Богоявленский старо-голутвин монастырь

Экскурсия Коломенские монастыри — точки земной красоты

Коломна — город церквей и монастырей, выдающийся духовный центр.

Предлагаю совершить вместе со мной экскурсию в два древнейших подгородних монастыря. Они мужские, заглянем в них… и осознаем, что всё «возвращается на круги своя». Коломенские монастыри — средоточие духовности и «богословия» в камне — продолжают свое монашеское делание.

В нашем путешествии состоится встреча с Бобреневым и Старо-Голутвиным монастырями. Учитывая их древнее происхождение, 14 век, надо полагать, что выполняли они изначально не только религиозные функции. Они были форпостами на подступах к Коломне и располагались в стратегически важных местах.

Бобренев монастырь — место молитвы за воинов, павших в КУЛИКОВСКОЙ битве. Расположен монастырь на левом берегу Москвы-реки, напротив Коломенского кремля. Сама Коломна стоит на трех реках и всегда славилась заливными пойменными лугами. Главным из них был Святой луг Богородице-Рождественского Бобренева монастыря. Святой луг был знаменит своими душистыми, медоносными и целебными травами, называемыми в народе Богородичными. С древних пор монахи Бобренева монастыря известны как хорошие лекари, они собирали на монастырском лугу целебные травы и вплоть до 1917 года врачевали болящих. С высокой монастырской площадки мы полюбуемся на абсолютно плоскую москворецкую луговину и панораму Коломенского кремля, восхитимся смелым замыслам основателей обители.

Самая почитаемая святыня в этом монастыре — Федоровская икона Божией Матери (18 век). Происхождение иконы окутано множеством легенд, но фактом остается то, что ее существование сопровождается чудесами и исцелением, она чудотворная. Молитва перед ней утешает в печали, помогает укрепить семью и избавляет от бесплодия. Ознакомившись с историей монастыря, ее архитектурой, легендами и «днем насущным», мы возьмем курс на Старо-Голутвин монастырь, находящийся на другом конце города, в 7 км от него.

Старо-Голутвин монастырь — как и Бобренев, стоит в стратегически важном месте, на слиянии Москвы-реки и Оки. Он встретит нас не только золотыми куполами, но и необычной оградой с высокими готическими башнями, возведенными известным архитектором Матвеем Казаковым

Когда зодчего спросили, почему он возвел самое высокое свое творение не в центре Коломны, а на окраине, то он ответил, что хотел таким образом подчеркнуть тот простор, который он почувствовал и увидел на этом месте. Как видим, везде для создателей летописи в камне важен окружающий ландшафт! Но этот монастырь испокон веков притягивал к себе прежде всего авторитетом основателя обители — Сергия Радонежского.

Известно, что «Игумен земли Русской» основал на Руси множество монастырей, в ряду этих святынь находится и наш Голутвин монастырь. Имя Святого Сергия вошло в коломенские предания, стало частью нашей изустной летописи, оно родственно нам особой сердечной памятью

Монастырь пользуется вниманием паломников, в нем с 1996 года действует коломенская духовная семинария

Страшные гонения советского времени нанесли неисчислимые раны православной Коломне. Почти все храмы и монастыри были закрыты и осквернены, образовалась бездуховная пустыня. Но сегодня мы видим, что молитва не угасла ни в священном городе Руси, ни в ее монастырях. Все «возвращается на круги своя», живет монашеское делание, монастыри по-прежнему являются точками духовности, точками земной красоты!!!

На маршруте, кроме монастырей, мы посетим еще два самых выразительных в архитектурном плане храма: Зачатия Иоанна Предтечи в Городищах (это самый древний храм Подмосковья (нач. 14 в.) и Троицкий храм в старинном селе Щурово (единственный в районе храм Византийского стиля (1900 г.).

Экскурсия длится от 4 часов. Экскурсия возможна как на транспорте заказчика, так и авто под заказ (оплачивается отдельно).

История Бобренева монастыря

В история Бобренева монастыря есть несколько ключевых вех, каждая из которых тесно связана с историей России и происходящими в ней событиями.

Строительство монастыря

Первое упоминание о Бобреневе монастыре под Коломной приходится на 1578 год, но находки археологов свидетельствуют о более ранней датировке. Исследования и раскопки на территории обители позволили историкам предположить, что возвели ее на рубеже XIV-XV веков.

Эти предположения совпадают с народным преданием, согласно которому строительство началось в 1381 году. Его инициаторами стали Дмитрий Донской и Дмитрий Волынец. Еще в 1380 году они дали обет перед Куликовской битвой: если выиграют сражение, построят на коломенских землях монастырь. Так оно и вышло.

Примечательно, что знаменитая битва пришлась на Рождество Богородицы, в честь чего монастырь и получил одно из своих названий. К слову, их у него три — Богородицерождественский, Обетный и Бобренев. Считается, что последнее название обитель получила по семейному прозвищу Д. Волынца.

Историки предполагают, что первый монастырский храм был белокаменным, однокупольным и трехапсидным. Он составлял прекрасную архитектурную композицию с Успенским собором в Коломне, который также был посвящен долгожданной победе над Золотой Ордой.

История с конца XVII по XX век

В конце XVII века Бобренев монастырь под Коломной сильно обветшал и нуждался в реконструкции. Тогда это был уже небольшой храмовый комплекс, но преимущественно с деревянными постройками. Их век пришел к концу и новые сооружения строили из кирпича.

На постепенно увеличивающейся территории появилась новая церковь, игуменские покои и архиерейский дом, келейный корпус для насельников, различные хозяйственные постройки. По периметру монастыря установили новую ограду, повторяющую архитектурную форму старинной предшественницы.

С приходом советской власти Бобренев монастырь, как и многие другие, закрыли, разграбили и осквернили. Много лет его строения использовали как склады для удобрений, а в Богородицерождественской церкви действовала мастерская по ремонту сельхозтехники.

К 90-м годам XX века состояние Бобренева монастыря было более чем плачевным. Часть построек была разрушена людьми, часть — не выдержала испытания временем. Но в 1991 году Алексий II благословил обитель и там наконец-то приступили к восстановительным работам.

Возрождение обители

Ремонт начали с настоятельского корпуса, где обустроили домовую церковь. Затем отреставрировали Рождественский собор, хозяйственные постройки.

Рабочие, историки и художники приложили все усилия, чтобы вернуть обители исторический облик XVII века. Его подчеркивает восьмигранная колокольня на квадратном основании, скромный келейный корпус, белоснежная двухэтажная церковь Рождества Богородицы.

Название

Есть несколько версий толкования названия:

  • Дано по названию местности Голутвино, которое, в свою очередь, образовано от слова «голутва». Им обозначается лесная просека, то есть вырубка по лесной дороге от города к Окской переправе. Возможно, голутва означает также речной берег без леса.
  • Название Голутвино может также происходить от древне-русского слова голытьба (голыдьба, голижьба), означавшего разбойников из племени Голяда, пришедших в эти края по р. Оке с берегов р. Протвы. на границе Московской и Владимирской областей.

Приставка Старо- в названии обители появилась в конце XVIII — начале XIX века, в 1799—1800 гг., когда была упразднена Коломенская епархия. Для сохранения архиерейского подворья в Коломне (где власти собирались устроить военные казармы) митрополит Московский Платон (Левшин) распорядился переселить туда братию Голутвина монастыря. Образовался Ново-Голутвин Свято-Троицкий монастырь, в подчинение которого вошли опустевший Старо-Голутвин и Бобренев монастыри.

Последующие злоключения

Не принёс братии облегчения и следующий век. В самом его начале была упразднена Коломенская епархия, в связи с чем город покинул правивший доселе архиерей. Чтобы дома, входившие в комплекс его резиденции, не пустовали, не разрушались, а главное, не были использованы в качестве казарм, в них спешно переселили монахов. После этого Старо-Голутвин мужской монастырь (Коломна) несколько лет простоял всеми покинутый, а его собор был преобразован в приходской храм.

Жизнь в стены древней обители вернулась после того, как решением митрополита Московского и Коломенского Платона (Левшина) она была объединена с Богородице-Рождественским Бобреневым монастырём. Это дало возможность за счёт его земельных угодий вновь обрести достаток, и не только возродить прежнюю иноческую жизнь, но и провести весьма значительные ремонтно-восстановительные работы, необходимые после периода запустения.

История монастыря

Одна из псевдоготических башен 1778 года

Один из многих монастырей, возникших в результате подвижнической деятельности Сергия Радонежского. Первым настоятелем считается ученик Сергия — Григорий Голутвинский. Он был поставлен игуменом новообразованной обители коломенским епископом Герасимом. В источниках имеется упоминание о коломенском епископе Григории, относящееся к этому времени. Возможно, этим епископом и был преподобный Григорий Голутвинский.

Монастырские легенды утверждают, что под руководством преподобного Сергия было выбрано не только место обители, но и заложен первый храм, в честь Богоявления. Сегодня в подклете Богоявленского храма монастыря можно видеть остатки первоначального фундамента храма, называемые «камушки преподобного». По преданию, когда возникла нужда в колодце, преподобный Сергий указал братии место на территории монастыря, где вскоре забил источник. Он действовал вплоть до первой половины XX века, когда после закрытия монастыря источник был засыпан, а впоследствии забетонирован властями. До закрытия монастыря в 1929 году в монастыре хранились святыни, связанные с именем святого: его посох, наперсный крест, ризы.

В связи с набегами татар устроение монастыря на р. Оке имело и значение укрепляющего звена в оборонительном поясе монастырей. Это в свою очередь послужило будущему развитию и упрочению обители.

XV в.

В XV веке монастырь всё более возвышался, росло его благосостояние, укреплялась монашеская жизнь.
Заложен зимний храм преподобного Сергия Радонежского. Он имел высокий подклет, различные подсобные помещения: одностолпная братская трапезная, поварня и хлебодарня. Возведена колокольня между Сергиевским и Богоявленским храмами (разобрана в конце XVIII в.).

Монастырь имел владения в Москве (Голутвинская слобода), в 1472 г. князь Юрий Васильевич передал в дар монастырю сёла Рожек и Маливку.

1480 г. — посещение обители великим князем Иваном III, перед выступлением против татарского хана Ахмата (стояние на реке Угре).

Когда мы вошли в монастырь, нас встретили по обыкновению и ввели в большую церковь Богоявления… Вход в эту церковь чудный высокий, с трёх сторон, кругом – галерея с тремя дверями. Церковь весьма древняя. Мы отстояли в ней вечерню и пошли помолиться в другую церковь, которая находится в трапезе отцов. Она весьма древняя и красивая, в честь одного из новых святых, по имени Сергия… Между этими двумя церквами высокая колокольня с приподнятым высоким куполом наподобие куполов церковных.

Архидиакон Павел Алеппский, 1656 г.

XVI в.

Значительно растёт благосостояние обители. Монастырь посещает царь Иван Грозный. Содержится богатая библиотека.

XX в.

В апреле настоятелем монастыря, за год до своей кончины (1  апреля ), был назначен почитаемый старец Варсонофий Оптинский. Монастырь был закрыт в 1929 году. Передан в ведение Московской епархии в 1994 году; с декабря 1994 года возобновлены регулярные богослужения. В 1995 году в монастырь переведено Московское епархиальное духовное училище, впоследствии преобразованное в Коломенскую православную духовную семинарию.

XXI в.

В октябре 2012 года здания исторических восточного братского, западного гостиничного корпуса и ряд других были переданы Коломенской семинарией в ведение монастыря.

Святыни Коломны

С приходом советской власти, монастырь был закрыт, а его строения использовались в различных хозяйственных целях. Не так давно монастырь отреставрировали, на его территории открыта духовная семинария. Ежегодно посетить старинную обитель и преклониться к Целительным иконам и мощам святых, а также к части Животворящего Креста Господне и тернового венца, стремятся тысячи паломников.

Богородице-Рождественский монастырь, основанный в 1381 году Дмитрием Донским и Сергием Радонежским, в честь Куликовской битвы, расположен в окрестности Коломны. Здесь в поселке Старое Бобренево, так же хранится множество святынь, которые удалось сохранить, на протяжении 600 лет, не смотря на закрытие обители в период правления советской власти.

  • Свято-Троицкий Ново-Голутвин монастырь был возведен в 19 столетии, и повторно реконструирован в 1996 году. С тех пор и по сей день, обитель активно развивает православную и духовную жизнь. На территории монастыря проводят экскурсии, по святыням, а так же по ремесленническим мастерским. Здесь открыт действующий медицинский центр, где работают монахини, детский приют и гостиница для паломников. Местный хор, поющий на церковных службах, прославляет монастырь, гастролируя с церковным пением по стране и за границей. Ознакомится с культурой развития религиозной жизни, стоит каждому.
  • Храм Николая Чудотворца на Посаде — один из старейших храмов в центральной России. Его история начинается с 16 столетия, он был возведен из дерева, каменная постройка приобрела жизнь в 18 веке.

Не смотря на закрытие храма, в советское время, сегодня святыня отреставрирована и служит православным прихожанам.

Иоанно-Предтеченская церковь была возведена в 14 столетии, точные годы постройки до сих пор не известны. Церковь является одной из старейших святынь во всей области.

В нынешнее время, после реконструкции, храм открыт для всех православных верующих. А его редкие святыни, которые удалось сохранить, находятся в Третьяковской галерее.

Ежегодно посетить старинную церковь стремятся сотни паломников.

Характерные черты шатрового храма

Восьмерик (четверик) ― многоугольное основание шатра.

Шатер ― многогранная пирамида, служащая для завершения храма.

После окончания строительства на молельную церковь династии Рюриковичей съезжались посмотреть из разных мест. О ней говорили как о чуде. «Бе же церковь та велми чюдна высотою и красотою и светлостию, такова не бывала преже сего в Руси», ― восхищался в летописи современник. Удивительным образом слава церкви не будет увядать вопреки законам времени. Через триста с лишним лет с момента постройки парижский композитор Гектор Берлиоз после визита в Москву напишет: «Ничто меня так не поразило в жизни, как памятник древнерусского зодчества в селе Коломенское. Много я видел, многим любовался, многое поражало меня, но время, древнее время в России, которое оставило свой памятник в этом селе, было для меня чудом из чудес».

Коломенское уже давно стало частью Москвы, здание церкви неоднократно ремонтировали и перестраивали, но оно ничуть не утратило обаяния.

В начале 90-х храм занесли в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО, а в 2007 году воссоздали древний иконостас с царскими вратами и заново открыли церковь для посещений. Теперь сюда приходят рассматривать экспонаты в церковном музее и слушать службы по большим праздникам. Под резной колокольней храма раскинулась терраса-гульбище, которая потом была превращена в галерею. По трем крытым лестницам некогда гуляли великие князья, а теперь здесь отдыхают все желающие.

Расцвет

Древний храм к началу XVIII века изрядно обветшал. Офицерские описи 1763 года сообщают о начатом ещё в 1757 году строительстве нового кирпичного собора. Вторая монастырская церковь — Входоиерусалимская — сохранила в XVIII веке свой древний облик трапезной с шатровым храмом. Та же офицерская опись указывает на ещё одно каменное сооружение — Святые ворота, всё остальное было деревянное.

В 1790 году при епископе Коломенском Афанасии вместо существующего храма воздвигнута церковь новой архитектурной формы в два этажа с трапезною вверху — церковь во имя Алексия человека Божия. Затем выстроены были игуменские покои и архиерейский дом, который в летнее время служил дачей коломенского архиерея.

В 1795 году монастырь обнесён каменной оградой с башнями по углам по проекту великого зодчего Матвея Казакова.

В 1800 году, по перенесении Коломенской архиерейской кафедры в Тулу, оставшийся свободный архиерейский дом в Коломне митрополитом Платоном был обращён в Троицкий Ново-Голутвин мужской монастырь, в который были переведены иноки из Старо-Голутвина монастыря, и в то же время к сему последнему был приписан Бобренев монастырь со всеми прилежащими угодьями.

В 1830 году построенный в 1790 году храм из двухэтажного переделан в одноэтажный, главный престол — Рождества Пресвятой Богородицы перенесён вниз, верхний этаж был выломан и окна заложены, престол Алексия человека Божия упразднён. Поскольку храм этот был холодным, то для зимнего служения в трапезной были устроены два придела: справа — в честь Казанской, а слева — в честь Феодоровской икон Божией Матери. Восьмигранная, увенчанная шатром колокольня на квадратном основании типологически восходит к образцам XVIII века, однако трактовка архитектурных форм и барочные детали позволяют её считать современной собору.

Настоятельский корпус представляет собой двухэтажное кирпичное здание. Первый этаж принадлежит архиерейскому дому конца XVIII века, верхний надстроен в 1861 году. Двухэтажный келейный корпус сложен из кирпича. Нижний этаж относится к игуменским кельям конца XVIII века, верхний — сооружён 1861 году. Одноэтажный келейный и конюшенный корпуса — скромные кирпичные здания, интересные формой оконных и дверных проёмов с треугольным верхом.

Ограда вдоль восточной и южной границы территории с четырьмя круглыми двухъярусными башнями по углам выстроена в 1790—1795 годах в форме псевдоготики. Нарядное белокаменное убранство башен на фоне краснокирпичных стен придаёт им большую декоративность. Ограда с западной и северной сторон монастыря возведена в середине XIX века с воспроизведением характера архитектуры XVIII века.

В 1850 году Бобренев монастырь вновь получил самостоятельность.

В 1861 году благотворителем Д. И. Хлудовым, по благословению святителя Филарета, был сооружён на том месте, где существовало и временем уничтожено жилое здание с церковью внутри Входа в Иерусалим, отдельный тёплый храм во имя Феодоровской иконы Божией Матери с двумя приделами: Казанской иконы Божией Матери и преподобного Давида Солунского. Вместо ветхого братского помещения были выстроены два каменных корпуса со всеми надвратными принадлежностями, и сверх этого пожертвована пахотная земля.

Вероятно, во второй половине XIX века появляются хозяйственные постройки монастыря и дополнительная площадь участка, пожертвованная Д. И. Хлудовым, окружается новой каменной оградой, повторяющей архитектурные формы ограды конца XVIII века. 29 июля 1865 года Бобренев монастырь был возведён на степень самостоятельной обители с тем, чтобы иметь в нём одного настоятеля, одного казначея и 15 человек братии.

К концу XIX века в соборе Рождества Богородицы был вызолочен трёхъярусный иконостас резной работы, иконы старинной живописи.

На рубеже XIX—XX веков монастырь был известен своей медицинской помощью окрестному населению и коломенским жителям. 14 апреля 1903 года игуменом Варлаамом при Бобреневом монастыре была открыта церковно-приходская школа.

Со дня основания и вплоть до закрытия обители здесь ежедневно возносились молитвы о воинах, павших на Куликовом поле.

Коломенские Монастыри

Во все времена Коломна была религиозным центром Московского княжества и всегда гордилась своими святыми местами и монастырями. Самый древний Коломенский монастырь – Богородице-Рождественский Бобренев монастырь

, он является архитектурным памятником храбрости и доблести русских воинов, которые разгромили войско хана Мамая в Куликовской битве. Монастырь был возведен на деньги князя Дмитрия Донского, а наблюдал за строительством князь Боброк-Волынский, который был правой рукой Дмитрия Ивановича. Второе название монастырь получил, потому что был возведен на землях боярина Бобрени. Также есть легенда, согласно которой монастырь был построен в лесах, где промышлял Бобреня-разбойник.

На территории монастыря расположены два храма: Храм Рождества Богородицы, который возвели в в1790 году и Храм Святого Великомученика Фёдора, построенный на средства благотворителя Хлудова в 1861 году. Корпуса с кельями относятся к XVIII-XIX вв. В 1778 году была построена ограда с воротами и башнями, которая не имеет аналогов во всем Подмосковье. В 1930 году была прекращена служба в храмах, но на сегодняшний день обитель действующая.

Старо-Голутвин монастырь

в Коломне второй по старшинству. Он был основан возле слияния Оки и Москвы-реки в 1385 году Сергием Радонежским. Все постройки первоначально были деревянными, первый каменный Богоявленский собор был возведен в начале 1700-х годов. Сергиевская церковь была построена в 1833 году. В полном комплексе строений монастыря особое место можно отдать ограде, которая была возведена по проекту архитектора М. Ф. Казакова. Во время войны монастырь был базой артиллерийских частей Красной Армии и сильно пострадал от солдат, которые тренируясь в точности стрельбы, использовали в качестве мишеней лики и одежды святых. В начале 90-х годов были проведены тяжелейшие работы насельниками монастыря по восстановлению обители.

В юго-западной части Коломенского кремля расположен Успенский Брусенский монастырь

, который был основан во второй половине XVI века. Перед Казанским походом Иван Грозный дал обет, что в случае победы он построит в Коломне монастырь. По легенде монастырь был мужской и первыми его населяли участники Казанского похода. На территории монастыря расположена Успенская церковь, которая является первой постройкой в шатровом строительстве. Ограда монастыря с башнями и двумя воротами была возведена в 1778 году. Эту постройку также относят к разработкам М.Ф. Казакова, который в свое время был автором градостроительного плана Коломны. Расцвет обители связывают с появлением в ней игуменьи Олимпиады, которая в Коломну была направлена митрополитом Филаретом. С ее появлением связывают строительство Крестовоздвиженского собора, освященного в 1856 году, также здесь были созданы келейный корпус, трапезная и дом настоятельницы.

Череду действующих Коломенских монастырей завершает Свято-Троицкий Ново-Голутвин монастырь

. На территории этого монастыря в XIV – XVIII вв. была расположена резиденция коломенских епископов. В 1783 году была построена церковь Покрова Богородицы. Так же на территории монастыря расположены Троицкая церковь, Трапезный и Семинарский корпуса. Под руководством архитектора М.Ф. Казакова было перестроено подворье, а также возведена ограда с наугольными башнями и тремя воротами. В 1825 году монастырь украсила ампирная колокольня с изображением Святой Троицы. Вначале монастырь был мужским, и после закрытия в 1918 году его помещения использовали как жилые дома. После возвращения монастыря Православной церкви в 1989 году были отреставрированы Троицкий собор и Покровский храм. На сегодняшний день это действующий монастырь женский, однако, при этом он сохранил прежнее название.

Далее: Бобренев монастырь

→ Главная → Старая Коломна → Коломенские монастыри

Иоанно-Предтеченская церковь

Красивый, восстановленный после десятилетий забвения храм, с длинной историей. Ученые не могут точно сказать, сколько столетий существует в Коломне этот храм. Ориентировочная дата постройки – XIV столетие. Сильно пострадавший и лишившийся всех исторических ценностей, в том числе и иконостаса датируемого XVII столетием, храм встречает всех отреставрированными стенами и ажурной колокольней. Недавно снабженной новыми, сделанными на заказ, колоколами, заменившими утраченные в советские годы. Единственная ее уцелевшая икона, изображающая Предтечу, выставлена в Третьяковской галерее.

Коломенский кремль

Самая яркая часть города, заключившая в своих старинных стенах несколько красивых церквей и соборов. Среди них каменная Крестовоздвиженская церковь – легкий ампир XIX столетия, известная своей копией исторический иконы Донской Богоматери. Одноименный собор был воздвигнут на два десятилетия позже, украшен зелеными куполами и золотыми маковками. Храм Николы Гостиного дошел до нас из далекого XIV столетия, был просроен купцами, желавшими помолиться пораньше, еще до начала торгов. Обновленный в XIX столетии Тихвинский храм простоял закрытым ровно семьдесят лет. После чего был отремонтирован и возвращен верующим.

Адрес и контактная информация

Точный адрес Новоголутвинского монастыря: г. Коломна, район Старая Коломна, ул. Лазарева, д. 11А. Обитель ежедневно принимает паломников и гостей с 07:00 до 20:00.

Контактная информация:

  • адрес электронной почты – info@novogolutvin.ru;
  • телефонный код Коломны – 261 (для Московского региона), 09661 (для других субъектов РФ);
  • заказ экскурсий – 4-75-07 (монахиня Матрона);
  • канцелярия – 2-07-07 (тел/факс);
  • +7-916-816-72-25 (монахиня Мария), +7-916-506-49-39 (монахиня Афанасия).

Сейчас Новоголутвинский монастырь в Коломне – не просто одна из многочисленных обителей Подмосковья, но и важнейший культурный и религиозный центр. Во многом благодаря этому монастырь неоднократно посещали высшие сановники РФ: от действующего и бывшего президента до членов правительства и депутатов Госдумы.

Церкви и монастыри Коломны

Россия / Все достопримечательности Коломны / Церкви и монастыри Коломны

Классификация достопримечатель­ностей Коломны:

Церкви (8)
Музеи (5)
Крепости (2)
Улицы и бульвары (1)

все типы

Другие города Московской области:

Чехов (5)
Одинцово (2)
Солнечногорск (2)
Подольск (1)
Сергиев-Посад (1)
Пушкино (1)
Зарайск (1)

все города

Коломна на карте

Население:

144 тысяч человек.

Основан:

в 1177 году.

Расстояния:

110 км от Москвы

Коломна — один из древнейших городов Подмосковья. Долгие века перед его мощными стенами творилась история России: отсюда Дмитрий Донской шёл биться на Куликово поле, отсюда же Иван Грозный ходил брать Казань… Бурная 8-вековая история города отражается в дошедших до наших дней памятниках — многочисленные достопримечательности Коломны привлекают сюда огромное количество туристов.

Самые интересные достопримечательности города (кликайте на фото):

Успенский собор

XIV-XVII века

Рейтинг 4

Храм, в XVII веке переложенный из камней древнего собора, заложенного в честь побед Дмитрия Донского над войском Золотой Орды

Новоголутвинский Свято-Троицкий монастырь

Не самая старинная, но весьма уютная и атмосферная обитель встречает туристов приехавших в исторический центр города с целью осмотреть все церковные достопримечательности Коломны. Монахов сюда переселили три века назад, придав монастырю старинный Троицкий храм. Кстати, монастырские храмы хорошо сохранились и сберегли свои ценности, в том числе резной иконостас, выполненный из пород красного дерева и второй – сработанный из керамики. А в церкви Покровов Божией Матери из-под толщи краски освободили старые фрески. Самой заметной частью обители была колокольня, возвышавшаяся над подворьем на 55 метров.

Превратности судьбы

На дворе стоял 1764 год, когда из столицы, которая уже более полувека находилась в Санкт-Петербурге, пришло известие о том, что матушка императрица Екатерина II изволила провести церковную реформу, предусматривающую секуляризацию значительной части монастырских земель. Что означало это мудрёное слово, монахи не знали, но по лицу настоятеля поняли – дела плохи.

Они не ошиблись – скоро принадлежавшие им прежде земли были изъяты и перешли в собственность государства, что напрочь лишило обитель материальной самостоятельности. Голодать, к счастью, не пришлось, так как финансовые поступления, начисляемые им Священным синодом, не прекратились, хотя, надо сказать, тоже изрядно оскудели.

Иконография

Преподобный Григорий Голутвинский. С сайта http://petr-icons.ru

Димитрий ДонскойСергия Радонежского

Ранние единоличные иконы преподобного в наст. время неизвестны. Одна из них, первой половине XVIII веке, находилась над сев. вратами иконостаса Богоявленского собора Голутвина монастыря (над юж. дверями — парный образ прп. Сергия Радонежского), отмечена в описях обители 1820 и 1857 гг. . В иконописном подлиннике конца XVIII века содержится описание внешнего облика прп. Григория: «Сед, брада Власиева, ризы преподобническия» ; в рукописи 1820-х годов — под 5 ноября: «Сед, плешив, брада аки у Никона Радонежскаго, ризы преподобническия» .

Прп. Григорий представлен на иконе «Прп. Сергий Радонежский с учениками в молении Св. Троице» конца XVII века, выполненной в мастерской Троице-Сергиева монастыря (СПГИАХМЗ),- во 2-м ряду крайним слева, с поднятыми в молении руками, с длинной окладистой бородой . Ростовое изображение святого наряду с др. Радонежскими святыми помещено в росписи второй трети XIX в. в трапезной церкви прп. Сергия Радонежского Троице-Сергиевой лавры (в оконном откосе сев. стены). Среди сподвижников прп. Сергия Григорий присутствовал в композиции «Основание прп. Сергием Радонежским Троицкой обители» в зап. части храма Христа Спасителя (1870-е гг., худож. И. М. Прянишников). На хромолитографии «Собор прп. Сергия Радонежского с учениками, с видом Троице-Сергиевой лавры и житием преподобного» 1894 г. мастерской М. Т. Соловьёва в Москве (РГБ) Г. изображен в левой группе, во 2-м ряду, 2-м от прп. Сергия, оплечно, с темными волнистыми прядями волос на плечах и недлинной окладистой бородой.

Счастливое начало нового века

Начало нового, XVIII, века сложилось для монастыря как нельзя удачно. В нём была учреждена архимандрия, то есть отныне все его настоятели автоматически возводились в высокий сан архимандритов

Это ещё более повысило престиж обители и привлекло к ней внимание богатых вкладчиков, а также новые толпы паломников, усердно пополнявших монастырскую кассу

Такое неожиданное возвышение позволило развернуть на территории обители строительство и возвести на месте пришедшего в ветхость старого Богоявленского собора – того самого, который закладывал лично Сергий Радонежский, – новый, также посвященный чуду Богоявления. Собирались уже строить колокольню и каменную монастырскую ограду, но внезапное, невесть за какие грехи постигшее их несчастье нарушило все планы.

Церковь Михаила Архангела

Долгий путь от деревянного храма XIV столетия до роскошного здания в стиле модерн прошла светлая церковь Михаила Архангела. Последнее перевоплощение храм пережил в XIX столетии под руководством известного столичного архитектора. Почему-то ее сделали похожей на дворянское гнездо той эпохи, заменив привычный купол и маковку изящной ротондой в тон всему зданию, увенчанной главкой с миниатюрным золотым наконечником. В таком же изящном стиле выполнена и примыкающая колокольня. Храм десять лет назад вернули от музея верующим, и теперь над ним плывет малиновый звон новеньких колоколов.

Настоятели монастыря

Богоявленский и Сергиевский храмы

Надвратная колокольня

Вид на духовную семинарию

Памятная монета Банка России (2014)

  • прп. Григорий Голутвинский, ок. 1385—1405
  • иг. Авраамий, 1612—1614
  • иг. Евфимий, 1618—1619

архимандриты (с 1707 г.):

  • архим. Иоасаф, 1708—1724
  • архим. Никита, 1732—1733
  • архим. Виктор, 1735—1736
  • архим. Григорий, 1740—1744
  • архим. Софония, 1744—1747
  • архим. Феоктист, 1754—1756
  • архим. Вениамин, 1756—1760
  • архим. Товия, 1761—1765
  • архим. Вонифатий (Борейко), 1766—1771
  • архим. Иакинф (Карпинский), 1771—1774, ректор Коломенской семинарии
  • архим. Арсений (Тодорский), 1774—1784, в 1775—1784 гг. ректор Коломенской семинарии
  • архим. Тихон, 1784—1788
  • архим. Наркис, 1788—1789
  • архим. Иоанн (Островский), 1789—1795, ректор Коломенской семинарии
  • иг. Самуил (Колесницын), 1800—1829, известен многочисленными постройками, придавшими монастырю сегодняшний облик
  • иг. Назарий (Барданосов), 1829—1857
  • иг. Авраамий, 1857—1864, духовник архим. Назария
  • иг. Назарий II, 1864—1867
  • иг. Сергий (Свешников), 1867—1871
  • иг. Варлаам, 1871—1876
  • иг. Пахомий, 1892—?
  • иг. Иоасаф, в 1896, сменился позже 1899
  • архим. Варнава (Накропин), 1910—1911
  • прп. Варсонофий (Плиханков), (весна 1912 — весна 1913)
  • архим. Алексий (Кузнецов) (29 мая 1913 — декабрь 1916, с перерывом март—сентябрь 1916)
  • архим. Амвросий (1917 — март 1918)
  • архим. Леонид (март 1918 — ?)
  • архим. Варнава (Беляев) (1918—1920)
  • архим. Синезий (Зарубин) с 1923
  • прпмч. Никон (Беляев), август 1925—1929, год закрытия монастыря.
После возобновления
  • иг. Кирилл (Федотов) (—2001 года)
  • иг. Григорий (Щелкунов) (—2007 года)
  • иг. Варлаам (Горбунов) (с 2007 года)
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector