Смоленское православное кладбище и часовня ксении петербургской. экскурсия по некрополю

Особенности Смоленского кладбища

Несколько кладбищ, расположенных в Центральной части Васильевского острова, объединены под названием Смоленское кладбище:

  • православное;
  • армяно-григорианское;
  • лютеранское;
  • остров Декабристов.

Смоленское кладбище Санкт-Петербурга Каждое из них имеет свой, неповторимый облик и историю. Еще в восьмидесятых годах прошлого века здесь были руины и эти места пользовались дурной славой среди горожан. Но с начала 2000-го года кладбище стало возрождаться.

История возникновения

Стихийные захоронения на Васильевском острове начались задолго до официального упоминания (1738 г.) о кладбище, так как эта часть города часто бывала отрезана от центра непогодой. Как правило, жителей хоронили недалеко от места проживания.

О посмертной участи души:

Неизвестно точно, когда святая родилась и умерла, но произошло это в 18 веке. Прожила 71 год, в 26 лет осталась вдовой. После этого печального события до самой смерти подвизалась в виде юродивой. Бродила по Петербургу в мужском платье, называя себя именем своего почившего мужа. Только тогда, когда к ней обращались: «Андрей Петрович!», — она откликалась.

Блаженная Ксения Петербургская

Вначале народ сходился смотреть на нее, а после привыкли и даже полюбили Ксению, узрев в ней святую. Улицу, где она жила, прозвали улицей Андрея Петровича. Городские торговцы считали за честь, когда юродивая что-нибудь брала у них. Уважали Ксению и извозчики. Увидев святую, наперебой предлагали ей свои услуги. Считалось, что кому повезет провезти Ксению хотя бы несколько метров, тот преуспеет в деле.

Известно как Ксения принимала участие в возведении каменной Смоленской церкви. Методы строительства тогда были такими. Когда стены поднимались, тогда каменщики всей артелью переносили кирпичи и леса выше. И только потом продолжали кладку. По ночам, когда утомленные каменщики спали, Ксения поднимала кирпичи и складывала их на леса. Наутро рабочие обнаруживали их, но не могли понять, как они там оказались, пока не выследили свою тайную помощницу.

По округе разнеслась молва, что такое богоугодное дело, как строительство церкви, находится в руках угодницы Божьей. К тому времени популярность Ксении приобрела всенародный характер. Ее словам верили, ее указания исполняли. Люди ее очень любили, — она была прозорливая, многим помогала. И теперь никому не отказывает, если ее о чем-нибудь очень просят.

Часовня Ксении Петербуржской

Когда Ксения Блаженная умерла, ее похоронили на Смоленском кладбище. Земляная могильная насыпь была разобрана народом. Тогда к могиле прикрепили жестяную кружку и на собранные таким способом средства к середине 19-го века над ее могилой была построена каменная часовня блаженной Ксении. Она стала популярнейшим местом паломничества. Со всего города приходили сюда просить о помощи в бедах и невзгодах.

Ксения Петербургская: как добраться до часовни, часы работы

Часовня Ксении Блаженной, Санкт-Петербург В 1960-х гг., в период очередных гонений на церковь, могилу Ксении замуровали. Над ней построили помост, а саму часовню отдали в распоряжение сапожной мастерской. Но, как говорят, ни одного гвоздика не дала им вбить Ксения. Работали сапожники как на трясине, все валилось из рук. Когда из сапожной мастерской ничего не вышло, сделали в часовне скульптурную мастерскую. Но и эта идея провалилась. Запрут мастерскую, а на утро находят одни разбитые черепки.

В 1988 году Ксения была причислена к лику святых. При жизни она старалась помочь всем. И после смерти святая не оставляет без утешения обращающихся к ней людей.

Российская Империя, 1801—1900

В 1807-1809 годах архитектурно оформлен главный вход на кладбище с Церковной (Камской) улицы: архитектору Луиджи Руска был заказан проект, по которому построена каменная кладбищенская богадельня из двух корпусов для вдов и сирот духовного звания. Корпуса соединили аркой, которую венчал крест. Деньги на строительство в количестве 8 тыс. рублей пожертвовал, следуя убеждению о. Георгия, купец и надворный советник Г. И. Паской-Шарапов.

Ночью 18 августа 1807 года на Смоленское кладбище перенесли останки мальтийских рыцарей, являвшихся кавалерами Ордена Иоанна Иерусалимского. Они были похоронены при Павле I на Мальтийском кладбище на Каменном острове, при церкви Рождества Иоанна Крестителя. После восшествия на престол Александра I это кладбище было упразднено, чем и объясняется необходимость перезахоронения тел кавалеров, среди которых были кавалергард Иоасиф Глевени Домат и командор Хиасинто де ла Хуссе . Могилы «мальтийцев» теперь утеряны, известно только, что место было «с четырёх сторон каналами отделенное».

В 1824 году кладбище сильно пострадало от наводнения, бывшего 7 ноября. Как писал Самуил Аллер: «С Смоленского кладбища, где были разрушены самые твёрдые памятники с железными оградами, неслись во множестве деревянные кресты с могил и проч.». 11-го ноября 1824 года кладбище и кладбищенскую церковь посетил Император Александр I, который заметил тесноту кладбища и недостаток мест для новых захоронений и поэтому назначил участок для прибавки к кладбищу, взятый от городского выгона. О посещении Императором кладбища и церкви о. Георгий представил благочинному рапорт, от 15 ноября 1824 года.

Протоиерей отец Георгий Петров скончался 8-го июля 1825 года, в возрасте 84 лет. 30 июля 1825 года настоятелем Смоленской церкви митрополит Серафим назначил протоиерея Иоакима Семёновича Кочетова.

Могила архитектора Иоссы А.Н. и памятник

К 1829 году, прежде всего из-за наводнения 1824 года, церковь во имя Св. Архистратига Михаила пришла в состояние, негодное даже для ремонта, поэтому было решено её сломать, а на её месте построить каменный храм во имя Святой Живоначальной Троицы (Троицкая церковь), что и было сделано в 1830-1831 годах, по проекту архитектора В. Т. Кульченкова.

К 1832 году территория кладбища составляла около одиннадцати гектаров.

В 1841 году закрыто траурное заведение, основанное о. Георгием в 1796 году. В том же, 1841-м году места на кладбище, по Высочайше утверждённому положению, поделены на разряды: 1-й разряд — в церкви и под церковью — самый дорогой (200 руб.), 2-й разряд — подле церкви и под папертью (150 руб.), самый дешёвый — 6-й разряд (50 коп.) и 7-й разряд — бесплатный.

Во второй половине XIX века территорию кладбища в очередной раз расширили: южную границу отодвинули от Московской дорожки к Малому проспекту. Возникла идея постройки на новом участке третьей церкви. Проект храма, утверждённый в 1884 году, составил архитектор Д. И. Гримм. Однако средств на постройку не нашли, и проект реализован не был. Также, спрямили участок русла реки Смоленки около кладбища: после Смоленской церкви река довольно резко уходила внутрь кладбища, к Петроградской дорожке, затем возвращалась. На карте 1858 года показано два участка русла — старое и новое. Впоследствии старый участок засыпали и рисунок русла принял современный вид.

Могила А. Блока

Один из ярчайших представителей Серебряного века русской поэзии скончался в 1921 году и был похоронен на территории Смоленского кладбища. В 1944 году его останки перенесли в некрополь «Литераторские мостки» Волковского кладбища, где на специально отведенном участке хоронили самых известных деятелей Петербурга. На Смоленском осталась в память лишь дорожка, которую назвали «Блоковской». Она ведет от главной аллеи к тому месту, где был изначально погребен поэт. В день памяти Александра Блока почитатели его таланта посещают и могилу на «Мостках», и на Смоленском, с которым связаны события похорон поэта. В тот памятный день гроб с телом несли на руках от Английского проспекта до некрополя. Это с одного берега Невы на другой. Всего путь составил 6 км.

Место захоронения не занято новым, более того, почитатели таланта Блока, уже после перезахоронения, установили здесь массивный камень, на котором выгравирована странная надпись: «Здесь похоронен Александр Блок». Дело в том, что существует городская легенда о частичном переносе останков поэта. Якобы на Литераторские мостки перенесли только череп, а остальная часть по-прежнему покоится в земле Смоленского кладбища.

Мистика Смоленского кладбища в Санкт-Петербурге

Санкт-Петербург – город, знаменитый не только своими архитектурными ансамблями. Он широко известен и среди поклонников мистических явлений. Северная столица собрала множество тайн и загадок, о ней ходит немало ужасающих легенд.

Одним из интересных мистических мест является старейшее кладбище Петербурга – Смоленское. Даже гуляя днем по его дорожкам или просто проходя мимо, чувствуешь постороннюю силу, мурашки пробегают по телу. На самом деле его название связано со строительством церкви, посвященной иконе Смоленской Божьей Матери.

Почему кладбище называется Смоленским? По легенде, Васильевский остров строили жители города Смоленск, которые быстро погибали. Причиной скорой смерти являлись тяжкие условия труда. Рабочих хоронили на южном берегу Черной речки. Отсюда кладбище и получило свое название – смоленское. Но документально это не подтверждено, поэтому можно только догадываться в правдивости этой информации.

Покровительницей Смоленского кладбища является Ксения Блаженная. Ходит поверье, что после смерти мужа она облачилась в мужскую шинель, раздала все свои богатства и стала бродить по городу, говоря проходящим мимо людям разные несуразицы. Необычные пророчества, которые она бросала вслед прохожим, сбывались. Оказалось, Ксения открыла в себе дар ясновидения.

Позднее, после смерти душевнобольной, люди стали приходить на её могилу и молить о помощи. Вскоре после ее кончины на Смоленском кладбище отстроили часовню Ксении Блаженной. Существует поверье, что если трижды обойти вокруг часовни, загаданное желание сбудется.

Вам будет интересно:

Ходят слухи, что на Васильевском острове хоронили узников, хотя официально в Северной столице не существовало ни одного утвержденного кладбища. Их закапывали везде, где придется. Каторжников хоронили прямо в кандалах. Существуют истории, в которых свидетели утверждают, что сталкивались с призраками заточенных узников. Некоторые слышали звон цепей усопших.

Но самым страшным мифом является рассказ о 40-ка священниках, которые погибли при революции. Во времена захвата власти «красными» вера в Бога отвергалась. Было собрано сорок священнослужителей со всего Петербурга и привезены на Смоленское кладбище, где им предложили отречься от веры в обмен на жизнь. Стоя перед огромной вырытой ямой, все служители Богу предпочли смерть, после чего были заживо закопаны. Ходят слухи, что в течение трех дней после совершенного убийства земля на могиле ходила ходуном, а стоны погибших слышались на расстоянии десятков метров. Некоторые горожане, узнав об этой истории, стали считать Смоленское кладбищеоскверненным местом, где живет нечистая сила.

Считается, что, если при входе на кладбище повернуть направо – в старую часть – человек непременно встретится лицом к лицу с настоящим призраком. Люди, любящие тишину и покой, прогуливаются по узким тропинкам в левой части кладбища. Иногда днем можно встретить даже взрослых, гуляющих с младенцами вдоль старинных могильных плит. А любители острых ощущений приходят на кладбище ночью в поисках паранормального.

Как добраться до Смоленского кладбища?

На кладбище несколько точек входа:

  • Метро Василеостровская и далее маршрутка К-249. Любо пешком минут 15 через Малый проспект ВО.
  • Метро Приморская, пешком не более 10 минут, но вход на кладбище будет с другой стороны от часовни Ксении.

Из истории кладбища

Через десяток лет после основания Смоленского православного кладбища, в 1747 году, Синодом было принято решение отдать иноверцам территорию на острове Галладай (ныне – Декабристов). Место было выбрано, поскольку на другой стороне реки проживало множество иностранцев всех рангов. Это первое лютеранское кладбище в Петербурге. Вначале его называли Немецким. И хоть управляла кладбищем именно лютеранская община, хоронили здесь почти всех иноверцев: и лютеран, и католиков, и представителей других ответвлений реформаторской церкви.

После выделения места для кладбища порядка 5 гектар, его земли почти сразу переходят в ведение православной общины, однако на достойное содержание погоста ей недостаёт средств. Для получения доходов решено построить церковь, но и её строительство пришлось финансировать из губернских денег.

О территории кладбища известно, что к 1836 году она составила 15 Га благодаря крупному участку, купленному общиной.

В таком виде кладбище просуществовало до 1917 года, после которого пошли урезки. В 1936 году от кладбища был отрезан гектар для строительства детских яслей. Самая крупная урезка была в 1980 году – надгробия, находящиеся на северо-востоке кладбища снесли, а землю отдали пожарной части. Бедность и разруха революционных и постреволюционных лет становится толчком к разграблению кладбища и разрушению многих надгробий, представлявших историческую ценность. Сейчас территория кладбища составляет 9 Га.

Лютеранская община с самого начала поддерживала на кладбище идеальный порядок. Все захоронения, в том числе неухоженные и пришедшие в негодность, фиксировались; выпускалась специальное издание, включающее в себя полную информацию о местонахождении и состоянии захоронения. Памятники, находившиеся в аварийном состоянии, даже те, на которых уже было невозможно прочесть надписи, не демонтировались, а бережно переносились на специально отведённый участок. Известно, что в 1860-м году руководство кладбища имело точные сведения о практически всех захоронениях, плитах и надгробиях, и предоставило исчерпывающую информацию для Комиссии по устройству кладбищ об архитектурной ценности, состоянию, количеству и времени появления погребений.

На лютеранском Смоленском кладбище, в отличие от православного, своей церкви не было никогда, а управление делами осуществлялось общиной Церкви Святой Екатерины, что в начале Большого проспекта Васильевского острова.

В 20-е годы советской власти кладбище, подобно другим, было национализировано, перейдя из ведомства лютеранской общины под управление Комиссариата по внутренним делам, и в 1939 году закрыто.

Новые захоронения появились здесь в годы Великой Отечественной войны. Хоронили горожан и бойцов Ленинградского фронта. Здесь есть братские могилы и памятник детям, погибшим при артобстреле во время Блокады.

Способы проезда до Смоленского кладбища

Кладбище находится у реки Смоленки, что на Васильевском острове. Добраться до него совсем несложно.

От метро «Василеостровская»

Ближе всех располагается станция метро «Василеостровская». С нее и начнем.

Пешком

Решились пройтись пешком? Отлично!

  1. Вышли из метро, свернули налево от выхода и попали на 8-ю линию.
  2. Далее вдоль линии до пересечения с улицей Камской (нумерация домов будет увеличиваться, а вы выйдете на набережную реки Смоленки).
  3. Тут вы вновь сворачиваете налево и по Камской улице идете до ворот Смоленского кладбища.

В зависимости от вашей скорости, дорога от метро до кладбища займет от 20 до 45 минут.

На маршрутке

Если нет времени, или вы устали, то до места можно доехать на маршрутке.

Напротив выхода из метро есть остановка. Дожидаетесь маршрутного такси под номером К-249, садитесь и доезжаете до Смоленского кладбища, до его центрального входа. Вся поездка занимает не более 15 минут.

Пешком

  1. Выйдя из метро, нужно повернуть налево и обойти высотку, в которой располагается станция «Приморская». Это улица Одоевского. Она тянется вдоль реки Смоленки. Идти нужно так, чтоб за спиной у вас находилась Наличная улица и Наличный мост.
  2. По пути вам попадется небольшой мостик, через который нужно будет перейти на другой берег. Здесь проходит улица Беринга.
  3. Прямо, приблизительно через 200 метров появится кладбище. Оно очень похоже на парк и пройти мимо него у вас точно не получится.

На общественном транспорте

Добравшись до конечной станции «Приморская» и выйдя из метро, вы можете выбрать маршрутку с номером К186 или автобус, под номером 42. Время, затраченное на поездку, составит не более 5 минут. Вы выйдете к северо-западному входу на кладбище.

Территорию, занимаемую кладбищем, окружают 17-ая линия Васильевского острова, Малый проспект, улица Беринга и река Смоленка. Здесь находятся строения, ставшие народным достоянием. Такие как: Смоленский, Троицкий и Воскресенский храмы, Шатровая железная, Деревянная, Привратная часовни, часовня для усопших с заразными болезнями, часовни-усыпальницы Ксении Петербуржской и Анны Ложкиной (юродивой).

Службы кладбища предлагают воспользоваться их услугами: купить цветы, венки, украшения для могил. В бюро проката можно взять нужный инвентарь для обустройства могилы. Во всех церквях, на территории кладбища можно оставлять записки для поминовения усопших.

Не только легенды

Смоленское кладбище в Санкт-Петербурге знаменито не только благодаря своим тайнам. На территории кладбища покоятся многие знаменитые петербуржцы. Светила науки, такие как Заблоцкий, Висковатов, Бекетов, литераторы Соллогуб, Чарская, Эмин, художники Маковский, Шебуев, Иордан и Щукин.

На центральной алее кладбища можно увидеть могилы Можайского – человека, сконструировавшего первый в мире самолет, создателя броненосцев – Попова, знаменитого путешественника Семенова-Тянь-Шаньского, мореплавателя Валькицкого, командира подлодки «Пантера» Бахтина, а также брата и племянников Достоевского. Недалеко от могилы сорока священников находится Блоковская дорожка. На этом месте в 1921 году похоронили Александра Блока. Могила поэта уже давно была перенесена на Волковское кладбище, но «первоначальное» место забыто не было. Там стоит памятный камень, и лежат цветы от поклонников.

Кроме могил известных деятелей, на Смоленском кладбище есть красивые и необычные монументы. К примеру, памятник, посвященный чинам русской полиции, который сохранился еще с дореволюционных времен. Этот памятник постоянно опекают сотрудники ГИБДД.

Перенос захоронений

К сожалению, кладбище всегда страдало от небрежения людей, как субъективного фактора, но также и от объективных обстоятельств — наводнений и петербургского климата. Так, кладбище пострадало от наводнения 1777 года, и особенно сильно — от наводнения 1824 года.

Местоположение ряда могил было утрачено уже в XIX веке. Особенные потери оно понесло в 1920-х — 1930-х годах, в период правления большевиков. Для сохранения особо ценных в художественном отношении памятников, они (вместе с прахом умерших или без него) переносились властью на другие, серьёзно охраняемые кладбища, или в музеи. То же осуществлялось и в отношении особо выдающихся людей, даже если могила и не имела ценного памятника, например, как у поэта Александра Блока.

Первыми в 1931 году были перезахоронены поэтесса Елисавета Кульман и скульпторы М. И. Козловский и Ф. И. Шубин. Затем со Смоленского кладбища были перезахоронены: архитектор А. Д. Захаров, скульпторы И. П. Мартос, Б. И. Орловский, отец и сын Пименовы: Степан Степанович и Николай Степанович, В. И. Демут-Малиновский, П. П. Соколов, Ф. Ф. Щедрин, художники В. Л. Боровиковский, А. Е. Егоров, А. Г. Варнек, П. А. Федотов, М. Н. Воробьев, Н. И. Уткин, К. Д. Флавицкий, И. Н. Крамской, И. И. Шишкин, артисты В. Н. Асенкова, Н. О. Дюр, Е. И. Колосова, А. Е. Мартынов, В. А. Каратыгин, композиторы Д. С. Бортнянский, К. Н. Лядов, драматург Я. Б. Княжнин с женой (дочерью А. П. Сумарокова), баснописец А. Е. Измайлов, поэт А. С. Хвостов и некоторые другие.

Воскресенская церковь

Такая же судьба ожидала захоронения деятелей науки. В архиве Музея городской скульптуры хранится письмо из архива Академии наук от 15 февраля 1941 года. В нём говорится, что, по мнению учёных, следует перенести в музей-некрополь «останки всех действительных членов Академии, а также лиц, имеющих исключительные заслуги перед наукой». К письму прилагался перечень намеченных к перезахоронению лиц на одиннадцати листах (не сохранился). Начавшаяся война 1941 — 1945 годов, вероятно, помешала осуществлению этого плана.

Оставшиеся надгробия и склепы зачастую подвергались осквернению. Во второй половине 1960-х и в 1970-х годах в бывшей богадельне, при входе с Камской улицы, справа, существовало небольшое отделение милиции и дружинников, которые посильно следили за порядком на кладбище, патрулировали его.

Индивидуальные захоронения

На кладбище были погребены и выдающиеся деятели русской науки и искусства — поэт и учёный Василий Кириллович Тредиаковский, знаменитый актёр Василий Андреевич Каратыгин, поэтесса Елисавета Кульман, учёный-химик Николай Николаевич Зинин, полярный исследователь Андрей Ипполитович Вилькицкий, архитектор Андрей Николаевич Иосса и многие другие.

Няня Пушкина

Считается, что именно на Смоленском кладбище упокоена няня А. С. Пушкина (об этом свидетельствует установленная у входа на кладбище мемориальная доска, хотя точное местонахождение могилы не установлено). До 1940 года местом захоронения няни поэта называли Большеохтинское Георгиевское кладбище. В 1940 году вышла книга библиографа А. И. Ульянского, который доказал, что похоронили Арину Родионовну именно на Смоленском кладбище.

Тарас Шевченко

На кладбище находилась первая могила Тараса Шевченко, затем его прах был перенесён на Украину в Канев. На правой стороне Петроградской дорожки недалеко от здания Смоленской церкви в 1989 году установили светло-коричневый гранитный валун, на котором золотом написано, что на этом месте 12 марта (28 февраля) 1861 года был похоронен Тарас Григорьевич Шевченко.

Могила А. А. Блока

Александр Блок

На Смоленском кладбище в 1921 году похоронен Александр Блок, в честь него на кладбище названа Блоковская дорожка. Прах поэта перезахоронен в 1944 году на Литераторских мостках.

Ксения Петербургская

Здесь же, около 1803 года, похоронена канонизированная в 1988 году Ксения Петербургская. Земляной холмик над её могилой постоянно разбирался паломниками, тогда на могилу положили каменную плиту. Но и она постепенно была расколота и по кусочкам унесена посетителями. То же самое произошло и со второй плитой. Однако взамен посетители бросали на могилу Ксении деньги, как пожертвования. На могиле поставили кружку. В результате, в 1830-е гг., на кружечные средства на могиле блаженной была выстроена каменная часовня с дубовым иконостасом, расширенная в 1894 году стеклянной галереей. Новая часовня построена в 1901 — 1902 годах по проекту архитектора А. А. Всеславина.

Мария Гатчинская

На Прямой дорожке в 1932 году была погребена монахиня Мария Гатчинская, в миру Лелянова Лидия Александровна, впоследствии причисленная к лику святых. В 2007 году были обретены её мощи: подняты из могилы и перенесены в Гатчинский Павловский собор.

Смоленская церковь

Братские могилы

  • Могила и памятник героям-финляндцам — нижним чинам лейб-гвардии Финляндского полка, погибшим в 1880 году при взрыве в Зимнем Дворце, устроенном террористом: фельдфебель Кирилл Дмитриев, унтер-офицер Ефим Белонин, горнист Иван Антонов, ефрейтор Тихон Феоктистов, ефрейтор Борис Лелецкий, рядовой Фёдор Соловьёв, рядовой Владимир Шукшин, рядовой Данила Сенин, рядовой Ардалион Захаров, рядовой Григорий Журавлёв, рядовой Семён Кошелев.
  • Сооружённый старанием сводного отряда моряков памятник погибшим 3 мая 1900 года при взрыве котла на миноноске № 38 в Гребном порту: военно-машинный квартирмейстер 1-й степени Андрей Толстов, кочегарный квартирмейстер Илья Корнев, матрос рулевой Михаил Волков, машинист 1-й степени Филипп Юркин, кочегар 2-й степени Никита Лабастов, портовый котельщик Никита Андреев.
  • Борцы за свободу — рабочие Трубочного завода Иван Алексеевич Дмитриев, 1891 года рожд., убитый 25 февр. 1917 года и Николай Машков, 1899 года рожд., убитый 28 февр. 1917 года — от рабочих Трубочного завода. Железный православный крест на гранитном камне с именами и стихотворной эпитафией, рядом с памятником рабочим, погибшим под Нарвой в 1918 г.
  • «Погибшим товарищам рабочим под Нарвой с П.П.Н.З. 1/20 марта 1918 г.: Н. К. Шагин, О. Нюкша, Л. Кулеш, ,, Эдуард. Вечная память борцам за свободу.» Железный православный крест на гранитном камне с именами, рядом с памятником рабочим Трубочного завода, убитым в 1917 г.
  • Братская могила моряков линкора «Октябрьская Революция» и памятник с надписью: «Погибшим в боях за Родину 11 сентября 1943 года» с четырьмя фамилиями (с ошибками: Моргунов А. А. вм. Марунов М. А., Малофеин вм. Малофейкин, Жданов М. М. вм. М. П.). Могила у Кронштадтской дор., 190 м от входа с ул. Беринга: Лагуткин Федор Петрович, старший краснофлотец; Марунов Михаил Алексеевич, старшина 2-й статьи; Жданов Михаил Петрович, старшина 2-й статьи; Малофейкин Андрей Иванович, старший краснофлотец.

Место первоначального захоронения Тараса Шевченко

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector