Что такое справедливость, или как поделить апельсин с помощью философии

Справедливость – нематериальна

Истинная справедливость – это мера нашего опыта. Чем больше мы пережили, чем больше трудностей и проблем разрешили, тем большей глубины понимания жизни мы по справедливости достигаем. В этом смысле справедливость измеряется обретаемой мудростью.

Если у человека с рождения проблемы со здоровьем, именно благодаря этим проблемам, он учится проявлять волю к жизни, вкус которой большинство здоровых людей не знают. Его награда – сила духа, которой позавидовал бы спортсмен. Эти качества по справедливости человек обретает, когда не сдается даже в тяжелых условиях.

Неважно, как это называть – справедливостью, кармой, или воздаянием, в каких бы условиях инфантильный человек не оказался, он страдает от собственной инфантильности. Его самоощущение, мысли и чувства определяются его жизненным опытом

Мы творим глупости и совершаем ошибки до тех пор, пока в силу определенных событий и переживаний не обретем понимание собственных действий. Глупость сама наказывает себя. Личный опыт – и есть истинное богатство.

Среди материально богатых людей есть немало мудрецов, самооценка которых не зависит от престижности внешних проявлений их личности. Такие люди могут одеваться скромно, водить недорогую машину, и владеть относительно недорогим жильем

Проработка чувства собственной важности экономит уйму энергии, времени и средств. Если пестование ЧСВ и потакание самолюбия не является основной прерогативой, человек может радоваться жизни в любых условиях

Мудрец проявляет учтивость и понимание. Глупец следует сомнительным принципам до тех пор, пока результаты этих тенденций не проявятся во всей красе.

Преступление, которое не совершали

«Мы думали, что показатели успеха будут в районе 30%, а на деле мы получили 70%, — сказала мне Шоу.

Рекомендуем прочесть: Как правильно пишется уведомление об исполнении

— У нас была лишь горстка людей, которые не верили нам». После трех попыток разбора полетов, 76% студентов заявили, что помнят ложное эмоциональное событие; почти столько же, 70%, вспомнили вымышленное преступление.

Шоу и Портер не оказали чрезмерной нагрузки на студентов; на самом деле, они относились к ним по-дружески. Все, что для этого понадобилось, было предложением от авторитетного источника, а воображение испытуемого сделало все остальное.

Точно так же, как Мюнстерберг говорил о сыне фермера, студенты, казалось, были полностью готовы к собственному инкриминированию.Одна молодая женщина закрутила сюжет о своего рода любовном треугольнике. В первом опыте она вспомнила инцидент — драку между ней и другой девушкой.

Во втором она вспомнила, что бросила небольшой камешек в свою врагиню, после того, как девушка опустила оскорбительный намек в ее адрес.

Утилитаризм.

Примерно в тот же период, когда Кант размышлял о необходимости различать два рода справедливости, в Англии возникла философия, которой суждено было занять доминирующие позиции в англоязычном политическом и правовом пространстве на протяжении всего следующего столетия. И.Бентам, при поддержке Джеймса Милля, стал наиболее значительной фигурой в теории и практике представительного демократического правления. В его философии были сформулированы фундаментальные принципы, которые затем подхватил мыслитель либерально-демократической традиции Дж.С.Милль; сильнейшее влияние эти принципы оказали на Дж.Остина, создателя аналитической школы в юриспруденции. По замечанию Ф.Поллока, ни одна реформа в Англии 19 в. не обошлась без участия идей Бентама. Замечательно, что, хотя Бентам и Милль принадлежали к совершенно иной философской традиции, чем Кант, позиции этих мыслителей в отношении юридической справедливости в сущности совпадали.

В конце своего знаменитого труда Принципы морали и законодательства (1789) Бентам пытается различить закон и предписания этики, однако лишь гораздо позднее его философские идеи на этот счет становятся вполне ясными. В своей первой опубликованной работе Бентам предпринял фронтальную атаку на учение о «естественном» происхождении права; Фрагмент о правлении содержал резкую критику теории У.Блэкстона о близости норм права к законам природы, созданным Богом. В Границах юриспруденции Бентам восклицает: «Все эти разговоры о природе, естественном праве, естественной справедливости и несправедливости… суть не что иное, как та же нетерпимость, облеченная в новые имена; если ваши взгляды отличаются от общепринятых, вас объявляют не еретиком, а тираном». Бентам продолжил дело, начатое Гоббсом и Юмом, и полагал, что праву и справедливости может быть придан смысл только в контексте определенного политического устройства. «Суть дела в том, что в обществе сколько-нибудь цивилизованном все права, которыми может обладать человек, все его надежды и радости, связанные с этим обладанием, могут быть выведены единственно из закона».

Эмпирическое определение моральной справедливости было дано с опорой на следующий тезис: «Природа отдала человека под власть двух знатных господ, боли и удовольствия. Только им одним указывать, что мы должны делать, и решать, что мы будем делать». Кант не согласился бы ни с этой дефиницией моральной природы человека, ни с принципом пользы как критерием нравственности. Однако в вопросе о сути юридической справедливости эти два философа были согласны: в обществе должен существовать принцип порядка, создающий условия для равенства людей и позволяющий им реализовать свой нравственный потенциал, как бы ни определяли для себя люди свои конкретные моральные обязанности. Благодаря этим философам вместо поиска абстрактной и эзотерической формулы справедливости как таковой появился акцент на социальной справедливости, экономической справедливости, политической справедливости и юридической справедливости. Бентам и Кант произвели революцию в понимании справедливости; их системы доказывают, что можно достичь согласия в вопросе о природе и функциях юридической справедливости и в то же время предоставить широкий выбор в осуществлении той свободы, которая становится возможной благодаря юридической справедливости. Эти равно искренние и умные люди не были согласны в определении того, что такое моральная справедливость, однако они вполне соглашались, что процессуальная, юридическая справедливость является предпосылкой любого истинно морального деяния.

Эволюция термина

Сейчас всем кажется, что справедливость – это очевидное понятие. Привычные всем представителям одной доминирующей культуры «расценки» воспринимаются как абсолютные и единственно возможные. А те, кто думает иначе, кто пользуется другой шкалой, конечно, они ошибаются!

Увы, справедливость – это понятие не абсолютное, а относительное. Если взять законодательно закрепленные стандарты справедливости древнего Вавилона или Греции, окажется, что жизнь человека – вовсе не высшая ценность. И все зависит от того, кем именно этот самый человек был. Раб – пара монет, простолюдин – чуть больше, знатный горожанин – уже вполне приличная сумма. И право кровной мести, вроде бы продиктованное принципом равного воздаяния за смерть близкого человека, распространялось отнюдь не на всех и не всегда. Оно тоже было напрямую связано с социальным статусом жертвы. Если сейчас кто-то заявит, что жизнь олигарха или телезвезды стоит дороже, чем жизнь обычного служащего, и предложит ввести более суровое наказание за убийство высокопоставленного чиновника, его идеи не найдут в обществе понимания.

Значение карты Справедливость на ситуацию в прямом положении

В раскладе на ситуацию карта на то, что что-то будет осуждать и обсуждать вас, готовить план мести за несправедливые, с его точки зрения, действия, и что в ситуацию вмешается орган власти, адвокат, юрист. Возможно, придется изучить немало законов, чтобы разрешить трудную ситуацию и справиться с неприятностями. В некоторых случаях карта указывает на врагов, человека, который влияет на ситуацию своим осуждением, сплетнями и скандалами, интригами.
Возможно, что он уверен в том, что восстанавливает справедливость и будет постоянно вносить смуту в отношения между людьми. Эта карта указывает на то, что вы сами решите обратиться в суд или будете требовать справедливого решения ситуации, расплаты, извинений или станете проявлять характер и осуждать кого-то.

Ключевые моменты

  • Негативное влияние;
  • Осуждение;
  • Обида;
  • Требование;
  • Судебный иск;
  • Обращение в суд;
  • Скандалы;
  • Справедливость;
  • Разрешение негативной ситуации;
  • Прояснение обстоятельств.

Вариант пятый: спорим с Ролзом и спрашиваем всех остальных

Теория Ролза породила лавину критической литературы и дальнейших исследований справедливости. «Отныне политические философы обязаны либо работать в рамках теории Ролза, либо объяснять, почему они этого не делают», — заявил современный американский философ Роберт Нозик и принялся спорить с Ролзом, утверждая, что его теория ограничивает личную свободу. Ведь если на моем таланте выращивать отборные апельсины паразитируют менее способные садовники, и государство к тому же вынуждает меня часть апельсинов им отдавать (пусть даже я получаю больше, чем они), то это не так уж и справедливо.

Известный американский философ Майкл Сэндел тоже не согласен с Ролзом, но по другому поводу: он считает, что мы не способны представить себе то самое «естественное» состояние, где все равны. Ведь даже надев «вуаль неведения», в реальной жизни мы всё равно остаемся мужчинами или женщинами, остается культура, в которой мы росли, и другие факторы (вроде отношений с другими людьми и наших черт характера), которые неосознанно влияют на нас.

А потому справедливость имеет свои пределы. Возможно, нам стоит строить общество, в котором справедливость не занимала бы главенствующее положение среди других добродетелей

Проще говоря, а почему вообще так важно делить апельсин справедливо? Почему бы не задаться другими вопросами, например, как поделить апельсин так, чтобы это сделало всех нравственными или улучшило отношения?

Современный американский философ Майкл Уолцер считает, что всё-таки задаваться вопросами о справедливости важно и нужно, вот только стоит помнить, что в реальной жизни всё зависит от конкретной ситуации. А потому ни к чему искать один-единственный критерий справедливости, если можно использовать разные принципы справедливости для разных ситуаций

В одном случае будет справедливо поделить апельсин поровну, в другом — отдать тому, кто его вырастил, а в третьем — самому голодному. Справедливость зависит от культуры и контекста, и нам лучше прекратить попытки искать одну-единственную справедливость и разрешить каждому обществу самому решать, что справедливо для него.

И хотя позиция Уолцера кажется привлекательной, с ним те философы, которые выступают против релятивизма. Ведь если в одном обществе все апельсины отдаются самым красивым, потому что самые красивые захватили власть и установили такой закон, мы вряд ли захотим с этим согласимся.

А значит, поиски распределяющей справедливости продолжаются до сих пор. Этим активно занимаются современные политические философы.

Идеалы и их реализация

Либо общество уравнивает всех в получении благ, и тогда справедливо возмущаются те, кто работает больше, либо вознаграждение напрямую увязано с вкладом в общее дело, и тогда обделенными оказываются люди с ограниченными возможностями. А разумный баланс, некий консенсус, решающий наиболее острые проблемы как в первом, так и втором случае, будет не устраивать всех. Именно поэтому не существует общественного строя, который нравился бы всем, и при любом, даже самом разумном законодательстве неизбежны такого рода конфликты. Справедливости требуют все, вот только понимают ее все по-разному.

И, споря о высоких идеалах, нужно помнить, что идеала не существуют, это – отвлеченное понятие, абстрактное. К тому же, кроме справедливости, есть еще и милосердие, здравый смысл, объективность. А истина лежит где-то посередине. Одной справедливости для ее постижения явно недостаточно.

Где ищут Справедливость?

В социуме это поступки человека и способности действовать честно и на законных основаниях. Справедливость и несправедливость существуют не только в отношениях между людьми. Справедливость действует и во многих законах Вселенной.  Корысть, Выгода, Страсть и  Ненависть  всегда преследуют и будут преследовать человечество. Это закон Вселенной, где все подчинено эволюционному совершенству.  В мире Страсти, в котором живут обычные люди, каждый ищет к себе снисхождения, Милости, Прощения.  Люди по определению всегда будут считать одно и тоже действие либо справедливым, либо несправедливым.

Достоинство

  1. Когда Марья узнала, что отец жениха против их связи, она отказалась идти под венец без благословения. В этой честной и скромной девушке было достоинство, которое не давало ей навязываться и поступать против воли родителей Гринева. Героине был чужд расчет, ее оскорбило такое предположение, поэтому она вышла замуж за своего избранника только после того, как получила согласие его родни.
  2. Иногда стереотипами о достоинстве чести умело пользуются злоумышленники. В царские времена в офицерской среде было принято отдавать деньги, проигранные в азартных играх. Это был долг, важный и значимый для каждого. Можно было не платить портному за честный труд, но сомнительный проигрыш нужно было выплатить обязательно. Так, случайный знакомый Петра, Зурин предложил Гриневу поиграть в бильярд. Партнеры выпили и весело провели время, но герой проиграл приличную сумму. Чтобы вовремя погасить этот долг, он даже нагрубил верному слуге. Вот так ложно понятое достоинство становится причиной недостойных поступков.

Сочинение: Что такое справедливость?

Сочинение по тексту: “О несправедливости го­ворят и пишут с древних времён….” Ильин И. А

Что такое справедливость? Ответить на этот сложнейший вопрос помогут размышления великого русского мыслителя И. А. Ильина.

Автор пишет, что проблема понимания справедливости искажена страстями и окутана предрассудками, в которых «застревают» целые поколе­ния. Это связано с тем, что на земле нет двух одинаковых людей, и поэтому справедливость нельзя высчитать арифметически, ее сущность находится в нравственной плоскости и подразумевает индивидуальный подход к каждо­му с учётом его своеобразия: помощь слабому, снисхождение к уставшему, строгость к безвольному и пр.. Ильин отмечает, что справедливость располагает человека к состраданию.

Итак, справедливость, по мысли философа, – это особое искусство, точнее, «искусство неравенства».

Я разделяю точку зрения автора. Быть справедливым означает быть добрым, уметь сочувствовать, разделять чужую боль, понимать другого человека, т.е. возлюбить ближнего, как самого себя. Так поступает юный Гринев по отношению к самозванцу Емельяну Пугачёву: вспоминаются знаменитый заячий тулупчик как символ благодарности и последнее прости перед казнью.

Справедливость, основанная на милосердии, способна изменить человека. Так, в рассказе В. Астафьева «Конь с розовой гривой» бабушка, будто не заметив обмана внука, все-таки привозит ему из города обещанный печатный пряник.

Это был справедливый и мудрый поступок, который мальчик запомнил на всю жизнь, осознав свою вину, а позже и великодушие бабушки.

Таким образом, справедливость -это настоящее искусство, доступное «лишь благородным душам».

(200 слов)

Справедливость в отношении к богатым и бедным

Возьмем для примера детей богатых родителей, ведущих разгульный образ жизни. Одни люди трудятся, и получают гроши, иные имеют богатство, не прилагая никаких усилий. В чем же здесь справедливость? Попробуем разобраться.

Когда человек упорным трудом заработал свое благосостояние, завидовать ему нет смысла, потому что его богатство – это заслуженный результат его работы. В этом есть справедливость. Не так ли? Рассмотрим иной случай.

Когда избалованный сынок богатых родителей получает все возможные материальные блага, и прожигает жизнь в усладе своего тела и ума, можно подумать, что ему повезло, и никакой справедливостью тут даже не пахнет. Однако как ни прискорбно, справедливость здесь в том, что этому человеку на самом деле вовсе не повезло, потому что он не сможет ценить блага доставшиеся легкой ценой, а когда столкнется с трудностями, ему, приученному к халявной роскоши и комфорту, придется нелегко. Поэтому и здесь завидовать нечему. Когда человек не имеет жизненного опыта, получает блага «на халяву», и не способен их ценить, тогда даже в комфортных условиях, будучи богатым, он может чувствовать себя униженным и несчастным.

А если же человек рос не в тепличных условиях, не был избалован, а преодолевал трудности и привык проявлять самостоятельность, тогда, при столкновении с новой проблемой он будет справляться относительно легко, потому что имеет заслуженный опыт преодоления трудностей и разрешения проблем. Халявное богатство в иных случаях – даже не благо, а скорей – проклятье. Заслуженное собственными силами богатство ценно даже не столько само по себе, сколько тем опытом, который человек обрел, пока его достигал. В этом – справедливость жизни.

Аргументы из жизни

  1. Разные истории, которые «подкидывают» нам социальные сети и реальная жизнь, часто подталкивают нас задуматься о том, что такое справедливость и в чем она заключается. Несколько лет назад наблюдала за отношениями двух товарищей. Это были уже почти выпускники. Они принадлежали, как говорят, к разным социальным слоям, но, как часто это бывает среди молодежи, нашлось что-то, что по-настоящему сделало их друзьями. У Севы были интеллигентные и обеспеченные родители, а у Коли – простые работяги, не имеющие возможности похвастаться финансами. Но почему-то так случилось, что Сева не брал пример с родителей, не засиживался над книгами, больше предпочитал тусовки и развлечения, а Коле, который старался учиться самостоятельно, так как денег на репетиторов у его родителей не было, всегда говорил, что сможет поступить в любой вуз и без высоких баллов на ЕГЭ, папа поможет.  Коля отмалчивался, ему не на кого было надеяться, кроме своих сил и знаний, поэтому, ничего не возражая другу, продолжал грызть гранит науки. Юноша хотел стать инженером и помогать родителям, которые столько сил вкладывали в него. Когда наступила пора экзаменов, Коля сдал их с приличными баллами, поэтому у него была возможность выбирать между несколькими учебными заведениями. Он выбрал  один из Московских вузов, чтобы иметь возможность не только учиться, получать качественное образование, но и подрабатывать и не слишком озадачивать родителей тем, откуда брать деньги сыну. А Сева, который смеялся над другом, со своими невысокими баллами не смог поступить на бюджетное место, а отец неожиданно для парня отказался оплачивать ему учебу в престижном вузе, так как, наверное, подозревал, что отношение к учебе и знаниям останется таким же, каким было в школе. А чтобы сын пересмотрел жизненные приоритеты, Сергей Осипович отправил его служить в армию. Вспоминая о бывших выпускниках, я думаю, как же справедливо рассудила жизнь: каждый из юношей получил по заслугам. Коля заканчивает учебу, подает большие надежды, а Сева тоже учится после армии, но заочно, и зарабатывает деньги на учебу сам, помогая отцу в бизнесе.

Аргументы из народной мудрости

  1. «В чужом деле каждый любит справедливость», — говорится в русской пословице. В ней имеется в виду, что каждый человек предпочитает справедливость в чужом деле.
  2. «Все мы любим справедливость – за счет нашего ближнего», — говорится в русской пословице. Она утверждает, что каждый человек любит справедливость, но не за свой счет, а за счет своего ближнего.
  3.  «Молчащий в правом деле подобен кричащему в деле несправедливом», — справедливо утверждает русская пословица. Она осуждает тех людей, которые молчат в правом деле. Они подобны тем, кто кричит в деле несправедливом, неправом.
  4. «Человек становится сильным и смелым, когда его дело справедливо», —  утверждает русская пословица. В ней говорится, что человек, который занят справедливым делом, чувствует себя сильным и смелым.
  5. «Справедливость темноту осветит», —  говорили наши предки в давние времена. По их мнению, справедливость имеет огромную силу, она способна осветить все вокруг.
  6. «На справедливое слово только дурак сердится», — считает русский народ. В пословице о справедливости он говорит, что на справедливое слово только глупый человек сердится.
  7. «У несправедливого человека нет настоящих друзей», — говорится в русской пословице. Она утверждает, что несправедливый человек не может притягивать к себе людей, поэтому не имеет настоящих друзей.
  8. «Справедливость – залог процветания», — говорили наши предки. Они считали, что справедливость, действительно,  залог процветания в любом деле, во всяком начинании.
  9. «Чего себе не хочешь, того и другому не твори», — утверждает русская пословица. В ней  наши мудрые предки советовали быть справедливыми: не творить другим того, чего не желаешь себе.
  10. «Где говорят деньги, там спит справедливость», — гласит русская пословица. Она утверждает, что там, где процветает взяточничество, говорят деньги, справедливость молчит.

Такая разная справедливость

Справедливость выражается в логичном и беспристрастном соответствии отдаваемого и получаемого, действия и воздаяния за него. В идеальном мире должны строго соответствовать друг другу обязанности человека и его права, наказания за его преступления и награды за его труды.

Справедливо, когда человек получает то, что ему положено – по закону, по условиям конкурса, по предварительным договоренностям, по морально-этическим нормам и так далее.

За научное открытие или спортивное достижение персонажу достается признание, медаль, премия или грант, а за воровство «в особо крупных» – позор и тюремное заключение.

Еще древнегреческие философы выделяли, как минимум, два вида общечеловеческой справедливости – распределительную и уравнительную.

Рассмотрим их на примере грабителей музея. Один сидит в машине и ждет подельника, второй, рискуя всем, идет внутрь, пробирается через все системы охраны и выносит добро. Как разделить добычу?

«Уравнительная» справедливость выразится в том, что товарищи разделят добро поровну – 50% на 50%.

«Распределительная» возмутится: ведь один сделал всю работу и рисковал куда больше второго?

По этой справедливости добычу можно разделить и 80% на 20%, и 60% на 40% в пользу трудившегося.

Но есть и третий вариант: добычу нужно вернуть музею, а преступников – поймать и посадить. И вот это будет, по мнению честного большинства, действительно, справедливо!

Справедливость как социальная и политическая добродетель (а не правило)

Моральное правосудие (которое именовалось в честь Дике – богиня справедливости в Греции) отличалось от юридического правосудия. Это лучше всего видно в римском праве.

Для греков справедливость была добродетелью, а не правилом. Праведность – это то, что мы должны установить в наших отношениях с другими. Понятие справедливости устанавливало законность между членами общины и города.

Для досократовских философов справедливость как добродетель является необходимостью, заложенной в самой сущности мира. Её цель – установление всеобщей гармонии. Рассматриваемая гармония (как принцип согласия и общей добродетели) участвует в восстановлении дисбаланса.

Справедливость в представлении народа

Пословицы о справедливости зачастую отражают эту двойственность понимания термина. Если припомнить те, которые все знают с детства… Например, о сверчках и приличествующих им шестках – это, очевидно, поговорка, связанная с внешней оценкой социального статуса. То, что можно мужчине, нельзя женщине. То, что можно хорошему мастеру, нельзя ученику. То, что можно богатому, нельзя бедному. С одной стороны – справедливо. С другой… как-то не очень. Не всегда у сверчка есть шансы сменить шесток. Должен ли он считать это справедливым?

Еще пословицы о справедливости увязывают усилия и награду. Что посеешь, то и пожнешь. Казалось бы, справедливо. А как быть с теми, кто не в состоянии сеять? Даже в переносном смысле? Даже в понимании «каков привет, таков ответ»? Аутист, скорее всего, не сможет продуктивно трудиться. Он даже не сможет быть доброжелательным настолько, чтобы заслужить встречную заботу и хорошее отношение. Как быть в такой ситуации? Что справедливо?

Причины

Кто-то может решить, что борец за справедливость – это почетная миссия. Но если разобраться в душе человека, то становится понятно, что справедливости ему хочется не из самых добрых побуждений.

  • Зависть. Персона, которая не может смириться с несправедливостью мира, очень завистлива. Человек не понимает, почему он работает со всеми наравне, а получает меньше благ, чем остальные. Или же он может быть недоволен тем, что трудится с другом на равных условиях, но товарищ почему-то получает большие премии и удостаивается различных привилегий. Эти мысли не дают покоя.
  • Злость. Нет идеальных людей, и не стоит рассчитывать на то, что вам понравятся все окружающие без исключения. Вполне нормально встречать личностей, которые вызывают в вашей душе антипатию. И если нормальный человек просто признает, что кто-то ему неприятен, то человек с обостренным чувством справедливости будет злиться на себя за то, что он не может полюбить неприятного типа.
  • Обида. Вечные обиды на окружающих приводят к тому, что человек начинает думать, что мир по отношению к его персоне несправедлив. Ему кажется, что окружающие живут лучше и получают больше благ от этой жизни.
  • Чувство вины. Персона, которая будет обвинять себя в чужих бедах, никогда не станет счастливой. Слишком справедливые люди не могут жить нормально, так как их все время что-то будет смущать.

Счастье

  1. Марья Миронова, героиня «Капитанской дочки», видит счастье в любви и семье. Ради него она в одиночку поехала к императрице, чтобы добиться освобождения возлюбленного. Юной девушке, которая никогда не выезжала за пределы своего городка, было сложно добраться до венценосной особы, но она сделала все возможное, чтобы защитить свое счастье. Ей это удалось, поэтому финал романа напоминает конец сказки: «Жили они долго и счастливо».
  2. Отец Петра Гринева видел счастье сына иначе, чем он сам. Когда дворянину поступил донос о связи его наследника с бесприданницей, он наотрез отказался благословить этот брак. Герой полагал, что для счастья нужно равенство в семье, а не мезальянс. Его сын был не согласен с этим, ведь хотел связать свою жизнь с любимой женщиной, а не с ее приданным. Его счастье — не благосостояние, а духовное родство. В итоге свадьба состоялась и стала уроком для Андрея Петровича, ведь именно бесприданница Марья спасла его сына от тюрьмы.

Назначение наказания за убийство

По нашему мнению, ее удачно отразил Пленум Верховного суда РФ в п.

20 постановления от 22 декабря 1992 г.

При назначении наказания за умышленное убийство судам предписывается учитывать совокупность всех обстоятельств, при которых оно совершено: вид умысла, мотивы и цель, способ, обстановку и стадию совершения преступления, тяжесть наступивших последствий, личность виновного и обстоятельства дела, смягчающие и отягчающие ответственность. Равным образом должны быть исследованы данные, относящиеся к личности потерпевшего, его взаимоотношения с подсудимым, а также поведение во время происшествия. Реализация рекомендаций Пленума Верховного суда на практике будет способствовать назначению лицам, виновным в убийстве, справедливого наказания.

2. Вопрос о справедливости наказания, особенно по делам об убийстве, имеет принципиальное значение.

Любовь

  1. Иногда сильные чувства связывают даже посторонних людей. Например, Савельич так привязался к своему барину, что готов был пожертвовать собой ради его спасения. Когда Пугачев казнил всех офицеров, оставшихся верными присяге, перед его глазами возник юноша, который отказался примкнуть к восстанию. Он уже собирался отправить его на виселицу, как вдруг Савельич бросился на колени и стал просить за Петра: он предлагал свою жизнь вместо его. Подобное зрелище не оставило Пугачева равнодушным, и он помиловал их обоих. Вот так любовь наставника к ученику спасла Гринева от расправы.
  2. Главная любовная линия в книге «Капитанская дочка» — отношения Марьи и Петра. Герои сильно полюбили друг друга, но ради счастливого воссоединения им пришлось пройти через испытания. Так, Петр, рискуя жизнью, защитил честь Марьи, а позже спас ее из плена. Девушка тоже пришла на выручку своему избраннику, добившись помилования у самой императрицы.

Как быть справедливым для всех?

Казалось бы, справедливость обязана быть объективным, для всех одинаковым понятием, ведь по ее критериям вершится честный суд и принимается множество «правильных» решений. Однако сегодня – как, впрочем, и всегда, — это понятие размыто и субъективно.

Вспомнить хотя бы мораторий на смертную казнь, либерально введенный множеством стран. В этих же государствах найдутся тысячи людей, всерьез пострадавших от действий злоумышленников и желающих вернуть электрический стул.

И что более справедливо – десятки лет кормить преступников в тюрьме за счет налогоплательщиков или быстро и сурово решить вопрос, мотивируя действия средневековым «око за око»?

А с другой стороны – как же вера в исправление, понимание ценности чужой жизни, работа во благо общества и допущение невиновности либо невменяемости заключенного? Справедливо ли забрать жизнь преступника взамен унесенной им или все-таки нет? Мнения разделяются по сей день.

Но взять даже бытовую ситуацию: два сотрудника выполняют одинаковую работу, но один получает в месяц 30000 рублей, а другой – 40000. Тот, что зарабатывает меньше, считает, что его начальство несправедливо к нему (хотя за пять лет он не сделал ничего, чтобы изменить условия труда).

Второй же постоянно повышает свою квалификацию, проявляет инициативу, посещает мастер-классы и семинары, участвует в корпоративах и засиживается допоздна.

Он лоялен к компании, имеет большой стаж и такие же амбиции. Справедливо ли на ваш взгляд, что начальство пытается его удержать высоким окладом и ценит больше, чем первого?

Значение карты Справедливость на ситуацию перевернутом положении

В гадании на ситуацию перевернутая карта указывает на то, что все пойдет не по плану – возможны неожиданности, как приятные, так и неприятные. Карта указывает на то, что вы простите своего врага или он передумает вам мстить, что ситуация разрешится мирным путем и что конфликтов не будет возникать в ближайшее время.
Но в некоторых случаях карта указывает на несправедливое действие, нарушение закона, которое останется безнаказанным, удачное разрешение обстоятельств не совсем законным путем или нарушением норм порядочности и честности. Карта может указывать на неожиданное разрешение ситуации, примирение сторон и прощение обид.

Ключевые моменты

  • Неожиданность;
  • Удача;
  • Решение конфликта мирным путем;
  • Прощение;
  • Скрытность;
  • Перемена планов;
  • Новое направление;
  • Прощение долгов;
  • Укрепление дружеских и родственных отношений;
  • Удача в рискованном деле.

Вариант второй: идем в суд

Если отбирать апельсины кажется не очень справедливым решением, то можно отправиться в суд, где за кражу назначат штраф, принудительные работы или даже лишение свободы. Звучит справедливо?

Судебная система базируется на принципе, основанном на заслугах: каждый преступник получает то наказание, которое соответствует степени его вины. Только в отличие от принципа талиона наказание — это необязательно причинение преступнику точно такого же вреда, что он причинил жертве. Это не отбирание у него таких же апельсинов, а любое наказание, которое беспристрастный орган справедливости сочтет адекватным. Больше не жертва решает, как наказывать преступника в ответ, теперь этим занимается незаинтересованная сторона, которая и решит, что будет правильным наказанием.

Такое понимание исправляющей справедливости известно как ретрибутивизм, и многие философы права развивают эту теорию, популярную еще с XIX века. Например, философ Иммануил Кант так ее определяет:

Что не так?

Ретрибутивизмом до сих пор руководствуются многие системы правосудия, но его иногда критикуют за слишком жестокое отношение к людям. Например, философы-утилитаристы считают, что система правосудия не должна увеличивать страдания — а тут получается, что сначала жертва страдает от действий преступника, а затем и преступник страдает от системы правосудия. Кроме того, этот подход сфокусирован на наказании преступника, но не на помощи ему в исправлении — а значит, не заботится о предотвращении будущих преступлений.

Кроме того, ретрибутивизм неизменно сталкивается с проблемой обоснования смертной казни. Бывают ли преступления, для которых смертная казнь — единственное решение, или ее стоит отменить, потому что ничто (даже убийства сотни тысяч других людей) такого наказания не заслуживает?

Впрочем, вопрос смертной казни обсуждает любая теория исправляющей справедливости и ищет свои аргументы как за, так и против.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector