Дмитрий прилуцкий

Возведение Спасо-Прилуцкого храма в Вологде

Стремясь к молчаливому уединению, Димитрий и Пахомий сначала решили обосноваться в малолюдном месте недалеко от реки Лежи. Монахи возвели небольшую церковь во имя Воскресения Христа, однако вынуждены были покинуть эту территорию. Причиной стали местные жители, боявшиеся потерять свои земельные наделы после организации нового монастыря.

Смирившись с такой ситуацией, преподобный и его ученик отправились в Вологду, рядом с которой впоследствии построили деревянный храм. Известно, что многие местные крестьяне разделили их желание распространять православную веру и охотно отдали часть своих земель под строительство обители. В дальнейшем она получила название Спасо-Прилуцкого Дмитриева монастыря, а Димитрий стал его игуменом.

Когда преподобный обосновался в вологодских землях, благая новость распространилась повсеместно. Многие его ученики оставили Никольскую обитель и перебрались в Спасо-Прилуцкий монастырь. Все братья, принятые игуменом, отличались глубокой верой

Сам настоятель проявлял редкое милосердие и внимание к ближним:

  • безвозмездно раздавал пищу нищим, голодным;
  • принимал уставших странников;
  • беседовал с каждым человеком, нуждающимся в утешении;
  • благословлял на благие дела, давал мудрые советы.

Преподобный всегда старался молиться наедине, для чего в храме было отведено специальное место. Старец строго воздерживался в еде. Он постоянно употреблял просфору с теплой водой и удивлял других тем, что даже в праздники не принимал вино с рыбой. В любое время года он носил один и тот же старый тулуп из овчины, выполнял вместе с братией самую тяжелую работу.

Полностью соответствуя канонам православной веры, Димитрий Прилуцкий проявлял полное бескорыстие и не стремился к земным благам. Когда великий князь Дмитрий Иванович присылал ему богатые дары, а местные жители жертвовали средства на возведение монастыря, он раздавал значительную часть денег бедным людям. Святой справедливо полагал, что они нуждаются в них намного больше.

Преподобный Димитрий Прилуцкий. Иконы

Икона преподобного Димитрия имелась в монастыре ещё в 1-й половине XV века, когда его мощи стали источать чудеса и исцеления. Не исключено, что это был поясной образ, стоящий у раки преподобного и написанный преподобным Дионисием Глушицким (1362-1437 гг.), о чём имеются исторические свидетельства от 1609 года. Известный иконописец был не только современником преподобного Димитрия, но и уроженцем Вологды, поэтому представляется весьма вероятным, что они могли быть знакомы лично, или же Дионисий мог хотя бы видеть преподобного Димитрия своими глазами. Поэтому представляется, что образ преподобного Димитрия Вологодского, который мог написать иконописец, является аутентичным.


Преподобный Димитрий Прилуцкий c 16 клеймами жития. Ок. 1503 года. Дионисий. Вологодский музей-заповедник


Икона Деисус «седмица» с припадающими преподобными Димитрием Прилуцким и Дионисием Глушицким. XVII в.

Ранние редакции Жития описывают характерные черты облика преподобного Димитрия — седые волосы и не совсем седую бороду: «святолепными и постническими сединами украшен сыи, от них же потонку малым нечто от власов его брадных не оусовершен белостию конца имущи».


Преподобный Димитрий Прилуцкий Чудотворец. Нач. XVII в.

Однако иконография преподобного Димитрия разнообразна. Она представлена в иконописи, монументальной живописи и декоративно-прикладном искусстве. В ней выразилось почитание преподобного Димитрия как святого покровителя Прилуцкого монастыря и Вологодского края, отражено распространение общецерковного празднования памяти святого на Руси.


Икона Преподобный Димитрий Прилуцкий. XVI век


Икона выносная двухсторонняя «Спас с предстоящими и припадающими Святыми» и «Сретение иконы преподобного Димитрия Прилуцкого». XVII век


Покров на раку святых мощей преподобного Димитрия Прилуцкого. Вторая половина XVII века


Покров на раку святых мощей преподобного Димитрия Прилуцкого. Первая четверть XVI века


Преподобные Димитрий и Игнатий Прилуцкие. Шитая пелена. 1-я пол. XVII в.


Преподобный Димитрий Прилуцкий. XVII век


Преподобный Димитрий Прилуцкий. XVII век


Прп. Димитрий Прилуцкий, св. Иоанн Милостивый, прп. Герасим Вологодский. Вторая половина XVII в.


Свт. Никола Чудотворец, Алексий Митрополит Московский и прп. Димитрий Прилуцкий. Вторая половина XVII века


Димитрий и Игнатий Прилуцкие, Прокопий и Иоанн Устюжские. XVII век


Спас Всемилостивый со святыми Димитрием и Игнатием Прилуцкими. Поклонение кресту. Первая половина XVII века

Почитание

Вскоре после окончания земного пути преподобного мужа началось его почитание. Первые чудеса от его мощей произошли около 1408 г. Через несколько лет после кончины святого Димитрия на Вологодской земле разразилась эпидемия болезни, которую в то время называли «корчета».

Люди страдали от сильных болей в руках и ногах. Они приходили в Прилуцкую обитель, прося святого предстоятеля об облегчении болей и исцелении. По молитве заступника страдальцы получали исцеление.

В начале XV в. в Вологду пришёл отряд племени вятичей. Они грабили город и его окрестности, а также вошли в Спасский монастырь. Ворвавшись в соборный храм, один из солдат попытался сорвать покров с гробницы игумена. Но в тот же момент его отбросила невидимая сила. От удара об пол злодей умер, а других налетчиков охватил страх и трепет. Их предводитель велел вернуть все ценности в обитель и уйти, отпустив всех пленных монахов.


Житийная икона преподобного Димитрия Прилуцкого

Ещё множество чудес происходило по молитве святому Димитрию. Весть о них распространилась по всей русской земле. На Московском церковном соборе 1457 г. было принято общецерковное прославление преподобного чудотворца. Особым почтением прилуцкий старец пользовался у Ивана III. Московский правитель приезжал в вологодский монастырь перед походом на Казань.

Здесь ему преподнесли в дар небольшой образ преподобного мужа. А через несколько лет Великий князь прислал в обитель икону преподобного Димитрия, с которой в царское время совершался ежегодный крестный ход. Жители Вологды считают основателя Спасской обители небесным покровителем и заступником всего их края.

Основатель храмов в честь Богоявления Господня

По старому стилю, 26 сентября почитается память Преподобного Ефрема Перекомского. И по этой причине, 9 октября именины по церковному календарю может отмечать и тот, кто носит гордое и достаточно редкое имя Ефрем. Еще в юности он покинул родительский дом, чтобы поселиться в Калязинской обители. Спустя несколько лет, во сне Ефрему преподобному пришло откровение от Господа о том, что ему необходимо удалиться в пустынное место. Конечно же, он так и поступил. Спустя еще несколько лет он основал храм в честь Богоявления Господа. Чтобы провести туда воду он прокопал достаточно длинный проток. С тех пор храм стал называться Перекопским.

Лик святого

Первое изображение его не дошло до нашего времени, также как и его описание было утеряно. Икона Димитрия Прилуцкого руки Дионисия пребывает в Вологде. На ней описаны события из его жизни и чудеса. Автор был знаком лично со святым и многие считают, что лик излучает те же качества, которыми был полон исполнитель при жизни. Многие списки были написаны по его творению. И большая их часть обладает чудодейственными свойствами.

Чаще всего перед ними читают молитвы. Особенно сильными они становятся в день памяти. Их есть два и припадают они на:

  • 24 февраля;
  • 16 июня.

Лучшая статья для Вас, переходите: Икона «Трех радостей» в чем помогает

Преподобному Димитрию, игумену Прилуцкому, Вологодскому чудотворцу (тропари, кондаки и молитва)

Тропарь, глас 1:

Свы́ше от Бо́га, пpеподо́бне,/ благода́ть пpия́л еси́ духо́вную,/ и от Него́ у́бо позна́лся еси́, блаже́нне,/ Того́ pа́ди и ты ду́хом позна́л еси́ лу́чшая Его́,/ бу́дущаго ве́ка пpебыва́ние,/ и по́стнически испыта́вся во свои́х оби́телех./ И ны́не со а́нгели ликовству́я,/ Спа́су всех за ны моли́ся, свя́те Дими́тpие, да вси вопие́м:/ Сла́ва Да́вшему ти кpе́пость,/ сла́ва Венча́вшему тя,// сла́ва Де́йствующему тобо́ю всем исцеле́ния.

Ин тропарь, глас 1:

Свы́ше от Бо́га, преподо́бне, / благода́ть прия́л еси́, Дими́трие пресла́вне, / и Того́ си́лою укрепля́ем, / Ева́нгельски ходи́ти изво́лил еси́, / отону́ду же и от Христа́ возме́здие трудо́в обре́те, всеблаже́нне, / Его́же моли́ // спасти́ся душа́м на́шим.

Ин тропарь на сретение образа, глас 4:

Возсия́ днесь, я́ко со́лнце,/ пречестны́й о́браз священноле́пнаго твоего́ подо́бия,/ па́че со́лнца луча́ми чуде́с твои́х всех озаря́я,/ тьму бесо́вскую без ве́сти творя́,/ его́же ра́достно срета́ху,/ духо́вныя ли́ки соста́вльше,/ непреста́нно вопие́м ти:/ Дими́трие, о́тче наш, моли́ Спа́са всех/ сохрани́ти град твой и страну́ на́шу,/ ста́ду твоему́ спасе́ние подава́я// и ве́лию ми́лость.

Кондак, глас 8:

От ю́ности, преподо́бне, крест твой взе́м, Христу́ после́довал еси́,/ в моли́твах и поще́ниих, во бде́ниих же и злострада́ниих пло́ть твою́ изнуря́я./ Те́мже и Всеви́дящее О́ко твоя́ труды́ ви́дев,/ чудесы́ тя прославля́ет, и всех зва́ти тебе науча́ет:// ра́дуйся, преподо́бне о́тче Дими́трие, по́стников удобре́ние.

Ин кондак, глас 3:

Жезло́м, свя́те Дими́трие, от Бо́га да́нным ти, / лю́ди своя́ упасе́ на па́житех зако́на живоно́сна, / зве́ря же неви́димаго шата́ние сокруши́ под но́зе тебе́ пою́щих, // я́ко да в беда́х тя те́пла предста́теля и́мамы.

Ин кондак на сретение образа, глас 8:

Христа́ еди́наго в жи́зни сей во след идти́ возжела́л еси́/ и, Того́ любо́вию земна́я отри́нув, премину́в Небе́сными,/ с ли́ки А́нгел водворя́яся, неотсту́пно предстои́ши Бо́гови,/ тем и ны́не пресвято́му твоему́ о́бразу сре́тения пра́здник ра́достно сотворя́юще,/ от неду́г исцеле́ние прие́млем, благода́рно вопию́ще:// ра́дуйся, преподо́бне о́тче Дими́трие, по́стников удобре́ние.

Молитва

О свяще́нная главо́, преди́вный чудотво́рче, богоно́сне о́тче наш Дими́трие! Усе́рдно припа́дающе к тебе́, мо́лимся: яви́, нам, смире́нным и гре́шным, многомо́щное твое́ заступле́ние. Се бо грех ра́ди на́ших, не и́мамы дерзнове́ния ко Го́споду проси́ти Его́ даро́в, нам благопотре́бных, но тебе́, моли́твенника к Нему́ благоприя́тного, предлага́ем и про́сим: испроси́ нам у бла́гости Его́ вся я́же на по́льзу душа́м и телесе́м на́шим: ве́ру, пра́вду, наде́жду несумне́нну, любо́вь нелицеме́рну, во искуше́ниих му́жество, в злострада́ниях терпе́ние, в моли́твах постоя́нство, в благоче́стии преуспе́яние, вожделе́нное здра́вие, земли́ плодоно́сие, возду́ха благорастворе́ние, дожди́ благовре́менны, жите́йских потре́б дово́льство, мир во днех на́ших и благослове́ние свы́ше на вся́кая блага́я дела́ на́ша. Не забу́ди, чудотво́рче святы́й, ми́лостиво посеща́ти оби́тель свою́, гра́ды и ве́си страны́ на́шея правосла́вныя, сохраня́я и соблюда́я их моли́твами твои́ми от вся́кого зла. Помяни́ всех, ве́ру и любо́вь к тебе́ иму́щих и и́мя твое́ моли́твенно призыва́ющих, и во благи́х проше́ния их ми́лостиво испо́лни, осеня́я их свы́ше святооте́ческим твои́м благослове́нием. Ей свя́тче Бо́жий, не лиши́ и нас гре́шных твоего́ многомо́щнаго заступле́ния, но сподо́би нас кончи́ну жития́ благу́ю улучи́ти и Ца́рствие Небе́сное унасле́довати. Да воспое́м и просла́вим ди́внаго во святы́х свои́х Бо́га на́шего, Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха, во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Назад к списку

Игуменство в Никольской мужской обители

С первых дней своего иночества Димитрий отличался особым послушанием, неуклонным соблюдением всех Божьих заповедей. Через некоторое время после принятия монашества он был посвящен в иерейский сан. Вскоре по инициативе преподобного была возведена церковь Николая Чудотворца, при которой основали мужскую монашескую общину.

Уже в это время Димитрия Прилуцкого стали почитать как Святого. За его советом и благословением каждый день приходили люди, многие из которых принимали решение навсегда остаться в Никольской обители и посвятить себя Богу.

Особо значимым в жизни Преподобного стало знакомство с Сергием Радонежским, основателем Троицкого монастыря, которое состоялось в 1354 г. Никольский игумен часто приезжал в Троицкую обитель, где подолгу вел с Сергием глубокомысленные духовные беседы.

Вести о необыкновенной святости настоятеля наполнили всю русскую землю и вскоре достигли Москвы. В знак особого уважения великий князь Дмитрий Иванович попросил преподобного стать крестным отцом своего сына Василия

Святой исполнил данную просьбу, однако слава, внимание и почет, последовавшие за этим, стали тяготить его душу

Покровитель имени Димитрий Донской — 1 июня

С 9-летнего возраста Димитрий Донской воспитывался митрополитом Алексием, который после смерти отца мальчика в 1359 году стал фактически правителем Московского княжества. С юных лет молодой князь обладал удивительными качествами, сочетавшими христианское благочестие и талант мудрого не по годам руководителя. Всю свою жизнь он посвятил объединению русских земель и освобождению их территории от татаро-монгольского ига.

Самой знаменательной в жизни Димитрия Донского была победа в Куликовской битве, где ему удалось разгромить полчище воинов Мамая. Накануне этого события князь обращался за благословением к Сергию Радонежскому. После победы на Куликовом поле князя Димитрия стали именовать Донским. За время своей жизни он построил Успенский монастырь и храм на могилах павших воинов.

Архитектурные элементы

Спасо-Прилуцкий монастырь является памятником архитектуры XVI века — именно в этот период появились основные его постройки. Рассмотрим самые основные из них.

Спасский собор

Это основной пятиглавый храм всей обители, который изначально был деревянным, но после был перестроен в камне, в традициях московского зодчества. Характерной особенностью таких построек можно назвать строгий декор, который повторяется и в других строениях комплекса.

Большая реконструкция собора произошла в 1817 году, после серьезного пожара. Внешний вид храма несколько видоизменился, повой формы стали главы. В середине ХХ века была проведена научная реставрация храма, когда попытались воссоздать первоначальный образ храма.

Спасский собор имеет несколько престолов:

  • Всемилостивого Спаса;
  • святого Александра Невского;
  • в честь праздника Преображения Господня;
  • Сретения Господня;
  • Богоявления Господня.


Спасский собор Спасо-Прилуцкого монастыря

Эти престолы расположены на нескольких этажах. Украшения и росписи храма находились только в верхней части, поскольку нижняя часть нуждалась в постоянном ремонте и обновлении из-за сырости и плесени.

Надвратная Вознесенская церковь

Эта церковь располагается прямо над основными воротами, ведущими на территорию комплекса. С этой стороны ранее располагался важнейший торговый путь. Церковь, включая ворота и часть стены, относятся к самым первым постройкам XVI века. Ворота имеют отдельных вход для путников и отдельный для проезда.

Изначально эта церковь была освящена в честь Феодора Стратилата, который символично охранял вход через врата. Так было до самого XIX века, когда после пожаров храм сильно пострадал и восстанавливался. Заново храм освящен был уже в честь праздника Вознесения Господня.

Соборная колокольня

Она была возведена вместе с первым Спасским собором и освящена в честь Трех Святителей. Церковь изначально проектировалась для колоколов, такие постройки были распространены в княжеской Москве. Внизу колокольни расположился храм, а сверху была открытая площадка.

В начале XVIII века старая колокольня была практически полностью разобрана, а кирпичи и камни использовались для других хозяйственных нужд. Колокола были перемещены в другое место, а до наших дней удалось сохранить лишь небольшую часть постройки.

Введенская церковь

Церковь в честь празднования Введения во храм Пресвятой Богородицы — изящное строение квадратной основы. Украшения храма сдержаны, не вычурны, выдержаны в общем стиле всего архитектурного комплекса.


Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы Спасо-Прилуцкого монастыря

Построена церковь в середине XVII века, после чего несколько раз была перестроена и перепланирована. После революции купола были сняты, а в середине постройки был клуб и кинотеатр. Изначальный свой вид церковь вернула после реставрации 1950-х годов.

Сбоку к храму примыкает больших размеров палата для трапезы. В ней размещались различные хозяйственные постройки, погреб, кладовые. Наверху располагалась комната непосредственно для приема пищи монахами.

Церковь в честь великомученицы Екатерины

Она была построена довольно поздно, в середине XIX века, как семейная усыпальница предводителя вологодского дворянского сословия Волоцкого. Это небольшое по размерам строение, рядом с которым находится церковное кладбище, которое было сильно повреждено в годы советской власти. На этом кладбище были похоронены как церковные деятели разных веков, так и светские известные люди.

Другие здания и постройки

Ни один монастырь не может обойтись без монашеских келий. Первоначальные постройки, предназначенные для проживания монахов, были выполнены из дерева и полностью утрачены вследствие многочисленных пожаров. Каменные сооружения начинают возводиться с середины XVII века.

Успенская церковь интересна тем, что была разобрана и перевезена из другого монастыря, который закрыли. Эта церковь деревянная, выполненная в шатровой технике, и является древнейшей постройкой такого рода.


Деревянная шатровая Успенская церковь

Башни монастыря разбросаны по всему периметру комплекса и образуют пятиугольник. Северные башни высокие и крепкие, они далеко выходят за ограду и задумывались как оборонительные сооружения. Содержат несколько рядов бойниц. Башни с другой стороны имеют полости, которые предназначались для хранения сухого пороха, каких-либо боеприпасов, а также для заключения особо опасных преступников.

Календарь именин по месяцам:

Дней, когда Дмитрий может отмечать свой день ангела, насчитывается более пятидесяти, однако среди них следует выделить следующие, наиболее значимые даты.

  • 4, 8, 21 и 31 января
  • 7, 9, 11 и 24 февраля
  • 25 марта
  • 1, 4 и 26 апреля
  • 28 мая
  • 1, 5, 10 и 16 июня
  • 3 и 21 июля
  • 1 и 22 августа
  • 24 сентября
  • 4, 7 и 15 октября
  • 8, 10 и 28 ноября
  • 14 и 17 декабря

Значение и характеристика имени Дмитрий

Данное имя является производной формой от Деметры — так величали древнегреческую богиню земли, которая символизировала плодородие и жизнеспособность. Это божество было одним из самых почитаемых, потому имя Дмитрий обладает значительной энергетикой и силой.

Обладатель этого имени с самого детства умен и находчив. Он общителен и достаточно активен, имеет много друзей. Однако вследствие излишней принципиальности и эгоистичности мальчика могут недолюбливать в детском коллективе.

Становясь взрослее, Дмитрий старается быть более рассудительным, но тщательно скрываемые им негативные черты характера время от времени все же «выплывают наружу».

Благодаря собственному уму и врожденной настойчивости, Дима обычно успешно продвигается по карьерной лестнице, а общительность и непринужденность сильно помогают ему в этом.

Будучи красивым и уверенным в себе, Дмитрий, как правило, меняет женщин «как перчатки». Довольно часто за свою жизнь мужчина несколько раз женится.

Однако он безумно любит всех своих детей и старается их как можно больше баловать, при чем, независимо от того, в каких отношениях находится с их матерями.

Поздравление для Дмитрия с именинам в стихах

1. Дмитрия я поздравляю, и от всей души желаю, Чтоб таланты проявились, и в работе пригодились! Будь решителен, спокоен, уважения достоин! Обучайся, развивайся – и успехов добивайся!

2. Тебя я, Дмитрий, поздравляю, Добра и радости желаю! Побольше в кошельке купюр, Одежду – только «от кутюр»!

В семье чтоб были все счастливы, Детей – умны чтоб, и красивы, В душе – гармонии, покоя, А мы – друзья – всегда с тобою!

СМС поздравления Дмитрия с именинами

1. Пусть имя Дмитрий дарит силу, А с нею – мудрость и покой! Готовься, друг, всегда к удаче, Но будь готов принять и бой!

2. Пусть ярко вспыхнут жизни краски, Пусть ты, Димон, найдешь любовь! Пусть в жизни будет море ласки И много добрых теплых слов!

Откровенный Решительный Спокойный

Дмитрий Нагиев, актер

Почему башни обители так «весело» раскрашены?

Димитрий Прилуцкий был духовным отцом князя Димитрия Донского и крестным его детей. Благодаря материальной помощи князя строительство монастыря шло легко и быстро. Интересно, что необычная «веселая» раскраска башен монастыря — это не нововведение и не современная попытка украсить древний памятник. Так выглядели башни и в древности.

Традиционные для крепостного строительства русского Средневековья прясла и башни имеют несколько уровней боя — бойницы на нижнем и верхних ходах, из которых можно было вести стрельбу лучникам.

В 1812 году, когда французы подходили к Москве, из столицы вывезли ценности и привезли их в Вологду. В обгоревшем Спасском соборе до самого освобождения Москвы от Наполеона хранились драгоценности Патриаршей ризницы, Троице-Сергиевой лавры, Новодевичьего и других монастырей. Фото vk.com/spdmon

Правда, такие серьезные укрепления не пригодились — каменные стены были возведены уже после нескольких нападений на монастырь и разорений его поляками и литовцами во время Смуты. А после Смутного времени на обитель враги уже не покушались.

Снаружи монастырской крепости сохранились остатки вала, который защищал монастырь от подтопления в половодье.

6

Фото и описание

Спасо-Прилуцкий монастырь был основан в 1371 году преподобным Димитрием Прилуцким, учеником великого русского подвижника Сергия Радонежского. Обитель расположена в двух километрах к северо-востоку от Вологды.

Святой Димитрий Прилуцкий родился в семье богатых купцов, в городе Переяславле-Залесском. Был облачен в иноческий образ в Переяславском Горицком монастыре, затем был возведен в сан игумена этого же монастыря. В 1392 году он основал монастырь во имя святителя Николая Чудотворца на берегу Плещеева озера. Преподобный Димитрий был духовно близок с духовным наставником – святым Сергием Радонежским. Святого Димитрия почитали уже при его жизни. Так, князь Димитрий Донской почитал подвижника веры и призвал его крестить своих детей. Однако Димитрий, как истинный смиренный инок, избегал почитания и широкой известности. Он возжелал уединения и ушел на Север. Он выбрал такое место, где река Вологда делала изгиб, извилину — «луку». От этого слово и произошло название обители – Прилуцкий монастырь. Основатель обители — святой Димитрий Прилуцкий — был погребен в нижнем храме каменного Спасского собора.

Монастырь развивался и, благодаря пожертвованиям московских князей и трудам настоятелей, вскоре стал одним из самых известных на русском Севере. В обитель стекались не только простые богомольцы, но приезжали и цари: Василий III со своей супругой Еленой Глинской, Иоанн Грозный.

Первые монастырские постройки были изготовлены из дерева. Каменные сооружения начали воздвигаться с первой половины XVI века. Собор Всемилостивого Спаса стал первым из них. Архитектура Спасского собора (строился в 1537-1542 годах) соответствует традициям московской школы. Однако имеются и отличия, которые присущи зодчеству Севера – скромность и лаконичность. Удивляют «плоские» непривычные формы куполов, декоративное убранство глав, два ряда закомар.

Колокольня была построена в 1537-1542 годах, в одно время с Собором Всемилостивого Спаса, однако в скором времени она была разобрана. Новая была воздвигнута через сто лет, в 1639-1654 годах (сохранилась до наших дней).

В 1540-х годах была построена монастырская трапезная. Она соединялась со Спасским собором переходами. К трапезной примыкает небольшая Введенская церковь.

В 1645 году были построены кельи для настоятеля, а в XVIII веке это здание было объединено в один корпус с больничными палатами и кельями для братии монастыря. Больничная церковь во имя Всех Святых стала частью данного корпуса. Монастырские врата с церковью были сооружены около 1590 года.

Обитель подвергалась грабежам в Смутное время. В XVII веке для обороны от неприятелей была построена крепостная стена (1656 г.). Протяженность стены – 2 метра, ее высота – около семи метров.

Известные почитаемые монастырские святыни – Киликиевский крест и икона основателя преподобного Димитрия Прилуцкого с житием. Восьмиконечный деревянный крест украшен басмой и иконками, которые были вырезаны из кости. Святыню привезли из армянской области Киликия. Чудотворная икона святого была написана в 1483-1503 годы преподобным Дионисием Глушицким. Древними и чтимыми святынями монастыря были чудотворные иконы Заступницы христианского рода Пресвятой Богородицы – Корсунская и Страстная. В обители покоится русский поэт Константин Николаевич Батюшков (1787-1855).

В 1812 году в Прилуцкую обитель были эвакуированы святыни монастырей и драгоценности из Москвы. 1924 по 1991 годы святой монастырь был закрыт Советской властью, находился в запустении. В настоящее время монашеская жизнь возобновилась. Обитель является средоточием духовной жизни монашества и памятником русской культуры.

Жизнеописание

Димитрий Прилуцкий родился в богатой купеческой семье Покропаевых в Переславле-Залесском (по другим сведениям, в деревне Веслево ныне Переславского района Ярославской области). В Горицком Успенском монастыре принял монашеский постриг. На берегу Плещеева озера основал Никольский общежительный монастырь и стал его игуменом.

Димитрий Прилуцкий

В 1354 году Димитрий впервые встретился с преподобным Сергием Радонежским, приходившим в Переславль к епископу Афанасию. С тех пор неоднократно беседовал с преподобным Сергием и сблизился с ним. Слава о переславском игумене так распространилась, что он стал восприемником детей великого князя Дмитрия Донского. Под влиянием Сергия Радонежского решил удалиться в глухое место и вместе с учеником Пахомием отправился на Север. В вологодских лесах на реке Великой, в Авнежской округе, они построили храм Воскресения Христова и хотели положить основание монастырю. Но местные жители боялись лишиться угодий, и пустынники отправились дальше.

Недалеко от Вологды, в излучине реки Димитрий решил создать первый на русском Севере общежительный монастырь. Жители Вологды и окрестностей с радостью согласились оказать помощь. В 1371 году воздвигнут был деревянный Спасский собор, и начала собираться братия. Многие ученики преподобного перешли сюда из Переславля. Углублённая молитва и строжайшее подвижничество сочетались у прилуцкого игумена с милосердием: он кормил нищих и голодных, принимал странников, беседовал с нуждающимися в утешении, давал советы. Преподобный любил молиться наедине. Постоянной пищей его была лишь просфора с тёплой водой, даже в праздники не принимал он разрешённые уставом вино и рыбу. Зимой и летом носил один и тот же старый тулуп, до глубокой старости ходил вместе с братией на общие работы. Вклады в обитель святой принимал с разбором, следя, чтобы благотворения монастырю не были в ущерб ближним подававших. Житие сообщает о прозорливости преподобного Димитрия.

Особенною добродетелию, коею отличался Димитрий, было необыкновенное смирение, побуждавшее его скрывать от взоров людей не одну красоту душевную, но и самое благообразие лица его.

Скончался преподобный в глубокой старости 11 февраля 1406 года и был погребён у южной стены деревянного Спасского храма. Чудеса от мощей святого Димитрия начались в 1409 году, в течение XV века почитание его распространилось по всей Руси, а в конце столетия иконописец Дионисий написал его житийную икону (см. иллюстрацию).

Мощи св. Димитрия почивают под спудом в нижнем храме Спасского собора Прилуцкого монастыря. Рядом стоит игуменский посох чудотворца.

Молитвословия

Тропарь священномученика Власия

глас 4

И нравом причастник,/ и престолом наместник апостолом быв,/ деяния обрел еси, Богодохновенне,/ в видения восход,/ сего ради слово истины исправляя,/ и веры ради пострадал еси даже до крове,/ священномучениче Власие./ Моли Христа Бога/ спастися душам нашим.

Кондак священномученика Власия

глас 2

Божественное прозябение, цвет неувядаемый,/ лозы Христовы розго многострадальная, Богоносе Власие,/ верою чтущия память твою веселия твоего исполни,/ моляся непрестанно о всех нас.

Тропарь благоверного князя Всеволода, во святом Крещении Гавриила

глас 4

Из млада явился еси, Богомудре княже Гаврииле,/ Божественный сосуд, избран Богови,/ благочестием воспитан, веру непорочну соблюд/ и многи святыя церкви устроив,/ изгнание претерпел еси от своих,/ якоже и целомудрии прародители твои от брата убиение./ С нимиже предстоя Святей Троице,/ молися, стране нашей сохраненной быти/ и всем нам спастися.

Кондак благоверного князя Всеволода, во святом Крещении Гавриила

глас 8

Многомудренно преселився во град Псков, блаженне княже Гаврииле,/ плод благий Богови в жизни сей был еси,/ присноцветущ добродетельми и, якоже Давид, незлобием./ Того ради получил еси жизнь вечную на Небесех,/ всегда зря Святую Троицу./ Моли избавитися нам от всяких бед, да зовем ти:/ радуйся, утверждение граду нашему.

Тропарь преподобного Димитрия Прилуцкого, Вологодского чудотворца, ради сретения его образа в Вологде

глас 4

Возсия днесь, яко солнце,/ пречестный образ священнолепнаго твоего подобия,/ паче солнца лучами чудес твоих всех озаряя,/ тьму бесовскую без вести творя,/ егоже радостно сретаху,/ духовныя лики составльше,/ непрестанно вопием ти:/ Димитрие, отче наш, моли Спаса всех/ сохранити град твой и страну нашу,/ стаду твоему спасение подавая/ и велию милость.

Тропарь преподобного Димитрия Прилуцкого, Вологодского

глас 1

Свыше от Бога, преподобне,/ благодать приял еси духовную,/ и от Него убо познался еси, блаженне,/ того ради и ты духом познал еси лучшая Его,/ будущаго века пребывание,/ и постнически испытався во своих обителех./ И ныне со ангели ликовствуя,/ Спасу всех за ны молися, святе Димитрие, да вси вопием:/ Слава Давшему ти крепость,/ слава Венчавшему тя,/ слава Действующему тобою всем исцеления.

Кондак преподобного Димитрия Прилуцкого

глас 8

Христа единаго в жизни сей во след идти возжелал еси/ и, Того любовию земная отринув, преминув Небесными,/ с лики Ангел водворяяся, неотступно предстоиши Богови,/ тем и ныне пресвятому твоему образу сретения праздник радостно сотворяюще,/ от недуг исцеление приемлем, благодарно вопиюще:/ радуйся, преподобне отче Димитрие, постников удобрение.

Кондак преподобного Димитрия Прилуцкого, Вологодского

глас 8

От юности, преподобне, крест твой взем, Христу последовал еси,/ в молитвах и пощениих, во бдениих же и злостраданиих плоть твою изнуряя;/ темже и Всевидящее Око, твоя труды видев,/ чудесы тя прославляет и всех звати тебе научает:/ радуйся, преподобне отче Димитрие, постников удобрение.

Царство Божье (Небесное)

Для зрелого христианина Царство Небесное — Небесный рай — это не просто некое место, где небожители испытывают различные радости и удовольствия. Царство Небесное — это такое место, где встречаешься лицом к лицу с Тем, Кто был твоим идеалом, Кто любил тебя и Кого любил ты.

Царство Небесное — это место или состояние? И состояние, и место. «Царствие Божие внутрь вас есть» (Лк.17:21) (употребленное в данном случае слово «внутрь» иногда трактуется как посреди).

Изначально каждый человек создан Богом для Его Царства. Но в Царство Любви, Царство Небесное способны войти лишь те, кто добровольно стремится жить с Богом, кто уподобился Ему настолько, что жизнь с Богом будет приносить ему радость и блаженство. Мы созданы для Рая, ад — это лишь отказ от него.

Жизнеописание

Димитрий Прилуцкий родился в богатой купеческой семье Покропаевых в Переславле-Залесском (по другим сведениям, в деревне Веслево ныне Переславского района Ярославской области). В Горицком Успенском монастыре принял монашеский постриг. На берегу Плещеева озера основал Никольский общежительный монастырь и стал его игуменом.

В 1354 году Димитрий впервые встретился с преподобным Сергием Радонежским, приходившим в Переславль к епископу Афанасию. С тех пор неоднократно беседовал с преподобным Сергием и сблизился с ним. Слава о переславском игумене так распространилась, что он стал восприемником детей великого князя Дмитрия Донского. Под влиянием Сергия Радонежского решил удалиться в глухое место и вместе с учеником Пахомием отправился на Север. В вологодских лесах на реке Великой, в Авнежской округе, они построили храм Воскресения Христова и хотели положить основание монастырю. Но местные жители боялись лишиться угодий, и пустынники отправились дальше.

Недалеко от Вологды, в излучине реки Димитрий решил создать первый на русском Севере общежительный монастырь. Жители Вологды и окрестностей с радостью согласились оказать помощь. В 1371 году воздвигнут был деревянный Спасский собор, и начала собираться братия. Многие ученики преподобного перешли сюда из Переславля. Углублённая молитва и строжайшее подвижничество сочетались у прилуцкого игумена с милосердием: он кормил нищих и голодных, принимал странников, беседовал с нуждающимися в утешении, давал советы. Преподобный любил молиться наедине. Постоянной пищей его была лишь просфора с тёплой водой, даже в праздники не принимал он разрешённые уставом вино и рыбу. Зимой и летом носил один и тот же старый тулуп, до глубокой старости ходил вместе с братией на общие работы. Вклады в обитель святой принимал с разбором, следя, чтобы благотворения монастырю не были в ущерб ближним подававших. Житие сообщает о прозорливости преподобного Димитрия.

Особенною добродетелию, коею отличался Святой Димитрий, было необыкновенное смирение, побуждавшее его скрывать от взоров людей не одну красоту душевную, но и самое благообразие лица его.

Скончался преподобный в глубокой старости 11 февраля 1406 года и был погребён у южной стены деревянного Спасского храма.

Чудеса от мощей святого Димитрия начались в 1409 году, в течение XV века почитание его распространилось по всей Руси, а в конце столетия иконописец Дионисий написал его житийную икону (см. иллюстрацию).

Примечания

Димитрий Прилуцкий в Викитеке
  1. Владимирские губернские ведомости. 1844 год. Номер 44.
  2. Датировка смерти преподобного 6900 (1392) годом на основании указания в «Описании о российских святых (кон. XVII-XVIII в.) является неверной т.к. в рукописи при указании года недописаны десятки и единицы. Дата смерти — ок. 1406 года определяется исходя из даты первого посмертного чуда преподобного. (см. [www.pravenc.ru/text/178017.html Димитрий Прилуцкий] // Православная энциклопедия
  3. Голейзовский Н. К. О датировке местной иконы «Димитрий Прилуцкий с деянием» из вологодского Спасского Прилуцкого монастыря //Древняя Русь. Вопросы медиевистики. 2003. №3 (13). С. 63–71.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector