Празднование спасов в 2020 году: когда отмечают медовый, яблочный и ореховый спас

О Христе как Спасителе кратко

Начать, наверное, стоит со «стандартных» определений, которые можно встретить во многих учебниках по догматике. Почему Христа называют Спасителем? Потому что Он нас спас от:

  • греха;
  • проклятия;
  • смерти.

Раскрытие каждого из этих пунктов можно найти в Священном Писании, ведь именно Библия является одним из основных источников христианских догматов. В Послании к ефесянам апостол Павел указывает, что во Христе, по изобилию благодати, мы обретаем искупление и прощение грехов (Еф. 1, 7). В послании к Галатам читаем, что Иисус «искупил нас от клятвы закона» (Гал. 3, 13). Свят. Григорий Богослов здесь поясняет, что Господь испытал проклятие человечества на Себе, понеся наши страдания и болезни, возникшие в результате беззакония. В послании же к Евреям находим указание, что Сын Божий воспринимает наши плоть и кровь, дабы Своею Смертью упразднить того, кто владеет смертью, т.е. дьявола, а также избавить нас от его власти, как подверженных страху смерти (Евр. 2, 14-15). Получается, что дьявол и смерть связаны и в спасении от смерти мы подразумеваем также спасение от власти «князя мира сего». У прп. Ефрема Сирина, как и многих других отцов, можно встретить, скажем так, расширение этой мысли до понимания вечной смерти, простирающейся далеко за границы земного пути человека.

Что символизирует яблоко

Яблоко издавна считалось символом знаний и мудрости. Ведь по преданию, именно этот фрукт съела Ева, поддавшись искусу лукавого. Да еще и угостила им Адама, который не посмел ослушаться даму сердца. В результате человек был изгнан из рая.

Но не обошлось и без приятных сюрпризов. По поверью, яблоки позволили людям ощутить жажду познания – то самое полезное чувство, результатом которого стал неумолимый технический прогресс. Именно поэтому надкусанное яблочко красуется на логотипе всемирно известной компании Apple.

А 2500 лет раньше, в Древней Греции, образ яблока приобрел явно негативный оттенок. Не то чтобы греки не любили фрукты – просто в их мифологии можно найти одну интересную историю.

Три девицы под окном пряли поздно вечерком; но то были не пушкинские девушки, а изысканные дамы. Более того — настоящие богини: Афина, Афродита и Гера – та самая жена Зевса, которая строила козни его незаконнорожденному сыну Гераклу.

Дамы были приглашены на свадьбу, куда позабыли позвать некую Эриду – богиню раздора. Та была страшно рассержена и обижена до глубины души. И как это часто бывает, у нее родился коварный план мести.

Эрида достала где-то прекрасное, золотое наливное яблоко и написала на нем своей изящной рукой: «Прекраснейшей». Затем она незаметно подбросила фрукт на праздничный стол (пожалуй, богини умеют и не такое) и тут же исчезла.

На беду за этим столом сидели и три богини! Уже неизвестно, на что они обратили внимание – на такое странное яблоко или на надпись, но в результате разгорелся нешуточный скандал. Ведь каждая по понятным причинам считала прекраснейшей именно себя

На шум собрались другие боги и решили провести честный суд, а в качестве судьи выбрать прекрасного юношу Париса (видимо, наивно полагая, что соблазнить его прелестным искусительницам не удастся). Уж как дамы старались склонить чашу весов в свою сторону! Гера пообещала наделить его огромной властью, Афина – храбростью. Но победила Афродита, которая пообещала юноше самую прекрасную девушку Елену.

Правда, после этого свадьба все равно закончилась распрями и даже войнами. Поэтому про богинь почти все забыли, а вот выражение «яблоко раздора» осталось, и этот негативный образ «приклеился» к яблоку надолго.

Долгое время его считали символом искуса и человеческой греховности. Ева съела запретный плод, дала Адаму – и вроде бы яблоко даже остановилось у него в горле. Так объясняли, почему на шее мужчин есть кадык, а у женщин его нет.

Тем не менее, вкушать яблоки вовсе не запрещалось. И даже готовить из него алкогольные напитки – сидр, который широко распространен практически во всех европейских странах.

В наши дни яблоки стали символом здорового образа жизни, правильного питания и всяческого достатка. Есть даже английская поговорка «An apple a day keeps the doctor away», что означает: «Кто яблоко в день съедает, тот у доктора не бывает». В этом есть доля шутки, но и процент правды также имеется.

Несмотря на то, что яблоко практически не содержит железа (хотя расхожий миф живет до сих пор), оно обладает полным набором витаминов, минеральных веществ, а еще клетчатки, которая способствует быстрому насыщению и очищает наш кишечник. Поэтому включить их в свой ежедневный рацион может каждый человек. А тем более в день Яблочного Спаса!

Яблочный спас

Великий праздник Преображения Иисуса Христа происходит от описанных в синоптических Евангелиях событий, случившихся незадолго до того, как Спаситель принял Свои страдания. В канонических текстах разных авторов говорят о случившемся очень схоже, без противоречащих друг другу деталей, благодаря чему можно сложить истинную картину случившегося. Христос хотел поддержать веру в учениках, потому позвал троих апостолов помолиться вместе на горе Фавор. Иоанн, Петр и Иаков отправились вместе с Ним, но слишком утомились в дороге, а потому уснули, оставив Иисуса молиться в одиночестве.

Проснулись они от неестественного сияния, что окутало Христа, в то время как он беседовал с пророками Илией и Моисеем. Следующее, что произошло тогда – прогремел голос Отца Небесного, назвавшего Иисуса Сыном Своим возлюбленным. Господь приказал апостолам слушать Его, и увидели они в Спасителе преображение всех людей, когда окажутся они в Царстве Небесном.

В церквях этот день начинался с литургии, подчеркивающей и возносящей величие Преображения. Служители Господни надевали белые одежды, цвет которых ассоциировался с сиянием, исходящим от Христа на горе Фавор. Празднества продолжаются после Великого Спаса еще неделю. Завершив богослужение, священники освящали яблоки и виноград.
Как и в случае с медом, в этот день, 19 августа, начинали собирать урожай яблок, а затем несли их в храмы на освящение. Яблоки так же считались даром Божьим. При этом до освящения на праздничном богослужении есть их запрещалось. Зажиточные люди, у которых яблочный урожай был обширным, раздавали фрукты нищим, больным и бедным соседям. На юге Руси, там, где произрастал виноград, его употребляли наравне с яблоками.

Была традиция носить освященные яблоки на могилы к умершим детям, и все, кто потерял ребенка, неукоснительно этому обычаю следовали. Впоследствии гостинцы стали носить ко всем умершим родственникам.

Поговорки и приметы Яблочного спаса

По тому, какая будет погода в этот день, определяли погодные условия на Покров Богородицы и грядущую зиму. Считалось, что если погода стоять будет сухой, то и осень такой же будет, а если пойдет дождь – жди осень мокрую. Ясное небо предвещало суровые, очень холодные зимние месяцы.

Сеяли в этот день пшеницу. Если ветер веял с севера, то считалось, что будет богатым урожай. Пчелы, которые внезапно начинали снова нести в ульи мед, были предвестницами достатка в доме.

После Преображения погода окончательно поворачивалась к холодам, поэтому говорили, что «второй Спас шубу припас, бери рукавицы про запас».

Почему первый Спас называется Медовым: история и традиции праздника

Август — время спасов. Существует несколько версий происхождения этого слова:

  1. У древних славян так назывались первые две недели последнего летнего месяца.
  2. По другой версии, «Спас» может олицетворять Спасителя Иисуса Христа.
  3. «Спас» — сокращенный вариант от «спасаться», которое когда-то являлось синонимом «запасаться».

Начинает череду праздников Медовый Спас, за ним следуют Яблочный и Ореховый. Каждый из дней имеет свое значение как с религиозной, так и с хозяйственно-бытовой точек зрения.

Первый Спас начали отмечать еще в IX веке в Константинополе. Суть его состояла в том, что по улицам проносили частицу Животворящего Креста, на котором принял смерть Иисус Христос. Ей освящали дома и водоемы с целью исцелить болящих, коих в это время года всегда было великое множество из-за жары и недостаточного уровня гигиены, что приводило к распространению тяжелых инфекций. Удивительным образом после совершения такого крестного хода болезни действительно отступали.

Интересно, что праздничная дата выпала на тот же день, что и Крещение Руси, поэтому Спас имеет еще одно народное название — Мокрый. В этот день наши предки старались во что бы то ни стало окунуться в воду. Считалось, что таким образом человек смывал с себя все грехи. А вот после Спаса на воде уже никто не купался — реки и озера начинали цвести, а летний сезон считали оконченным.

Вступало в свои права горячее время сбора урожая. Медовым праздник прозвали из-за того, что наступала пора сбора меда. Существовало поверье, что 14 августа нужно непременно успеть собрать весь урожай, чтобы он не достался пчелам с чужих пасек. Хозяева заранее присматривали самый медоносный улей, чтобы в назначенный день отнести его дары в храм и освятить. Оставлять себе весь собранный мед не было принято — соты клали на деревянное блюдо и щедро делились со служителями церкви, соседями, обездоленными и просто угощали сладким лакомством местных ребятишек.

Первый Спас имеет еще одно имя — Маковей. Существует две версии его происхождения, одна из которых весьма трагична. Согласно ей сирийский правитель Антиох Эпифан в 166 году до н. э. принуждал своих подданных принять язычество. Братья семьи Маккавеев отказались подчиниться и предать свои убеждения. Тогда жестокий тиран по одному убил всех семерых. Свидетельницей жуткой расправы была их мать, которая не смогла перенести потери и умерла от горя.

Вторая версия названия куда более приземленная — именно к середине августа созревал мак, и крестьяне приступали к его сбору. Хозяйки добавляли зернышки в выпечку и подавали с блинами, щедро сдабривая угощения медом.

Утром праздничного дня вся семья отправлялась в церковь, чтобы освятить плоды своих трудов и поблагодарить Господа за щедрость. Помимо меда, воды и мака, люди засушивали и святили букетики из полевых цветов — васильков и бархатцев. Из них делали обереги, а в отваре купали младенцев, чтобы уберечь от дурного глаза. 

После службы батюшка совершал крестный ход к ближайшему водоему, а прихожане окунались в воду, чтобы избавиться от хворей и дурных мыслей.

Поскольку 14 августа начинался Успенский пост, пышных празднеств не устраивали. Считалось, что в это время все мысли должны быть обращены к Богу, поэтому шумные гуляния не приветствовались. Мясо, алкоголь и прочие кулинарные излишества из рациона исключались. Гостей потчевали постными пирогами и печеньем с маком, ягодами и фруктами. Начинали трапезу с ложки освященного меда и молитвы.

В Медовый Спас, как и во время любого другого религиозного праздника, возбранялось ссориться, сквернословить, предаваться чревоугодию и отказывать в помощи ближнему. Также запрещалось работать в поле и хлопотать по дому. 

История Медового Спаса

Праздник Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня был установлен в IX веке в Константинополе: каждый год часть Животворящего Креста, который хранился в домовой церкви греческих императоров, приносили в храм Святой Софии и освящали воду для исцеления болезней. Первый день августа был выбран именно потому, что в этом самом жарком месяце особенно распространялись болезни, люди же прикладывались ко Кресту, на котором был распят Христос, пили освященную им воду и получали долгожданное здоровье.

Празднество Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице установлено по случаю знамений от икон Спасителя, Пресвятой Богородицы и Честного Креста во время сражений святого благоверного князя Андрея Боголюбского (1157-1174) с волжскими болгарами.

В 1164 году Андрей Боголюбский предпринял поход против поволжских болгар, теснивших угнетенных жителей Ростовской и Суздальской земли. Уповая на помощь Царицы Небесной, князь взял с собой Ее чудотворную икону, которая была принесена им из Киева и впоследствии получила наименование Владимирской. Два священника в облачении несли перед войском святую икону и Честный Крест Христов. Перед сражением благочестивый князь, приобщившись святых Таин, обратился с горячей молитвой к Богородице: «Всяк уповаяй на Тя, Госпоже, не погибнет, и я грешный имею в Тебе стену и покров». Вслед за князем пред иконой пали на колени полководцы и воины и, приложившись к образу, пошли против врага.

Болгары были разбиты и обращены в бегство. По преданию, в тот же день греческим императором Мануилом была одержана победа над сарацинами. Непреложным доказательством чудесности обеих этих побед послужили огромные огненные лучи, выходившие от бывших в войсках икон Спасителя, Божией Матери и Святого Креста. Эти лучи покрывали полки благоверных правителей Греции и России и видны были всеми сражавшимися. В память об этих чудесных победах, с обоюдного согласия князя Андрея и императора Мануила и по благословению представителей высшей церковной власти, и был установлен праздник Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице.

В Русской Церкви одновременно с празднованием Всемилостивому Спасу соединяется воспоминание совершившегося 1 августа 988 г. Крещения Руси, в воспоминание чего установлено совершать в этот день малое освящение воды. Поэтому в народе этот праздник иногда называют «Мокрый спас».

Наконец, третий праздник дня – память о святых Ветхозаветных мучениках Маккавейских, которые силой веры преодолели соблазн вероотступничества и, претерпев кратковременное мучение, сподобились спасения и вечной блаженной жизни в Царствии Божьем.

Семь святых мучеников Маккавеев: Авим, Антонин, Гурий, Елеазар, Евсевон, Адим и Маркелл, а также их мать Соломония и учитель Елеазар пострадали в 166 году до н. э. от сирийского царя Антиоха Эпифана. Антиох Эпифан, проводя политику эллинизации населения, ввел в Иерусалиме и всей Иудее греческие языческие обычаи. Он осквернил Иерусалимский храм, поставив в него статую Зевса Олимпийского, к поклонению которому принуждал иудеев.

Девяностолетний старец – законоучитель Елеазар, который за приверженность к Моисееву закону был судим, с твердостью пошел на мучения и скончался в Иерусалиме. Такое же мужество показали ученики святого Елеазара: семь братьев Маккавеев и их мать Соломония. Они, бесстрашно признав себя последователями Бога Истинного, отказались принести жертву языческим богам.

Старший из мальчиков, дававший первым ответ царю от имени всех семи братьев, был предан ужасным истязаниям на глазах у остальных братьев и их матери; остальные пять братьев один за другим претерпели те же мучения. Остался седьмой брат, самый младший. Антиох предложил святой Соломонии склонить его к отречению, чтобы ей остался хоть последний сын, но мужественная мать укрепляла и его в исповедании Истинного Бога. Мальчик так же твердо перенес муки, как и его старшие братья.

После смерти всех детей святая Соломония, стоя над их телами, воздела руки с благодарной молитвой Богу и скончалась.

Подвиг святых семи братьев Маккавеев воодушевил священника Маттафию и его сыновей, которые подняли восстание против Антиоха Епифана, длившееся с 166 по 160 г. до н. э., и, одержав победу, очистили Иерусалимский храм от идолов.

Святые мученики Маккавеи

Чего нельзя делать на Яблочный Спас

  • Нельзя есть яблоки и другие фрукты до тех пор, пока они не будут освящены в церкви.
  • В этот день категорически запрещается убирать в доме и наводить порядки, заниматься рукоделием, работать на огороде или в саду. Исключение лишь для приготовления пищи и сбора урожая.
  • Наши предки верили в то, что в день Яблочного Спаса нельзя убивать насекомых. Даже если муха или какая-то букашка сядет на руку, ее нельзя прогонять. Нужно дождаться, пока она улетит или уползет сама. Существует даже поверье: если две мухи сядут человеку на руку, весь следующий год для него будет очень удачным.
  • В праздник нельзя есть яблоки в одиночку, потому что это повлечет несчастья. Нужно обязательно делиться ими с родными, знакомыми и даже прохожими. Считается, чем больше яблок человек раздаст, тем лучше.
  • Поскольку еще продолжается Успенский пост (Спасовка), начавшийся 14 августа, нельзя устраивать веселье, а также употреблять в пищу яйца, мясо, жирную еду и все, что вызывает зависимость. Однако разрешается ставить на стол рыбу, вино, подсолнечное масло и блюда с яблоками. Главным продуктом в меню, конечно же, являются яблоки. Хозяйки пекут пироги с яблоками, варят компоты, запекают яблоки, пекут блины с яблочной начинкой.
  • Как в любой большой церковный праздник, в день Преображения Господнего нельзя ссориться, устраивать конфликты, таить в себе обиду и злость, оскорблять людей. Спас – это день духовного очищения, примирения и прощения. Если в этот день человек желает кому-то зла и бед, все получит обратно сторицей.

Яблочный Спас (19 августа) — второй Спас

Проводы лета всегда начинались со дня празднования Яблочного Спаса. Ночи становились холоднее, тепло уходило. Появлялись первые яблочки, и какими же сладкими они были! Возможно, вкус их был сладок еще и оттого, что до этого дня православные яблок не ели. Зато в этот день собирали наливной урожай, несли в церковь освятить и только потом разговлялись.

Матери, потерявшие своих деток, приносили яблоки на их могилки. Считалось, что если до Яблочного Спаса мать не попробует яблочка, тогда дитя ее на том свете в этот день будет есть райские яблочки. Юных девиц можно было увидеть около яблонь. Прислонятся к ним и стоят, о чем-то нашептывают. А все потому, что согласно древнему поверью, в этот день можно было попросить у яблони красоты и долгой молодости.

Хозяйки начинают варить яблочное варенье, пастилу, компоты. А останется несколько плодов — обязательно запекут их.

Рецепт варенья из яблок, которое варили на Яблочный Спас

Выбрать 3-4 крупных яблока с кислинкой. Вымыть, обсушить, обрезать «крышечку», через нее аккуратно удалить сердцевину. Уложить внутрь любые ягоды (чернику, малину, клубнику). Сверху залить медом и закрыть срезанной «крышечкой». Поставить в духовку и выпекать при температуре 180 градусов до готовности.

А что же значит этот праздник в христианстве? 19 августа празднуется великое Преображение Господне. Иисус Христос с тремя своими учениками в этот день взошел на гору Фавор и преобразился там — весь засиял, одежды его стали белыми, около него появились пророки. Преображение было свидетельством Божьего чуда и силы его.

Рецепты на Медовый Спас

Как хорошие хозяева, накрыв праздничный стол, ждут прихода гостей, так и верующие ждут церковного благословения на вкушение меда, тем более, что мед – один из самых вкусных и полезных постных продуктов. Он очень полезен для здоровья: нормализует работу многих внутренних органов, улучшает состав крови, повышает иммунитет.

Перед тем, как мед освящать, убедимся в его должном качестве. Специалисты говорят о двух способах определения качества меда.

Первый – переливание. Нужно зачерпнуть мед ложкой и перелить его в другую емкость, держа ложку повыше. Если мед льется тонкой, ровной, непрерывающейся «нитью» или лентой, то он достаточно хорошо приготовлен. Можно также перевернуть ложку несколько раз: хороший мед не стекает с ложки, а «наматывается» на нее.

Второй способ – обмакнуть в каплю меда простой мягкий («М» или «2М») карандаш. Если темнеет от графита, значит, мед не качественный.

Настоящий мед легко растирается между пальцами и впитывается в кожу, чего не скажешь о подделке, которая при растирании оставляет на коже комочки.

Когда мед выбран и освящен, можно приступить и к приготовлению постных продуктов на радость домашним.

Постная медовая коврижка

1 стакан сахарного песка, 1 стакан воды, 2 ст. ложки меда, 1 ч. ложка соды, 0,5 ч. ложки разрыхлителя, 2 ст. ложки какао или кофе, 0,5 стакана изюма, 0,5 стакана измельченных орехов, 0,5 стакана растительного масла, 1,5-2 стакана муки, по щепотке корицы и кориандра.

В миску насыпать сахар, налить воду и растительное масло, немного нагреть, добавить мед. Размешать, чтобы сахар и мед растворились. Смешать в отдельной посуде соду, какао или кофе, пряности, потом добавить это в смесь масла, воды и меда и тщательно вымесить, чтобы не было комков.
Добавьте орехи, изюм и муку с разрыхлителем. Муки нужно столько, чтобы тесто напоминало густую сметану. Выпекать в форме, выстланной пекарской бумагой или смазанной маслом и присыпанной мукой, 30-35 минут при 200 градусах.

Коврижку можно есть в таком виде или разрезать поперек и прослоить любым джемом или вареньем.

Меренга медовая

Пшеничную муку хорошо перемешать с сахарной пудрой, добавить натертую цедру 1 лимона, толченые корицу и гвоздику по вкусу, немного соды и меда (столько, чтобы тесто было не очень крутым, но и не жидким).

Из теста раскатать лепешки толщиной 5 мм, вырезать кружочки и печь на смазанном маслом противне. Когда печенье охладится, сбрызнуть белой сахарной глазурью.

Квас медовый

800 г меда, 2 лимона, 25 г дрожжей, 5 л воды.

В кипящую воду положить мед и хорошо размешать.
Когда жидкость остынет до 20° C, ввести дрожжи, лимонный сок или лимонную кислоту и оставить стоять на 10-12 ч.
Остудить, разлить в бутылки и закупорить их.

Салат медовый

2 моркови;
2 яблока;
8–10 грецких орехов;
сок 0,5 лимона;
2 столовые ложки меда.

Натереть на крупной терке морковь и яблоки, добавить размельченные орехи и заправить медом и лимонным соком.

Монастырский мед

1 кг меда, 3 л воды, 2 ч. ложки хмеля.

Мед размешать с водой и кипятить на слабом огне в течение 3 час. В марлю положить хмель, небольшой камешек и, завязав ее узелком, опустить в кастрюлю с медом (камешек необходим для того, чтобы хмель не всплывал). Мед с хмелем кипятить 1 час, периодически, по мере выкипания, добавляя горячую воду.

Мед снять с огня и еще теплым процедить через марлю в стеклянную или деревянную посуду. При этом емкость должна быть заполнена не более чем на 4/5 объема. Посуду оставить в теплом месте (у печки, батареи) для брожения меда. Как правило, оно начинается через день-два после того, как мед сварен.

Когда мед побродит (перестанет шипеть), в него влить полстакана хорошо заваренного чая (1 ч. ложка заварки на 1 стакан кипятка). Затем мед, не мешая, процедить через фланель (лучше несколько раз).

Процеженный мед уже готов для употребления. Однако превосходный вкус он приобретет через год хранения в прохладном месте.

  • День Всемилостивого Спаса
  • Маккавеи: 10 фактов о святых и несвятых

Любимые августовские праздники — три Спаса

Всего в церковном календаре три Спаса. Первый, именуемый Спасом на воде, приходится на 14 августа. В этот день верующие спасались от эпидемий и инфекций, усиленных летней жарой, с помощью святой воды, выносимой из церкви. Другое известное название — Медовый Спас, праздник получил по той причине, что с этого дня было дозволено есть мед.

Самым главным из трех считается Второй Спас — Яблочный или Праздник первых плодов 19 августа. После него разрешается употреблять в пищу яблоки и другие фрукты. Особенно строго в древние времена относились к запрету родители, потерявшие детей. Считалось, что если отказываться от лакомства плодами, то на том свете умерших деток угощают гостинцами и золотыми яблочками. Верующие люди утверждают, что яблоки в этот день обладают особой волшебной силой, и лакомство ими помогает осуществлять загаданные желания.

Третий Спас в народе называют Ореховым, в церковном календаре он значится 29 августа. Обычно к этому сроку орехи становятся зрелыми и пригодными в пищу. Также православные зовут его Спасом на полотне, в знак того, что лик Иисуса отпечатался на куске ткани. В этот день коробейники традиционно устраивали распродажу холстов и полотен.

Смысл не в освящении плодов!

Смысл празднуемых событий
заключается не в освящении тех плодов, которые отражены в народных названиях
праздников. Освящая снеди, мы приносим в храм начатки нового урожая в качестве
пожертвования, посвящая их Богу. Конечно, они никоим образом не «заряжаются»
благодатью. Смысл приношения — получить благословение на ту бо́льшую часть своего
достатка, от которого была отделена условная «десятина». Она идет на
поддержание служащих храма, которые, согласно Писанию, питаются от жертвенника.
А также используется для поддержки нуждающихся в еде и для трапез, которые
верующий устраивает в честь Господа. Такая практика восходит еще к ветхозаветному
времени. Иудеи приносили в Храм часть от всего, что только возрастало в их
хозяйстве.

Событие Преображения Господня заключает в себе важный богословский смысл. Оно изображает состояние, в котором христианин будет находиться после Второго Пришествия. Этого удостоятся те, кто будет пребывать в Царстве Небесном вместе с Творцом. В приписываемом святителю Иоанну Златоусту Слове на Преображение ясно говорится:

Успение Богородицы: история праздника

Праздник посвящен воспоминанию об окончании земной жизни Богоматери Девы Марии. В православии праздник носит название Успение Пресвятой владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии и является двунадесятым, то есть одним из 12 важнейших, помимо Пасхи.

Согласно евангельским источникам, после того как Иисус отправился к своему небесному отцу, Дева Мария много лет прожила в Иерусалиме. Она часто приходила на Голгофу, молилась у Гроба Господня, где ей — уже очень немолодой — однажды архангел Гавриил принес весть, что вскоре она увидится со своим сыном на небесах.

Перед окончанием земной жизни Богоматерь пожелала увидеть всех апостолов — учеников Христа, проповедовавших его учение в разных землях. Хотя те были далеко, желание Богородицы было исполнено. Ангелы доставили апостолов к смертному ложу Девы Марии, и она успела проститься с учениками Христа, которые стали ей как сыновья.

После этого земная жизнь Марии завершилась, а вокруг ее ложа распространилось сияние. Кончина Богоматери называется успение. Иисус забрал душу Богородицы на небо, а тело было погребено в Гефсимании, в семейном склепе, где были похоронены ее родители — праведные Иоаким и Анна, а также ее земной супруг Иосиф Обручник. Вход в гробницу был завален камнями. Это место глубоко почитаемо, на Успение там ежегодно проводится обряд погребения Богоматери.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector