«чудо» а.прошкина?
Содержание:
- 70 тысяч произведений искусства, которые просто не имеют ценности
- О фактах и документальных материалах
- В культуре[ | ]
- «Зоино стояние»
- Посетители
- Литература
- «Если Бог есть, то пусть он меня покарает»
- Окаменевшая Зоя: начало истории
- «Стояние Зои» или размер имеет значение
- Самара, ул. Чкалова: место событий в настоящее время
70 тысяч произведений искусства, которые просто не имеют ценности
А все дело в том, что эти шедевры настолько уникальны, что их утрата может нанести непоправимый урон культурному достоянию человечества. Например, Сикстинская капелла в Ватикане содержит одно из самых ценных и известных произведений искусства на легендарном потолке, кропотливо и мастерски написанном Микеланджело в течение четырех лет, начиная с 1508 года. Но а в Апостольском архиве (секретная комната в Ватикане) имеется 70 тысяч бережно сохраненных произведений искусства. Как некоторые книги и рукописи, только Папа имеет право просматривать или использовать по своему усмотрению эти шедевры. Остальным же лишь приходится представлять, какие виды вдохновляющего искусства скрыты в секретных комнатах.
Об этих сокровищах можно лишь рассказывать, так как редко кто может увидеть эти чудеса ювелирного искусства воочию. Многие века королевские и могущественные династии спешили заручиться поддержкой Папы, принося ему в дар самые изысканные драгоценности. Португальская королевская семья подарила перстень с уникальным красным бриллиантом, доставленный из Индии. Где-то хранятся фигуры святых апостолов, которых тонко вырезали из слоновой кости и украсили одеждой из золота и крупных бриллиантов. Лазурит и бирюза – камни, для религиозных людей символизирующие чистоту небес – также стали основой для изготовления огромного количества уникальных вещей.
Ну а гранат, рубин и шпинель как символ мучений и крови христианских мучеников украшают не одну сотню работ самых талантливых ювелиров. Примечательно, что каждый новый Папа заказывает себе особенный перстень-печатку, который совершенно невозможно носить на пальцах. Его делают из бронзы с позолотой и украшают горным хрусталем. Миссия этого массивного украшения – это личная печать главы церкви. После смерти Папы хрусталь с вырезанным на нем именным орнаментом разбивается.
О фактах и документальных материалах
Никаких документальных свидетельств о том, что на самом деле происходило в доме №84 по улице Чкалова – нет. Архив МВД сгорел в резонансом самарском пожаре в 90-х. В те же 90-е годы был подан запрос в городской архив – выяснилось, что дом действительно принадлежал Клавдии Болонкиной, проживавшей там со своим сыном Вадимом. О личности Зои – никаких официальных данных. Из всех архивных справок – только газетные статьи и протоколы партийных заседаний. Утверждение о том, что «зоино стояние» — реальный факт, базируется исключительно на личных или пересказанных свидетельствах людей. Кстати, о свидетелях…
В культуре[ | ]
Экранизации
По мотивам этой истории в 2000 году самарская студия «35 мм» сняла двадцатиминутный фильм «Стояние Зои». Над фильмом работали Антон Жоголев, Вадим Френкин, Владимир Осипов, Дмитрий Одерусов, Юрий Изъятский.
В 2009 году вышел художественный фильм «Чудо», снятый режиссёром Александром Прошкиным по мотивам истории «стояние Зои». Сценарий к фильму написал Юрий Арабов. В фильме снялись Константин Хабенский, Сергей Маковецкий и Полина Кутепова.
В 2020 году снят трёхсерийный телевизионный фильм «Зоя» по пьесе Александра Игнашева «Стояние Зои» (режиссёр Алла Коровкина, исполнители главных ролей — актёры самарских театров Анастасия Ермилина, Юрий Машкин, Михаил Акаемов.
В художественной литературе
В 2009 году в издательстве «АСТ» вышел роман Юрия Арабова, по которому он написал сценарий для фильма «Чудо».
В 2010 году в рязанском православном издательстве «Зерна» вышла книга Антона Жоголева «Стояние Зои», где оно описано как часть церковного предания, которое достовернее любого факта.Жоголев А. Стояние Зои : чудо святителя Николая в Самаре / Антон Жоголев. — Рязань : Зерна, 2010. — 143 с. — ISBN 978-5-903138-51-7.
В 2020 году в издательстве Сретенского монастыря (Москва) вышла повесть протоиерея Николая Агафонова «Стояние», посвящённая Зоиному стоянию. Повесть представляет собой художественное осмысление свидетельств очевидцев, с которыми автор много общался.Агафонов Н. В. Стояние // Три повести / Протоиерей Николай Агафонов. — М. : Изд-во Сретенского монастыря, 2020. — С. 5–190. — 352 с. — 20 000 экз. — ISBN 978-5-7533-1187-0.
В 2020 году в издательстве «Сибирская благозвонница» вышла повесть Вероники Черных «Икона», представляющая собой художественную реконструкцию Зоиного стояния, сделанную на основе слов родственницы очевидца и собранного в интернете материала.
Поэтесса Елена Каморина в 2020 году написала стихотворный «Сказ о Зое каменной и её страшном стоянии» на основе сюжета народного сказания.
Памятник Николаю Чудотворцу
Храм Петра и Павла Дом стал местом паломничества православных.
В 2009 году епархия обратилась к городским властям с просьбой об установлении памятного знака в честь самарского чуда.
В 2012 году на улице Чкалова был установлен памятник Николаю Чудотворцу. Памятник был установлен перед домом 86, за которым в глубине квартала располагался дом семьи Болонкиных. Как пояснил бывший глава города Виктор Тархов, «восемь лет назад был проведён конкурс на развитие застроенной территории города. Этот квартал, где находится дом Зои, стал частной территорией уже в то время… мы долго думали, где же установить памятник. И решили поставить его на общественной территории — уличном газоне напротив дома Зои».
22 мая, в день перенесения мощей святителя Николая, памятник был освящён. Митрополит Самарский и Сызранский Сергий, совершив литургию в храме Петра и Павла, с крестным ходом прошёл к находящемуся неподалеку дому № 84 на улице Чкалова. В проповеди митрополит Сергий сказал:
Сегодняшнее событие — освящение памятника святителю Николаю на том месте, где он явил свою силу, — это напоминание о том, что Бог посещает каждого человека и печётся о нём. Человек иногда заходит в своём безумии настолько далеко, что не может сам остановиться, и необходима сила, которая бы его остановила. Происшедшее — это не Божье наказание, а любовь Божия ради спасения душ наших. |
12 мая 2014 года дом пострадал в результате пожара.
«Зоино стояние»
Самара. Дом, в котором жила Зоя |
В 1956 году в Куйбышеве (ныне городу возвращено его исконное имя — Самара) случилось то, что потрясло весь православный мир, — знаменитое «Зоино стояние».
Зоя снимает со стены образ Николая Чудотворца и начинает танцевать с ним |
Работница трубного завода, некая Зоя, решила с друзьями встретить Новый год. Ее верующая мать была против веселья в Рождественский пост, но Зоя не послушалась. Все собрались, а Зоин жених Николай где-то задержался. Играла музыка, молодежь танцевала, только у Зои не было пары. Обиженная на жениха, она сняла икону Святителя Николая и сказала: «Если нет моего Николая, потанцую со святым Николой». На увещевания подруги не делать этого, она дерзко ответила: «Если Бог есть, пусть Он меня накажет!» С этими словами она пошла по кругу. На третьем круге комнату вдруг наполнил сильный шум, поднялся вихрь, молнией сверкнул ослепительный свет, все в страхе выбежали. Одна только Зоя застыла с прижатой к груди иконой Святителя, окаменевшая, холодная, как мрамор.
Зоя прирастает к полу и каменеет |
Ее не могли сдвинуть с места, ноги ее как бы срослись с полом. При отсутствии внешних признаков жизни Зоя была жива: сердце ее билось. С того времени она не могла ни пить, ни есть. Врачи прилагали всевозможные усилия и старания, но не могли привести ее в чувство.
Товарищи вызывают милицию и скорую, но врачи не могут помочь |
Весть о чуде быстро разнеслась по городу, многие приходили посмотреть Зоино стояние. Но спустя некоторое время городские власти опомнились: подходы к дому перекрыли, и его стал охранять наряд дежурных милиционеров, а приезжим и любопытным отвечали, что никакого чуда здесь нет и не происходило.
Иеромонах Серафим, которого допустили в дом, служит водосвятный молебен, извлекает икону из рук девушки и возвращает ее на место |
Дежурившие на Зоином посту по ночам слышали, как Зоя кричала: «Мама! Молись! В грехах погибаем! Молись!» Медицинское обследование подтвердило, что сердцебиение у девушки не прекратилось, несмотря на окаменелость тканей (не могли даже сделать укол — иглы ломались). Приглашенные священники после совершения молитв не могли взять икону из ее застывших рук. Но в праздник Рождества Христова пришел отец Димитрий Тяпочкин (будущий иеромонах Серафим), отслужил молебен и освятил всю комнату. После этого он взял из рук Зои икону и сказал: «Теперь надо ждать знамения в Великий день (то есть, на Пасху)».
К Зое является сам Николай Чудотворец и освобождает ее |
Перед праздником Благовещения некий благообразный старец просил охрану пропустить его. Ему отказали. Появлялся он и на следующий день, но и другая смена его не пропустила. В третий раз, в самый день Благовещения, охрана его не задержала. Дежурные слышали, как старичок говорил Зое: «Ну что, устала стоять?» Прошло какое-то время, старец все не выходил. Когда заглянули в комнату, его там не обнаружили (все свидетели происшедшего убеждены, что являлся сам Святитель Николай).
Зоя испытывает страшные мучения, кается и приходит к вере |
Зоя простояла 4 месяца, до самой Пасхи. В ночь на Светлое Христово Воскресение Зоя громко взывала: «Молитесь! Страшно, земля горит! Весь мир в грехах гибнет! Молитесь!» С этого времени она стала оживать, в мускулах появилась мягкость, жизненность. Ее уложили в постель, но она продолжала взывать и просить всех молиться о мире, гибнущем во грехах, и о земле, горящей в беззакониях. Молитвами святителя Николая Господь помиловал ее, принял ее покаяние и простил ее грехи… Все случившееся настолько поразило жителей Куйбышева и его окрестностей, что множество людей обратилось к вере. Многие спешили в церковь с покаянием, некрещеные крестились, не носившие креста стали его носить (даже не хватало крестов для просящих).
Отцу Димитрию запретили рассказывать о взятии иконы у Зои и направили служить в отдаленное село. Но, несмотря на это, люди тянулись к отцу Димитрию, что не устраивало власти.
26 октября 1960 года в селе Соколовка епископ Курский и Белгородский Леонид совершил постриг протоиерея Димитрия в монашество с именем Серафим.
С 14 октября 1961 года и до конца своих дней отец Серафим был настоятелем Свято-Никольского храма в селе Ракитном Белгородской области. Отец Серафим всего себя отдавал ближним, чтобы спасти по крайней мере некоторых (1 Кор. 9, 22), которые услышат голос Церкви и покаются в своих грехах.
Посетители
Коммунистические власти, конечно же, были в панике от всего происходящего. Несмотря на кордон из милиции и атеистическую агитацию, было понятно — необходимо что-то делать с самой девушкой, поскольку пока она будет так стоять, народ не успокоится.
Зоя прирастает к полу и каменеет
Поскольку врач скорой помощи ничего не смогла сделать с окаменевшим, но живым телом, к Зое вызвали некоего профессора медицины из Москвы, имя которого не сохранилось. Но и столичный светила только развел руками — ни поставить диагноза, ни как-либо повлиять на состояние девушки он не смог. Он только лишь подтвердил, что Зоя все еще жива, поскольку у нее бьется сердце.
Готовые на все, лишь бы сдвинуть дело с мертвой точки, власти разрешают допустить в дом священнослужителей. Приезжие священники отслужили молебен и пытались забрать из рук живой статуи икону, но это сделать им не удалось.
Тогда в знаменитый дом в Самаре приехал будущий старец Серафим Тяпочкин, в сане иеромонаха. Он долго молится подле девушки, отслужил молебен с водосвятием и после этого руки Зои поддались и отдали икону. Повесив ее в Красный Угол на место, иеромонах прочел благодарственные молитвы, после чего предсказал, что стоять девушка будет до самой Пасхи.
После посещения старца у Зои стали проявляться некоторые признаки жизни. Она иногда начинала кричать, призывая всех к покаянию. Мороз шел по коже у тех, кто слышал эти крики.
В канун Благовещения к дому подошел некий благообразный старец, который попросился зайти внутрь. Кордон его, естественно, не пропустил. Старец не настаивал, но приходил и во второй, и в третий день. Наконец, в сам праздник Благовещенья Пресвятой Богородицы он был допущен в дом.
Окружавшие дом милиционеры слышали ласковый и добрый голос старца, который по-отечески обращался к девушке и спрашивал, сильно ли она устала стоять. Через некоторое время охрана опомнилась, что посетителю пора бы уже и выйти. Зайдя в дом, дежурные увидели только одиноко стоящую посреди комнаты холодную девушку, но никакого старца нигде не было.
Интересно! Позже, у ожившей Зои спрашивали, куда подевался ее посетитель. Она показала рукой на икону Николая Угодника и сказала, что он ушел туда. И действительно, в облике Чудотворца были очень похожие черты того старичка, который приходил к Зое.
Это интересно: Страшный суд Божий
Литература
1. Белкина 2002 – Белкина Л. В Самаре написана житийная икона Свт. Николая с клеймами, повествующими о чуде, известном в православном мире как «Стояние Зои» // Николай Чудотворец. . Режим доступа: http://www.nikola-ygodnik.narod.ru/Raznoe_059.html
2. Варcегов 2004 – Варcегов Н.Танцующая с иконой богохульница Зоя окаменела // Комсомольская правда. 2004. 1 ноября. . Режим доступа: http://www.kp.ru/daily/23394/33533/
3. Гиппиус 1996 – Гиппиус З. H. Опыт свободы / Подготов. текста, примеч. Н. В. Королевой. М., 1996. . Режим доступа: http://az.lib.ru/g/gippius_z_n/text_0500.shtml).
4. Дикарев 1886 – Дикарев М. Толки народа в 1895 г. // Этнографическое обозрение. 1896. № 1.
5. Добровольская 1997 – Добровольская В.Е. Несказочная проза о разрушении
церквей // Славянская традиционная культура и современный мир. Сборник материалов научно-практической конференции. Вып. 2. М., 1997.
6. Дорофеев 1925 – Дорофеев Н. О Боге, о чудесах и о нечистой твари // Безбожник у станка. 1925. № 7.
7. Информационный отчет 1956 – Информационный отчет. Куйбышевская обл. за первое полугодие 1956 года. 8 июля 1956 года. Государственный архив Российской Федерации (ГАРФ). Ф. 6991. Оп. 1. Д. 1356. Л. 17.
8. Розенблюм 2013 – Розенблюм О. Зоя Космодемьянская: эволюция «героя» как «культурного героя» в 1940-е годы // Детские чтения. 2013. № 3. РРПНК 2008 – Рукописная религиозная проза Нижегородского края: Тексты и комментарии / Сост. Ю. Шеваренкова. Нижний Новгород, 2008.
9. Рябинина 2006 – Рябинина О. «Каменная» Зоя // Аргументы и факты. 2006. 9 августа. . Режим доступа: http://gazeta.aif.ru/online/aif/1345/40_01?print
10. Свиридов 1962 – Свиридов Н. Главное – знать людей! Атеисты за работой // Наука и религия. 1962. № 8.
11. Соколов-Митрич 2007 – Соколов-Митрич Д. Каменная Зоя. Как скромная работница трудного завода стала великой грешницей // Русский репортер. 2007. 26 декабря. . Режим доступа: http://rusrep.ru/2007/30/zoino_stoyanie
12. Стояние Зои 2000 – Стояние Зои. Чудо святителя Николя в Самаре / Авт.-сост. А. Жоголев, Т. Трубина. Самара, 2000.
13. Стояние Зои 2005 – Стояние Зои: чудо святителя Николая в Самаре / Сост. А. Жоголев: Рязань, 2005.
14. Стояние Зои 2010 – Стояние Зои: чудо святителя Николая в Самаре / Сост. А. Жоголев: Рязань, 2010.
15. УПФ 2008 – Українский полiтичний фольклор. Київ, 2008.
16. Чудеса в православии 2011 – Чудеса в православии / Авт.-сост. Владислав Артемов. М., 2011.
17. Шабалин 2004 – Шабалин Н. Русская Православная Церковь и Советское государство в середине сороковых – пятидесятые годы ХХ века. На материалах Кировской области. Киров, 2004.
18. Шепелева 2012 – Шепелева А. В Самаре в честь городской легенды открыли памятник Николаю Чудотворцу // Российская газета, 22.05.2012. . Режим доступа: http://www.rg.ru/2012/05/22/reg-pfo/zoja-anons.html
19. Штырков 2012 – Штырков С.А. Предания об иноземном нашествии: крестьянский нарратив и мифология ландшафта (на материалах Северо-Восточной Новгородчины). СПб., 2012.
20. Хун 2012 – Хун У. Содом и гоморра в Куйбышеве // Неприкосновенный запас. М., 2012. № 6 (86). . Режим доступа: http://magazines.russ.ru/nz/2012/6/h8.html
21. Thompson – Thomplson S. Motif-Index of Folk-Literature. A Classification of Narrative Elements in Folk-Tales, Ballads, Myths, Fables, Medieval Romances, Exempla, Fabliaux, Jest-Books and Local Legends. Helsinki: Academia Scientarum Fennica. Second. ed.: 6 vols. Bloomington. Indiana University Press, 1955–1958.
Об авторе: Никита Викторович Петров, Школа актуальных гуманитарных исследований РАНХиГС. Центр типологии и семиотики фольклора РГГУ, Москва.
Работа выполнена в рамках НИР «Структуры и механизмы культурной памяти»
ШАГИ РАНХиГС. Опубликована в сборнике Механизмы культурной памяти: от фольклора до медиа. Тезисы докладов Международной научной конференции. Москва, РАНХиГС, 27–29 ноября 2014 г. / Сост. О. Б. Христофорова, Д. И. Антонов, М. В. Ахметова, Н. В. Петров. М., 2014. С. 103–108.
Никита Петров •
03.08.2016
Если у вас есть дополнительная информация по этой публикации,
пишите нам на ufocom@tut.by
Подписывайтесь на наш
телеграмм
канал,
чтобы всегда быть в курсе событий.
«Если Бог есть, то пусть он меня покарает»
Настоятель храма Святого Георгия отец Игорь Соловьев подходит к одной из икон, висящих на стене недалеко от царских врат. Вроде бы обычный образ Николая Чудотворца, но под ним — вереница необычных изображений, больше похожих на комиксы, чем на иллюстрации жития святого. Вот шумная компания молодых людей сидит за столом. Вот девушка берет образ святого Николая из красного угла. Вот она с ним в обнимку танцует. На следующей картинке Зоя уже белого цвета, с иконой в руках, вокруг нее люди в штатском, у них в глазах мистический ужас. Далее — возле нее стоит старичок, который берет икону из каменных рук, вокруг дома толпа народу. На последней же картинке рядом с Зоей сам Николай Чудотворец, лицо у девушки снова розового цвета.
— Это пока единственная в мире икона, на которой запечатлены те события, — комментирует священник. — Написала ее художница Татьяна Ручка, она уже умерла. Изобразить этот сюжет на иконе было нашей идеей. Это вовсе не значит, что мы признали Зою Карнаухову святой. Нет, она была великая грешница, но именно на ней было явлено чудо, которое многих во времена хрущевских гонений на церковь укрепило в вере. Ведь сказано же в Писании, что даже если праведники умолкнут, то камни возопиют. Вот и возопили.
В деталях народная версия «Зоиного стояния» выглядит так. В новогоднюю ночь в доме Болонкиной Клавдии Петровны по адресу улица Чкалова, дом 84, по приглашению ее сына собралась компания молодежи. Сама Клавдия Петровна, работавшая продавцом в ларьке «Пиво — Воды», была человеком набожным, шумного веселья в рождественский пост не одобряла, поэтому ушла к подруге. Проводив старый год, встретив новый и основательно нагрузившись спиртным, молодежь решила потанцевать. Среди прочих за столом находилась Зоя Карнаухова. Всеобщего веселья она не разделяла, и на то у нее были причины. Накануне на трубном заводе она познакомилась с молодым практикантом по имени Николай, и он обещал прийти на праздник. Но время шло, а Николая все не было. Друзья и подруги уже давно танцевали, некоторые из них начали Зою подкалывать: «А ты чего не танцуешь? Да забудь ты про него, не придет он, иди к нам!» — «Не придет?! — вспыхнула Карнаухова. — Ну, раз нет моего Николая, то я буду танцевать с Николаем Чудотворцем!»
Зоя приставила к красному углу стул, встала на него и сняла с полки образ. Даже далеким от церкви и сильно подвыпившим гостям стало не по себе: «Слышь, лучше поставь на место. С этим делом шутить не обязательно!» Но образумить девушку не удалось: «Если Бог есть, то пусть он меня покарает!» — ответила Зоя и пошла с иконой по кругу. Через несколько минут этого страшного танца в доме вдруг раздался какой-то шум, поднялся ветер и сверкнула молния. Когда окружающие пришли в себя, богохульница уже стояла посреди комнаты белая, как мрамор. Ноги ее приросли к полу, руки сжали икону так крепко, что вырвать ее не было никакой возможности. Но сердце билось.
Друзья Зои вызвали «скорую». В составе медицинской бригады, которая приехала на вызов, была Анна Павловна Калашникова.
— Утром того дня мама приехала домой и тут же нас всех перебудила, — рассказала «Русскому репортеру» ее ныне здравствующая дочь Нина Михайловна, прихожанка храма Веры, Надежды, Любови и матери их Софии, расположенного неподалеку. — «Вот вы все спите, — говорит, — а город уже на ушах весь! На улице Чкалова девушка окаменела! Прямо с иконой в руках стоит — и ни с места, сама видела». И далее мать рассказала, как пыталась сделать ей укол, но только все иголки поломала.
— Сегодня воспоминания Калашниковой, по сути, являются единственным живым свидетельством того, что в доме № 84 действительно произошло что-то неординарное, — считает руководитель информационного агентства «Благовест» Антон Жоголев. Именно ему архиепископ Самарский и Сызранский Сергий поручил исследовать феномен «стояния Зои», результатом чего явилась одноименная книжка, уже разошедшаяся тиражом 25 тыс. экземпляров. — В предисловии к этой книге я написал, что мы не ставим себе целью убедить читателя, что это чудо действительно произошло. Лично я считаю, что если и не было никакой Каменной Зои, то это само по себе еще большее чудо. Потому что в 1956 году слух об окаменевшей девушке всполошил весь город — многие обратились к церкви, и вот это уже, как говорится, медицинский факт.
Окаменевшая Зоя: начало истории
Зоя справляла со своими друзьями старый новый год. Молодые люди собрались в доме Зоиного жениха, который ушёл по делам и ещё не вернулся. Начались танцы, по комнате закружились пары. Одна Зоя сидела у окна и ждала своего Николая. Вскоре ждать ей надоело. Она сняла со стены икону Николая Чудотворца и сказала: «Нет моего Николая, так возьму Николу-угодника!». Её попытались отговорить, но она лишь усмехнулась: «Если Бог есть, он меня остановит!». И закружилась в вальсе с иконой.
Прогремел гром, вспыхнула молния. Когда молодые люди пришли в себя после вспышки, глазам их предстала странная картина. Зоя стояла, не двигаясь и всё ещё прижимая к себе икону Николая Чудотворца. Сначала никто не подумал, что это наказание от Бога. Все начали тормошить Зою, так как решили, что девушка просто сильно испугалась, ведь гроза в начале января – это не нормально.
Вскоре ребята поняли, что Зою не сдвинуть. Вызвали «скорую». Приехавшая врач попыталась сделать укол, но игла согнулась, так и не войдя под кожу. Тогда решили хотя бы Николая Чудотворца из рук Зои вынуть. Девушка настолько крепко держала икону, что забрать её не удалось. Тогда решили уложить Зою в постель. И это не удалось. К слову, многие из гостей занимались спортом, и им не должно было составить труда, поднять и перенести девушку. Вокруг дома начал собираться народ. Приехала милиция.
Вскоре обычные посты были усилены конной милицией. Каждый день собиралась толпа народа. Приходили священники, которые ничего не смогли сделать с Зоей. По ночам милиционеры слышали крик девушки: «Мы погибаем в грехах!». Один из стражей порядка потом показывал совершенно седую голову, хотя ему было только 26 лет. Шли дни, месяцы. Слухи об окаменевшей девушке не утихали. Примерно за месяц до Пасхи тело Зои перестало быть таким твёрдым, но сдвинуть или вынуть из рук девушки икону нее получалось. И в день Светлого Христова Воскресения Зоя перестала стоять. По официальной версии она умерла через три дня.
«Стояние Зои» или размер имеет значение
Почему-то никто из верующих в «чудо» не обращает внимание на совершенно очевидный факт: дом Болонкиной имеет весьма скромные размеры. Это три крохотных комнаты, в которых можно, конечно, напиться индивидуальным образом, но устроить гулянку с танцами решительно невозможно
Вид на дом Клавдии Болонкиной из глубины двора.
Комната, где якобы состоялись танцы с фатальными для одной
из участниц последствиями, размером около 12-ти квадратных метров. Добавьте
туда мебель – стол, стулья, некую тумбочку с неким патефоном, под который якобы
танцевали гуляющие, или гармониста с инструментом, сидящего, допустим, на кровати
– и станет совершенно понятно, что одна пара ещё как-то может повальсировать на
таком крохотном пространстве, а вот несколько человек – никак. Если, конечно,
они не ламбаду танцуют…
Всё, что осталось от одной из комнат дома Клавдии Болонкиной
В 2007 году в эфире ГТРК «Самара» в рамках телевизионного цикла «Собрание сочинений» вышел документальный фильм «Каменная Зоя». 15-ти минутная программа снималась несколько месяцев, над ней работала журналист Галина Щерба. В это время бывший дом Болонкиной уже давно сдавался, очевидцев не осталось, а жильцы соседних домов настолько устали от бесконечных вопросов, что при одном упоминании имени «Зоя» готовы были захлопнуть дверь перед интересующимися и запереть калитку…
Бытовые условия в этих домах до сих пор остаются на уровне каменного века
Их можно понять – бытовые условия в этих домах до сих пор остаются на уровне каменного века: без канализации, без водопровода, без капитального ремонта. Им бы свои проблемы с помощью журналистов решить, а все, как назло, только про каменную девку спрашивают… Тем не менее, съёмочной группе тогда удалось попасть в дом. Квартиросъёмщик даже любезно отогнул палас и показал половицы. Но то, что развернуться в комнатушке невозможно, было очевидно. Судите сами – мы сделали нарезку из кадров дома и комнаты, вошедших тогда в программу.
До этого самарский краевед Валерий Ерофеева тоже отмечал скромные размеры жилища Болонкиной, а по словам соседей, Клавдия никогда не устраивала попоек и вообще жила тихо.
Окна бывшего дома Болонкиной заколочены. Как сказали жильцы, время от времени здесь проходят моления
Ну, а с остальными неопровержимыми фактами мы вас ознакомим позже. Хотя главный, на наш взгляд, «факт» заключается в отношении РПЦ к дому Клавдии Болонкиной. Дом, в котором случилось «чудо», Русской Православной Церкви НЕ НУЖЕН. Сравнительно недавно он горел, а сейчас тихо доживает свой век в ожидании сноса. Хотя мог бы стать центром массового паломничества. Но не станет, так как землю под соответствующие цели желающих купить нет. Почему? Возможно, у вас есть ответ на этот вопрос.
Самара, ул. Чкалова: место событий в настоящее время
В современной Самаре дом №84 по улице Чкалова – местная достопримечательность. Туда водят экскурсии, постоянно приезжают журналисты – в поиске новых фактов, способных пролить свет истины на историю Зои, приходят паломники. Вот только от самого дома остался один фундамент с подобием крыши и несущая стена с заколоченными ставнями — постройка сильно пострадала от пожара в 2014 году.
Нет сомнений, что для многих жителей Самары и богомольцев, приезжающих в город поклониться Николаю Чудотворцу, «зоино стояние» — подлинный факт.
Памятник свт. Николаю Чудотворцу на ул. Чкаловская г. Самары
В храме Иоанна-воина на окраине Самары есть большая житийная икона Николая Чудотворца. По краям ее расположены клейма (дополнительные изображения), повествующие о чудесах святителя. Весь нижний ряд посвящен чуду «стояния Зои». Здесь и милиционер при алых погонах, и комсомольцы в атласных рубашках, бабушки в косынках, гармонист и сама Зоя, стоящая посреди адского пламени в красных туфлях. Последнее клеймо изображает девушку, склонившую покрытую голову перед Святителем Николаем, который, словно пришел спросить ее: «Ну что, устала стоять? На Пасху оживешь».
Табличка на памятнике свт. Николаю Чудотворцу на ул. Чкаловская г. Самары
О «зоином стоянии» снято несколько документальных фильмов и два художественных, написаны десятки статей и книги, претендующие на полноту и объективность исторического исследования. Эта история до сих пор будоражит пытливые умы, и раз за разом предпринимаются попытки распутать клубок из сплетен и слухов, докопаться до истины.
Сомнению подвергается каждый участник тех памятных событий, каждый факт, каждое свидетельство… Единственным и неизменным остается только одно: огромные толпы горожан, собиравшихся под окнами «окаменевшей» девушки и милицейское оцепление. Делать заключения об истинности события — пожалуй, личное дело каждого.