Что говорит библия о судном дне?

Страшный Суд — не ответ на экзамене

Протоиерей Игорь Фомин, настоятель храма св. Александра Невского при МГИМО:

Протоиерей Игорь Фомин

Судя по Евангельскому чтению от Матфея, которое читается в неделю о Страшном Суде, мы можем заключить, что Господь соберет все народы, верующих, не верующих, православных и не православных. Абсолютно все встанут перед лицом Божиим, и каждый будет давать ответ.

Этот ответ заключается не только в нравственном поведении человека. Из Священного Писания мы знаем, что, оказывается, нам еще необходима вера, потому что Господь употребляет такие слова: «Кто будет веровать и креститься, спасен будет, а кто не будет веровать, осужден будет» (Мк. 16, 16).

Мы знаем из Священного Писания о том, что очень важно Таинство Причащения. Христос сказал: «…если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни

Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную» (Иоан.6:53, 54)

Первоначальный ответ, первоначальный этап человека перед Богом на Страшному Суде — это дела милосердия, дела его веры, осознания, что Господь сделал для тебя и как потому ты должен поступать в этой жизни.

Думаю, что Страшный Суд будет тем местом, где мы со всех сторон будем давать ответ за свою жизнь. Поверил ли ты Христу, стал ли Его учеником, следуешь ли ты за Ним, совершаешь ли дела, подобные тем, что совершал Он.

Но, понятное дело, не стоит с самомнением заявлять: «Вот, я верующий, регулярно приступаю к Таинствам, у меня шансов больше…» Каждый человек будет судиться самостоятельно, без сравнения верующего и неверующего, сильно верующего и мало верующего, часто причащающегося и редко причащающегося. У каждого человека — своя мера взаимоотношения с Богом. Какова она, наверное, Господь Сам будет определять. Слава Богу, что здесь нет никаких норм.

Важный момент, что мы готовимся не к Страшному суду, а ко встрече с Богом. Страшный суд — как один из этапов жизни, как и рождение в Жизнь Вечную (наш день рождение здесь, на земле), как и смерть. То есть мы живем духовной жизнью не для того, чтобы пройти Страшный Суд, с облегчением выдохнуть и сказать: «Йес, я сделал это!»

Мы живем духовной жизнью, чтобы быть со Христом. По словам замечательного нашего современника иеромонаха Романа (Матюшина): «Господи, с Тобой не надо рая, тесный ад с Тобою мне как рай».

Так что для нас самое главное — быть со Христом, дышать со Христом, пытаться быть Ему подобными.

Да, на Страшном Суде будут и страшно, и ужасно: мы все осознаем свою греховность и порочность. Но особенно страшно будет именно тому, кто забудет о Христе. Суд будет без милости к тому, кто не окажет милости.

Здесь мы должны в полной мере уповать на Христа, быть Его учениками. А для этого — соблюдать Его заповеди.

Говоря о Страшном Суде, мы все больше забываем, что главное будет не сам Суд, а — Встреча. Забываем потому, что с каждым годом все больше растет эгоизм, себялюбие в человечестве. Каждый все больше персонифицируется по отношению к другим и по отношению к Богу. И Бог превращается для многих в «бога в баночке». И ставится на полку рядом с банкой, в которой лежит гречка, и баночкой с наукой. И что нужно человеку, он ту банку в данный момент открывает. Поесть? Для этого — банка с гречкой. Пофилософствовать? Банка с наукой в самый раз. Чтобы быть человеком религиозным — нужно открыть баночку с богом.

А ведь нужно, чтобы человек постоянно жил с Богом. Такая жизнь и предполагает радость, защиту, знание, что Господь разделяет с тобой все твои тяготы.

Христианская иконография

Главный портал Бернского собора , поздняя готика

Княжеский портал Бамбергского собора

Учитывая важность Страшного суда в средние века, в христианской иконографии есть многочисленные изображения от романского до эпохи Возрождения , но, прежде всего, в готическом стиле .

Состав изображения

Иллюстрированная программа следует типичному шаблону: в основном на троне Христос как Вседержитель (весь правитель) и Salvator Mundi (спаситель мира, спаситель) расположен наверху , в окружении апостолов как заседателей двора или других святых . Христос благословляет правой рукой, левой он либо держит книгу жизни, либо отвергает проклятых. Начиная с Средневековья, Христос был отмечен как распятый стигматами, иногда он поднимает обе руки, чтобы показать свои стигматы. Меч суда может исходить от лица Христа (согласно 1.16 и 2.16 ), который в позднесредневековых представлениях дополняется лилией благодати с другой стороны.

Слева от Христа Мария преклоняет колени как заступница за человечество, справа Иоанн Креститель (в византийских представлениях, реже в произведениях католической церкви) или Иоанн Богослов . Мария и Иоанн образуют так называемый Деисус со Христом . Также можно увидеть ангелов, в основном рядом с Христом или над ним. Некоторые держат орудия страдания , то есть крест, бич, столб бичей и т. Д. Другие ангелы трубят в трубы суда ( Мф 24.31  ), призывающие мертвых из могил.

Всегда (глазами зрителя) слева показаны блаженные, восходящие на небеса , а справа — проклятые, падающие в ад. Это изображение соответствует объявлению о Страшном суде в Евангелии от Матфея : « Овец соберет на правую руку Свою, а козлов — на левую» ( Мф 25,33  ). Такое же расположение можно найти и на изображениях распятия , где добрый разбойник изображен по правую руку Христа, а нераскаявшийся — по левую. Архангела Михаила также часто изображают с весами и мечом.

Другой тип изображения Страшного Суда показывает восседающего на троне Христа в виде Майеста Домини, окруженного четырьмя евангелистскими символами (тетраморф) и 24 старцами Апокалипсиса (4.1–4 ); он широко распространен в романских фресках на портальных симпанах и апсидах .

фабрики

Рогир ван дер Вейден : Страшный суд (около 1450 г.), Бон , Отель-Дьё

Урсула Квернер : Христос как судья мира над порталом церкви Христа Фленсбург — Мюрвик (1958)

Герберт Бёкль: фреска « Мировой судья » из «Апокалипсиса Зекау» (1952–1960), Базилика Зекау , часовня Ангела

Истоки образа мирового суждения лежат в оттоновской книжной иллюминации примерно с 1000 года. В романскую эпоху суждение мира становится главной темой симпаны портала. Среди известных представлений — тимпана Муассака , Конка и Отена . В готике следует упомянуть порталы соборов Шартра (южный трансепт), Амьена и Парижа . Примером может служить главный портал Фрайбургского собора в Германии . В Италии Страшный суд часто прикрепляют к внутренней западной стене церкви, например, в Торчелло в виде мозаики или в часовне арены в Падуе, расписанной Джотто . Панно в стиле поздней готики также подхватывает эту тему. Основным произведением этого периода является « Страшный суд» , созданный фламандским художником Рогиром ван дер Вейденом для Хосписов Бона в Бургундии . Преемники включают Шонгауэра (1489 г.) в Стефансмюнстере в Брайзахе и Данцигский алтарь Ганса Мемлинга , который на самом деле предназначался для Медичи .

Вероятно, самая известная картина «Страшный суд» принадлежит Микеланджело (1536–1541 гг.) И находится на западной стене Сикстинской капеллы в Ватикане . На этой картине заканчивается расцвет изображений Страшного Суда , хотя есть также барочные картины Страшного Суда, такие как Великий Страшный Суд , картина маслом из мастерской Питера Пауля Рубенса и несколько примеров из современности, таких как Макс. Воскрешение Бекмана 1916/18 года в Государственной галерее Штутгарта.
Страшный суд / Композиция V — это название абстрактной картины, написанной Василием Кандинским в 1911 году.

«Апокалипсис Зекау», созданный Гербертом Беклем с 1952 по 1960 год в часовне ангелов базилики Зекау, с изображениями из Откровения Иоанна, является одним из самых важных произведений сакрального искусства в Австрии после 1945 года. Цикл фресок считается самой обширной в современной монументальной живописи.

Что говорит о Страшном Суде Евангелие

Наиболее полно суть грядущего раскрывает нам апостол Матфей в 25 главе. Христос детально описывает признаки Своего пришествия, которое в этот раз будет совершенно иным, в славе и с силой. Если о первом приходе Мессии в мир первыми узнали только лишь пастухи, то второе пришествие будет сразу для всех народов, и невозможно будет не увидеть происходящего.


Притча о Страшном суде записана в Евангелии от Матфея

Страшный Суд начнется с того, что все люди, когда-либо жившие на Земле, воскреснут в новом обновленном теле и предстанут пред Господом. Те же, кто физически доживет до этих времен — переменятся, ибо невозможно будет в тленном страстном теле предстоять перед величием Божьей Славы.

Господь взойдет во всей Своей Славе, а Ангелы небесные соберут на Его суд все породы земные. Праведников он отделит и поставит от Себя с правой стороны, а грешников — с левой. И скажет Господь праведникам, чтобы они шли в чертоги Отца Небесного, поскольку накормили Христа, когда Он был голоден, напоили, когда хотел пить и одели, когда Он в этом нуждался.

Возникнет неподдельное удивление — когда, Господи, мы накормили Тебя, когда одели? И Господь объяснит, что все, что вы сделали милостивого для каждого человека, вы сделали для Меня. Когда подали нищему — подали Мне. Когда приютили странника — приютили Меня. Когда помогли вдове или сироте — помогли Мне. Так идите теперь и наследуйте Царство Небесное. Так говорит Евангелие об участи праведников.

Далее Господь обращает свое внимание на тех, кто стоит по левую руку. Им Он скажет — а вы отказали Мне, когда Я был голоден и хотел пить

Вы не помогли Мне и бросили Меня. Идите теперь прочь во тьму вечную и мучение!

И те, кто стоял по левую руку, с удивлением будут спрашивать — а когда это мы видели Тебя, и не помогли? Когда не дали есть и пить, когда Ты нуждался? И Господь объяснит им, что когда отказали в помощи ближнему, когда прошли мимо нуждающегося, когда не накормили голодного — вот тогда оттолкнули от себя Самого Господа.

Так, с помощью языка притч, Господь показывает своим ученикам, насколько важны добрые дела и милосердие для спасения человеческой души.

Важно! Можно сказать, что на Страшном Суде будет оцениваться общая направленность человеческой души — повернут ли был человек в земной жизни к добру, или же ко злу. Если человек всю свою жизнь жил нечестиво, не соблюдал Заповеди, не каялся — то и после своей смерти он просто не сможет вынести света Славы Господа

Если человек всю свою жизнь жил нечестиво, не соблюдал Заповеди, не каялся — то и после своей смерти он просто не сможет вынести света Славы Господа.

Значение карты Страшный суд на ситуацию в прямом положении

В раскладе на ситуацию карта говорит о том, что вам предстоит пережить радикальные изменения и резкие перемены. Карта указывает на начало чего-то нового или окончание временного периода, начало совершенно новой и другой жизни.
В раскладе на ситуацию карта указывает на то, что проблема или человек из прошлого снова напомнят о себе. Возможно, что такая ситуация уже повторялась в вашей жизни, поэтому ресурсы для ее разрешения лучше искать в прошлом или лучше совершить кардинально новые действия, чтобы все встало на круги своя. Карта предвещает неожиданность, быстрое развитие событий и значительные перемены.

Ключевые моменты

  • Стремительное развитие событий;
  • Неожиданность;
  • Новое направление;
  • Шок;
  • Быстрая развязка;
  • Прояснение;
  • Перемена;
  • Начало чего-то нового;
  • Окончание ситуации;
  • Стремительное развитие событий.

Как прост закон, по которому Он судит

Когда до начала Великого поста остаётся всего одна неделя, христиане собираются в церковь, чтобы «вспомнить» грядущий Страшный суд. Неделя о Страшном суде. Это значит, что в третье пред-постное воскресенье читается и мыслится отрывок из Евангелия от Матфея, который описывает последний и неизбежный суд над каждым человеком.

Уникальность этого библейского сюжета в том, что ход судебного процесса описывает Сам Судья. В этом и ценность рассказа. Христос – Тот, Кто будет судить все народы и каждого человека в отдельности, поэтому Его версия суда – самая точная, а, значит, и самая важная. Это не домыслы, догадки или смутные откровения взволнованных провидцев, а отчёт Того, Кто Судья по праву рождения и достоинству победителя.

На последний суд Христос придёт во славе. Он не будет скрывать Своего Божества, и мы увидим Его не нищим пророком и бездомным странником, а тем, кто Он есть на самом деле. И все народы предстанут перед взором Творца и Судьи. Это наш первый страх – суда нельзя избежать. Никому. Суд нельзя отсрочить, перенести, пересидеть или отложить «по знакомству». Каждый должен пройти этим путём. Пожалуй, это самое неизбежное в биографии человека.

Второй страх – страх разделения. Ещё до того, как опросить обвиняемого и свидетеля, выслушать адвокатов и присяжных, Судья отделит «овец» от «козлов». Сразу. Без слов. Без объяснений. А зачем Ему говорить? Тому, Кто смотрит прямо в сердце.

Третий страх – услышать от Судьи, что ты, на самом деле, в числе праведников. И когда успел попасть? Как угодил в овцы? Господь сразу выносит приговор. Но, как же удивительно прост закон, по которому Он судит! Перед престолом Судьи стоят все народы, от начала времён до последних часов жизни человечества, все расы, все племена, со всех частей света. О чём спрашивает Христос? Разве Он сказал: «евреи, выйдите вперёд, мы ведь свои»; или: «пропустите православных, ибо у них вся полнота откровения»; или так: «мужчины пусть подойдут первыми, проявите уважение»; а может Он скажет: «монархисты, узрите подлинное Царство»; или мы услышим: «приидите, служители муз и наук, утешьтесь, отдохните, вам первым принадлежит Царство Логоса, потому что вы поняли слишком много»?

И наоборот, сложно представить Христа, который сразу прогоняет «в конец очереди» демократов, либералов, женщин, а может, «наглых» американцев или некрещёных индусов.

Смерть как встреча с Богом

Первые христиане ранних веков ожидали последние времена скорее с радостью, чем со страхом. Эти люди жили в постоянной готовности в любой момент умереть за Христа, ведь вплоть до IV века христиан гнали и казнили за веру. Поэтому окончательный приход Мессии рассматривался ими как освобождение от земных мучений и встреча с Богом.


Страшный Суд будет окончательным решением вечной судьбы человека

Именно так, как предзнаменование грядущей встречи с Господом, надо воспринимать Откровение Иоанна Богослова. Именно эта библейская книга содержит в себе описания последних дней человечества перед Страшным Судом. Картины это часто ужасающие, но православный верующий должен бояться только одного — грешить. Что же касается испытаний и катаклизмов, которые ждут человечество, Господь отвечает словами «Претерпевший до конца спасен будет».

Люди, которые уже в своей земной жизни вкусили радость единения с Господом, не видят так много ужасного в грядущем. Познав радость Христа в этой жизни, они знают, что в будущем их ждет еще большая радость. Многие святые подвижники с радостью шли к своей смерти, потому что знали, что за ее порогом их встретит Любящий Отец.

Конечно, для простого человека, живущего суетливой современной жизнью в миру, очень сложно достичь таких духовных высот. Но как минимум, мы все должны стремиться к тому, чтобы не забывать о самом главном в жизни — о Господе.

Важно! По совету святых отцов, помнить о Боге помогает память смертная. Современные люди живут так, как будто они никогда не умрут, никогда не предстанут перед Господом на Суде

Люди занимаются чем угодно, но только не спасением своей души. Именно поэтому тема смерти в обществе табуирована, страшна и непривлекательна. Люди предпочитают вообще не думать о смерти, тогда как именно воспоминания о ней способно повернуть человека к Богу

Современные люди живут так, как будто они никогда не умрут, никогда не предстанут перед Господом на Суде. Люди занимаются чем угодно, но только не спасением своей души. Именно поэтому тема смерти в обществе табуирована, страшна и непривлекательна. Люди предпочитают вообще не думать о смерти, тогда как именно воспоминания о ней способно повернуть человека к Богу.

Как бы нам ни хотелось, но рано или поздно умрет каждый человек. Но смерть может быть очень разной. Она может стать вечным ужасом и болью, а может стать только лишь переходом в другое, более совершенное состояние. И именно на Страшном Суде окончательно решается исход физической смерти каждого человека.

Читайте о смерти в православии:

  • Душа на 40 день после смерти
  • Как не бояться смерти
  • Испытания души после смерти

Духовный ад и никаких сковородок

Новая страна. Теперь все себя сами знают. Теперь все учат Церковь, рассуждают о тайнах Божиих и сомневаются в иконе.

Например, все теперь знают, что в иконе Страшного Суда, в ее нижнем правом углу нарисованы фантастические картины, родившиеся в крестьянских умах средневекового жителя: крючья, сковородки, подвешивания за ноги и за язык. Теперь-то всякий выпускник средней школы знает, что это примитивный  вымысел или наивная аллегория.

Теперь нередко можно прочитать и в православной литературе, что и Страшного Суда не будет, в том виде, как его описывает Евангелие и апостолы.

Странно, что вообще приходится говорить о существовании Ада.

Неофиты трактуют Суд как возможность человеку занять то место в мире, которое ему нравится. И кажется, что так проявляется милосердие Божие. Любил выпить? Ступай к пьяницам. Блудил или воровал? Иди к блудникам и разбойникам. Бог никого не наказывает и казнит. Каждый сам кузнец своего счастья. Сам хочет и живет среди негодяев. Сам страдает. Сам доволен. В Раю таким только хуже.

А все страдание жизни в аду, по мнению нетрадиционных богословов, заключается в том, что, вот, хочет пьяница выпить, а вина нету. Хочет вор украсть, а красть нечего. Хочет человек гульнуть, а тонкое тело как облако пустое и беспредметное ничего совершить не может. Вот так и будут они страдать без Бога. А Бог ни при чем. А черти… как-то в последнее время говорить про демонов стало моветон. Они как бы есть, и их как бы нет, потому что Бог добрый. Он их распугивает и не велит нам докучать сверх легкой меры.

И никаких сковородок. А то, что Христос называл «скрежетом зубовным» – это аллегория. И все страдания – суть только духовные переживания

Увы. Это не так. И такое умозаключение легко опровергнуть.

Значение карты Страшный суд на ситуацию перевернутом положении

В гадании на ситуацию перевернутая карта говорит о невозможности ее быстро изменить в лучшую сторону, на значительные препятствия, рутину и трудности в реализации задуманного. Возможность все изменить была не замечена, поэтому шанс повлиять на то, что происходит вокруг вас, появится не скоро.
В вопросе карта указывает на бесполезные усилия и на то, что ответ стоит искать в сопротивлении переменам и попытках спасти и сохранить прошлое. В некоторых случаях перевернутая карта указывает на то, что развязка ситуации будет на время отодвинута.

Ключевые моменты

  • Затягивание неприятных ситуаций;
  • Препятствия;
  • Медленное развитие событий;
  • Хлопоты;
  • Замкнутый круг;
  • Неудачная попытка изменить события;
  • Сопротивление переменам;
  • Провал;
  • Невезение;
  • Рутина.

История сложения

Изображать сцены Страшного суда иконописцы начали уже очень давно. Первые росписи и образа такого типа появились еще в Византии. Известно, к примеру, несколько подобных икон и храмовых росписей, датируемых IV веком. В то время в Византии подобные изображения обычно описывали притчи о разделении овец и козлов, а также о десяти девах.


Икона «Страшный суд», конец XIV– начало XV века (Москва, Успенский собор)

Канонический сюжет Страшного суда был сформирован также в Византии, примерно к XVIII веку. На Руси подобные иконы начали писать практически с самого крещения. Но самое первое такое изображение было зафиксировано историками на стенах киевского Кириллового монастыря. Несколько позднее сюжеты Страшного суда появились в Дмитровском соборе, церкви Спаса Нередицы и Георгиевском храме.

Тема 1. Второе пришествие Иисуса Христа. Спаситель — доминанта иконы. Его часто можно увидеть в окружении Божией матери, Иоанна Предтечи, ангелов или апостолов. Иисус Христос выступает в качестве судьи, который делит людей на праведников и грешников.

Тема 2. Обновление мира. Это различные признаки перемен. Здесь ангелы сражаются с демонами и трубят, нечистые духи и грешники горят в геенне огненной, а души выстраиваются в очередь перед судилищем. Всюду воскресают мёртвые. Аллегорическая земля в виде женщины извергает покойников, то же самое делают птицы и рыбы.

Тема 3. Небесный Иерусалим. Почти всегда вверху изображается город, в котором обитают праведники. Некоторые ещё только направляются туда и изображены в полёте. Обычно это схимники. Всюду парят ангелы, а двое из них сворачивают свиток (небо) — это символ конца мира.

Что касается Руси-матушки, то тут икона Страшный суд начала появляться почти сразу после крещения. Первым монастырем, где было замечено данную икону, историки называют Свято-Кирилловский мужской монастырь. Позже было замечено, что сюжет иконы вовсе поделился на сцену суда и изображение Апокалипсиса, что стало причиной их официального разделения.

На самых ранних иконах изображался не только сам суд, но и сцены из Апокалипсиса. Позднее два этих сюжета были разделены. Изначально канонами определялось лишь то, какие именно сцены должны быть изображены на образе. Их месторасположение иконописцы выбирали сами. Полностью утверждены сюжет и композиция Церковью были только к XVI-XVII веку. К этому времени каждая сцена Страшного суда заняла на иконах свое место.

Тексты, которые повлияли на иконографию Страшного Суда

В разработанной форме иконография Страшного суда основана на текстах Евангелия, Апокалипсиса, а также святоотеческих творениях: «Слова» Ефрема Сирина, Слова Палладия Мниха, «Жития Василия Нового» и других произведений византийской и древнерусской литературы; в следующий период в иконографических деталях можно усмотреть и тексты народных духовных стихов.

  • Одним из важнейших источников, оказавшим влияние на состав и характер композиций Страшного суда, было Житие Василия Нового (X век).
  • Видение пророка Даниила (Дан.10—12) — в сцене «Видение пророка Даниила» ангел показывает пророку Даниилу четырех зверей. Эти звери символизируют «погибельные царства» (царства, которым предстоит погибнуть) — Вавилонское, Македонское, Персидское и Римское, или антихристово. Первое представляется в образе медведя, второе — в образе грифона, третье — в образе льва, четвёртое — в образе рогатого зверя. Иногда писались еще и другие звери, имеющие аллегорическое значение. Среди последних особенно интересны зайцы, которые, по широко распространенному на Руси представлению, воплощённому в стихах о «Голубиной книге», являлись аллегорическими образами правды (белый заяц) и «кривды» (серый заяц).
  • Огненный поток (река) известен по так называемому «Хождению Богородицы по мукам», одному из самых популярных в древнерусской письменности апокрифов. В списках «Хождения», начиная с XII века, указывается, что «в реке сей множество мужей и жен; одни погружены до пояса, другие — по грудь, и лишь третьи — по шею », в зависимости от степени их вины.

Изображения Страшного суда имели важную особенность: они создавались не для того, чтобы запугать человека, а чтобы заставить задуматься его над своими грехами; «не отчаиваться, не терять надежды, но положить начало покаяния

Покаяние как непременное условие достижения Царства Божия — является одним из основополагающих положений христианского вероучения, и эта проблема была особенно актуальна для рубежа XI—XII веков, времени проникновения сюжета на Русь.

Справедливость и милостивость

Согласно святоотеческому писанию Суд Божий пристрастен, он идет не с четким соблюдением «буквы закона», а в соответствии с желанием Господа, его планом. Преподобный Исаак Сирин говорил, что всевышнего нельзя называть «справедливым», так как он будет оценивать дела исходя из своего милосердия. Как в притче о блудном сыне, где вернувшегося взрослого ребенка, обнищавшего и потерянного, отец встречает с радостью и устраивает пир. Так и в Судный День Господь воскресит людей, чтобы дать прощение каждому, кто имеет хоть малую возможность на это.

Справедливости требует дьявол: грешник в течение своей жизни служил ему, значит, и должен навечно отправиться в ад. Но если сам христианин не отождествляет себя со своими прегрешениями, то и Творец не будет. Он отделит греховные дела, оставив Душу чистой и светлой.

В православной традиции очень важна идея, что каждого будут судить по его собственным законам. Что это означает? Если человек был склонен осуждать других за какие-то грехи и слабости, то именно за них и ему «представят счет». Христос сравнивал прегрешения с веточкой, а осуждения чужих проступков — с бревном. Поэтому один из основных христианских постулатов «не суди, да не судим будешь» — это напутствие, которое должно защитить людей от последствий их плохих мыслей и слов по поводу поведения окружающих.

Значение карты Страшный суд в перевернутом положении

В перевернутом виде такая карта предвещает неудачную попытку изменить обстоятельства и выйти из порочного круга. Скорее всего, рано будет еще действовать и предпринимать попытки изменить свою жизнь, обстоятельства. Возможно, что в скором времени вы сумеете справиться со всеми трудностями только если будете действовать в более подходящий момент. Карта предвещает внезапный провал, трудности в завершении начатого дела, улучшении материальных возможностей, разрешения ситуации.
Перевернутая карта предвещает незаконные действия, безнаказанность преступников, отчаяние и несправедливость в жизни, большие переживания из-за невозможности выбраться из порочного круга.

Ключевые моменты

  • Неудача;
  • Упущенная возможность;
  • Провал планов;
  • Переживания;
  • Порочный круг;
  • Крах надежд;
  • Недостижение цели;
  • Болезни;
  • Рутина;
  • Затягивание неприятной ситуации.

Отдалённое будущее[править]

  • Тепловая смерть Вселенной, Большое сжатие и Большой разрыв. Три варианта конца всего.
    • Тепловая смерть Вселенной
    • Клип «Неизбежность» группы Комплексные числа весь об этом (О Судном Дне постчеловечества)
    • Расширение Вселенной, которое либо сменится сжатием и новым Большим взрывом, либо (как свидетельствуют последние измерения) будет продолжаться бесконечно, и любые материальные объекты просто распылит в пространстве. У Дугласа Адамса есть понятия BIG BANG и, соответственно, GNAB GIB. Что есть палиндром.
  • Спонтанное перемещение Вселенной из одного энергетического уровня в другой ложный вакуум, что, говоря человеческим языком, будет падение из края обрыва в бездну.
  • Через 5 миллиардов лет Солнце превратится в красного гиганта и, возможно, поглотит Землю. Что, впрочем, уже никого не будет волновать, ибо начало этого процесса сделает Землю непригодной для жизни уже через миллиард лет.
  • Падение метеорита может уничтожить человечество так же, как и динозавров 65 миллионов лет назад. (На самом деле метеоритная версия гибели динозавров не согласуется с медленными темпами их вымирания, но уничтожить цивилизацию такой камушек диаметром в несколько километров действительно способен.)
  • Столкновение Земли с небесным телом диаметром в несколько десятков километров и более гарантированно уничтожит большую часть жизни на Земле, а если это тело будет размером с планету, то и Землю как таковую. Не стоит забывать и про чёрные дыры.
  • Крупное небесное тело может погубить землян и без столкновения, просто пройдя достаточно близко, чтобы изменить орбиту Земли. Если таким телом окажется звезда, она может попутно ещё и сжечь Землю.
  • Взрыв Сверхновой. Солнцу это не грозит, но если взорвется достаточно близкая звезда и Земля попадет под поток радиации от этого взрыва, мало тоже не покажется.
  • Нападение инопланетян.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector