Спасо-прилуцкий димитриев мужской монастырь г. вологды

Спасо-Прилуцкий монастырь

Мы трижды приезжали в Прилуки, один раз вечером, когда солнце садилось, окрасив бронзой стены и граненые башни… Сумрак сгущался, поднялся туман, птицы смолкли, от земли потянуло холодом и сыростью, но уходить не хотелось … а хотелось стоять перед крепостью и наблюдать, как она медленно погружается во тьму, и над ней, словно сказочное сияние вспыхивают и гаснут малиновые отблески северного заката…когда ночь поглотила окрестности, ноги окончательно промерзли, а комарье одолело — мы двинулись, практически на ощупь, по узкой тропинке, проложенной среди высоченной травы и камышей к машине… Боже, какой это был вечер! От сантиментов перейду к истории.«Монастырь расположен в 5 км от г. Вологды на левом берегу одноименной реки. Время основания обители относят к 1371 г., когда в эти места пришел св. Димитрий. До этого он основал Никольский монастырь в г. Переславле-Залесском, однако, стремясь к уединенным подвигам, св. Димитрий решил подвизаться на суровом Севере. Дойдя до берегов р. Вологды, до того места, где река делает изгиб, то есть «луку», подвижник построил здесь церковь Спаса. При ней вскоре был образован монастырь, получивший наименование Спасо-Прилуцкий, а сам св. Димитрий стал известен как прп. Димитрий Прилуцкий.

1812 г.1924 г.1991 г.1817 г.

С.В. Булгаков «Русские монастыри в 1913 г.»

Спасо-Прилуцкий монастырь, 2 класса, в 15 верстах от города Вологды. Основан в 1371 году преподобным Дмитрием Прилуцким (см. 11 февраля). В 1612 году он подвергался разорению от татар; в 1619 году был опустошен литовцами. Спасский двухэтажный собор построен в 1542 году; возобновлен после пожара в 1817. В нижнем храме почивают под спудом святые мощи преподобного Дмитрия и преподобного Игнатия (см. 19 мая). В иконостасе Спасского храма находится чудотворный образ преподобного Дмитрия, написанный преподобным Дионисием Глушицким; он взят был великим Князем Иоанном III на время похода его под Казань и возвращен им, по украшении его богатым окладом, в 1503 году; ежегодно 3 июня в память сретения образа преподобного Дмитрия бывает из Вологодского собора в монастырь крестный ход. В монастыре хранятся: фелонь, деревянный костыль и вериги преподобного Дмитрия. В юго-восточной и северо-восточной башнях монастырской ограды до сих пор сохранились так называемые мешки или каменные столбы с узкими внутри их помещения, куда заключаемы были важнейшие преступники. При монастыре школа с приютом и странноприимный дом.

Советские власти разорили монастырь и выселили монахов

С приходом Советской власти монастырь постигла та же судьба, что тысячи обителей по всей стране. Монахов выселили, имущество изъяли, а в помещениях устроили склады. Местное население даже порывалось разобрать здание на кирпичи, но получить разрешение не смогло.

В разные годы в обители были:

  • пересылочная тюрьма;
  • военный склад;
  • кинотеатр;
  • дом инвалидов.

Повезло лишь в том, что в 50-е годы провели реставрацию обители с целью вернуть ей облик, близкий к историческому. А в 1979 году монастырь стал филиалом Вологодского государственного музея-заповедника. К слову, почти всё здешнее имущество тоже хранилось в музее.

Фото и описание

Спасо-Прилуцкий монастырь был основан в 1371 году преподобным Димитрием Прилуцким, учеником великого русского подвижника Сергия Радонежского. Обитель расположена в двух километрах к северо-востоку от Вологды.

Святой Димитрий Прилуцкий родился в семье богатых купцов, в городе Переяславле-Залесском. Был облачен в иноческий образ в Переяславском Горицком монастыре, затем был возведен в сан игумена этого же монастыря. В 1392 году он основал монастырь во имя святителя Николая Чудотворца на берегу Плещеева озера. Преподобный Димитрий был духовно близок с духовным наставником – святым Сергием Радонежским. Святого Димитрия почитали уже при его жизни. Так, князь Димитрий Донской почитал подвижника веры и призвал его крестить своих детей. Однако Димитрий, как истинный смиренный инок, избегал почитания и широкой известности. Он возжелал уединения и ушел на Север. Он выбрал такое место, где река Вологда делала изгиб, извилину — «луку». От этого слово и произошло название обители – Прилуцкий монастырь. Основатель обители — святой Димитрий Прилуцкий — был погребен в нижнем храме каменного Спасского собора.

Монастырь развивался и, благодаря пожертвованиям московских князей и трудам настоятелей, вскоре стал одним из самых известных на русском Севере. В обитель стекались не только простые богомольцы, но приезжали и цари: Василий III со своей супругой Еленой Глинской, Иоанн Грозный.

Первые монастырские постройки были изготовлены из дерева. Каменные сооружения начали воздвигаться с первой половины XVI века. Собор Всемилостивого Спаса стал первым из них. Архитектура Спасского собора (строился в 1537-1542 годах) соответствует традициям московской школы. Однако имеются и отличия, которые присущи зодчеству Севера – скромность и лаконичность. Удивляют «плоские» непривычные формы куполов, декоративное убранство глав, два ряда закомар.

Колокольня была построена в 1537-1542 годах, в одно время с Собором Всемилостивого Спаса, однако в скором времени она была разобрана. Новая была воздвигнута через сто лет, в 1639-1654 годах (сохранилась до наших дней).

В 1540-х годах была построена монастырская трапезная. Она соединялась со Спасским собором переходами. К трапезной примыкает небольшая Введенская церковь.

В 1645 году были построены кельи для настоятеля, а в XVIII веке это здание было объединено в один корпус с больничными палатами и кельями для братии монастыря. Больничная церковь во имя Всех Святых стала частью данного корпуса. Монастырские врата с церковью были сооружены около 1590 года.

Обитель подвергалась грабежам в Смутное время. В XVII веке для обороны от неприятелей была построена крепостная стена (1656 г.). Протяженность стены – 2 метра, ее высота – около семи метров.

Известные почитаемые монастырские святыни – Киликиевский крест и икона основателя преподобного Димитрия Прилуцкого с житием. Восьмиконечный деревянный крест украшен басмой и иконками, которые были вырезаны из кости. Святыню привезли из армянской области Киликия. Чудотворная икона святого была написана в 1483-1503 годы преподобным Дионисием Глушицким. Древними и чтимыми святынями монастыря были чудотворные иконы Заступницы христианского рода Пресвятой Богородицы – Корсунская и Страстная. В обители покоится русский поэт Константин Николаевич Батюшков (1787-1855).

В 1812 году в Прилуцкую обитель были эвакуированы святыни монастырей и драгоценности из Москвы. 1924 по 1991 годы святой монастырь был закрыт Советской властью, находился в запустении. В настоящее время монашеская жизнь возобновилась. Обитель является средоточием духовной жизни монашества и памятником русской культуры.

Архитектурные элементы

Спасо-Прилуцкий монастырь является памятником архитектуры XVI века — именно в этот период появились основные его постройки. Рассмотрим самые основные из них.

Спасский собор

Это основной пятиглавый храм всей обители, который изначально был деревянным, но после был перестроен в камне, в традициях московского зодчества. Характерной особенностью таких построек можно назвать строгий декор, который повторяется и в других строениях комплекса.

Большая реконструкция собора произошла в 1817 году, после серьезного пожара. Внешний вид храма несколько видоизменился, повой формы стали главы. В середине ХХ века была проведена научная реставрация храма, когда попытались воссоздать первоначальный образ храма.

Спасский собор имеет несколько престолов:

  • Всемилостивого Спаса;
  • святого Александра Невского;
  • в честь праздника Преображения Господня;
  • Сретения Господня;
  • Богоявления Господня.


Спасский собор Спасо-Прилуцкого монастыря

Эти престолы расположены на нескольких этажах. Украшения и росписи храма находились только в верхней части, поскольку нижняя часть нуждалась в постоянном ремонте и обновлении из-за сырости и плесени.

Надвратная Вознесенская церковь

Эта церковь располагается прямо над основными воротами, ведущими на территорию комплекса. С этой стороны ранее располагался важнейший торговый путь. Церковь, включая ворота и часть стены, относятся к самым первым постройкам XVI века. Ворота имеют отдельных вход для путников и отдельный для проезда.

Изначально эта церковь была освящена в честь Феодора Стратилата, который символично охранял вход через врата. Так было до самого XIX века, когда после пожаров храм сильно пострадал и восстанавливался. Заново храм освящен был уже в честь праздника Вознесения Господня.

Соборная колокольня

Она была возведена вместе с первым Спасским собором и освящена в честь Трех Святителей. Церковь изначально проектировалась для колоколов, такие постройки были распространены в княжеской Москве. Внизу колокольни расположился храм, а сверху была открытая площадка.

В начале XVIII века старая колокольня была практически полностью разобрана, а кирпичи и камни использовались для других хозяйственных нужд. Колокола были перемещены в другое место, а до наших дней удалось сохранить лишь небольшую часть постройки.

Введенская церковь

Церковь в честь празднования Введения во храм Пресвятой Богородицы — изящное строение квадратной основы. Украшения храма сдержаны, не вычурны, выдержаны в общем стиле всего архитектурного комплекса.


Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы Спасо-Прилуцкого монастыря

Построена церковь в середине XVII века, после чего несколько раз была перестроена и перепланирована. После революции купола были сняты, а в середине постройки был клуб и кинотеатр. Изначальный свой вид церковь вернула после реставрации 1950-х годов.

Сбоку к храму примыкает больших размеров палата для трапезы. В ней размещались различные хозяйственные постройки, погреб, кладовые. Наверху располагалась комната непосредственно для приема пищи монахами.

Церковь в честь великомученицы Екатерины

Она была построена довольно поздно, в середине XIX века, как семейная усыпальница предводителя вологодского дворянского сословия Волоцкого. Это небольшое по размерам строение, рядом с которым находится церковное кладбище, которое было сильно повреждено в годы советской власти. На этом кладбище были похоронены как церковные деятели разных веков, так и светские известные люди.

Другие здания и постройки

Ни один монастырь не может обойтись без монашеских келий. Первоначальные постройки, предназначенные для проживания монахов, были выполнены из дерева и полностью утрачены вследствие многочисленных пожаров. Каменные сооружения начинают возводиться с середины XVII века.

Успенская церковь интересна тем, что была разобрана и перевезена из другого монастыря, который закрыли. Эта церковь деревянная, выполненная в шатровой технике, и является древнейшей постройкой такого рода.


Деревянная шатровая Успенская церковь

Башни монастыря разбросаны по всему периметру комплекса и образуют пятиугольник. Северные башни высокие и крепкие, они далеко выходят за ограду и задумывались как оборонительные сооружения. Содержат несколько рядов бойниц. Башни с другой стороны имеют полости, которые предназначались для хранения сухого пороха, каких-либо боеприпасов, а также для заключения особо опасных преступников.

Как добраться до Спасо-Прилуцкого мужского монастыря

Основной транспорт до монастыря — городские автобусы до остановки «Прилуки». Подходящие рейсы от ж/д и автовокзала — № 14, 28. Эти же автобусы и рейс № 22 подойдут для туристов с Торговой площади.

Поездка на автобусе из центра Вологды в среднем займет 25–30 минут.

Расписание общественного транспорта Вологды

В сезон навигации альтернатива автобусам — круизные кораблике по реке Вологде, отправляющиеся от Кремлевской площади до монастыря. Этот маршрут популярен у туристов — с реки открываются весьма живописные виды.

Кроме того, посетить монастырь можно с организованными экскурсиями и турами.

Поездка на такси обойдется от 200 рублей. В Вологде вызвать такси можно через приложения Maxim, Такси Везёт, Яндекс. Такси.

Спасо-Прилуцкий Димитриев монастырь на видео: обзор с высоты, история

Иконы и святыни обители

Из особо почитаемых святынь можно выделить мощи очень чтимых в здешних краях Игнатия Прилуцкого и его брата Димитрия. Хранятся они в нижнем пределе, там же находится икона Димитрия, образ Пресвятой Богородицы «Страстная». Возле захоронения Игнатия Прилуцкого находятся его вериги, а также ковчег с мощами многих православных святых.

В монастыре особенно почитается Божья Матерь, и чтится образ «Скоропослушница», список иконы с горы Афон. Также особую любовь в обители проявляют к Казанской иконе, которая с закрытием обители была передана в музей Вологды.

Еще одной известной монастырской святыней является Киликийский крест, который согласно преданию, святой Дмитрий Прилуцкий принес с собой из Переславля, когда решил строить новый монастырь.

С XV века монастырь начал процветать

С XV века дела монастыря идут хорошо. Покровительство одного великого князя, Василия Тёмного, затем другого, Андрея Меньшего, и прочих важных исторических личностей помогает обители процветать.

Димитрий Прилуцкий — основатель монастыря

Также сыграло значительную роль и расположение обители. Это торговый и стратегический центр. Здесь пересекаются водные и сухопутные пути — причём не только русские, но и международные.

У монастыря было выгодное расположение — пересечение торговых путей.

Также это политически и религиозно важное место. Сюда ссылают неугодных политических заключённых, а цари молятся о даровании наследников

Наконец, статус монастыря находит и материальное отражение Спасский собор выстраивают из камня.

Введенская церковь и Трапезная

От Спасского собора ведет крытая галерея к Трапезной палате. Цокольный этаж трапезной занят хозяйственными помещениями, а на верхнем этаже расположена обширный сводчатый зал для общих монастырских трапез.

Правее к Трапезной палате вплотную примыкает Келарская палата, а через проходную арку – Белая палата.

Келарская, где сидел заведующий монастырским хозяйством, оформлена лишь полукруглыми оконными нишами. А соседствующая Белая палата жизнерадостно украшена фигурными наличниками, различающимися на окнах первого и второго этажей, и квадратными нишками по всей высоте пристройки.

За трапезной скромно спряталась Введенская церковь. По своему внешнему виду она перекликается с надвратной Вознесенской церковью, но в то же самое время имеет более нарядный вид. Верхний ярус и барабан декорированы широкими узорчатыми поясами, состоящими из поребрика, кирпичных балясин и прямоугольных нишек.

Совокупность вышеперечисленных объектов (Введенская, церковь, трапезная, келарская и белая палаты) называют «Введенским комплексом». Точная дата строительства комплекса неизвестна, предположительно, середина XVI века.

Как добраться

Адрес

: г. Вологда, ул.Монастырска д.2 ( мкр. Прилуки)

До г. Вологды можно добраться на самолете, поезде и автобусе.

От авто- и ж/д-вокзалов в Вологде:

Автобусы №14 и №28 (отправляются с остановки городского транспорта у здания автовокзала)

Автобус №127 (отправляется от здания ж/д-вокзала, вблизи входа в кафе «Вокзальный дворик»)

Ехать следует до остановки «Прилуки». Время проезда от ж/д вокзала до монастыря составляет около 40 минут.

Из центра города:

Автобус №22 с остановки «Старый рынок». Все вышеуказанные маршруты также проходят в направлении села Прилуки через эту остановку.

Фото и описание

Спасо-Прилуцкий монастырь считается одним из крупнейших монастырей Севера, превосходным архитектурным ансамблем Древней Руси. Расположен он на северо-востоке от Вологды. Название монастырь приобрел от главной Спасской церкви и излучины реки, на которой располагается. Художественная значимость монастыря чрезвычайно велика: здесь сосредоточены основные особенности вологодских сооружений за три столетия, а архитектурные памятники монастыря последовательно отображают все периоды строительства на севере Руси с XVI по XVIII века.

Данный монастырь был возведен в конце XIV века, в период с 1377 по1392 годы. Основал монастырь святой Дмитрий Прилуцкий, ученик и духовный друг Сергия Радонежского. Святой Дмитрий выстроил в монастыре церковь и возле нее – кельи для иноков. Данные постройки были выполнены из дерева. Постройку монастыря близ Вологды поддержал московский князь Дмитрий Донской, пожертвовавший средства на строительство.

Архитектурный ансамбль монастыря включает в себя превосходные памятники архитектуры периода XVI—XVII вв.: надвратную церковь Вознесения с шатровой колокольней, Спасский собор и колокольню, келарский корпус, трапезную церковь с переходами, церковь Всех святых, настоятельские кельи, церковь Успения, деревянную церковь Екатерины, а так же стены с башнями, которые окружают монастырь. Спасский собор вместе с колокольней располагаются в центре монастыря. Это самый первый храм, из камня возведенный в XVI веке в Вологде.

Спасский собор возведен по образу московских. Это двухэтажный храм, имеющий кубическую форму, четырёхстолпный, трехапсидный. Собор завершают пять шлемовидных глав, которые располагаются на круглых барабанах. Каждая из глав несет железный прорезной крест. На барабанах у основания глав, украшенный орнаментальной прорезью карниз. Нижний этаж собора имеет сводчатое перекрытие, а крестовые своды верхнего храма подпираются четырьмя столбами, которые имеют квадратное сечение, а также стенами. С наружной стороны стены собора украшены четырьмя пилястрами, три полукруглые закомары поддерживают карнизы пилястр. Карниз апсид украшен небольшими арочками. В период с 1654 по 1672 годы к собору были пристроены южная и северная паперти. Намного раньше, еще до XVII века, была пристроена западная паперть.

В 1811 году 17 сентября случился пожар. Внутреннее убранство было уничтожено пожаром. Пострадали от огня и некоторые главы. В 1813–1817 годах были проведены работы по реставрации собора. Поврежденным главам придали кувшинообразную форму. Были восстановлены обгоревшие стены. Внутри собора оштукатурили стены. В 1841 году вологодским крестьянином Михаилом Гориным на соборе была сделана новая глава с крестами, а на колокольне – новый шпиль. Ныне собор и колокольня имеют первоначальный вид.

Одновременно с собором была построена колокольня в 1537–1542 годах. Вскоре эту колокольню разобрали. Новую, которая сохранилась и до наших дней, построили в период с 1639 по 1654 год. В 1736 году на данной колокольне имелось восемнадцать колоколов. Большой колокол весил 357 пудов 30 фунтов, на вестовом колоколе, который весил 55 пудов, были изображены князь Димитрий и Иоанн Угличские. Колокола отлил Коркуцкий Иоанн Калинович в 1736–1738 гг. Над звоном, в верхнем восьмерике, были определены большие боевые колесные часы. Все помещения нижнего четверика были переданы под келии и церковь. Узорчатые карнизы колокольни и килевидные арки находят отклик в декоративных поясках монастырских церквей.

Крытые переходы связывают Спасский собор с комплексом строений середины XVI в. По архитектуре эти здания схожи со Спасским собором и вместе с ним образуют целостный ансамбль.

Как живет обитель в наше время?

Как и для многих других храмов и монастырей, XX век стал для Спасо-Прилуцкой обители трагическим временем. Монастырь был закрыт советской властью еще в 1920-е годы.Потом здесь были пересыльная тюрьма, склады, кинотеатр…

И вот в 1991 году, после 67-летнего перерыва, в Спасо-Прилуцком был вновь открыт мужской монастырь. А 24 февраля 1992 года, в день памяти Димитрия Прилуцкого (600-летие преставления), монастырь полностью возвратили Русской Православной Церкви.

В некрополе Прилуцкой обители похоронен русский поэт Константин Батюшков. Здесь также покоятся сестра полководца Суворова Мария Васильевна Олешева, митрополит Сарский Иона, архимандриты и игумены монастыря. Фото vk.com/spdmon

Монастырская жизнь возрождается. Ремонтируются строения, восстановлены иконостасы и колокола на соборной колокольне, ежедневно совершается полный круг богослужений. Содержится подворье и монастырская воскресная школа. В обители располагается Вологодская духовная семинария. Ежегодно проводятся Димитриевские образовательные чтения, собирающие духовенство и работников просвещения.

Откуда название?

Слово «Прилуцкий» связано с особенностями места, где расположен монастырь. В двух километрах северо-восточнее Вологды одноименная река делает резкий поворот, образуя излучину, или «луку». Преподобный Димитрий, придя в северные края из Переславля-Залесского в 1335 году, вначале поселился на дальней окраине Вологды. Потом стал искать место для монастыря, направился на север и остановился на левом берегу реки Вологды. Осматривая окрестности, он просил Господа и Богородицу указать ему место, где душа обрела бы покой.

Вот тогда ему и явилась красивая речная излучина с колосившейся хлебной нивой (сейчас эти места входят в черту города). Поле принадлежало местным жителям Исидору Выпрягу и его другу и соседу Илие Ракову. Узнав о желании монаха создать здесь обитель, они не только добровольно отдали Димитрию столько земли, сколько потребовалось на устроение монастыря, но даже сами вытоптали на поле еще не созревший хлеб.

Димитрий и Пахомий приходят в Вологду и получают землю для монастыря от Ильи и Исидора

Димитрий, ученик и друг преподобного Сергия Радонежского, поставил на тех полях Киликиевский крест — деревянный, восьмиконечный, украшенный медной позолоченной басмой и 84 иконками, вырезанными из кости. По преданию, он был вывезен из армянской области Киликия (ныне крест хранится в Вологодском государственном историко-архитектурном и художественном музее-заповеднике). На месте креста потом встал деревянный, а позже и каменный Спасский собор.

2

Справка

Предание связывает возникновение холодного храма с пребыванием в конце XIV века в Вологде известного церковного деятеля Дмитрия Прилуцкого. Преподобный Дмитрий до переселения в Вологду жил в селе Выпрягово, где основал Спасо-Прилуцкий монастырь. Хозяин дома, в котором останавливался Дмитрий, в память о пребывании в своем доме святого, поставил неподалеку часовню. По причтении Дмитрия к лику святых, часовню сменила деревянная церковь. В окладных книгах архиерейского дома она упоминается уже существующей в 1618 году среди прочих приходских церквей Вологды.

Согласно документальным данным, строительство холодной Дмитриевской церкви было начато в 1651 году. Однако ряд источников относит храм к началу XVIII века, клировые ведомости — к 1711 году. Вероятно, в 1710 — 1711 годах с севера к зданию была пристроена теплая придельная церковь (разобрана в 1750-х гг.), а с северо-запада возведена колокольня.

Холодный храм Дмитрия Прилуцкого был одним из первых в каменном строительстве Вологды, возобновленном в середине XVII века после польско-литовского разорения и долгого, почти 80-летнего перерыва. Этот перерыв, очевидно, привел к оскудению собственных строительных кадров, и заказчики храма были вынуждены обратиться к широко известным тогда ярославским зодчим, каменных дел подмастерьям Борису Назарову и Панкрату Тимофееву. Действительно, архитектура здания носит явные черты школы, которой принадлежали его строители. Это — характерный для ярославского зодчества двухэтажный, пятиглавый и четырехстолпный храм соборного типа, поставленный на традиционный подклет и по обыкновению лишенный трапезной. Его приземистый кубический объем, увенчанный пятью небольшими низкими главами с обыкновенными луковицеобразными куполами, усыпанными звездами, подчеркнуто строг.

Фасадный декор, как это свойственно ярославским памятникам середины XVII века, довольно лаконичен: лопатки на углах, окна, лишенные наличников, три большие закомары с каждой стороны и простая аркатура на барабанах. Однако традиционные обходные галереи здесь отсутствуют; их место занимает пристроенная в 1781 году с запада закрытая паперть с приделом во имя Святого Максима, ризницей и лестницей-всходом в центре. Налево от холодной церкви — небольшая колокольня.

Внутри холодная церковь Дмитрия Прилуцкого украшена настенной живописью, сюжеты которой, особенно на куполах и сводах, почти целиком повторяют фресковые композиции церкви Иоанна Предтечи в Рощенье. Роспись Дмитриевского храма, вероятно, выполнена в 1721 году (по другим источникам, — в 1710 г.). Во главе артели стенописцев, по-видимому, стоял один из знаменщиков, работавших в церкви Благовещения в Ярославле, — Федор Игнатьев или же Федор Федоров. Стенопись холодной Дмитриевской церкви целиком выдержана в духе барокко, что более характерно для манеры Ф. Федорова.

Наиболее почитаемыми в холодном храме были две иконы Божией Матери, так называемые — «Семигородная» и «Семистрельная». В Дмитриевской церкви находились также многие иконы, списанные с чудотворных, одна из которых, работы Преподобного Дионисия Глушицкого, находилась в Семигородной мужской пустыни, а другая в сельской приходской церкви Иоанна Богослова, на реке Тошне вологодского уезда. В 1831 году, во время холерной эпидемии, подлинники этих двух чудотворных икон были перенесены в Вологду и находились в Дмитриевской церкви. В том же году были устроены жителями и списки (копии) с этих икон, в память о прекращении эпидемии. Первая икона именуется Семигородной от одноименной волости, в которой была устроена Семигородная мужская пустынь. Вторая — Семистельной — от семи стрел, или мечей, изображенных на иконе и пронзающих скорбящее сердце Божией Матери.

В настоящее время церковь Дмитрия Прилуцкого на Наволоке полностью восстановлена. Освящение храма состоялось 13 июля 2001 года.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector