Свято-троицкий измайловский собор в санкт-петербурге

Далее события развиваются трагически и предсказуемо.

1924 год: закрыта часовня и передана под кафе, затем — пивной ларёк, в годы войны и после — под склад.

1925 год — из собора вывозят все военные трофеи;

1932 год — Президиум Ленсовета постановляет взорвать храм, чтобы на его месте и из его останков построить театр для рабочих — после обращения прихожан во ВЦИК храм оставляют;

1938 год — собор официально закрыт;

1940 год — из собора планируют сделать крематорий, но храм спасают учёные, доказавшие губительность крематория в центре города — только таким аргументом можно было пронять новые власти; в блокаду в соборе хранят трупы умерших от голода;

после войны настроения властей существенно изменились: в 1952 – 1967 годах проведён ряд работ по восстановлению купола и фасадов;

собор до 90-х годов служит неотапливаемым складом и разрушается;

1990 год — возвращён РПЦ;

2004 год — возобновлена реставрация собора.

Последнее, верим в это, испытание собор пережил в августе 2006 года. Загорелись строительные леса, превратив в считанные минуты купол в огромный пылающий над городом факел. В 17:10 большой купол обрушился на внутренний свод — сгорели деревянные конструкции 170-летнего возраста.

Следствие не установило причины пожара. А в 2007 году правительство Петербурга выделяет 58 миллионов на малые купола. Последующие расходы также впечатляют: на реставрацию фасадов — от 1 миллиарда рублей, на восстановление большого купола — 120 миллионов рублей.

В 2008 году открыты малые купола и установлен крест на главный купол.

В 2010 году отделаны фасады собора и завершено восстановление главного алтаря.

В 2011 году собору навеки передана частица мощей св. Матроны Московской.

Теперь храм восстановлен, ведутся лишь мелкие работы. Из всех испытаний — временем, огнём, стихией и безверием — он вышел чистым, белоснежным, словно облако на синем июльском небе. Сияют звёзды, плывёт увенчанный ими, словно воинскими наградами, многострадальный храм — над дворами, улицами, рекой…

Адрес: Санкт-Петербург, Измайловский просп., 7а.

Ближайшее метро: метро Технологический институт-1; метро Технологический институт-2; метро Балтийская.

Сайт: www.izmsobor.ru

Карта расположения:

Православный приход храма Великомученика и Целителя Пантелеймона

  Петропавловский собор

Похожие публикации:

Армянская церковь Святой Екатерины

Одно из самых интересных мест Невского проспекта находится напротив Гостиного двора, где располагается храм Армянской апостольской церкви. Армяне жили в городе на Неве с первых лет его существования. В 1710 г. они основали свою общину и через четыр…

Памятник Пушкину на площади Искусств

На площади Искусств в Санкт-Петербурге летом 1957 года состоялось открытие памятника Александру Сергеевичу Пушкину. Установка монумента была приурочена сразу к двум событиям: 250-му юбилею Ленинграда и 120-летию со дня кончины поэта. Авторство прин…

Московские триумфальные ворота

В 1838 году в Санкт-Петербурге появилось архитектурное сооружение, аналогов которому не было не только в городе на Неве, но и во всем остальном мире. Речь идет о Триумфальных воротах, возведенных в память о победе, одержанной русским войском в войн…

Памятник Екатерине II

К 100-летнему юбилею воцарения великой Екатерины II было принято решение об установке памятника императрице: прототип (1/16 реальной величины) поместили в Царском Селе (павильон «Грот»), а оригинал — в сквере на Александрийской площади. Изготовлени…

Памятник Римскому-Корсакову на Театральной площади

Память о выдающемся русском композиторе Н. А. Римском-Корсакове увековечена в памятнике в Санкт-Петербурге. С 18 лет жизнь музыканта связана с этим городом. Здесь он сочинял оперы и симфонии, преподавал в консерватории, руководил Придворной Певческ…

Поделиться ссылкой:

Проекты собора

При храме работает воскресная школа, одна из старейших воскресных школ Подмосковья, основана в 1991 г. Срок обучения в ней составляет 8 лет, она предназначена для детей начиная с 6 лет и заканчивая 14–15. Расписание занятий выложено на сайте.

Кроме воскресной при храме действует школа церковного пения для детей и взрослых: помимо профессиональных хоров здесь есть еще и любительский, в котором каждый может обучиться основам церковного пения.

Работает центр православного воспитания и образования «Троицкая лествица» и молодежный центр «Протос», который занимается организацией туристических и паломнических поездок среди молодежи, участвует в экологических акциях, молодежных форумах и т. д.

Социальным служением занимается служба «Дела Милосердия», созданная в 2010 г.: по ее инициативе каждое воскресенье при храме проходят обеды для неимущих и бездомных, регулярно проводятся мероприятия для детей-инвалидов и т. д.

Панорама на Google-карте: вход в Троицкий собор

Колокольня, высотная доминанта обители

Севернее монумента о собственной героической истории Троице Сергиева Лавра осенена самым высоким своим строением. Первоначально звонница предполагалась трехъярусной, такой ее видели придворные зодчие Шумахер и Мичурин. Выполнять собственный проект доверили Дмитрию Ухтомскому, учившемуся у Мичурина и унаследовавшего должность главного архитектора Москвы. Высоту сооружения он увеличил почти до 88 метров, превзойдя на 6 метров колокольню Ивана Великого. Украшения заставили упростить против предлагаемых.

Тем не менее колокольню Троице Сергиева Лавра обрела замечательную во всех отношениях. Не даром прошло три десятилетия от решения о постройке и менялись исполнители. Солидный четверик, зрительно облегченный пилястрами, венчают четыре менее габаритных яруса. Они декорированы парными колоннами с малыми портиками, украшенными по углам вазами. Открытые проемы и сужение контуров создают впечатление воздушной легкости. Красочно смотрится необычное завершение колокольни, и не только за счет позолоты.

Ближайшее соседство – усыпальница Годуновых

Меньше двадцати метров отделяют от колокольни усыпальницу Годуновых, где упокоились останки трагического царя с семьей. Не совсем обычного облика строение возведено в 1782 году, намного позднее скоропостижной смерти Бориса Федоровича. Естественность его кончины ставилась под сомнение, но злого умысла не доказано. Точно так же Годунова подозревали в устранении царевича Дмитрия, младшего сына Ивана Грозного. Появление двойников погибшего наследника престола было предопределено, разразилось Смутное время.

Как проявила себя в этот период Троице Сергиева Лавра, уже в обзоре отмечалось и увековечено монументом. При этом причины захоронения именно здесь семейства Годуновых не вполне понятны. Однако 13 лет регентства плюс 7 лет правления после законного избрания (хотя были сомневающиеся) для России немало. Но не будем бередить исторические загадки, ответы на которые дать не можем. Усыпальница стоит у главного входа в крупнейший храм на территории старейшей обители, никому не мешает.

Создание Успенского собора и других храмов

Успенский собор

В 1559–1585 годах в центре монастыря, на востоке Соборной площади, был возведен новый пятиглавый собор. На его закладке присутствовал Иван Грозный со своей семьей. Храм был построен по типу Успенского собора Московского Кремля, но уступал ему по размеру. Вместе с тем, построенный собор был больше других монастырских храмов.

Как и кафедральные соборы Владимира и Москвы, он получил название Успенского. В 1684 году стены, свод и столпы храма были украшены фресками на библейские темы. В северо-западной части собора расположена усыпальница семьи царя Бориса Годунова, над которой в 1780 году была устроена шатровая палатка, не сохранившаяся до наших дней.

Храм строился долго — около 25 лет, не хватало средств и, в основном, он возводился на царские пожертвования. Щедрые взносы на помин души убитого сына дал Иван Грозный. Но освящение Успенского собора произошло в 1585 году, после смерти Ивана IV, при третьем его сыне, царе Феодоре Ивановиче.

  • Напротив Успенского собора, с западной стороны Соборной площади, расположен Казначейский корпус братских келий. К нему примыкают:
    • с севера — Больничные палаты с шатровой церковью преподобных Зосимы и Савватия Соловецких, возведенной в 1635–1638 годах
    • с юга — трёхэтажная Лестничная башня.
  • За храмом Зосимы и Савватия располагаются Крепостная и Келарские палаты, построенные на рубеже XVI–XVII веков
  •  В 1686–1692 годах была возведена великолепная, декорированная белокаменной резьбой трапезная с храмом преподобного Сергия Радонежского, выполненная в стиле «нарышкинского» барокко
  • В этом же стиле в 1692–1699 годах на месте надвратной церкви в честь Сергия Радонежского у главного входа в монастырь был возведен пятиглавый надвратный храм в честь рождества Святого Иоанна Предтечи. Немалые средства на его возведение были пожертвованы купцом Григорием Строгановым
  • В том же стиле в северной части были построены Царские чертоги для размещения царской семьи
  • Надкладезная часовня была устроена в конце XVII века над открывшимся здесь источником целебной воды рядом с Успенским собором
  • Небольшая церковь во имя Михея Радонежского, ученика преподобного Сергия, свидетеля видения учителю Богоматери с двумя Апостолами. Церковь построена над гробом Михея Радонежского в 1734 году
  • Напротив больничных палат сооружена церковь Смоленской иконы Богоматери в стиле елизаветинского барокко
  • Митрополичьи покои, ныне это Патриаршие покои, являются резиденцией настоятеля монастыря, Патриарха Московского и всея Руси, во время его пребывания в обители. Строение расположено в юго-западной части монастыря и относится к XVI–XVII векам
  • За несколько километров от монастыря Вы можете увидеть великолепную пятиярусную колокольню, это один из лучших памятников русского зодчества XVIII века.

История Свято-Троицкого собора в Санкт-Петербурге в 19-м веке

Первая полковая деревянная церковь, построенная по инициативе Императрицы Елизаветы Петровны, была необратимо утрачена в 1824 году в результате разрушительного наводнения. В 1827 году Император Николай I будучи бывшим командиром лейб-гвардии Измайловского полка повелел начать строительство нового каменного большого Свято-Троицкого собора в Санкт-Петербурге. Храм был торжественно заложен в 1828 году на Измайловском проспекте.

Строительство собора велось по проекту зодчего В. П. Стасова и инженера П. П. Базена под личным руководством Императора Николая I. Для устройства фундамента в сложные по своей геологии грунты было забито 9000 свай. В плане собор представлял собой равносторонний крест, цоколь был облицован гранитом. Стены и колонны возводились из кирпича и укреплены металлической арматурой. Центральный купол должен был возвышаться на высоком с полуциркульными окнами барабане. В 1830 году при возведении центрального большого барабана и купола несущие колонны дали трещины из-за ошибки в расчетах. Работы по укреплению колонн и устойчивости главного купола выполнил инженер П. Базен. Боковые купола на высоких с окнами барабанах были расположены по осям крестообразного в плане храма. Снаружи все четыре придела с торцов были оформлены классическими портиками с колоннами, по бокам в нишах были установлены скульптуры. Основной объем собора был украшен праздничным фризом, на котором фигуры ангелов чередовались с лавровыми гирляндами.

В 1832 году Свято-Троицкий собор был освобожден от лесов, но 23 февраля 1833 года главный купол сорвало бурей, частично пострадала кирпичная кладка стен. Новый проект главного купола выполнил инженер П. Базен. В 1834 году купола собора были покрыты голубой краской с золотыми звездами.

Внутреннее пространство храма получилось очень светлым за счет белого цвета стен, пяти световых барабанов и огромных полуциркульных окон. 86 колонн коринфского ордера поддерживали центральный барабан с куполом. Старинные полковые образа были сгруппированы в особые киоты. Внутренние поверхности куполов храма расписал ярославский крепостной художник Тимофей Медведев с сыном Петром. Иконы для иконостаса были написаны известными академиками живописи того времени, многие иконы выполнил живописец-самоучка Николай Майков. Над алтарем была утроена сень, представляющая собой праздничную полуциркульную двойную колоннаду, увенчанную надписью «Сим знаменем победиши», довершал композицию огромный золоченый крест и голубь — символ Духа Святого.

В большой степени сформировали внутренний облик храма огромные иконы работы Тимофея Неффа с образами святых покровителей России: Спасителя, Божией Матери, Святого Исаакия Далматского, Святого Благоверного князя Александра Невского, Святых апостолов Петра и Павла, Святителя Николая Чудотворца, Великомученицы Екатерины. Позже иконы были заменены на мозаичные копии.

Особо почиталась старинная икона с образом Воскресения Христова в серебряной ризе с мощами Святых Иоанна Златоуста, Первомученика архидиакона Стефана, Великомученицы Варвары, частицей древа Креста Господня, а также иконы Успения Божией Матери и Божией Матери «Всех скорбящих Радость». Накануне праздника Святой Троицы 25 мая 1835 года состоялось торжественное освящение Свято-Троицкого собора на Измайловском проспекте.

Проекты собора

При храме работает воскресная школа, одна из старейших воскресных школ Подмосковья, основана в 1991 г. Срок обучения в ней составляет 8 лет, она предназначена для детей начиная с 6 лет и заканчивая 14–15. Расписание занятий выложено на сайте.

Кроме воскресной при храме действует школа церковного пения для детей и взрослых: помимо профессиональных хоров здесь есть еще и любительский, в котором каждый может обучиться основам церковного пения.

Работает центр православного воспитания и образования «Троицкая лествица» и молодежный , который занимается организацией туристических и паломнических поездок среди молодежи, участвует в экологических акциях, молодежных форумах и т. д.

Социальным служением занимается служба «Дела Милосердия», созданная в 2010 г.: по ее инициативе каждое воскресенье при храме проходят обеды для неимущих и бездомных, регулярно проводятся мероприятия для детей-инвалидов и т. д.

Панорама на Google-карте: вход в Троицкий собор

Фото и описание

Одним из самых монументальных и значительных храмов Санкт-Петербурга является Троице-Измайловский собор. В 1730 году, вскоре после восшествия на престол императрица Анна Иоанновна издала указ о формировании нового гвардейского пехотного полка, получившего название Измайловского и ставшего третьим лейб-гвардейским полком Российской армии после созданных Петром Первым Семеновского и Преображенского. В 1733 году полк был переведен в северную столицу.

Одной из первоочередных задач нового полка стала постройка церкви. Её решено было сделать походной, так как у полка не было еще постоянного месторасположения. Храм-шатёр в летний период размешался вблизи устья реки Фонтанки, в деревне Калинкиной, а зимой гвардейцы молились в приходских храмах. Чуть позднее полку были отведены земли выше по реке, и тогда архиепископом Сильвестром было принято решение о строительстве для полка деревянного храма. В 1754 году началось сооружение деревянного собора Святой Живоначальной Троицы в слободе Измайловского полка. Храм был спроектирован по образцу пятикупольных церквей, имеющих в своём плане равноконечный крест. Купола в них располагались по сторонам света.

Время, а особенно великое наводнение 1824 года, сильно разрушили деревянный храм, поэтому на личные средства императора Николая I, когда-то командовавшего Измайловским полком, по проекту знаменитого архитектора В. П. Стасова на том же самом месте был сооружен великолепный каменный храм, общая высота которого составляла около 80 метров. Храм возводился 7 лет – с 1827 по 1835 годы. При разработке проекта храма Стасов использовал те же принципы, по каким была построена церковь-предшественница: всё тот же греческий равноконечный крест и тот же принцип расположения куполов — не по диагонали, а над рукавами креста, по странам света. Архитектор здесь сочетал приёмы классицизма с традиционными формами русского зодчества. Купола были тесно сдвинуты, поэтому издалека они воспринимаются как нечто целое. Голубая облицовка, украшенная золотыми звездами, на обычно пасмурном северном небе Петербурга, создаёт радостное и праздничное настроение. Здание крашено великолепным скульптурным фризом, четырьмя портиками из коринфских колонн и чугунными треножниками на балюстрадах. Всё это придают ему пышность и нарядность. В нишах зданиях выставлены скульптуры ангелов работы скульптора С. И. Гальберга. Постройка Троицкого собора справедливо оценивалась его современниками как весьма значительное достижение российского зодчества.

Троице-Измайловский собор вмещает более 3 000 человек. Главный купол собора был вторым по величине деревянным куполом в Европе. Просторный, светлый интерьер. 24 стройные коринфские колонны, поддерживающие барабан главного купола, искусно отделанного кессонами с розетками, создают эффект того, что он словно парит в воздухе. Колонны и пилястры внутри храма облицованы белым мрамором. Малые купола расписаны золотыми звездами по голубому фону, создают дополнительные подкупольные интерьеры, в одном из которых расположен резной иконостас.

В 1938 году собор был закрыт. Были планы по превращению его в городской крематорий, к счастью, неосуществленные. Но храм всё равно пришел в запустение из-за использования его под овощехранилище, а особенно во время блокады Ленинграда. После войны были проведены широкие работы по восстановлению фасадов здания, завершенные в 1960-х годах, но внутреннее убранство его пришло в полный упадок из-за бесконечной перемены пользователей, ничего не предпринимавших для его сохранения. К 1990 году, когда здание было возвращено Церкви и в нем возобновлены богослужения, из всего богатейшего имущества, многое из которого было уникальным и бесценным с художественной точки зрения, остались только стены храма.

25 августа 2006г собор страшно пострадал от пожара, начавшегося на строительных лесах восстанавливаемого главного купола. Сгорели все деревянные конструкции центрального купола, частично уничтожены два малых купола.

К концу 2007 года были закончены работы на малом северном куполе, ликвидированы последствия пожара, осуществлены подготовительные работы по монтажу конструкций, по технологии клееного бруса, которая была выбрана для основы главного купола. Весной следующего года началась внутренняя роспись храма, проводился монтаж каркаса центрального купола храма. К 2009 году была отремонтирована верхняя часть иконостаса главного придела собора. Сейчас ведутся широкомасштабные реставрационные и ремонтно-восстановительные работы наружных стен собора.

Духов день и Духовской храм

День следующий после прославления Пресвятой Троицы – тоже праздничный, он называется Духовым днем в память Святого Духа.

Рядом с Троицким храмом стоит посвященный этому событию Духовской храм, по древности он второй в Сергиевой лавре.

Мы любовались им, после реставрации он стал похож изящную резную фигурку из слоновой кости, только цвет ближе к сливочному. Очень красивый, не могли оторваться, щелкая детали его декора.

Он соединяет в одном колокольню и собственно храм, поэтому именуется как-то особенно красиво – “церковь иже под колоколы”. Служила церковь и дозорной вышкой, с нее наблюдали за окрестностями. Это на ее звоннице висел “всполошной” – особый – колокол, который возвещал об опасности во время осады монастыря в 1608-1610гг.

Во время серьезной реставрации церкви в 60-х годах прошлого века, искали в толще стен лестницу, по которой поднимались в старину к колоколам, искали, но – не нашли. Скорее всего звонари прямо с земли раскачивали балку с колоколами приделанным к ней специальным шестом.

Кто-то сравнил эту церковь с русской девицей-красавицей, юной, стройной станом, в традиционном сарафане и с венком на голове. Как вы, думаете, похоже?

Интересные факты про собор

Троицкий собор знаменит своими прихожанами, ведь многие примечательные жители Петербурга, так или иначе, были связаны с храмом. Только в Измайловском полку, для которого построен собор, служили отец полководца Суворова, дедушка Н.В. Гоголя и другие представители известных и крупнейших на тот момент дворянских семей.

  • В 1867 году в Троицком соборе прошло венчание Федора Михайловича Достоевского и Анны Сниткиной. Собор приятно впечатлил писателя, поэтому он принял решение провести знаменательное событие своей жизни именно здесь. Позднее после венчания муж и жена сняли квартиру в непосредственной близости от Троицкого собора, это последнее жилье писателя сохранилось и открыто для посетителей, в отличие от первых квартир Достоевского рядом с Измайловским собором.
  • Еще одно венчание, ознаменовавшееся присутствием петербургской знаменитости, это венчание сестры А.С. Пушкина — Ольги. Поэт выступал в роли “посаженного отца”, так как родители девушки были против брака. Посаженной матерью стала одна из любимых женщин поэта — Анна Керн. Семья Пушкиных имела долгую историю связи с Измайловским полком, поэтому затруднений в выборе места для венчания не было. К тому же, церковь дала согласие на проведение мероприятия в довольно позднее время: было уже за полночь. Однако на момент венчания каменного собора еще не было, поэтому таинство проводили в деревянной церкви.
  • Г. Державин также был постоянным прихожанином собора. Сразу после его кончины его супруга сделала пожертвование в размере 3 тыс. руб. Имя поэта осталось в списке вечного поминовения, ведь деньги по тем временам были очень большие. Стоит отметить, что особняк семьи Державиных располагался также недалеко от Троицкого собора.

Оформление статьи: Мила Фридан

История Сергиев Посад

В середине 14 века преподобный Сергий Радонежский основал монастырь. Но все началось с малого. Двое родных братьев Варфоломей и Стефан поселились в заросшем лесу Радонежского бора. Образовались маленькие комнатушки, и крохотная церковь Святой Троицы.

Братья таким образом, добивались строгой дисциплине и спокойной службе Богу. По истечению времени, Стефан не выдержав сей строгости, не смог, и уехал он, оставив брата одного.

Сергиев Посад

Так и жил Варфоломей один еще какое-то время, приняв постриг под именем Сергия. Вскоре к нему начали приходить монахи и благополучно обустраивались на новом месте, оставались там жить. Так и обустраивалось уже небольшое государство. Правда, совсем небольшое и совсем бедное. Он издал указ преподобный Сергий, не просить милостыню, не принимать чью-либо помощь, а самим добывать кусок хлеба, самим строить свою жизнь. Так это маленькое государство стало центром ремесленных дел, начало развиваться и процветать. Рядышком селились и крестьяне, так государство расширялось все быстрей, становилось все больше. Монастырю стали благоволить русские князья, приезжавшие сюда на крещение, а также просто молиться. С маленького поселения нескольких монахов, приезжих крестьян потихоньку становился поселок, потом село, затем и городок. Людей приезжало все больше и больше как тех, которые собирались остановиться в городке, так и просто гостей или же туристов, ведь городок славился своими делами, в частности, игрушечными и самым главным – монастырем.

В 1380 году, перед битвой на Куликовском поле, сам князь Дмитрий Донской наведался в монастырь, дабы получить благословение перед боем. Спустя время, на этом месте крестили первого царя, Ивана Грозного, но в конце 17 века во времена Стрелецкого восстания, в монастыре пряталась, выжидая спокойствия царевна Софья Алексеевна с братьями Иваном и Петром. И для Петра монастырь послужил укрытием, когда была у него борьба за место на царском троне.

К сожалению, есть и “черная страница” истории этого города. В начале 15 века, когда снова татары набежали на землю Русскую, монастырь горел алым пламенем. Обратили в пепел войска хана Едигея.

Спустя довольно долгое время, монастырь стали вновь возводить, в нем появился каменный собор, в который перенесли усыпальницу преподобного Сергия, на тот момент он уже покоился в ней. Строение стало большим белым зданием, можно сказать совсем новым, не таким, как прежде. Назван был монастырь – Троицкий собор. Спустя еще долгое время, не менее трехсот лет, к середине 18 века ему присвоили статус. Так и стал монастырь Троице-Сергиевой Лаврой, но, конечно, еще позже. А пока еще монастырь оставался Троицким собором, снова все начиналось с малого, но так, как Великие русские князья благоволили собор, все стало на свои места быстрее, чем предполагалось.

Троицкий собор

Вся история Сергиева Посада связана с монастырем. Именно с него все начиналось и поэтому связь эту никак не разделить.

К концу 18 века Екатериной II был издан манифест, согласно которому была названа область, в ней располагались поселки, в честь Лавры – Сергиев Посад.

А в 1919 году Сергиев Посад был перестроен во многообещающий город Сергиев. В марте 1930 года, по приказанию ЦИК СССР, город был переименован в Загорск, честью имени городка послужил революционер В.М.Загорского.

Сергиев Посад

И наконец 23 сентября 1991 года городу вернулось изначальное наименование.

И на сегодняшний день город стоит под этим именем.

Сергий Радонежский

Имя этого человека не случайно навечно стало синонимом святости. Вся его жизнь была наполнена чудесами, общением с Богом и служением людям. Чудеса начались еще в детстве, когда пришла пора обучаться грамоте. Сложная наука не давалась до чудесной встречи с неким неведомым старцем, молитва которого помогла мальчику. Потом были и исцеления больных, и наказание неправедных, и усмирение дикого медведя, и видение чудесных птиц. Сохранилось описание даже воскрешения из мертвых.

Можно рассказывать о богоизбранности Сергия, о том, что все ему упало с неба, но это далеко не так, и не стоит сбрасывать со счетов и его личные достоинства: упорство, мудрость, благородство, честность, образованность и способность влиять на мышление окружающих его людей, трансформируя его в чистые помыслы и благочестие. Это был уникальный человек – безусловный духовный лидер, достигший авторитета не силой, хитростью или деньгами, а безграничной любовью к людям, безусловной верой в Бога и преданностью своей Родине.

История Свято-Троицкой Сергиевой лавры началась с того момента, как Сергий поселился на холме близ реки Кончуры 1337 году для подвижничества. Но прошло немного лет и потянулись в пустынь к одинокому монаху люди. Насельники образовали поселение, огородили его для обороны частоколом, обустроили места для молитвы и трапезы, жилья и хозяйственных надобностей. Так и возник на пустом до того времени месте особножительный монастырь, где жили порознь каждый в своей келье, а хозяйство вели общее, подчиняясь строгому уставу.

Основанный Сергием мужской монастырь пронес сквозь века чистую идею старца о бескорыстном служении и не только не растерял своей религиозной значимости, но и достиг ее вершины – статуса ставропигального. Это название произошло из слияния двух греческих слов, которые переводятся как “водруженный крест”, а подобный статус указывает на максимальную независимость от церковной власти, за исключением самого патриарха.

Троице-Сергиева лавра — основание

Сергей Радонежский был сыном благочестивых Ростовских бояр Кирилла и Марии. В детстве родители не благословляли его на монашескую жизнь. Лишь только, когда незадолго до своей кончины, они ушли в монастырь, Сергей Радонежский решил посвятить свою жизнь служению богу.

Но он не ушел в один из действующих монастырей, а вместе со своим старшим братом Стефаном поселился в глухом лесу.

Для справки: Сергей Радонежский (в миру Варфоломей) родился в 1313 году, он был средним сыном в семье. Его отроческие годы прошли в учении, труде и молитве в городе Радонеже, где поселились его родители.

Варфоломей был глубоко верующим, добрым, честным и скромным человеком, он стал опорой престарелых родителей, не покинув их до последних дней.

Датой основания Троице-Сергиевой Лавры считается 1337 год, когда 23-х летний Варфоломей вместе со своим братом на небольшом холме в лесу, в стороне от шума дорог и селений, построил хижину и маленькую церковь, посвященную Святой Троице.

Так была основана ставшая позже знаменитой Троице-Сергиева Лавра.

Брат Стефан не выдержал тяжелых условий уединенной жизни и ушел в московский Богоявленский монастырь. Сергей Радонежский прожил несколько лет в одиночестве, но вскоре около него стали собираться другие иноки, каждый из которых построил себе хижину и сам обрабатывал огород.

Интересные факты и легенды

Троицкий Собор Троице Сергиева монастыря окружён интереснейшими мифами и легендами.

История, подлинность которой достоверно установить нельзя, по апокрифическим источникам произошла после того, как несколько священнослужителей и членов прихода, под руководством служителя лавры отца Павла Флоренского, а также искусствоведа-мирянина Юрия Олсуфьева, узнав о грядущем надругательстве над святыней и опасаясь страшного исхода, по благословенью патриарха Тихона, решили проникнуть в собор и похитить голову Сергия Радонежского, подменив её черепом из семейного склепа семьи Трубецких, который располагался на территории монастыря…

По другой версии, план по выкрадыванию головы пр. Сергия заговорщики осуществили в 1920-м году, уже после того, как мощи были выставлены на всеобщее обозрение.

Голова основателя монастыря была перевезена в ризницу, после чего, Юрий Олсуфьев, проживавший в Сергиевом Посаде, оставил святыню на сохранение у себя дома, где она находилась до 1928 г, пока не была закопана им в саду.

Преследование властей заставило его бежать, однако то, что знал только сам Олсуфьев — адрес и расположение священной реликвии, он успел передать новгородцу Павлу Огурцову (в будущем — новгородскому епископу Сергию), ставшему членом священной миссии.

Павел Огурцов не отрёкся от своей миссии и приехал в указанное место, в поместье Олсуфьева в Сергиевом Посаде, где отыскал назначенное место в саду и откопал великий клад — дубовый ларец, в котором хранилась голова преподобного Сергия.

Нужно понимать, что всех активных участников сопротивления рано или поздно вылавливали и наказывали. Первым был отец Павел Флоренский, осуждённый в 1933-м году, а в 1938-м году был отправлен в тюрьму и Олсуфьев.

Главным хранителем священного предмета остался П.Огурцов, который накануне своего отправления на фронт перевёз главу под село Виноградово, что в городском округе Мытыщи.

Тем не менее, ещё до начала ВОВ мощи вернулись в раку и были переданы Троицкому собору, однако сам собор на тот момент являлся просто частью экспозиции Загорского исторического музея. Однако по окончанию войны советская власть заметно смягчила отношение к лавре и уже в 1946 году монастырь был вновь открыт, а позже туда были возвращены и мощи преподобного Сергия.

Тогда, в праздник пасхи, тяжёлую раку с мощами, которая весила до шесятидесяти пудов, на одних руках дотащили до Успенского собора и провели первую за долгое время службу. Таким образом Троице-Сергиевская Лавра окончательно вернулась в лоно Русской Православной Церкви.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector