4 правила воспитания от советского педагога симона соловейчика

Содержание:

ЕГЭ по русскому Сочинение

  • 1. А.П.Чехов – вершина русской литературы.
  • 2. Любовь «к родному пепелищу».
  • 3. Должен ли человек осознавать ответственность за свои поступки?
  • 4. В чем заключается особенности восприятия человеком своей фамилии?
  • 5. Как научиться мыслить?
  • 6. Является ли подвигом выполнение своего нравственного долга?
  • 7. Не исчезнет ли алфавит?
  • 8. Как действует на человека шум?
  • 9. Как сохранить память о защитниках Отечества, погибших в годы войны?
  • 10. Какие книги вызывают наибольший интерес у читателей?
  • 11. Как помочь равнодушным и тем, кто страдает от их равнодушия?
  • 12. Что такое ревность?
  • 13. В чём заключается нравственная сущность человека?
  • 14. Какую роль играет «малая» родина в труде писателя?
  • 15. Почему человеческое сознание не может принять сам факт войны?
  • 16. Проблема судьбы родного села.
  • 17. В чем сила музыки?
  • 18. Есть ли в человеке силы, чтобы противостоять судьбе?
  • 19. Ответственность человека за жизнь на Земле.
  • 20. Ответственность за мир, в котором мы живем.
  • 21. Почему деятели науки и искусства уезжают из страны?
  • 22. Почему детство называют «золотой порой»?
  • 23. Должны ли родители помогать детям в трудный период?
  • 24. Что влияет на выбор человеком, жизненного пути?
  • 25. Предательство друга.
  • 26. В чём источники истинной красоты человека?
  • 27. Что мешает ребенку познать подлинную ценность родительской любви?
  • 28. В чем проявляется негативное влияние цивилизации на жизнь человека?
  • 29. Может ли ТВ стать альтернативой книге?
  • 30. В чем духовные истоки героизма?
  • 31. Какова роль книги в развитии личности?
  • 32. Почему несчастны одинокие люди?
  • 33. Нужно ли заботиться о животных, которые утратили возможность помогать людям?
  • 34. Что такое честь?
  • 35. Есть ли место героизму в наши дни?
  • 36. Какого человека можно считать ограниченным?
  • 37. Влияние технического прогресса и культуры на формирование и развитие нравственности.
  • 38. Как воспитать художественный вкус у молодежи?
  • 39. Силы человеческого духа, жизнь в условиях войны.
  • 40. Память о родине, о родном доме, о детстве.
  • 41. Проблема самостоятельности мышления.
  • 42. Воспитывает ли эта «формула особого внимания» уважительное отношение к ветеранам войны?
  • 43. В чем нравственная сущность памяти?
  • 44. Падение грамотности, развитие и сохранение русского языка.
  • 45. Влияет ли родной пейзаж, природа на формирование человека, его патриотические чувства?
  • 46. Каковы причины существования зла?
  • 47. Проблема старости.
  • 48. Что такое счастье? В чём счастье писателей?
  • 49. Жестокосердие взрослых по отношению к ребенку.
  • 50. Что такое счастье?
  • 51. Какова цель поэзии?
  • 52. Кому доступна радость познания окружающего мира?
  • 53. Что позволяет назвать „Сикстинскую мадонну» Рафаэля гениальным произведением?
  • 54. В чём причина низкой требовательности к речи?

Что я понимаю под словом Совесть

Иногда совесть помогает понять, правильно ли человек поступает в той или иной ситуации. Многие люди совершают не совсем достойные и правильные поступки, и совсем не замечают того, что делают своими поступками другому человеку больно или обидно. И при этом даже не чувствует состраданию к тому человеку, которого обидел.

Вот именно такое положение и называется мукой совести. А есть и такие, которые почувствовали это и стараются, во что бы то ни стало все исправить. Из всего этого можно сделать вывод о том, что совесть является степенью сожаления.

А теперь давайте разберемся, из чего же она появляется? Наверное, каждому человеку в детстве читают много разных сказок, где обязательно присутствуют добро и зло. И постепенно это откладывается в каждом человеке. Вот только не всегда можно разобраться в каком случае они сделали добро, а в каком навредили другому человеку.

Кроме этого многие надеются на то, что если человек и сделал что-то плохое, то пусть не сразу, но через некоторое время его все-таки будут мучить угрызения совести. Его можно даже назвать будильником, который рано или поздно зазвенит и даст знать о том, что вы совершили неправильный поступок.

Конечно, среди обычных людей имеются и те, кто никого никогда не обижал и всегда совершал только положительные эмоции не только к себе, но и к другим людям. В этом случае они всегда спят спокойно, и их не мучает совесть. И эти люди могут сказать о том, что их совесть чиста.

Вот только таких людей, наверное нет и никогда не было. Не всем нравится учить уроки и вместо этого они лучше поиграют в футбол или любую другую игру, а потом, когда получат двойку, то начинают корить себя за это и даже ругают. Также есть и такие кто разбивал дома какую-нибудь вещь и для того чтобы их не наругали сразу прятали и им приходилось врать родителям.

А потом поэтому поводу они очень сильно переживали, беспокоились и не находили себе места. Но в итоге через некоторое время они признаются и их не ругают только потому, что прошло много времени, а также родители были рады, что вы признались самостоятельно и не стали их обманывать.

Мне нравится бывать у бабушки в деревне и там у меня очень много друзей, с которыми я играю в разные игры. И вот однажды я увидела у одного из них красивую куклу, и мне захотелось ее заполучить.

Когда я поехала домой, то положила куклу к себе в сумку. Вот только никакого счастья она мне не принесла, потому что как только я вижу эту куклу, то сразу же вспоминаю поступок, который совершила и меня мучает совесть.

Самостоятельность как цель воспитания

Еще один важный аспект воспитания по Соловейчику — подготовка маленького человека ко взрослой жизни. Об этом без устали твердят современные психотерапевты и либеральные педагоги, и об этом в своих трудах так давно писал Симон Львович.«Родившегося у нас беспомощного младенца мы должны вырастить и поставить на ноги, чтобы он был достаточно здоров, достаточно развит и обучен, был крепок духом, чтобы не виснул на людях и не зависел от них», — говорил педагог.

Родителям стоит понять, что дети не всегда ведут себя идеально, но они и не должны. Неизбежны двойки, синяки и неодобрение бабушек во дворе. «Наученный собственным горьким опытом, я всем говорю: не стыдитесь своих детей при чужих людях, нормальные дети при чужих всегда ведут себя хуже, чем обычно, это они таким образом вступают в контакт с чужими, это хорошо, а не плохо. Не стыдитесь!»

Что такое совесть?

Если не понять, что же такое совесть, то не понять и внутренне свободного человека. Свобода без совести – ложная свобода, это один из видов тяжелейшей зависимости. Будто бы свободный, но без совести – раб дурных своих устремлений, раб обстоятельств жизни, и внешнюю свою свободу он употребляет во зло. Такого человека называют как угодно, но только не свободным. Свобода в общем сознании воспринимается как добро.

Обратите внимание на важное различие: тут не сказано – не свободен от своей совести, как обычно говорят. Потому что совесть не бывает своя. Совесть и своя, и общая

Совесть – то общее, что есть в каждом отдельно. Совесть – то, что соединяет людей. Совесть – это правда, живущая между людьми и в каждом человеке. Она одна на всех, мы воспринимаем ее с языком, с воспитанием, в общении друг с другом

Совесть и своя, и общая. Совесть – то общее, что есть в каждом отдельно. Совесть – то, что соединяет людей. Совесть – это правда, живущая между людьми и в каждом человеке. Она одна на всех, мы воспринимаем ее с языком, с воспитанием, в общении друг с другом.

Не нужно спрашивать, что же такое правда, она так же не выразима в словах, как и свобода. Но мы узнаем ее по чувству справедливости, которое каждый из нас испытывает, когда жизнь идет по правде. И каждый страдает, когда справедливость нарушается – когда попирается правда. Совесть, чувство сугубо внутреннее и в то же время общественное, говорит нам, где правда и где неправда. Совесть заставляет человека придерживаться правды, то есть жить с правдой, по справедливости. Свободный человек строго слушается совести – но только ее. Учитель, цель которого – воспитание свободного человека, должен поддерживать чувство справедливости. Это главное в воспитании. Никакого вакуума нет. Никакого госзаказа на воспитание не нужно. Цель воспитания одна на все времена – это внутренняя свобода человека, свобода для правды.

Что такое Совесть – сочинение

Совесть – это тот «помощник», который позволяет человеку определить, плохо ли он поступает, либо хорошо. Бывает так, что кто-то совершает очень скверный, недопустимый поступок. Тем не менее, он не может его забыть и испытывает мучения. Ему хочется поскорее исправить положение.

Это и называется муками совести. В таких случаях человек понимает, что поступил неправильно и жалеет об этом. Получается, что совесть – это в некоторой степени сожаление.

Откуда же она возникает? Дело в том, что в каждом с малых лет заложены понятия о добре и зле, о справедливости и бесчестности. Всякий раз, когда личность поступает так, как не следовало, есть вероятность того, что спустя время, ее совесть проснется и начнет мучить ее.

Это своеобразный «будильник», который дает человеку сигнал о том, что он был неправ в чем-либо, ему очень досадно и стыдно.

Что же происходит с человеком, который всегда поступает правильно и даже «идеально»? Есть ли у него совесть? Безусловно… Только в его случае она не мучает его по ночам, мешая спать. Тот, кто не совершал плохих поступков, может с полной уверенностью сказать, что «его совесть чиста». То есть, он не делал ничего предосудительного, поэтому ему нечего стесняться, нечего скрывать.

Хоть, конечно же, не найдется того, кто ни разу не испытывал мук совести. Скорее всего, каждый хоть раз играл в футбол вместо того, чтобы готовиться к урокам, а потом, когда получал двойку за ответ, вырывал страницу из дневника и прятал, а потом его мучила совесть.

Практически каждый случайно разбивал мамину дорогую вазу во время игры, и практически каждый однажды боялся и отступал подальше, когда видел, что другому нужна помощь.

Муки совести возможны во всех этих случаях. И не только. Однажды, когда я гостил в деревне у бабушки, туда приехал мой дядя. Когда я увидел у него большой и красивый значок в виде корабля, мне очень захотелось, чтобы и у меня такой был.

И вот, когда мне уже надо было уезжать, а дядя еще оставался, я ночью подошел к его шкафу, отцепил значок и тайно увез с собой в город.

Но он не принес мне счастья. Глядя на него, я каждый раз вспоминал о том, что практически совершил кражу.  Ведь я взял у человека вещь без спросу.

Конечно же, несколько ночей я мучился, а потом позвонил дяде в Тамбов и объяснил ситуацию, попросил прощения. Он простил и даже подарил мне этот значок. Теперь я могу не возвращать его. Муки совести сразу же пропали.

Но этот случай я запомнил и больше не позволяю себе такого.

Что такое Совесть и Совестливость?


Добавить в избранное

Понятие Совести по Эзотерическим законам

Наиболее правильное объяснение, что такое Совесть, можно найти только в Эзотерике. Совесть – это Светлая энергия Бога в человеке, от которой идет ощущение Счастья. Истинная Совесть, абсолютно чиста неподкупна. Оценить преданность собственным убеждениям и Совести можно только по двум критериям — это безоговорочно предан, или совесть потеряна навсегда. Бессовестный человек, теряет правильный путь жизни, скатывается в пучину Невежества и Деградации. С совестью трудно, но и без неё никуда не деться, иначе тупик, отсутствие счастья и деградация. Следовать за голосом совести – тождественно следованию за голосом Бога. Совесть – это представительство Бога в человеке, знак присутствия внутри божественной энергии, от которой исходит ощущение счастья.

Где проявляется Совесть

Совесть это то, что взывает к нам исполнять абсолютный долг. Это долг перед друзьями, родственниками, детьми, родителями, государством. Это социум и люди, общество.

Голос Совести

Когда поступки вступают в противоречие с Голосом Совести и этот голос говорит обратное, и Вы отчетливо его слышите, значит, оставьте все и следуйте за голосом совести!

Человек ясно слышит голос совести только тогда, когда готов за ним следовать. Кто преследует корыстные интересы, гонится за выгодой, тот рискует перепутать голос совести с голосом вожделения или похоти. Человек становится благородным и порядочным, если всегда, везде и во всём следует голосу совести. Совесть как внутренний нравственный закон внутри человека, это судья всех его поступков.

Убить в себе совесть – означает встать на путь деградации

Стоит проигнорировать голос совести, и совестливого человека ждет беспокойство, угрызения, душевные муки и страдания. Это серьезные наказания для совестливого человека. Голос совести всегда это сильная внутренняя боль. Голос совести – это голос истины, правды и справедливости.

Кто такой Совестливый человек?

Совестливый человек это тот, кто поступив нечестно, поняв и осознав свой мерзский поступок, не может сохранить спокойствие, неравнодушен, все время вспоминает о своем неправильном поступке. Он не может простить себе за это малодушие и старается исправить ситуацию и сделать все правильно. Высказывание Пушкина А.С — «Совесть это когтистый зверь, скребущий сердце». Когда Совестливый человек, поступает великодушно, бескорыстно, словом, правильно, он ощущает внутренний прилив счастья, гармонию со своим внутренним Я.

Если поведение Совестливого человека находится в дисгармонии с внешним миром, влияет на Счастье окружающих людей, именно Совесть укажет ему на это. Совесть для совестливого человека — путеводная звезда по жизни.

Эзотерические понимания Совестливого человека это Безгрешность и Кто живёт по Совести, тот человек безгрешен. Душа у человека и Совесть существует как высший дар Божий, от неё не убежишь, не спрячешься, её не обманешь и не заговоришь.

Отношения между взрослыми и детьми

«Маленький, грудной еще ребенок кричит в своей кроватке, зовет маму, она на кухне, она слышит, она по голосу чувствует, что ничего страшного не случилось, и она… не торопится. Она заканчивает свои дела, потом идет к сыну, но без упреков — чего, мол, кричишь, слышу! — нет, она идет с повинной: “Ты меня зовешь, а я не иду? Мама плохая, не сразу пришла!”».Как объясняет Соловейчик, маленький ребенок нуждается не только в беспрекословном признании его желаний, но и в стойкой вере, что мир вокруг в основном добрый и справедливый. Такой идеализм — своеобразная защита для детей, без нее маленькому человеку будет страшно жить и расти.

Однако ребенок растет и постепенно ему необходимо узнавать и о других аспектах жизни. Мир не такой сказочный и совершенный, и родителю иногда нужно признавать этот факт. Учитель в школе был несправедлив? Ну ничего, бывает. Пожалей ребенка, помоги признать трудность и выразить надежду на лучшее. Он непременно справится, ведь у него есть ты!

О совести на Правмире:

  • Старец Илий о совести
  • Природа совести
  • Нет большей адской муки, чем муки совести!
  • Стыд или совесть?
  • Протоиерей Димитрий Смирнов: Разум, слово, совесть, религия, семья
  • О личной совести и «долгах» перед обществом
  • Совесть — наш соперник и друг
  • Пресс совести
  • Работа на совесть
  • Людей обличает совесть
  • Фрагменты из приходских бесед. Память смертная. О совести. О свободе и воле
  • Невроз или христианская совесть?
  • Мужество признать свою вину
  • Что совесть говорит каждому из нас?
  • Епитимья: Лекарство для больной совести
  • Патриарх Кирилл: Совесть — это прибор, позволяющий определить уровень загрязнения нашей души
  • Почему мы не святые?

Проблема совести в литературных произведениях

В литературных произведениях часто поднимается такая проблема, поскольку авторы очень любят рассуждать о ней. Достаточно вспомнить романы, повести и рассказы великих авторов, как тут же найдется парочка примеров для рассуждения.

Так, в романе Война и мир Николай Ростов проигрывает астрономическую сумму денег Долохову, хотя обещал своему отцу, что больше никогда не будет играть за карточным столом, поскольку семья испытывает серьезные финансовые трудности.

Вначале Николай не чувствует свою вину, но затем, понимая, что отец не оставит в беде, слезно дает себе и ему слово, что больше так не поступит.

В повести В. Быкова Сотников главный герой перед казнью фашистами вспоминает слезно эпизод из детства, где однажды берет пистолет отца и он выстреливает дома. Мама, прибежавшая в комнату, поняла, что случилось и говорит сыну, чтобы тот все рассказал отцу.

Герой убеждает отца, что он сам додумался рассказать ему о случившемся. Но это была ложь, которая терзала всю жизнь. Тогда он поклялся себе больше никому и никогда не врать. Такой небольшой эпизод из детства сделал из Сотникова совестливым человеком.

Кроме перечисленных есть и другие, не менее яркие примеры из литературы. Перечислим их далее.

Ф. М. Достоевский “Преступление и наказание”

Роман Федора Михайловича самый яркий пример совести из книги и всей русской литературы в целом.

Главный герой Родион Раскольников, считая себя не тварью дрожащей, а тем, кто имеет право, убивает алчную старушку, которая приносит окружающим горе.

Но затем он осознает, что, убив ее, он убил и себя тоже, преступив через закон и мораль. В результате он долго мучается и решает сознаться в убийстве, раскрывая свою бессовестность.

А. С. Пушкин Капитанская дочка

В романе главные герои Пугачев и Гринев встречаются во время бури у постоялого двора.

Гринев проявляет милосердие перед незнакомым человеком, видит, что человеку холодно и он нуждается в деньгах.

Он отдает свой тулуп и пару монет, чтобы тот не умер.

Позднее, когда Гринева заключат под стражу, Пугачев вспомнит поступок и освободит Гринева от казни.

В. Астафьев Конь с розовой гривой

У В. Астафьева есть рассказ Конь с розовой гривой.

В нем мальчик Витя поступает плохо, воруя у своей бабушки клубнику для соседских ребятишек, а вместо нее кладет в корзинку траву, чтобы бабушка не заметила.

Позднее он не спит ночью и решается признаться бабушке в своем поступке, тем самым раскаиваясь перед ней. За это она ему дарит пряник в виде коня, вознаграждая проявление голоса совести.

Н. Гоголь Мертвые души

Антиподом совести в романе Николая Васильевича является Чичиков. Главный герой не испытывает угрызения и нечестно обманывает людей, наживаясь на их бедах. Все действия говорят о том, что он низкий человек.

М. А. Булгаков Мастер и Маргарита

В романе Булгакова есть мифический эпизод, обращенный к показу истинных нравственных ценностей: миф о Понтии Пилате и Иешуа.

Пилат является римским чиновником и должен покарать Иешуа.

Он знает, что Иешуа ни в чем не виноват, но не может отпустить пленника, поскольку тогда он лишится своих чинов и работы.

В итоге, Иешуа казнят. После этого Пилат мучается. В конце он осознает свою вину и раскаивается, освобождая свое сердце и душу от угрызений.

М. Е. Салтыков-Щедрин Пропала совесть

В романе известного писателя-сатирика обостренная совесть олицетворяется. Она ходит к каждому в гости и просит разрешения остаться. Но каждый житель большого города не желает ее брать себе и отвергает ее.

Тогда последнего странника она просит найти маленького ребенка, чтобы в нем раствориться. Так и случилось.

М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»

Главный герой в романе Михаила Юрьевича является страдающим эгоистом. Его мучают терзания, а он доказывает себе, что это только скука. В итоге, это чувство зарождается в душе и борется с пороком, постепенно становясь мерилом нравственности.

Главная ценность — возможность развиваться

«Гонять во дворе собак — это тоже развитие», — шутит Соловейчик. Ребенок должен развиваться и физически, и психически. И зачастую это самое развитие сопровождается шумом, беготней и криками, которые так не выносят родители. Но нельзя подавлять ребенка лишь потому, что он доставляет дискомфорт!И, к слову, всевозможные кружки и секции, которые якобы предназначены для развития ребенка, не всегда являются таковыми. Родитель наверняка не знает, отдавая свое чадо, например, на плаванье, поможет ли это ребенку развиваться или, наоборот, малыш окажется подавленным и потеряет ко всему интерес. Родитель должен стать внимательным наблюдателем, помощником, другом.

Безграничный интерес ко всему вокруг — главный показатель внутренней живости ребенка, и она куда важнее школьных оценок и примерного поведения. «Педагогика для всех» Симона Соловейчика — книга, которую мы рекомендуем почитать всем ответственным родителям, ведь написана она добрым и чутким педагогом от Бога.

Что такое угрызения совести?

Совершая грех в первый раз, человек чувствует некое обличение, переживает. Сделав тот же грех повторно, он испытывает меньшее обличение, и если он. невнимателен и продолжает грешить, то его совесть очерствевает.

Диавол часто находит оправдание грехам, и вместо того чтобы признаться: «Я сделала это, чтобы попрать свою совесть», она оправдывает себя: «Я сделала это ради того, чтобы не расстраивался Старец». Он поворачивает ручку настройки на другую частоту, чтобы мы не увидели своего проступка. Одна женщина, придя к духовнику на исповедь, безутешно рыдала и повторяла одну и ту же фразу: «Я не хотела ее убивать!» — «Послушай, — стал успокаивать ее духовник, — если у тебя есть покаяние, то у Бога есть прощение греха. Ведь Он же простил покаявшегося Давида».

Радости покрывают грех, загоняют его вглубь, но он продолжает работать изнутри. Таким образом, человек попирает свою совесть и поэтому начинает очерствевать, а его сердце потихоньку засаливается. А потом диавол во всем находит ему оправдание: «Это дело пустяшное, а это вещь естественная…» Однако такой человек не имеет покоя, поскольку загнанное вглубь расстройство не умолкает. Он чувствует в себе беспокойство, не имеет внутреннего мира и тишины. Он живет с непрекращающимся терзанием, мучается и не может понять, в чем причина всего этого, потому что его грехи покрыты сверху, загнаны вглубь. Такой человек не понимает, что страдает от того, что совершил грех.

Свободный учитель

Чтобы вырасти свободным, ребенок с детства должен видеть рядом с собой свободных людей, и в первую очередь – свободного учителя. Поскольку внутренняя свобода не прямо зависит от общества, всего лишь один учитель может сильно повлиять на талант свободы, скрытый в каждом ребенке, как это бывает и с музыкальными, спортивными, художественными талантами. Воспитание свободного человека посильно каждому из нас, каждому отдельному учителю. Вот то поле, где один – воин, где один может все. Потому что дети тянутся к свободным людям, доверяют им, восхищаются ими, благодарны им. Что бы ни происходило в школе, внутренне свободный учитель может быть в победителях. Свободный учитель принимает ребенка равным себе человеком. И этим он создает вокруг себя атмосферу, в которой только и может вырасти свободный человек. Быть может, он дает ребенку глоток свободы – и тем спасает его, научает его ценить свободу, показывает, что жить свободным человеком возможно.

Что такое свобода?

Чтобы ответить на этот вопрос, написаны сотни книг, и это объяснимо: свобода – понятие бесконечное. Оно принадлежит к высшим понятиям человека и потому принципиально не может иметь точного определения. Бесконечное не определимо в словах. Оно выше слов. Сколько люди живут, они будут стараться понять, что же такое свобода, и стремиться к ней.

Полной социальной свободы нет нигде в мире, экономической свободы для каждого человека нет и, судя по всему, быть не может; но свободных людей – огромное множество. Как же это получается?

В слове «свобода» содержится два разных понятия, сильно отличающихся одно от другого. По сути, речь идет о совершенно разных вещах. Философы, анализируя это трудное слово, пришли к выводу, что есть «свобода-от» – свобода от какого бы то ни было внешнего угнетения и принуждения – и есть «свобода-для» – внутренняя свобода человека для его самоосуществления. Внешняя свобода, как уже говорилось, не бывает абсолютной. Но внутренняя свобода может быть беспредельной даже при самой трудной жизни.

В педагогике давно обсуждается свободное воспитание. Учителя этого направления стремятся дать ребенку внешнюю свободу в школе. Мы говорим о другом – о внутренней свободе, которая доступна человеку во всех обстоятельствах, для которой не надо создавать специальных школ. Внутренняя свобода не зависит жестко от внешней. В самом свободном государстве могут быть зависимые, несвободные люди. В самом несвободном, где все так или иначе угнетены, могут быть свободные.

Таким образом, воспитывать свободных людей никогда не рано и никогда не поздно. Мы должны воспитывать свободных людей не потому, что наше общество обрело свободу – это спорный вопрос, – а потому, что внутренняя свобода нужна самому нашему воспитаннику, в каком бы обществе он ни жил. Человек свободный – это человек, свободный внутренне. Как и все люди, внешне он зависит от общества. Но внутренне он независим. Общество может освободиться внешне – от угнетения, но стать свободным оно может лишь тогда, когда люди в большинстве своем будут внутренне свободны. Вот это и должно быть, на наш взгляд, целью воспитания: внутренняя свобода человека. Воспитывая внутренне свободных людей, мы приносим самую большую пользу и нашим воспитанникам, и стране, стремящейся к свободе. Здесь нет ничего нового; присмотритесь к лучшим учителям, вспомните своих лучших учителей – они все старались воспитывать свободных, потому они и запоминаются. Внутренне свободными людьми держится и развивается мир.

Высшая ценность

Прежняя идеология ушла не по воле злокозненных людей, как иногда думают и говорят, а потому, что в ее основании была красивая мечта – но несбыточная. В действительности мало кто верил в нее, поэтому воспитание постоянно оказывалось неэффективным. Официальная пропаганда, которой придерживалась и школа, разительно не соответствовала реальной жизни.

Теперь мы возвращаемся в реальный мир. Вот что в нем главное: он не советский, он не буржуазный, он действительный, реальный – мир, в котором живут люди. Хорошо или плохо, но живут. У каждого народа своя история, свой национальный характер, свой язык и свои мечтания – у каждого народа свое, особое. Но в целом мир един, реален.

И в этом реальном мире есть свои ценности, есть свои высшие цели для каждого человека. Есть и одна высшая ценность, относительно которой выстраиваются все другие цели и ценности.

Для учителя, для воспитателя, для воспитания крайне важно понимать, в чем же состоит эта высшая ценность. По нашему мнению, такой высшей ценностью является то, о чем люди мечтают и спорят тысячелетиями, что является самым трудным для человеческого понимания, – свобода

Спрашивают: кого же теперь воспитывать? Мы отвечаем: человека свободного.

Как воспитать свободного человека

основные идеи воспитания свободного человека, даны определения внутренней свободы, совести, того, что такое свободный ребёнок, свободная школа и каков путь к воспитанию свободных людей.

Высшая ценность

Прежняя идеология ушла не по воле злокозненных людей, как иногда думают и говорят, а потому, что в ее основании была красивая мечта — но несбыточная.У каждого народа своя история, свой национальный характер, свой язык и свои мечтания — у каждого народа свое, особое.По нашему мнению, такой высшей ценностью является то, о чем люди мечтают и спорят тысячелетиями, что является самым трудным для человеческого понимания — свобода.

Что такое свобода?

свобода — понятие бесконечное.Сколько люди живут, они будут стараться понять, что же такое свобода, и стремиться к ней.Философы, анализируя это трудное слово, пришли к выводу, что есть «свобода-от» — свобода от какого бы то ни было внешнего угнетения и принуждения — и есть «свобода-для» — внутренняя свобода человека для его самоосуществления. Внешняя свобода, как уже говорилось, не бывает абсолютной. Но внутренняя свобода может быть беспредельной даже при самой трудной жизни.Человек свободный — это человек, свободный внутренне.Здесь нет ничего нового; присмотритесь к лучшим учителям, вспомните своих лучших учителей — они все старались воспитывать свободных, потому они и запоминаются.

Что такое внутренняя свобода?

От чего свободен внутренне свободный человек? Прежде всего от страха перед людьми и перед жизнью. никогда не проявляет ни раболепства, ни вызывающей дерзости.От чего не свободен свободный человек? От совести.

Что такое совесть?

Совесть — это правда, живущая между людьми и в каждом человеке. Она одна на всех, мы воспринимаем ее с языком, с воспитанием, в общении друг с другом.чувству справедливости, которое каждый из нас испытывает, когда жизнь идет по правде.Совесть заставляет человека придерживаться правды,Свободный человек строго слушается совести — но только ее.

Свободный ребенок

но можно и развить. Цель — воспитание свободного — определяет все формы, способы и методы общения с детьмиТот, кто хочет вырастить свободного ребенка, принимает его таким, какой он есть, — любит его освобождающей любовью. Он верит в ребенка, эта вера помогает ему быть терпеливым.Любовь к ребенку становится угнетающей.

Свободный учитель

Чтобы вырасти свободным, ребенок с детства должен видеть рядом с собой свободных людей, и в первую очередь — свободного учителя.Свободный учитель принимает ребенка равным себе человеком. И этим он создает вокруг себя атмосферу, в которой только и может вырасти свободный человек.

Путь к воспитанию свободных

Свобода — это и цель, и дорога.Свобода умирает там, где появляется страх.Осталось добавить, что человек свободный всегда красив. Воспитать духовно красивых, гордых людей — это ли не мечта учителя?P.S. И помните, всего лишь изменяя свое сознание — мы вместе изменяем мир!

Симон Соловейчик / Книги

  • Соловейчик, С.Л. Книга про тебя/ Симон Соловейчик; Оформл. О.Коровина. – 2-е изд., доп. – М.: Дет. лит., 1965. – 125 с. /Школьная б-ка.
  • Соловейчик, С.Л. Алый парус: О ребятах 16–17 лет. Сб. статей из газ. “Комсомольская правда” /Сост. И.Зюзюкин, С.Соловейчик; Рис. О.Голицына, О.Кулиш. – М.: – Мол. гвардия,1966. – 192 с.
  • Соловейчик, С.Л. Мокрые под дождем: Повесть / Симон Соловейчик; Рис. К.Безбородова. – М.: Дет. лит., 1968. – 95 с.
  • Соловейчик, С.Л. Отчаюха: Повесть / Симон Соловейчик; Рис. И.Година. – М.: Дет. лит., 1969. – 80 с.: ил.
  • Соловейчик, С.Л. Ватага “Семь ветров”: Повесть / Симон Соловейчик ; Рис. Г.Ковенчука. – Л.: Дет. лит., – 979. – 255 с.: ил.
  • Соловейчик, С.Л. Учение с увлечением / Симон Соловейчик. — М.: Издательство АСТ, 2019 / Библиотека Ю.Б. Гиппенрейтер; (Хранится в РГДБ)
  • Фрунзенская коммуна: Книга о необычной жизни обыкновенных ребят, написанная ими самими, с рисунками, которые сделала Галина Скотина, тоже коммунарка. Книгу сост. и подгот. к печати С. Соловейчик. — М.: Дет. лит., 1969. — 175 с.
  • Соловейчик, С.Л. Воспитание творчеством / Симон Соловейчик. 95 c. ил. 17 см, М. Знание, 1978.
  • Соловейчик, С.Л. Резервы детского «я» / С. Л. Соловейчик, 96 с. ил. 16 см. М.: Знание, 1983.
  • Соловейчик, С.Л. Час ученичества / Симон Соловейчик. – М.: Дет. лит., 1986. – 381 с.
  • Соловейчик, С.Л. Вечная радость: Очерки жизни и школы / Симон Соловейчик. – М.: Педагогика, 1986. – 370 с.: портр.
  • Соловейчик, С.Л. Последняя книга / Симон Соловейчик. – М.: Первое сентября. – 1998.
  • Соловейчик, С.Л. Пушкинские проповеди: О нашей жизни, измеренной строками Пушкина / Симон Соловейчик. — М., 2001 г.
  • Соловейчик, С.Л. Основы и принципы воспитательного процесса. Теория и практика в обучении / Симон Соловейчик. – М.: Амрита, 2017/ Антология гуманной педагогики.
  • Соловейчик, С.Л. Педагогика для всех / Симон Соловейчик. – М.: АСТ,2018. – 384 с./ Как воспитать ребенка.
  • Соловейчик, С.Л. Непрописные истины воспитания. Избранные статьи / Симон Соловейчик. — М.: Издательство АСТ, 2019
  • Соловейчик, С.Л. Как разговаривать с подростками о вечных истинах / Симон Соловейчик. – М.: Издательство АСТ, 2019

Совесть в психологии

Изучением свойств совести и ее взаимоотношения с другими душевными способностями человека занимается психология. Психология старается установить два момента: а) Является ли совесть природным свойством человека, с которым он рождается, или она есть плод воспитания и обусловлена теми жизненными условиями, в которых формируется человек? и б) Является ли совесть проявлением ума, чувств или воли человека или она является самостоятельной силой?

Внимательное наблюдение над наличием совести в человеке убеждает нас в том, что совесть не есть плод воспитания или физических инстинктов человека, но имеет высшее, необъяснимое происхождение.

Например, дети обнаруживают совесть до всякого воспитания со стороны взрослых. Если бы физические инстинкты диктовали совести, то совесть побуждала бы людей делать то, что им выгодно и приятно. Однако, совесть очень часто понуждает человека делать как раз то, что ему невыгодно и неприятно. Как бы безнаказанно ни наслаждались нечестивцы и как бы ни страдали добрые, заслуживающие похвалы люди в этой временной жизни, совесть всем говорит, что существует высшая справедливость. Рано или поздно каждый получит воздаяние по своим поступкам. Вот почему для многих людей самым убедительным аргументом в пользу бытия Божия и бессмертия души служит наличие в человеке голоса совести.

Что касается взаимоотношения совести с другими силами человека, с его умом, чувством и волей, мы видим, что совесть не только говорит человеку о том, что само по себе хорошо или дурно в нравственном отношении, но и обязывает его непременно делать хорошее и избегать делать дурное, сопровождая добрые действия чувством радости и удовлетворения, а действия порочные — чувством стыда, страха, душевной муки. В этих проявлениях совести обнаруживаются познавательная, чувственная и волевая стороны.

Конечно, один лишь разум не может рассматривать некоторые действия, как нравственно-добрые, а другие, как нравственно-дурные. Ему свойственно находить те или другие из наших и чужих действий или умными или глупыми, целесообразными или нецелесообразными, выгодными или невыгодными, и только. Между тем, что-то побуждает разум противопоставлять самые, подчас выгодные возможности действиям добрым, осуждать первые и одобрять последние. Он усматривает в некоторых человеческих поступках не только выгоду или просчет, подобно математическим вычислениям, но дает нравственную оценку поступкам. Не следует ли из этого, что совесть воздействует на разум с помощью моральных доводов, действуя, в сущности, независимо от него?

Обращаясь к волевой стороне проявлений совести, мы наблюдаем, что сама по себе воля есть способность человека желать чего-либо, но эта способность не повелевает человеку, что ему делать. Воля человеческая, сколько мы ее знаем в себе и в других людях, весьма часто борется с требованиями нравственного закона и силится вырваться из стесняющих ее оков. Если бы волевое проявление совести было бы лишь осуществлением человеческой воли, то в этом случае не существовало бы такой борьбы. Между тем, требование нравственности безусловно контролируют нашу волю. Она может не исполнять эти требования, будучи свободна, но не может и отрешиться от них. Впрочем, и самое неисполнение волею требований совести не проходит для нее безнаказанно.

Наконец, и чувственная сторона совести не может рассматриваться как только чувственная способность человеческого сердца. Сердце жаждет приятных ощущений и избегает неприятных. Между тем, с нарушением требований нравственности нередко бывают связаны сильные душевные муки, которые раздирают человеческое сердце, от которых мы никак не можем избавиться, как бы ни желали и ни старались. Несомненно, что и чувственная способность совести не может рассматриваться как проявление обычной чувствительности.

Итак, не следует ли признать, что совесть является какой-то обособленной от нас силой, стоящей выше человека и господствующей над его разумом, волею и сердцем, хотя и заключенной или живущей в нем?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector