История храма рождества пресвятой богородицы в путинках

Современное состояние

Сейчас храм восстановлен и отремонтирован. Его внешний вид соответствует экстерьеру конца XVII века. Стены и барабаны шатров покрыты штукатуркой и побелены, крыша окрашена в темно-зеленый, а купола – в темно-синий цвет. Большая часть росписей внутри церкви современные, но несколько ликов сохранилось с XVII века. На стенах расположены иконы. Возле них установлены подсвечники. Доступ прихожан в церковь осуществляется через накрытое шатром крыльцо с улицы Малая Дмитровка. Одновременно сооружение может вместить не более 2000 человек.

Освещение внутренних помещений храма обеспечивают несколько люстр, которые подвешены на высоте 4-6 метров. Внешний вид Богородичной церкви ночью подчеркивают желтые лампы, установленные в оконцах колокольни, и синие фонари, закрепленные у оснований куполов.

Организационно храм входит в Московский патриархат как приходская церковь. За сооружением закреплен статус патриаршего подворья. Его здание состоит в реестре объектов культурного наследия Российской Федерации под № 7710206000. При церкви работает воскресная школа. Возле здания открыты автомобильная парковка и киоск монастырской выпечки.

Интерьер

До 1941 года, когда храм Рождества Пресвятой Богородицы в Крылатском закрыли, его внутренние поверхности стен были покрыты масляными росписями, выполненными последователями Василия Васнецова. Но местные жители использовали церковь не по назначению долгие годы советской власти, поэтому богатое наследие храма безвозвратно утрачено.

Внимание! Сегодня, после проведения восстановительных работ, внутреннее убранство церкви поражает своей красотой и богатством. Новый иконостас сделан мастерами в стиле барокко, который соответствует времени возведения каменных стен храма

Внутренние росписи выполнены в древнерусском варианте художниками:

Новый иконостас сделан мастерами в стиле барокко, который соответствует времени возведения каменных стен храма. Внутренние росписи выполнены в древнерусском варианте художниками:

  • Н. В. Нужным (2003-2006 г. г.);
  • Д. Ю. Лазаревым (2006 г.).

Главный престол церкви освящен в честь Рождества Пресвятой Богородицы, приставной — Рудненской иконы Богоматери.

Роспись внутри храма

Архитектурные особенности

Церковь Рождества Пресвятой Богородицы – последняя в Москве, где использован старинный архитектурный уклад. Она появилась всего за год до того, как патриарх Никон запретил строить шатровые храмы на Руси. После церковной реформы в городах и селах нашей страны возводили только церкви с луковичными главками.

Основу храма составляет приземистый одноэтажный четверик, к которому примыкают два придела. Четверик построен нетривиально, Он вытянут не с запада на восток, а с севера на юг. Из основного объема, как грибы вырастают шесть граненых шатров. Живописное завершение образует сложную композицию, которая напоминает знаменитый собор Василия Блаженного.

Колокольня поставлена не с запада, как у других русских храмов, а северо-востока. Она возвышается рядом с тремя шатрами основной части, которые стоят в ряд. Еще одно необычное архитектурное решение – шатры не открыты внутрь, как это было принято раньше. Они возведены поверх сводов и играют чисто декоративную роль.

Фасады здания украшены затейливым русским узорочьем. Так называют декоративное оформление стен с использованием фигурных кирпичей. Архитектурный прием впервые стали применять в Ярославле, а оттуда узорочье распространилось по всей Руси. Любопытно, что в Рождественском храме нет главных и второстепенных фасадов. С какой бы стороны вы не смотрели на здание оно имеет безупречный богатый декор.

Всех, кто видит старинную церковь, завораживает красота мелких деталей – закомар, фризов, аркатур и рядов больших и малых кокошников, которые окружают основания барабанов и шатров. Точность и аккуратность каменных узоров заставляет восхищаться высоким уровнем мастерства средневековых зодчих. Белоснежные купола замечательно гармонируют с маленькими лазоревыми главками и яркими золотыми крестами.

История постройки

История храма в Путинках насчитывает почти четыреста лет. Современные стены пережили несколько исторических эпох в неизменном виде.


Храм Рождества Пресвятой Богородицы в Путинках

Основание храма

За Тверскими воротами Белого города Москвы в начале XVII века появился деревянный храм, посвящённый Рождеству Богородицы. В исторических хрониках этого времени его называют церковью, расположенной «на Посольском дворе в Путинках». Специалисты приводят несколько версий появления этого названия:

  1. Церковное подворье расположилось вблизи путевого гостевого дворца, куда прибывали европейские послы и путешественники на пути в столицу Русского государства.
  2. За воротами начинались дороги, ведущие в разные северные города Руси, то есть церковь располагались на распутье дорог.
  3. В третьей версии отражены особенности городского дизайна исторической части главного русского города, прорезанной множеством улочек и переулков, которые образуют подобие гигантской паутины.

Деревянная церковь, увенчанная тремя шатрами, сгорела в большом московском пожаре 1648 года. Через год на её месте началось строительство каменного собора, большую часть средств на который выделили из государственной казны. В 1652 году строительство церкви завершилось. Её освятили в честь Рождества Пресвятой Богородицы.

Царское время

Храм Рождества Богородицы, расположенный в Путинках, является последним русским шатровым культовым зданием. Через год после его освящения патриарх Никон запретил возведение церковных построек в шатровом стиле. Пристроенные в конце XVII века придел Феодора Тирона и трапезная были оформлены в стиле барокко. В это же время соорудили сторожку, из которой ход вёл на колокольню.

Западное крыльцо, увенчанное шатром, похожим по стилю на основные шпили, было построено в 1864 году. В первозданном виде до наших дней оно не сохранилось. В конце XIX века была произведена первая реставрация Рождественского храма в Путинках.


Храм Успения Пресвятой Богородицы в Путинках, 1881г.Интересно: верующие люди утверждают, что здание церкви уцелело во всех потрясениях и пожарах благодаря заступничеству Богоматери. Храм не пострадал во время захвата Москвы французами, хотя все окружающие его усадьбы были разграблены и сожжены.

Советские времена

После большевистской революции церковь закрыли не сразу. В конце 20-х годов в ней обосновалась братия закрытого Высоко-Петровского монастыря. Двери божьего дома для прихожан закрыли в 1939 году. В здании разместили конторские помещения, а позднее отдали под репетиционное помещение дирекции «Цирка на сцене». Здесь проходили репетиции животных.

В конце 1950-х годов проводилась вторая реставрация, которая коснулась только внешнего облика здания. В частности, было демонтировано западное крыльцо XIX века. Оно было заменено на шатровую постройку, приближенную по стилю строениям XVII века. Эту работу признали образцом научной реставрации, позволившей сохранить древнее уникальное здание в первозданном виде.

Интересно: церковь, считающуюся сегодня памятником архитектуры федерального значения, в советские годы хотели уничтожить. По легенде подрыв назначили на 22 июня 1941 года. По понятным причинам мероприятие отменили. Так война не дала советской власти совершить роковую ошибку.

Современность

Храм вернули православной церкви в 1990 году. Он получил статус патриаршего подворья. Первым современным настоятелем церкви стал игумен Серафим. После его трагической кончины приход возглавил протоиерей Феодор Батарчуков, который является настоятелем храма Пресвятой Богородицы в Путинках по сегодняшний день.


Внутреннее убранство церкви Рождества Пресвятой Богородицы в Путинках

К моменту возвращения здания в ведение Московской патриархии внутреннее убранство было практически полностью утрачено. Церковь восстанавливалась на благотворительные средства, большую помощь в сборе которых оказывал известный актёр Александр Гавриилович Абдулов.

Немного истории

На месте храма Рождества Пресвятой Богородицы с 1625 по 1648 год стояло деревянное здание. Строение пострадало в пожаре настолько сильно, что за восстановление его никто не решался браться. Таким образом, и было принято решение возводить вместо деревянной церкви из камня. Заложили ее в 1649 году. Основным материалом для строительства стал кирпич, на закупку которого деньги выделил сам Алексей Михайлович (к царю с соответствующей просьбой несколько раз обращались жители столицы). Быстрой реализации грандиозного проекта способствовал Иерусалимский патриарх Паисий, оказавшийся в Москве в то время совершенно случайно.

Строительство храма Рождества Пресвятой Богородицы в целом обошлось государству в 8 сотен рублей, что в те дни считалось очень большой суммой. Свои двери церковь открыла в 1652 году. Освятить ее священнослужители решили в честь образа «Неопалимая Купина Богоматери». Последний представляет собой сильнейший оберег от пожаров.

Храм Рождества Пресвятой Богородицы стал последним шатровым. Запрет на строительство таковых был выдан патриархом Никоном в 1653 г., спустя 1 год с момента открытия церкви.

Уникальный собор многократно реконструировали. В 17 веке он получил дополнение в виде пристройки, которую использовали в качестве трапезной. В это же время в храме появились сторожка с выходом к колокольне, а также придел великомученика Ф. Тирона. В очередной раз здание перестроили в 18 веке, когда местные готовились встречать Александра II. К его визиту храм получил новое, «смотрящее» на западную сторону, крыльцо (по стилю оно получилось идентичным уже существующим). Следующая масштабная реконструкция храма Рождества Пресвятой Богородицы прошла чуть позже, на закате 19 века. Тогда за нее взялся небезызвестный архитектор Николай Султанов.

Чудом церковь пережила советскую эпоху. Закрыло ее правительство в 1935 г., однако, за этим решением приказ о сносе здания не последовал. Постройку начали использовать, как конторское помещение, а позже – как базу для репетиций труппы «Цирк на сцене». В это время храм несколько раз реставрировали. В 50-ых годах западное крыльцо 18-го века было полностью разобрано и в последствии заменено новым, стиль которого больше напоминал стиль, характерный для 17 века. Эта работа проводилась под началом Николая Свешникова и Дмитрия Сухова, представлявшего Академию архитектуры (контролирующий орган).

РЕКОМЕНДУЕМ: Икона Воскресение Христово.

После развала Советского Союза храм отдали РПЦ, которая и взялась за восстановление здания. Процесс этот требовал немалых капиталовложений. Завершен он был, в том числе и за счет пожертвований публичных личностей (например, актера А. Абдулова). Свои двери для прихожан собор открыл в 1991 году. В патриаршем подворье (такой статус церковь получил после возобновления работы) проводятся ежедневные богослужения, праздничные литургии.

История

До сих пор нет единого мнения о происхождении названия «Путинки». Историки считают, что от Тверских ворот Белого города начинался путь в Тверь и Дмитров, и название «Путинки» происходит от слова «путь». Другие исследователи полагают, что это место назвали Путинкой, поскольку узкие переулки, как паутинка, расходились, от Тверских ворот.

Первая церковь Рождества Богородицы в Путинках была построена в 1625 году, это было деревянное строение, не простоявшее и четверть века. Храм сгорел в пожаре и на его месте в 1649 году начинается сооружение новой трех шатровой церкви Рождества Богородицы.

Средства на ее возведение собирали прихожане, но бо́льшую часть денег, 800 рублей, выделил из казны государь Алексей Михайлович. Работы велись три года, и в 1652 году строительство завершилось, а уже в следующем году патриарх Никон своим указом запретил сооружение шатровых храмов, считая их «неканоническими».

Первоначально церковь Рождества Богородицы в Путинках была трех шатровым храмом (прямоугольным в плане), включающим небольшую трапезную с западной стороны и шатровую колокольню. С севера был возведен придел в честь Рождества Богородицы, также с шатром.

Только в конце XVII века была сооружена трапезная с приделом в честь Святого мученика Феодора Тирона. Крыльцо с шатром с западной стороны было пристроено в XIX веке.

В 1935 году храм закрыли, его помещения заняли различные конторы, а затем здесь шли репетиции «Цирка на сцене». Долгие годы в церковном здании обучали цирковому искусству собак и обезьян.

В 1990 году храм возвратили Русской Православной церкви, настоятелем был назначен игумен Серафим (в миру Сергей Петрович Шлыков). Однако, в феврале 1991 года в своей московской квартире он был убит. Убийца до сих пор так и не найден. Первое богослужение в храме прошло спустя полгода в августе 1991 года.

Храм Рождества Богородицы на Возмище

г. Волоколамск, Волоколамский район, 1537 год
Престольный праздник  Рождества Богородицы (21 сентября)
Приделы:
Благовещения Пресвятой Богородицы (7 апреля)
иконы Божией Матери «Знамение» (10 декабря)

Церковь Рождества Богородицы в старину служила собором Николо-Богородицерождественского Возмищенского мужского монастыря, основанного в начале ХII в. князем Мстиславом Новгородским. Первоначально обитель была посвящена святителю Николаю. Находилась под покровительством Волоцких удельных князей. Вначале здесь стоял один деревянный храм. Согласно храмозданной доске, каменная церковь в честь Рождества Богородицы была построена «…по словеси архимандрита Луки в 7045 (1535) г.». Вмурованная в стену правого придела плита свидетельствует, что в 1547 г. к церкви пристроили трапезную в честь преподобного Кирилла Белозерского «повелением архимандрита Ионы Возьмищенского, а мастер Повилика Тверитин» (трапезная не сохранилась). В 1764 г. указом Екатерины II монастырь был упразднен, а соборный храм обращен в приходской и использовался для богослужений разных полков. В 1762 г., из-за треснувших в храме сводов, были сняты две из трех древних глав. В 1849 г. старая трапезная, примыкавшая к храму, и колокольня были разобраны. Построена трапезная была уже с приделами в честь Благовещения Пресвятой Богородицы (освящена в 1858 г.) и иконы Божией Матери «Знамение» (освящена в 1860 г.). В 1857 г. была возведена трехъярусная колокольня по проекту Д.М.Петропавловского. К этому же времени относятся и иконостасы главного алтаря и боковых пределов.

Церковь Рождества Богородицы кирпичная, четырехстолпная. Внутри храма в алтаре и на столбах под живописью конца ХIХ — начала ХХ вв. сохранились росписи ХVI в., частично раскрытые в 1970-х гг.  Кроме икон престольных праздников, в храме особо почитается небольшой, афонского письма образ Богоматери «Скоропослушница», а также иконы Божией Матери «Волоколамская» и преподобного Иосифа Волоцкого. В годы гонений храм лишился многих священнослужителей, среди которых отцы Павел Андреев, Александр Зверев и Николай Виноградов были прославлены в Соборе новомучеников и исповедников Российских. В советское время храм не закрывался.

Небо-центральный купол

Горнее место

Трапезная часть храма

Знаменский придел

Предел Благовещения

Главный придел

У внешней стены трапезной части храма установлена мозаичная икона преподобного Иосифа Волоцкого (Санин) (1439-1515) — самый известный святой Волоколамской земли,основатель Иосифо — Волоцкого монастыря. Его мать была похоронена у церкви Петра и Павла,расположенной неподалеку от церкви Рождества Богородицы…У иконы прс.Иосифа Волоцкого рядом с солеей,находится частица его святых мощей.

    Одна из них — сохранившаяся закладная храмоздательная доска надвратной монастырской церкви 16 века,но не этого храма (он построен в 1537 году),не сохранившейся надвратной церкви Кирилла Чудотворца Возмищенского монастыря,построенной в 1541 году…
Надпись на одной из них гласит:«Храм Рождества Пресвятой Богородицы,что на Возмище,Заложен в 1537 году на месте монастыря XIV века,где«в юности чтец бысть и певец» Преподобный Иосиф Волоцкий»
(преп.Иосиф в миру Иоанн Санин,родился в пределах Волоколамска, в селе Язвище.)

Надпись на другой доске:«В лето 1541-е месяца 25 день совершена была церковь сия Кирилла Чудотворца с трапезою при благоверном великом князе Иоанне Васильевиче всея Руси повелением архимандрита Ионы Возмищенского а мастер Повелик Тверетин»
    Хотя бы такой красивый привет от этого храма… Во имя Кирилла Белозерского построенный в 1541 году(до нашего времени эта церковь не сохранилась).
    Сама доска замечательное произведение искусства автора,создателя храма,
мастера Повелика Тверетин.

Храмовая икона Рождества Богородицы

Икона Волоколамская

Фреска – воин

Фреска

Древняя фреска

Фреска XVI в.

Фреска свт. Алексий (XVI в.)

свт.Николай Чудотворец

Храм Рождества Богородицы в Путинках — одна из красивейших церквей Москвы

Гуляя по Малой Дмитровке в центре Москвы, можно увидеть очень красивый, торжественный и обильно украшенный храм, расположенный в самом начале улицы.

Это храм Рождества Пресвятой Богородицы в Путинках.

И хотя многие далёкие от вопросов религии люди могли даже не слышать о нём, его без сомнений и преувеличения можно назвать одним из самых красивых храмов столицы.

Общий вид храма

Здание обладает достаточно сложной структурой: его основной объём имеет форму вытянутого четверика с тремя шатровыми завершениями и небольшими главками, к которому пристроены придел «Неопаплимой Купины», изящная звонница, трапезная и массивное крыльцо.

Храм построен в стиле русского узорочья, и его фасады могут похвастаться очень насыщенным декоративным оформлением: тут и кокошники, и сложные резные наличники, и аркатурные пояса — сложно найти участок фасада, на котором нет никаких декоративных элементов.

Вид с тротуара

Особенно эффектно выглядят кокошники, опоясывающие основания всех барабанов и поставленных на них шатров.

Вид с Малой Дмитровки покрупнее

Привлекает внимание и название храма — «в Путинках». Существует как минимум две распространённые версии его происхождения: первая связывает его с располагавшимся неподалёку Путевым посольским двором, где останавливались прибывшие в Москву иностранные послы, вторая же говорит, что оно произошло от расположения церкви «на пути» в Дмитров и другие города к северу от Москвы, то есть буквально — на дороге

Существует как минимум две распространённые версии его происхождения: первая связывает его с располагавшимся неподалёку Путевым посольским двором, где останавливались прибывшие в Москву иностранные послы, вторая же говорит, что оно произошло от расположения церкви «на пути» в Дмитров и другие города к северу от Москвы, то есть буквально — на дороге.

Декоративное оформление фасада

Здание храма было построено в 1649-1652 годах взамен существовавшего прежде деревянного, которое сгорело при пожаре.

Для его постройки местные жители и прихожане заручились поддержкой Иерусалимского патриарха Паисия, который в то время как раз находился в Москве. Через него они передали царю просьбу выделить необходимые для строительства кирпичи и деньги. Сначала из казны выделили 300 рублей, но их не хватило, и тогда на строительство выделили ещё 400 рублей. Однако, их тоже не хватило, и пришлось выделить ещё 100 рублей; итого казна выделила 800 рублей — немыслимую сумму! Какую-то часть необходимых средств собрали и сами прихожане.

Любопытно, что спустя год после завершения строительства, в 1653 году, патриарх Никон запретил строить в России каменные шатровые церкви, так что церковь Рождества Богородицы в Путинках стала одной из последних подобных церквей в Москве — может, даже и последней.

Крыльцо храма

Впоследствии здание неоднократно достраивалось и реставрировалось. Свой современный вид оно приобрело в 1957 году, когда храм был отреставрирован (при этом было изменено крыльцо).

В советские годы храм, как и многие другие, был закрыт. Сначала в нём разместили конторы, а затем — репетиционную базу московской дирекции «Цирк на сцене», где вплоть до 1990 года дрессировали собак и обезьян.

В 1990 году здание передали Русской православной церкви, после чего началось его восстановление. Кстати, большую роль в восстановлении храма сыграл актёр Александр Абдулов, по инициативе которого во дворах Ленкома проводился фестиваль «Задворки», а собранные на нём средства направлялись на восстановление церкви. В 1991 году в храме возобновились богослужения.

Святыни церкви Богородицы в Крылатском

С конца 19-го века в храме хранился образ, источающий чудеса по молитвам верующих людей, — Рудненская икона Божьей Матери. По преданию, была обнаружена недалеко от стен храма, в траве у ручья. На этом месте была выстроена часовня.

Родник, протекающий неподалеку, стали считать чудотворным. И поныне сюда приходят за водой жители окрестных домов, верящие в его живительную силу. При советской власти, в середине 30-х годов, чудотворный образ был уничтожен.

Некоторые жительницы деревни, одевали на себя юбки, сшитые из священнических облачений, ходили в таком виде по улице, сжигали на площади иконы. Такая же участь постигла и Рудненский образ Божьей Матери.

Для справки! Жительница села, осмелившаяся поднять руку на святой лик, закончила свою жизнь трагично. Когда немцы бомбили село, единственный дом, в который они попали, принадлежал этой женщине, где она на тот момент находилась вместе со своей дочерью.

Сейчас в храме находится один из ранних списков чудотворной иконы Рудненской Божьей Матери, датируемый началом 20-го века. Его передала в церковь одна благочестивая женщина, Параскева Ивановна Мухина, хранившая святой образ до своей смерти, совпавшей с началом Великой Отечественной Войны.

Далее икона перешла в руки дочери Варвары (до 1984 г.) и впоследствии досталась ее крестнице Лидии Ильиничне Груздевой. Последняя отреставрировала святой образ и в 1990 года передала восстанавливающему храму в Крылатском.

Икона Николая Чудотворца

Удивительна история этого иконописного образа. До революции это была надвратная икона ткацкой фабрики в Кунцево. При новой советской власти образ сняли и отправили доживать свой век в сарай. Один из рабочих фабрики, родом из Крылатского, выпросил икону у начальства и увез ее домой.

Через семьдесят лет потомки этого благочестивого человека передали святой образ вновь открывшемуся храму. Перед иконой св. Николая молятся о всех житейских нуждах, неурядицах и святой помогает страждущим.

Мощи преп. Иова Анзерского

Храм на Крылатских холмах — единственное место в Москве, где хранятся мощи Соловецкого чудотворца Иова Анзерского. Были переданы церкви Рождества Богородицы иеромонахом Евлогием, скитоначальником Голгофо-Распятского скита на Соловках.

Вместе с частицей мощей святого была подарена небольшая старинная литография с его изображением, на основе которой была написана икона. Работу выполнил И. В. Мясников, художник и реставратор, член Российской Академии живописи.

Икона и мощевик святого Вонифатия

В 2010 году в храме появилась частица мощей мученика Вонифатия. Икона святого и мощевик были переданы прихожанами Н. Мезенцевой и К. Мирейским настоятелю храма протоиерею Георгию Брееву.

Св. Вонифатий помогает людям исцеляться от болезней, особенно, от пьянства, наркомании. Находится образ святого мученика у солеи храма в киоте.

Источник

Святой источник, где была найдена икона Божьей Матери, называется Рудненским. Известен он еще со времен Иоанна Грозного. Именно из него снабжался водой царский двор.

На территории парка есть и другие родники, но этот пользуется наибольшей популярностью. По преданию, обладает целебными свойствами, поэтому сюда регулярно приходят верующие «испить водицы».

К сожалению, экспертизы, проведенные уже в наше время, не подтверждают высокое качество воды из него. Официальные власти регулярно выставляют таблички с надписью, что вода не пригодна для питья. Однако верующих людей не так просто переубедить. Чаще всего таблички срывают и уничтожают, родником продолжают пользоваться.

Обратите внимание! Каждый престольный праздник храма, на Рудненскую икону Божьей Матери, а также в Крещенскую ночь, проходит крестный ход с освящением воды в источнике

История храма

Деревянная церковь Рождества Пресвятой Богородицы известна на этом месте с 1625 года. Однако, в 1648 году здание сгорело при пожаре и уже не подлежало восстановлению, после чего на месте прежнего деревянного здания решили выстроить каменное.

Новое здание храма заложили в 1649 году. Кирпичи и деньги на строительство выделили из государственной казны, причём местные жители и прихожане трижды обращались к царю Алексею Михайловичу, пока выделенная сумма не стала достаточной. Заручившись поддержкой Иерусалимского патриарха Паисия, который в тот момент находился в Москве, они попросили царя выделить на строительство церкви кирпичи и деньги; казна выделила требуемые материалы и 300 рублей, но этого оказалось недостаточно, и жители обратились ещё раз, получив ещё 400 рублей. Однако, денег вновь не хватило, и в 1652 году из казны выделили ещё 100 рублей. Таким образом, не считая материалов, строительство храма обошлось казне в 800 рублей — весьма внушительную для середины 17 века сумму; ещё какую-то часть необходимых средств прихожане собрали сами.

В 1652 году строительство церкви было завершено. Впервые в России её придел освятили в честь иконы Божией Матери «Неопалимая Купина», оберегающей от пожаров.

Любопытно, что вскоре после завершения строительства, в 1653 году, патриарх Никон запретил строительство каменных шатровых церквей в России, так что церковь Рождества Богородицы в Путинках стала одним из последних шатровых каменных храмов в Москве.

Впоследствии здание церкви неоднократно достраивалось. В конце 17 века к нему пристроили новую широкую трапезную с приделом великомученика Феодора Тирона и сторожку с ходом на колокольню, а в 1864 году к визиту императора Александра II для храма построили новое западное крыльцо с завершением, скопированным с завершений уже существующей части здания. В конце 19 века, в 1897 году, церковь была отреставрирована по проекту архитектора Николая Султанова.

К счастью, храму удалось пережить советские годы: в 1935 году он был закрыт, но сносить его не стали. В здании разместили конторские помещения, а позднее переоборудовали его под размещение репетиционной базы московской дирекции «Цирк на сцене», где вплоть до 1990 года дрессировали собак и обезьян. В 1957 году храм был отрестарирован, в результате чего западное крыльцо, построенное в 1864 году, было разобрано и заменено новым, стилизованным под 17 век. Реставрацией руководил советский архитектор-реставратор Николай Свешников при постоянном контроле Академии архитектуры в лице архитектора, исследователя русской архитектуры Дмитрия Сухова.

В 1990 году здание было передано Русской православной церкви, началось его восстановление. Интересно, что значительный вклад в восстановление храма внёс актёр Александр Абдулов. По его инициативе во дворе Ленкома ещё с конца 1980-х годов проводился фестиваль «Задворки», средства от которого направлялись на восстановление храма. Однако, новая жизнь храма началась трагично: его настоятелем был назначен игумен Серафим (Шлыков), который в феврале 1991 года был убит при невыясненных обстоятельствах.

Богослужения в здании возобновились с августа 1991 года. Церковь имеет статус патриаршего подворья.

Современное состояние

Сейчас храм восстановлен и отремонтирован. Его внешний вид соответствует экстерьеру конца XVII века. Стены и барабаны шатров покрыты штукатуркой и побелены, крыша окрашена в темно-зеленый, а купола – в темно-синий цвет. Большая часть росписей внутри церкви современные, но несколько ликов сохранилось с XVII века. На стенах расположены иконы. Возле них установлены подсвечники. Доступ прихожан в церковь осуществляется через накрытое шатром крыльцо с улицы Малая Дмитровка. Одновременно сооружение может вместить не более 2000 человек.

Освещение внутренних помещений храма обеспечивают несколько люстр, которые подвешены на высоте 4-6 метров. Внешний вид Богородичной церкви ночью подчеркивают желтые лампы, установленные в оконцах колокольни, и синие фонари, закрепленные у оснований куполов.

Организационно храм входит в Московский патриархат как приходская церковь. За сооружением закреплен статус патриаршего подворья. Его здание состоит в реестре объектов культурного наследия Российской Федерации под № 7710206000. При церкви работает воскресная школа. Возле здания открыты автомобильная парковка и киоск монастырской выпечки.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector