Казанско-богородицкий монастырь

Содержание:

История

Церковь Рождества Пресвятой Богородицы

6 (17) сентября 1733 года на Невском проспекте была заложена каменная придворная церковь Рождества Пресвятой Богородицы в стиле барокко, с деревянным куполом и колокольней над входом. Автором проекта являлся архитектор Михаил Земцов. Освящение храма состоялось13 (24) июня 1737 года в присутствии императрицы Анны Иоанновны. За день до освящения в храм был перенесён чтимый образ Казанской иконы Божией Матери, список с чудотворной иконы, обретённой в Казани в конце XVI века. В 1747—1748 годах живописец Луи Каравак создал храмовый образ «Рождества Богородицы».

В 1773 году в храме венчался цесаревич Павел Петрович. Церковь была местом, где отмечались многие победы русской армии.

В середине XVIII века планировалось придать храму более парадный вид. Так, архитектор Семён Волков разработал проект пятиглавого завершения и новой колокольни, но он не был осуществлён. В конце XVIII века ещё один проект разрабатывали Джакомо Кваренги и Николай Львов.

Строительство Казанского собора

В 1799 году императором Павлом I был объявлен конкурс на проект нового собора взамен обветшавшей Рождество-Богородичной церкви. Среди участников конкурса были известные архитекторы: П. Гонзаго, Ч. Камерон, Д. Тромбаро, Ж. Тома де Томон. Однако, ни один представленный проект утверждён не был.

Через год граф Александр Сергеевич Строганов, вблизи резиденции которого находился храм, предложил императору новый проект, созданный молодым талантливым архитектором (и бывшим крепостным Строгановых) А. Н. Воронихиным. Этот проект получил одобрение, а граф Строганов стал председателем попечительского совета при строительстве собора.

Закладка нового храма произошла 27 августа (8 сентября) 1801 года в присутствии императора Александра I. На строительстве Казанского собора на общественных началах, в качестве помощника Воронихина работал архитектор и гравёр Николай Федорович Алфёров. Строительство было окончено в 1811 году и обошлось казне в 4,7 млн руб. 1 января 1811 года автор проекта Казанского собора, архитектор А. Н. Воронихин, был награждён орденом Святого Владимира 4-й степени.

15 (27) сентября 1811 года митрополит Амвросий совершил освящение собора. В том же году была разобрана старая церковь.

Собор в XIX—начале XX века

Казанский собор воспринимался современниками как памятник ратных побед русского народа в Отечественной войне 1812 года. В 1812 году сюда доставлены почётные трофеи: военные французские знамена и личный жезл наполеоновского маршала Даву. Здесь же был похоронен фельдмаршал М. И. Кутузов.

До конца 1829 года в соборе продолжалась работа по отделке, которой руководил О. Монферран. Первый ремонт в соборе прошёл в 1844—1845 годах, второй, включавший в себя реставрацию образов и стенной живописи, — в 1862—1865 годах.

27 октября (8 ноября) 1893 года в соборе отпевали П. И. Чайковского.

21 февраля (6 марта) 1913 года в соборе во время празднования 300-летия дома Романовых, произошла давка, по официальной версии унесшая жизни 34 человек.

24 мая (6 июня) 1917 года в соборе, путём «свободного голосования клира и мирян», состоялись выборы правящего архиерея (единственный раз за всю истории епархии). Большинство голосов выборщиков получил епископ Гдовский Вениамин (Казанский).

18 января 1921 года митрополит Вениамин (Казанский) освятил «пещерный» зимний придел священномученика Ермогена, Патриарха Московского.

С 1930-х годов

Гонения на церковь, происходившие при советской власти, коснулись и Казанского собора. Интерьер собора сильно пострадал при изъятии в 1922 году церковных ценностей. Храм перешёл в руки обновленцев и после закрытия в 1928 году Исаакиевского кафедрального собора получил статус кафедрального собора обновленческой Ленинградской епархии. 25 января 1932 года собор был закрыт, а 15 ноября1932 года в здании открыли Музей истории религии и атеизма. В 1950—1956 годах была проведена реставрация интерьера, а в 1963—1968 годах — фасадов.

Богослужения возобновились 25 мая 1991 года в левом приделе. В следующем году был освящён главный придел. 30 апреля 1994 года на купол был поднят крест. Полное освящение собора состоялось 29 марта 1998 года. Его совершил митрополит Владимир (Котляров). В 2000 году собор получил статус кафедрального. Ранее имел этот статус в марте—ноябре 1923, январе 1925 — январе 1932 года, когда находился у обновленцев.

Конкурс проектов нового собора.

В ноябре 1800 года Павел I повелел воздвигнуть вместо церкви Рождества Богородицы соборный храм во имя Казанской иконы Божией Матери. Этому решению предшествовал конкурс на лучший проект нового храма, проведенный в 1799 г. В этом конкурсе участвовали: выдающийся зодчий строгого классицизма Чарльз Камерон, только что прибывший в Россию архитектор Жан Тома де Томон и живописец-декоратор, мастер паркостроения, Пьетро Гонзаго. Однако ни одному из конкурсантов не удалось найти решения, которое бы удовлетворило требованию монарха включить в проект колоннаду, подобную римской. Более всех проектов Павлу понравился проект Ч.Камерона, который задумал охватить невысокими колоннадами площадь перед западным фасадом собора без выхода на Невский проспект. В ноябре 1800 года Павел предписывает петербургскому губернатору фон Палену: «Я поручил архитектору Камерону составить проект Казанской церкви в Петербурге. Уведомляю Вас о сем для того, чтобы вы оказали ему содействие, сделав распоряжение. Благосклонный к Вам Павел». Однако вскоре произошел неожиданный поворот. 14 ноября того же года император утвердил другой проект Казанского собора, составленный малоизвестным русским зодчим А.Н.Воронихиным. Бывший крепостной графа А.С.Строганова в 1797 г. получил от Академии художеств звание академика перспективной и миниатюрной живописи и только в 1800 г., по представлению президента Академии Строганова, — звание архитектора. Не исключено, что в выборе Павла I между проектами Камерона и Воронихина сказывалась его неприязнь к Камерону, пользовавшемуся благосклонностью Екатерины II. В то же время император считался с мнением графа Строганова, который сыграл решающую роль в утверждении проекта Воронихина. После долгих  творческих поисков, Воронихин находит оригинальное решение. Проект Воронихина действительно очень напоминает собор святого Петра в Риме. Однако колоннады римского храма, пристроенные Бернини через сто лет после долголетнего строительства собора святого Петра, играют вспомогательную роль, лишь формируя площадь перед собором. А колоннады Воронихина органически связаны с массивом собора и включают собор в ансамбль Невского проспекта. Купол более стройный и легкий, чем купол собора святого Петра, и во многом напоминает купол парижского Дома инвалидов или церкви св.Женевьевы (Пантеон). Кроме того, колоннады Казанского собора скрывают определенную асимметрию храма. По православной традиции главным входом в собор является западный, напротив которого, с восточной стороны, размещается алтарь. Поэтому у Казанского собора, представлявшего в плане латинский (вытянутый) крест, основной вход ориентирован не на Невский проспект — парадную коммуникацию города, а на узкую Большую Мещанскую улицу. Купол же расположен не в центре храма, а значительно сдвинут от него в сторону востока. Эта асимметрия скрыта колоннадами. Само здание собора скрывается за ними. Виден только купол, находящийся между двумя крылами колоннады, создающих зрительную иллюзию его центрального положения в самом здании. По проекту предполагалось возведение двух колоннад — с северной и с южной стороны храма и создание вокруг храма трех площадей — с северной, южной и западной сторон. Колоннады завершаются боковыми порталами — проездами со стороны набережной Екатерининского канала и Большой Мещанской улиц. В связи с начавшимся строительством была реконструирована вся прилегающая территория. Собор возводился южнее церкви Рождества Богородицы, которая оставалась на месте до конца строительства собора. Работы развернулись 22 ноября 1800 г., через восемь дней после утверждения проекта Воронихина. Павел I приказал: «Для построения Казанской церкви по конформированному нами плану повелеваем составить особую комиссию, в которой присутствовать президенту Академии художеств, действительному тайному советнику графу Строганову, генералу от инфантерии и генерал-прокурору Обольянинову, тайному советнику Чекалевскому, а производить строение архитектору Воронихину». К январю 1801 года была составлена расходная смета и определены сроки строительства. Комиссия определила расходную смету в сумме 2 843 434 руб. и, подчиняясь повелению Императора, обязалась построить собор в три года. Павел собственноручно определил жалование архитектору три тысячи рублей в год. Сумма по тем времена большая, учитывая, что рабочий каменщик получал не более трехсот рублей в год.

Монастырь, рождённый государевым изволением

Случилось это в 1479 году, то есть при государе Иване Васильевиче (Грозном). Правду сказать, хоть и лют был царь, но порой являл примеры благочестия. Вот и на этот раз, проведав о чудесном обретении иконы, велел заложить на том самом месте церковь, а как будет готова, устроить подле нею женскую обитель, чтобы инокини молитвенно славили милость, ниспосланную Царицей Небесной. Так, государевым изволением был основан Казанско-Богородицкий женский монастырь, в котором приняли постриг и сама Катерина, и её дочь Матрона, в иночестве нареченная Маврой. Её же сподобил Господь впоследствии стать настоятельницей обители.

Восшедший на Московский престол после смерти отца новый государь Фёдор Иоаннович, так же как и его батюшка, был щедр к новой обители и повелел воздвигнуть в ней каменный храм в память явленного здесь чуда. Поскольку на волжский берег вместе с царским указом прибыли и деньги на его реализацию, то работа закипела, и не более как через год вознеслись к небу стены величественного храма в честь явления Казанской иконы Божьей Матери. В него же она и была торжественно перенесена из прежней деревянной церковки.

Благодарность – обязанность православного человека

Человек часто, получив желаемый дар, отворачивается от Небесных Покровителей. Это по сути является огромным грехом, ибо нельзя к Господней вере подходить мерилом стяжательским. Пресвятая чутко относится к нашим земным бедам и просьбам, всякую истовую молитву не оставляет без внимания. Человеку, получившему требуемое, следует в благодарность восхвалять Благодетельницу и неустанно славить молитвой.

  • Обязательно ставят в храме свечи у Богородичного образа.
  • В памятные для Богоматери дни зажигают лампады в своих домах у ее иконы.
  • Благодаря ее за милость, принято давать материальное пожертвование сиротам и калекам, дабы узрела она вашу доброту к слабым и не отвергла мольбы в следующий раз.

«Благодарим Тя, о Преблагая и Пречистая, Преблагословенная Дево, Владычице, Мати Христа Бога наше¬го, о всех благодеяниих Твоих, яже показала еси роду человеческому, на¬ипаче же нам, христоименитым людем российскаго народа, о нихже ниже самый ангельский язык к похвалению доволен будет. Благодарим Тя, яко и ныне удивила еси неизреч.

Чудотворная икона Тихвинской Божьей Матери считается ровесницей самой Богородицы. Написал ее евангелист Лука. Образ не раз удивлял человека своими чудесами и вообще он имеет большое значение для России. Икона выполнена в стиле Одигитрия, когда изображается общение Иисуса со своей Матерью. Божий сын одной рукой показывает благословляющий жест, а во второй у него находится священный свиток. Праздник, посвященный этой иконе, принято отмечать 9 июля.

Какова история Тихвинской иконы Божией Матери?

После написания Лука отправил икону в свой родной город Антихио, откуда ее перенесли в Иерусалим, а затем, в Константинополь. Там для нее был построен очень красивый храм, который известен, как Влахернский. Когда началось гонение за иконами, образ Богородицы замуровали в стену монастыря Пантократора. Со временем ее вернули в храм, но после каким-то странным образом икона явилась на Руси возле Тихвина.

После чудесного явления иконы купцы посетили собор Софии и рассказали о случившемся. Патриарх провел параллель и сказал о том, что это именно икона из Влахернского храма. В монастыре икону Тихвинской Божьей Матери повесили таким же образом, как она стояла в Константинополе.

Чудесное явление иконы на Руси произошло в 1383 году. В летописях можно найти информацию, что образ появился над водой в Ладожском озере, весь в лучезарном свете. В следующий раз явление произошло на некотором расстоянии от Тихвина. Значение Тихвинской иконы Божьей Матери для людей огромно, поскольку образ проявился многочисленными чудесами и исцелениями. На месте, где возник лик, был построен деревянный храм, который несколько раз горел, но при этом икона никаким образом не пострадала. В 1510 году вместо деревянного храма был построен собор из камня. Это событие также прославилось чудом. По окончании строительства по непонятным причинам обрушились своды, которые привалили 20 рабочих. Все были уверены, что они умерли, но после того, как разобрали завалы, оказалось, что все люди были живы и абсолютно здоровы.

С оригинального изображения было сделано много списков, которые также ознаменовались чудесными проявлениями. Одно из наиболее известных происшествий случилось со списком, который на данный момент находится в городе Каракол. Согласно существующей информации в этот образ прямо в упор было выпущено несколько путь, но они отскакивали от лика, оставляя только небольшие царапины.

В чем помогает Тихвинская икона Божьей Матери?

Этот образ считается покровителем младенцев и подростков. Молитвы, которые родители читают перед этой иконой, помогают наладить отношения с собственным чадом. Согласно преданию этот образ Богородицы помогает детям выбрать друзей, оградиться от врагов и плохого влияния со стороны. Возле Тихвинской иконы Божьей Матери читают молитву о легких родах, помещая образ рядом с собой. Женщины обращаются к ней, если имеют проблемы с зачатием. Рассчитывать на помощь могут люди, которые искренне верят в Бога, а также произносят молитвы от чистого сердца.

Молитва перед Тихвинской иконой Божьей Матери помогает при лечении различных душевных расстройств, к примеру, депрессии, стресса и т.д. Еще помогает образ в лечении различных заболеваний. Есть свидетельства, что искренние молитвы помогли многим избавиться от паралича и эпилепсии. Издавна используют икону для защиты земель от вторжений врагов. Именно поэтому рекомендуется иметь такой образ дома, чтобы защититься от непрошеных гостей, врагов и различного негатива. Икона является мощным оберегом семьи и жилища. Приобрести образ можно в церковной лавке или сегодня популярностью пользуются вышитые своими руками иконы.

Последний век монастырского благоденствия

Следующий затем XIX век стал периодом особо бурного строительства, за время которого Богородицкий монастырь (Казань) изменился до неузнаваемости. В самом его начале на пожертвования дворянского дома Мусиных-Пушкиных был возведён Софийский собор, а вскоре разработан и утверждён проект полной реконструкции обители, который претворялся в жизнь почти до конца столетия.

Была снесена окончательно обветшавшая к тому времени древнейшая постройка монастыря — Николо-Тульская церковь, возведённая когда-то по приказу Ивана Грозного. На её месте построили новую тёплую церковь, где с тех пор хранилась в зимнее время чудотворная икона. Возвели также Настоятельский корпус и помещения, в которых разместились кельи инокинь. В последней четверти века на территории монастыря появилась постройка, названная Крестовоздвиженским корпусом. В ней помещался храм в честь Воздвижения Животворящего Креста Господня, ризница, трапезная, школа живописи, квасная, хлебная и целый ряд хозяйственных помещений.

Врата Казанского собора

Монументальные бронзовые двери, обрамленные мраморными наличниками, скопированы с дверей крестильного дома во Флоренции. Мастер работал над ними 21 год и установил в храм в 1811 году, украсив чеканкой-композицией на ветхозаветные темы.

  • Сотворение Адама и Евы. Грехопадение и изгнание из рая.
  • Жертвоприношение Авеля и убийство его Каином.
  • Убиение Моисеем египтянина и выход евреев из Египта.
  • Приношение Авраамом в жертву Богу сына Иакова.
  • Благословение Исааком Иакова.
  • Сыновья Иакова в Египте, покупающие хлеб у Иосифа.
  • Евреи в пустыне и Моисей на Синайской горе.
  • Разрушение Иерихона.
  • Поражение гордого Никанора, грозившего разрушением Иерусалиму.
  • Встреча Соломона с царицей Савской.

Храм восстанавливается точной копией своего исторического предшественника

С учетом крестов, высота храма составит сорок восемь метров, площадь 1650 квадратов.

По окончанию всех работ, перед росписью понадобятся три года выдержки отделочных материалов. Полным ходом идет реставрация «Казанских пещер».

Фундамент шестнадцатого века обнесен бетонными стенами, его накроют специальным, особо стойким стекловидным материалом, как историческую достопримечательность.


Остатки подземного храма «Казанские пещеры», устроенного Великой княгиней Елизаветой, приехавшей к месту обретения в трехсотую годовщину царствования Романовых

Сохраняться и части древних стен, особое значение будет уделено фрескам на стенах, обнаруженным при раскопках.

Храм снаружи и изнутри уже сейчас выглядит грандиозно.

Подготовлена стена под иконостас, высота ворот составляет девять метров. Здание полностью приняло очертания своего предшественника, смонтирована полностью кровля и пять куполов.

Стоимость выполненных на сегодня работ составляет порядка восьмидесяти миллионов рублей.

Ролик Казанской митрополии о воссоздании храма Казанской иконы Божией Матери с краткой историей.

При Советской власти монастырь закрыли, а храм разрушили

В послереволюционные и советские годы монастырь закрыли, разрушили церкви. Не избежал печальной участи и храм Казанской иконы Божией Матери.

Большую часть утвари и икон священники и монахини успели спрятать в храме Ярославских чудотворцев на Арском кладбище. Туда же отнесли и список Казанской Божией Матери, который многими считался настоящей иконой.


Иконостас утраченного во времена Советской власти храма Казанской иконы Божией Матери

На месте собора решили построить киностудию «Восток – кино», однако, строительство так до конца и не закончили. Из жилых помещений обители сделали студенческое общежитие, в одном из уцелевших монастырских храмов устроили зернохранилище.

В 1942 году в пустующие корпуса въехали, эвакуированные из прифронтовых городов, табачные фабрики.

В начале нового столетия возрождается Богородицкий монастырь, как мужской

В начале XXI столетия Богородицкий монастырь решено сделать мужским и восстановить. Началась реставрация уцелевших зданий, очистка территории.

250 монахов
было в монастыре в 2005-м году

Администрацией Казани создан благотворительный фонд «Возрождение» для пожертвований на восстановление главной святыни православных.

В 2005 году мэр Казани и руководство Казанской табачной фабрики подписали соглашение о передаче занимаемых помещений и территории в пользу Казанской епархии.

Видео о Казанско – Богородицком монастыре, год 2015.

Взамен занимаемых площадей фабрике выделяются два равноценных участка.

Митрополит Казанский и Татарстанский Феофан в своей речи, посвященной восстановлению Богородицкого монастыря, сообщил что, храм Казанской иконы Божией Матери будет воссоздан в таком же виде, каким он был до разрушения. В этом нуждаются не только христиане Казани, но и архитектурный облик исторического города.

Как добраться

Добраться до места можно на метро, выйдя на станции «Кремлевская». Необходимо воспользоваться выходом направо, затем двигаться вниз по улице Батурина.

Схема метро в Казани

До святыни ходят автобусы, выходят на остановках «КАИ» (№ 22, № 28, № 89) и «Улица Батурина» (№ 22, № 28а, № 89).

Также можно добраться до церкви на собственном транспорте, направляясь от площади Свободы по улице Большой Красной по направлению к Казанскому Кремлю. Храм будет расположен справа после пересечения с улицей Япеева. Удобно воспользоваться услугами местных служб такси или вызвать машину через приложение Яндекс.Такси, Максим, Gett или Uber.

Чаяниями Великой княгини Елизаветы был построен подземный храм на месте обретения образа

Летом 1910 года приехала в Казань Великая княгиня Елизавета Федоровна. Первым делом направилась она в Храм Казанской иконы Божией Матери и попросила отвести ее в то место, где была явлена икона.

Елизавету проводили в подклет под алтарем, где она, усердно помолясь, решила пожертвовать на устройство святого места. Разработчиком проекта подземного храма пригласили именитого архитектора Алексея Щусева.

Подземный храм получил название «Казанские пещеры».

Император дал княгине звание попечительницы подземного храма.

Подклет увеличили в высоту, расширили проходы, сделали каменный пол, поставили 2 печи, стены и свод побелили. На месте обретения образа соорудили иконостас.

20 апреля 1913 года, Елизавета Федоровна присутствовала на первом Богослужении. В Казани же разлетелось предание, что похищен был список, а подлинник спрятан и сохранен одной из инокинь Казанского Богородицкого монастыря.

Чаяниями Великой княгини Елизаветы был построен подземный храм на месте обретения образа

Летом 1910 года приехала в Казань Великая княгиня Елизавета Федоровна. Первым делом направилась она в Храм Казанской иконы Божией Матери и попросила отвести ее в то место, где была явлена икона.

Елизавету проводили в подклет под алтарем, где она, усердно помолясь, решила пожертвовать на устройство святого места. Разработчиком проекта подземного храма пригласили именитого архитектора Алексея Щусева.

Подземный храм получил название «Казанские пещеры».

Император дал княгине звание попечительницы подземного храма.

Подклет увеличили в высоту, расширили проходы, сделали каменный пол, поставили 2 печи, стены и свод побелили. На месте обретения образа соорудили иконостас.

20 апреля 1913 года, Елизавета Федоровна присутствовала на первом Богослужении. В Казани же разлетелось предание, что похищен был список, а подлинник спрятан и сохранен одной из инокинь Казанского Богородицкого монастыря.

Святыни

Казанская икона Божией МатериКазанская икона Божией Матери

В Нижнеломовском Казанском монастыре находится святыня Русской Православной Церкви — чудотворная Казанская икона Божией Матери, явившаяся в 1643 году на источнике. Икона сия древнего письма живописью подобна чудотворному образу, явленному во граде Казани, но на четверть аршина меньше онаго: высота — 20 сантиметров, ширина — 16,7 сантиметров.

Вскоре после явления иконы в 1643 году последовало следующее чудо:

«Прииде от града Ломова пономарь Софоний и ста на источнице, где стояла чудот¬ворная икона и нача от возжженных свеч падающия капли воска собирати воедино, хотя нести сии в дом свой и получити себе корысть, и абие нападе на него ужас велий и невидимая сила десную руку, еюже собираше воск, обрати вспять, от чего он (пономарь) стал кричати вельми, дондеже опамятовался стал молиться Пресвятой Богородице со слезами и каятися о сем пред всеми и абие бысть помощию Божиею и милостию Пресвятой Богородицы управление руки якоже и первее».

Всего в Летописи за период с 1643 по 1717 год числится 109 чудес, именно: «исце¬лено больных руками — 10, глазами — 60, ногами — 9, страдавших тяжкою болезнию — 19, жестоким ревматизмом — 2, внут-реннею болезнию — 2, глухотою — 1, рас¬слаблением всего тела — 4, не владевшего рукою — 1, икотою и одышкою — 1».

Икона Св. Иоанна Предтечи

По преданию, в то время, когда явилась икона святого Иоанна Предтечи, села Серый Ключ еще не существовало, а было только несколько изб, в которых жили казаки. Увидев явленную икону на ключе, казаки дали знать о сем гражданам города Нижний Ломов. Жители, прибыв на место явления, взявши сию икону, перенесли ее в город и поставили в церковь, но икона чудесным образом скрылась и опять была обретена на месте прежнего своего явления. Это повторялось несколько раз. Наконец, иноки Казанской обители пожелали взять сию икону в храм Пресвятой Богородицы, с тем чтобы в честь свято- го Иоанна Предтечи соорудить особый храм.

Поскольку икона святого Иоанна Предтечи часто и на долгое время вместе с Казанскою иконою Божией Матери вы¬носилась в города и селения Пензенской губернии, то вместо нее в обители оставался список иконы. Риза и венец на списке были серебряными в позолоте, украшенными 18-ю драгоценными камнями. На ризе, на свитке в руке святого Предтечи текст: «Се Агнец Божий вземляй грехи…» (Ин. 1, 29) Икона была помещена в медном посеребренном киоте с полукруглым верхом. Риза и киот были устроены усердием братии монастыря в 1881 году.

Иверская икона Божией Матери

В списках святынь Нижне-Ломовского Казанско-Богородицкого монастыря в летописи упоминается «замечательная по древности» Иверская икона Божия Матери. Придание гласит, что икона сия в копии списана с Московской Иверской иконы Божия Матери архимандритом Варлаамом, когда тот был в Московском Чудовом монастыре наместником, и привезена им в Нижне-Ломовский монастырь, когда он вторично был назначен настоятелем сего монастыря. Вот как о сей иконе говорится в летописи:

«Икона сия пользуется великим уважением от жителей Н-Ломова и приходящих поклонников. Последние выносят сию икону на молебствия на родник в день Казанской иконы Божия Матери вместе с чудотворною Казанскою; а первые, в годины общественных бедствий, берут ее из монастыря в крестные ходы, и при молебствии о бездождии, по вере своей, часто видели и видят благодать и покровительство Царицы Небесной».

В храме в честь Казанской иконы Божия Матери есть аналой с частичками мощей святых угодников всего 39 мощевиков

  • святитель Дмитрий Растовский,
  • святитель Феодосий Черниговский,
  • святитель Феофан Затворник,
  • преподобный Максим Грек,
  • преподобный Засима Соловецкий,
  • преподобный Савватий Соловецкий,
  • преподобный Герман Соловецкий,
  • преподобный Гавриил Седмиезерский,
  • преподобный Гавриил Мелекесский исп.,
  • преподобный Антоний Радонежский,
  • Преподобных старцев Оптинских,
  • преподобных матерей Девеевских,
  • преподобномученницы Елисаветы,
  • преподобной Софии Суздальской,
  • священномученика Климента папы Римского,
  • блаженнаго Василия Московского,
  • преподобных старцев Глинских,
  • преподобных отцов Гортинских.

В Казанском храме Святой обители находятся следующие иконы святых угодников с частичками их мощей

  • Преподобный Сергий Радонежский;
  • Преподобный Серафим Саровский;
  • Пензенские Святые: свящ. исповедник Иоанн Оленевский, святитель Иннокентий Пензенский;
  • Дивеевские блаженные: Пелагея, Параскева, Мария;
  • Санаксарсские святые: прп. Александр, прп. Фёдор Санаксарский, св. праведный воин Фёдор (Ушаков);
  • Икона св. блаженной старицы Матроны Московской с частичкой гроба.

Новый храм, построенный в 1808 году, задает тон архитектурному стилю волжских городов

Храм Казанской иконы Божией Матери закладывают снова в мае 1798 года по проекту знаменитого архитектора Ивана Старова. Именно его архитектурное решение сыграет основополагающую роль в развитии русского классицизма в городах Поволжья.

Собор изначально спроектирован холодным, в мае 1808 года он был достроен и освящен.


Казанская икона Божией Матери в Богородицком монастыре

Главный его престол был во имя Казанской иконы Богородицы, левый придел в честь благоверного князя Александра Невского. Правый — во имя Успения Божией Матери.

Автором проекта иконостасов выступает казанский художник — архитектор Ф. Е. Емельянов.

В теплое время года, в этом храме, в большом киоте из дорогого дерева, находилась чудотворная икона, когда-то обретенная на пепелище, десятилетней девочкой по имени Матрона. На зиму ее переносили в теплый Николо-Тульский храм.

Строительство собора планируется закончить в 2020 году

Сейчас на территории мужского Богородицкого монастыря развернута стройплощадка. Строительные работы проводятся круглосуточно.


Стройплощадка в апреле 2021 года. Строительство храма Казанской иконы Божией Матери, город Казань

При копке котлована под фундамент были обнаружены остатки старого здания и подземного храма, устроенного Великой княгиней Елизаветой в трехсотлетнюю годовщину царствования семьи Романовых.

Во время раскопок рабочие находили кости. Раньше здесь располагался некрополь, где хоронили сестер.

Обнаружено так же множество различных металлических, поржавевших от времени, предметов: воротные петли, скобы, кочерги. Здание собора восстанавливают по архивным документам, сохранившимся обмером с максимальной точность к историческому.

Завершат строительство в 2021 году.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector