, которая вообще есть в петербургских православных храмах. Это иконаСвятой Живоначальной Троицы. Образу уже более 600 лет, он был написан в 1406 г.  У иконы удивительная судьба: после революции она была изъята из монастыря советскими властями, помещена в Третьяковскую галерею, а затем была продана зарубеж, в частную американскую коллекцию. В начале 2000-х годов образ был выкуплен на аукционе Christie’s и в юбилейный год 300-летия Санкт-Петербурга  образ был принесен в дар Свято-Троицкому Измайловскому собору президентом России Владимиром Путиным. 

По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с 2011 года в нашем соборе постоянно пребывает частица мощей святой блаженной старицы Матроны Московской. Сотни верующих ежедневно притекают к Матронушке, и как заповедала она сама, рассказывают ей о своих горестях и скорбях. И по горячим молитвам получают ответы на свои вопросы.

Молодые люди, девушки и юноши, которые только хотят создать крепкую и счастливую семью, возносят свои молитвы перед честными мощами покровителей семьи — преподобных Петра и Февронии Муромских Чудотворцев, которые пребывают в нашем храме постоянно. Ежедневно у святых мощей Петра и Февронии совершается молебен.

В нашем соборе также прибывают частицы мощей великих каппадокийцев, трех святителей: Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста. 

В нашем храме уникальный образ – икона Святой блаженной Ксении Петербургской. Конечно, икона матушки Ксении есть в каждой церкви Северной столицы, однако именно эта работа кисти художника Ростислава Гирвеля стала первой написанной с прижизненного портрета блаженной старицы, хранящегося в запасниках Эрмитажа. До этого российские иконописцы, не знавшие, как выглядела святая Ксения, брали за образец иконы Божией Матери. Теперь же, благодаря Ростиславу Мартыновичу, мы можем узнать, как выглядела святая покровительница нашего любимого города на самом деле.  

Еще один угодник Божий, к которому притекает множество верующих  с молитвой – святитель Николай Чудотворец. В Троицком Измайловском соборе есть два его образа, один из которых – икона святителя Николая с житием, а второй образ — келейная икона святителя Николая, принадлежавшая почитаемому старцу Псково-Печерской обители архимандриту Иоанну (Крестьянкину).

Каждый, кто заходит в Троицкий собор, сразу обращает внимание на несколько огромных, многометровых икон, помещенных здесь. Образы эти точно такие же, как в Исаакиевском соборе, только там – мозаика

Действительно, иконы эти самым непосредственным образом связаны с Исаакиевским собором: с них мастера, оформлявшие в середине 19 века внутреннее убранство Исаакия, и выполняли мозаику. А эти полотна художников позднее передали на вечное хранение в Троицкий собор. Среди них – апостолы Петр и Павел, Пресвятая Богородица с Предвечным Младенцем на руках, святая Екатерина, святой Александр Невский, а также Исаакий Далматский.

В соборе хранится Порт-Артурский образ, который был написан после чудесного явления Царицы Небесной российским морякам во время Русско-Японской войны в 1905 году. Это – напоминание о том, что наш Троицкий собор строился как военный храм, в котором молились офицеры и солдаты лейб-гвардии Измайловского полка. Есть у нас и такой редкий образ Богоматери, как «Поможение в родах», название которого говорит само за себя.

Ну а одной из самых любимых среди прихожан собора является икона «Скоропослушница» – пожалуй, самая скромная по своему оформлению, однако именно с ней связано множество чудес. Многим людям, молящимся именно перед этой иконой, помогла Пресвятая Богородица.   Также в нашем соборе пребывает чудотворный образ Божией Матери, именуемый “Всецарица”.

Родители, которые хотят, чтобы их дети росли послушными и помнили Бога, молятся у тоже достаточно редкого образа – «Христос благословляет детей».

Расписание богослужений

Собор работает каждый день с 05:00 до 21:00. Здесь ежедневно проводится Божественная литургия (начинается в 6:30, за исключением будней в Великий Пост — в дни поста все службы переносятся в Успенский Собор, в выходные дни), молебен акафистом у мощей С. Радонежского (проводится с 05:30 по 20:30).

Если есть желание попасть в Серапионову палату, либо Никонов придел, то нужно договариваться индивидуально. Также есть возможность попасть в предел вместе с организованной туристической группой — для этого нужно подавать соответствующее заявление.

Будни:

Время Служба
5:30 молебен у раки преподобного. Сергия и полунощиница
6:15 ранняя Литургия
9:30 поздняя Литургия
16:45 вечерняя служба

Пятница:

17:00 молебны с акафистом богородицы только не во время всенощного бдения


Воскресение:

Время Служба
5:30 ранняя литургия
6:20 средняя литургия
17:20 молебны с акафистом преподобному сергию
17:20 всенощное бдение

Троицкий Собор Троице Сергиева монастыря регулярно проводит экскурсии и является популярным местом у паломников и туристов со всего мира. Несмотря на плотный график богослужений, монастырь всегда рад гостям.

Оформление статьи: Владимир Великий

Информация для посетителей

Подробную информацию о расписании богослужений и просветительской деятельности обители можно узнать на официальном сайте: izmsobor.ru.

Ежедневно Питер посещают туристы из разных уголков страны и всего мира. Троицеизмайловский собор является одной из достопримечательностей Северной столицы, поэтому посетить его стоит даже вне богослужений.

Совет автора

Режим работы

Настоятель храма – протоиерей Геннадий Бартов. Вместе с ним в храме служат еще пятеро священников и два диакона. Двери храма открыты для всех православных христиан. В будние дни он работает с 9:00 до 19:00, в воскресенье и праздники – с 6:00 до 20:00.

В воскресные и праздничные дни ранняя литургия начинается в 7: 00. Поздняя литургия в будние дни начинается в 10:00. После литургии ежедневно служатся молебны и панихиды. В храме регулярно служатся молебны перед святыми мощами и иконами в 16:00 и 17:00.

Таинства проводятся следующим образом:

  1. Исповедь – ежедневно в 9:30.
  2. Венчание – в понедельник, среду, пятницу и воскресенье после литургии. Венчание не совершается в многодневные посты.
  3. Крещение. Общее – каждый день в 13:00 и 15:00. Индивидуальное – ежедневно по времени, согласованному со священником.


Двери храма открыты для всех православных христиан

Как добраться

Собор расположен в Санкт-Петербурге по адресу: Измайловский проспект, 7а. Проще всего к нему добраться следующим образом:

  • доехать на метро до станции «Технологический институт»;
  • по переходу пройти через Московский пр.;
  • идти по 1-й Красноармейской ул. до Измайловского пр.

Это довольно известный собор. Пользователи мобильных устройств могут найти его на картах Google и Яндекс.

Величественный собор, как и многие древние святыни, начинал свою историю несколько веков назад в виде деревянной церкви. Несмотря на череду тяжелых испытаний, храм остается одним из наиболее выдающихся в России.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Интересные факты

Одновременно с формированием в 1730 году по указанию Анны Иоанновны третьего пехотного полка императорской гвардии при нем создается походная церковь-палатка с иконостасом, выполненным москвичом Иваном Адальским. Дополнительно для служения приобрели оловянную и медную утварь. По решению императрицы, полковая церковь освящалась близ Фонтанки 12 июля 1733-го во имя Троицы.

В начале 40-х годов того же века переносной храм обретает постоянное место прописки в Санкт-Петербурге – первоначально на Адмиралтейском острове, а потом на Измайловском проспекте, о чем свидетельствует генеральный городской план 1755 года. Тогда же возникает необходимость в строительстве капитального сооружения, рассчитанного на несколько тысяч прихожан.

Царствовавшая Елизавета Петровна возжелала увидеть проект «такого фасону, как прежнею в России архитектурою церкви строились». За образец был взят план сооружения в селе Керстове Ямбургского уезда. Церковь, по решению обер-архитектора Растрелли, возводилась в дереве на каменном фундаменте с расчетом будущего строительства такого же здания, и была украшена иконами в греческой стилистике. 1 июня 1756 года архиепископ Силивестр освятил главный придел во имя святой Троицы, второй — во имя святого Иоанна Воина.

Время и разрушительное наводнение 1824 года привели храм в плачевное состояние: по этой причине он был разобран в 1828 году.

Троице-Измайловский собор

Если чуть приподнятся над городом, голубые купола со звездами выглядят так же внушительно, как здание Исаакиевского собора.

В народе собор называют просто — Троицким.

Построен он был на месте старой деревянной церквушки, служившей для Измайловского полка, сильно обветшавшей и, к тому же, подтопленной наводнением 1824 года.

Каменную церковь решил построить Николай Первый, некогда командовавший этим полком.

По тем временам работа продвигалась быстро, и уже 25 мая 1835 года новый храм был торжественно освящен.

Белое здание с пятью ярко-синими куполами, можно назвать самой монументальной постройкой того времени.

Более крупный и помпезный Исаакиевский собор начали строить намного раньше, а закончили позже.

Дело в том, что для Троицкого собора использовались более простые материалы, да и земля в эом месте была существенно прочнее, чем у основного русла Невы.

Высота его составляет 80 метров (Иссакиевский на 20 метров выше, а вот Казанский собор на 10 метров ниже).

Здание способно вместить до трех тысяч человек одновременно.

Яркие купола, украшенные звездами до сих пор видны с расстояния почти 20 км от города.

В стены вмонтированы мемориальные доски с именами героев русско-турецкой войны. В нишах установлены бронзовые статуи ангелов, выполненные Гальбергом. Внутри хранятся трофеи, захваченные во время войны 1877-1878 годов.

Главная святыня собора — написанная в 15 веке икона Пресвятой Троицы.

В1886 году, опять же в память о русско-турецкой войне, у входа установили памятник «Воинская слава». Высокий, тридцатиметровый монумент, венчал бронзовый орел, держащий в лапах пальмовый венок. Построен он был из стволов трофейных турецких пушек.

В конце 19 века напротив возвели часовню.

В1917 году Троицкий собор полностью разграбили и решили снести. Потом большевики передумали, но решили устроить в нем крематорий. К счастью, до до этого дело не дошло: использовали его традиционно — под обычный склад.

В 1930 году, в связи с визитом наркома Ворошилова в Турцию, памятник демонтировали.

Считалось, что дружественной стране не надо напоминать о былых поражениях.

Поездке наркома в Турцию предшествовало заключение пакта Бриана — Келлога – одного из первых дипломатических успехов советской России. Конечно, «военная память» и русские дивизии на турецкой границе были более серьезным аргументом. Вряд ли снос памятника оказал влияние на решение турецких властей не поддаться на уговоры Гитлера, и не открыть южный фронт против СССР в тяжелом 1942 году.

Забавно, но у властей Санкт-Петербурга были свои, более прозаичные мотивы — монумент банально мешал трамвайному движению.

На месте «Воинской славы» поставили бюст архитектора Стасова, по проекту которого был построен Троицкий собор.

Возвратили здание церкви лишь в 1990 году.

Храм и часовню отреставрировали, памятник «Воинская слава» восстановили.

В 2006 году загорелись леса, установленные для реставрации. Огонь перекинулся на главный купол. Пожар потушить не смоги ли он обрушился внутрь храма, повредив внутреннее убранство.

Благодаря прихожанам, практически вся утварь и иконы были спасены, пострадала лишь небольшая их часть.

Восстановление Троицкого собора было начато сразу же. Средства были выделены правительством города.

Музеи Дворцы Соборы, церкви Сады, парки Мосты Памятники

История

Как явствует из названия, собор воздвигнут во имя Святой Троицы для отправления религиозных нужд Измайловского полка.

В 27 году XIX века Николай I, некогда командовавший измайловцами, повелел возвести на месте старой деревянной церкви полноценный каменный храм. Монарх так же принимал деятельное участие в проектировании и благоустройстве здания, нередко заставляя архитекторов пересматривать решения в угоду августейшим вкусам. Именно ему собор обязан существованием трёх приделов, вместимостью (до 3 тыс. чел.) и небесно-голубыми куполами

Главным архитектором проекта стал В.П. Стасов, инженером – П. П. Базен. Начало строительства датируется 13 мая 28 г. XIX в. Разразившаяся война с Турцией не позволила императору и двум из трёх батальонов полка посетить церемонию водружения первого камня.

Второй по величине после Исаакиевского собора новострой Петербурга преподнёс несколько неприятных сюрпризов. Огромный центральный купол дважды «замораживал» строительство. В 30 г. XIX в. из-за неправильно распределённой нагрузки треснуло 16 колонн, а спустя 3 года барабан был и вовсе снесён ураганом. Прямое вмешательство императора ускорило работы по исправлению расчетных промахов и возведению основной деревянной главы, простоявшей 170 лет, вплоть до пожара года.

Измайловский собор Святой Троицы был готов к торжественному освящению уже в 1935 г. Среди оформителей можно отметить:

  • И.П. Оловяшников – отлитие колоколов;
  • С. Гальберг, И. Леппе, К. Грейсон – скульптуры и оформление;
  • В. Шебуев, А. Егоров, А. Иванов, Н. Майков – оформление иконостасов.

При Советском Союзе

При власти Советов храм сменил статус полкового собора на роль рядового прихода. Во время изъятия церковной утвари отсюда вывезли более двух кг золотых и 300 кг серебряных изделий. Прихожане выкупали святыни храма, меняя церковные реликвии по весу на столовое серебро.

С 1923 г. Троице-Измайловский собор побывал в руках обновленцев и вновь вернулся в лоно православной церкви. Священнослужители храма подвергались репрессиям и гонениям. Так протоиерея Михаила Чельцова, противостоящего вывозу церковных ценностей, арестовывали в общей сложности 6 раз, 2 раза приговаривали к смерти и казнили в 30-х гг. 15 лет назад священник был причислен к лику святых и назван покровителем петербуржского Измайловского собора.

Помимо изделий из драгоценных металлов из собора вывезли знамёна Измайловского полка, демонтировали колонну Славы, что вызвало порицание даже со стороны рабочих.

До 1938 г. пастве удавалось отстаивать права на владение храмом. Благодаря пожертвованиям велись восстановительные работы, по окончании которых здание Троице-Измайловского собора было передано декоративной мастерской, а впоследствии рассматривался проект о превращении его в крематорий.

Годы ВОВ оставили уродливые шрамы на фасаде здания. Подвалы были переоборудованы под бомбоубежища, а само здание отвели под хранение трупов.

Реставрация, проведённая в 50-х г. XX в., сгладила страшные следы войны, однако архитектурный памятник вплоть до 90-х гг. эксплуатировался как холодный склад и постепенно приходил в упадок.

Наши дни

В течение 10 лет с 1990 г. сообществом интеллигентов северной столицы проводился капитальный ремонт, реставрация и благоустройство здания. Список работ был колоссальным. Предстояло оснастить Троице-Измайловский собор системами водоснабжения и отопления, полностью восстановить ушедшее великолепие помещений и фасада, имея в распоряжении только серые остовы стен, повреждённую лепнину и потускневшую роспись с отбитыми кусками штукатурки.

Помимо реставрационных работ в помещении подвала был отделан «Славянский зал» и создана иконописная мастерская. С началом реставрации вновь начались регулярные богослужения. В 2005 г. городу петербуржцам вернули реконструированную колонну Воинской Славы.

Августовский пожар 2006 г., бушевавший 6 часов, уничтожил основной и один из боковых куполов. Несмотря на опасность, проходившая церковная служба не прервалась. В ходе происшествия пострадавших не было, а все ценности удалось эвакуировать. Пламя уничтожило 170-летний деревянный купол, но он не остановило жизнь храма. На следующее утро священники читали литургию рядом с ещё курящимся дымом храмом. Несчастье не остановило повседневную жизнь собора, службы проходили ежедневно.

К 2019 г. Свято-Троицкий Измайловский собор вернул былое великолепие вопреки несчастьям.

Расписание богослужений Троицкого собора

Каждый день совершаются такие служения:

  • 9:30 – исповедь;
  • 10:00 – поздняя литургия (после нее могут быть молебен и панихида);
  • 13:00, 15:00 – обряд крещения;
  • 16:00 – молитва у мощей святых Матроны, Петра и Февронии.

Прочие богослужения проходят по определенным дням недели. График дополнительных служб можно изучить на сайте собора.

  • Венчания – после литургии, по нечетным дням недели, исключая время постов.
  • Молебен у иконы «Всецарица» – вторник, 17:00.
  • Молебен у иконы с мощами Георгия Победоносца – среда, 17:00.
  • Вечерняя служба – пятница-воскресенье или накануне праздника, 17:00.
  • Ранняя литургия – воскресенье, праздники, 7:00.

Фото и описание

Одним из самых монументальных и значительных храмов Санкт-Петербурга является Троице-Измайловский собор. В 1730 году, вскоре после восшествия на престол императрица Анна Иоанновна издала указ о формировании нового гвардейского пехотного полка, получившего название Измайловского и ставшего третьим лейб-гвардейским полком Российской армии после созданных Петром Первым Семеновского и Преображенского. В 1733 году полк был переведен в северную столицу.

Одной из первоочередных задач нового полка стала постройка церкви. Её решено было сделать походной, так как у полка не было еще постоянного месторасположения. Храм-шатёр в летний период размешался вблизи устья реки Фонтанки, в деревне Калинкиной, а зимой гвардейцы молились в приходских храмах. Чуть позднее полку были отведены земли выше по реке, и тогда архиепископом Сильвестром было принято решение о строительстве для полка деревянного храма. В 1754 году началось сооружение деревянного собора Святой Живоначальной Троицы в слободе Измайловского полка. Храм был спроектирован по образцу пятикупольных церквей, имеющих в своём плане равноконечный крест. Купола в них располагались по сторонам света.

Время, а особенно великое наводнение 1824 года, сильно разрушили деревянный храм, поэтому на личные средства императора Николая I, когда-то командовавшего Измайловским полком, по проекту знаменитого архитектора В. П. Стасова на том же самом месте был сооружен великолепный каменный храм, общая высота которого составляла около 80 метров. Храм возводился 7 лет – с 1827 по 1835 годы. При разработке проекта храма Стасов использовал те же принципы, по каким была построена церковь-предшественница: всё тот же греческий равноконечный крест и тот же принцип расположения куполов — не по диагонали, а над рукавами креста, по странам света. Архитектор здесь сочетал приёмы классицизма с традиционными формами русского зодчества. Купола были тесно сдвинуты, поэтому издалека они воспринимаются как нечто целое. Голубая облицовка, украшенная золотыми звездами, на обычно пасмурном северном небе Петербурга, создаёт радостное и праздничное настроение. Здание крашено великолепным скульптурным фризом, четырьмя портиками из коринфских колонн и чугунными треножниками на балюстрадах. Всё это придают ему пышность и нарядность. В нишах зданиях выставлены скульптуры ангелов работы скульптора С. И. Гальберга. Постройка Троицкого собора справедливо оценивалась его современниками как весьма значительное достижение российского зодчества.

Троице-Измайловский собор вмещает более 3 000 человек. Главный купол собора был вторым по величине деревянным куполом в Европе. Просторный, светлый интерьер. 24 стройные коринфские колонны, поддерживающие барабан главного купола, искусно отделанного кессонами с розетками, создают эффект того, что он словно парит в воздухе. Колонны и пилястры внутри храма облицованы белым мрамором. Малые купола расписаны золотыми звездами по голубому фону, создают дополнительные подкупольные интерьеры, в одном из которых расположен резной иконостас.

В 1938 году собор был закрыт. Были планы по превращению его в городской крематорий, к счастью, неосуществленные. Но храм всё равно пришел в запустение из-за использования его под овощехранилище, а особенно во время блокады Ленинграда. После войны были проведены широкие работы по восстановлению фасадов здания, завершенные в 1960-х годах, но внутреннее убранство его пришло в полный упадок из-за бесконечной перемены пользователей, ничего не предпринимавших для его сохранения. К 1990 году, когда здание было возвращено Церкви и в нем возобновлены богослужения, из всего богатейшего имущества, многое из которого было уникальным и бесценным с художественной точки зрения, остались только стены храма.

25 августа 2006г собор страшно пострадал от пожара, начавшегося на строительных лесах восстанавливаемого главного купола. Сгорели все деревянные конструкции центрального купола, частично уничтожены два малых купола.

К концу 2007 года были закончены работы на малом северном куполе, ликвидированы последствия пожара, осуществлены подготовительные работы по монтажу конструкций, по технологии клееного бруса, которая была выбрана для основы главного купола. Весной следующего года началась внутренняя роспись храма, проводился монтаж каркаса центрального купола храма. К 2009 году была отремонтирована верхняя часть иконостаса главного придела собора. Сейчас ведутся широкомасштабные реставрационные и ремонтно-восстановительные работы наружных стен собора.

Интерьер и святыни

Внутри собора просторно и светло. Главный купол так высок, будто парит в воздухе. Под необъятным цилиндром центрального светового барабана, который поддерживает группа колонн с вызолоченными ребрами, – свободно и радостно, легко и вольготно.

Внутреннее обустройство

Интерьер украшен 24 колоннами, оформленными в группы и умело дополненными пилястрами. Затейливую роспись стен и сводов озаряют 5 световых куполов. Пол в храме – из огромных отполированных каменных плит.

От многоцветной палитры внутреннего убранства захватывает дух. Колонны и пилястры, облицованные белым мрамором, гармонируют с малыми куполами, расписанными золотыми звездами по голубому фону. Глядя на них, создается ощущение бескрайнего простора и легкости.

Над алтарной преградой, сияющей золотом на белом фоне храма, – сень с изображением Святой Троицы и надписью: «Сим знамением победиши». Здесь же – золоченый крест и символ Духа Святого – голубь.

Полукруглый иконостас оформлен колоннами, в нишах между которыми расположены иконы. В круглой раме и резном золоченом сиянии – изображение Господа Саваофа. Центральные иконы первого яруса – Спаситель и Божья Матерь. На Горнем месте – икона «Взятие Божьей Матери на небо». В Царских вратах – «Благовещенье» и «Евангелисты».

Приделы храма, отделённые от основного интерьера арками и колоннами, усиливают ощущение простора. У арки южного придела – образ Живоначальной Троицы, выполненный в 1406 году.

В храме хранились трофейные знамена, флаги и ключи от захваченных крепостей и городов. Много турецких знамен, добытых во время войны между Россией и Турцией.

В 1836 году в стены собора вмонтировали памятные мраморные доски с именами офицеров Измайловского полка, погибших в сражениях при Аустерлице и Бородино, Кульме. Здесь хранились полковые знамена и трофеи военных кампаний.

Святыни Троице-Измайловского собора

В храме хранятся:

  • Икона Святой Живоначальной Троицы.
  • Частица мощей святой блаженной старицы Матроны Московской.
  • Святые мощи Петра и Февронии Муромских.
  • Мощи трех святителей: Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоуста.
  • Икона святой блаженной Ксении Петербургской, написанная с прижизненного портрета блаженной старицы.
  • Икона святителя Николая Чудотворца.
  • Образ иконы Божьей Матери «Порт-Артурская»;
  • Образ Богоматери «Поможение в родах».
  • Икона Божьей Матери «Скоропослушница».
  • Чудотворный образ иконы Божьей Матери «Всецарица».
  • Икона «Спаситель с детьми».

Многометровые иконы-полотна:

  • Апостолы Петр и Павел;
  • Пресвятая Богородица с Предвечным Младенцем на руках;
  • Святая Екатерина;
  • Святой Александр Невский;
  • Исаакий Далматский.

Архитектура

Измайловский Собор — большое здание с пятью куполами, построенное в стиле ампир. Его высота более 80 метров. На фасадах расположены шестиколонные портики, в нишах находятся фигурки ангелов из бронзы.

В 1836 году на стенах были вывешены мраморные доски с именами офицеров, которые погибли в боях под Аустерлицем, Кульме и Фридланде. Главный купол собора виден с любой точки города на расстоянии 20 километров.

Внутреннее убранство

Внутри Измайловский собор светлый, просторный. Главный купол собора поднят вверх четырьмя коринфскими колоннами, он словно парит в воздухе. На стенах собора висели турецкие знамёна, которые напоминали о победе в войне с Божьей помощью. В 2005 году перед святыней была восстановлена колонна Славы, основой которой являются трофейные турецкие пушки.

Архитектура, убранство

Крестообразный в плане каменный собор увенчан мощным пятиглавием. Храм построен в стиле ампир. На время освящения собор являлся крупнейшим в России. Вмещает более 3000 человек.

Купола расписаны золотыми звездами по голубому фону по личному указанию Николая I, данному в 1826 году: купола должны быть выкрашены наподобие куполов Архангельского собора в Москве и Тверского в Твери.

Фасады собора оформлены шестиколонными портиками коринфского ордера со скульптурным фризом. В нишах портиков находятся бронзовые фигуры ангелов работы скульптора С. И. Гальберга. Над фризом также работал Иван Леппе.

Интерьер украшен 24 коринфскими колоннами. Пилястры покрыты белым искусственным мрамором. Роспись собора производили художники А. И. Травин и Т. А. Медведев.

Полукруглый иконостас, выполненный в мастерской А. Тарасова, оформлен коринфскими колоннами и композиционно образует единое целое с надпрестольной сенью. Образа были написаны В. К. Шебуевым, А. И. Ивановым, А. Е. Егоровым, Н. А. Майковым и В. К. Сазоновым.

В 1872 году из Исаакиевского собора были переданы образа работы Т. А. Неффа и Д. Бузато. В соборе почиталась икона «Успение Пресвятой Богородицы».

Иконы для боковых приделов были переданы из прежнего храма. Из первоначальной церкви были также переданы атласный иконостас И. Г. Адольского, иконы «Христос — Великий Архиерей» и «Воскресение Христово» (1738 года) с частицей мощей.

На стенах собора висели трофейные турецкие знамёна, захваченные в ходе русско-турецкой войны 1877—1878 годов, знамёна полка. В 1836 году в стены собора были вмонтированы белые мраморные доски с именами офицеров полка, погибших в сражениях при Аустерлице, Фридланде, Бородине и Кульме. В витринах хранились ключи от крепостей Карса, Баязета, Лемотика, Никополя, Адрианополя и других городов, а также мундиры августейших шефов.

К освящению собора Николаем I были подарены яшмовые сосуды в золотой оправе и яшмовая дарохранительница в виде храма с колоннами из розового агата.

В храме находилась трехъярусная бронзовая люстра весом около 5 тонн, изготовленная в 1865 году («утилизирована» при закрытии собора в 1938 году).

Измайловский собор имеет подсобные помещения в подземном этаже, которые к 1990 году были затоплены водой. После проведения поэтапной реконструкции, был устроен зал, который получил название «Славянский». Зал расписан художниками творческой мастерской Владимира Куликова. Его зрительным и смысловым центром является образ Господа Вседержителя, выполненный в мозаичной мастерской Екатерины Огородниковой.

Территория собора

Собор является композиционным центром Троицкой площади.

В память Русско-турецкой войны 1877—1878 годов 12 (24) октября 1886 года у здания собора был открыт Памятник Славы, созданный по проекту Д. И. Гримма из 108 трофейных турецких пушек, составленных в пять ярусов. Колонну венчает фигура Славы работы П. И. Шварца. На гранитном пьедестале были укреплены бронзовые доски с перечислением сражений и полков, участвовавших в войне. В 1925 году предполагалось заменить памятник на монумент декабристам. В январе 1930 года он был отправлен на переплавку, в 1969 году перед собором был установлен бюст В. П. Стасова работы скульптора М. Т. Литовченко. В 2005 году памятник архитектору был демонтирован, а Колонна Славы — восстановлена.

В 1894—1895 годах, напротив храма, по проекту С. П. Кондратьева в память двух чудесных избавлений от смерти: спасения императорской семьи во время крушения поезда в Борках в 1888 году и спасения будущего императора Николая II в Японии — была выстроена в ампирном стиле часовня святого Александра Невского. Белый позолоченный иконостас часовни был вырезан П. С. Абросимовым, иконы написал И. А. Тюрин. Часовня была закрыта в 1924 году. В годы Великой Отечественной войны снарядом был сбит купол, а затем в ней размещалась торговая точка и склад. Работы по восстановлению начались в августе 1998 года, а 26 ноября её освятил митрополит Владимир (Котляров). Витраж и реставрация лепки выполнены творческой мастерской художника Владимира Куликова.

Традиции

В дореволюционное время прихожане блюли следующие традиции:

В престольный праздник на соборной площади происходил полковой парад с окроплением знамен святой водой;
В праздник Спаса Нерукотворного образа на Фонтанку отправлялся крестный ход для водосвятия;
В праздник Успения Пресвятой Богородицы крестный ход шёл по окрестным улицам
12 октября (старый стиль) служилась заупокойная литургия, в которой участвовал весь полк, в память о битве при Горном Дубняке.

Колонна Славы

Собор стоит в центре красивой Троицкой площади. С востока от него стоит Колонна Славы в честь победы в русско-турецкой войне. Необычный монумент был создан по проекту архитектора Давида Ивановича Гримма и открыт в 1886 году при личном участии императора Александра III.

Удивительный памятник высотой 28 м смонтирован из 108 чугунных пушек, которые попали в Санкт-Петербург в качестве трофеев. Орудия поставлены в пять ярусов. Над ними возвышается аллегорическая скульптура Славы. Богиня Ника держит в руке лавровый венок. Внизу, на гранитном пьедестале закреплены доски, на которых перечислены главные сражения русско-турецкой войны и названия отличившихся полков.

К сожалению, в 1930 году, во времена гонения на церковь оригинальный монумент был отправлен на переплавку. Городские власти планировали поставить на месте воинского мемориала памятник декабристам, но этого не случилось. Сегодня возле Троицкого собора стоит точная копия старой Колонны Славы, которая была изготовлена в 2005 году.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector