Преображение и яблочный спас: что православные празднуют 19 августа

Ореховый спас

Третий спас традиционно считается праздником больше народным, нежели церковным. Он попадает в период попразднеств Успения. 29 августа в храмах совершается бдение в память о перенесении в Константинополь Нерукотворного образа Спасителя. Таким образом, в церквях совмещают две литургии, а цветом одеяний священников считается голубой, означающий непорочность Девы Марии.

В этот день пекли хлеб из муки нового урожая, собирали в лесах поспевшую лещину, добавляя орехи в блюда и пироги. В городах организовывали ярмарки, на которых торговали льняными холстами (отсюда название – Холщовый). Как и на Медовый, сегодня святят водоемы и колодцы, но всенародных купаний не устраивается, ведь вода к этому времени уже холодная, осенняя. Примечательно, что деревенским жителям в этот день было не до гуляний, ведь все занимались работой: сеяли озимые, убирали остатки урожая.

Кроме утренних богослужений, храмы посещали еще и ради того, чтобы помолиться мученику Диомиду о выздоровлении близких. Перед Федоровской иконой Божьей Матери воздавали молитвы в просьбах об успешных родах, решении женских бытовых проблем.

Поговорки и приметы Орехового спаса

В этот день следили за небом. Если журавли собирались на юг сегодня, то ждали морозной зимы. Грозовое небо, дождливая погода в этот день обещала долгую теплую осень.

Люди благодарили Господа за хлебные припасы, что нашло отражение в народном фольклоре. Если лесной орех хорошо уродил, это означало, что следующее лето будет плодотворным на большой урожай пшеницы и ржи.

Были и плохие приметы. Так, считалось дурным знаком при заготовке собрать порченный орех. Это означало, что в скором времени приключится беда. Чтобы обезопасить себя, люди съедали плохой орех, а следующий за ним отдавали первому встречному.

Медовый Спас (14 августа) — первый Спас

В христианстве Медовый Спас именуется праздником Животворящего Креста Господня. Много веков назад, в летнюю августовскую жару, в Константинополе люди толпами гибли от болезней. Дабы исцелить народ, из собора выносили частицу креста, на котором был распят Иисус, и проносили по городу. Отсюда и пошло название.

Но в миру Спас называют именно Медовым: пчеловоды как раз начинают сбор медового урожая. Непременно несут его в церковь — освятить. Вечером этого дня в деревнях и селах на пасеку обязательно заглядывали ребятишки — медку поесть. Говорили, что «на Первый Спас и нищий медку попробует». Так и было. Всех привечали в этот день. Хозяюшки пекли медовые пряники, плюшки, пирожки, затевали блины с медом.

Так как праздник совпадал с началом Успенского поста, то и угощения предпочитали постные. Например, делали постную медовую коврижку.

Рецепт медовой коврижки на Медовый Спас

150 грамм сахара смешать с 250 граммами меда и с 130 миллилитрами воды. Прокипятить и оставить сироп остывать. В это время просеять 500 грамм муки. Добавить к ней сироп, 50 грамм маргарина, щепотку корицы и щепотку соды, гашенной уксусом. Замесить тесто. Раскатать из него лепешки, с помощью вилки проткнуть каждую в нескольких местах. Поставить лепешки в духовку на полчаса при температуре 180-200 градусов.

Есть у этого Спаса и другие названия. Например, Мокрый, ведь издревле на Руси было принято в этот день совершать малое водоосвящение. Или Маковый — в этот день начинали собирать созревший мак. Какие сладкие булочки с ним получались!

Значение иконы Спас Нерукотворный

Эта чудотворная икона во всех видах ее исполнения (образ на холсте, отпечаток на керамике) отличается своими особенностями и имеет много обычаев, которые с ними связаны. Образ Спаса Нерукотворного имеет существенное значение для иконографии. Именно с написания этого образа рекомендуют начинать свою индивидуальную работу иконописцам, которые только начинают проявлять себя в этом деле.

Рассматривая описание иконы Спаса Нерукотворного, нужно обратить внимание на нимб окружающий голову Спасителя, который изображен в виде правильного замкнутого круга, внутри которого расположен крест. Каждая особенность: волосы Иисуса, основной ее фон (на всех старых холстах иконописцы оставляли фон чистым), выражают ее суть, наделяют ее особенным смыслом

По мнению многих, образ, который был создан без использования красок и кисти, является настоящей фотографией Христа и на ней запечатлено его лицо.

С момента прибытия иконы Спаса Нерукотворного из Константинополя, она стала занимать важную роль в мире православия. Случилось это в 1355-м году. Иконы данного типа существовали на Руси уже в XI веке, но только начиная со второй половины XIV века все, что связано со «Спасом Нерукотворным» приравнивается к уровню государственного культа и широко распространяется повсеместно.

Тем не менее, есть икона Спас Нерукотворный 12 века, которая также называется новгородской, но создана была в Москве в Успенском соборе. Этот образ является двусторонним. Отдельно следует отметить икону Симона Ушакова, которая создана в 17 века и Спас Нерукотворный написан тут более художественно и менее канонично.

С 14 века начинается строительство храмов, изображение наносится на русские военные знамена во время самых важных для Руси битв, таких как: Куликовская и Первая Мировая война.

Медовый спас (Маккавей)

Отмечают с 14 августа, в день начала Успенского поста. Пчелиные ульи к этому моменту уже полны свежего мёда, и пчеловоды начинают наполнять им свои крынки и горшки. Собирать мёд желательно с особым благоговением, с благодарностью к Богу, с молитвой, осеняя ульи крёстным знамением. Потом пчелиные яства несут в церковь и там освящают. Получившееся лакомство считается целебным, способным избавлять человека от любых недугов. И в пищу его потребляет самый разный люд, от младенцев и до старцев.

В такую пору считается хорошим знаком поделиться мёдом с тем, кто попросит. Древняя пословица гласит: «На Первый Спас и нищий медку попробует!» Дома янтарное лакомство можно разложить в красивые тарелочки и пиалы, а затем поставить в центре обеденного стола. Хозяйки пекут булочки, пряники и пироги на меду

Но тут важно не забывать — раз идёт пост, значит, и само тесто тоже постное

Есть у Медового Спаса и другое название — Спас на водах (Мокрый Спас). Православные легенды гласят, что именно 14 августа князь Владимир принял крещение. По сию пору люди верующие проходят обряд водосвятия. Вода в это время считается святой, приносящей силы, отгоняющей недуги и усталость. Если водоём было освящён — то можно и искупаться.

По традиции женщины на Медовый Спас замаливают грехи, чтобы их простил Господь. После этого можно жить с чистой совестью и без дурных помыслов.

Народные приметы и традиции Макового Спаса

Перед Маккавеем русские девушки собирали «маковейный цветок». Это был особый букет, сложенный из растений-оберегов. Туда входили ноготки, калина, рута, мята, маковые головки и колоски овса. Ноготки и рута оберегали от недугов. Овёс помогал получить обильный урожай. Мята создавала покой и мир в стенах дома. А калина помогала девушкам обрести нежность и красоту.

Получившийся букет перевязывали лентой красного цвета и освящали на святилище в день Маккавея. «Маковейный цветок» следовало беречь пуще зеницы ока в течение года. Цветок, в свою очередь, оберегал хозяев от болезней и несчастий. В высушенном виде букет водружали на окно, где он должен был находиться до следующего Медового Спаса.

Народные легенды гласят, что с 14 августа пчелы перестают собирать мёд, а соты наполнены до отвала. Пасечники собирали лакомство с благодарностью и молитвой, и освящали мёд в церкви. Считалось добрым делом есть мёд самим, щедро делиться им с окружающим, а также использовать янтарное лакомство при приготовлении блюд.

Вместе с мёдом в августе шёл сбор маковых коробочек. Хозяйки готовили постные медовые и маковые пряники, плюшки, пироги, блины и булочки. Блины подавались на стол вместе со специальным маковым молочком, в которое за трапезой обмакивали блины. Молочко делали на основе мёда и мака.

Из мёда также готовили хмельную медовуху — её пили не каждый день, а строго по праздникам. Либо применяли как лекарство от простудных недугов и иных хворей. Народные предания и поверья донесли до наших дней множество пословиц и поговорок: про мёд, про мак и про Медовый Спас в целом.

Хорошей традицией в Спас на водах было омовение в водоёме. Вода в ту пору считалась священной, её наделяли свойствами дарить человеку силы и здоровье, а также оберегать от бед, недугов, грехов и злых наговоров. Хозяева приглашали волхвов, чтобы те освятили новый колодец, либо провели обряд очистки старого. Хозяйки набирали воду в водоёмах — считалось, что 14 августа она имеет особые целебные свойства. По окончании Маккавея в воду заходить уже не стоило — это могло привести к заболеванию. Как гласят легенды, нарушители традиции зачастую тонули в недружелюбной воде.

№5 В старину говорили: «В этот день и нищий медку отведает». Именно поэтому в день Медового Спаса на столе обязательно должен стоять мед, тогда в доме будет счастье и богатство.

На Руси было доброй традицией первую выкачку меда раздать бедным. 1 августа (по старому стилю) у каждой пасеки со всей округи собирались с чашками и плошками те, кто не каждый день ел досыта. Знали наши боголюбивые прадеды: счастлив и богат тот, кто умеет не только брать, но и отдавать. «Если у вас в кошельке есть рубль – раздайте его неимущим, оставив себе копейку, и у вас никогда не будут переводиться деньги. Давайте, не жалея, тогда и Бог вознаградит вас! Будете жалеть да роптать – последнего лишитесь…» – эта фраза принадлежит подвижнику ХХ века преподобному Серафиму Вырицкому (до революции купец второй гильдии, известный российский меценат Муравьев В.Н.).Таким образом, традиция ставить на свой стол мед – пустая, бессмысленная, к счастью и богатству она точно не приведет. А вот та же баночка с медом на столе многодетной вдовы, живущей неподалеку, обязательно наполнит сердце дарителя радостью.

 

Смысл не в освящении плодов!

Смысл празднуемых событий
заключается не в освящении тех плодов, которые отражены в народных названиях
праздников. Освящая снеди, мы приносим в храм начатки нового урожая в качестве
пожертвования, посвящая их Богу. Конечно, они никоим образом не «заряжаются»
благодатью. Смысл приношения — получить благословение на ту бо́льшую часть своего
достатка, от которого была отделена условная «десятина». Она идет на
поддержание служащих храма, которые, согласно Писанию, питаются от жертвенника.
А также используется для поддержки нуждающихся в еде и для трапез, которые
верующий устраивает в честь Господа. Такая практика восходит еще к ветхозаветному
времени. Иудеи приносили в Храм часть от всего, что только возрастало в их
хозяйстве.

Событие Преображения Господня заключает в себе важный богословский смысл. Оно изображает состояние, в котором христианин будет находиться после Второго Пришествия. Этого удостоятся те, кто будет пребывать в Царстве Небесном вместе с Творцом. В приписываемом святителю Иоанну Златоусту Слове на Преображение ясно говорится:

Почему первый Спас называется Медовым: история и традиции праздника

Август — время спасов. Существует несколько версий происхождения этого слова:

  1. У древних славян так назывались первые две недели последнего летнего месяца.
  2. По другой версии, «Спас» может олицетворять Спасителя Иисуса Христа.
  3. «Спас» — сокращенный вариант от «спасаться», которое когда-то являлось синонимом «запасаться».

Начинает череду праздников Медовый Спас, за ним следуют Яблочный и Ореховый. Каждый из дней имеет свое значение как с религиозной, так и с хозяйственно-бытовой точек зрения.

Первый Спас начали отмечать еще в IX веке в Константинополе. Суть его состояла в том, что по улицам проносили частицу Животворящего Креста, на котором принял смерть Иисус Христос. Ей освящали дома и водоемы с целью исцелить болящих, коих в это время года всегда было великое множество из-за жары и недостаточного уровня гигиены, что приводило к распространению тяжелых инфекций. Удивительным образом после совершения такого крестного хода болезни действительно отступали.

Интересно, что праздничная дата выпала на тот же день, что и Крещение Руси, поэтому Спас имеет еще одно народное название — Мокрый. В этот день наши предки старались во что бы то ни стало окунуться в воду. Считалось, что таким образом человек смывал с себя все грехи. А вот после Спаса на воде уже никто не купался — реки и озера начинали цвести, а летний сезон считали оконченным.

Вступало в свои права горячее время сбора урожая. Медовым праздник прозвали из-за того, что наступала пора сбора меда. Существовало поверье, что 14 августа нужно непременно успеть собрать весь урожай, чтобы он не достался пчелам с чужих пасек. Хозяева заранее присматривали самый медоносный улей, чтобы в назначенный день отнести его дары в храм и освятить. Оставлять себе весь собранный мед не было принято — соты клали на деревянное блюдо и щедро делились со служителями церкви, соседями, обездоленными и просто угощали сладким лакомством местных ребятишек.

Первый Спас имеет еще одно имя — Маковей. Существует две версии его происхождения, одна из которых весьма трагична. Согласно ей сирийский правитель Антиох Эпифан в 166 году до н. э. принуждал своих подданных принять язычество. Братья семьи Маккавеев отказались подчиниться и предать свои убеждения. Тогда жестокий тиран по одному убил всех семерых. Свидетельницей жуткой расправы была их мать, которая не смогла перенести потери и умерла от горя.

Вторая версия названия куда более приземленная — именно к середине августа созревал мак, и крестьяне приступали к его сбору. Хозяйки добавляли зернышки в выпечку и подавали с блинами, щедро сдабривая угощения медом.

Утром праздничного дня вся семья отправлялась в церковь, чтобы освятить плоды своих трудов и поблагодарить Господа за щедрость. Помимо меда, воды и мака, люди засушивали и святили букетики из полевых цветов — васильков и бархатцев. Из них делали обереги, а в отваре купали младенцев, чтобы уберечь от дурного глаза. 

После службы батюшка совершал крестный ход к ближайшему водоему, а прихожане окунались в воду, чтобы избавиться от хворей и дурных мыслей.

Поскольку 14 августа начинался Успенский пост, пышных празднеств не устраивали. Считалось, что в это время все мысли должны быть обращены к Богу, поэтому шумные гуляния не приветствовались. Мясо, алкоголь и прочие кулинарные излишества из рациона исключались. Гостей потчевали постными пирогами и печеньем с маком, ягодами и фруктами. Начинали трапезу с ложки освященного меда и молитвы.

В Медовый Спас, как и во время любого другого религиозного праздника, возбранялось ссориться, сквернословить, предаваться чревоугодию и отказывать в помощи ближнему. Также запрещалось работать в поле и хлопотать по дому. 

Яблочный спас

Великий праздник Преображения Иисуса Христа происходит от описанных в синоптических Евангелиях событий, случившихся незадолго до того, как Спаситель принял Свои страдания. В канонических текстах разных авторов говорят о случившемся очень схоже, без противоречащих друг другу деталей, благодаря чему можно сложить истинную картину случившегося. Христос хотел поддержать веру в учениках, потому позвал троих апостолов помолиться вместе на горе Фавор. Иоанн, Петр и Иаков отправились вместе с Ним, но слишком утомились в дороге, а потому уснули, оставив Иисуса молиться в одиночестве.

Проснулись они от неестественного сияния, что окутало Христа, в то время как он беседовал с пророками Илией и Моисеем. Следующее, что произошло тогда – прогремел голос Отца Небесного, назвавшего Иисуса Сыном Своим возлюбленным. Господь приказал апостолам слушать Его, и увидели они в Спасителе преображение всех людей, когда окажутся они в Царстве Небесном.

В церквях этот день начинался с литургии, подчеркивающей и возносящей величие Преображения. Служители Господни надевали белые одежды, цвет которых ассоциировался с сиянием, исходящим от Христа на горе Фавор. Празднества продолжаются после Великого Спаса еще неделю. Завершив богослужение, священники освящали яблоки и виноград.
Как и в случае с медом, в этот день, 19 августа, начинали собирать урожай яблок, а затем несли их в храмы на освящение. Яблоки так же считались даром Божьим. При этом до освящения на праздничном богослужении есть их запрещалось. Зажиточные люди, у которых яблочный урожай был обширным, раздавали фрукты нищим, больным и бедным соседям. На юге Руси, там, где произрастал виноград, его употребляли наравне с яблоками.

Была традиция носить освященные яблоки на могилы к умершим детям, и все, кто потерял ребенка, неукоснительно этому обычаю следовали. Впоследствии гостинцы стали носить ко всем умершим родственникам.

Поговорки и приметы Яблочного спаса

По тому, какая будет погода в этот день, определяли погодные условия на Покров Богородицы и грядущую зиму. Считалось, что если погода стоять будет сухой, то и осень такой же будет, а если пойдет дождь – жди осень мокрую. Ясное небо предвещало суровые, очень холодные зимние месяцы.

Сеяли в этот день пшеницу. Если ветер веял с севера, то считалось, что будет богатым урожай. Пчелы, которые внезапно начинали снова нести в ульи мед, были предвестницами достатка в доме.

После Преображения погода окончательно поворачивалась к холодам, поэтому говорили, что «второй Спас шубу припас, бери рукавицы про запас».

Медовый спас

Медовый Спас отмечают 14 августа. Этот день также является началом Успенского поста. Это праздник почитания Спасителя и Пресвятой Богородицы. В церковном календаре он носит название Изнесение Честных Древ Животворящего Креста Господня.

В день праздника после торжественной литургии в центр храма выносят Крест, которому могут поклониться все прихожане. Эта традиция берёт начало в древности, когда частицы креста, на котором был распят Христос, переносили из императорской церкви в Храм Святой Софии для преклонения и освящения воды, которая после этого становилась целебной и помогала в избавлении от инфекций, атаковавших людей в жаркое время года.

Другое название празднику – Макавей — дало евангельское предание о святых мучениках Маккавеях, а вовсе не сбор мака. Согласно церковным текстам, семь святых братьев на глазах матери стойко вынесли страдания и не отступились от христианской веры.

По народной традиции, Медовый Спас получил своё название из-за сбора урожая мёда, который приходится на этот период. Свежий мёд освящали в церкви, после чего он становился главным угощением в праздник и символом Божией благодати, дарованной Спасённым от греха людям. Этим мёдом было принято угощать родных и гостей, а также подавать милостыню бедным и нуждающимся.

Медовый Спас, его значение, традиции и приметы

Медовый Спас – первый по счёту в августе, он приходится на 14 число и имеет свою историю. Эта дата связана с двойной победой: русского князя Андрея Боголюбского, победившего в бою с болгарами, а также греческого императора Мануила – он в 1164 году выиграл битву с арабами.

И у русского князя, и у императора Греции принято было воевать со Святым Крестом Господним. Оба правителя совершали усердные молитвы ему, прося помочь, и оба вместе со своими войсками были удостоены чудесного явления: иконы Спасителя и Богородицы, которые взяли на поле битвы, стали источать свет и осенили им войско. Это придало воинам храбрости, и они скоро смогли одержать победу над неприятелем.

По церковному календарю медовый Спас называется «Происхождение честного древа «Животворящий Крест Господень». На этот праздник принято выносить из храма крест, совершать с ним крестные хода, проводить торжественно водосвятие всякого рода водоёмов. Отсюда ещё одно название праздника: мокрый Спас или же Спас на воде.

История Медового Спаса

Праздник Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня был установлен в IX веке в Константинополе: каждый год часть Животворящего Креста, который хранился в домовой церкви греческих императоров, приносили в храм Святой Софии и освящали воду для исцеления болезней. Первый день августа был выбран именно потому, что в этом самом жарком месяце особенно распространялись болезни, люди же прикладывались ко Кресту, на котором был распят Христос, пили освященную им воду и получали долгожданное здоровье.

Празднество Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице установлено по случаю знамений от икон Спасителя, Пресвятой Богородицы и Честного Креста во время сражений святого благоверного князя Андрея Боголюбского (1157-1174) с волжскими болгарами.

В 1164 году Андрей Боголюбский предпринял поход против поволжских болгар, теснивших угнетенных жителей Ростовской и Суздальской земли. Уповая на помощь Царицы Небесной, князь взял с собой Ее чудотворную икону, которая была принесена им из Киева и впоследствии получила наименование Владимирской. Два священника в облачении несли перед войском святую икону и Честный Крест Христов. Перед сражением благочестивый князь, приобщившись святых Таин, обратился с горячей молитвой к Богородице: «Всяк уповаяй на Тя, Госпоже, не погибнет, и я грешный имею в Тебе стену и покров». Вслед за князем пред иконой пали на колени полководцы и воины и, приложившись к образу, пошли против врага.

Болгары были разбиты и обращены в бегство. По преданию, в тот же день греческим императором Мануилом была одержана победа над сарацинами. Непреложным доказательством чудесности обеих этих побед послужили огромные огненные лучи, выходившие от бывших в войсках икон Спасителя, Божией Матери и Святого Креста. Эти лучи покрывали полки благоверных правителей Греции и России и видны были всеми сражавшимися. В память об этих чудесных победах, с обоюдного согласия князя Андрея и императора Мануила и по благословению представителей высшей церковной власти, и был установлен праздник Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице.

В Русской Церкви одновременно с празднованием Всемилостивому Спасу соединяется воспоминание совершившегося 1 августа 988 г. Крещения Руси, в воспоминание чего установлено совершать в этот день малое освящение воды. Поэтому в народе этот праздник иногда называют «Мокрый спас».

Наконец, третий праздник дня – память о святых Ветхозаветных мучениках Маккавейских, которые силой веры преодолели соблазн вероотступничества и, претерпев кратковременное мучение, сподобились спасения и вечной блаженной жизни в Царствии Божьем.

Семь святых мучеников Маккавеев: Авим, Антонин, Гурий, Елеазар, Евсевон, Адим и Маркелл, а также их мать Соломония и учитель Елеазар пострадали в 166 году до н. э. от сирийского царя Антиоха Эпифана. Антиох Эпифан, проводя политику эллинизации населения, ввел в Иерусалиме и всей Иудее греческие языческие обычаи. Он осквернил Иерусалимский храм, поставив в него статую Зевса Олимпийского, к поклонению которому принуждал иудеев.

Девяностолетний старец – законоучитель Елеазар, который за приверженность к Моисееву закону был судим, с твердостью пошел на мучения и скончался в Иерусалиме. Такое же мужество показали ученики святого Елеазара: семь братьев Маккавеев и их мать Соломония. Они, бесстрашно признав себя последователями Бога Истинного, отказались принести жертву языческим богам.

Старший из мальчиков, дававший первым ответ царю от имени всех семи братьев, был предан ужасным истязаниям на глазах у остальных братьев и их матери; остальные пять братьев один за другим претерпели те же мучения. Остался седьмой брат, самый младший. Антиох предложил святой Соломонии склонить его к отречению, чтобы ей остался хоть последний сын, но мужественная мать укрепляла и его в исповедании Истинного Бога. Мальчик так же твердо перенес муки, как и его старшие братья.

После смерти всех детей святая Соломония, стоя над их телами, воздела руки с благодарной молитвой Богу и скончалась.

Подвиг святых семи братьев Маккавеев воодушевил священника Маттафию и его сыновей, которые подняли восстание против Антиоха Епифана, длившееся с 166 по 160 г. до н. э., и, одержав победу, очистили Иерусалимский храм от идолов.

Святые мученики Маккавеи

Ореховый Спас

После Успения многие люди считают, что начинаются самые трудные в духовном отношении дни – «Богородицы, дескать, на земле нет до Рождества Ее». Говорят, что тяжело на душе, на сердце. Это, вероятно, остатки культа Мокоши, которая была прихотливо милостивой и изощренно жестокой богиней.

«Увидела я, что Господь для нас – все, что есть благое и утешительное для помощи нам. Он – риза наша, что покрывает и укутывает нас по любви Своей, обнимает нас, делается нам убежищем, со всех сторон окружает нас по Своей любви, которая настолько нежная, что никогда не оставит Он нас. Итак, во всем этом увидела я, что Он есть все, что благо, как я разумею.

Для нее орех был символом целого мира, не колдовского, но любимого Богом. Поистине, не только яблоко, но и простой орех можно взять в руку, словно мир.

Взят в руки целый мир, как яблоко простое.
Богослужения торжественный зенит,
Свет в круглой храмине под куполом в июле,
Чтоб полной грудью мы вне времени вздохнули.(О. Мандельштам)

Не бойтесь, – говорит Тот, Кто был пригвожден на древе – и да ликуют все древа дубравные днесь. Ибо после того, как Он стал проклятьем, нет ничего проклятого.

Не от деревьев волшебство и страх – они приняли Христа Бога на свои ветви.

Мир снова в ладони человеческой, как яблоко простое, как орех Юлиании Норичской.

Традиции и приметы на ореховый Спас

Дата празднования третьего Спаса – 29 число. Этот праздник связан с перенесением нерукотворного образа Господа.

По преданию, когда Иисус Христос жил на земле, тяжко захворал один из князей — Эдесский. Прослышав о том, что Спаситель способен творить чудеса и уверовав в Него, князь посылает к Нему одного из своих приближённых, художника, вручив тому письмо к Господу, с просьбой исцеления от тяжкого недуга.

При виде Иисуса Христа, посыльный очень захотел перенести его образ на полотно, но, как он ни старался, ничего у него не получалось, настолько черты лика Господня оказались для него неуловимыми.

Господь увидел смятение художника и попросил принести воды умыться. Умывшись, Он поднёс к лицу платок и вытерся им. Удивились все присутствующие – на платке отобразился образ Христа.

Свой образ Иисус Христос вручил художнику для князя, написав ему: «Блажен ты, уверовав в меня, даже не видя. Когда я вознесусь, найдёт тебя мой ученик и с ним к тебе придёт полное исцеление».

В народе третий Спас называют ореховым, это связано с началом сбора орехов. А орешник всегда считали деревом священным и символом жизнерадостности и плодовитости. Ещё одно название орехового Спаса – хлебный, потому что озимый сев и жатва были уже позади. На ореховый Спас принято было заниматься выпечкой из хлеба нового урожая.

Приметы и запреты

На Успение запрещалось работать, особенно строгий запрет был на женскую работу, считалось, что мирское мешает вознесению Богородицы на небо. Чтобы не беспокоить почившую Богоматерь, женщинам запрещалось убираться в доме, стирать, готовить пищу, особенно строгие запреты касались рукоделия — игла или спица могли «уколоть» Пречистую, и тогда жди беды.

По традиции на Успение освящали в храмах зерно нового урожая, а также свежий хлеб, испеченный из муки свежего помола. Впрочем, крестьянский быт вносил изменения в древние традиции и суеверия. Например, на Успение на Руси традиционно начинали солить огурцы и сеять озимые.

До сих пор в некоторых местностях жива старая русская традиция на Успение щедро одаривать нищих. На Руси бедняков, а также заключенных в тюрьмах в этот день щедро одаривали свежим хлебом и деньгами, скупердяев строго осуждали и даже наказывали за жадность.

Согласно древнему суеверию, незамужним девушкам на Успение нельзя заплетать косы и стричься, иначе век куковать в одиночестве.

Также есть старинный запрет ходить на Успение по земле босиком. Считается, что пролитые по Богородице слезы делают землю в этот день такой горькой, что от этой горечи можно заболеть и даже умереть.

На Успение, помимо общих праздничных ограничений, был строжайший запрет на сквернословие. Считалось, что невоздержанных на язык Богоматерь может наказать заиканием, немотой или потерей памяти.

Время с Успения до 11 сентября на Руси считается молодым бабьим летом. По погоде на Успение судили о зрелом бабьем лете — если в праздник по-летнему тепло, с 11 сентября жди дождей. И наоборот: дождик на Успение обещает теплой бабье лето.

Народные традиции и приметы на Третий Спас

На Руси Третий Спас был очень важным днем — только что отметили любимый праздник Успение, а также подводились итоги лета-припасухи. Лениться в этот день было не принято: собирали лесные орехи, грибы и ягоды, пекли хлеб из муки нового зерна и освящали его в храмах, чествовали рукодельниц, начиналась торговля домоткаными полотнами и ремесленными изделиями.

Поскольку Нерукотворный образ связан с водой (Мокрая Брада), в этот день активно занимались колодцами: чистили и подновляли старые, копали новые. Ходили к считавшимися святыми источникам, там умывались, пили и запасали воду, которую потом использовали как целебное снадобье.

Работать на Третий Спас было можно, поскольку это полупраздник — люди старались завершить уборку урожая до дождей и заморозков. По погоде на Третий Спас судили о будущей осени и зиме. Теплые и ясные дни считались хорошей приметой — залогом относительно легкой зимы, хорошего будущего урождая озимых (их в это время сеяли) и сытного года.

Согласно приметам, лесные орехи не родятся два года подряд, то есть хороший урожай лещины — знак, что следующей осенью их будет мало. Еще одна примета: если орехов много, на следующий год будет хороший урожай зерна, и значит — хлеба будет вдосталь.

В народе говорили:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector