Иларион киевский
Содержание:
Военный поход против греков
Князь Ярослав отправляет в Восточную Римскую империю экспедиционный корпус, возглавил его старший сын князя, который отправляется морским путем. Около западных берегов Черного моря эскадра славян попала в большой шторм, потеряв более трети своих кораблей. Оставшаяся часть войск, двигавшаяся морем, была атакована греческими судами. После таких неприятностей часть еще пригодных к использованию кораблей была отправлена обратно, высадив при этом десант. На обратном пути корабли князя вновь были настигнуты греческой эскадрой, но в этот раз удача была на стороне воинов князя Ярослава. Суда греков в большом количестве были потоплены.
Шесть тысяч воинов, которых удалось высадить на берег, продолжили свой поход, вел войска опытный воевода Вышата. Известие про уничтожение флота привело императора Константина Мономаха в бешенство, поэтому вопрос высаженного десанта должен был быть по замыслу императора решен с максимальной жестокостью.
После ряда столкновений воевода Вышата был окружен и с остатками отряда взят в плен, в этом случае греки употребили очень жестокое наказание, которое, в принципе, уже применялось в истории, достаточно вспомнить Василия II Болгаробойца. Оставшиеся русские воины были ослеплены и отправлены на родину, конечно, такой акт со стороны греков не способствовал прекращению войны.
ИЛАРИОН
ИЛАРИОН (середина 11 в.), митрополит Киевский, русский писатель и церковно-политический деятель эпохи Ярослава Мудрого. Сведения о его биографии содержатся в Повести временных лет. Под 1051 годом летопись упоминает имя пресвитера Лариона как одного из священников клира княжеской церкви на Берестове. Этот факт позволяет сделать вывод, что Иларион, «муж благ, книжен и постник», был в числе приближенных князя Ярослава. Вероятно, он принимал самое активное участие в предпринятой Ярославом организации первой русской библиотеки при Софийском соборе (1037), занимаясь перепиской и переводом книг. С именем Илариона летопись также связывает начало самого древнего русского Киево-Печерского монастыря. Ища уединенного места для молитв, он «ископа печерку малу двусажену» на том месте, где впоследствии будет основана знаменитая Лавра. Когда князь Ярослав, отстаивая независимость молодого государства, захотел поставить на Киевскую митрополию русского митрополита, его выбор пал на Илариона. В 1051 русский епископ был возведен в митрополичий сан собором епископов, однако занимал кафедру недолго. Сразу после смерти Ярослава (1054) Иларион был смещен и заменен митрополитом-греком, присланным из Царьграда. Вероятнее всего, Иларион, будучи монахом и человеком высокой книжной культуры, лишившись сана, поселился в пещерах Киево-Печерского монастыря. Не исключено, что именно он упоминается в монастырском патерике, где говорится о черноризце Ларионе, который был «книгам хитр писати… и по вся дни и нощи писаше книгы в келии…».
Также по теме:
Юношеские годы и молодость
В десятилетнем возрасте Гриша принял крещение. Запретный в годы застоя мир церкви начал привлекать любознательного ребенка. Мальчик посещал богослужения в церкви Воскресения Словущего в Брюсовом переулке. Вскоре по благословению архиепископа Питирима, настоятеля храма, Григорий становится чтецом на литургии.
Часто во время школьных каникул юноша посещает Свято-Духов монастырь в Вильнюсе. Здесь, несмотря на огромную возрастную разницу, завязывается дружба с владыкой Викторином. Старец, помнивший приезд Николая II в Вильну, становится духовным наставником юноши.
Студенческие годы
Получив среднее образование, молодой человек поступает в Московскую консерваторию в класс профессора А. А. Николаева. Обучение прерывает призыв в Советскую Армию. Рядовой Алфеев становится барабанщиком в военном духовом оркестре. Отслужив два года в Вооруженных силах, он в ноябре 1986 года возвращается в Москву.
Григорий бросает учебу в консерватории и решает поступить в семинарию. Однако вступительные экзамены проводились только в сентябре следующего года. Будущий священник отправляется в Прибалтику, где поступает послушником в Свято-Духов монастырь.
Монашеский постриг
Человек, разочаровавшийся в мирской жизни, по благодати Божьей приходит в монастырскую общину. Смысл жизни инока – служение Богу.
При постриге монах дает три обета:
- послушания;
- нестяжания;
- целомудрия.
Послушание требует полного отсечения собственной воли. Так монах учится воспринимать Божью волю как главное руководство в жизни. Нестяжание означает, что инок не имеет права чем-либо владеть. Допускается наличие немногочисленных личных принадлежностей в келье. Целомудрие подразумевает не просто отсутствие сексуальной жизни и семьи. Святые отцы указывают на целостную мудрость, которая помогает воспринимать земной путь, как предстояние перед Богом.
Пострижение Григория Алфеева в монахи состоялось 19 июня 1987 года в храме Святого Духа в Виленском монастыре. После обряда священнослужитель получил имя Иларион в честь игумена Далматского монастыря в Константинополе. Ровно через два месяца совершилось рукоположение в иеромонахи.
Церковная служба
Став священником, отец Иларион служит литургии и исповедует прихожан. Через полтора года архиерей обители вручил батюшке указ о назначении на приход. В литовской деревне Калайняй жили 10-13 русских прихожан. Через некоторое время добавились еще два прихода: один — в селе Титувенай, другой — в городе Тельшяй.
Отец Иларион поставил перед собой задачу служить каждый день по полному монастырскому уставу. С 2:30 храм готовился к богослужению. В 3:00 начиналась полунощница, затем утреня. К десяти часам утра заканчивалась литургия. Вечером совершалась вечерня и повечерие. Днем священник общался с прихожанами или читал богословские книги.
Преподавание в академии
Во время служения в Литве Алфеев заочно получал высшее богословское образование. За один год закончена Московская семинария, за два — пройден академический курс. В 1991 году после окончания духовной академии в Москве и защиты кандидатской диссертации отец Иларион получил приглашение работать в учебном заведении.
Священник сначала преподавал гомилетику — искусство составления проповеди, затем — догматическое богословие и Новый Завет. Кроме этого, велись занятия со студентами в кружке греческого языка. Через два года поступило предложение — поехать на учебу в Оксфордский университет.
Стажировка в Оксфорде
В Англии отец Иларион значительно расширил свое богословское образование. Этому во многом способствовал митрополит Диоклийский Каллист, который руководил работой священника из России. Университетский преподаватель известен благодаря фундаментальному труду «Православная церковь», изданному в переводе на русский язык. Помимо учебы Иларион участвовал в богослужениях на приходах великобританской Сурожской епархии.
Итогом заграничной командировки стала докторская диссертация, посвященная преподобному Симеону Новому Богослову. Как правило, на написание научной работы такого уровня отводится три года. Русский клирик подготовился к экзамену за два года. В 1995 году новоиспеченный доктор философии возвращается в Москву. Новым местом служения стал Отдел внешних церковных связей Русской православной церкви.
Канонизация святителя Илариона
Вопрос о канонизации остается открытым и сейчас. Достоверно неизвестно, когда произошло это событие, возможно, что митрополит Киевский и всея Руси Иларион Киевский был причислен к лику святых без определения церковного собора. Впрочем, большинство церковных историков считают, что непосредственно решения собора по данному вопросу не было. Причиной стало народное почитание. Мощи этого святого находятся в Ближних Пещерах Киево-Печерского монастыря. День памяти совершается 21 октября.
До настоящего времени не сохранилось достоверных изображений, на которых изображен Иларион Киевский, митрополит. Фото, представленные в статье, это подтверждают. Также в соответствии с русскими традициями, мощи находятся под облачением, их не показывают широкой публике. Можно лишь увидеть фото гробницы, где находятся мощи святого.
Детство Илариона
Появление Григория на свет совпало с закатом хрущевской «оттепели». Эра первых космических полетов и трудового энтузиазма сменялась эпохой экономического застоя. Политические реформы сворачиваются, усиливается антирелигиозная работа правоохранительных органов. Страна отгораживается от внешнего мира железным занавесом.
Происхождение и рождение
Будущий епископ православной церкви родился 24 июля 1966 года в Москве. Родители мальчика принадлежали к интеллигенции, были работникам науки и культуры. Две половинки ячейки советского общества представляли два популярных в те годы лагеря — физиков и лириков.
Детство прошло в двухэтажном доме на улице Неждановой, где в коммунальной квартире проживали пять семей. Воспитание в семье основывалось не на наказаниях и запретах, а на приобщении к интеллектуальному миру. Ребенок получал мощный духовный толчок от литературы, живописи и музыки, которые сопутствовали взаимоотношениям взрослых.
Семья
Новорожденному дали имя в честь деда — Г. М. Дашевского. Григорий Маркович трудился в Академии наук, писал книги об истории гражданской войны в Испании. В 1944 году майор Дашевский скончался от ран, полученных на фронте.
Отец митрополита Илариона — В. Г. Дашевский, доктор физико-математических наук. Ученый анализировал пространственное распределение атомов в молекуле. Результаты исследований изложены в ряде научных монографий. Вскоре после рождения сына Валерий Григорьевич покинул семью, закончил жизнь трагически после несчастного случая.
Воспитывала Гришу мама — В. А. Алфеева. Валерия Анатольевна родилась 19 июня 1938 года на Рязанщине в деревне Пителино. С 1961 года девушка работала журналисткой после окончания Московского университета. Алфеева пишет повести и рассказы на религиозные темы, а 1981 году становится членом Союза писателей.
Обучение музыке
Приобщение к музыке началось еще в утробе матери. Во время беременности Валерия Анатольевна любила слушать произведения Баха, Брамса и Шостаковича. Впоследствии эти композиторы стали любимыми авторами Григория.
В школьные годы это был подвижный, веселый и остроумный парнишка. Он увлекался изучением иностранных языков, любил читать книги мировой классики. На стихи любимого поэта Гарсия Лорки Григорий написал выпускное сочинение. Часто вместе с мамой подросток посещал художественные экспозиции, филармонические концерты.
Школьный преподаватель Владимир Довгань отмечал глубокое проникновение одаренного ученика в смысл музыкального произведения. В 1984 году юноша блестяще окончил музыкальную школу с отменной композиторской программой. В виде исключения Григорию выдали диплом, в котором значилось, что выпускник имеет композиторскую квалификацию.
Труды
- «О церковности духовной школы и богословской науки». Сергиев Посад, 1912. См. также «Богосл. Вестн.», 1912, ноябрь.
- «Триединство Божества и единство человечества». Москва, 1912.
- «Христианство или Церковь». Сергиев Посад, 1912 и 1913 гг.
- «История Плащаницы». Сергиев Посад, 1913. См. также «Богосл. Вестн.», 1912, февраль-март.
- «Наука и Жизнь». Москва, 1913.
- «О необходимости историко-догмат. апологии девятого члена Символа Веры». Сергиев Посад, 1913. См. также «Богосл. Вестн.», 1913, февраль.
- «Покаяние в Церкви и покаяние в католичестве». Москва, 1913.
- «Замечания, поправки и дополнения к Православному догматическому богословию». Прот. Н.П. Малиновского, т. III и IV. Сергиев Посад, 1914.
- «Прогресс и преображение». Речь. Сергиев Посад, 1914. См. также «Богосл. Вестн.» 1914, октябрь-ноябрь.
- «Священное Писание и Церковь». Москва, 1914.
- «Единство идеала Христова». Письмо к другу. Сергией Посад, 1915. См. также «Христианин», 1915, январь-февраль.
- «Христианства нет без Церкви». Сергиев Посад, 1915.
- «Богословие и свобода Церкви». (О задачах освободительной войны в области русского богословия). «Богосл. Вестн.» 1915, октябрь, с. 98.
- «Проф. Митрофан Дмитриевич Муретов». (Скончался 11 марта 1917 г.) (Некролог). «Богосл. Вестн.» 1918, март, с. 5.
- «Библиография: на книгу Свящ. Д.В. Рождественского. «Учебное руководство по Св. Писанию», ч. 1, Петроград, 1915. «Богосл. Вестн.» 1915, апрель, с. 876.
- «Обновление академического храма и пострижение в монашество». (Речь). «Богосл. Вестн.» 1913, декабрь, с. 905.
- «Покровский академический храм к началу второго ??? «Богосл. Вестник»?
- «Краеугольный камень». (Мф. 16, 13-18) (Юбилейный сборник). Год издания неизвестен.
- Указ. на лит. труд см. «Богосл. Вестн.» 1915, X-XI-XII, с. 61, (отчет).
- «Единство Церкви и всемирная конференция христианства». «Богосл. Вестн.» 1917, январь, с. 1.
- «Открытие Всероссийского Церковного Собора». «Богосл. Вестн.» 1917, август-сентябрь, с. 275.
- «Почему необходимо восстановить патриаршество?» (Речь на Соборе). «Богосл. Вестн.» 1917, август-сентябрь.
- «Восстановление патриаршества». «Богосл. Вестн.» 1917, октябрь, декабрь, с. 418.
- «Письмо о Западе». «Христианин», 1915, март-июль.
- «Гностицизм и Церковь в отношении к Новому Завету». (Пробная лекция). «Богосл. Вестн.» 1911, июль-август, с. 493.
- Слово в день празднования 95-й годовщины от основания Московской духовной академии (1 октября 1909 г.). «Богосл. Вестн.» 1909, октябрь, с. 399.
- «Из академической жизни. Посещение Академии обер-прокурором Св. Синода В.К. Саблером». «Богосл. Вестн.» 1911, май, с. 252.
- «О церковном употреблении пасхальной еннеакэдекаетириды Анатолия Лаодикийского». «Богосл. Вестн.» 1916, январь, с. 48.
- В.А. «Понятие о Церкви в противоидейской полемике первых двух веков». «Богосл. Вестн.» 1912, май, с. 1, июнь, с. 241.
- «Вопрос о Церкви в догматической полемике с донатизмом оптат Милевийский». «Богосл. Вестн.» 1912, сентябрь, с. 247.
- «Вопрос о Церкви в полемике блаж. Августина против донатистов». «Богосл. Вестн.» 1912, октябрь, с. 297.
- «Воплощение и смирение». «Моск. Церк. Вед.» 1913, № 51-52.
- «Воплощение и Церковь». «Моск. Церк. Вед.» 1914, № 51-52.
- «Пасха Нетления». «Моск. Церк. Вед.» 1915, № 12-13.
- «Вифлеем и Голгофа». «Отдых Христ.» 1916, № 12.
- «Грех против Церкви». (Думы об интеллигенции). Петроград, 1916.
- «Постное и пост.»
- Богословие и свобода Церкви: О задачах освободительной войны в области русского богословия. М.: Сардоникс, 2005. 62 с.
Митрополит Иларион. «Православие», другие труды
Недавно свет увидело новое творение митрополита «Начало Евангелия». К труду этому Алфеев шел долгие 25 лет. В своих книгах он представляет свой ценный опыт тем, кто хочет познать истину. Писательским трудом Иларион увлекся еще в те времена, когда преподавал Евангелие в Свято-Троицком институте. Тогда он очень подробно изучал Новый завет. Читал он его с детства, толковал с другой литературой, в то время нужных сведений было очень мало, доступ к ним ограничивался. Теперь свои знания передает всем желающим митрополит Иларион. Книга Христе написана была не сразу. Богословская деятельность Илариона опирается в основном на учения Святых Отцов. Диссертации защищались автором по темам о Исааке Сирине и Симеоне Новом Богослове. Все свои мысли автор вылил в книге «Православие». Начал это произведение он писать с Христа, но переключился на другие темы, поняв, что еще не созрел к авторству об Иисусе.
Книга «Священная тайна Церкви. Введение» принесла автору Макариевскую премию в 2005 году. Содержание знакомит с мыслями учителей и отцов церкви о призывании имени Христа.
Книга Илариона «Преподобный Симеон Новый Богослов, его православное предание» — это перевод докторской диссертации, которая защищалась в Оксфорде.
Исааку Сирину был посвящен труд «Духовный мир Исаака Сирина». Этот святой молился за любовь Божью, которую видел во всем. Он молился за всех – за людей, за животных, а также за демонов. Даже ад в его понимании – это любовь, так воспринимают ее грешники, как боль и страдания, посланные по заслугам.
Книга Илариона Алфеева «Жизнь и учение Григория Богослова» описывает житие великого святителя и великого отца, который в свое время отчеканил догматы о Пресвятой Троице.
Свои труды Иларион пишет доступным для мирян языком. Задумкой его было создать катехизис для тех, кто решил креститься, кому нужна небольшая книга, где за три дня можно узнать все самое основное. Митрополит сел и написал такой труд в одном порыве дыхания за три дня в таком стиле, чтобы и человек смог прочитать его за такой же срок. Потом еще неделю он его редактировал. В этом катехизисе Иларион максимально доступно и просто изложил все основы веры православной, учение о Церкви, о богослужениях, о моралях и основах нравственности христианской.
ИЛАРИОН
ИЛАРИОН (середина 11 в.), митрополит Киевский, русский писатель и церковно-политический деятель эпохи Ярослава Мудрого. Сведения о его биографии содержатся в Повести временных лет. Под 1051 годом летопись упоминает имя пресвитера Лариона как одного из священников клира княжеской церкви на Берестове. Этот факт позволяет сделать вывод, что Иларион, «муж благ, книжен и постник», был в числе приближенных князя Ярослава. Вероятно, он принимал самое активное участие в предпринятой Ярославом организации первой русской библиотеки при Софийском соборе (1037), занимаясь перепиской и переводом книг. С именем Илариона летопись также связывает начало самого древнего русского Киево-Печерского монастыря. Ища уединенного места для молитв, он «ископа печерку малу двусажену» на том месте, где впоследствии будет основана знаменитая Лавра. Когда князь Ярослав, отстаивая независимость молодого государства, захотел поставить на Киевскую митрополию русского митрополита, его выбор пал на Илариона. В 1051 русский епископ был возведен в митрополичий сан собором епископов, однако занимал кафедру недолго. Сразу после смерти Ярослава (1054) Иларион был смещен и заменен митрополитом-греком, присланным из Царьграда. Вероятнее всего, Иларион, будучи монахом и человеком высокой книжной культуры, лишившись сана, поселился в пещерах Киево-Печерского монастыря. Не исключено, что именно он упоминается в монастырском патерике, где говорится о черноризце Ларионе, который был «книгам хитр писати… и по вся дни и нощи писаше книгы в келии…».
Также по теме:
РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ
Объем литературного наследия Илариона определить непросто в силу краткости и порой анонимности приписываемых ему произведений. В настоящее время безусловно принадлежащими перу митрополита Илариона считаются Слово о законе и благодати, т.н. Молитва и Исповедание веры. Есть основания предполагать участие Илариона в древнерусском летописании. Слово о законе и благодати, которое по праву считается произведением, с которого начинается история древнерусской литературы, было написано не ранее 1037 и не позднее 1051. Не исключено, что оно написано по случаю готовившегося собора епископов в качестве своеобразной программы кандидата в митрополиты. Этим может объясняться и актуально политический характер сочинения, забота о всей Русской земле, о княжеском роде, о возвышении язычества Руси над последователями «закона». Для доказательства величия и исторической значимости деятельности князя Владимира, крестителя Руси, Иларион привлек обильный богословский и церковно-исторический материал, переосмыслив целый ряд положений и цитат книг Св. Писания. Иларион подчеркивает полную самостоятельность Руси и Русской церкви, увязывая крещение Владимиром Руси с непосредственным Божьим побуждением. Произведение русского митрополита, проникнутое высокими помыслами, передает духовную атмосферу эпохи.
См. также МИТРОПОЛИТЫ В ИСТОРИИ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ.
Фильмы митрополита Илариона
В просветительской деятельности владыка Иларион использует не только музыку, устное и письменное слово. Не остался без внимания и кинематограф. Воздействие зрительных образов на человека трудно переоценить.
Митрополит Волоколамский создал фильмы, объединенные в циклы:
- «Человек перед Богом». В каждой части излагаются особенности церковных таинств.
- «Церковь в истории». Фильмы повествуют о значительных периодах церковной истории.
- «Праздники». Цикл о великих православных праздниках.
- «Мир православия» представляет судьбу православия в различных странах.
- «О музыке и композиторах». Сериал посвящен музыкальным произведениям на религиозную тему семи великих композиторов.
Отдельные картины рассказывают о старообрядчестве, о монашеской жизни, о втором крещении Руси. Духовный сын Патриарха Кирилла с особой теплотой снял биографический фильм о жизни Святейшего.
Владыка Иларион убежден, что человек приобретает свободу, когда подчиняется Божьей воле, когда старается жить по Евангелию, и поступки сверяются с библейскими заповедями. Тогда все будет получаться. Так, как это произошло у Алфеева Григория Валериевича.
Митрополит Илларион. Историческое сочинение
Митрополит Илларион – это глава православной церкви города Киева и всея Руси во времена правления князя Ярослава Мудрого. Он был самым первым митрополитом славянского, а не греческого, происхождения в истории Древнерусского государстве.
Также Илларион прославился в качестве духовного писателя, автора древнейших оригинальных русских литературно-богословских произведений. Главное из них – это «Слово о законе и благодати», содержащее апологию Русской земли.
В лице Иллариона, впервые митрополитом стал священнослужитель, назначенный киевским князем с согласия собора русских епископов, а не константинопольским патриархом
Причиной этого важного исторического события стал расцвет Киевской Руси при Ярославе Мудром, превращение Древнерусского государства в могущественную державу с самостоятельной внешней и внутренней политикой
Тот факт, что Илларион стал первым «местным» митрополитом на Руси – славянского, а не греческого происхождения, говорит о том, что Русская православная церковь начала постепенно избавляться от своей зависимости от Константинополя. Следствием данного события стало то, что такая тенденция обретения самостоятельности продолжилась и в будущем. В 1448 году в России митрополит впервые будет назначен на русском поместном соборе, а не решением из бывшей столицы Византии, а в 1589 году – будет основано русское патриаршество.
Также необходимо отметить, что митрополит Илларион всеми силами старался способствовать укреплению княжеской власти. Он пропагандировал необходимость подчинения населения всей Русской земли верховной власти киевского князя. Кроме того, Илларион был уверен, что успехи в управлении государством тесно связаны с наличием у верховного правителя образованности и высокого интеллектуального развития.
Митрополит сам был человеком из знатного рода, начитанным и очень образованным по меркам своей эпохи. Вместе с князем Ярославом Мудрым он составил церковный устав-судебник, который вошёл в историю под названием «Устава Ярослава». Следствием этой деятельности митрополита Иллариона стало укрепление сотрудничества государственной власти и церкви; разработка единых законов и правил, действовавших на всей территории Киевской Руси.
Характерно, что на следующий же год после смерти Ярослава Мудрого Илларион оставил митрополичью кафедру и продолжил свою жизнь уже как монах – в трудах, молитвах, посте и благочинии. Этого человека можно с полным правом назвать верным и последовательным союзником князя Ярослава в деле духовного и политического развития Киевской Руси.
Ещё одна важнейшая сторона деятельности митрополита Иллариона – это написание им литературных произведений. На посту митрополита Киевского он создал немало сочинений на религиозную тематику. В частности, это «Номоканон» – свод правил церковной жизни, получивший на Руси название «Кормчей книги»; «Исповедание веры», «Слово к брату-столпнику».
Самым выдающимся произведением митрополита Иллариона является его «Слово о Законе и Благодати». Оно посвящено популярному и доступному для любого обывателя трактованию Закона, то есть Ветхого Завета, и Благодати – Нового Завета.
Кроме того, в данном произведении Илларион прославил просвещение Руси, огромную роль христианства в её жизни. С большим почтением пишет митрополит Илларион об отце Ярослава Мудрого – Владимире Святославиче, который сделал православие государственной религией Киевской Руси; об огромных преимуществах христианства по сравнению со старыми языческими верованиями.
Прославляет он в «Слове о Законе и Благодати» и Ярослава Мудрого – большого любителя книг, и советует каждому человеку следовать его примеру. А ещё Илларион выступает в своём сочинении как великий патриот Русской земли.
Митрополит Илларион оказал существенное влияние на последующую историю Руси. Он способствовал распространению национальной письменности и культуры, усилению роли религии в жизни русских людей. Он стал выразителем той безоговорочной поддержки, которую оказывала православная церковь официальной власти киевского князя.
Выбери ответ
Биография
Епископ Русской православной церкви Митрополит Иларион – по паспорту Григорий Валериевич Алфеев, появился на свет в Москве 24 июля 1966 года. Папа – Дашевский Валерий Григорьевич, мама Валерия Алфеева, была писательницей. Папа рано покинул их, поэтому Григория воспитывала мама.
С раннего возраста он был тесно связан с творчеством и церковью, его крестили в 11 лет, а уже в 15 он стал чтецом в храме в Москве. Его образование началось в 1973 году в Московской музыкальной школе, после неё он продолжил получать образование в консерватории.
Не обошлась юность отца Илариона без службы в армии, правда и там он не разлучался с музыкой, так как был музыкантом духового оркестра пограничных войск. После армии решил полностью отдать себя богослужению, поэтому ушел из музыкального ВУЗа и стал воспитанником в монастыре. Здесь же спустя полгода был посвящен в монашество. Служил настоятелем во многих храмах, полностью погрузился в работу.
Получил образование в церковной школе, которую окончил в 1989 году. Через 2 года получил степень кандидата богословия в духовной академии, там же закончил аспирантуру.
Некоторое время читал церковные дисциплины в богословском институте и православном университете. В 1993 году отправился стажироваться в Оксфордский университет, там он создал свою диссертацию и постиг сирийский язык под присмотром великих наставников.
В 1995 получил степень доктора философии при успешной защите докторской диссертации. Вернувшись на родину, продолжил делиться знаниями в церковных школах.
Отношение к смерти
Как рассказывает сам митрополит, тема смерти волновала его с раннего детства. Уже в пятилетнем возрасте он осознал факт, что все люди когда-то умирают. Значит, и он тоже. Но почему? Для чего тогда дана жизнь? Мысли эти терзали его все время. В юности эти думы посещали его вновь. Любимым поэтом юноши стал Федерико Гарсиа Лорка. Творчество его в большей степени посвящалось смерти. Через стихи автор предсказывал, а впоследствии и пережил собственную трагическую кончину. Иларион, окончив музыкальную школу, к выпускному экзамену подготовил вокальный цикл для тенора и фортепиано на стихи этого автора, свою работу он назвал «Четыре стихотворения Гарсиа Лорка». Много лет спустя произведение было оркестровано и переименовано как «Песни смерти».
На похоронах учителя в сознании неопытного Илариона многое перевернулось. Для чего дана человеку жизнь? Этот вопрос был одним из первых. В скором времени умирает бабушка, после этого сестра, а затем и отец Илариона. Юноша пытался понять, почему же это происходит с близкими и родными ему людьми. Пришло осознание того, что ответы на поставленные вопросы может дать только христианская вера. Она укрепляет наш дух, который противится смерти
Важно было осмыслить, для чего приходит смерть к каждому, только в разное время, какой переход (и куда) она означает. Митрополит Иларион, фильмы которого дают ответы на подобные вопросы, старается донести до всех христиан смысл жизни и смерти