Софийский собор

Граффити на стенах

На внешних и внутренних стенах храма процарапаны надписи эпохи Древней Руси — в исторической науке они называются граффити. Кажется странным, что люди занимались вандализмом в храме, но эти надписи вполне легальные — по традициям того времени на стенах выцарапывали молитвы и церковные тексты, служители церкви помечали свои тайники. Можно устроить себе квест по охоте за граффити, т.к. они расположены в самых неожиданных местах. Некоторые автографы рассказывают нам целые трагические истории: под молитвой «Помоги, Господи, рабу твоему Твердиславу» пишет его сын: «Тут писал Радко, сиротка Твердислава». Или, например, забавная фигурка в духе палка-палка-огуречик нарисована рядом с поминальной молитвой и изображает ушедшего друга.

Граффити — ещё одно свидетельство того, что новгородцы отличались культурностью и грамотностью. В Новгороде в Средние века было самое большое количество умеющих читать и писать на Руси. На хорах оставлены автографы и руками грамотных женщин, что тоже необычно для патриархальной Руси.

Архитектурные особенности собора

Специалисты считают, что в строительстве собора участвовало не менее 40 мастеров и около ста помощников. Длительность стройки около трёх лет, и еще несколько лет заняла отделка и роспись внутренних стен храма. Предполагается, что в строительстве храма участвовали, прибывшие из Константинополя греки. Об этом свидетельствуют технические приемы, а также особенности архитектуры собора, а именно традиции византийского зодчества воплощённые в архитектурной реализации двух лестничных башен, которые вели на хоры и кровлю храма.

Вид собора с юго-востока

Хоры являлись местом, где располагался князь со своей семьёй и приближёнными особами во время богослужений

Кроме того, здесь князь встречался с послами, решал вопросы государственной важности

Внутри стены храма украшены мозаикой и росписями, которые выполнили византийские живописцы. Мозаичная палитра Софийского собора очень богата и разнообразна, существует более 170 оттенков. Обнаружены также граффити, около 300, нацарапанные надписи, повествующие о политических деятелях и событиях. С самого начала в соборе было около 650 кв.м. мозаики, теперь можно увидеть около 260 кв.м. поверхности отделанной мозаикой и три тысячи кв.м. фресок. Среди самых известных мозаик храма – Богоматерь — Оранта и Христос – Пантократор (купольная мозаика).

Вид собора от трапезной

Железные плиты пола собора изображают мусульманский символ — полумесяц. Мозаичные элементы сохранились лучше фресок. В XVIII веке стены собора были оштукатурены, побелены, и была нанесена масляная роспись, однако, в следующем веке древние фрески опять раскрыли, и штукатурка была наложена и добавлена роспись только в местах, где фрески повреждены. Софийский собор являлся также местом захоронения киевских князей. Здесь находились останки Ярослава Мудрого, его сына Ярослава Мудрого Всеволода, и сыновей Всеволода: Всеволода Ростислава Всеволодовича и Владимира Мономаха. В прошлом в этом храме находилось около 100 захоронений.

Вид на северо-восточный фасад собора

Сегодня в храме имеются захоронения Ярослава Мудрого и его супруги, все другие захоронения были утрачены. Самыми главными ценными предметами и святынями храма был царственный венец — «Шапка Мономаха», который подарил Владимиру Мономаху византийский император, а так же было распятие, привезённое царицей Ольгой из Константинополя. В храме хранились челюсть крестителя Руси князя Владимира, кисти руки святой великомученицы Варвары. Таким образом, сегодня собор Святой Софии, являясь Всемирным наследием ЮНЕСКО, не может быть передан какой бы то ни было религиозной организации, и в нём нельзя проводить богослужения. Это государственный музей-заповедник, украинский памятник архитектуры.

Современное время

В 1934 году храм был закрыт и отдан под военный склад. А на площади был устроен учебный полигон. Убранство храма было расхищено.После войны здание также использовалось как склад, продолжался процесс его разрушения. С 1960-х годов на Софийской площади разместился гаражный кооператив. В 1989 году собор был возвращен церкви. В этом же году была проведена первая литургия. В 1990 году в честь 750-летия Невской битвы рядом с собором установили памятник Александру Невскому. Он представляет собой бронзовый бюст на гранитном постаменте, над которым устроена металлическая арка-сень. Высота бюста – 0,8 м, высота постамента – 3,8 м.

В настоящее время храм полностью восстановлен, его убранство отличается простотой, стены белые. Установленные иконостасы являются копиями дореволюционных.В 2003 году Министерством обороны РФ около собора был установлен памятный знак лейб-гвардии Гусарского полка его величества. В этом же году на Софийской площади, на месте, освобожденном от гаражного кооператива, построили здание православной гимназии. Часть икон в храме 17-19 веков, они были взяты из музеев, остальные написаны в наши дни в древнерусском стиле. Так как собор был полковым, в наши дни он сотрудничает с расположенными в городе военными учебными заведениями. Здесь у курсантов принимают присягу и устраивают молебны для военнослужащих. На Рождество Христово здесь развертывается полевая кухня, которая может накормить всех желающих, а также устраивается рождественский вертеп с настоящими животными.

Чтимые святыни[править | править код]

  • Икона священномученика Иоанна Царскосельского.
  • Список иконы Божией Матери «Троеручица».
  • Икона святителя Иоасафа Белгородского с частицей мощей.
  • Общая икона святых: преподобных Марии, Кирилла и Антония Радонежских, святителя Димитрия Ростовского, благоверного князя Владимира Новгородского, святителя Феофана Затворника, преподобных Саввы Стромынского, Феодора Санаксарского, равноапостольной Марии Магдалины с частицами их мощей.
  • Икона блаженной Любови Рязанской с частицей мощей.
  • Икона преподобного Арсения Коневского с частицей мощей.
  • Икона священномученика Петра (Зверева) с частицей мощей.
  • Икона святой великомученицы Ирины с частицей мощей.
  • Икона святого великомученика Пантелеймона Целителя с частицей мощей.
  • Икона святого великомученика Георгия Победоносца с частицей мощей.
  • Икона святителя Никиты Новгородского с частицей мощей.
  • Икона святителя Николая Чудотворца с частицей мощей.

История собора в 19 веке

В 1817 году храм стал полковой церковью лейб-гвардии Гусарского полка и был передан в ведение военного духовенства.Первоначально в соборе был только один престол – Софии Премудрости Божией, посвященный празднику Вознесения Господня. В 1804 году освятили второй престол в честь святой великомученицы Екатерины. В 1832 году в царскосельской Софии был расквартирован Кирасирский полк, но в казармах не нашлось места, чтобы устроить полковую церковь, поэтому для служб им был назначен боковой придел Софийского собора. К 1849 году в храме прошла реконструкция и был устроен еще один придел, освященный в честь святого Александра Невского. Переделанный второй придел был освящен в честь равноапостольных царей Константина и Елены. Тогда же при устройстве печей в подвалах нашли серебряную вызолоченную закладную доску 1782 года, молоток и лопаточку с вензелем императрицы Екатерины Великой и надписью на английском языке: «Чарльз Камерон архитектор».

Там же нашли деревянный крест 1782 года, его поместили в один из приделов. В том месте, где его нашли, и был устроен третий придел. В 1903 году в саду возле собора архитектором Л. Бенуа была построена отдельная колокольня, в нижней части которой устроили часовню в честь святого Серафима Саровского. В этом же году император Николай II пожаловал собору крест и церковную утварь, которые были копией тех, что Екатерина II преподнесла собору ко дню его освящения. Первая утварь была передана в Воскресенскую церковь Большого Царскосельского дворца в 1812 году, во время вторжения Наполеона в Россию.

Звонница

Звонница — отдельное строение XV века. Это самая древняя сохранившаяся колокольня в России, исторический памятник со следами перестроек разных веков и изящной лепниной. Во время войны звонница получила серьёзные повреждения при артиллерийском обстреле. Внесена в Реестр Всемирного наследия ЮНЕСКО.

С апреля по сентябрь можно подняться на звонницу. У меня есть фотографии оттуда в этом посте

Звонница — это новгородское изобретение XV века, конструкция с несколькими колоколами, которая на Руси была потом повторена всего дважды. Когда-то такие «звоны» далеко разносились и были слышны за 50 километров. Именно они-то и вдохновили композитора Рахманинова на использование колоколов и подражание им в академической музыке.

Понятно, почему так особо относились новгородцы к колокольным технологиям: кроме церковных был на звоннице и светский колокол без креста, созывающий новгородцев на вече.

Во время войны колокола пытались сохранить как историческое наследие. Малые колокола эвакуировали в Кириллов. Большие колокола утонули в Волхове при транспортировке или были зарыты в землю на берегу. К сожалению, они были повреждены, и в них нельзя звонить.

Сохранившиеся колокола Новгорода экспонируются в Софийской звоннице, Валдайском музее колоколов и Кирилло-Белозерском музее-заповеднике. Старинные колокола представляют собой выставку под открытым небом, а в работе на звоннице — колокола современные.

Близ звонницы установлены:

  • 100-пудовый колокол (отлит в 1589 году и подарен Борисом Годуновым Духову монастырю).
  • 200-пудовый колокол (отлит в 1599 году для Хутынского монастыря мастерами Василием Ивановым, Афанасием Панкратьевым и Иоакимом Ивановым).
  • Колокол весом 1614 пудов (отлит в 1659 году в Новгородском Кремле мастером Ермолаем Васильевым).
  • 590-пудовый колокол (отлит в 1839 году).
  • 300-пудовый колокол (отлит в 1677 году).

С одним из древних колоколов, который не сохранился, связана легенда об Иване Грозном:

«Иван Грозный однажды направился на обедню в Софийский собор. Путь его лежал через волховский мост. Как только царский конь вступил на мост, звонарь изо всех сил забил в большой колокол. Он хотел приветствовать царя, но звон был так велик, что конь испугался, встал на дыбы, и высокий гость Новгорода чуть не оказался в реке. Разгневанный царь велел отрубить колоколу уши, оставив одно среднее ухо. Именно поэтому казненный колокол получил прозвище «безухого» и долго еще висел на звоннице».

Аудиогид с экскурсией по храму для смартфона: https://izi.travel/ru/rossiya/putevoditeli-po-velikiy-novgorod

  • В храме можно почитать информационные стенды с житиями святых, приобрести брошюры об истории храма.
  • Вход свободный. Вход через северные двери.
  • Фотографировать внутри запрещено.
  • Запрещено заходить в шортах.

Тайны затопленного подземелья

Некоторые тайны подземелья похожи на вымысел, а некоторые совершенно правдивые и доказанные. Вот некоторые из этих тайн:

  • Под землей находятся сосуды с водой, кто-то их видел в форме резервуаров, кто-то видел огромные цистерны, в которых может поместиться 10 кораблей.
  • В подземельях музея находятся катакомбы, тайные ходы, туннели, которые выходят на поверхность.
  • Под землей существуют захоронения и подземные склепы, даже есть фотографии сделанные под землей.
  • Возле главного входа есть колодец 12 метров глубиной. Сюда спускались водолазы. На дне были обнаружены деревянные куски, похожие на черенки от лопаты. В другом колодце водолазы обнаружили куски огромного светильника, и кусочки витражного стекла.

Приход[править | править код]

Приписные храмыправить | править код

К приходу Софийского собора приписаны храмы:

в Пушкине:

  • Сергиевская церковь, бывшего лейб-гвардии 2-го стрелкового Царскосельского полка при Духовно-просветительском центре Царскосельского благочиния — действующая.
  • Иулиановская церковь, бывшего лейб-гвардии Кирасирского его величества полка — восстанавливается, регулярно служатся молебны.
  • Казанская церковь на Казанском кладбище — восстанавливается, действующая; кроме того, действует Никольская часовня, расположенная в колокольне
  • Пантелеймоновская церковь при Городской больнице № 38 имени Н. А. Семашко — действующая
  • Скорбященская церковь при бывшей общине Красного Креста — действующая
  • Церковь Рождества Пресвятой Богородицы при бывшей Царскосельской гимназии — богослужения не проводятся
  • Часовня Благовещения Пресвятой Богородицы на Кузьминском кладбище — действующая.

Некоторое время к собору был приписан планировавшийся к строительству Храм Архистратига Михаила и святого великомученика Георгия Победоносца на Царскосельском Братском кладбище героев Первой мировой войны. Планы были изменены, по данным на 2015 год предполагается восстановление деревянного храма иконы Божией Матери «Утоли моя печали».

в Санкт-Петербурге:

Часовня святителя Тихона Московского на Южном кладбище — действующая.

в Тосненском районе:

Церковь Смоленской иконы Божией Матери на церковном подворье в деревне Мыза (Поги) — действующая

Социальная деятельность приходаправить | править код

На подворье собора в Погах устроен Социальный дом (дом престарелых). Проект ведётся совместно с социологическим факультетом Санкт-Петербургского государственного университета.

Факты[править | править код]

Софийский храм в Каменке, построенный по образцу собора. Фото 1910-х гг.

В Екатерининском дворце до Великой Отечественной войны хранилась модель Софийского собора в Царском Селе, изготовленная в 1780-х годах. Она была изготовлена из дерева, холста и железа и расписана. После оккупации она исчезла. Неизвестно, является ли эта модель точной копией современного здания собора или это созданная по указанию Екатерины II копия первого проекта, переданная Императорскую Академию художеств.

В селе Стратилатовка (Каменка) Изюмского уезда Харьковской губернии в 1832 году полковник Иван Васильевич Малиновский (сын В. Ф. Малиновского) с матерью Анной Андреевной Самборской (дочь протоиерея А. А. Самборского) построили Софиевскую церковь — точную копию Царскосельского Софийского собора. Храм был уничтожен во время Великой Отечественной войны.

Ранее Павел I предполагал построить, подобный Софийскому, военный Екатерининский собор в Гатчине.

До этих планов по заказу Петра Петровича Коновницына в —1798 годах в селе Каплуновка Богодуховского уезда Харьковской губернии была возведена церковь Рождества Пресвятой Богородицы «точно такой величины, какая была построена по плану придворного архитектора Камерона в городе Софии близ Царского Села».

Два настоятеля Софийского собора были членами Государственной думы Российской империи: протоиереи Митрофан Блажевич и Сергий Сырнев.

Софийский собор: жизнь в ХХI веке

Сегодня, когда стало модным создавать всякого рода рейтинги, Софийский собор по праву входит в «топ» красивейших православных святынь Петербурга. При этом в нем не забывают про «полковое» происхождение: храм в Пушкине известен своей дружбой с местными учебными заведениями, готовящими военных. Потому часто под сводами Софийских куполов слышны слова присяги и молебнов для тех, кто свою жизнь связал с армией. А на Христово Рождество можно даже запахи аппетитные учуять: то развертывает свою «вкусную» деятельность полевая кухня.

Имеет Софийский собор и свою воскресную школу, и собственную газету «Ковчег», и благотворительную столовую. Ежедневно в ней питаются около двухсот малоимущих. Откуда в столовой продукты? Прямиком из собственного подсобного хозяйства. А еще в соборе пытаются возродить исконно русскую деревню и не давать детворе бить баклуши. Для этого слуги Божьи позаботились о создании детского православного лагеря. 

… И удосужились не забыть о стариках: в соборе задумали обеспечить 25 людей преклонного возраста отдельными комнатами со всеми удобствами. Дому престарелых суждено выступить одним из крупнейших социальных проектов местного благочиния.   

Мир Софийского собора – мир Бога, то место, куда так часто стремится душа человека. А храм для души – это родное и по-настоящему нужное.

Граффити Софии Киевской

София Киевская известна в основном своими росписями и мозаиками, в качестве источника палеографических надписей ее знают чуть меньше. Часто бывает, что посетители древнего собора заглядываются на настенные лики святых, но не замечают надписей, расположенных на уровне собственного носа. А это стоило бы сделать, ведь можно обнаружить много интересного. Святая София Киевская как Русская митрополия (дословно «мать городов русских») привлекала массу паломников, и многие из них оставляли автографы в память о своем посещении святыни.

Такие надписи называются итальянским словом «граффи́ти» (с ударением именно на второй слог, множественное число; в единственном – «граффи́то»).

Молитвенные призывы и покаянные возгласы – важная тема софийских надписей. И действительно, их довольно много: «Господи, помози рабу Своему Георгию», «Господи, помози рабу Своему Григореви. Аминь», «Господи, помози рабу Своему

Иоану грешному, иже се писа. Аминь», «Михаил убогий, а грехом богатый писал, Господи, помози ему», есть и собственно Василий: «Господи, помози рабу Своему Василиеви, грешному помози ему…»

Такие надписи можно воспринимать как своего рода «вечные» помянники, ведь книги и бумаги могут сгореть, а стены Софии Киевской все еще содержат просьбы о молитвах наших далеких предков… Но среди таких молений можно встретить и лаконичное анонимное покаянное сообщение: «Блуд сотворил в свят день».

Впрочем, древнерусские прихожане Софийского собора молились не только о себе. В проеме окна южной галереи некто верноподданный начертал: «Помози, Господи, кагану нашему». Каган – древнетюркский титул, аналог царя или князя. Каганами именовали, например, хазарских царей. Имел хождение титул и на Руси. Святитель Иларион Киевский в своем «Слове о Законе и Благодати» (1030–1050) каганами называет великих князей Владимира и Ярослава: «О законе, Моисеомъ даннеемъ, и о благодати и истине, Исусом Христом бывшии. И како законъ отиде, благодать же и истина всю землю исполни, и вера въ вся языкы простреся и до нашего языка рускаго. И похвала кагану нашему Влодимиру, отъ негоже крещени быхомъ», «Быша же си въ лето 6559, владычествующу благоверьному кагану Ярославу, сыну Владимирю».

Значительно реже каганами, т. е. царями, в древнерусской письменности именуют других князей. Автор «Слова о полку Игоревом» вспоминает о былом «каганьем времени» – времени могущества Киевской Руси до эпохи междоусобиц.

Софийский собор: жизнь в ХХI веке

Сегодня, когда стало модным создавать всякого рода рейтинги, Софийский собор по праву входит в «топ» красивейших православных святынь Петербурга. При этом в нем не забывают про «полковое» происхождение: храм в Пушкине известен своей дружбой с местными учебными заведениями, готовящими военных. Потому часто под сводами Софийских куполов слышны слова присяги и молебнов для тех, кто свою жизнь связал с армией. А на Христово Рождество можно даже запахи аппетитные учуять: то развертывает свою «вкусную» деятельность полевая кухня.

Имеет Софийский собор и свою воскресную школу, и собственную газету «Ковчег», и благотворительную столовую. Ежедневно в ней питаются около двухсот малоимущих. Откуда в столовой продукты? Прямиком из собственного подсобного хозяйства. А еще в соборе пытаются возродить исконно русскую деревню и не давать детворе бить баклуши. Для этого слуги Божьи позаботились о создании детского православного лагеря. 

… И удосужились не забыть о стариках: в соборе задумали обеспечить 25 людей преклонного возраста отдельными комнатами со всеми удобствами. Дому престарелых суждено выступить одним из крупнейших социальных проектов местного благочиния.   

Мир Софийского собора – мир Бога, то место, куда так часто стремится душа человека. А храм для души – это родное и по-настоящему нужное.

Интересные факты

В стенах Софийского собора гусары Лейб-гвардии не только молились, но и сберегали штандарты, а также множественные награды за боевые подвиги. Имена геройски погибших в боях офицеров были высечены там же – на мраморных досках.

Однажды в храме была обнаружена интереснейшая находка: во время обустройства там подвалов (в них хотели разместить печи) копатели нашли серебряные с позолотой лопатку и молоточек. На тех красовались вензель Императрицы Екатерины и надпись «Чарльз Камерон – архитектор». 

В советское время Софийскому собору судилось побывать не только в роли склада: служил он и местом для утилизации отходов производства, и гаражным кооперативом, и даже заболоченной помойкой. 

Использованные материалы

  Строев П.М., Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской церкви. — СПб., 1877. с.27.

  Серебренников В. В., «Киевская академия с половины XVIII века до преобразования ее в 1819 году», Киев, 1897, с. 48 — 49,

  Закревский Н. В., Описание Киева / Изд. Моск. археологич. об-во, т. 2. — М. : Тип. Грачева и К°, 1868, с. 890, ; ; Серебренников В. В., «Киевская академия с половины XVIII века до преобразования ее в 1819 году», Киев, 1897, с. 53,

  Закревский Н. В., Описание Киева / Изд. Моск. археологич. об-во, т. 2. — М. : Тип. Грачева и К°, 1868, с. 890

  Белик Жанна Григорьевна «Складывание научного подхода к реставрации древнерусской живописи и роль Пешехоновых в этом процессе», Диссертация. канд. искусствоведения : 17.00.04 Москва, 2006, 265 с.

  Лебединцев П., прот., (+ протоиерей Иоанн Михайлович Скворцов) // Киевские епархиальные ведомости, 1863, № 17( 2), с. 514; № 18 (2), с. 554.

  «Распоряжения епархиального начальства», Киевские епархиальные ведомости, 1863, № 16 (1), с. 146.

  Языков Д.Д. Обзор жизни и трудов покойных русских писателей. Вып. 10 / Д.Д. Языкова. — М. : тип. А.И. Снегиревой, 1907, с. 66,

  Некролог. Киевские епархиальные ведомости,1890, № 2, с. 47 и Рождественский А.А., Воспоминания о В.О. Ключевском, сноска 2,

  Биографический словарь выпускников Киевской духовной академии: 1819-1920-е гг. Материалы из собрания проф. протоиерея Ф.И. Титова и архива КДА в четырёх томах. Том II. К — П. // Издательский отдел Украинской Православной Церкви, Киев 2015, с. 426.

  ЛЮБЛЮ АКАДЕМИЮ И ВСЕГДА БУДУ ДЕЙСТВОВАТЬ ВО ИМЯ ЛЮБВИ К НЕЙ.» (ПИСЬМА ПРОФЕССОРА КИЕВСКОЙ ДУХОВНОЙ АКАДЕМИИ Д.И. БОГДАШЕВСКОГО к А.А. ДМИТРИЕВСКОМУ). Вестник ПСТГУ : История. История Русской Православной Церкви. 2013.Вып.5 (54). С.75-107 Сноска 72,

  Биографический словарь выпускников Киевской духовной академии: 1819-1920-е гг. Материалы из собрания проф. протоиерея Ф.И. Титова и архива КДА в четырёх томах. Том I. А — Й. // Издательский отдел Украинской Православной Церкви, Киев 2014, с. 536.

  БД ПСТГУ «Новомученики и Исповедники Церкви Русской XX века», и

  БД ПСТГУ «Новомученики и Исповедники Церкви Русской XX века»,

  Василий Анисимов, Огонь, который нельзя загасить: ЧАСТИЧНЫЙ СПИСОК ПОГИБШЕГО ДУХОВЕНСТВА г. КИЕВА 1931 год.,

  «Союзом боязни связуем…» (Письма протоиерея Василия Прилуцкого к Алексею Афанасьевичу Дмитриевскому (1908–1927 гг.)), Вестник Екатеринбургской духовной семинарии. Вып. 1(9). 2015, с. 142.

История Софийского собора

Уникальность храма заключается не только в его самобытности, но и непростой судьбе. Возведение охватило период между 1044 и 1060 годами, в пик правления князя Всеслава Чародея.

Строительство собора велось по архитектурному плану, схожему с одноимёнными соборами в городах Киева и Новгорода, по прообразу храма в Константинополе. Стены возводились на правом берегу Западной Двины руками горожан, а также великих архитекторов и мастеров из Византии. Первое упоминание о святыне появляется в летописях «О полку Игореве», а также «Житии Евфросинии Полоцкой».

Собор олицетворял собой могущество и важную роль религии, стал православным достоянием, куда приходили горожане за успокоением, культурой и просвещением. В его стенах располагалась библиотека и архив с огромным разнообразием книг, казначейство, магистрат, усыпальница, а также проводились встречи послов и оберегались коллекции духовных святынь.

В начале XVII века великий собор пострадал от нескольких пожаров, но его стены были восстановлены в ходе реконструкции. Восстановлением храма занималась униатская церковь, в распоряжение которой собор был передан после заключения Брестской унии.

Дальнейшая судьба собора переживала нелёгкие времена затяжных войн и сражений. В годы Северной войны помещения храма использовались в качестве склада оружия и боевой амуниции, а в 1710 его стены были подорваны, что привело к катастрофическим разрушениям.

Благодаря поддержке архиепископа Флориана Грибницкого и архитектора Яна Криштофа Глаубица собор был отстроен практически заново. В его архитектуре использовались особенности стиля позднебелорусского барокко. А в начале XX века были отреставрированы святые образы, изображённые на стенах святыни.

В 1924 году двери церкви были закрыты для богослужения. Вместо этого в её помещениях начал свою деятельность краеведческий музей.

В период немецкой оккупации во времена Второй Мировой войны Софийский собор вновь начал свою работу, а в 1969 году вновь был закрыт на реставрацию.

Архитектура

Архитектура Софийского собора является моделью градостроительства Древней Руси. От одноимённых храмов в Киеве и Новогрудке собор перенял такие элементы архитектуры, как свод крестово-купольного типа, характерный для христианских храмов Византии, а также галерею и 5 нефов.

Однако Софийской собор имеет очень много уникальных особенностей строительства, которых не встретишь ни в одном подобном храме мира. В его интерьере появилась так называемая вима – алтарное возвышение. Сам же храм является семиглавым, что в христианстве символизирует семь Таинств церкви, семь Вселенских Соборов, семь добродетелей.

Полоцкий храм имеет одноапсидную базилику, а также две симметричные башни, возвышающиеся на 50 м над Двиной.

Богатый белый интерьер святилища украшен золотом, лепниной и фигурными карнизами, арками и величественными колоннами, а стены расписаны святыми изображениями Троицы Невозаветной и «Спасом Нерукотворным», а также копией знаменитой фрески Леонардо да Винчи «Тайная Вечеря».

https://youtube.com/watch?v=jOKlBTIkn1c

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector