Спасо-евфимиев мужской монастырь в суздале

Тюремный корпус

За Спасо-Преображенским собором расположено самое мрачное место Спасо-Евфимиевого монастыря — тюремный корпус, отделенный от монастырской территории стеной. В 1766 году по распоряжению Екатерины Великой здесь была открыта тюрьма «для безумствующих колодников», в которой содержались лица духовного и светского звания. В 1829 году по распоряжению императора Николая I в тюрьму стали ссылаться только лица духовного звания.

Тюремный корпус

Узниками тюрьмы были декабрист Федор Шаховской, скончавшийся в 1829 году и похороненный на тюремном кладбище, монах-предсказатель Авель, скончавшийся здесь в 1841 году, старообрядческие священнослужители — Алимпий, Аркадий, Конон, Геннадий, лидер секты прыгунов Максим Рудомёткин, старообрядец Фёдор Ковалёв, архангельский благотворитель Василий Рахов, основатель движения чуриковцев Иван Чуриков и другие. Многие заключенные провели в заточении не один десяток лет.

Тюремный корпус

Впервые о существовании тюрьмы в Спасо-Евфимиевом монастыре рассказал А.И.Герцен в романе «Былое и думы»:

Коридор монастырской тюрьмы

В 1905 году по высочайшему указу императора Николая II последние узники тюрьмы были освобождены.

Тюремная камера, реконструкция

В 1923 году в Спасо-Евфимиевом монастыре был открыт лагерь для «перевоспитания» идейных противников, который находился в ведении ОГПУ (с 1934 года — НКВД). В 1935 году он был преобразован в тюрьму особого назначения НКВД. Помимо тюремного корпуса, заключенных размещали в «белом корпусе» — здании бывших монастырских келий. «Суздальская бастилия» известна меньше, чем Соловки, но она была не менее страшна. По воспоминаниям заключенных в ней, «внутренняя тюрьма на Лубянской площади кажется раем».

Плакат «Да здравствует НКВД»

Среди узников «Суздальской бастилии» были ученые с мировым именем: экономист, автор теории экономических циклов Николай Дмитриевич Кондратьев (1892-1938), биолог Алексей Григорьевич Дояренко (1874-1958). Через Суздальский политизолятор прошли митрополит Петр Крутицкий (1862-1937), епископ Александр Боярский (1885-1937), экономист Леонид Юровский (1884-1938), коммунистические и комсомольские деятели Владимир Невский (1876-1937), Мартемьян Рютин (1890-1937), Лазарь Шацкин (1902-1937), Иван Смирнов (1881-1936) и другие.

Письма искусствоведа, режиссера, педагога Заскального Силы Даниловича (1897(?)-1937) дочери Наташе

В 1940-1941 году политизолятор был преобразован в фильтрационный лагерь для интернированного Чешского легиона, с 1943 года — лагерь для военнопленных. Здесь провел несколько месяцев фельдмаршал Фридрих Паулюс, находились итальянские офицеры, принимавшие участие в битве под Сталинградом и другие. Итальянец Джузеппе Басси запечатлел в своих рисунках облик монастыря и события лагерной жизни.

Стенд, посвященный истории лагеря для военнопленныхСхема размещения объектов офицерского лагеря №160

В 1946 году лагерь был вновь преобразован, на этот раз в детскую колонию при МВД, в которой сначала содержались мальчики, а потом — девочки. В 1961 году её посетил первый космонавт Юрий Гагарин. В наши дни в бывшем Тюремном корпусе размещена огромная экспозиция, которая знакомит с трагической историей Суздальской тюрьмы.

Тюремный корпус

Звонница

Звонница

Звонница

В центре монастыря стоит звонница, единственная в Суздале. Звонница интересна тем, что построена из двух частей, сооруженных в разное время. Так столпообразная восьмигранная часть была построена в 1530 году, а в XVI-XVII веках к ней пристроили галерею

Также надо обратить внимание на необычный циферблат (такой же можно увидеть и в Суздальском кремле)

Циферблат

Циферблат

Каждый час двор монастыря наполняется чудесными звуками колокольного звона, все замирают и слушают. Какоказалось позднее, можно было приобрести отдельный билет на звонницу, куда входит небольшая экскурсия. Но так как на январских народу в монастыре было очень много, мы туда попасть не смогли.

Рядом со звонницей мы увидели указатель к музею наивного искусства, но на двери музея висел огромный замок. Как сказал нам проходящий мимо служащий, в музее сегодня выходной. Мы немного опешили, так как об этом информации нигде не было, да и на дворе стоял не понедельник.

Храмы и строения Спасо-Евфимиевого монастыря

Данная обитель представляет собой огромный комплекс, включающий в себя как церковные постройки, так и дополнительные здания.

Спасо-Преображенский собор

Именно он является главным и основным духовным центром обители. Это величественное белокаменное здание, которое сегодня можно назвать настоящим образцом зодчества, берет свое начало с крохотной Евфимиевой церквушки, установленной на этом месте в самом начале XVI века на месте сгоревшего деревянного храма.

Уже к концу столетия к нему был присоединен огромный белокаменный храм. Его размеры были настолько внушительны, что изначально стоявшая Евфимиева церковьстала одним из его приделов.


Интерьер Спасо-Преображенского собора

В первоначальной постройке угадывались похожие линии с храмом в честь Рождества Христова в Суздальском кремле, но со временем Спасо-Преображенский собор принял более строгий и суровый вид. Несколько приделов в честь православных святых, колонны, пилястры, четырехскатная крыша под луковками куполов — все эти атрибуты внешнего убранства делают храм основательным и монументальным.

Интересно! Во внутреннем оформлении собора удалось практически полностью сохранить и восстановить уникальные фресковые росписи стен, датируемые 1689 годом и принадлежавшие кисти костромских иконописцев.

Изображения на фресках повествуют о земной жизни Иисуса Христа, о деянии Его святых апостолов, а также прославляют Богородицу как величайшую из когда-либо рожденных дев.

Успенская трапезная церковь

Ее здание расположено перед Спасо-Преображенским собором и представляет собой удивительный пример русской шатровой архитектуры. Примечательно, что крышу храма венчают не привычные христианскому взгляду купола, а пологий шатер. Арки, керамические вставки, кокошники под крышей делают эту церковь похожей на средневековый замок.

С восточной стороны к храму примыкает придел мученика Диомида, над которым виднеется небольшая главка купола. С противоположной стороны церковь соединятся с трапезной, где находится кухня и хозяйственные помещения, а также большая трапезная зала. С южной стороны находится архимандритский корпус, украшенный колонной галереей.

Звонница монастыря

Это строение представляет собой комплекс из нескольких построек, возведенных в XVI — XVII веках. Изначально церковь начиналась строиться в честь Иоанна Крестителя, для чего специально были выделены колокола Василием III. Со временем звонарный комплекс постоянно разрастался, появлялись новые звонные арки. К сожалению, не удалось сохранить до наших дней оригинальных древних колоколов. На сегодняшний день звонница располагает 17-ю колоколами разного размера, которые издают потрясающей красоты звон много раз в день.

Никольская церковь

Также она носит название «больничной», поскольку непосредственно к ней примыкает больничный корпус. Изначально возводился этот храм для того, чтобы больные монахи и узники тюрьмы могли не оставлять своего молитвенного делания, поэтому внешнее оформление и убранство отличается скромностью и аскетизмом.


Богослужение в в Спасо-Евфимиевом монастыре

На первом этаже строения располагался трапезный зал, а на втором палаты для болящих. На сегодняшний день Никольская церковь представляет собой историческую ценность и в ее помещении находится выставка изделий декоративного мастерства.

Братский и тюремный корпуса

Длинное 100-метровое здание протянулось по правой стороне двора монастыря, в котором рядами находятся келии для братии с небольшими сенями. Внешнее и внутреннее убранство строго и аскетично, как и подобает духу средневекового монастыря. Единственным украшением келий можно считать резные окна. Исходя из исторических исследований, удалось восстановить первоначальный вид корпуса, каким он был задуман в XVII веке. В наши дни в здании располагается выставка, рассказывающая об истории храмов и монастырей Суздаля.

Тюремный корпус напоминает о том, какую страшную славу сыскала суздальская тюрьма в прошлые века. Многие заключенные закончили жизнь тут. В наши дни в древних камерах можно ознакомиться с исторической выставкой, повествующей о жизни пленных.

Благовещенская церковь

Также называется «надвратной» поскольку изначально была сооружена с аркой для проезда. После того как деревянные перекрытия сменили на каменные, храм оказался в середине ограды из камня. Сама церковь одноглавая, украшена резной деревянной кровлей с одной главой.

История комплекса

В XIV веке князь Борис, правитель Суздальско-Нижегородских земель, повелел возвести защитную крепость. Древнее сооружение было построено из дерева, но частые пожары и набеги врагов уничтожили его безвозвратно. Красные каменные стены, огораживающие сейчас мужской монастырь, были возведены лишь в XVII веке. Их высота и монументальность восхищают, затраты на строительство по тому времени были более чем баснословные. Средства на восстановление шли от богатых бояр и князей — считалось, что подобная щедрость помогает замолить грехи перед богом.

Игуменом нового, тогда еще деревянного монастыря стал Евфимий Суздальский. Позже он был канонизирован Русской православной церковью. А обитель получила новое имя — Спасо-Евфимиев монастырь.

Суздаль в то время часто подвергался нападениям, и защитные стены служили единственным форпостом города. Одно из самых трагичных столкновений произошло в XV веке — тогда князь Василий II проиграл битву с татарскими ханами и даже был уведен в плен.

История создания и развития монастыря

Заложена обитель была в середине ХV века и изначально носила название Спасо-Преображенского монастыря, а позже была переименована в честь памяти первого игумена, прославленного в лике святых — Евфимия Суздальского.


Спасо-Евфимиев мужской монастырь в Суздале

Построенный из дерева монастырский комплекс не выдержал испытания временем — не удалось сохранить и донести до потомков аутентичных построек. Всем известный внешний вид обители сформировался в каменных постройках XVI — XVII в. Значительный размах строительства стал возможен благодаря серьезной финансовой поддержке знати и князей.

Интересно! Помимо духовного наследия, обитель имеет и историческое значение — именно подле ее стен в 1445 году русский князь Василий II проиграл битву с казанским ханом и попал в пленение.

Конечно же, самое большое внимание привлекает центральный собор монастыря, который носит название Спасо-Преображенского. Это пример классической для древних веков суздальской архитектуры — здание выглядит строго, величественно и даже немного грозно

Настоящим украшением и историческим наследием можно считать уникальные церковные фрески XVI века на стенах, а также настенные росписи таких известных художников, как Силы Савина и Гурия Никитина, датируемые серединой XVII века.

Не обходили вниманием монастырь и царские персоны. Так, в середине XIX века в обитель приезжал цесаревич Александр Николаевич, а в 1913 году в связи с празднованием памятного дня 300-летия дома Романовых в монастырь пожаловал сам царь и будущий святой страстотерпец Николай Второй вместе со своими дочерьми

Прибавил известности Спасо-Евфимиеву монастырю тот факт, что в 1766 году царицей Екатериной Второй тут был обустроена тюрьма. Чаще всего в ней отбывали заключение особы, которых Священный синод объявлял сектантами, а их учение — опасной ложью и ересью. Так, среди заключенных этой тюрьмы были следующие лица:

  • Монах-предсказатель Авель, который предрек смерть Екатерины Второй и оставил еще множество прорицаний о будущем России. Он умер в тюрьме и похоронен за алтарем Никольской церкви;
  • Кондратий Селиванов, известный как глава секты скопцов;
  • Федор Шаховский, декабрист;
  • Максим Рудометкин, известный лидер распространенной секты прыгунов. Во время заточения написал более десятка вероучительных книг, которые позже стали использовались в работе секты;
  • священники-старообрядцы, учение которых осуждалось долгое время.

Годы советской власти

Участь большинства духовных заведений в советское время была незавидной. Активно насаждался атеизм, верующих людей сильно притесняли, преследовали. Именно в годы советской власти сонм православных святых пополнился большим количеством новомучеников, принявших смерть за веру Христову. Конечно же, новые руководители страны не могли не обратить своего внимания на такой значимый духовный центр, как Спасо-Евфимиев монастырь в Суздале.


Спасо-Евфимиев монастырь окружен каменными стенами

И снова история повторяется — в стенах монастыря вновь создают тюрьму. Только теперь осужденными в ней оказываются не сектанты и еретики, а, напротив, истинные служители православной веры. Впрочем, наравне с исповедниками христианства, в тюрьму сажали и других лиц, неугодных власти.

Так, в политизоляторе, а позже и в тюрьме особого назначение, отбывали заключение епископы и священники, обвиняемые в антисоветской пропаганде. Рядом с ними сидели коммунисты и пропагандисты, не оправдавшие ожиданий большевиков.

В 1930 году около монастырской ограды был разобран склеп, где, вероятно, находилась могила известного полководца Пожарского Д.М. Позже на могиле будет установлен каменный крест, а после развала Союза восстановят и весь склеп.

С началом Второй мировой войны в стенах монастыря открывают лагерь для военнопленных. Изначально в нем содержались солдаты польской армии, а позже был создан фильтрационный лагерь для военнослужащих красной армии, вернувшихся из плена врага. В этом лагере советские солдаты проходили проверку на возможную вербовку противником.

Сразу после окончания войны вместо обычной тюрьмы в монастыре организовали исправительно-трудовую колонию для малолетних преступников, а с 1968 года обитель получила статус музея.

Архимандритский корпус

Слева от Благовещенской церкви расположен двухэтажный Архимандритский корпус, построенный между 1628 и 1660 годами. Первоначально на первом этаже размещались приказ монастырских дел, присутственная камора и монастырский архив, на втором этаже — казённые и приказные палаты, казначейская келья. Архимандритскими палаты становятся лишь к концу XVIII века. В наши дни первый этаж здания занимает выставка «Русская икона XVIII — начала XX столетий», второй — «Книга шести столетий».

Архимандритский корпусВыставка «Русская икона XVIII — начала XX столетий»Икона «Воскресение — Сошествие во ад» с праздниками, XIX век, эмальВыставка «Русская икона XVIII — начала XX столетий»Древнерусские книгиАрхангельское Евангелие, 1092 год. Обнаружено в Архангельске. Одна из первых датированных древнерусских рукописей. Факсимильное издание 1912 года. Подлинник хранится в Российской государственной библиотеке в МосквеНотная рукописьКраткий обзор всеобщей истории, составленный на основе библейских легенд и византийских источников, XVI векЕвангелие. Вильно, 1575 год. Издано Петром МстиславцемЭкспозиция, посвященная книгам XVIII векаПисьменные принадлежности, XVIII векЭкспозиция, посвященная книгам XIX — начала XX векаЖурнал «Нива»Первые советские книгиЕ.М.Ярославский. Библия для верующих и неверующих, 1925 годБалкон-гульбище Архимандритского корпуса

Проездная башня

Самой красивой крепостной башней обители является огромная проездная башня. Это четырехугольное строение высотой 22 метра увенчано шатром с башенкой и флюгером в виде флажка. Башня имеет две проездные арки, в которых в настоящее время расположены билетные кассы и книжная лавка.

Стены нижней части здания ровные, здесь расположены только два киота для икон, а выше находятся бойницы.

Верхняя часть башни щедро украшена декоративными элементами — кирпичными наличниками, карнизами и поясками.

Надвратная церковь в честь Благовещения над Святыми воротами построена в XVI — первой половине XVII веках и после возведения крепостной стены оказалась внутри обители.

Башни, выходящие на восточную и западную сторону, имеют более простой декор.

Мемориал Д.М. Пожарского

Князь Пожарский, мемориал которому установлен на территории бывшей обители – это знаковая фигура в русской истории. Благодаря его руководству в 1612 году Москва была освобождена от иностранных интервентов. 20 апреля 1642 года он был погребен по завещанию в Спасо-Евфимиевской обители. Род Пожарских был известным в среде знати, но впоследствии обедневшим. К концу XVII века поколения Пожарских по мужской линии иссякло, усыпальница пришла в запустение и фактически была уничтожена «за ветхостью». Только в 1850 году по распоряжению князей Николаевичей захоронение восстановили, а по распоряжению царя Александра II в 1858 году был объявлен конкурс на проект новой усыпальницы. Потребовалось почти четверть века, пока мраморный мемориал обрел свой облик.

Спасо-Евфимиевский монастырь в своей истории пережил как период расцвета, так и времена упадка, повторяя опыт трагических страниц истории России и стадии ее расцвета. То, что его бережно хранят из поколения в поколение – уже показатель духовной культуры общества. Приобщиться к ней можно через погружение в прошлое и наслаждение настоящим архитектурного комплекса

Важно, что одна из страниц русской истории входит в богатства наследия, признанного мировым сообществом. Это обязательно нужно говорить своим детям во время посещения музея, развивая их духовную культуру

После прогулки по территории монастыря, на это потребуется отвести целый день, можно насладиться живописной панорамой, открывающейся со смотровой площадки, обустроенной на берегу Каменки. Вид на старинный город станет логичным завершением путешествия в историческое прошлое, точкой соприкосновения прошлого в виде музейного комплекса и будущего, открывающегося в городской панораме.

Успенская трапезная церковь

К Архимандритскому корпусу примыкает шатровая Успенская трапезная церковь, построенная, по некоторым данным, около 1525 года. Это один из самых ранних памятников шатровой архитектуры в истории древнерусского зодчества. В храме и трапезной палате сохранились фрагменты настенных росписей XVI века.

Здесь проходили литургия с колокольным звоном, молебен святому Евфимию, общая трапеза. В нижнем этаже трапезной палаты размещались различные хозяйственные службы: кухни, хлебные и др. По монастырским преданиям, одно из помещений представляло собой каменный мешок для заключения колодников. Сейчас в здании размещается экспозиция наивного искусства.

Успенская трапезная церковьУспенская трапезная церковь

Спасо-Евфимиев монастырь как место заключения

Начиная с XVIII века, обитель стала использоваться как место заточения лиц, неугодных власти. В 1766 году, по приказу Екатерины II, здесь была организована тюрьма для «безумствующих колодников», а затем сюда стали попадать и здоровые люди, не согласные с политикой государства или церкви. Здесь содержались духовные лица, даже епископы, староверцы и сектанты, в заточении находились некоторые участники пугачевского восстания и декабрист Федор Шаховской.

Узники помещались в тюрьму без конкретного срока, с формулировкой «до исправления» или «навсегда».

Попасть сюда могли не только провинившиеся люди, но и, просто, неугодные кому-то. Так, вина человека могла состоять в том, что он не посещает церковь или не признаёт священников, а, возможно, его действия на свободе стали кому-то мешать.

Специальной одежды для заключенных не было, находились здесь в своем.

С 1923 году в тюрьме организуется лагерь для перевоспитания идейных противников советской власти, а с 1935 года — тюрьма особого назначения НКВД.

Во время войны сюда свозились те, кто побывал в плену. Только за один год здесь прошли «проверку» более 8000 человек, многие из которых были отправлены в ГУЛАГ и затем уничтожены.

Затем здесь содержались офицеры немецкой армии, попавшие в плен, среди которых был и командующий немецкой армией под Сталинградом фельдмаршал Фридрих Паулюс.

В послевоенное время в обители находилась колония для мальчиков, а затем — для девочек.

С 1967 года колония закрыта и в стенах Спасо-Евфимиева монастыря больше не было заключенных.

Проездная башня

Наиболее впечатляет своей красотой Проездная башня. Высота башни 22 метра, шатер на самом верху четырехугольной башни увенчан башенкой и дополнительно украшен флюгером. Место под башенными арками сейчас занимают билетные кассы. Нижняя часть стен оформлена киотами для икон, Христа Спасителя и преподобного Евфимия. Выше на башне находятся бойницы, самой богато украшенной частью здания является ее верхняя часть, здесь в изобилии использованы декоративные обрамления, карнизы.

Сквер у входа к башне украшает скульптура, выполненная архитектором Захаровым в 1995 году. Это памятник князю Пожарскому, усыпальница с его мощами, как дань памяти великому историческому деятелю, расположена на территории монастыря.

Справа от Проездной башни на территории монастыря находится зеленая зона. Это огород и фруктовый сад, естественная атрибутика монастырей, вид монастырского послушания, впрочем, весьма полезный. Здесь и сейчас выращиваются лекарственные растения и есть фруктовые посадки, а рядом с ними обустроена детская площадка.

в Спасоевфимиевом монастыре

Соборная церковь Спасо-Ефимиева монастыря

Изображенные на рисунке две церкви с колокольнею находятся в Суздальском Спасоевфимиевом монастыре, основанном при Великом князе Борисе Константиновиче Новгородском и Суздальском, зяте Олгердовом.

Строение каменной соборной церкви Преображения Господня Великий князь поручил вызванному из Нижегородского Печерского монастыря иноку Евфимию — ученику Св. Дионисия, Епископа Суздальского и собеседнику Преподобного Сергия Радонежского. В присутствии Господаря Суздальского заложена была сия церковь 1352 г.; в течение двух лет она окончена под надзором черноризца-зодчего и освящена Архиепископом Иоанном, который Евфимия рукоположил в иеродиакона, потом в иеромонаха, наконец поставил его Архимандритом новоустроенной обители. На него также возложено было Великим князем строение келий и ограды. По имени зодчего и первого Настоятеля, монастырь стал называться Евфимиевым, а по соборной церкви Спасским, впоследствии Спасоевфимиевым.

В 1501 г., при Архимандрите Константине, весь монастырь выгорел; но вскоре возобновлен иждивением доброохотных дателей и старанием Настоятеля. Преемник Константина Кирилл, продолжая возобновление обители, увидел, что соборная церковь, потерпевшая от пожара, обветшала; посему, с благословения Суздальского Епископа Симона, разобрав ее, 1511 г., воздвигнул новую, где поставил на вскрытии св. мощи первого Архимандрита сего монастыря, найденные нетленными при копании рвов для фундамента. Но когда и сия церковь через 82 года обветшала, тогда сооружена на прежнем месте другая, доныне существующая. По свидетельству Митрополита Платона, стены вокруг монастыря простираются на 575 сажен.

Этот храм расположением и стенописью сходен с Московским Успенским и Троицко-Лаврским соборами. Древний в нем местный образ Преображения Господня в серебряном окладе с золотыми венцами и с драгоценными каменьями, так равно иконы Св. Троицы, Казанской Богоматери и Святителя Алексия принесены в дар князьями Пожарскими, имевшими особенное усердие к этой обители, которая служила родовою их усыпальницей.

В Спасоевфимиевом монастыре, как с вероятностью заключают, покоится прах знаменитого защитника Москвы, князя Дмитрия Михайловича Пожарскаго. Место могилы его неизвестно, оттого что в 1765 или 1766 г. много истреблено надгробных камней, употребленных на ступени крылец и починку стен. Но путевая икона князя Д.М. Пожарского недавно найдена в этом монастыре. В 1612 г., когда князь Дмитрий Михайлович с войском прибыл из Нижнего Новгорода в Ярославль, то отсюда нарочно ездил в Суздаль: «помолиться Всемилостивому Спасу и проститься с гробами родительскими.»

Соборная колокольня особенным устройством своим сходствует с Новгородскою при Софийском соборе, Ростовскою и бывшею в Симоновом монастыре.

Общая информация |
История |
Торговые ряды |
Воскресенская церковь |
Казанская церковь |
Кресто-Никольская церковь |
Входоиерусалимская церковь |
Пятницкая церковь |
Цареконстантиновская церковь |
Скорбященская церковь |
Борисоглебская церковь в Кидекше |
Лазаревская церковь |
Антипиевская церковь |
Иоанно-Предтеченская церковь |
Козмодамианская церковь |
Кремль |
Васильевский монастырь |
Александровский монастырь |
Покровский монастырь |
Ризоположенский монастырь |
Спасо-Евфимиев монастырь |
Усыпальница под Покровским собором |
Гостиницы

Аниматор на детский персонаж.рф/animatoryi-na-detskij-prazdnik/.

Больничные покои и Никольская церковь

Двигаясь дальше, мы попадем в Больничные покои при Никольской церкви и бесстолпную одноглавую Никольскую больничную церковь, построенные в 1669 году той же артелью мастеров, которая строила и монастырские стены. В сводчатом зале на первом этаже находилась трапезная, на втором этаже — больничные покои. Сейчас здесь размещается экспозиция «Золотая кладовая», в которой представлены произведения прикладного церковного искусства из драгоценных металлов и камней.

Никольская больничная церковьБольничные покоиТрапезная Никольской церквиБольничные покои при Никольской церквиТрапезнаяСерьги, XVI-XVII векаОрнаментальное шитье XVII века

Братский (келейный) корпус

Справа от Благовещенской церкви расположен Г-образный Братский корпус, где в прошлом размещались кельи монахов. Он был построен между 1628 и 1660 годами. К концу XVII века в монастыре проживало 118 человек братии. Второй этаж был перестроен в XIX веке. В южной части сохранились два сводчатых этажа и балконы-гульбища. Почти 100-метровый Братский корпус оживляют деревянные галереи-крыльца, которые вели в сени и кельи с двух сторон от них и небольшие арочные окна с наличниками. В наши дни помещения отданы под экспозиции «История суздальский монастырей», музей реставрации «Побеждая время» и «Сплетение судеб».

Братский (келейный) корпус, южная частьБратский (келейный) корпусВеригиМузейная экспозицияКолоколаМузейная экспозицияАнгел, Лев, Телец, Орел — символы евангелистов Матвея, Марка, Луки и Иоанна, XVIII век. Часть алтарной надпрестольной сени сельской церкви Воскресения Суздальского уездаРабочее место иконописца, реконструкцияМастерская книгописца, реконструкцияКелья монахини, реконструкция

Интересные факты

Со Спасо-Евфимиевым монастырём связана история сражения между войском московского великого князя Василия II (Темного) и казанскими татарами. Произошло это в июле 1445 года рядом с обителью. Когда Василий II обратил в бегство татар и стал их преследовать, они резко развернулись и нанесли ответный разгромный удар.

Храбро сражавшийся Василий II был ранен, и вместе с двоюродным братом Михаилом Верейским, сыном Андрея Пожарского, оказался в плену. Освободили пленников согласно кабальному договору, условия которого предусматривали немалую сумму.

В Мещере было создано Касимовское ханство. После победы татарские царевичи Якуб и Мануш остановились в Спасо-Евфимиевом монастыре. Однако обитель не ограбили и не сожгли.

Стены и башни активно реставрируют

Множество преданий относятся к монастырской тюрьме — одному из самых суровых мест заключения в России.

В 1826 г. сюда заточён предсказатель Авель, который был через 15 лет был похоронен за алтарём Никольской церкви.

В 1841 г., после долгих пыток, в монастырской камере скончался известный декабрист, князь Ф. П. Шаховской. В темнице завершил земной путь и монах-прорицатель Василий Васильев.

В XIX в. в тюрьме находились старообрядцы Аркадий, Конон и Геннадий. Летописи свидетельствуют о том, что священнослужителям помог освободиться писатель Л. Н. Толстой.

Спасо-Преображенский собор

По праву это главное сооружение всего музейного комплекса. Рядом с ним находится Евфимьевский придел — место, где хранятся мощи Преподобного Евфиема, первого игумена обители. Собор возводился в XVI веке, чуть позже, уже XVII веке он был оформлен росписью снаружи. Внутри здания стены расписаны по эскизам художника Гурия Никитина, известного на Руси своими фресками в Соборах городов Золотого кольца и его помощника Силы Савина.

Сцены из этапов жизни Преподобного Евфимия изображены в приделе, в самом соборе – фрески с обликом царя Михаила Федоровича и его сына. Роспись хорошо сохранилась, как и убранство Сбора. Можно получить большое эстетическое удовольствие от созерцания отделки амвона, живописной росписи куполов и атрибутики усыпальницы Преподобного Евфимия. Около Собора на площади расположена Звонница и Трапезная успенская церковь.

Пенитарный этап в истории монастыря

Тюремный корпус – свидетельство несколько иного, чем богослужение, прошлого монастыря. В свое время, по личному распоряжению императрицы Екатерины II, это произошло в XVIII веке, часть помещений монастыря начали использовать для заточения неугодных царской воле арестантов. Позже, в период советской власти – здесь содержались политические заключенные (тюрьма НКВД) и немецкие пленные, в числе которых Фридрих Паулюс. После войны здесь была организована колония для несовершеннолетних нарушителей. В качестве пенитарного заведения монастырь прекратил свою деятельность с 1967 года.

Архимандритский корпус

Сразу рядом со звонницей мы увидели лестницу и пошли по ней вверх. Наверху нас встретила злобная смотрительница и рассказала нам, что это выход с выставки, а вход где-то с другой стороны. Я сделала с высоты несколько отличных кадров, и мы отправились на поиски входа на выставку.

Вид на монастырь

Вид на монастырь

Как это ни странно, но указателя, откуда начало просмотра, нигде не было. Мы обошли здание по периметру и наконец-то попали внутрь.
На первом этаже была выставка иконописи. Снимать там, к сожалению, было нельзя, поэтому иллюстраций не будет. В каждой комнате есть подробное описание стилей и направлений местных мастеров.

На втором этаже Архимандритского корпуса была интересная выставка «Книжные сокровища», специально для нас «книжных черве». В пяти залах были выставлены прекрасные экземпляры книгопечатения, начиная с фрагментов древних летописей XIII века. Их можно было разглядывать бесконечно: тут и первая книга книгопечатника Федорова, и Синопсис, и Евангелие в тяжелой оправе. Эта выставка нам понравилась больше всех, экспозиция просто отличная!

Книжные сокровища

Книжные сокровища

На территории монастыря.

Монастырь

Монастырь

Далее у нас по плану была Золотая кладовая. Мы вышли в нужном направлении: налево был тюремный корпус (туда мы решили не ходить в этот раз, так как уже не раз посещали его), а направо — то куда мы стремились.

Тюремный корпус

Тюремный корпус

Заключение в Спасо-Евфримиевом монастыре

Восемнадцатый век ознаменовался для монастыря частым заточением власти неугодных лиц. Здесь организовали место для заключения так называемых безумцев. Позже, в заточении оказывались и люди в здравом уме, которые противоречили политике государства и церкви. Монастырь стал местом для заточения многих представителей духовенства, староверцев, сектантов, а также декабристов, участвовавших в восстании Пугачева.

Помещенные в тюрьму не могли знать, когда освободятся, так как никому не разъясняли, на какой срок их посадили. Чаще всего, освобождение происходило после исправления или по кончине.

Многие невиновные люди, которые были неугодны власти, были заточены в монастырь. Обвинения таким людям предъявляли в непосещении церкви, или в непризнании священников. Также, действия, которые могли мешать кому-то за пределами храма, не редко становились причиной заточения.

Людей, заключенных в тюрьму не переодевали, они находились в своих вещах.

В 1923 году на месте монастырской тюрьмы был организован лагерь, где занимались с теми, кого не устраивал Советский Союз. Спустя 12 лет, НКВД обустроило здесь тюрьму особого назначения.

В Великую Отечественную Войну в Спасо-Евфримиевый храм привозили советских людей, которые были в плену. По некоторым данным, в течение 12 месяцев тут проверили больше 8 тысяч человек. Большая часть таких людей отправлялась в Главное управление исправительно-трудовых лагерей и уничтожалась.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector