Схоластика в философии: понятие, основные идеи, представители

Схоластика Фомы Аквинского

Эту тему стоит рассмотреть отдельно. Фома Аквинский придумал описания, которые позже получили названия «сумм». Это ёмкие и содержащие только основные сведения комплексы информации. Он изложил «Сумму теологии» и «Сумму против язычников». В своей первой работе он прибегал к заключениям Аристотеля, чтобы систематизировать христианское учение. Таким образом, ему удалось создать собственную концепцию. Каковы же ее положения?

Во-первых, он говорит о необходимости гармонии между разумом человека и его верой. Есть два способа познания: рациональный и чувствительный. Не стоит использовать только один из них, так как в таком случае истина будет не полной. Вера и наука должны дополнять друга. Благодаря последней можно исследовать мир и узнавать о его свойствах, но озарение и взгляд на вещи со стороны божественного откровения может дать только вера. Ни в коем случае не должно быть духа соперничества между этими двумя глобальными понятиями. Наоборот, соединившись, они создадут гармонию.

Во-вторых, схоластика Фомы Аквинского строится на его 5 доказательствах бытия Бога. Мы не будем рассматривать каждое из них отдельно, так как это займет слишком много времени. Скажем лишь, что он использовал оба метода познания для того, чтобы описать эти доказательства. Более того, многие положения и идеи Аквинского позже были подтверждены реальными научными экспериментами.

Этапы развития схоластики

Представители раннего направления

Единую систему, несмотря на старания многих авторов, выработать так и не удалось из-за непрекращающегося вечного спора о природном начале универсальных понятий и их объяснения единичных истин. Ученые того времени разделились на два течения:

  • реалистов, рассматривающих общее объективное определение первичным, из которого постепенно выделились единичные вещи;
  • номиналистов, берущих за основу субъективные восприятия, показывающих их путь к перерождению в общие универсальные понятия.

Ранние схоластики представлены такими именами:

  • Петр Дамиани, жизнь которого длится с 1007 по 1072 год, представил основное философское выражение отношений между бытием и мышлением;
  • богослов Ансельм Кентерберийский, его коллега по цеху Гильом из Шампо (умер в 10121 г.);
  • направление номиналистов представляли Росцелин, Беренгар Турский, Иоанн Солсберийский, Абеляр, которые нашли и систематизировали пути развития логических понятий в естественных науках, но определили некий предел, чтобы развитие такой философии не сыграло неугодную роль для церкви и религии;
  • ученики и последователи схоластиков, Альберт фон Больштедт, Фома Аквинский, со второй половины XII века принялись за обработку трудов Аристотеля в духе христианства и католицизма, таким образом, придя к мертвой схоластике.
  • Пётр Демьянович Успенский, Вильям из Мербеке, последователи направления, исключили из философии поиск, постановку вопросов для поиска объяснения, колебания до принятия правильного решения
  • позже известны имена Джованни Бонавентура, жившего в 1221–1274 годах и Александра из Гельса 1180–1245 годов жизни, которые исключили полностью чувственный опыт из религиозных постулатов, заменяя его откровением разума.

Продолжатели схоластического направления

К началу XIV века борьба переходит в противостояние двух направлений:

  • доминиканского ордена «томистов», сторонников учения Фомы Аквинского;
  • францисканской организации «скотистов», последователей Дунса Скота.

Ортодоксальные направления схоластики переходят на передовые позиции, и становится характерной системой обучения в университетах Западной Европы, откуда вытесняют рационалистов и искателей опыта, например, Роджер Бэкон и Сигер Брабантский. Большое влияние объясняется поддержкой государства и церковной системы.

Схоластика в эпоху Возрождения

Век характеризуется постепенным перерождением основного направления по пути исключения прогрессивных составляющих философского учения. Церковь санкционирует выгодные ей формальные постулаты, а схоластика подхватывает их, насаждает населению, становясь на путь тормозящего дополнения.

Развитие буржуазной культуры приводит к зарождению борьбы против философии и падению церковного авторитета. Характерно проявление противостояния гуманистов в тот период, которые ставили под вопросом богословское содержание схоластики и признавали ее тянущий назад формализм и устаревшую схематичную направленность, выявляли оторванность от реальной жизни.

Эпоха просвещения

В XVI веке католицизм становится на основу контрреформации, неосхоластика перенимает протестантское направление и берет за исходник труды Ф. Меланхтона. До эпохи просвещения философия господствует почти во всех университетах Европы. Далее, на арену выходит естественное познание путем проведения опытов, семимильными шагами развивается материализм и схоластике, как основной стандартной философии, наносится непоправимый удар. Ей на смену приходит неотомизм, и философия объединения материальных и богословских ценностей больше подняться уже не может.

Богословская сумма

Богословская сумма Это самый представительный и известный трактат схоластической философии. Он разделен на три части, и они, в свою очередь, имеют подразделения. Он был написан Фомой Аквинским, который полагался на доктрины церкви, чтобы углубить философию и таким образом доказать разумность католической веры..

Третья часть этого трактата не была написана Фомой Аквинским, так как он сказал, что не сможет продолжать делать это после откровений, которые сделал ему Бог. Он считал, что его предыдущие писания были «как солома», поэтому его ученики закончили третью часть после смерти Аквинского..

Наиболее успешный пункт схоластики был в тринадцатом веке и был во главе с самим Томасом Аквинским с договором Богословская сумма.

Это берет свое начало от аристотелевских идей, слитых с католицизмом, создавая промежуточную точку между диалектикой и так называемым слепым изучением текстов, таких как Библия или те же Богословская сумма. То есть возможность студентов буквально следовать текстам или генерировать обсуждения и анализ вокруг них.

Томас де Акино был одним из самых важных схоластов в истории. Он был итальянцем, но он получил сильное влияние от варваров, которые пришли с севера в его родной город, они приняли христианство, но они также приняли всю свою культуру.

Они включили в народы иностранный язык и разные способы мышления, породили одну из главных проблем, с которой философия столкнулась в средние века..

Поэтому схоластическим письмам не хватает непосредственности и мало места для оригинальности. Из-за этого схоластики просто назывались школой специальных методов обучения, тесно связанных с традиционными методами..

Современные реалии схоластики

Представление о мертвой и застывшей философии, как стали называть схоластику, относят к эпохе Возрождения. В тот период раскрепощаются нравы, и происходит снижение роли церкви и Бога, а схоластика, как наука, становится отрицательным понятием. Такое представление дошло до современного времени. Но стоит отметить тот факт, что преподавание по схоластической системе отличалось систематизированной грамотностью и нельзя его считать тратой времени. Христианское образование было необходимым для учеников, тем более что его становление относится к периоду, когда еще не произошло отделение православной и католической церкви.

Схоластика изменила направленность и приняла в свое учение черты диалектики, в таком виде она и продолжила шествие по аудиториям мировых учебных центров. Диалектика, как наука признается в основном ряду семи главенствующих свободных дисциплин, а для изучения некоторых других предметов (того же Святого Писания) обязательным становится предварительное ознакомление с диалектикой, которая принимает на себя роль не только логических рассуждений, но и теоретических знаний основ мироздания и философии.

влияние

Философские схоластики оказывают важное влияние на философию Аристотеля и отражаются во всех его работах. Святой Фома Аквинский использует метафизику, о которой говорит сам Аристотель, чтобы исследовать мир, от природы человека до природы Бога

Сущность и случайности Аристотеля являются важными формирующими факторами в рамках идеи христианской метафизики и, конечно, ее понимания. Но на самом деле под влиянием Аристотеля философы научились искать мудрость в интеллекте и образовании, оставляя второе воображение.

Знание схоластической философии основывалось на рациональности, не оставляя в стороне ощущений и знаний, которые у них обособлены. Идеи актуальности и потенциальности проявляются в случайности и создании вселенной..

Схоластическая философия по-прежнему руководствуется нормой, которая когда-то думала и выражалась, оставалась существенной и значимой с течением времени. Интеллектуальные достижения Средневековья выше установленных правил, хотя, остаются незамеченными или делают это анонимно.

Наконец, схоластика не умерла в средние века, она продолжалась с философами в течение десятилетий изучения и обучения, пока не оставила неизгладимый след в истории философии и документов, которые в настоящее время являются основой обучения на факультетах теологии и философии во всем мире..

Некоторые концепции были неверно истолкованы в середине христианских школ общим или популярным использованием схоластической философии, что привело к так называемому сухому вербализму. То есть закрытая система мышления, которая заставляла студентов запоминать, даже не понимая и не читая тексты автоматически..

Для точности схоластической философии необходимо использовать технический словарь, в котором использовалась абстрактная терминология, он был создан с намерением понять природу реальности, основываясь на реальных фактах и ​​опыте, которым жил каждый человек..

Хотя традиционная система постоянно подвергалась критике и переоценке, она имела новые разработки в различных областях.

Ученые-мыслители оставили человечеству огромное количество идей в разных областях. Они также оставили урок единства всех своих последователей ради общей цели: интеграция знаний, которая до настоящего времени остается первостепенной в университетах и ​​учебных центрах..

Несомненно, это одно из самых трансцендентных влияний в истории, которое вызывает бесчисленные академические дискуссии.

Научные школы развивались и развивались благодаря учебным пособиям и их учениям, поскольку это историческое время, которое всегда будет основным в центрах академического и религиозного образования..

ссылки 

  1. Введение в схоластическую философию, С.М. Миранда (2001).
  2. Новая католическая энциклопедия, (2003), The Gale Group.
  3. О философии, силе и всемогуществе, Спинозе и схоластике (4 мая 2007 г.).
  4. Новая адвентная энциклопедия, Кевин Найт, (2012) Университет Уистера.
  5. ВЕРИТ Религиозный Информационный Источник, (1997), Джеймс А. Вайшейпл, Редактор ВЕРИТ.
  6. Основы философии, Люк Мастин, (2008).
  7. Science of Conjecture, издательство Johns Hopkins University Press, (июнь 2001 г.), страница academia.edu.
  8. Энциклопедия нового мира, написанная онлайн-сотрудничеством с сертифицированными экспертами, (2016), Paragon House Publishers.

Рознь

Рознь между философией и богословием возникала из-за того, что светское и духовное сословия имели совершенно разные воззрения на жизнь. Это проистекало из того, что разнились их взгляды, условия жизни и даже язык. Отметим, что если духовные лица использовали латынь, то представители светского сословия говорили на языке народа. Церковь всегда хотела, чтобы её положения и принципы стали эталонами для всего общества. Формально так оно и было, но на самом деле сделать это было практически невозможно. Для схоластической философии земные проблемы и тяготы были чем-то далеким, чужим и даже низким. Она смотрела на метафизику и пыталась исходить из нее. Натурфилософские вопросы даже не рассматривались

Было необходимо уделять все внимание исключительно божественным тайнам и нравственности человека. Этика, которая тоже была некой противоположностью в мирском мире, взывала к небесному и отрешалась от мирского

В языке такая рознь тоже очень четко проявляется. Латынь была привилегией духовенства, наука преподавалась исключительно на этом языке. В то же время поэзия, которая была романтичной, но более простой и понятной для обычного человека, писалась на языке мирян. В это время наука были лишена чувства, в то же время как и поэзия была лишена реальности, носила слишком фантастический характер.

Понятие схоластики

Что же такое схоластика? Схоластика в философии это религиозное направление, необходимое для объяснения церковных догматов, обоснования веры. Поскольку многие постулаты христианства трудны для восприятия, учение было призвано доступно донести их до конечного слушателя. Часто схоластики пользовались искусственными, необъективными, далекими от действительности доводами, что подрывало авторитет течения. Чем дальше пускались в демагогию адепты, тем более ненастоящей казалась сама религия. Именно поэтому сейчас схоластика ассоциируется с искусственным, пустым, необоснованным нравоучением, не востребованным в реальной жизни. Характеристика слова носит отрицательный характер, определяется, как недостаток. Но это суждение не совсем правильно, потому что многие исторические факты, сведения, дошедшие до наших дней, имеют искаженный, перекрученный вид или просто изживают себя.

Изначально схоластика была системой логических умозаключений, занимающаяся анализом языковых оборотов, использованных в церковных канонах. Религиозная терминология специфична, старые «мертвые» языки трудночитаемы, поэтому направление обыватели расценивают ненастоящим, сухим.

Традиционная школьная система и официальная философия христианства

В Средние века в основе обучения юного поколения использовался принцип поиска религиозной истины путем логических выводов и рассуждений. Повсюду распространялись труды Аристотеля, которые перевел Боэций, и святого Августина. Иногда в рядах схоластов присутствуют сорные суждения. Например, такие философы, как Дунс Скот и Фома Аквинский по-разному растолковывают религиозные истины. Но по-настоящему удар схоластике наносит Уильям Оккама, который сумел найти в традиционной философии противоречивые истины, ведущие не к гармонии, а к разрушению единства разумного и вечного.

В отличие от мистического мировоззрения, схоластика определяла путь божественного постижения не в чувственном восприятии, а путем логического определения субъективных и объективных факторов. Начало философского развития относят к середине V века, когда на основе патристики первоначально систематизируются основные догмы. В это время доступ к античным философам ограничен, в распоряжении имеются только труды Платона, Августина и Аристотеля.

Философия Фомы Аквинского

Жившего в 13 столетии Ф. Аквинского называют крупнейшим философом-схоластом, работавшим в век наивысшего расцвета данного направления. Он является автором томизма – учения, которое по сей день остается основой официальной доктрины католической церкви. К главным сочинениям Аквинского относят «Сумму теологии», ставшую его основополагающей работой в области схоластического богословия.

В своих теологических работах Аквинский соединил воззрения Платона и Аристотеля, называя все окружающее нас единством сущности (эссенцией) и существования (экзистенцией). Божественная сущность идентична существованию, но у всех других вещей и предметов сущность в той либо иной мере не совпадает с существованием. Все единичное представляется случайным, его обуславливает нечто иное, а Бог, наоборот, абсолютен.

В дальнейшем философ развил воззрения Аристотеля, предложив рассматривать Бога в качестве чистой формы, а окружающую реальность — в качестве единства между формой и материей. Оставаясь умеренным реалистом, он высказал суждение о тройственности существования общих понятий. По его мнению, эти понятия существуют как:

  • сущностные формы в единичных предметах;
  • мыслительные абстракции в сознании людей;
  • идеальные прообразы единичных предметов в божественном сознании.

Подобно большинству европейских религиозных мыслителей, Ф. Аквинский признавал приоритет веры над знанием, но как схоласт он придавал немалое значение разуму в процессе познания истины. Основным отличием Аквинского от ранних схоластов называют разделение им христианских догм на сферы познания, чего не встречалось у более ранних представителей этого направления. Таким образом, он делит богословие и науку по объектам познания: представители науки объясняют суть объективного мира, а богословы занимаются трактовкой того, что не поддается объяснению посредством естественного человеческого мышления.

Аквинский отрицал саму возможность существованию противоречий между наукой и теологией, поскольку ставил христианскую истину выше разума, а источником истины называл Бога. По этой причине он определял философию как дисциплину, призванную служить богословию, дабы рационально выражать религиозные идеи и опровергать любые ложные аргументы, высказанные против религии.

Августинцы и пелагийцы

Позже появилось новое разделение, которое пошло от двух спикеров – Пелагия и Августина. Соответственно, новые направления были названы их именами. Сферы обсуждения этих мыслителей касались того, что необходимо делать, чтобы Бог любил и помогал, а также как с ним связаться. Они противостояли друг другу, а потому их поддержали две школы номинализма, которые за счет этого разделились ещё больше.

Ключевые различия состояли в самом взгляде на человека. Августин доказывал, что человек пал. Он стал слишком слабым и подвластным своим грехам. Говорил о том, что на данный момент больше прельщают игры с Дьяволом, чем очищение своей души и поиск смысла. Августин считал, что Бог задумывал людей как существ более совершенных и добрых, но так как мы не оправдали его надежд, можем наблюдать разрушение культуры и мира. Он утверждал, что культурные ценности отходят на второй план, в то время как на первый выходят материальные. Другими словами, Августин был уверен в том, что спасение человека находится исключительно в руках Бога, а сам он ничего сделать не может. В то же время Пелагий говорил совсем об обратном. Он считал, что спасение человека находится внутри него самого. Можно делать добрые дела и таким образом заслужить у Бога прощение за свои грехи. Споры и дебаты длились очень долго, но в результате взгляды последнего мыслителя были признаны еретичными, в то время как мнение Августина – правильным и христианским. Казалось бы, что спор был закрыт. Два собора официально поддержали Августина. Однако позже этот спор еще возникал, и даже сегодня единогласно он еще не решен.

Знаменитые школы схоластики в период процветания философии

Школа епископа Исидора Севильского основана одной из первых в VII веке в испанском городе Толедо. Священник собственноручно разработал и представил общественности труд «Начала или Этимология», где он излагает основы программы для школьников, взятые впоследствии на вооружение учебными центрами тех времен.

В британском Йорке выдающийся мавр педагогических наук Алкуин открывает школу, также ставшую впоследствии знаменитой. Именно пример этой системы образования становится показательным и распространяется на последующие столетия. В частности, характерно применение системы во французском Турском монастыре. Именно во Францию направляется Алкуин по приглашению Королевской особы Карла Великого и его отпрысков. Мастер философии издает труд «Диалектика», в нем со всей яркостью построены все основные догмы схоластики и предложены принципы, по которым нужно строить обучение будущих служителей церкви.

Именно в этих учебных заведениях появился начальный опыт применения трех ступеней образовательной системы. Первые годы студенты штурмовали общие предметы, например, общее представление о Священном Писании, латынь, письмо, чтение, тексты из сборника литургии. Второй этап обозначал переход на диалектику, риторику и грамматику, астрономия, геометрию, математику, музыку. Занятия велись в рамках церковного аспекта и не выходили за его пределы. Третья ступень обозначала применение всех полученных знаний для углубленного понятия постулатов Священного Писания.

На период, когда из открытых известных школ образовались университеты, в обществе утвердилась некая светская направленность общения, благодаря социальным переменам. Поэтому университеты также претерпевали изменения, характерные для укрепления власти светских представителей, а влияние епископов и пап при этом становилось меньше. Большую роль играло получение общего образования, религиозное давалось в добавку к нему.

Патристика и схоластика

Определение 1

Патристика – это учение «Отцов церкви», христианское богословие II–VIII вв.

Это период, в котором одновременно существовали несколько течений, здесь и неоплатонизм, и стоицизм, и пифагореизм, и христианство, а также были популярными различные секты, которые смогли в будущем стать фундаментом для идей более поздней философии. Однако стоит отметить, что первые века распространения христианства отмечены утратой наследия античности. И вплоть до XII в. Европа не знала об античности совершенно ничего. Новое открытие учений Аристотеля и Платона произошло в Аравии и Передней Азии, этим занимались средневековые исламские философы. Таким образом, начиная с Аравии, древнегреческая философия смогла проникнуть и на территорию Европы.

Среди наиболее заметных представителей патристики Тертуллиан, Климент Александрийский, Ориген, Аврелий, Августин. Их называли Отцами церкви, а они, в свою очередь, выступали за религиозные догматы, которые были направлены против язычества, тем самым утверждая, античная мудрость несовместима с христианской верой.

К ключевым темам патристики Средневековья относятся проблемы сущности и бытия Бога, происхождение зла, теодицея или оправдание Бога, который сотворил мир, полный несовершенств и допустил в нём наличие зла. Кроме того, поднимались проблемы свободы воли человека и возможности спасения человеческой души.

Наиболее известным философом этого времени был Августин. Его учение оказало серьёзное воздействие на формирование схоластики. Августин стоял у истоков средневекового рационализма, именно он предложил тезис: «Верую, чтобы понимать». Обозначает это, что вера определяет начало рассуждения, но потом разум не ограничивается ничем и опирается в дальнейшем только на собственные основы, которые не обращаются к вере.

Определение 2

Схоластика – европейская философия IX–XV вв., представляющая собой школьную философию, мудрость, которой обучают в монастырских школах и университетах.

Изначально схоластика не была окрашена в негативном смысле, и только критики эпохи Возрождения окрестили её в пустословие, пустое мудрствование, которое оторвано от жизни и в силу этого не имеет никакого смысла.

Схоластика делится на несколько этапов:

  • Ранняя (IX–XI вв.). Представители – Иоанн Скот Эриугена, Ансельм Кентерберийский.
  • Зрелая или классическая (XII–XIII вв.). Представители – Фома Аквинский, Альберт Великий, Пьер Абеляр, Иоанн Росцелин и др.
  • Поздняя (XIII–XIV вв.). Представители – Иоанн Дунс Скот, Уильям Оккам, Мейстер Экхарт и др.

Рассуждения приверженцев схоластики направлены на соотношение веры и разума, единого и общего. Кроме того, много внимания они уделяют вопросам бытия Бога, свободе и воли, а также спасению души. Неизменно лишь одно, Бог становится ключевой темой всех рассуждений. В силу того, что основной акцент делается в Средневековой философии именно на Бога, её принято называть теоцентричной.

Нужна помощь преподавателя?
Опиши задание — и наши эксперты тебе помогут!

Описать задание

Философы без доли сомнения верят в религиозные постулаты о том, что всё вокруг сотворено Богом из ничего. По их мнению, именно Бог определяет судьбу мира и каждого человека. Более того, они безоговорочно верят в то, что финалом человеческой истории станет конец света.

Историческая судьба

Современные философы полагают, что на «бритве Оккама» заканчивается схоластика – дерзновенная попытка выработать метод рационального познания Бога. Богословы возвращаются к исходной точке – учению восточных отцов, которые рационального богопознания никогда не предполагали, лишь используя философию для изложения высоких истин, открывающихся живущей по Богу верующей душе христианина. Однако к этому времени рационализация богословия на Западе зашла столь далеко, а увлеченность познанием мира стала такой глубокой, что рационалистический подход вошел в плоть и кровь католического богословия.

Описание

Итак, что такое схоластика при более подробном рассмотрении? Она представляет собой некую религиозную философию, которая использует особые методы и приемы для понимания христианского вероучения. При этом наука далека от свободной и вольной трактовки этих вопросов в отличие от греческой философии. Схоластике предшествовала патристическая философия, о которой мы еще будем говорить более подробно.

Философия схоластики и патристика во многом схожи. Они хотели объяснить веру и религию при помощи разума. Различие состоит лишь в том, что последней источником знаний служило Святое Писание. Были использованы строгие догматические формулировки. В схоластике основой были догмы великих отцов. Философия использовалась лишь для объяснения и систематизации знаний. При этом нельзя сказать, что патристика и схоластика – это совершенно разные понятия. Они тесто переплетались и развивались вместе. Можно сказать, что каждая из них развивает нечто такое, чего еще не достигла другая.

Размышления основываются на базовых учениях церкви и античной философии, которые смогли сохраниться до Средневековья. Однако в этом двойном источнике главенствующее место все-таки принадлежало именно учению церкви

Большое внимание отводилось и конкретно философии. Понятное дело, что научное просвещение народов на первичном этапе шло довольно хорошо, так как люди, словно маленькие дети, завороженно слушали науку древности

Проблемы схоластики заключались в том, что было необходимо объединить в единое целое эти два направления и взять из каждого из них только самое лучшее. Чтобы лучше понять, как это сделать, учёные отталкивались от того принципа, что от Бога идет не только откровение, но и человеческий разум. Именно поэтому противопоставления их просто не может быть. Истина находится в их комплексе и объединении.

Схоластика и патристика

Патристика (от греч. πατήρ (pater), лат. pater — отец) — это учение, труды Отцов Церкви, которые направлены на то, чтобы подтвердить христианские догмы и доктрины.

Отцы Церкви — так называли себя философы и проповедники, которые доказывали истинность христианских концепций и воззрений.

Периодом зарождения и развития патристики можно считать II–VIII вв. А основным представителем — Аврелия Августина (или Августина Блаженного).

Патристика пыталась установить христианство в языческом мире, сделать его основной религией.

Схоластика же сменила патристику. Схоласты пытались объединить учения античных философов (о логике и разуме) с религиозными догматами.

Схоластику и патристику объединяет теоцентризм. Оба учения утверждают, что в основе мира, в его центре находится Бог (а не человек).

Читайте подробнее про Теоцентризм.

Диспут об универсалиях

Главная философская дискуссия Средневековья – диспут об универсалиях.

Определение 3

Универсалии – это общие понятия, в которых ставился вопрос: они универсальны или реальны, иными словами, существуют ли они отдельно от предметов и вещей, или это названия вещей?

Исходя из того, как философы отвечали на поставленный вопрос, они относились либо к реалистам, либо к номиналистам. Те, кто придерживался номинальной точки зрения, утверждали, что универсалии – просто слова, они не могут существовать отдельно от вещей. По их мнению, объективно существуют только конкретные вещи, обладающие конкретными свойствами. Яркими представителями номинализма были Росцелин и У. Оккам.

Сторонники реализма придерживались мнения о том, что универсалии существуют объективно и являются предшественниками вещей. Среди раелистов был замечен И. С. Эриуген, А. Кентерберийский, Фома Аквинский.

Поздняя схоластика

Эпоха поздней схоластики совпала со временем упадка философствования. Номинализм обрушился с критикой на метафизические воззрения старых школ, но новых идей не предложил. В споре о природе универсалий представители старых школ встали на защиту умеренного реализма. Среди мыслителей этого этапа развития схоластики – Иоганн Дунс Скотт и Уильям Оккам. Последний высказал предположение, что реальные науки должны рассматривать не сами вещи, а термины, замещающие их, являющиеся их представителями.

Периоду поздней схоластики были свойственны кризисные явления. В среде мыслителей раздаются голоса, которые призывали перейти от умозрительных метафизических рассуждений к непосредственному изучению природы. Особая роль здесь принадлежала британским мыслителям, в частности Роджеру Бэкону. Некоторые идеи этого периода впоследствии были усвоены и восприняты Реформацией.

Как и где развивалась схоластика?

Разобравшись с истоками, рассмотрим *кратко* основные вехи развития схоластической мысли. В начале II тысячелетия в Западной Европе появилась система школьного образования. Стали развиваться университеты. Уже в 1088 году в итальянском городе Болонья создан первый университет. В короткие сроки подобные учебные заведения были организованы в большинстве крупных городов Европы. Они формировались по единому образцу, из 3 факультетов: медицинского, юридического и теологического. Именно на теологических факультетах стремились познать Бога, изучали логические аспекты веры и богословия.

Поэтому наиболее верным считается *определение* схоластической ветви философской мысли, как школьной, учебной философии (от лат. scholia «учёный», «школа»). Это направление не стоит считать философией *для чайников*. Поступить на теологический факультет могли те, кто успешно освоил латынь и Священное Писание, преуспел в изучении арифметики и грамматики, астрономии, логики и даже музыки, являвшейся обязательной дисциплиной в школах средневековья.

Главными задачами школьной философии того времени являлась возможность логически осмыслить, сделать доступным содержание веры, привести в систему церковные учения и труды христианских мыслителей.

Простыми словами философия того времени – инструмент для познания Бога. Вопросы, решаемые схоластикой начального периода, заключались в большей степени в формализации веры – расстановке «по полочкам» имеющихся знаний о высшей духовной сущности.

Однако, ученые схоласты того времени уже не имели единого мнения по ряду основополагающих философских вопросов, в частности по вопросу взаимодействия отдельных вещей и общих понятий. Так появились течения: реализм, номинализм и концептуализм. Именно во время споров и разделения учения на несколько ветвей создавались самые масштабные энциклопедические труды философско-теологического содержания – суммы.

В XIII веке начался расцвет схоластической философии, продлившийся до XV века. На этом этапе схоласты задались вопросами бессмертия и способностей души. На первый план вышли вопросы отношения воли личности и Божественного промысла. В этот период труды философов-схоластов начинают приобретать некую законотворческую окраску. Взаимоотношения человека и Бога рассматриваются как совокупность определенных прав и обязанностей. Появляются такие течения как волюнтаризм и интеллектуализм.

Кризис и исчезновение схоластической философии к XVIII веку обусловлены изменившимися потребностями общества. Активно развивались естественные науки. Человечеству стало интереснее познавать новое опытным путем, чем топтаться на месте, вновь и вновь рассуждая о наиболее правильной интерпретации Священного Писания

Внимание социума развернулось от познания внутреннего мира к изучению внешнего, где схоластике места не нашлось

Интересно, что всю эпоху Возрождения (XVI-XVII) она продолжала оставаться официальной философией, изучаемой в большинстве европейских университетов. Утратившая актуальность школьная философия веками продолжала изучаться по инерции, что окончательно дискредитировало данное философское направление в мире науки.

Еще интереснее, что, несмотря на все гонения, имена многих схоластов часто упоминаются в работах современных деятелей. Их работы изучаются и пользуются спросом в научной среде. Многим знакомы имена Альберт Великий (1206–1280), Бонавентура (1218–1274), Фома Аквинский (1225–1274), Иоанн Дунс Скот (1265–1308), Уильям Оккам (1285–1347), Раймунд Луллий (1232–1315), Жан Буридан (1295–1358) и др.

Наука глазами схоластов

Представители учения хотели довести теологию до научного состояния. За этим следовал вопрос: как, зачем должна существовать наука?

Познание определяется действием и бездействием. Для схоластиков такое разделение было привычным, так как они сравнивали его с религией. Ведь в христианстве есть установленные догмы (бездействие), по которым обязаны жить люди, применяя их на практике (действие).

Мыслитель Фома Аквинский объяснял: «Если субстанция — это первичное состояние любого предмета, а наука состоит из таких первичных состояний, то и религия тоже наука, так как она есть субстанция уповаемых предметов».

Общая черта науки и веры исходит от их зарождения человеческой мыслью. Познаваемое, познающая природа зависят друг от друга. Получая знания, познающая природа эволюционирует.

Основой науки считаются не отдельные предметы, а изменчивая общность предметов.

На вопрос «зачем нужна наука» схоластики отвечали: «Так как в природе огромное количество вещей, необходимо существование множества наук, предметами которых станут эти вещи».

Наука радуется возможности утвердить свой предмет (добиться истины), мудрость (вера) стремится по предмету различать, классифицировать (преследует благо).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector