Кафедральный собор рождества пресвятой богородицы

Что связывает кинотеатр с Храмом Рождества Богородицы в Уфе

Интересное здание находится почти в центре нашего города. Созданное изначально как церковь, в нём в своё время размещались и больница, и любимый кинотеатр «Йондоз».

Рождество-Богородицкий храм – действующий кафедральный собор Уфы. Церковь по праву считается одним из самых крупных во всей республике, одновременно в нём на службе может пребывать около трёх тысяч прихожан.

Храм – настоящий архитектурный шедевр, небесно-голубого цвета и с золотыми куполами. В высоту храм достигает 21 метра, а если считать с колокольней, то и все 47 метров.

Также присутствует множество фресок на библейскую тему.

История Рождество-Богородицкого храма

Первый камень в строительство церкви заложили в 1889 году. Стройка затянулась на долгие годы, но затем финансовую помощь предложил Никифор Миронович Патокин, местный купец.

Спустя 20 лет от начала стройки, в 1909 году храм был открыт для прихожан. Изначально собор был построен из кирпича, имел колокольню и купол из дерева, который был обит покрашенным в красный железом. Купола были украшены массивными крестами покрытыми бронзой. Первоначальные размеры церкви – длина – 206,5 саженей (с учетом колокольни), ширина – 10,5.

6 сентября этого же года церковь осветили, настоятелем стал Василий Лезенков.По окончанию революции в церкви разбили небольшую больницу, но это не мешало проводить службы.

Обратите внимание

5 апреля 1934 года храм был закрыт советскими властями, а строение передали «Башкино». (О развитии кинопроката в Башкирии читайте в статье о кинотеатре «Родина».)

В 1938 же году здесь были разбиты авиационные мастерские.

21 июня 1955 года городской совет поручил организовать кинотеатр, получивший имя «Йондоз». Во время перестройки строение лишилось большинства опорных балок и куполов. Кинотеатр был закрыт в начале 1991.

21 августа этого же года РПЦ (Русская православная церковь) вернули во владения здание церкви.

Кафедральный собор Уфы в наши дни

Храм начал свое возрождение с удивительного события. В Уфе начали мироточить несколько икон.После возвращения здания в лоно РПЦ, настоятелем стал Борис Развеев. Он и начал постепенную реконструкцию.

В процессе перестройки здания оно увеличилось в размерах, обзавелось колокольней, а крыша была отреставрирована и обита железом. Восстановление храма затянулось на 15 лет.

Архитектором кафедрального собора выступала Елена Фаворская.

Внутреннее убранство также пришлось восстанавливать: стены отделали мрамором, пол выполнен из розового камня, в качестве декора выступает настенная мозаика из гранита и серпентинита, а также множество фресок. Свод расписан вручную. Храм считается одной из достопримечательностей Уфы.

Кафедральный собор стал настоящим центром духовной жизни христиан, исторической достопримечательностью и местом, в котором ведётся просветительная деятельность. Местный настоятель в 2003 году открыл воскресную школу для подростков и детей.

Внутри собора Рождества Пресвятой Богородицы

Храм Рождества Пресвятой Богородицы в Уфе одна из крупнейших и наиболее просторных ее церквей: изначально строившаяся на перспективу как будущий кафедральный собор. С крепкими стенами, местами превышающими метровую толщину, она была дополнительно расширена в ходе реставрации 1990-х годов и ныне может вмещать во время богослужений более трех тысяч человек. Красочные художественные росписи на стенах, сводах и потолках здания во многом определяют ее главенствующую роль среди православных достопримечательностей нынешней Уфы.

Иконостас был установлен в декабре 2004 года, а уже в следующем году появились еще два — в приделах. Тогда же были в основном завершены росписи храма. Главный иконостас создавался специально с учетом размеров его главных икон XIX столетия — Спасителя и Пресвятой Богородицы.

В свое время они появились в соборе благодаря известному проповеднику Иоанну Кронштадтскому, который по просьбе уфимского духовенства заказал их в одном из афонских монастырей, причем оплатил собственными деньгами.

Отделка внутреннего убранства храма Рождества Богородицы неизменно вызывает восхищение его посетителей. В процессе восстановления стен и пола использовался мрамор — желтый пакистанский и белый греческий. Полы настилали с применением розового итальянского камня, для декора бралась настенная итальянская мозаика, материалом для которой послужили южноафриканский гранит серо-голубых тонов и серпентинит (змеевик) характерного зеленого цвета с различными вкраплениями.

Щедрая стеновая роспись наносилась на стены, своды и потолок вручную. Сюжеты фресок центральной области собора отчасти повторяют живописные композиции столичного храма Христа Спасителя, поскольку и в Москве, и в Уфе обе эти церкви расписаны в академической церковной стилистике, характерной для России конца XIX века.

Далее…

Храм собирались построить на протяжении всего XIX в, но построили только в начале XX века

В XIX в. Уфа росла, населения становилось все больше. В конце XIX в. в Уфе жило уже 50 тысяч человек. Существующие храмы не могли вместить всех желающих попасть на богослужение.

В конце XIX в. построили несколько храмов, однако городу нужен был большой собор, который смог бы вместить много верующих.

Место для нового собора подыскал уфимский епископ Антоний Храповицкий.


Епископ Уфимский Антоний стал основателем храма Рождества Богородицы

Место для нового храма Антоний выбрал удачно: храм должен был расположиться на одной прямой линии с Сергиевской и Покровской церквями. Вокруг церкви планировали сделать площадь, которой после дали название Приютской (Рождественской).

На запад от будущего храма потянулась Приютская улица, которая симметрично оканчивалась Александровской церковью на Александровской площади.


На планах Уфы место для храма отвели в конце XIX века

Денег на строительство не было. Проект простаивал до 1901 г., пока деньги на храм не пожертвовал купец и член Городской Думы Никифор Миронович Патокин.

Храм стали строить в «кирпичном» стиле. Опыт имелся: раньше в этом же стиле построили Никольскую вокзальную церковь.

«Кирпичный» стиль в архитектуре отсылал к традициям допетровской Руси


Первоначальный облик собора в «кирпичном» стиле не сохранился. Сейчас глаз верующих радует более поздняя реконструкция

Как добраться

Адрес:

450078, Россия, Республика Башкортостан, город Уфа, улица Кирова, 102

+7 (347) 228 68 19, или короткий моб.номер: 266 40 94

Факс:

+7 (347) 253 31 00, факс-автомат, 24ч. Только (!!!) для факсов

Электронная почта:

Проезд:

  • трамваем № 1, 16, 18, 21 до ост. «ул. Кирова»
  • троллейбусом № 13, 13к, 21 до ост. «ул. Кирова»
  • маршрутным такси № 200, 202, 218, 224, 230, 233, 240, 250, 252, 256, 266, 270 до ост. «ул. Кирова» или «УКСИВТ»
  • автобусом № 51, 51а, 73с до ост. «ул.Айская» + пешком по ул. Айская одну остановку вниз

Главный вход в храм оборудован для маломобильных посетителей пандусом (наклонным подъемом на лестнице)

Режим работы

Храм Рождества Богородицы открыт ежедневно с 07:00 до 18:30. В праздничные дни время меняется в зависимости от расписания Богослужений.

Занятия в Воскресной школе для детей проходят каждое воскресенье с 09:00 до 14:00. Группы разделены по возрасту:

  • до 7 лет — младшая;
  • с 7 до 11 лет — средняя;
  • с 12 до 16 лет — старшая.

Встречи с молодежью организовываются в воскресные дни с 12:30 до 14:00 в помещении Воскресной школы. Каждый вторник с 18:00 здесь же проводятся занятия для взрослых.

Церемонии крещения проходят ежедневно в 11:00. Запись производится в тот же день с 10:30.

Венчание в церкви возможно ежедневно, кроме:

  • вторника, четверка и субботы;
  • дней религиозных праздников;
  • периода постов;
  • во время Святок, приходящихся на 7—19 января.

После революции

Когда грянули революционные события 1917 года, храм оставался действующим. В 1919-м в помещениях собора был размещен госпиталь для раненых и выздоравливающих, при этом церковная жизнь продолжалась, как прежде.

Прихожанам ценой немалых усилий удавалось защитить родной храм вплоть до 1934 года. После Рождественско-Богородскую церковь закрыли и началось ее планомерное разорение. В 1936-м в давно пустующий храм пришли сотрудники НКВД. Эта в высшей степени серьезная организация развернула в здании свою тюрьму, но уже в следующем, 1937 году по каким-то причинам освободила помещения. В октябре 1938 года здание использовалось в качестве склада.

Впереди была война.

Когда-то глаза прихожан собора радовали золоченые хоругви и кресты, уникальные старинные иконы, резные аналои, сработанные из крепкого дуба, посеребренные подсвечники. Все они исчезли в советскую эпоху, когда в Уфе один за другим стали закрываться православные храмы.

Реликвии

В храме находятся части мощей святых: свт. Николая Чудотворца, равноап. Нины Грузинской, вмч. Пантелеимона Целителя, вмч. Георгия Победоносца, вмц. Варвары, мч. Вонифатия, мч. Трифона, мц. Татианы, прмцц. Елисаветы и Варвары, преп. Сергия Радонежского, преп. Серафима Саровского, преп. Моисея Уфимского, преп. Зосимы Еннатской, благов. кн. Александра Невского, благов. кнн. Петра и Февронии, благов. кнн. Феодора, Давида и Константина Ярославских, прав. Симеона Верхотурского, прав. Феодора Ушакова, блаж. Космы Верхотурского, блаж. Павла Таганрогского, блаж. Варвары Сворчихинской (Уфимской).

К храмовым святыням относятся иконы Святой Живоначальной Троицы (с частью дуба Мамврийского) и Тайной Вечери с частью Сионской Горницы, где проходила Вечеря. Чтимые иконы:

  • Иверская икона Божией Матери,
  • «Взыскание погибших» икона Божией Матери,
  • «Усекновение главы Иоанна Предтечи»

История

На генеральных планах Уфы начала XIX в. уже обозначено место для будущей церкви в восточном конце Приютской улицы. Однако закладка еп. Антонием (Храповицким) и само строительство одной из последних градо-уфимских церквей началось значительно позже – в 1901 г.

Церковь встала в створе сразу двух перпендикулярных улиц – Приютской (н. Кирова) и Томской (н. Чапаева). Место под неё было избрано таким образом, что она оказалась на одной линии, идущей через Сергиевскую и Покровскую церкви на север. Соединение этой прямой с осью вновь проектируемой Приютской улицы и было избрано местом под Рождество-Богородицкий храм. Вокруг него была образована квадратная Приютская (Рождественская) площадь; на противоположном, западном, конце Приютскую улицу открывала Алек-сандровская церковь с симметричной Александровской площадью.

Построена церковь в 1901–1909 гг., в основном, на средства уфимского купца-храмоздателя, гласного Городской Думы Никифора Мироновича Патокина. Торжественно освящена во имя Рождества Пресвятыя Богородицы 6 сентября 1909 г. еп. Нафанаилом (Троицким). Северный придел освящён в честь Николая Чудотворца, южный – во имя Архистратига Михаила.

Архитектурой Рождественского храма был избран «кирпичный стиль», только что оп-робованный при возведении градо-уфимской Никольской вокзальной церкви. Стилистика узорочья темно-красного кирпича церковных стен, развитая и усовершенствованная в эпоху Александра III, стала символом возвращения к архитектурным традициям допетровской Руси.

В 1909–1934 гг. здесь служили священники-новомученики: Алексей Кулясов (Горшу-нов), Василий Лезенков. Последние 12 лет перед закрытием приход придерживался обнов-ленческой ориентации, здесь были свои епископы и архиепископы, отличные от господствующей сергианской иерархии. После закрытия в апреле 1934 г. здание церкви пустовало, потом здесь были: склады, самолётные мастерские. В советские годы церковь была осквер-нена, но уцелела. Большие разрушения храму принесла его перестройка конца 50-х гг. под кинотеатр, словно в насмешку над Русской Православной Церковью и национальным само-сознанием он был назван «Йондоз». Сняты главный купол и деревянный барабан, завершение колокольни, сооружены пристройки и нелепый портик при входе, заменены перекрытия.

Несмотря на просьбы верующих, церковь была освобождена от киносеансов только 4 сентября 1991 г. В 1992 г. здесь впервые в Уфе замироточили несколько старых икон, в том числе местночтимые святыни: Иверская икона Божией Матери, «Взыскание погибших», «Усек новение главы Иоанна Предтечи». Самое энергичное участие в возрождении церкви принял владыка Никон: он посто-янно бывал на стройке, корректировал ход событий, торопил нерадивых строителей, зачастую лично участвуя в строительных планёрках.

В 2004 г. на церковной территории был установлен бюст поэту и партизану войны 1812 года Д.В. Давыдову. К 2005 г. поставлены три иконостаса, закончено расписывание стен.

На сегодняшний день с помощью Божией строительство храма практически завершено, но многое ещё предстоит сделать – на территории храма возводится административное здание духовно-просветительского центра митрополии, планируется построить здание для воскресной школы, трапезную, просфорную, ризницу, хозяйственные и складские помещения. Претворение в жизнь планов по строительству этих зданий напрямую зависит от помощи благотворителей.

Кафедральный собор Рождества Пресвятой Богородицы

Антон

06 февраля 2021 в 12:07

Храм в котором не молятся. Если Вы хотите побывать на службе, вам точно не сюда

Ставлю такую низкую оценку, так как хочу обратить внимание, это крик души. Собор красивый и ухоженный, все идеально

Идеальная красивая скорлупа. И отзыв не об этом, а об «внутреннем», что считаю для храма главнее. Написать отзыв решил тогда, когда в очередной раз побывал вечером на службе и «вечерня» длилась 5 минут! 16: 55 — начало службы, в 17: 00 — шестопсалмие, 17: 45 — конец службы. Сокращают всегда, вместо кафизмы или хотя бы 3 псалмов — всего один псалом. Первый час сокращают до одного псалма. Бывало сокращают песни, вместо 9-ти могут прочитать три. Бывало выкидывают ектению. Сейчас в пост проводят таинство соборования — 30 минут (я так понимаю, кратким чином, что еще можно понять когда в больницах и надо провести несколько раз), зато в расписании каждые выходные и даже в будни. Я понимаю, сокращение допустимо до не сокращаемой части, не мне судить, не мне оценивать, это дело прихода. Но когда вечерня 5 минут, когда сокращаю и «ломают» службу у меня все внутри все сжимается. Я походил несколько недель в некоторые дни, попал даже на две Архиерейские службы (да, при Митрополите не рискуют сокращать совсем сильно, однако «зарезать» первый час не гнушаются и в целом не сильно отличается.). И практически ни разу я не вышел в том радостном состоянии, когда я выхожу после службы в своем приходе. Я разбит и внутри все плачет. Я слышу только прошения «Дай, дай, и подай», но не слышу благодарения Богу. Да, это мои субъективные ощущения, но по общению с другими уже бывшими прихожанами этого храма, не только у меня такие ощущения. Нас должны учить молиться, обращаться к Богу, благодарить и смотреть в сторону Бога непрестанно, приход должен готовить человека, менять духовно. Тут же учит смотреть в сторону двери. Да, если сердечно помолиться одной молитвы хватит, но есть ли в нас нужное горение сердца? Ни для этого ли Святые непрестанно молились? И это центральный храм Уфы, Собор! Не с него ли мы должны пример брать! Вот только, прошу, не надо такой пример брать. Скажите город, темп жизни? Я думаю 15-30 минут выкинутых из службы погоды не сделали, но обогатят службу. Да и жалобы на сокращение службы не только у меня одного. Опять же, мой отзыв про приход прошу считать в целом необъективен, так как основываюсь на посещению ряда служб в течение 2 месяцев и отзывов других прихожан. Но к сожалению, больше я на службы сюда не приду, после таких служб я буду проситься в ад, в рай совесть не позволит, даже если простят. Простите братие и сестры за смущение, наболело.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector