Икона спас благое молчание

В чем помогает

Приходя к уникальному образу, имеющему удивительное значение для православного мира, молящиеся люди просят со смирением о даровании:

  • терпения перенести страдания и испытания, без ропота с надеждой на помощь Божью;
  • исцеления от душевных и физических болезней.

Важно! При молении у иконы «Спас Благое Молчание» важны не произнесенные слова, а состояние сердца и души, в которой рождает покаяние, исповедание грехов. Так, необычайное смирение, исполнившее лик ангела, позволяет надеяться, что с наибольшей вероятностью будут услышаны молитвы о даровании сил и терпения перед лицом жизненных невзгод

Особенно актуальным это является для лежащих на одре болезни и не оставляющих надежд на Божию помощь

Так, необычайное смирение, исполнившее лик ангела, позволяет надеяться, что с наибольшей вероятностью будут услышаны молитвы о даровании сил и терпения перед лицом жизненных невзгод. Особенно актуальным это является для лежащих на одре болезни и не оставляющих надежд на Божию помощь.

В равной степени смирение потребно и людям, оказавшимся в той или иной экстремальной ситуации. Им также рекомендуется искать заступничества Небесных Сил, вознося молитвы перед светлым ликом Ангела-Творца всего сущего, поскольку именно Он, ниспосылая земные блага, в то же время попускает явиться в мир страданиям, очищающим и облагораживающим людские души.

«Держава света» Николая Рериха

Собрание сочинений писателя 19 века Николая Рериха тоже о нем, Благом Молчании. В иконографии Христа существует редкое творение под названием «Ангел Великого Совета», показывающий Господа в период прежде, чем его появление среди людей. Этот образ появился в живописном жанре в13 веке, а ранее был известен в виде миниатюр.

Первые фрески просматриваются в одной из церквей в Македонии во имя Богородицы Перивлепты. Иисус выглядит крылатым юношей в мандорле (овальном сиянии) с крестом в нимбе и свитком.

Данное изображение в силу своей сложности не получило широкого распространения в 14-15 веках, но способствовало возникновению в русской иконописи лика Спаса (Ангела) Благое Молчание.

Знаменитый русский художник и основатель религиозно-философского учения «Живая этика» в данной статье называет его Огневым Ангелом с пламенной тайной и безмолвной красотой нетленного духа. Ему не требуется говорить вслух, потому что разум и сердце слышат, не прибегая к помощи органов слуха.

Всё понятно без слов, на уровне подсознания. Его внешний облик, по мнению Н. К. Рериха, связан с письмом Поморья, но присутствует и стиль Византии.

Икона Спас Благое Молчание: в чем помогает, значение

Икона Спас Благое Молчание на самом деле достаточно редкая и уникальная в своем роде икона. На ней изображен Иисус в образе молодого красивого Ангела. Его тело укрывает Царское одеяние и в отличие от остальных икон (Спас Нерукотворный и Спас Эммануил, дают представление о годах земной жизни), данная запечатлеет Господа до прихода к людям.

До жизни на земле

Еще до прихода на землю Христа, согласно Ветхому Завету, Его символически именовали как Ангел Великого совета. Икона Архангела, то есть за христианскими учениями высшая категория ангелов, изображает Его с крыльями за спиной, без бороды, юного обитателя Небес.

В своих учениях Общество Сторожевой башни, более узнаваемое под названием Свидетелей Иеговы, доносят убеждения, что якобы до Своего появления на земле, Христос был не просто одним из Архангелом, а носил имя Архангела Михаила, но такие верования принимают не все.

Мало что известно про жизнь до рождения Иисуса, эта часть истории покрыта мраком и часто верующие не сходятся во мнениях относительно периода «до», но на иконе Он получил именно такой облик: крещатый нимб над головой, озаряемый двухцветным сиянием (черный или синий, зеленый означает непостижимость Господа и красный знаменует божественность Творца), звезда Предвечности, присущая Ангелу Великого совета и греческие буквы на концах, являющиеся монограммой слова «Сущий». Больше икон Иисуса с таким нимбом нет.

И хотя некоторые вовсе придерживаются взглядов, что Иисус не существовал до рождения в форме Ангела, это не может оспорить факта «жизни» этого образа на иконе Благое Молчание.

На ней Творец изображен убранный в светлые одежки, которые сияют золотом, окантованные жемчугом и драгоценными камнями, что лишний раз подчеркивает белоснежность ткани – чистоту возвышенность и обыденность свыше благородного метала и прочих богатств в отличие от человечества.

Значение иконы

Особо любима и почитаема у православных монахов икона Спас Благое Молчание. А вот значение скрещенных на груди рук носит прямой характер, как бы говоря «нет», и обозначает то самое молчание, не желание осуждать, разглагольствовать, а вместе с тем и ожидание.

Именно такое толкование раскрывает терпеливый образ Иисуса, готовый ждать момента искреннего покаяния грешников ради спасения. Кроме этого, есть предположение, что икона Ангела Благое Молчание отражает не просто безмолвие, а показывает тихое смирение, с которым Сын Божий испытал страдание и принял смерть.

Икона служит примером силы духа и умственной молитвы, когда слова лишние, и лишь внутренний голос обращается с просьбой.

В чем помогает икона благое молчание

В соответствии со значением, которое имеет икона Ангела, вопрос в чем заключается помощь просящим имеет довольно простой ответ – терпение.

Люди молятся с просьбой даровать тихое смирение и душевные силы для преодоления жизненных невзгод и трудностей

Также перед иконой Спаса молятся об излечении от физических и душевных болезней.

Кроме того, верующие считают, что образ Иисуса Христа до земной жизни является покровителем для людей, чья деятельность непосредственно связана с таможенной службой.

Как молятся перед иконой Благое молчание

Основным при молитве перед иконой Благое Молчание является не проговаривание молитвенных слов вслух раз за разом, а сердечное и искреннее произношение слов душой.

Именно бессловесная молитва имеет куда большую силу, чем бездумный повтор в надежде: чем больше, тем лучше, а это не так.

Положи, Господи, хранение устом моим, — так взывает к Тебе псалмопевец царь Давид, такожде и я безплодно взываю к Тебе: наложи на уста моя запрет благаго молчания и даждь ми безсловесное делание молитвы Твоей Иисусовой. Излей на душу мою цельбоносный елей радования о сем благом молчании хотя бы на малое время, ибо ведаю я, что многоглаголание отгоняет благодать и погубляет теплоту души.

Подобно тому, как Ты, Господи, на Голгофе в молчании висящий, и среди молчания предсмертного возвестил волю на Матерь Свою и возлюбленного ученика Своего Иоанна, подобно этому и я, в слезном молчании пред ликом «Благое молчание» стоящий, прошу Тебя: покрой мое многословие, и приведи меня к пристани благаго молчания, связующаго уста мои на сие богомудрое делание, и введи меня в пустыню сердца моего, где обитает безмолвие ума.

Научи меня, трепетно исповедующаго сие благое молчание, прибегать к Тебе чрез лики в благом молчании пребывающих Пречистыя Матери Твоея и Святаго Апостола, Сына Грома и благаго молчания, Иоанна Богослова.

За молитвы их и предстательство безмолвника Исихия и прочих ведомых и неведомых в забвении времен и мест безмолвников и молчальников помилуй мя, грешнаго. Аминь.

(1 5,00 из 5) Загрузка…

Как молятся перед иконой Благое молчание

Основным при молитве перед иконой Благое Молчание является не проговаривание молитвенных слов вслух раз за разом, а сердечное и искреннее произношение слов душой. Именно бессловесная молитва имеет куда большую силу, чем бездумный повтор в надежде: чем больше, тем лучше, а это не так. Только высокие светлые чувства веры могут призвать к помощи святых и чтобы обратиться к Спасу, следует использовать следующее прошение:

Положи, Господи, хранение устом моим, — так взывает к Тебе псалмопевец царь Давид, такожде и я безплодно взываю к Тебе: наложи на уста моя запрет благаго молчания и даждь ми безсловесное делание молитвы Твоей Иисусовой. Излей на душу мою цельбоносный елей радования о сем благом молчании хотя бы на малое время, ибо ведаю я, что многоглаголание отгоняет благодать и погубляет теплоту души.

Подобно тому, как Ты, Господи, на Голгофе в молчании висящий, и среди молчания предсмертного возвестил волю на Матерь Свою и возлюбленного ученика Своего Иоанна, подобно этому и я, в слезном молчании пред ликом «Благое молчание» стоящий, прошу Тебя: покрой мое многословие, и приведи меня к пристани благаго молчания, связующаго уста мои на сие богомудрое делание, и введи меня в пустыню сердца моего, где обитает безмолвие ума.

Научи меня, трепетно исповедующаго сие благое молчание, прибегать к Тебе чрез лики в благом молчании пребывающих Пречистыя Матери Твоея и Святаго Апостола, Сына Грома и благаго молчания, Иоанна Богослова.

За молитвы их и предстательство безмолвника Исихия и прочих ведомых и неведомых в забвении времен и мест безмолвников и молчальников помилуй мя, грешнаго. Аминь.

Икона Спасителя

Этот образ является основным в православии. Изображения Христа присутствовали во всех домах, независимо от достатка, с давних времен на Руси. Как правило, икона Спасителя выполнена строго по общепринятым церковным канонам. Этот образ дарует людям утешение и веру. Основные его элементы:

  • Нимб со вписанным крестом и тремя греческими буквами, которые обозначают выражение: «Я есмь Сущий».
  • Пурпурный хитон (риза). Символизирует человеческую природу Спасителя.
  • Синий гиматий (верхняя одежда). Напоминает о божественном происхождении Иисуса.

Как правило, сейчас можно встретить лишь два вида изображений Христа: в образе обычного человека или младенца, а также в облике Царя Царствующих. Икона Христа Спасителя всегда располагается на центральном куполе любого православного храма, ведь это считается самым почетным местом.

В основных церковных канонах есть несколько иконографических типов этой иконы.

Самые распространенные образы

Первый образ Христа — это запечатлившийся на полотенце Лик, когда Спаситель отер тканью Свое лицо. На сегодняшний день это — известная икона «Спас Нерукотворный».

В католической церкви существует иная версия происхождения «Нерукотворного Лика»: во время совершения Крестного пути благочестивая женщина Вероника подала свой платок одному из страдальцев, чье лицо было залито кровью. Отерев лицо, мужчина увидел, что на платке остался отпечаток и проявился терновый венец. С тех пор изображение стало носить название «Плат Вероники». Реликвия благоговейно хранится в Риме.

Также в Православной Церкви распространены Иисусовы иконы:

  • «Спас Вседержитель» — Спаситель в поясном изображении, в левой руке удерживает Книгу;
  • «Спас в Силах» — Творец восседает на троне в белоснежных одеждах;
  • «Эммануил» — Иисус изображен в возрасте отрока;
  • «Благое молчание» — Творец изображен в образе Ангела, до Своего земного воплощения;
  • «Великий Архиерей» — Господь указан в архиерейском облачении.

Эти иконы являются каноническими, что позволяет читать пред ними любые молитвы Святой Троице.

Еще о Господних иконах:

Автор

Ольгу Фёдоровну Берггольц (1910–1975) называли музой блокадного Ленинграда. Ее стихотворения практически каждый день звучали в эфире ленинградского радио, ее слово воодушевляло жителей города, помогало им бороться.

Берггольц выросла в религиозной семье. В дневниках она описывает свое состояние после литургии в деревянной церкви Казанской иконы Богоматери: «Выходя, я бросила прощальный взгляд и подумала: “Хорошо, если бы в душе каждого человека была такая церковка!”» Позднее она вспоминала: «Я очень горячо верила в Бога, в силу молитвы, и светлый, горячий восторг, который нередко охватывал меня в церкви на богослужениях, помню до сих пор».

«Блокадные стихи» из альбома «Читает автор» исполнителя Берггольц

В 20-х годах активизировалась антирелигиозная комиссия. Узнав о кампании по вскрытию мощей, Ольга откликается на эти события так: «Мы молчали и молча помогали отбирать святые храмы, мы отдавали все это сами — мы, православные христиане, славящиеся своим благочестием! И теперь наших царей вскрывают, поругивают, а мы… молчим. Что же?! Мы, вероятно, будем молчать до тех пор, пока нас не будут расстреливать. Так, за здорово живешь».

Берггольц много раз бывала у Анны Андреевны Ахматовой. После одной из таких встреч Ольга делает в дневнике отчаянную запись: «Её собрание сочинений “допустили к печати»”, выкинув колоссальное количество стихов. Слова Бог, Богородица — запрещены. Подчеркнуты и вычеркнуты. Сколько хороших стихов погибло!»

Личная жизнь Ольги Берггольц складывалась несчастливо: она потеряла троих детей, ее первого мужа расстреляли, а второй, литературовед Молчанов, болевший эпилепсией, погиб в блокадные годы. В 30-е годы она работала корреспондентом, редактором, выпустила несколько книг. Но в 1938 году ее ложно обвинили в участии в контрреволюционном заговоре против власти. Находясь под арестом, родив мёртвого ребенка, она сама чуть не поплатилась жизнью. Через полгода Берггольц отпустили. Об этом поступке она записала в дневниках: «Вынули душу, копались в ней вонючими пальцами, плевали в нее, гадили, потом сунули ее обратно и говорят: «живи»».

В блокадные годы Берггольц работала в литературно-драматической редакции радио Ленинграда. Она практически каждый день вела радиопередачи, сопереживая ленинградцам, поддерживая их поэтическим словом, внушая жителям веру в победу над страданиями.

Хроника блокадного Ленинграда: Санитарки оказывают помощь пострадавшим от вражеского обстрела

Так как Берггольц была журналисткой, она имела возможность выбираться из осажденного города в Москву по направлению Радиокомитета. Она переживала, что тот ужас, который испытывает блокадный город, замалчивается за стенами Ленинграда. Об одной из московских командировок в 1942 году Берггольц вспоминает: «Здесь — заговор молчания вокруг Ленинграда, о Ленинграде правды не знают, правду о нем говорить запрещено. Будет ли возможность сказать когда-нибудь правду о Ленинграде, будет ли она когда-нибудь сказана?»

В ее произведениях часто звучал молитвенный призыв. Поэтесса никогда не скрывала, что она верующий человек, и использовала в стихотворениях религиозные образы и мотивы. Так, в своём стихотворении «Ленинградская осень» (1942) блокадного периода она пишет:

Вот женщина стоит с доской в объятьях;угрюмо сомкнуты её уста,доска в гвоздях — как будто часть распятья,большой обломок русского креста.

Мария Берггольц, сестра поэтессы, оставила воспоминания о том, как на сороковой день смерти Ольги в 1975 году её муж отправился подавать поминальную записку. У него спросили: «Скажите, это не об Ольге Берггольц?» Муж ответил, что о ней. Тогда церковный служащий указал на целую гору записок – все они были за Ольгу Берггольц. На самом богослужении имя Ольги звучало много-много раз. Так была выражена любовь народа к ней.

Смысл, заложенный в ангельском образе Спаса

Значение иконы, на которой Спаситель представлен в образе Ангела, необычайно велико, поскольку в ней с необычайной полнотой и в то же время лаконичностью раскрыта вся Его богословская концепция. Прежде всего, перед зрителем предстает Спас Эммануил − Предвечный Логос, то есть та Воля Божия, без Которой не мог быть сотворен мир. Кроме того, Он же является и жертвенным Агнцем, омывшим Своей кровью человеческие грехи. Кроме того, белоснежный стихарь, в который облачен Иисус, указывает зрителям на то, что перед ними священнослужитель, ведущий их к единению с Творцом.

Еще одной важной деталью является долготерпение, которым исполнен ангельский лик Спаса. Оно свидетельствует о том, что Он готов ждать обращения к Нему всех земных грешников независимо от тяжести совершенных ими деяний

Примером тому может служить Благоразумный разбойник, распятый на кресте по правую руку от Иисуса Христа и, в силу принесенного покаяния, ставший первым человеком, обретшим Царство Небесное.

Спас Благое Молчание

Спаситель изображен в виде отрока с крыльями, руки крестообразно сложены на груди; голова окружена нимбом и восьмиугольной звездой, в которой надпись: “о. ѿ. и.“, по сторонам: “Ис Хс Благое Молчание” – Икона XVIII века, поступила из Св. Синода. Сюжет этот не редкость в православной иконографии, хотя и не разработан в русской археологической литературе. – В 1885 году такой знаток церковных древностей, как покойный С.А. Усов, по поводу этого изображения: “я слыхал, что этот называют “Спас Благое Молчание”. Признаюсь, решительно не понимаю смысла такого названия и думаю, что плохой чтец просто прочел моление (деисус), словом, молчание, смешав иотированное “е” с “ча 1 – Ввиду того, что в рассматриваемой композиции фигура Спасителя напоминает изображение Софии – Премудрости Божией, можно предполагать, что Спас Благое Молчание есть видоизменение последней (как Слова Божия, Ипостасной Премудрости). Безмолвие – одно из основных свойств премудрости. “Муж мудрый безмолвие водит”, говорит Премудрый. “Устам твоим сотвори дверь и запор”, говорит Сирах (гл. XXVIII), “блюди, да не како поползнешися языком”. В частности, молчание являлось обетом благочестия подвижников (молчальников). На изображении “пророчества законного” в Сийском 2 к устам распятого монаха прикреплен замок – символ молчания. – Во всяком случае, однако, изображение Иисуса Христа, как Благое Молчание, является, по-видимому, противоречием с названием Его, как Бога – Логоса. Но древне-христианская мысль весьма любила сопоставление – антитез и, в частности, по отношению к Божеству. Божественное Слово могло быть названо молчанием, как носитель Божественной тайны от века касательно домостроительства нашего спасения. В Апокалипсисе 3 Спаситель является носителем печатей – тайны. Олицетворение молчания в виде Иисуса Христа могло совершиться тем удобнее, что в классической иконографии последнее также изображалось в виде бога Гарпократа. Гарпократ – египетский бог восходящего и весеннего солнца, в виду того, что изображался с пальцем, приставленным к губам, у греков и римлян подвергся метаморфозе, – явился богом молчания. Гарпократа представляли то в виде дитяти в пеленках, то в виде юноши в египетской митре, увенчанного красным и зеленым диском с волосами, падающими прядью, напоминающей рог изобилия, с которым он иногда изображался. Древние изображали обыкновенного Гарпократа на пакетах для обозначения того, что должно хранить секрет писем 4 . Таким образом, “восходящее солнце” египтян могло явиться в христианском мире “солнцем правды”, сохранив атрибуты египетского происхождения ; молчание (silentium) римлян стало “благим молчанием” у христиан. Изображение “Спас Благое Молчание” мы находим в Салернском соборе 5 в собрании древних икон, принадлежащих графине П.С. Уваровой, в Московских – Успенском соборе и Новодевичьем монастыре, в Федосеевской молельне в Риге 6 в Музее Императора Александра III в Петербурге. Композиция, которую мы видим на рассматриваемой иконе музея Общества Любителей Духовного Просвещения, встречается на литых изображениях, напр., в музеях Новгородском 7 и Тверском 8 – Интересное видоизменение древней композиции иконы Спас Благое Молчание представляет другая икона музея Общества Люб. Дух. Просвещения. Надпись на ней: “Исус. Благое Молчание”. Спаситель – в митре, в волосах – тороки; руками, скрещенными на груди, Он поддерживает с одной стороны – крест, трость и копие, с другой хартию со словами: “ Дух Господень на мне егоже ради помаза благовести нищим”. На обороте иконы надпись: “Ефиму Михайлову Кирьянову за написание трудов 6 ру”(блей). – Икона поступила в музей из Св. Синода. –

Древности. Труды Императорского Московского Археологического Общества. Том X. М. 1885. Стр. 90.

Проф. И.В. Покровский. Сийский иконописный подлинник. Стр. 30–32.

1 гл., 16 и 20 ст.

Dictionnaire mithologique universel, part. d – r. E. Incobi, trad. – parl. Th. Benard, Paris. 1846; cp. Noel Abrega da la Mithologie universelle Paris 1815, p. 301.

Древности. Труды Имп. Московского Археологического Общества. Т. IX, гл. II–III. М. 1883. Протоколы. Стр. 50.

См. Труды Рижского Археологического съезда. Т.Ш. М. 1900 г. статья М., В. и А. И. Успенских, Рижские церковные древности. Стр. 168 – 170.

Краткое описание Новгородского музея, стр. 28–29.

Жизневский, А.К. Описание Тверского музея. Археологический отдел. № 420. См. Древности. Труды Имп. Моск. Археологич. Общества. Т.Х. М. 1885 год. Ср. 149. Отдельное издание, – стр. 108.

Поделиться ссылкой на выделенное

Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

Последняя ночь сатаны и благое молчание Бога

Когда-то давно я впервые увидел образ Спасителя «Благое молчание». Ангел Великого Совета, изображенный на иконе, изливал на меня великий покой Божественного смирения. Крест с Распятым на Нем Спасителем и икона «Благое молчание» слились в моем понимании в нечто единое, целое. На всю Вселенную с них кричала неподвижность висящего на Кресте Распятого Бога и великая тишина Страстной Субботы.

Я понял, что самым громким и самым твердым может быть не только Слово Бога, но и Его молчание. Об него насмерть разбивается вся ярость зла, которая живет во Вселенной. Вязкая густота «тьмы над бездной» не в силах одолеть Свет этого великого молчания. Самым грозным и самым страшным для дьявола стало молчание Христа. Спаситель молчал, когда над Ним вершили беззаконный суд и возводили на Него нелепую клевету. Но это молчание стало приговором и судьям, и клеветникам.

Понтий Пилат, изумленный мужеством и благородством Христа, выводит Его перед разъяренной толпой со словами: «Се Человек!» Достаточно было Божественному Логосу сказать лишь одно Слово, чтобы не только эта жалкая толпа безумцев, жаждущая Его крови, но и вся Вселенная задрожала в страхе и трепете. Но Он молчит… И об это молчание разрушается зло адской бездны. «Кровь Его на нас и на наших детях», – наводят на себя проклятие одичавшие от ненависти человеческие души, захлебываясь ядом собственных грехов у ног молчащего Спасителя.

Нам нужно не только исполнять заповеди Христа, но и учиться у Него благому молчанию. Господь мог ответить Пилату, который не питал к Иисусу личной неприязни. Он мог вступить в полемику с фарисеями, потому что и среди них были те, кто искренне искал воли Божией. Но Христос не стал вести диалог с теми, кто «для себя уже все решил», кому были безразличны Его слова и Его мнение.

«Сейчас ваше время и власть тьмы» – это последнее, что сказал Спаситель этим людям. Давая им свободу, Он Своим молчанием вершил над ними суд.

Мне кажется, что мы приходим к тому времени, когда власть тьмы, время ее полной вседозволенности и разгула, станет нормой жизни человеческого общества. Солнце Правды, завершив Свой круг по небесному своду, опускается за линию горизонта, и мир погружается в ту же тьму, которая была перед тем, как это Солнце взошло на Востоке.

К сожалению, большая часть человечества станет, подобострастно заискивая перед силами зла, принимать в этом «пиршестве» участие. В лесу мрака человеческой цивилизации, среди небоскребов вавилонских башен никому не будет позволено светить светом Божественной благодати. Тогда уже не будет никакого смысла в словах и увещеваниях, взываниях к совести или здравому смыслу. Будут сдвинуты со своих мест все базовые основы жизни: безумие назовется мудростью, черное – белым, дьявол – богом, гибель – спасением. Люди превзойдут падших ангелов своей жестокостью, а любви и состраданию не найдется нигде места.

Это время станет временем нашего молчания. Слова никому не будут нужны. Жизнь в Боге станет лучшим словом, а молчание – страшным обличением. Ненависть ко Христу будет возмещаться на тех, кто остался со Христом. Ночь сатаны еще не пришла. Но багровое зарево заката уже светит в окна наших домов и бросает свои зловещие тени на домашние иконостасы. С этих родных икон на нас смотрят ободряюще лики святых, которые умели сражаться и вышли из этого сражения победителями. С центральной иконы взирает любимый Лик нашего Спасителя, который молча говорит: «Не бойся». Рядом с Ним Лик Матери Божией, которая с любовью смотрит на нас и дает душе утешение и надежду.

Ночь обещает быть хоть и мучительной, но недолгой. Потом снова наступит рассвет. Солнце Правды взойдет над миром для того, чтобы остаться в своем зените уже навсегда. Звездочками сияющих крестов будут переливаться одежды праведников, а лучезарная вода Вечной Жизни заструится в их жилах, отражая в себе блеск бисера благодати. Но этому празднику рассветной песни Агнца будет предшествовать ночное молчание и распятие святых.

Для Христа у меня осталась только одна фраза: «Господи, прости меня за все». Для мира остается только молчание. Есть такая роскошь в жизни – никому ничего не доказывать, ни с кем не спорить и не заботиться о том, как о тебе судят другие люди и что о тебе говорят. «Благое молчание» Христа открывает перед нами двери тайны великого Божественного покоя. К этому покою придет весь мир, вся вселенная, все те, кто не выбросит самого себя во внешний мрак тьмы над бездной. А пока мы держим путь к этому покою, Ангел Великого Совета тишиной Своего Креста осеняет нам дорогу, выводя нас из леса мрачных теней суетного беспокойства.

Произведение

Тема молчания, его необходимости, становится одной из ключевых в творчестве и жизни Ольги Берггольц. Стихотворение «Отрывок» написано поэтессой в 1952 году. Оно — взгляд в блокадное прошлое. В нем тема молчания — ведущая. Поэтесса всегда переживала о том, что не имеет возможности говорить о военной правде во весь голос.

Памятник музе блокадного Ленинграда в Петербурге

Стихотворение предельно автобиографично и исповедально. В его основе — личные переживания автора, факты из жизни Берггольц. Однажды мама поэтессы подарила ей икону «Ангел Благое Молчание», которую Ольга хранила всю свою жизнь. Молчаливая надежда, безропотность, которые символизирует эта икона, молитва перед этим образом, помогли Берггольц не погибнуть в военные годы. Во весь голос она говорила в своем запретном дневнике, который опубликовали только в начале XXI века. Она писала: «Сегодня Коля закопает эти мои дневники. Всё-таки в них много правды… Если выживу — пригодятся, чтобы написать всю правду».

Страница из дневника Берггольц

В стихотворении есть несколько загадочных строк: Берггольц пишет о том, что ангел Благого Молчания дважды повернул ее с пути. Нельзя с точностью сказать, что имеет в виду автор. Но речь определенно идет о событиях, в которых Ольга видела Божий Промысл. Возможно, что здесь она вспоминает не только свое пребывание в блокадном Ленинграде, но и довоенные репрессии, когда поэтессу дважды арестовывали.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector