Как применить стоическую философию в жизни

Послесловие

Философия стоицизма – это целая веха в мировой истории и теологии, которая дала живительный импульс многим теориям и учениям, которые зародились позже, в эпоху Средневековья. Древние стоики были убеждены, что мир материален, и все его составляющие всегда имеют некое собственное предназначение: будь то мелкая букашка или могущественный император. Вот почему неразумно и даже небезопасно сопротивляться естественному течению жизни: у всего есть свои мотивы и причины, которые простому смертному порой не постичь, и только тот, кто понимает эти закономерности и связи, уважает и чтит их, станет достойным «гражданином мира».

Мудрость – в спокойствии, отстраненности, позиции наблюдения. Сила – в овладении собственными порывами и иррациональными импульсами. То, чему предписано быть, обязательно осуществится. Все мы смертны, и еще никому не удавалось уйти от смерти. Думаете, это про отсутствие выбора? О нет, наоборот, про то, что он есть: можно всю жизнь положить на сопротивление и борьбу с обстоятельствами, а можно спокойно принимать перемены, без которых невозможна жизнь. Можно достичь внутреннего покоя и наслаждаться этим, даря внутренний свет окружающим. А можно сгорать на огне страстей, внося диссонанс в течение жизни и делая близких несчастными.

Редактор: Чекардина Елизавета Юрьевна

  • Писать или не писать? – вот в чем вопрос https://psychosearch.ru/7reasonstowrite
  • Как стать партнером журнала ПсихоПоиск? https://psychosearch.ru/onas
  • Несколько способов поддержать ПсихоПоиск https://psychosearch.ru/donate

Не бойся дискомфорта

«Природа смешивает удовольствие с необходимыми вещами не для того, чтобы мы искали удовольствие, но для того, чтобы удовольствие могло сделать существование привлекательным для нас». Сенека

Мы стремимся сделать нашу жизнь максимально комфортной, ищем теплое местечко для жизни, избегаем конфликтов, трудностей, перекладываем работу на других. Мы жаждем лишь мгновенного удовольствия, легкой жизни, ограждаем себя от различных испытаний. Но что получаем в итоге? Отсутствие стрессоустойчивости, неспособность бороться за свои идеалы. Такие изнеженные люди не умеют достойно конкурировать, неспособны отстаивать свои жизненные позиции. Это превращает человека в аморфную личность, которая будет существовать, слушая лишь чужие указания. Ты не должен бояться сталкиваться с дискомфортом в своей жизни, и вот почему :

1) Это отличная подготовка к будущим испытаниям. Многие парни упорно тренируются перед тем, как поступить в военное училище. Сейчас им тяжело, зато в дальнейшем они будут чувствовать себя комфортно и покажут отличные результаты; 2) Ты научишься планировать риски, а неудача не будет выглядеть как злой рок; 3) Ты научишься ценить то, что у тебя уже есть, и не будешь принимать многие вещи как должное.

Логика

Логика высказываний

Диодор Кронос , который был одним из учителей Зенона, считается философом, который первым представил и разработал подход к логике, ныне известный как логика высказываний , который основан на утверждениях или утверждениях, а не на терминах, сильно отличающихся от терминологической логики Аристотеля . Позже Хрисипп разработал систему, которая стала известна как стоическая логика и включала дедуктивную систему, стоическую силлогистику, которая считалась соперницей силлогистики Аристотеля (см. Силлогизм ). Новый интерес к стоической логике возник в 20 веке, когда важные разработки в логике были основаны на логике высказываний. Сюзанна Бобзен писала: « Особенно поразительно много общего между философской логикой Хрисиппа и логикой Готлоба Фреге ».

Бобзен также отмечает, что «Хрисипп написал более 300 книг по логике, практически по любой теме, которой занимается сегодня логика, включая теорию речевых актов , анализ предложений, выражения единственного и множественного числа, типы предикатов , указатели , экзистенциальные предложения , сентенциальные связки , отрицания и т. Д. дизъюнкции , Условные , логическое следствие , убедительный аргумент форма, теория дедукции , пропозициональная логика, модальная логика , напряженный логик , эпистемический логик , логика предположений , логические императивы , двусмысленность и логических парадоксы «.

Категории

Стоики считали, что все существа (ὄντα) — хотя и не все (τινά) — материальны . Помимо существующих существ, они признали четыре бестелесных (асомат): время, место, пустоту и сказуемость. Их считали просто «существующими», в то время как универсалиям было отказано в таком статусе. Таким образом, они приняли идею Анаксагора (как и Аристотель) о том, что если объект горячий, то это потому, что некоторая часть универсального теплового тела вошла в объект. Но, в отличие от Аристотеля, они распространили идею на все случайности . Таким образом, если объект красный, это было бы потому, что некоторая часть универсального красного тела вошла в объект.

Они считали, что есть четыре категории .

вещество (ὑποκείμενον)

Первичная материя, бесформенная субстанция ( ousia ), из которой сделаны вещи

качество (ποιόν)

Способ организации материи в виде индивидуального объекта; в стоической физике — физический ингредиент ( пневма : воздух или дыхание), который сообщает материю

как-то расположено (πως ἔχον)

Особые характеристики, отсутствующие в объекте, такие как размер, форма, действие и поза

Как-то настроен по отношению к чему-либо (πρός τί πως ἔχον)

Характеристики, связанные с другими явлениями, например положение объекта во времени и пространстве относительно других объектов.

Стоики обрисовали в общих чертах, что у нас есть контроль над категориями наших собственных действий, мыслей и реакций. В первом абзаце « Энхиридиона» эти категории сформулированы следующим образом: «Вещи, находящиеся под нашим контролем, — это мнение, стремление, желание, отвращение и, одним словом, все, что является нашими собственными действиями. Вещи, не находящиеся под нашим контролем, — это тело, собственность, репутация, командование. , и, одним словом, все, что не является нашими собственными действиями «. Они предполагают, что пространство находится под нашим контролем.

Эпистемология

Стоики утверждали, что знание может быть достигнуто с помощью разума . Истину можно отличить от заблуждения, даже если на практике можно сделать лишь приблизительное представление. Согласно стоикам, чувства постоянно получают ощущения: пульсации, которые переходят от объектов через чувства к разуму , где они оставляют отпечаток в воображении ( phantasiai ) (впечатление, возникающее из разума, называлось фантазмой).

Разум имеет способность судить (συγκατάθεσις, синкататезис ) — одобрять или отвергать — впечатление, что позволяет ему отличать истинное представление реальности от ложного. Одни впечатления могут быть одобрены немедленно, но другие могут достичь лишь разной степени нерешительного одобрения, которое можно назвать убеждением или мнением ( докса ). Только благодаря разуму мы обретаем ясное понимание и убеждение ( каталепсис ). Определенное и истинное знание ( эпистема ), достижимое мудрецом-стоиком, может быть достигнуто только путем проверки убежденности на основе опыта своих сверстников и коллективного суждения человечества.

Суть и цели стоицизма

Разбирая особенности философского направления, необходимо понять, в чем заключается ее суть. Согласно имеющимся сведениям, представители учения придерживаются взглядов, что мир является непредсказуемым. В рамках учения человеческая жизнь – миг, который необходимо провести с пользой. Философский взгляд призывает людей проявлять стойкость и силу, уметь контролировать себя, свои чувства, эмоции, порывы и желания. Согласно ему, источник неудовлетворенности, которую испытывает человек, кроется в импульсивной зависимости от спонтанных эмоций и чувств. Если же полагаться в жизни в большей степени на логику, то многих проблем и неприятных явлений удастся избежать. Учение отличается от многих философский течений тем, что его главная суть – действие, а не простые разговоры и размышления. Стоицизм призван помочь человеку преодолеть разрушающие эмоции и воздействовать на положительные составляющие его жизни.

Цель учения – освобождение от любых мучений и страданий, поскольку они разрушают человека. Необходимо стремиться к разуму и логическим заключениям, чтобы понять всю суть происходящего. Суждения должны выстраиваться по принципу объективности. Не допускается любая эмоциональная окраска.

Стоики считают, что когда человек станет  спокойным, только тогда он сможет в полной мере познать, что же собой представляет причина, ставшая основой для возникновения всех вещей. Философы рассматривают негатив или зло, как результат невежества. Если человек не может или не хочет осознать, что его разум является универсальным, то над ним верх возьмут злые эмоции. Если возникает желание (или необходимость)разрешить проблему, связанную со злым и негативным составляющим в жизни, то достижение желаемого происходит за счет изучения собственных суждений, поступков и поведения. Это позволяет определить, где личность могла отклониться от универсальности и стать подвластной негативному составляющему. По мнению философов – жить в согласии с природой нужно всецело. Это означает, что сущность природы, разума и человека едина.

Буддизм и стоицизм

Во многих отношениях я считаю, что буддизм и стоицизм идеально дополняют друг друга — сильные стороны одного компенсируют слабые стороны другого.

Как и стоицизм, буддизм начинается с того, что жизнь болезненна и трудна, а погоня за удовольствием или стремление к счастью просто соединяет в себе эту боль, а не облегчает ее.

Но для меня буддизм справляется с нюансами эмоциональной привязанности намного лучше, чем стоицизм. В то время как стоики сосредотачиваются на апатической отстраненности от своих страстей в пользу разума, буддисты считают, что и эмоции, и разум одинаково иллюзорны. Поэтому отделять себя от эмоций в пользу разума, от буддизма — это такая же ошибка, как и привязывать себя к своим эмоциям.

Я думаю, что дополнительным шагом, который буддисты обнаружили, что “Я” на самом деле не существует, что это просто клубок крепко завязанных верований, которые потенциально могут быть развязаны. В то время как стоики правильно преследовали минимизации эго, насколько я знаю, они никогда не заходили так далеко, как признание того, что эго само по себе может быть распущено полностью.

Тем не менее, я думаю, что подход стоиков к тому, как жить реальной жизнью, намного практичнее, чем буддизм. Буддизм довольно жесткий. Он верит, что все иллюзорно, и поэтому все, кроме сидения в пещере и медитации до тех пор, пока мы не достигнем просветления (или растворения эго), бессмысленно.

Но даже если вы не медитируете годами, буддизм наполнен тоннами запутанных правил и прерогатив. Помимо Четырех Благородных Истин и Пятью Совокупностей, Восьмеричный Путь полон разделов, подразделов и списков второстепенных правил внутри них. Многие из этих правил невероятно неоднозначны и их трудно выполнять (т.е. “не будьте грубым” или “никаких нездоровых состояний ума”).

Я нахожу простоту стоицизма невероятно привлекательной в этом отношении. Стоицизм признает, что добродетельные поступки требуют постоянных усилий, что добродетель может быть приближена, но никогда не достигается навсегда, что то, что является “правильным” в одном контексте, не может быть “правильным” в другом. В связи с бесконечной сложностью нашей жизни, это поражает меня как гораздо более реалистичный подход к хорошей жизни.

Средняя стоя

Средний период стоицизма начинается с первых сомнений в правдивости концепций Зенона Китийского. К примеру, Панетий Родосский отверг возможность периодически происходящего мирового пожара. Он несколько пересмотрел и вопрос об образе жизни: все, что требует от человека природа – прекрасно, следовательно, все, заложенное в человеке природой, должно выполняться в жизни. К этому он относил общение с другими людьми, познание мира и духовное совершенствование.

Посидоний– ученик Панетия, немного переосмысливший труды своего учителя. Он считал, что не каждый человек должен жить в гармонии с собственной природой, ведь человеческие души бывают разными, не все из них стремятся к самосовершенствованию. Он выделял три вида душ: стремящиеся к наслаждению (низшая душа), стремящиеся к господству, и стремящиеся к нравственной красоте (высшая душа). Только третий вид он считал разумным, способным жить гармонично и в согласии с природой. Целью жизни он считал подавление низшего начала души и воспитание разума.

Знаменитым представителем среднего стоицизма является Диодот. Он жил в доме Цицерона и обучал его основополагающим идеям философии стоиков. В дальнейшем его ученик не принял стоицизм, но уроки Диодота отразились на всей его философской деятельности.

Что такое стоицизм?

Вы часто слышите о философах Древней Греции и Рима, но если вы похожи на меня, то трудно разобраться во всех именах и идеях в вашей голове. Вот упрощенный способ об этом подумать:

Вы, вероятно, слышали о Сократе. Он крестный отец западной философии. Сократ учил Платона, а Платон учил Аристотеля. Вы, наверное, тоже это слышали. Тогда Аристотель учил Александра Македонского, но Александр Македонский пропустил философию и отправился прямиком на завоевание большей части известного мира.

В любом случае, Аристотель утверждал, что счастье приходит из жизни добродетели. Он перечислил около десятка таких добродетелей, как мужество, воздержание, мудрость, скромность и т.д.

На поверхности это звучало великолепно. Проблема заключалась в том, что люди вскоре поняли, что у них разные представления о том, как измерить добродетель. “Воздержание” — это три пива или двенадцать? Правильно ли быть честным, даже если это причинит кому-то боль, или нужно быть сострадательным, даже если это означает быть слегка нечестным?

Эти вечные споры привели к тому, что греческая философия раскололась на четыре школы мысли. Эти четыре школы затем доминировали в философском дискурсе более пяти веков, пока христиане не появились и не сожгли все книги.

Эти четыре школы:

  1. Цинизм
  2. Скептицизм
  3. Эпикурейство
  4. Стоицизм

Циники не доверяли всем мирским вещам. Сегодня мы бы рассматривали их как своего рода странное пересечение минималистов и нигилистов. Циники раздавали свое имущество, предпочитали жить в нищете и отказывались от любых услуг, которые им предлагали. Есть много известных историй о том, что циники были бездомными, бегали голышом и в основном были троллями древнего мира.

В то время как циники считали, что все бессмысленно, скептики считали, что мало что можно знать наверняка. Что такое добродетель? Что такое правда? Откуда ты знаешь, что мир был реальным, что твои воспоминания реальны, что все реально?

Нет, они не курили травку в общежитии колледжа. Это были серьезные философы с серьезными пунктами о том, что известно. Может быть, они и не были хитом на вечеринках, но они внесли важный вклад в философию науки — вклад, который до сих пор ощущается в философии и науке.

Тем временем эпикурейцы были хитами на вечеринках. Эпикурейцы верили, что мы все умрем, так что, к черту, можно было бы как можно больше наслаждаться жизнью. Иногда эпикурейцев характеризуют как освободителей, но в идеях Эпикура было много тонкости и нюансов — дело было не только в том, чтобы постоянно развлекаться, но и в другом подходе к добродетели. Тем не менее, эпикурианство — это философия древнего мира.

А еще есть стоицизм. Стоицизм, наверное, самая сложная из четырех школ. Стоики верили в рациональность как путь к добродетели, а значит, и к счастью. Они считали эмоции потенциально опасным отвлечением от своих целей. Стоики считали, что нужно минимизировать свои страсти и принимать решения, основываясь на фактах.

Стоицизм немного вернулся в прошлое десятилетие, во многом благодаря ряду популярных книг Райана Холидэя и Уильяма Ирвина, а также откровенной поддержке со стороны таких выдающихся мыслителей, как Тим Феррисс. Стоицизм стал философией путешествия в мир технологий и бизнес-консультаций, и нередки случаи, когда обсуждения идей Стоика всплывают на конференциях, в подкастах или даже в деловых книгах.

Я думаю, что это возрождение стоической философии замечательно. В ней есть много ценности. Но есть и некоторые аспекты, в которых я не уверен.

Во-первых, я пройдусь по тем частям Стоика, которые, на мой взгляд, полезны и подкреплены тем, что мы знаем в психологии. Затем я коснусь некоторых аспектов стоицизма, в которых я немного менее уверен, и которые в меньшей степени поддерживаются данными.

Очевидно, что это преимущественно мое мнение, подкрепленное моим пониманием некоторых релевантных исследований. Многие из этих пунктов могут (и должны) обсуждаться бесконечно. Поэтому, прежде чем вы пришлете мне гневное письмо (кстати, не очень стоическое), просто знайте, что я знаю, что мое резюме здесь не идеально. Но оно не должно быть идеальным.

Имя

Происхождение

Первоначально стоицизм был известен как «зенонизм» в честь основателя Зенона из Citium . Однако от этого названия вскоре отказались, вероятно, потому, что стоики не считали своих основателей совершенно мудрыми, и чтобы избежать риска превращения философии в культ личности .

Название «стоицизм» происходит от Stoa Poikile ( древнегреческий : ἡ ποικίλη στοά), или «расписное крыльцо», колоннада, украшенная мифическими и историческими батальными сценами, на северной стороне Агоры в Афинах , где Зенон и его последователи собрались, чтобы обсудить свои идеи.

Иногда стоицизм поэтому упоминается как «Стоа» или философия «Портика».

Современное использование

Слово «стоик» обычно относится к тому, кто безразличен к боли, удовольствиям, горе или радости. Современное употребление слова «человек, который подавляет чувства или терпеливо переносит» впервые было процитировано в 1579 году как существительное и в 1596 году как прилагательное . В отличие от термина « эпикуреец », то Стэнфорд энциклопедия философии » запись s на стоицизм отмечает, что „смысл английского прилагательного „стоически“ не совсем в заблуждение относительно своих философских истоков“.

Анализировать каждый свой день

Ее нужно каждый день призывать к ответу. Так делал Секстий: завершив дневные труды и удалившись на ночь ко сну, он вопрошал свой дух: «От какого недуга ты сегодня излечился? Против какого порока устоял? В чем стал лучше?»

Сенека рекомендовал подводить итоги в конце каждого дня, отмечая, что вы сегодня смогли преодолеть и какие ошибки совершили. Например, Марк Аврелий вел философский дневник, в котором записывал все происходящее с ним за день. Сенека советует не бояться ошибок: «Смотри, впредь не делай этого, сейчас я тебя прощаю». Анализируя свои действия, вы сможете понять, какие из них приводят к положительному результату, а какие — наоборот.

Примечания

  1. , с. 125.
  2. ↑ // Энциклопедический словарь / Гл. ред. Б. А. Введенский. — М.: Большая советская энциклопедия, 1955. — Т. 3: Пращур — Яя. — С. 329. — 744 с.
  3. , с. 121.
  4. .
  5. Robertson, Donald. Stoicism and the Art of Happiness. — Great Britain: John Murray (англ.)русск., 2018.
  6. Amos, H. These Were the Greeks (неопр.). — Chester Springs: Dufour Editions, 1982. — ISBN 978-0-8023-1275-4.
  7. Gilbert Murray, The Stoic Philosophy (1915), p. 25. In Bertrand Russell, A History of Western Philosophy (1946).
  8. , с. 126.
  9. Зима В. Н. Парменид и статическая концепция времени // Философия и культура. — 2013. — № 6. — С. 756—765.
  10. Секст Эмпирик. Против учёных, кн. VIII /Сочинения в 2-х т. Т.1. — М.: Мысль, 1975. — С.152—153.
  11. Гусев Д. А. Скептицизм как высшая форма дискурсивного реализма // Философская мысль. — 2014. — № 9. — С. 21—68.
  12. Гуревич П. С. Философское мировоззрение // Философия и культура. — 2012. — № 12. — С. 4—5.
  13. Маркин А. В. Алетейя // Философия и культура. — 2013. — № 11. — С. 1559—1563. DOI: 10.7256/1999-2793.2013.11.5102.
  14. Гусев Д. А. — Социальные предпосылки зарождения античного скептицизма и специфика стоической теории познания // Философская мысль. — 2015. — № 1. — С. 148—191.
  15. Копцева Н. П. Истина в философии Платона // Философия и культура. — 2013. — № 4. — С. 429—436.
  16. Рябушкина Т. М. Саморефлексия субъекта познания // Философия и культура. — 2013. — № 7. — С. 985—995.
  17. Князева С. А. История политических и правовых учений.
  18. Jacques Brunschwig, Stoic Metaphysics in The Cambridge Companion to Stoics, ed. B. Inwood, Cambridge, 2006, p. 206—232
  19. Пржиленский В. И. Философия науки как исследовательская программа: между историей науки и теорией познания // Философская мысль. — 2013. — № 3. — С. 205—228.
  20. Кутырев В. А. Когнитизация мира и её философско-исторические основания // Философская мысль. — 2012. — № 1. — С. 1—45.
  21. Гусев Д. А. Античный скептицизм и современная философия науки // Преподаватель. XXI век. — 2014. — № 3. Часть 2. — С. 219—225.
  22. Грязнова Е. В. Предмет философии науки // Философская мысль. — 2013. — № 6. — С. 514—529.
  23. Шелковников А. Ю. Смыслы без семиозиса // Философские науки. — 2008. — № 12. — С. 70—87.
  24. Емельянова Н. Н. Научные коммуникации: к проблеме демаркации границ публичности // Философская мысль. — 2014. — № 11. — С. 72—85.
  25. Борисов С. В. Интродукция или рождение классической науки // Философская мысль. — 2013. — № 2. — С. 190—230.
  26. Гусев Д. А. Изостения и атараксия в философском учении старших скептиков (Пиррон и Тимон) // Преподаватель. XXI век. — 2006. — № 4. — С. 27—31.
  27. Счастливцев Р. А. Параллелизм сознания в феноменологии Э. Гуссерля // Преподаватель XXI век. — 2010. — № 1. — С. 305—310.
  28. Гусев Д. А. Античный скептицизм как ранняя форма рефлексии теоретического знания // Преподаватель. XXI век. — 2010. — № 2. Часть 2. — С. 204—211.
  29. Гуревич П. С. Философские традиции в постижении человека // Философия и культура. — 2013. — № 2. — С. 141—143.
  30. Катунин А. В. Роль логико-рационального и интуитивного в научном творчестве. // Философская мысль. — 2014. — № 10. — С. 26—47.
  31. Максимов Л. В. Редукция сознания к познанию как методологический принцип когнитивной науки и гуманитарных дисциплин // Философская мысль. — 2014. — № 11. — С. 32—71.
  32. Гегель Г.Ф.В. Лекции по истории философии. Пер. Б.Столпнера. Кн. 2 / Гегель Г. Ф. В. Сочинения. Т. 10. — М: Партийное издательство,, 1932. — С. 330—336.
  33. История политических и правовых учений: Учебник для вузов.
  34. Прись И. Е. Иллюзии возможностей и реальные возможности // Философская мысль. — 2014. — № 5. — С. 45—70.
  35. Прохоров М. М. Истина и действительность // Философская мысль. — 2013. — № 6. — С. 293—387.

Совет Сенеки

Многие мысли Сенеки известны нам благодаря письмам, которые он написал своим друзьям, давая им советы о том, как преодолеть трудности. Как, например, когда его друг Люцилий узнает, что ему предъявлен иск, угрожающий его карьере и его репутации. Стоик отвечает своему испуганному другу, который, вероятно, ожидает получить поддержку. Однако Сенека выбрал другой путь и порекомендовал ему подготовиться к худшему.

Это основная идея стоицизма. Всегда старайтесь представить себе худшее, затем помните, что вы пережили это. Цель состоит в том, чтобы понять, что мы способны перенести самые большие несчастья.

Чтобы успокоить Люцилия, Сенека советует ему принять понятия унижения, бедности и безработицы. Чтобы увидеть, что даже худшее не конец всему. Если Люцилий проиграет испытание, что может случиться с ним более серьезнее, чем изгнание или тюрьма? Сенека имеет все возможности для рассмотрения этих вопросов, он сам пережил банкротство и 8 лет ссылки на Корсике.

Практика 2. Дихотомия контроля

Период пандемии показал, сколько всего мы не в состоянии контролировать. Неудивительно, что это осознание оставило многих в уязвимом и беспомощном состоянии. В своей книге Ирвин обращается к работам Эпиктета, в которых философ поделил желания на те, что зависят и не зависят от нас. Однако Ирвин также разделил последние на две группы:

  • вещи, над которыми у нас совсем нет власти (о них не стоит переживать, так как мы совсем не контролируем их — например, в случае с погодой);
  • вещи, над которыми у нас есть власть (на них мы можем повлиять, однако исход всё равно не зависит только от нас — победа в теннисном матче).

Суть практики

Если у вас есть задача, из-за которой вы переживаете, расчертите в блокноте табличку с тремя столбцами: что вы можете контролировать полностью, что — частично, а что не можете контролировать совсем. Первый столбец у вас, вероятно, не вызывает тревогу — это те вещи, в которых вы чувствуете себя уверенно. Второй — тот, в котором нужно чётко и реалистично поставить цели. Третий — это то, на что не стоит тратить много сил (исход в любом случае от вас не зависит). 

Как работает

Самая важная идея практики касается тех вещей, которые мы можем лишь частично контролировать. Здесь нужно обязательно поработать с тем, как мы ставим цели. Например, вы хотите принять участие в соревнованиях по бегу. Можно выбрать два варианта постановки цели:

  • внешняя, над которой у нас нет контроля (победить в соревновании);
  • внутренняя, над которой у нас есть контроль (сыграть на пределе своих возможностей).

Если выберете первый вариант, велика вероятность расстроиться в случае поражения. Во втором же вы будете чётко понимать, что сделали всё, что от вас зависело. Когда мы объективно оцениваем, что в наших силах, а что — нет, мы наконец можем расслабиться и сконцентрироваться только на тех вещах и задачах, которые мы контролируем (хотя бы частично).

Что получилось

Вернёмся к истории со здоровьем. Негативная визуализация довольно неплохо подготовила меня к работе с контролем. Я перечитала то, что написала во время предыдущей практики, и постаралась вернуться к настоящему моменту, когда ничего не воспалилось, но я паникую. Вероятность того, что болячка снова воспалится, зависела от меня лишь частично. Я выделила два столбца:

  • что я совсем не контролирую (воспалится болячка или нет); 
  • что я частично контролирую: превентивные процедуры (я могу сходить в аптеку, взять все нужные лекарства, которые мне в последний раз рекомендовал врач), поход в больницу.

Так после двух-трёх дней постоянной тревоги из-за здоровья я впервые почувствовала себя немного спокойнее: я чётко видела, что на тот момент было в моих руках, а что совсем от меня не зависит

Это позволило сосредоточиться на вещах, которые было важно сделать, а в свободное от тревожных мыслей время не сидеть и перечитывать статьи о моей болезни, а поработать или даже отвлечься на фильмы

Сразу стоит предупредить — это не работает как волшебная палочка. Практика не отключает тревогу автоматически и навсегда. Однако в течение нескольких дней напоминая себе её повторять, я смогла намного лучше справляться с общей паникой.

Философия Стоицизма

В расцвет эллинизма стоицизм стал одной из самых первых философских школ. Он распространился далеко за пределы Греции: его проповедовали в Древнем Риме, он оказал влияние на развитие христианства.

Основные идеи

Как и любое другое учение, стоицизм имеет специфические особенности, отвечающие, в том числе и на вопросы: каков должен быть истинный стоик, какие действия позволительны, а какие нет:

  1. Полная свобода от влияния внешнего мира, который не способен привнести гармонию.
  2. Путь усовершенствования, приобретения мудрости и приумножение культурных ценностей.
  3. Осуждение человеческих пороков вместе со стремлением к возвышенным идеалам.
  4. Принятие аскетизма и отказ от материальных благ.
  5. Непризнание законов государства, способных деградировать полноценную от природы личность.
  6. Применение логического подхода к жизни.
  7. Следование голосу совести и разума.
  8. Воспитание терпимости и любви к окружающим.
  9. Умение довольствоваться малым и ощущать внутреннюю свободу.
  10. Осознание и понимание каждого мгновения жизни.

Этика для стоиков занимала одно из самых важных мест во всем учении, ведь они ратовали за процветание культуры во всех ее проявлениях. Абсолютно все нравственные деяния являли собой благо. Философия школы стоиков призвана формировать сильную личность, с достоинством переносящую все удары судьбы. При этом внешне последователь стоицизма не должен показывать свои внутренние переживания, оставаться гуманным и разумным существом. Этика философии менялась под воздействием периодов, которые проходило учение.

Так, во время расцвета Римской империи любому человеку было похвально относить себя к стоикам и соответствовать нравственному облику патриота, законопослушного гражданина. В период становления «Малой стои», когда императоры уже получили неограниченную власть, на первый план вышла тема свободы каждой отдельной личности, так как царившие в то время произвол и тирания уже мало кого устраивали.

Тем не менее какой временной период не проходила бы стоя, она всегда требовала от своих последователей жестокой дисциплины, ощущение единения со всем миром, чувство долга не только перед собой, но и за слабых и обездоленных, любовь к природе и тактичность.

Периодизация учения

За столетия изучения дисциплины накопилось огромное количество информации, но среди них следует выделить как минимум 3 периода становления стоицизма:

Самый древний: 4 — середина 2 в. до н. э

Представителем и основателем является Зенон Китайский, также принято принимать во внимание его следующих представителей: Диоген Вавилонский, Антипатр; В Древнем Риме: Марк Аврелий, Сенека.
Средний период, иначе именуемый как стоический платонизм. Достиг своего расцвета во 2 — 1 вв

до н. э. Его представителями считаются: Дардан, Архедем из Тарса, Мнесарх, Диодот, Афинадор и многие другие.
Новый период: Римский стоицизм. Был популярен в 1 — 3 вв. до н. э. Его последователи: Сенека, Марк Аврелий, Юний Рустик и другие.

Учение стоиков о добре и зле

Или Учение о благе, добре и зле, добродетелях, безразличном и надлежащем.

Что конкретно стоицизм понимает под добродетелью? Блага – это добродетели: разумение, справедливость, мужество, здравомыслие и прочее. Зло – это противоположное: неразумие, несправедливость и прочее. Ни то, ни другое – это все, что не приносит ни пользы, ни вреда, например, жизнь, здоровье, наслаждение, красота, сила, богатство, слава, знатность, равно как и их противоположности. Однако внутри сферы безразличного – адиафоры (греч. неразличимое) выявляются определенные различия: одни являются «предпочтительными», потому что полезны человеку, другие «избегаемы», потому что вредны, третьи безразличны. Предпочтительные вещи относятся к разряду относительных благ. Действия, направленные на достижение этих относительных благ, называются надлежащими.

Влияние на христианство

Юстус Липсиус , основатель неостоицизма

В « Обязанностях святого Амвросия Миланского »: «Голос — это голос христианского епископа, но заповеди — это слова Зенона ». Относительно того, что он называл «Божественным Духом», Максвелл Стэнифорт писал:

Относительно Троицы Станифорт писал:

В Отцы Церкви считали стоицизм как «языческой философии»; Тем не менее раннехристианские писатели использовали некоторые из центральных философских концепций стоицизма. Примеры включают термины «логотипы», « добродетель », «дух» и « совесть ». Но параллели выходят далеко за рамки обмена и заимствования терминологии. И стоицизм, и христианство отстаивают внутреннюю свободу перед лицом внешнего мира, веру в человеческое родство с Природой или Богом, чувство врожденной порочности — или «постоянного зла» — человечества, а также тщетность и временную природу мирской жизни. имущество и вложения. Оба поощряют Аскезу в отношении страстей и низших эмоций, таких как похоть и зависть, так что высшие возможности человечества могут быть пробуждены и развиты.

Стоические произведения, такие как « Размышления » Марка Аврелия , на протяжении веков высоко ценились многими христианами. Восточная православная церковь и Восточная православная церковь принимает стоическое идеал бесстрастия и по сей день.

Средние и римские стоики учили, что секс возможен только в браке, только для целей объединения и продолжения рода. Это учение принято католической церковью по сей день.

Святой Амвросий Миланский был известен применением стоической философии в своем богословии.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector