Икона спас вседержитель (пантокра́тор): центральный образ в иконографии христа
Содержание:
- Двусторонняя икона-таблетка
- Правила моления
- Что означает икона Вседержитель
- Значение и символика образов Иисуса Христа
- В чем помогает
- Каноны создания иконы Спаса Вседержителя
- Икона Господь Вседержитель полна символов
- Лики Богоматери
- О чем молиться образам Христа Спасителя
- О чем говорит образ Спасителя
- В Новом Завете эпитет «Вседержитель» стали применять в отношении Христа
Двусторонняя икона-таблетка
Школа или худ. центр: Новгород
Конец XV — начало XVI вв.
24 × 19.5 см
Государственная Третьяковская галерея, Москва, РоссияИнв. 14255
Входит в серию таблеток из собора Св. Софии в Новгороде.
Оборот — Сорок мучеников севастийских.
См. в «Галерее»:
Вседержитель (Пантократор)
=
Антонова В. И., Мнева Н. Е. Каталог древнерусской живописи XI — начала XVIII в.в. Опыт историко-художественной классификации. В 2-х томах.
=
Смирнова Э. С., Лаурина В. К., Гордиенко Э. А. Живопись Великого Новгорода. XV век.
Антонова, Мнева 1963 |
126. Спас. На обороте — Сорок мучеников Севастийских1.
1 Сорок Севастийских мучеников по «житийной» легенде пострадали в IV в. в Севастии Армянской за приверженность к христианской религии. Они были осуждены пробыть ночь в озере, покрывшемся льдом. Иногда в композиции XVI–XVII вв. изображаются кроме Спаса, посылающего венцы славы сорока мученикам, замерзающим в озере, и одного, не выдержавшего мучений, убегающего в баню, поставленную для соблазна, Лисий князь и воевода Агрикола, осудившие мучеников (И. Бухарев, Житие всех святых, празднуемых православной греко-российской церковью, М., 1892).
Двухсторонняя таблетка. Конец XV — начало XVI века. Новгородская школа.
Спас. Фигура поясная, чуть повернутая вправо. Левую руку он держит на груди, в правой — раскрытое Евангелие с текстом: «Придете ко мне вси труждающиеся и обременени аз покою вы…» Вохрение светло-коричневое с высветлением и подрумянкой. Складки темно-красного с зеленоватыми высветлениями хитона и зеленого гиматия выполнены резкими прямыми линиями. На охряном клаве золотой ассист. Обрез Евангелия киноварный.
Сорок мучеников Севастийских. Сорок замерзающих полуобнаженных фигур, в белых штанах или с белыми повязками на бедрах стоят на зеленовато-голубом с белыми волнистыми линиями озере. Слабеющих поддерживают более стойкие. Озеро окружено охряными горками. С правой стороны, за озером — баня, здание с двускатным покрытием, в проеме входа которого видна обнаженная спина убегающего, не выдержавшего мучений. Вверху, в полукруге зеленоватого неба — полуфигура Спаса с распростертыми руками. Ниже изображены золотые зубчатые венцы, посылаемые Спасом для мучеников. Фигуры очерчены гибкими линиями. Вохрение лиц и тел светло-коричневое с мелкими движками. Горки с четкими гранями, лещадками и пяточками. Фоны обеих сторон золотые, надписи киноварные, по краям светло-коричневые обрамления.
Паволока, левкас, яичная темпера. 25 × 19.
Собр. С. П. Рябушинского.
Поступила из ГИМ в 1930 году.
Смирнова, Лаурина, Гордиенко 1982 |
10а. Спас Вседержитель.
Изображение Христа поясное. Хитон вишнево-розовый, клав желтый с золотым ассистом, гиматий зеленый. Высветления на хитоне и гиматии близкие по тону — голубоватые.
Правой рукой он благословляет, на левой держит раскрытое Евангелие с черными буквами текста:
(Матфей, 11, 28–29: «Придите ко мне все труждающиеся и обремененные, и я успокою вас; возьмите иго мое…»).
Золотой нимб отделен от фона тремя глубокими графьями и двумя более слабыми.
«Спас Вседержитель» на таблетке 10а представлен в типе, характерном для палеологовской эпохи (пропорции, ракурс). Возможно, это реплика какой-либо прославленной иконы, но точный прототип определить не удается. Близкая иконографическая аналогия — икона XVI в. в Музее имени Андрея Рублева, правда с другим текстом на Евангелии («Не на лица судите…»)34.
34 В. Н. Лазарев. Московская школа иконописи. М., 1971, табл. 88.
Литература:
Антонова, Мнева 1963.
Антонова В. И., Мнева Н. Е. Каталог древнерусской живописи XI — начала XVIII в.в. Опыт историко-художественной классификации. В 2-х томах. — М.: Искусство, 1963. — Т. I, кат. № 126, стр. 172, без илл.
Смирнова, Лаурина, Гордиенко 1982.
Смирнова Э. С., Лаурина В. К., Гордиенко Э. А. Живопись Великого Новгорода. XV век. — М.: Наука, 1982. — Кат. № 63 (10а), стр. 301-320, илл. с. 513.
Лазарев 1983/1.
Лазарев В. Н. Страницы истории новгородской живописи. Двусторонние таблетки из собора Св. Софии в Новгороде = Pages from the History of Novgorodian painting. The double-faced tablets from the St. Sophia Cathedral in Novgorod. — М.: Искусство, 1983. — Табл. X.
Вздорнов 2007/1.
Вздорнов Г. И. Иконы-таблетки Великого Новгорода. Софийские святцы. — М.: Гранд-Холдинг, 2007.
Правила моления
Обращаться с мольбой ко Христу можно в любой день, в любое время суток, именно тогда, когда требуется произнести благодарственное или просительное молитвословие. Ведь Всевышний есть Правда, Праздник, Любовь, Благодать, Радость.
Читайте о православной молитве:
Как правильно молиться православнымЕсть ли смысл обращаться к БогуКак молиться, чтобы Бог услышал
После прочтения «Отче наш» следует прочесть молитву пред иконой Вседержителя. В самом ее начале идет обращение к Пантократору, сошедшему на землю ради спасения грешников. Далее описывается вера в ожидаемое чудо и благодарение Христа, не оставляющего Своих верных в трудную минуту. В заключительной части молитвенник умоляет Бога даровать прощение и спасение всем христианам.
В церкви желательно заказать благодарственный молебен Иисусу Христу. Для этого необходимо прийти накануне Божественной Литургии в храм и подать записочку с именами благодарителей в церковную лавку. В записке следует указать не более 10 имен.
Дети, не достигшие 7 лет, указываются как младенцы (млд.), до 15 лет подростки считаются отроками (отр.). В записках не нужно указывать фамилии, отчества, профессии, степень родства.
Внимание! Любая икона — это не картинка с интересным сюжетом. Икона — это строгость и умиление одновременно, что приближает нас к Богу, призывает верующих задуматься о ценностях жизни и душевном состоянии
А во время молитвы каждый из нас наполняется Божией благодатью, которая побуждает совесть и воскрыляет молитву. А при постоянном благодарении Всевышнего, молении и житие по церковным канонам, жизнь каждого христианина обязательно изменится к лучшему.
Посмотрите видео об иконах Иисуса Христа
- https://tolkovanie.info/ikona-gospod-vsederzhitel-znachenie-kak-molitsya/
- https://ikona-i-molitva.info/ikona-vsederzhitelya-znachenie-i-v-chem-pomogaet/
- https://omolitvah.ru/ikony/ikona-gospod-vsederzhitel/
- http://molitva-info.ru/ikony/ikona-gospod-vsederzhitel.html
Что означает икона Вседержитель
Этот образ узнаваем людьми, так как над образом Христа изображен ореол и крестом. Этот нимб указывает на небесное происхождение и вторую земную ипостась Бога. Крест символизирует победу над смертью и грехом, терпение, которое проявил Иисус Христос во время мук.
Лучшая статья для Вас, переходите: Икона «Млекопитательница» Божией Матери, значение и в чем помогает
Среди большого количества икон его изображение показано шестью основными видами, которые разделены на 20 подтипов. «Спас Нерукотворный», «Господь Вседержитель» и «Господь на престоле» — одни из самых известных и узнаваемых образов, знакомых каждому христианину.
Значение и символика образов Иисуса Христа
Еще с давних времен верующие люди стали изображать Бога, Святых и Божью Матерь. Со временем церковь взяла под контроль это искусство и установила определенные правила и рамки, которые должны были соблюдаться в картине. Икона – это своеобразный посредник между духовным божественным миром и человеком. Благодаря святому образу любая молитва вознесется к небесам значительно быстрее. Иконы православной церкви полны различных метафор и ассоциаций, каждый элемент и каждая деталь имеют свое скрытое, но достаточно большое значение. Любое изображение несет в себе своеобразный код, раскрывающий сущность церкви, человека и веры. Например, крест – мученичество, указующий перст – божий промысел, а Святой с копьем – победу над злом. Кроме того, на некоторых старинных иконах можно увидеть лозу и виноград – знак церкви.
Символичный язык иконописи охватывает не только жесты и положения святых. Он определяет саму композицию, технику изображения и даже цвета. Однако все это подчинено отдельным церковным канонам. Это сделано для того, чтобы исключить двойственное значение и оградить верующих от проявления ереси.
Икона Господу Иисусу Христу – своего рода посредник между миром Божественным и миром мирских людей
Пред Ликом Господа молятся об исцелении тяжелых болезней, просят помощи в беде любой, просят Господа об указании пути верного, для принятия важного решения, даже такого, от которого может зависеть судьба. Благодаря образу Иисуса, любая молитва донесется к небесам гораздо быстрее
На сегодняшний день есть два типа изображения Христа Спасителя:
- Образ Иисуса Вседержителя и Судьи Божественного.
- Образ Иисуса в том облике, в котором он совершал свою службу среди людей.
- Так же Христа изображают в облике отрока или младенца ( данное изображение Господа не относят к отдельному типу).
Изображение Иисуса всегда имеет крeстчaтый нимб. Нимб символизирует Божественный свет, который Иисус явил своим ученикам на горе Фaвoр. Через изображение нимба исповедуется два естества Господа – Божественное естество и мирское, человеческое.
На многих иконах Иисуса Христа, в его руках, изображена книга: раскрытая или закрытая – Священное писание, учение о спасении, с которым Господь пришел в наш мир.
- Икона Иисуса Христа Вседержителя – образ, который, непременно, находится в каждом храме православных верующих, как правило, он размещен в центральной части храма. Лик Господа отражает период проповедничества Христа: волосы гладкие и прямоспадающие на плечи, небoльшая борода и усы, правой своей рукой он благословляет, а левая рука держит Евангелие.
- Икона Иисуса Христа в терновом венце – это страдальческий лик Бога, в терновом венце, от которого идут следы крови. Терновый венец представляет собой образ страдания и грехов человечества, которые Господь, покорившись отцу своему, принял на себя.
В чем помогает
Икона помогает от множества бед и напастей, среди которых можно выделить следующие:
- греховные помыслы;
- травмы, как духовные, так и физические;
- ограждает от смерти и бед;
- ограждает от обмана и разочарований;
- защищает от подлых поступков и людской жестокости;
- помогает в обретении гармонии, если ваш дух находится в смятении;
- помогает сохранить брак;
- устраняет недопонимание между людьми;
- переводит затянувшиеся конфликты в мирное русло;
Избавление от греховных помыслов
На жизненном пути людям встречается множество соблазнов, которые ослабляют волю, заставляя задумываться о запретном. Молитва иконе «Господь Вседержитель» поможет восстановить внутреннюю гармонию, укрепив и закалив дух. Главное – делать все искренне и с душой. Тогда Господь обязательно услышит ваши молитвы и поможет в трудную минуту.
Помощи в духовных и физических травмах
Если вас или ваших близких мучают физические травмы – сходите в храм и попросите о помощи у иконы «Господь Вседержитель». Среди прихожан ходит много историй, когда истовая молитва ставила на ноги безнадежно больных людей. Истинная вера помогает в излечении не только физических, но и духовных недугов.
Ограждении от смерти и бед
Ежедневные молитвы перед иконой помогают отвести беду от дома, принося в семью мир и покой. Иисус Христос всегда помогал своим ближним и последователям, стараясь уберечь их от преждевременной смерти и прочих несчастий.
Отсутствие разочарований и обмана
Жизнь человека наполнена не только позитивными, добрыми моментами. Иногда за поворотом ждут суровые испытания, ниспосланные Господом для укрепления характера и веры. Если в вашей жизни наступила черная полоса, несущая одну неудачу за другой, попросите Иисуса Христа о помощи и заступничестве.
Защита от подлости и жестокости
Дьявол не дремлет, и его приспешники строят добропорядочным прихожанам козни, принося в жизнь подлость и жестокость. Не стоит отчаиваться и черстветь сердцем, ведь Господь всегда рядом. Он поможет в трудную минуту, протягивая руку помощи. Достаточно поверить в доброту и попросить Всевышнего оградить от несправедливого отношения.
Обретение гармонии
Каждый человек по-разному реагирует на жизненные обстоятельства, порой выходя из равновесия по любому маломальскому поводу. Другие, наоборот, долго терпят жизненные невзгоды, а потом в один миг срываются, пускаясь во все тяжкие. Не стоит доводить себя до подобной ситуации, тая на сердце нелегкий груз.
Достижение мира
С каждым годом вокруг появляется все больше стрессовых ситуаций, на почве которых разгораются нешуточные конфликты. Это происходит на работе, дома и даже на улице. Порой конфликты возникают из-за всякой мелочи, а погасить ссору не удается в течение долгих месяцев и даже лет. Для тех, кто устал от постоянных споров и хочет мира, хорошим решением будет сходить в храм или помолиться дома. Вы сами не заметите, как жизнь начнет налаживаться, а конфликтных ситуаций будет все меньше и меньше.
Сохранение брака
Прихожане часто просят у Вседержителя сохранить их брак, когда супружеские отношения со временем заходят в тупик. Порой стоит остановиться, попросить о помощи, и решение проблемы самой посетит ваши мысли. Главное – не отчаиваться и не принимать поспешных решений.
Достижение взаимопонимания
Недопонимание между людьми – серьезная проблема, из-за которой было разрушено множество судеб. Молитвы Вседержителю помогут найти компромисс, который будет устраивать обе стороны конфликта.
Обратите внимание! Не обязательно просить у иконы о каких-то конкретных вещах. Можно просто поделиться волнующими вас проблемами, из-за которых на душе не спокойно
Главное, чтобы слова шли от чистого сердца, и молящийся верил в Господа Бога.
Каноны создания иконы Спаса Вседержителя
Канон писания иконы Спаса Пантократора был утвержден в IX веке. Христа изображают одетым в специальное облачение: красный хитон (подобие длинной рубахи с рукавами или без них) и синий гиматий (верхняя одежда – прямоугольный отрез ткани, который задрапировывался поверх хитона). Цвета убранства символизируют гармонию земного и небесного начал. Лик Иисуса на иконе напоминает каждому христианину, что Господь Вседержитель – обладатель Божественной природы и силы – одновременно был обычным живым человеком.
Возраст Христа должен соответствовать времени его проповедничества. Иисус имеет прямые темно русые волосы, которые спускаются на плечи, короткую бороду, небольшие усы. Правую руку Господь Вседержитель поднял для благословления, а левой держит раскрытое или закрытое Евангелие. Возможны различные варианты изображения фигуры Христа:
- Поясное.
- В полный рост.
- Сидящим на престоле.
Каждый из них имеет свое значение. На иконах и росписях Христос Пантократор часто находится в окружении небесных сил.
Несмотря на различные способы изображения, узнать Спасителя на иконах легко по характерной детали – круглому нимбу, символизирующему вечность, с помещенным внутрь крестом – напоминанием о жертвенности и страданиях во имя людей. Слово «нимб» на латыни означает «ореол, облако, туман». Еще внутрь ореола вписывают три греческие буквы ΟΩΝ, являющиеся сокращением слов Бога «Я есмь Сущий», которые были сказаны Моисею. Со времен Византии икона Спаса Вседержителя стала обязательно изображаться в храмах в виде одиночного образа или кульминацией центральной части сборных композиций росписей, иконостасов.
Икона Господь Вседержитель полна символов
Окончательно композиция иконы Господь Вседержитель складывалась несколько веков. Лишь к десятому тысячелетию сформировалось устойчивое представление о том, каким должен быть образ Христа Вседержителя. И каждая деталь в нём с того момента имеет своё значение.
Для него характерны следующие черты:
- Фронтальное изображение. Лицо расположено симметрично, иногда чуть-чуть повёрнуто;
- Евангелие в левой руке. Бывает закрытым или открытым. Во втором случае на страницах видны какие-либо изречения спасителя. Вместо книги Спаситель также может держать свиток;
- Правая рука делает жест благословения. Обычно пальцы изображают жест, в котором зашифровано имя Иисуса Христа. 999 икон из 1000 будут именно такими. На старинных иконах жест может быть немного другим;
- Нимб. Он крестчатый и с буквами, обозначающими Троицу;
- Пурпурный хитон. Символизирует человеческую сущность;
- Синий гиматий. Указывает на небесную природу Христа. В сочетании с хитоном говорит о двуединстве и гармонии;
- Красный и синий цвета одежды Спасителя указывают на Его двойственную природу;
- Клав на плече. Нашивка, вертикальная полоса. Служила украшением римским гражданам и стала характерной чертой иконографии Иисуса Христа.
Фото мозаики Господь Вседержитель с необычным жестом (XII век) Также для этого иконописного сюжета характерно изображение Христа как царя. Имеются следующие атрибуты:
- Престол. Отсылает к видениям ветхозаветных пророков, которые описывали Бога, сидящим на троне. Отсюда Господь должен вести Страшный суд. Это напоминает об ещё одной ипостаси Господа — небесного судьи. Престол часто дополняют подушка и подножие;
- Корона. Напоминает, что Иисус Христос в христианстве — Царь Небесный.
Икона Господь Вседержитель имеет множество разновидностей. Она используется и как отдельный образ, и в составе крупных композиций. Также ей часто отводят центральное место в росписи храмов — на центральном куполе храма.
Господь Вседержитель может быть изображён в следующих вариантах:
- По грудь;
- По пояс;
- Во весь рост.
От типа «Господь Вседержитель» произошли другие, похожие образы. Например, «Спас в силах», где Спасителя окружает небесное воинство. Силы — это название одного из ангельских чинов. Так что, грубо говоря, можно описать эту икону: «Христос в окружении ангелов».
«Спас в силах» — вариант иконы «Господь Вседержитель»
Ещё один известный сюжет — «Мануилов Спас». На нём Иисус Хрисос указывает на раскрытое Евангелие. Этот вариант исполнения также получил название «Спас Злотая Риза» — собственно, из-за золотой ризы, которой сегодня на нём уже нет.
«Мануйлов Спас» («Спас Злотая Риза») — вариант иконы «Господь Вседержитель»
Лики Богоматери
В православии существует достаточно большое количество ликов Богоматери. На некоторых из них святая изображается одна, а на других с младенцем – Божьим Сыном. Все разнообразие икон Богоматери делится на три типа:
- Елеуса. В переводе на греческий язык «елеус» означает «умиление». На них она изображается с младенцем на руках. Образа соприкасаются, а их нимбы соприкасаются. Такой лик является неразрывным символом единства всего Земного и Небесного, бесконечной любви к Всевышнему.
- Одигрия. На иконах данного типа Божья Матерь также изображается с младенцем на руках. Но от предыдущего типа она отличается необычайной строгостью. Ребенок на ней изображен на левой руке. При этом он немного отстраняется от нее. Его левая рука находится в поднятом положении, как будто благословляет верующих, поклонявшихся перед ликом. Правая рука святой Девы направлена в сторону ребенка. Такое изображение является символом указания праведного пути. Именно от этого иконы Божией Матери с Иисусом на руках является символом путеводителя. Перед ней преклоняются верующие, которые много путешествуют.
- Оранта. Это единственный вид образа на которой она изображается без младенца. Чаще всего на ней она представлена в полный рост со сложенными руками, как в молитве.
Вышеописанные вилы икон — это лишь часть образов, которые существуют в православии. На самом деле святых ликов намного больше. Им преклоняются все и женщины, и мужчины. Они помогают справиться с многими житейскими проблемами.
Так же читайте: Акафист Андрею Первозванному
О чем молиться образам Христа Спасителя
Образы Иисуса призваны напоминать человеку о Божьей любви и жертве, которую он принес ради спасения человечества. Считается, что он является Богом Живым в прямом смысле, а не просто описанным персонажем. Иисус – посредник между мирским и божественным, помогающий быстрее донести молитвы людей до Бога Отца. Поэтому молясь Иисусу Христу, верующие устанавливают с ним личные отношения как с надежным, верным помощником.
Спасу Нерукотворному молятся те, кто ищет исцеление от телесных и душевных недугов. Иисус прошел через муки, но не отказался от всеобъемлющей любви к людям, в чем помогает и молящимся ему. Молитва избавляет от тревог, отчаяния, сомнений и дает силы следовать по истинному пути.
Икона Христа занимает центральное место любого иконостаса, но оказывается, что вариантов ее написания не так много. С чем связана эта сдержанность, как появилось первое изображение Христа и о чем спорили иконоборцы, корреспонденту «НС» рассказала искусствовед Ирина ЯЗЫКОВА, заведующая кафедрой христианской культуры в Библейско – богословском институте святого апостола Андрея, автор книг о богословии русской иконы.
Ангел «Благое молчание», Спас «Благое молчание». «Еще более непонятный образ, — считает Ирина Языкова, — Христос, изображенный в виде ангела. Ангела Софии. Можно толковать это как один из доипостасных образов Христа. То есть до Его воплощения. Однако образ настолько сложен, что даже главы Собора говорили, что такие иконы не стоит писать. Икона должна сама объяснять веру, а здесь приходится объяснять икону. Поэтому подобные иконы Вселенские соборы не поощряли. Тем не менее в XVI веке они получают распространение и популярность»
Как изобразить Бога? И можно ли? Этими вопросами задавались богословы до VIII века. Разногласия были так существенны, что приводили к ожесточенным спорам между иконоборцами и иконопочитателями. Отвергая иконы Христа, иконоборцы ссылались на ветхозаветную заповедь, запрещавшую изображать Бога. А иконопочитатели, наоборот, утверждали право изображать Христа как Второе Лицо С вятой Троицы, как Бога, пришедшего во плоти, ведь сказано в Евангелии, что « Слово стало плотью и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца» (Ин. 1: 14). Споры завершились победой защитников иконопочитания в 787 году на Седьмом Вселенском соборе. Но и они подчеркивали, что икона изображает всего лишь человеческую природу Христа, тогда как Его Божественная природа по – прежнему остается неизобразимой.
— Первые иконы Христа, появляются незадолго до иконоборческих споров, — рассказывает искусствоведИринаЯзыкова. — Одна из таких икон, сохранившаяся в синайском монастыре Святой Екатерины, — образ Христа Пантократора, написанный в позднеантичной живописной технике энкаустики. Несмотря на непривычный (с точки зрения классической иконографии) реализм живописи, этот иконографический тип выглядит вполне сложившимся, и найденные здесь физиогномические черты будут затем устойчивы на протяжении многих веков, вплоть до XX века. К ранним изображениям Иисуса Христа можно также отнести образ Спасителя в композиции « Преображение » из этого же монастыря (VI в.), образ Христа Грядущего на облаках из церкви Святых Космы и Дамиана в Риме (VI – VII вв.), поясное изображение Пантократора из церкви Санта Мария в Кастельсеприо (VII – VIII вв.). Все они достаточно близки между собой и свидетельствуют, что в V – VI веке образ Иисуса Христа в церковном искусстве уже сформировался.
О чем говорит образ Спасителя
Значение иконы «Вседержитель» — прежде всего, напомнить о качествах Бога, также о тайне Боговоплощения. Изображение Христа говорит, что спасение людей от вечной кары за грехи возможно только верой в Евангельскую весть — в мир пришел Спаситель!
Догматически это очень важный образ, исключающий разные ереси: например, что Христос был «призраком», создавая лишь видимость тела, а не настоящим человеком. С подобными ересями Церковь боролась в первые века христианства, но по сей день на иконах существуют напоминания, чтобы люди держались правильного исповедания веры.
Особое значение имеет даже цвет одежд Христа. Красный цвет хитона говорит как о страданиях, так и о царском достоинстве. Синий — небесное происхождение, ведь Спаситель имеет два начала, божественное и человеческое.
Стать курьером сервиса Яндекс.Еды прямо сейчас (до 3400 рублей за смену) оставить заявку →
Также не зря на иконе «Господь Вседержитель» присутствует изображение Книги. Она символизирует Евангелие — добрую весть, принесенную Христом всему миру. Также означает она тот новый мир, который будет сотворен Богом после второго пришествия Христа. Символизирует и Книгу Жизни, где записаны имена всех, возлюбивших Бога.
В Новом Завете эпитет «Вседержитель» стали применять в отношении Христа
Во времена Нового Завета возникло христианское представление о Боге. Вместо одного иудейского Яхве появилась идея о Боге-Отце и Его Сыне Иисусе Христе — воплощённом Всевышнем Господе.
Закономерным образом эпитет «Вседержитель» принялись употреблять и в отношении Иисуса Христа. Причём делают это уже в Новом Завете.
Примечательно, что самого земного Христа, такого, каким Его знали и помнили апостолы, никогда не называли Вседержителем. Эпитет применяли в двух случаях:
- Когда говорили о Его втором пришествии;
- Когда говорили о Нём, как о Господе Боге, Небесном Царе — то есть до Рождества или после Вознесения.
Но ранних примеров употребления этого эпитета в Евангелии немного:
2 Кор. 6:18
Откр. 1:8
Откр.4 :8
Хотя земного Христа прямо не называют Вседержителем, подразумевается, что Его человеческая природа обладает этим качеством так же, как и божественная.
Так слово «Вседержитель» прочно вошло в христианскую традицию и даже присутствует в Символе Веры. Но там оно употреблено в отношении Бога-Отца: