65 лет «стоянию зои»: как в самаре девушка окаменела на 128 дней

«Стояние Зои»

История, окутанная слухами, началась в новогоднюю ночь 1956 года в частном деревянном доме на улице Чкалова, в котором жила продавщица разливных напитков Клавдия Болонкина и ее сын Вадим, регулярно попадавший в тюрьму. Работница советской торговли решила отметить возвращение отпрыска из мест заключения грандиозной гулянкой. По словам Филатовой, приехавшей в Куйбышев из Москвы переоформлять дом родственницы и зашедшей на праздник к соседям, в застолье участвовало полтора десятка человек, а на столе стояло дефицитное шампанское.

Дом, где стяла Зоя Карнаухова (кадр из дкументального фильма «Каменная Зоя»)

От новогодней ночи Карнаухова ждала изменений в личной жизни. Недавно девушка познакомилась с парнем по имени Николай и пригласила его на вечеринку к Болонкиным. Но время шло, Коля не приходил. Подвыпившие парочки танцевали и обнимались, и только Зоя грустила в одиночестве. Наконец Карнаухова не выдержала и, схватив икону с Николаем Чудотворцем, произнесла:

Хотя собравшиеся у Болонкиных были комсомольцами, танец с иконой показался им кощунством. «Так нельзя!» — пытались пристыдить молодые куйбышевцы Зою.

По свидетельству Филатовой, в этот момент произошла вспышка света и Зоя окаменела с иконой в руках.

Сколько времени продолжалось оцепенение, точно неизвестно. Филатова, пытавшаяся вывести Карнаухову из ступора, упала в обморок и попала в больницу, остальных свидетелей происшествия сейчас нет в живых. Религиозные деятели полагают случившееся чудом и утверждают, что «стояние Зои», во время которого девушка призывала молиться и каяться в грехах, закончилось на православную Пасху.

Телерепортаж о «стоянии Зои Карнауховой»

Скептики считают, что оцепенение длилось несколько суток, и в качестве его научного объяснения называют кататонический синдром. Дискуссия о том, правдой или вымыслом является «стояние Зои», идет до сих пор.

В пользу версии, что в доме Болонкиных в новогоднюю ночь произошло что-то необъяснимое, говорит то, что квартал был оцеплен конной милицией, а куйбышевский еженедельник спешно напечатал фельетон «Дикий случай», в котором оцепенение Карнауховой высмеивалась как религиозное мракобесие. В XXI веке участникам программы «Битва экстрасенсов» предлагалось определить, о чем говорится в газете, запечатанной в непроницаемый конверт.

В 2009 году режиссер Александр Прошкин снял о «стоянии Зои» фильм «Чудо». Однако кинематографист перенес место действия из Самары (Куйбышева) в выдуманный город Гречанск.

История не забыта

Не забывают об этом случае и в современном кинематографе. В начале XXI века, а именно в 2000 году ТРК «Терра» сняла непродолжительный документальный фильм «Стояние Зои». Режиссёром картины стал Дмитрий Одерусов, который отметил, что подобная религиозная тематика очень популярна в современном мире кино.

Через 9 лет вышла художественная картина режиссёра Александра Прошина «Чудо», в которой отметились современные популярные актёры постсоветского пространства. В 2015 году свет увидел фильм под названием «Зоя», в основу которой легла пьеса Александра Игнашева. Поработала над картиной женщина-режиссёр Алла Коровкина, и зритель увидел историю многолетней давности под другим углом.

В сентябре 2017 года в популярном шоу «На самом деле» обсудили феномен Зои Карнауховой. Этому вопросу был посвящён целый выпуск. Одни участники передачи говорят, что это действительно настоящее чудо, другие, как водится в таких случаях, уверены в нереальности случившегося в городе Самаре.

В мире литераторов темой окаменевшего человека, чья биография до конца неизвестна, интересуются многие писатели. Больше всего этим случаем озадачены верующие люди, именно поэтому 3 года назад в издательстве одного из монастырей Москвы вышла книга протоиерея Николая Агафонова. Произведение под лаконичным названием «Стояние», по уверениям автора, основано на действительных фактах, которые святой отец собирал на протяжении долгих месяцев.

Загадочная история Зои не забыта церковью и на место происшествия постоянно приезжают новые верующие, которые сами хотят увидеть то место, где проявился гнев Господа. В 2012 году в бывшем палисаднике дома № 84 установили статую Николая Угодника, которую духовенство освятило через некоторое время. Злополучный дом уничтожил неожиданный пожар через 2 года после установки монумента иконизированного святого.

Кто бы и что ни говорил об этой не до конца ясной истории 1956 года, но факт остаётся фактом. Известно ведь, что дыма без огня не бывает, а значит, в городе Куйбышеве действительно что-то произошло.

Окаменелая Зоя

Огласка

Ошеломленные и вмиг протрезвевшие друзья вызвали девушке скорую помощь. Сохранилось имя врача, которая была в тот день на смене — Анна Павловна Калашникова. За всю свою медицинскую практику женщина никогда не сталкивалась с подобным. Врачу не удалось сделать Зое ни единого укола — все иглы просто ломались об каменное тело. Тем не менее сердцебиение девушки четко прослушивалось, поэтому было точно ясно, что Зоя жива.

Важно! Именно показания и официальный рапорт врача скорой помощи являются основным доказательством того, что все описанные события действительно имели место быть. Оторвать от пола девушку также не получилось, как ни пытались это сделать

Предпринимали попытки даже вырубить пол вокруг нее, чтобы увести Зою в больницу вместе с досками, но и это не удалось. В конце концов ее, окаменевшую и бледную, так и оставили стоять посреди комнаты в обнимку с иконой. Стоит ли говорить, что зрелище это было довольно устрашающее

Оторвать от пола девушку также не получилось, как ни пытались это сделать. Предпринимали попытки даже вырубить пол вокруг нее, чтобы увести Зою в больницу вместе с досками, но и это не удалось. В конце концов ее, окаменевшую и бледную, так и оставили стоять посреди комнаты в обнимку с иконой. Стоит ли говорить, что зрелище это было довольно устрашающее.

Конечно же, такой вопиющий случай не мог пройти мимо руководящих звеньев коммунистической партии. Первое, что было сделано руководством региона — ограничили доступ к дому с живой статуей. Однако, коммунисты немного припозднились — в Самару уже потоком пошли люди, желающие поглазеть на новоявленное чудо. Это привело к тому, что новость очень быстро облетела все окрестности.

Тем не менее вокруг дома был выставлен милицейский кордон, который больше не пропускал зевак. В местной газете того года данное событие было охарактеризовано как «позорное для коммунистов», а на партийном собрании приняли решение внедрить активную атеистическую агитацию. По всей области стали проводить лекции и собрания, где, как могли, разубеждали людей в существовании Бога. А Зоя так и стояла на том же месте, как немое опровержение этим агитациям.

Интересно! Несмотря на все милицейские кордоны, люди плотной толпой окружали прославившийся дом. Одна из женщин подозвала к себе молодого милиционера из оцепления и попросила его рассказать, что он видел внутри. Служивый не стал ничего говорить, так как не имел на это права, но он молча стянул шапку — у молодого парня вся голова была седая и белая как снег.

Версии

Религиозная версия

Верующие самарцы не сомневаются в том, что чудо действительно произошло. Стояние Зои признано и Самарской епархией: митрополит Самарский и Сызранский Сергий убеждён, что это чудесное свидетельство явления Бога.

Медицинская версия

Помимо религиозной, имеется медицинская версия данной истории, которую в 2010 году высказала Светлана Кондрашова, психиатр Государственного научного центра социальной и судебной психиатрии им. В. П. Сербского. Согласно этой версии, девушка страдала психическим заболеванием и впала в кататонический ступор в связи с его обострением.

Помимо того, в 2021 году Геннадий Носачёв, бывший заведующий кафедрой психиатрии Самарского государственного медицинского университета, сообщил корреспонденту «Комсомольской правды», что «история – не легенда, девушка действительно была», и добавил, что он её видел, но «не в момент кататонического ступора, а позже, когда она уже лежала в психиатрической больнице», в которой она затем неоднократно лечилась. По его словам, в данной истории «начало декомпенсации болезни совпало с внешним стрессом».

Однако медицинская карта Зои Карнауховой не сохранилась, поскольку в поликлинике, к которой она была прикреплена, случился пожар, а в психиатрической клинике архивы хранятся лишь 25 лет.

Версия, опубликованная в «Московском комсомольце»

По рассказам соседей, возможно, история Зои является вымыслом некоей Клавдии Болонкиной, которой принадлежал дом № 84.

По словам соседки, танцы с иконой действительно имели место, и проходившая монахиня бросила: «За такой грех обернёшься ты соляным столбом!» — а Клавдия начала распускать слух, что так и произошло.
По словам одного жителя Самары, имя Зое Карнауховой дала женщина по имени Зоя, поверившая в историю настолько фанатично, что отождествляла себя с окаменевшей девушкой. Постепенно знакомые стали называть её «каменной Зоей».

Версия самарских журналистов

По версии двух самарских журналистов, по совместительству краеведа Валерия Ерофеева и физика Виктора Петрова, дело было примерно так. Девушка Зоя Карнаухова была верующей, о чём открыто говорила друзьям. И когда на гулянке молодёжь начала танцевать, то Зоя вдруг заявила, что современные танцы — это богохульство и за них Господь может наказать, превратив грешников в каменные статуи. Подвыпившая компания стала над Зоей смеяться: если ты не танцуешь, значит, ты сама и окаменела! Эти пьяные шутки слышали две старухи-богомолки, сидевшие тем вечером в гостях у Клавдии Болонкиной в соседней комнате. Они-то и видели Зою, стоявшую посреди комнаты с иконой Николая Чудотворца в руках. Девушка толковала, что танцы и пьянство — это путь в ад.

Когда же бабушки-богомолки уходили домой, им навстречу попалась мать Зои, Мария Даниловна Карнаухова. Старухи и сказали матери, что её дочь только что окаменела и стоит в соседнем доме, после чего удалились. Мария Даниловна испугалась, но тотчас увидела Зою, которая как ни в чем не бывало шла ей навстречу. Мать и дочь посмеялись над странными старухами и пошли домой.

А наутро жители дома № 84 на Чкаловской увидели из окон толпу, собравшуюся посмотреть на окаменевшую девушку. Клавдия Болонкина рассказывала любопытным о «чуде». Оказывается, перед этим и она сама, и кто-то из её знакомых женщин по очереди изображали «окаменевшую отроковицу», силуэт которой с иконой в руках собравшиеся могли наблюдать через задвинутые оконные занавески.

Все это продолжалось до тех пор, пока в дом не явилась милиция. Тогда Болонкина заявила милиционерам, что «окаменевшую Зою» уже забрали и увезли какие-то неизвестные люди в штатском.

Милицейское руководство на всякий случай выставило здесь пост. А когда наконец все разъяснилось, то было уже поздно: слухи об «окаменевшей Зое» достигли таких размеров, что любые попытки властей их опровергнуть воспринимались в народе как «стремление скрыть правду».

С чего все началось

События, которые стали широко известны во всем православном мире, произошли в 1956 году в городе Самаре (тогда — Куйбышев). Был разгар новогодних праздников, и в одном небольшом доме собралась компания молодежи, чтобы отпраздновать Новый год.

Зоя Карнаухова (кадр из фильма)

Среди прочих там присутствовала молодая красавица Зоя Карнаухина. Она работала на трубном заводе, была комсомолкой и атеисткой, как и вся компания. Хозяйка дома, чей сын привел гостей, была женщиной верующей и набожной (поэтому у нее и висели иконы). Она очень не одобряла шумного веселья в последнюю неделю Рождественского поста, поэтому на празднике не присутствовала.

Как водится, молодые люди отмечали всенародный праздник весело и громко — с выпивкой, песнями и танцами. И только красавица Зоя сидела, понурившись. Накануне этого дня она познакомилась с молодым человеком по имени Николай, который очень пришелся ей по душе. Пригласив его на праздник, девушка очень ждала его прихода. Но парень все не шел.

И тогда друзья, заметив Зоину грусть, стали звать ее танцевать. У нее не было пары, и она заносчиво выкрикнула: «Раз не пришел мой Николай, то я буду танцевать с этим!». Схватив со стены икону Николая Угодника, она стала кружить с ним по комнате.

Интересно! Несмотря на то что молодежь того времени была настроена атеистически, все же танец с иконой покоробил многих.

Зое попытались сделать замечание, что нехорошо поступать подобным образом, но она лишь легкомысленно отмахнулась и продолжала свое богохульство. Но этого ей показалось мало, и она, смеясь, выкрикнула фразу: «Если какой-то там Бог существует, пускай Он тогда меня накажет!»

Зоя танцует с образом Николая Чудотворца

Буквально через мгновение всех присутствующих напугал громкий шум и яркая вспышка света. Когда компания пришла в себя, они обнаружили Зою, стоявшую посреди комнаты с каменным лицом. Ноги ее будто бы вросли в пол, кожа стала бледная, как мел. Руками она так крепко прижимала к себе икону Николая Чудотворца, что ни у кого не получилось отобрать ее.

Это интересно: Сон в православии

Литература

1. Белкина 2002 – Белкина Л. В Самаре написана житийная икона Свт. Николая с клеймами, повествующими о чуде, известном в православном мире как «Стояние Зои» // Николай Чудотворец. . Режим доступа: http://www.nikola-ygodnik.narod.ru/Raznoe_059.html

2. Варcегов 2004 – Варcегов Н.Танцующая с иконой богохульница Зоя окаменела // Комсомольская правда. 2004. 1 ноября. . Режим доступа: http://www.kp.ru/daily/23394/33533/

3. Гиппиус 1996 – Гиппиус З. H. Опыт свободы / Подготов. текста, примеч. Н. В. Королевой. М., 1996. . Режим доступа: http://az.lib.ru/g/gippius_z_n/text_0500.shtml).

4. Дикарев 1886 – Дикарев М. Толки народа в 1895 г. // Этнографическое обозрение. 1896. № 1.

5. Добровольская 1997 – Добровольская В.Е. Несказочная проза о разрушении
церквей // Славянская традиционная культура и современный мир. Сборник материалов научно-практической конференции. Вып. 2. М., 1997.

6. Дорофеев 1925 – Дорофеев Н. О Боге, о чудесах и о нечистой твари // Безбожник у станка. 1925. № 7.

7. Информационный отчет 1956 – Информационный отчет. Куйбышевская обл. за первое полугодие 1956 года. 8 июля 1956 года. Государственный архив Российской Федерации (ГАРФ). Ф. 6991. Оп. 1. Д. 1356. Л. 17.

8. Розенблюм 2013 – Розенблюм О. Зоя Космодемьянская: эволюция «героя» как «культурного героя» в 1940-е годы // Детские чтения. 2013. № 3. РРПНК 2008 – Рукописная религиозная проза Нижегородского края: Тексты и комментарии / Сост. Ю. Шеваренкова. Нижний Новгород, 2008.

9. Рябинина 2006 – Рябинина О. «Каменная» Зоя // Аргументы и факты. 2006. 9 августа. . Режим доступа: http://gazeta.aif.ru/online/aif/1345/40_01?print

10. Свиридов 1962 – Свиридов Н. Главное – знать людей! Атеисты за работой // Наука и религия. 1962. № 8.

11. Соколов-Митрич 2007 – Соколов-Митрич Д. Каменная Зоя. Как скромная работница трудного завода стала великой грешницей // Русский репортер. 2007. 26 декабря. . Режим доступа: http://rusrep.ru/2007/30/zoino_stoyanie

12. Стояние Зои 2000 – Стояние Зои. Чудо святителя Николя в Самаре / Авт.-сост. А. Жоголев, Т. Трубина. Самара, 2000.

13. Стояние Зои 2005 – Стояние Зои: чудо святителя Николая в Самаре / Сост. А. Жоголев: Рязань, 2005.

14. Стояние Зои 2010 – Стояние Зои: чудо святителя Николая в Самаре / Сост. А. Жоголев: Рязань, 2010.

15. УПФ 2008 – Українский полiтичний фольклор. Київ, 2008.

16. Чудеса в православии 2011 – Чудеса в православии / Авт.-сост. Владислав Артемов. М., 2011.

17. Шабалин 2004 – Шабалин Н. Русская Православная Церковь и Советское государство в середине сороковых – пятидесятые годы ХХ века. На материалах Кировской области. Киров, 2004.

18. Шепелева 2012 – Шепелева А. В Самаре в честь городской легенды открыли памятник Николаю Чудотворцу // Российская газета, 22.05.2012. . Режим доступа: http://www.rg.ru/2012/05/22/reg-pfo/zoja-anons.html

19. Штырков 2012 – Штырков С.А. Предания об иноземном нашествии: крестьянский нарратив и мифология ландшафта (на материалах Северо-Восточной Новгородчины). СПб., 2012.

20. Хун 2012 – Хун У. Содом и гоморра в Куйбышеве // Неприкосновенный запас. М., 2012. № 6 (86). . Режим доступа: http://magazines.russ.ru/nz/2012/6/h8.html

21. Thompson – Thomplson S. Motif-Index of Folk-Literature. A Classification of Narrative Elements in Folk-Tales, Ballads, Myths, Fables, Medieval Romances, Exempla, Fabliaux, Jest-Books and Local Legends. Helsinki: Academia Scientarum Fennica. Second. ed.: 6 vols. Bloomington. Indiana University Press, 1955–1958.

Об авторе: Никита Викторович Петров, Школа актуальных гуманитарных исследований РАНХиГС. Центр типологии и семиотики фольклора РГГУ, Москва.

Работа выполнена в рамках НИР «Структуры и механизмы культурной памяти»
ШАГИ РАНХиГС. Опубликована в сборнике Механизмы культурной памяти: от фольклора до медиа. Тезисы докладов Международной научной конференции. Москва, РАНХиГС, 27–29 ноября 2014 г. / Сост. О. Б. Христофорова, Д. И. Антонов, М. В. Ахметова, Н. В. Петров. М., 2014. С. 103–108.

Никита Петров •
03.08.2016

 

Если у вас есть дополнительная информация по этой публикации,
пишите нам на ufocom@tut.by
Подписывайтесь на наш
телеграмм
канал,
чтобы всегда быть в курсе событий.

 

Посетители

Коммунистические власти, конечно же, были в панике от всего происходящего. Несмотря на кордон из милиции и атеистическую агитацию, было понятно — необходимо что-то делать с самой девушкой, поскольку пока она будет так стоять, народ не успокоится.

Зоя прирастает к полу и каменеет

Поскольку врач скорой помощи ничего не смогла сделать с окаменевшим, но живым телом, к Зое вызвали некоего профессора медицины из Москвы, имя которого не сохранилось. Но и столичный светила только развел руками — ни поставить диагноза, ни как-либо повлиять на состояние девушки он не смог. Он только лишь подтвердил, что Зоя все еще жива, поскольку у нее бьется сердце.

Готовые на все, лишь бы сдвинуть дело с мертвой точки, власти разрешают допустить в дом священнослужителей. Приезжие священники отслужили молебен и пытались забрать из рук живой статуи икону, но это сделать им не удалось.

Тогда в знаменитый дом в Самаре приехал будущий старец Серафим Тяпочкин, в сане иеромонаха. Он долго молится подле девушки, отслужил молебен с водосвятием и после этого руки Зои поддались и отдали икону. Повесив ее в Красный Угол на место, иеромонах прочел благодарственные молитвы, после чего предсказал, что стоять девушка будет до самой Пасхи.

После посещения старца у Зои стали проявляться некоторые признаки жизни. Она иногда начинала кричать, призывая всех к покаянию. Мороз шел по коже у тех, кто слышал эти крики.

В канун Благовещения к дому подошел некий благообразный старец, который попросился зайти внутрь. Кордон его, естественно, не пропустил. Старец не настаивал, но приходил и во второй, и в третий день. Наконец, в сам праздник Благовещенья Пресвятой Богородицы он был допущен в дом.

Окружавшие дом милиционеры слышали ласковый и добрый голос старца, который по-отечески обращался к девушке и спрашивал, сильно ли она устала стоять. Через некоторое время охрана опомнилась, что посетителю пора бы уже и выйти. Зайдя в дом, дежурные увидели только одиноко стоящую посреди комнаты холодную девушку, но никакого старца нигде не было.

Интересно! Позже, у ожившей Зои спрашивали, куда подевался ее посетитель. Она показала рукой на икону Николая Угодника и сказала, что он ушел туда. И действительно, в облике Чудотворца были очень похожие черты того старичка, который приходил к Зое.

Это интересно: Страшный суд Божий

Оживление

В ночь на Пасху, которая в том году была 6 мая, Зоя особенно громко кричала и просила молиться, каяться в грехах. Ее тело начало отогреваться, в мышцах появилась мягкость. Наконец, ее смогли сдвинуть с места и даже уложили в кровать. Но даже и лежа в постели, девушка продолжала слезно плакать, каялась в своих грехах и призывала это делать всем, кто считает себя христианами. Говорила, что ей было очень страшно и что она видела, как горит земля от прегрешений человеческих.


Иеромонах Серафим служит водосвятный молебен и извлекает икону

Многие спрашивали у Зои, как она жила эти дни, кто ее кормил, как поддерживалась жизнь в ее окаменевшем теле. Девушка отвечала, что ее кормили голуби и они же не давали ей умереть. В общей сложности ее стояние продолжалось 128 календарных дней.

Важно! В христианской символике голубь характеризует собой Божью благодать, которая снисходит на людей и человечество в целом. Дальнейшая судьба Зои Каранухиной достоверно неизвестна

По наиболее распространенной версии на третий день после Пасхи, принеся покаяние в грехах, примирившись с Богом и людьми, душа Зои отошла ко Господу. Но есть мнение, что слух о смерти девушки был послан специально, чтобы оградить ее дальнейшую жизнь от навязчивого внимания. По мнению некоторых современников тех событий, Зоя ушла в монастырь и до глубокой старости молила Господа за весь человеческий род

Дальнейшая судьба Зои Каранухиной достоверно неизвестна. По наиболее распространенной версии на третий день после Пасхи, принеся покаяние в грехах, примирившись с Богом и людьми, душа Зои отошла ко Господу. Но есть мнение, что слух о смерти девушки был послан специально, чтобы оградить ее дальнейшую жизнь от навязчивого внимания. По мнению некоторых современников тех событий, Зоя ушла в монастырь и до глубокой старости молила Господа за весь человеческий род.

«Зоино стояние»

Самара. Дом, в котором жила Зоя

В 1956 году в Куйбышеве (ныне городу возвращено его исконное имя — Самара) случилось то, что потрясло весь православный мир, — знаменитое «Зоино стояние».

Зоя снимает со стены образ Николая Чудотворца и начинает танцевать с ним

Работница трубного завода, некая Зоя, решила с друзьями встретить Новый год. Ее верующая мать была против веселья в Рождественский пост, но Зоя не послушалась. Все собрались, а Зоин жених Николай где-то задержался. Играла музыка, молодежь танцевала, только у Зои не было пары. Обиженная на жениха, она сняла икону Святителя Николая и сказала: «Если нет моего Николая, потанцую со святым Николой». На увещевания подруги не делать этого, она дерзко ответила: «Если Бог есть, пусть Он меня накажет!» С этими словами она пошла по кругу. На третьем круге комнату вдруг наполнил сильный шум, поднялся вихрь, молнией сверкнул ослепительный свет, все в страхе выбежали. Одна только Зоя застыла с прижатой к груди иконой Святителя, окаменевшая, холодная, как мрамор.

Зоя прирастает к полу и каменеет

Ее не могли сдвинуть с места, ноги ее как бы срослись с полом. При отсутствии внешних признаков жизни Зоя была жива: сердце ее билось. С того времени она не могла ни пить, ни есть. Врачи прилагали всевозможные усилия и старания, но не могли привести ее в чувство.

Товарищи вызывают милицию и скорую, но врачи не могут помочь

Весть о чуде быстро разнеслась по городу, многие приходили посмотреть Зоино стояние. Но спустя некоторое время городские власти опомнились: подходы к дому перекрыли, и его стал охранять наряд дежурных милиционеров, а приезжим и любопытным отвечали, что никакого чуда здесь нет и не происходило.

Иеромонах Серафим, которого допустили в дом, служит водосвятный молебен, извлекает икону из рук девушки и возвращает ее на место

Дежурившие на Зоином посту по ночам слышали, как Зоя кричала: «Мама! Молись! В грехах погибаем! Молись!» Медицинское обследование подтвердило, что сердцебиение у девушки не прекратилось, несмотря на окаменелость тканей (не могли даже сделать укол — иглы ломались). Приглашенные священники после совершения молитв не могли взять икону из ее застывших рук. Но в праздник Рождества Христова пришел отец Димитрий Тяпочкин (будущий иеромонах Серафим), отслужил молебен и освятил всю комнату. После этого он взял из рук Зои икону и сказал: «Теперь надо ждать знамения в Великий день (то есть, на Пасху)».

К Зое является сам Николай Чудотворец и освобождает ее

Перед праздником Благовещения некий благообразный старец просил охрану пропустить его. Ему отказали. Появлялся он и на следующий день, но и другая смена его не пропустила. В третий раз, в самый день Благовещения, охрана его не задержала. Дежурные слышали, как старичок говорил Зое: «Ну что, устала стоять?» Прошло какое-то время, старец все не выходил. Когда заглянули в комнату, его там не обнаружили (все свидетели происшедшего убеждены, что являлся сам Святитель Николай).

Зоя испытывает страшные мучения, кается и приходит к вере

Зоя простояла 4 месяца, до самой Пасхи. В ночь на Светлое Христово Воскресение Зоя громко взывала: «Молитесь! Страшно, земля горит! Весь мир в грехах гибнет! Молитесь!» С этого времени она стала оживать, в мускулах появилась мягкость, жизненность. Ее уложили в постель, но она продолжала взывать и просить всех молиться о мире, гибнущем во грехах, и о земле, горящей в беззакониях. Молитвами святителя Николая Господь помиловал ее, принял ее покаяние и простил ее грехи… Все случившееся настолько поразило жителей Куйбышева и его окрестностей, что множество людей обратилось к вере. Многие спешили в церковь с покаянием, некрещеные крестились, не носившие креста стали его носить (даже не хватало крестов для просящих).

Отцу Димитрию запретили рассказывать о взятии иконы у Зои и направили служить в отдаленное село. Но, несмотря на это, люди тянулись к отцу Димитрию, что не устраивало власти.

26 октября 1960 года в селе Соколовка епископ Курский и Белгородский Леонид совершил постриг протоиерея Димитрия в монашество с именем Серафим.

С 14 октября 1961 года и до конца своих дней отец Серафим был настоятелем Свято-Никольского храма в селе Ракитном Белгородской области. Отец Серафим всего себя отдавал ближним, чтобы спасти по крайней мере некоторых (1 Кор. 9, 22), которые услышат голос Церкви и покаются в своих грехах.

БОГОМОЛКИ: МИЛИЦИОНЕР ПОСЕДЕЛ ОТ СТРАХА

Многим верующим в Самаре известна пенсионерка А. И. Федотова.

«В те дни возле дома Зои я была дважды, — рассказывает Анна Ивановна, — приезжала издалека. Но дом был окружен милицией. И тогда я решила расспросить обо всем какого-нибудь милиционера из охраны. Вскоре один из них — совсем молоденький — вышел из калитки. Я пошла за ним, остановила его: «Скажите, правда, что Зоя стоит?» Он ответил: «Ты спрашиваешь в точности, как моя жена. Но я ничего не скажу, а лучше смотри сама…» Он снял с головы фуражку и показал совершенно седые волосы: «Видишь?! Это вернее слов… Ведь мы давали подписку, нам запрещено рассказывать об этом… Но если бы ты только знала, как страшно мне было смотреть на эту застывшую девушку!»

События в доме Зои

Фото: Pravoslavie.ru

Девушка по имени Зоя, жительница г.Куйбышев (ныне Самара), решила отметить со своими друзьями Новый год. Ее мама, верующая женщина, увещевала дочь, что в пост нельзя этого делать, однако Зоя собрала друзей. Начались танцы, все были парами, только вот Зоин приятель Николай где-то задержался. Тогда она, возбужденная музыкой и весельем, схватила со стены икону Николая Угодника и пустилась с ней в пляс со словами: «Раз Николая нет, я со святым Николой потанцую». Напуганная подружка уговаривала Зою не поступать так, но та дерзко заявила: «Если есть Бог, то пусть он меня накажет».

Фото: Pravoslavie.ru

И через несколько шагов Зои с иконой, внезапно раздался шум, сверкнула вспышка света и девушка вдруг замерла с иконой в руках, холодная, как будто мраморная. Все гости в страхе выбежали из дома, а когда вернулись, то никто не мог сдвинуть Зою с места, ее ноги срослись с полом, руки крепко держали икону. Она была как мертвая. Вызвали скорую помощь, но врачи ничего не могли сделать, хотя при прослушивании было ясно, что Зоя жива, ее сердце билось. Ни один укол невозможно было ей сделать – иглы не втыкались в окаменевшие мышцы, ломались.

К дому Зои начали стекаться люди, чтобы увидеть это страшное чудо и выяснить, что случилось. Скоро весь город знал об этом. Но вскоре милиция перекрыла подходы к дому и не стала никого пускать. Всем, кто не попал в дом в первые дни стояния Зои, отвечали, что никакого чуда нет и не было.

Всё, что мы знаем о мире — есть кем-то рассказанная история

После случая на Чкаловской жители города пошли в церкви. Крестились сами, крестили детей… И это — в послевоенном, промышленном, закрытом Куйбышеве, в стране победившего атеизма! Авторитет церкви возрос в разы. И, несмотря на явные несостыковки и пробелы в этой истории, люди продолжают верить в «чудо стояния Зои».

По-хорошему, все домыслы и слухи вокруг «чуда» даже сейчас можно развеять обычным журналистским расследованием. Выяснить, например, работала ли в то время на заводе имени Масленникова Зоя Карнаухова и откуда вообще взялось это имя и фамилия? Ведь до 1990-х годов в городской легенде имя девушки даже не упоминалось. Узнать, что за священник снимал жильё в доме на Чкаловской. Разобрать хронологию одного нелицеприятного скандала, случившегося незадолго до «стояния Зои» в церковно-приходской школе Петропавловского храма… Только зачем? Давно известно — чем сильнее борешься с мифом, тем больше людей будут в него верить.

Сейчас о «каменной девушке» пишут книги, сюжет включают в житийные иконы Николая Угодника. «Стоянию Зои» посвящают телешоу. А в 2009 году режиссер Александр Прошкин снял по мотивам самарской истории фильм «Чудо», который был удостоен специального приза Московского международного кинофестиваля.

Бывший дом Клавдии Болонкиной. Зима 2018 года

На улице Чкалова, рядом с домом 84, установлена скульптура Николая Чудотворца. А сам дом, в котором якобы произошло «стояние Зои», сгорел несколько лет назад. В Самаре идёт застройка старых кварталов…

Статья в «Московском комсомольце»

Данные от соседей, приведённые в газете «Московский комсомолец», сообщают, что, вероятно, история Зои является вымыслом некоей Клавдии Болонкиной.

Дом № 84 принадлежал Клавдии Болонкиной, а имён Зои Карнауховой и монаха Серафима в архивах найдено не было. По рассказам одной женщины, танцы с иконой действительно имели место, и проходившая монахиня бросила: «За такой грех обернёшься ты соляным столбом!», — а Клавдия начала распускать слух, что так и произошло.

Согласно одному жителю Самары, имя Зое Карнауховой дала женщина по имени Зоя, поверившая в историю настолько фанатично, что отождествляла себя с окаменевшей девушкой. Постепенно знакомые стали называть её «каменной Зоей».

Увековечивание истории

В 2010 году, по велению главы города, было принято решение об установлении памятного знака в честь легендарной Каменной Зои. Он находится на той самой известной улице. Скульптурное изображение Святителя Николая Чудотворца является своего рода напоминанием о давно минувшем событии, но при этом образ самой Зои здесь не присутствует. Однако ее имя упомянуто на табличке, которая есть на этом памятнике. В храме, расположенном на окраине Самары, люди молятся о чуде перед иконой Святого Николая Чудотворца. По краям расположены миниатюры, запечатлевшие кадры, связанные с тем давним событием.

Об этом упоминалось в фильме «Линия защиты. Каменная Зоя». В те времена люди нуждались в чуде, ибо старый порядок рухнул, а на смену ему должно было придти что-то новое. Религия начинала возрождаться, стало необходимым подтверждением ее силы. Случившееся поразило многих людей, и они стали стремительно обращаться к вере. В то время даже крестов не хватало для просящих.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector