Икона божьей матери «донская». значение. в чём помогает. куда вешать. как молиться и от чего оберегает
Содержание:
- Местонахождение образа и его списки
- Божия Матерь — Помощница в духовной борьбе
- Двусторонняя икона
- Где построены храмы во имя святыни
- Списки
- Донская икона Божией Матери
- Донская и её списки
- Описание и символизм картины
- Где можно найти списки
- Как изображают
- Изображение на обратной стороне
- Описание и значение в православии
- ПОЧИТАЕМЫЙ ХРАМ ДОНСКОЙ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ В ПЕРЛОВКЕ
- Дискуссии вокруг авторства иконы
- Иконография и описание образа
- Иконография
- КАК МОЛИТЬСЯ ПЕРЕД ДОНСКОЙ ИКОНОЙ БОГОРОДИЦЫ
- Донской монастырь в Москве
- Молитвы к Божией Матери Донской
Местонахождение образа и его списки
Подлинник святого образа сохранился до наших дней. Лик Богоматери «Донская» можно увидеть своими глазами в Третьяковской галерее. В день почитания святыню привозят в Донской ставропигиальный мужской монастырь, где ежегодно проводятся прославляющие образ богослужения.
Подлинник находится в Третьяковской галерее
Накануне дня почитания икону перевозят в Донской ставропигиальный мужской монастырь
Празднования святого образа Богородицы
Особой силой обладает не только подлинник, но и списки святого образа. Самые почитаемые православными христианами списки Донской иконы Богоматери находятся в перечисленных ниже Божьих храмах:
- церковь Донская в Перловке (г. Мытищи, Московская область);
- храм в городе Стародуб (Брянская область);
- приходская церковь в городе Липецке;
- церковь во имя Воздвижения Креста Господня (г. Тула).
Божия Матерь — Помощница в духовной борьбе
Важно! К Донской Богоматери приходят с житейскими трудностями, столкнувшись со сложным выбором, находясь в борьбе с внутренним врагом. В проповеди, посвященной празднику государственной святыни, Святейший Патриарх Кирилл сказал: «Сегодня людям нашим угрожают иные противники, иные враги — которые не в отдалении стоят… Сегодня мы врага впускаем в свой дом, в свою личную и семейную жизнь, ибо то, что предлагается нам через средства массовой информации, через Интернет, через прочие инструменты воздействия на сознание человека, часто является вражеским»
В проповеди, посвященной празднику государственной святыни, Святейший Патриарх Кирилл сказал: «Сегодня людям нашим угрожают иные противники, иные враги — которые не в отдалении стоят… Сегодня мы врага впускаем в свой дом, в свою личную и семейную жизнь, ибо то, что предлагается нам через средства массовой информации, через Интернет, через прочие инструменты воздействия на сознание человека, часто является вражеским».
При желании каждый верующий человек может перед этим образом молиться обо всем, что волнует его душу. Не обязательно соблюдать строгую классификацию для молитвы перед иконой.
Посмотрите видео о Донской Богородице
Двусторонняя икона
Школа Феофана Грека
1390-е годы
- Выставка 1960: 1392 г.
- Алпатов 1974: Конец XIV в.
- Лазарев 2000/1: 1390-е годы
- Иконопись ГТГ 2019: 1390-е годы
86 × 67 см
Государственная Третьяковская галерея, Москва, РоссияИнв. 14244
<?xml version=»1.0″ encoding=»UTF-8″?>
Оборот иконы — Богоматерь Донская (там же см. дополнительные сведения).
По сторонам «славы» стоят два святителя, обращенные к Христу, с полураскрытыми Евангелиями в руках. Слева — Иаков, брат Господень, епископ Иерусалимский, справа — Иерофей Афинский, ученик апостола Павла.
По сторонам ложа Богоматери двумя группами располагаются скорбящие апостолы. Слева, впереди группы апостолов, стоит Петр (голубой хитон, желтый гиматий). За фигурой Петра — апостол Иаков Алфеев (?) в темно-вишневом плаще. В просвете между фигурами едва видна голова молодого апостола (Фома ?). За ложем — голова Иоанна Богослова. За ним, левее, — апостолы Варфоломей в красном и Матфей в зеленом гиматии.
Справа у ложа стоит апостол Павел (пурпурно-лиловый гиматий и синий хитон). За ним, правее, фигура безбородого апостола в красном плаще (Филипп ?). Левее, за ложем, — Андрей в светло-синем хитоне и гиматии зеленого цвета. Сзади правую группу апостолов замыкают фигуры склоняющихся друг к другу чернобородого Марка в пурпурном плаще и Луки в голубом, за ними справа — Симон в коричневом плаще.
См. в «Галерее»:
Успение
Детали | |||
Иисус Христос с душой Богоматери | Апостол Петр | Апостол Павел | Иаков и группа апостолов |
Апостолы Марк и Лука | Светильник со свечой | Группа апостолов у ложа Богоматери |
Дополнительные изображения |
Рисунок Ф. Г. Солнцева из «Древностей Российского Государства» |
Литература:
Древнерусская живопись 1958.
Древнерусская живопись в собрании Государственной Третьяковской Галереи: . — М.: Гос. изд-во изобр. искусства, 1958. — Илл. 29, 30.
Выставка 1960.
Выставка, посвященная шестисотлетнему юбилею Андрея Рублева: . — М.: Изд-во Академии художеств СССР, 1960. — Кат. № 35, стр. 33.
Антонова, Мнева 1963.
Антонова В. И., Мнева Н. Е. Каталог древнерусской живописи XI — начала XVIII в.в. Опыт историко-художественной классификации. В 2-х томах. — М.: Искусство, 1963. — Т. 1, кат. № 216, стр. 255-257, илл. 174, 175 (цв.).
Лифшиц 1970.
Лифшиц Л. И. Икона «Донской Богоматери» // Древнерусское искусство. Художественная культура Москвы и прилежащих к ней княжеств. XIV–XVI вв. . — М.: Наука, 1970. — С. 87–114.
Демина 1971. // Андрей Рублев и его эпоха : Сб. статей. — М.: Искусство, 1971. — Илл. 20-21.
Алпатов 1974.
Алпатов М. В. Краски древнерусской иконописи = Colour in Early Russian Icon Painting. — М.: Изобразительное искусство, 1974. — №№ 16, 18, 19.
Onasch 1977.
Onasch K. Altrussische Ikonen. — Berlin: Union Verlag, 1977. — Taf. 27.
Алпатов 1978.
Алпатов М. В. Древнерусская иконопись = Early Russian Icon Painting. — М.: Искусство, 1978. — №17, 62, стр. 294, 303.
Алпатов 1979.
Алпатов М. В. Феофан Грек = Theophanes the Greek. — М.: Изобразительное искусство, 1979. — Стр. 122-130, №№ 102, 104, 106-108.
Вздорнов 1983.
Вздорнов Г. И. Феофан Грек. Творческое наследие. — М.: Искусство, 1983. — Кат. № XII, стр. 262-266, илл.
ГТГ 1995.
Государственная Третьяковская галерея. Каталог собрания. Древнерусское искусство X — начала XV века. Том I. — М.: Красная площадь, 1995. — № 61, стр. 141-145.
Бетин 2000.
Бетин Л. В. Две двусторонние иконы из Государственной Третьяковской галереи // Искусство христианского мира. Сб. статей. Вып. 4. — М.: Изд-во ПСТБИ, 2000. — С. 138–150.
Лазарев 2000/1. . — М.: Искусство, 2000. — Стр. 51-52, 239-240, № 32.
Солнцев 2007/1.
Солнцев Ф. Г. Древности Российского Государства: Отделение I: Святые иконы и образа. Кресты. Утварь храмовая. Облачение сана духовного. — М.: Престиж Бук, 2007. — Стр. 70-71, № 19.
Иконопись ГТГ 2019.
Иконопись. — М., 2019. — Стр. 98-103.
Где построены храмы во имя святыни
В России широко известны несколько таких мест:
- храм Донской Иконы в подмосковной Перловке. Строительство проводилось по инициативе дворянина Н. С. Перлова и было завершено в 1897 г. Отличительные особенности этого здания – квадратная форма, купол в виде шатра с треугольными кокошниками. В годы правления советской власти храм был частично разрушен, однако с приходом 90-х гг. его полностью восстановили;
- два соборных храма Донской Иконы в юго-западной части Москвы. В прошлом здесь функционировали духовное училище и иконописная мастерская. После революции храмы были закрыты и стали полноценно работать только с 1991 г. Периодически к ним совершаются крестные ходы, во время которых из Третьяковской галереи доставляется оригинал картины.
Донская икона Божьей Матери – это древняя святыня, имеющая огромное значение для всех верующих России. Чудотворный лик Богородицы бережно хранят в своих сердцах миллионы православных людей.
Реликвию почитают 1 сентября. С 2010 г. по решению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла этот день также считается официальным православным праздником русского казачества.
Списки
До настоящего времени дошло несколько ранних списков Донской иконы :
- Древнейший из них, близко повторяющий оригинал и датируемый конца XIV в., в серебряном золоченом окладе был вложен в Троице-Сергиев монастырь, возможно, князем Владимиром Андреевичем Храбрым .
- Икона неизвестного происхождения московского письма начала XV в. .
- Список 2-й пол. XVI в., созданный для Успенского собора Коломны, был на «беле» (светлом фоне), оклад на эту икону сделан при Коломенском епископе Давиде (1571–1580).
В XIX в. почитались чудотворными следующие списки:
- сохранившаяся и ныне почитаемая Донская икона (в размер оригинала) 1591–1598 гг. в Донском монастыре в Москве;
- икона г. письма Симона Ушакова из Малого собора Донского монастыря, с летописью ;
- икона в Стародубе;
- образ в скиту св. Иоанна Предтечи при Молченской Софрониевой пустыни;
- икона в приходском храме (бывшей Паройской пустыни) Липецка Тамбовской епархии .
Донская икона Божией Матери
В 1380 году донские казаки вручили ее князю Дмитрию Ивановичу (Донскому). В день Куликовской битвы, 8 сентября 1380 года, который пришелся на праздник Рождества Пресвятой Богородицы, икона находилась среди русского войска.
К сражению с Мамаевыми полчищами русские войска очень хорошо готовились, великий князь сумел объединить силы, к нему стекались отряды с разных мест Руси. Пришли под его знамена и донские казаки, они явились с иконой Богоматери, взятой из Благовещенской церкви городка Сиротина.
Икона сражалась вместе с войсками, ее укрепили на древке как хоругвь, она прошла перед выстроившимися отрядами, а в разгар боев находилась в самом пекле, вдохновляя русских воинов. 8 сентября 1380 года русские одолели Мамая, эта победа вселила в народ уверенность в возможность полного освобождения от татаро-монгольского ига.
После сражения донские казаки преподнесли икону Донскую великому князю Димитрию, он торжественно внес ее в Москву и поместил сначала в Успенском соборе Кремля. Но на обороте иконы скоро обнаружили надпись: «Благовещение Богоматери». Тогда ее перенесли в Благовещенский собор.
В память победы икона стала называться «Донская».Во все времена войн она оставалась в русском войске, а в день славной Куликовской битвы находилась в виде хоругви на древке для ободрения православных воинов.
Князь Донской вначале принес эту икону в Москву и установил в Успенском соборе Кремля. Когда же построили Благовещенский собор, он перенес Донскую икону Божией Матери в него, так как на задней стороне этого образа было написано Благовещение Богоматери.
В 1591 году на Россию напали с двух сторон. Шведы шли к Новгороду, крымские татары во главе с ханом Казы-Гиреем уже были около Москвы, остановились у речки Котлов на Воробьиных горах. Царь Федор Иоаннович был сильно растерян, так как основные силы русского войска защищали Новгород. Не надеясь на человеческие силы, царь с твердой надеждой «обратился к непобедимой воеводе — Пресвятой Богоматери». Он пришел в церковь Благовещения: взял чудотворную Донскую икону и велел митрополиту со всем собором, с нею и другими святыми образами обойти в крестном ходе вокруг стен Москвы, а потом поставить Донскую икону Божией Матери среди войска, готовившегося к битве.
На следующий день с утра началась ожесточенная битва. Через сутки татары, истерзанные невидимой силой, бросились бежать, оставив множество убитых, раненых и весь свой стан. В благодарность за помощь, оказанную Царицей Небесною, Феодор Иоаннович в том же году на месте, где стояла во время битвы Донская икона, построил Донской монастырь. В нем поставили Донскую икону Божией Матери и установили 19 августа по старому стилю (сейчас 1 сентября) праздник в память оказанного Богоматерью милосердия «чрез Ее святую икону Донскую». Царем Алексеем Михайловичем, особенно уважающим эту икону, был установлен крестный ход в день праздника в этот монастырь, совершавшийся в разное время до 1646 года, когда «татары, напавшие на курские пределы, были счастливо отражены».
Донская икона Божией Матери
Донская икона Божией Матери стояла на левой стороне от царских врат в Благовещенском соборе Кремля. Христиане ей усердно молились как защитнице Отечества, тем более она усилена святым изображением Благовещения Богоматери на обратной стороне.
До 1814 года на Донской иконе был богатый золотой оклад. Сейчас от него уцелела лишь золотая рама, на которой видны следы «опытов» наполеоновских солдат, принявших ее за медную.
С 1919 года Донская икона Божией Матери хранится в Третьяковской галерее.
Но каждый год по благословению Святейшего Патриарха в день празднования Иконы, ее торжественно переносят из Третьяковской галереи в монастырь, для совершения праздничного Крестного хода.
Донская и её списки
Случилось так, что исторически наиболее почитаемые списки Донской иконы находятся сегодня в Третьяковской галерее. С 1930 года там хранится образ, написанный Феофаном Греком. (Раз в год именно его в приносят из музея в Донской монастырь). Туда же со временем попал список, выполненный для Малого собора Донского монастыря Симоном Ушаковым.
Несколько списков Донской иконы есть сегодня в самом монастыре, и каждый из них имеет свою историю.
Наиболее древний из монастырских образов помещен в иконостас Большого собора. (К сожалению, в дни принесения иконы из Третьяковской галереи отчасти закрывают, выставляя вплотную к иконостасу специальный киот). Считается, что именно эта икона была написана в XVI столетии для единственного тогда монастырского собора – ныне именуемого Малым.
Когда через сто лет в монастыре был построен новый Большой собор, икону перенесли туда. Однако для формата здешнего большого иконостаса она была маловата, и тогда иконную доску «надставили» рамой с сюжетом «корень Иессеев».
В XIX столетии икону вместе с рамой закрыли серебряной ризой, которую сняли только сейчас, в процессе реставрации. Так что в нынешнем году икона предстала в совершенно новом виде и во всём, доселе недоступном внешнему взгляду, богатстве красок.
Что же до Малого собора обители, то он, увы, очень сильно пострадал в годы, когда в монастыре был антирелигиозный музей, так что даже бывший здесь иконостас не сохранился.
Тот, что мы видим сейчас, некогда находился в храме святого Харитонья Исповедника в Огородной слободе (снесённого в 1935 году) и был выделен для собора патриархией при возобновлении богослужений в 1948 году. Помещённый сюда Донской образ считается копией иконы Феофана Грека, выполненной в XX веке.
Сегодня в Малом соборе есть и ещё один Донской образ. Слева от входа в алтарную часть, под сенью находится образ XVIII столетия. Дары молящихся, которые видны на его ризе, свидетельствуют: образ считается чудотворным.
Редакция благодарит за помощь в подготовке материала и предоставленные фотографии пресс-службу Донского монастыря
Описание и символизм картины
Икону относят к типу Умиление или Елеуса. Оригинал и списки картины содержат изображение Богородицы, держащей на правой руке маленького Иисуса. Богомладенец прильнул к своей Матери, голова которой трепетно склонилась к Нему. На фото иконы хорошо видно: взгляд Девы Марии, устремленный на молящихся, выражает глубокую печаль. На лике Царицы Небесной читается знание о трагедии и страданиях, которые Божьему Сыну предстоит перенести в будущем.
Изображенное на святыне несет в себе определенную символику:
- Деву Марию покрывает темно-красный мафорий, украшением которого служат несколько золотых полосок, три звезды и бахрома. Они символизируют собой приснодевство, а также царское положение Богородицы на земле и на небе;
- в левой руке Богоматери, расположенной под ступнями Младенца, виднеется плат. Им Пречистая Мария отирает слезы христиан, притекающих к Ней с молитвенными просьбами;
- на маленьком Иисусе надет хитон, в складках которого присутствуют золотые лучи. Они означают Божественную благодать. Левая рука Младенца опущена и удерживает свиток. Это символ ветхозаветного закона, который утратил свое значение после Рождества Христова. Правая рука Спасителя благословляет двумя перстами;
- объятия Пресвятой Богородицы и Младенца, с одной стороны, имеют прямое значение и показывают интимную сторону общения Матери с Сыном. Кроме этого, они выступают символом мистического союза Церкви с ее Владыкой Христом;
- фон картины и нимбы выполнены при помощи тончайшего сусального золота, померкшего со временем. Такая деталь не только украшает православную реликвию, но и говорит о существовании Горнего мира, заполненного неземным светом.
Где можно найти списки
Оригинал «Донской» хранится в Третьяковской галерее. Нарисовано огромное количество копий, которые находятся в различных церквях России. Каждый список имеет чудотворную силу и помогает в трудные дни. Существует самая древняя копия «Донской», сделанная еще в конце 14 века. Оклад этого образа украшен серебром и позолотой. Какое-то время древний список находился в Троице-Сергиевой Лавре. Подарил копию монастырю князь Владимир Андреевич, брат Дмитрия Донского. Позже икону перенесли в Москву. Затем сделали два списка и отправили их в Коломну. Одна копия находилась в Успенском соборе и в наши дни.
В давние времена, когда удалось защитить Москву от войск крымского хана Казы-Гирея, сделали список для Донского монастыря, построенного в местах сражения с неприятелем. Древняя копия, вместе с оригиналом, хранится в Третьяковской галерее. В настоящее время в Донском монастыре есть списки со святейшего образа, сделанные в 17 веке.
Как изображают
Художники
К теме героического сражения на Куликовом поле обращались многие отечественные живописцы.
Илья Глазунов
В 1962 г. художник приступил к написанию ряда полотен, объединенных темой Куликовскогосражения. Эта работа продолжалась 30 лет.
Илья Глазунов. Канун. Сергий Радонежский и Дмитрий Донской перед Куликовской битвой. Из цикла «Поле Куликово». Вариант-повторение. 2004
Картина «Князь Дмитрий». Художник изображает Димитрия Иоанновича перед боем. Лик князя спокоен, выражает уверенность.Однако багряный цвет плаща и острые копья за спиной передают общую тревожность сюжета композиции. Высокую миссию русских воинов образно подчеркивает выбранный мастером фон полотна, представляющий собойоблачное голубое небо, символизирующее чистоту и благородство цели сражающихся за свободу Отечества.
«Нашли князя Дмитрия»
Еще одно полотно из цикла «Куликово поле». Сюжет картины основан на событиях, произошедших после сражения, когда среди павших воинов нашли раненого князя.
Сам художник поясняет, что в своих творениях стремился
Илья Глазунов. Цикл «Поле Куликово». Дмитрий Донской. 1980.
«Святой Сергий благословляет Димитрия Донского»
Картина была написана живописцем в 1882 году. В то время он заканчивал обучение в натурном классе Санкт-Петербургской Академии художеств. За эту программную работу, достоверно воспроизводящую события той отдаленной эпохи, точную обстановку и психологический портрет участников, Александр Никанорович Новоскольцев получил большую академическую медаль.
В начале XIX в. профессура Академии художеств предложила данную тему своим выпускникам в качестве дипломной работы. Золотую медаль тогда получил Орест Кипренский за картину «Дмитрий Донской на Куликовом поле», созданнуюв 1805 году.
Василий Сазонов
В 1824 г. полотно с таким же названием изобразил художник Василий Сазонов. Хотя его произведение не отличалось реалистичностью и не вполне соответствовало национальному колориту, оно навсегда вошло в золотой фонд произведений русской академической живописи.
Росписи храмов
Франц Николаевич Рисс
В середине XIX столетия русский живописец Франц Николаевич Рисс в северо-западной части Исаакиевского собора выполнил некоторые настенные росписи, в числе которых было изображение величественной сцены благословения Димитрия Донского игуменом Сергием Радонежским. Эта работа великого мастера украшает Исаакиевский собор до наших дней.
Ивон Адольф
В 1850 г. по заказу Николая I французский художник-баталист Ивон Адольф создал монументальное полотно под названием «Битва на Куликовом поле», центральную часть композиции которого занимает изображение святого князя Димитрия в разгар сражения. Планировалось, что данное творение украсит нижний коридор храма Христа Спасителя, но события изменились, и сегодня картина украшает лестничный пролет, ведущий в Георгиевский зал Большого Кремлевского Дворца.
Фрески
Древнейшая фреска, изображающаякнязявместе с его сыном Василием, находится в Благовещенском соборе Московского Кремля. Онавыполнена в начале XVI в. художником Феодосием. Более поздняя фреска, созданная во второй половинеXVI в., расположена на южной стене Архангельского кремлевского собора. На ней Димитрий Иоаннович представлен среди прочихмосковских правителей.
Образ князя можно увидеть на фреске конца XVII в. в Преображенском соборе Новоспасского монастыря, а также на центральном своде парадных сеней Московского Исторического музея. Последнее изображение выполнено в 1883 г. артелью Ф.Г. Торопова.
Войдя в число восьми наиболее значительных деятелей национальной истории, Дмитрий Донской представлен на среднем ярусе памятника «Тысячелетие России»
Изображение на обратной стороне
Подобно многим древним иконам, данная картина является двусторонней. Ее оборот, сохранившийся в хорошем состоянии, изображает Успение Девы Марии. В центре этой композиции присутствует Христос, которого рисуют гораздо выше остальных персонажей. В руках Спаситель удерживает символ бессмертной души Богородицы, который выглядит как крошечная спеленованная фигурка.
Действие, передаваемое автором картины, происходит в помещении. Перед Спасителем находится ложе, где лежит умершая Богоматерь. Дева Мария изображена в окружении двенадцати поникших апостолов и двух епископов, ставших свидетелями Ее кончины в Иерусалиме. Перед смертным одром расположена горящая свеча, которая символизирует собой угасание земной жизни.
В сравнении с основным рисунком, обратная сторона иконы выдержана в более темных тонах. Ее отличает большая импульсивность, плоскость цвета и четкость границ. Лица апостолов просты, лишены аристократизма, традиционного для работ византийских иконописцев. Многие исследователи полагают, что лицевую и обратную стороны реликвии создавали разные авторы.
Описание и значение в православии
Святейший образ под названием «Донская» является двусторонним. Изображение Богоматери на нем имеется на лицевой стороне и на обороте. Правда, сюжет на картинах различный. На лицевой стороне изображена Божья Матерь, к щеке которой прильнул Младенец, будущий Спаситель. Изначально святые фигуры рисовались на золотистом фоне. На подлиннике, дошедшем до наших дней, не сохранились нимбы вокруг головы Богоматери и ее Сына. На рисунке Пренепорочная Дева поддерживает правой рукой святейшего Младенца, крепко прижимающегося к ее телу.
Пренепорочная Дева одета в мафорий вишневого оттенка. Ее одежда украшена вышитыми звездами и бахромой. На голове Богоматери — синий чепец. Святейший Младенец одет в охряный хитон, украшенный синим нашивным украшением. Одежда Спасителя пестрит золотистыми штрихами. Свернутый свиток, который держит Господь, перевязан золотым шнурком. Образ пропитан почтением и Божественной силой. На лице Богоматери печаль, она словно предвидит трагическую кончину своего сына. В то же время икона умиляет своей добротой, сердечностью, мягкостью.
На обратной стороне святыни изображено Успение Богородицы. В отличие от рисунка на лицевой части, это изображение отлично сохранилось. В центре композиции изображена лежащая на ложе умершая Богоматерь. Возле нее стоит Иисус Христос и держит ее душу, символически показанную в образе младенца в пеленках. Окружают ложе умершей 12 апостолов и 2 епископа. Перед смертным одром Богоматери стоит горящая свечка, символизирующая угасание жизни. На лицах апостолов видна скорбь, ведь они пришли проститься с Матерью своего Учителя.
Святейшая икона была нарисована в те далекие времена, когда русскому народу приходилось постоянно воевать с захватчиками, защищать свои земли от набегов кочевников. Каждый раз перед битвой верующие молились перед образом и просили его помочь одержать победу. Пренепорочная Дева всегда помогла молящимся. Богородицу почитали за все ее милости, а образ считали чудотворным.
ПОЧИТАЕМЫЙ ХРАМ ДОНСКОЙ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ В ПЕРЛОВКЕ
В честь Донской иконы есть немало храмов по всей России, особенно же в Подмосковье — вокруг города, особенно охраняемого благодатью Богородицы через эту икону. Почитаемый храм в честь Донского образа Богородицы находится в Перловке — поселке в Мытищах.
Он был построен в 1894-1897 годах усердием ктитора, дворянина Николая Перлова: в его владении было несколько дач с земельными участками, и одну из них, Перловку, он отдал во владение Церкви. Также эту местность назвали Донской слободой: благодаря попечению Перлова здесь появился храм, куда дачники, находящиеся продолжительное время на отдыхе, вдали от городских храмов, могли ходить на богослужения.
Архитектура храма характерна и узнаваема: в конце XIX века любили строить необычные церкви. Само здание квадратной формы, над ним шатер с «кокошниками» — заостренными полукругами, которые использовались в московском церковном зодчестве XVI-XVII веков, а на рубеже XIX-XX стали приметой неорусского стиля.
Храм закрывался несколько раз, но благочестивые жители и отважное духовенство церкви много ходатайствовали перед властями, и он вновь открывался. Перед самой Великой Отечественной войной его отдали под школу, а потом под квартиры
Возрождение церкви началось осенью 1994 года, во главе общины встал священник Анатолий Проскурня, ныне известный и маститый московский пастырь. В храме хранится чтимый список чудотворного Донского образа, каждый может приехать сюда в небольшое паломничество и поклониться Богородице
Дискуссии вокруг авторства иконы
Характерно, что и сцена, изображённая на оборотной стороне иконы, несёт в себе явные отступления от традиций византийской живописи. Об этом в первую очередь свидетельствуют лики апостолов, лишённые характерных для традиций Константинополя черт аристократизма. Как подчёркивают в своих работах многие исследователи творчества Феофана Грека, им в большей степени присущи сугубо крестьянские черты, распространённые среди простонародья.
Неудивительно, что множественные отличия произведений Феофана Грека от канонов и художественных традиций Византии породили у ряда искусствоведов сомнение в авторстве приписываемых ему работ. Их точка зрения вполне объяснима, ведь на берегах Босфора художник не только родился, но и сформировался как мастер иконописи – не следует забывать, что на Русь он пришёл уже в тридцатилетнем возрасте.
Его манера письма ближе новгородской школе, чем его родной византийской. Многолетние дискуссии по этому поводу не прекращаются и поныне, однако в них доминирует мнение, что, оказавшись в новой для него стране и имея возможность видеть многие старые иконы, созданные русскими мастерами, художник использовал в своём творчестве их характерные черты.
Иконография и описание образа
Икона «Донская» двусторонняя. С внешней стороны изображены лики Богоматери с Богомладенца. Отчетливо просматриваются характерные для иконографического типа «Умиление» черты. Лики Сына Божьего и Богородицы соприкасаются. Правая рука Иисуса Христа сложена в благословляющем жесте, левая – опущена на колено и прикрыта одеждой. Сквозь гиматион просматривается свернутый и перевязанный золотым шнуром свиток.
Черты лица Богоматери – мягкие, во взгляде просматривается смирение и печаль. Мафорий выполнен в вишнево-золотых тонах. Со временем золотой фон святыни и вызолоченные нимбы стерлись.
Внешняя сторона святыни посвящена Успению Богородицы. Центральная фигура – Иисус Христос. Тело усопшей Богоматери покоится на скоромном ложе, которое окружают 12 апостолов и 2 епископа.
Тыльная сторона иконы посвящена Успению Божией Матери
Иконография
Донская икона – один из вариантов иконографического типа «Умиление», представляет поясное изображение Богоматери с Младенцем Христом, сидящим на Ее правой руке. Особенность извода Донской иконы – согнутые в коленях обнаженные ножки Младенца, поставленные на запястье левой руки Богоматери. Левой рукой Она касается спадающих складок одежды Сына. Христос правой рукой двуперстно благословляет, в левой руке, опущенной на колено и прикрытой гиматием, держит свернутый синий свиток. Мафорий Богоматери коричневый с золотыми каймой и бахромой, чепец и зарукавья хитона ярко-синие. Охряные хитон и гиматий Младенца покрыты густым золотым ассистом, на левом плече – широкая синяя полоса клава. Нимбы и фон изначально были золотые.
Близкие к Донской иконе варианты «Умиления» встречаются в византийском искусстве. Ее возможный прототип – мозаичный образ Богоматери в кафоликоне монастыря Хора (Кахре-джами) в Константинополе, около 1316–1321 гг. .
КАК МОЛИТЬСЯ ПЕРЕД ДОНСКОЙ ИКОНОЙ БОГОРОДИЦЫ
Молитву пресвятой Богородице перед Донской иконой можно читать онлайн на русском языке по тексту ниже:
Пресвятая Владычица, Богородица Дева, Заступница наша благая и скорая Помощница! Поем Тебе благодарную молитву за чудесные дела Твои, вспоминаем молитвенно и древнее заступничество Твое о городе Москве и всей стране нашей, всегда хранимых чудотворным образом Твоим Донским: в бегство обращаются войска вражеские, города и селения остаются невредимыми, люди же от страшной смерти избавляются. Твоей сильной помощью осушаются слезы и рыдания, умолкают стоны людей православных, плач каждого в радость общую превращается. Будь же нам, Пресвятая Богородице, утешением в бедах, возрождением надежды, примером мужества, источником милости, а в горестях и скорбях терпение нам подай. Посылай же и каждому необходимое по просьбам и нуждам его: младенцы воспитывай, молодежь сделай целомудренной и научи страху Божьему, унывающих ободри и немощную старость поддержи. Посети всех, находящихся в болезнях и печали, злые сердца умягчай, братскую любовь укрепляй, наполни всех людей православных миром и любовью. Примири, Матерь Божия, милостивая ко всем, враждующих и оправдай оклеветанных. Уничтожь пороки наши, чтобы грехи наши не обратили на нас гнев Божий, и не постиг нас наказанием Суд строгий Господа, Предвечного Судьи всех. Твоими молитвами, покровительством Твоим всесильным охраняй нас от нашествий врагов, голода, погибели, пожаров, убийств и всех бед, горестей и страданий. Надеемся же мы молитвами Твоими получить от Бога Всевышнего прегрешений наших прощение и уничтожение, с Господом и ближними нашими примирение. Попроси Его, да получим мы место жительства в Царстве Небесном, чтобы по окончании жизни нашей земной рядом с Престолом Божиим встать вместе с Тобой, прославляемой всеми поколениями людей Девой, в вечной славе быть. Помоги же нам с ликами Ангелов и святых и с Тобой вечно восхвалять Имя Великое Сына Твоего, со Безначальным и Бесконечным Его Отцом, с Пресвятым, Благим и Животворящим Его Духом. Аминь.
Молитвами Пресвятой Богородицы да хранит вас Господь!
Донской монастырь в Москве
Монастырь во имя Донской иконы Пресвятой Богородицы был основан царем Феодором Иоанновичем в 1591 году в честь победы русских войск во время похода крымского хана Газы-Гирея. Его возвели на месте военного лагеря отряда Бориса Годунова и походной церкви преподобного Сергия Радонежского. Постройка завершала создание оборонительного полукольца на подступах к Москве со стороны южных степей, в которое также входили ранее построенные монастыри-крепости: Андроников, Новоспасский, Симонов, Данилов и Новодевичий.
Донской монастырь в 1883 году
Первой постройкой монастыря стал собор Донской иконы Богородицы, называемый Старым или Малым. Его возвели, предположительно, по проекту архитектора Феодора Коня. Это был одноглавый храм с алтарными апсидами, который завершался трехступенчатыми рядами кокошников, скрывающими своды. Он не соответствовал классическому типу монастырского собора и напоминал приходские церкви того времени, например церковь Николы Явленного на Арбате. Позднее собор послужил образцом для строительства храма Покрова в Рубцове, Казанского собора на Красной площади и других церковных сооружений. В Смутное время Малый собор был разграблен. При Михаиле Романове обитель отремонтировали и частично восстановили. В 1650 году она была приписана к Андреевскому монастырю. В 1673 г. к Малому собору пристроили трапезную часть.
Малый Донской собор в одноименном монастыре в Москве
Строительство Большого собора в Донском монастыре началось в 1684 году. Храм выполнили в нарышкинском стиле и поставили на высокий подклет, главы установили в направлении сторон света. В течение XVIII века сформировался грандиозный комплекс монастыря. С 1686 по 1711 год возводилась монастырская каменная ограда с двенадцатью башнями. В 1714 году над северными вратами обители построили церковь во имя Тихвинской иконы Пресвятой Богородицы. Возведение колокольни над западными вратами началось в 1730 году. В 1758-1760 годах на территории обители поставили одноэтажное каменное здание монастырских келий.
Во время вторжения французов в Москву в Донском монастыре расположилась часть полка второй конной гвардии. В братских кельях поселились рядовые, с некоторыми стояли лошади. Обитель была разграблена: украли венцы с икон, оклады, ризы и все драгоценные украшения. Во многих помещениях были выломаны полы, двери, рамы, перегородки. На пожертвования атамана Донского казачьего войска графа Матвея Платова восстановили обитель и изготовили новые ризы на иконы иконостаса Большого собора. В 1834 году начало работу духовное училище, в котором готовили учеников к поступлению в семинарию.
Большой Донской собор
В 1918 году Донской монастырь закрыли. К 1926 году монастырь числился в списках Московского отдела народного образования как открытый для посещения историко-культурный и бытовой музей. В том же году его передали в управление Музейного отдела Главнауки. В 1929 году музей закрыли, общину ликвидировали, а на их месте начал работу Антирелигиозный музей искусств. В 1934 году монастырь был передан Музею архитектуры, относившемуся к Академии архитектуры СССР. С 1946 по 1960 год проводились богослужения в Малом соборе.
30 октября 1990 года решением Мосгорисполкома семь храмов Донского монастыря были переданы РПЦ. В мае 1991 года в монастыре возродилась монашеская жизнь. В 2014–2016 годах была проведена реставрация Малого собора: заменили поздние конструкции крыш объемов трапезной, приделов и собора на новые — исторических форм, восстановили кресты на колокольне и главах приделов. Некрополь русского дворянства и богатого купечества на территории монастыря — единственный в Москве, переживший без существенных потерь советское время. В нем похоронены писатели, поэты, архитекторы, ученые: Александр Сумароков, Михаил Херасков, Василий Пушкин, Петр Чаадаев, Владимир Одоевский, Василий Майков, Осип Бове, Николай и Дмитрий Бантыш-Каменские, Василий Ключевский, Николай Жуковский и другие известные деятели.
Молитвы к Божией Матери Донской
С древних времен Пресвятая Богородица покровительствует русскому воинству. Среди донских казаков существует предание, что именно через них образ попал в войско Дмитрия Иоанновича. Походные иконы участвуют в воинских крестных ходах, в молебнах по случаю принятия присяги в казачьих войсках. В Ростове-на-Дону в честь образа Донского освящен источник.
Полезно. Несмотря на «военное» предназначение иконы, большинство молитв, возносящихся перед ней — о мире. Богоматери Донской молятся люди, связанные с дипломатической профессией.
Акафист Донской Богоматери был написан в конце 19 в. Это торжественное песнопение, воспоминающее победы русского воинства, одержанные заступничеством Пресвятой Богородицы
Особое внимание уделено и образу Успения, помещенному на обратной стороне походной иконы. Чтение акафиста дома украсит молитву, укрепит духовные силы
Другие акафисты Богородице:
- Перед иконой «Песчанская»
- Перед иконой «Древо Пресвятой Богородицы»
- «Взбранной Воеводе»