Литераторские мостки
Содержание:
- Еврейские кладбища
- История
- Начало строительства церквей
- Кладбище старообрядцев
- Кто похоронен на Литераторских мостках
- Последующее благоустройство и расширение территории
- Появление нового погоста
- Политические деятели
- Экскурсии по Литераторским мосткам
- Храм
- Последняя построенная церковь
- Учёные
- Могилы представителей иных конфессий
- Суеверные страхи императрицы
- Захоронения выдающихся деятелей искусства и культуры
Еврейские кладбища
В настоящее время часть территории лютеранского кладбища занята могилами представителей иудейской религии ― это еврейское кладбище. Его история начинается с того, что в 1802 году евреям предоставили территорию между рекой Волковкой и западной границей лютеранского погоста. Со временем она было заполнена могилами, и власти были вынуждены добавить к ней значительную площадь, также примыкающую к захоронениям лютеран, но на этот раз с юго-восточной стороны.
Этот участок получил название Нового еврейского кладбища, а первоначальный, соответственно, Старого. Площади обоих некрополей сравнительно небольшие ― по 0, 2 гектара каждый. В 1916 году осуществлялась прокладка трамвайных путей по набережной реки Волковки, и часть памятников, мешавших строительству, пришлось перенести на новый участок. В настоящее время среди надгробий, сохранившихся на еврейском кладбище, самое старинное датируется 1867 годом, а принадлежит оно петербургскому врачу Генриху Курицкому.
После революции на территории некрополя была осуществлена значительная перепланировка, в связи с которой общая площадь уменьшилась, а часть надгробий безвозвратно пропала. Многие памятники на Волковском кладбище вместе с останками тех, кому они были посвящены, перенесли на новые места. К их числу относятся могилы И. С. Тургенева, Д. Н. Мамина-Сибиряка, А. А. Блока и многих других деятелей искусства и науки. В этот же период были полностью уничтожены Всесвятская и Успенская церкви.
История
Связанная с этим некрополем традиция восходит к 1802 году, когда здесь возле церкви Воскресения Словущего похоронили А. Радищева (могила не сохранилась, позже на кладбище был установлен кенотаф). В 1844 году здесь был захоронен историк и переводчик Д. И. Языков, в 1848 году — публицист В. Г. Белинский. В 1861 году рядом с могилой Белинского был похоронен ещё один критик левого толка, Н. А. Добролюбов, а в 1868 году рядом с ними — публицист Д. И. Писарев.
На «Литераторских мостках» похоронены писатели И. С. Тургенев, М. Е. Салтыков-Щедрин, Н. С. Лесков, Г. И. Успенский, С. Я. Надсон, А. И. Куприн, революционеры Г. В. Плеханов и В. И. Засулич, Н. С. Тютчев, учёные Д. И. Менделеев, В. М. Бехтерев, И. П. Павлов, Н. Н. Миклухо-Маклай, А. С. Попов, скульптор В. В. Козлов и др. Здесь же покоятся мать В. И. Ленина и его сёстры.
В 1935 году «Литераторские мостки» были превращены в отдел Государственного музея городской скульптуры. Сюда были перенесены останки литераторов с кладбищ, которые предназначались к уничтожению, — Н. Г. Помяловского, А. А. Блока, И. А. Гончарова. В отдельных случаях переносили только надгробия, но не сами останки. На территории некрополя насчитывается около 500 надгробных памятников, в том числе имеющих значительную художественную ценность.
В ходе реконструкции Волковского кладбища и создания музея «Литераторские мостки» были бесследно утрачены или затеряны могилы многих выдающихся петербуржцев, деятелей отечественной истории, науки и культуры, таких как В. Ф. Адлерберг, Е. В. Аладьин, генерал-лейтенант Н. И. Ахвердов, сын камердинера Петра III А. Я. Бастидон, А. П. Башуцкий, П. Я. Башуцкий, генерал-лейтенант, профессор Николаевской инженерной академии Н. В. Болдырев, П. Г. Бутков, А. Л. Витберг, сенатор Н. М. Гамалея, книгоиздатели И. П. Глазунов и И. И. Глазунов, С. Н. Глинка, И. И. Григорович, профессор-акушер С. А. Громов, П. Ф. Данилов, обер-священник армии и флота И. С. Державин, издатель «Медицинского вестника» врач-офтальмолог Д. И. Дмитровский, А. И. Ермолаев, И. В. Забелин, П. В. Злов, П. М. Копьев, главный священник армии и флота В. И. Кушневич, К. Н. Лебедев, отец М. В. Петрашевского В. М. Петрашевский, Д. П. Рунич, С. В. Руссов, А. И. Рыхлевский, Ф. Ф. Сидонский, А. Ф. Смирдин, генерал-майор С. Н. Старов — участник дуэли с А. С. Пушкиным, А. Н. Страннолюбский, лейб-медик Д. К. Тарасов, А. И. Теребенев, И. И. Теребенев, композитор А. С. Фаминцын, Д. И. Языков.
Начало строительства церквей
Кладбище — это место, где находят вечный покой останки тех, чьи души отправились в вечность, поэтому здесь никак нельзя обойтись без Божьего храма. Уже через три года после начала захоронений за казённый счёт была построена и освящена летняя деревянная церковь во имя Спаса Нерукотворного, а в 1777 году на пожертвования купца Швецова возвели ещё одну ― тёплую. Оба эти храма прослужили недолго: первая к 1798 году обветшала и была разобрана, а вторая сгорела еще раньше. На её пепелище была построена каменная Воскресенская церковь. Работами руководил известный архитектор Е. И. Старов. Её можно увидеть и поныне возле некрополя Литераторские мостки.
Шли годы, и количество захоронений стремительно возрастало. Их дешевизна по-прежнему привлекала сюда всех, кому были не по карману более дорогие и престижные кладбища Санкт-Петербурга. Вскоре вся территория была заполнена, и в 1798 году осуществили первую прирезку земли. С той стороны, где ныне проходит Растанная улица, возвели ограду и главные ворота, а так как участок оказался сильно заболоченным, то для его осушения прорыли прямые канавы. В дальнейшем одна из них стала границей территории, именуемой Надтрубными мостками, а другая ограничила Волковые. Однако и этой площади хватило лишь на десять лет, и городские власти были вынуждены добавить ещё 30 000 саженей.
Кладбище старообрядцев
В 1787 году купцами Воробьёвым и Волковым было основано старообрядческое кладбище. К этому времени открытое гонение на тех, кто отошёл от официальной православной церкви, прекратилось, и городские власти выделили им участок, примыкавший с севера к некрополю лютеран. В наши дни оба участка слились в единый комплекс. В 1884 году старообрядцы построили на своём кладбище мужскую и женскую богадельни и для каждой из них отдельную молельню. Всё это было упразднено после Октябрьского переворота, а сами здания перестроены и использовались в качестве диспансера.
Часть старообрядцев, именующая себя единоверцами, то есть те из них, кто, придерживаясь древних обрядов (двоеперстия, богослужения по старинным книгам и так далее), признают официальное священноначалие, также получили вблизи реки Волковки места для своих захоронений. На их средства в 1818 году, по проекту архитектора Беретти, была построена Благовещенская церковь. После Октябрьского переворота она была закрыта, как и большинство храмов страны.
Кто похоронен на Литераторских мостках
Самым первым человеком, похороненным в этом месте, был А. Н. Радищев. Автор «Путешествия из Петербурга в Москву» впал в немилость, был подвергнут репрессиям и затем похоронен на Волковском кладбище, изначально построенном для нищих. Однако это не опустило его на позицию нищего, а подняло место до его уровня. Место его захоронения стало последним пристанищем и для других известных личностей науки и искусства. Позже там был похоронен еще один известный литератор — Виссарион Белинский. В 1861 г. на кладбище появилась могила Добролюбова. На его похоронах выступал Чернышевский.
Постепенно культовые могилы были обнесены металлической оградой. И когда спустя несколько лет умер Дмитрий Иванович Писарев, место для захоронения было выбрано тоже на Мостках, в «компании» его коллег литературного творчества. Невероятным событием оказались похороны там же Тургенева. Во время них стояла атмосфера угрюмости, так как писатель не одобрялся властью. Позже здесь были погребены другие известные люди: М. Е. Салтыков-Щедрин, Н. С. Лесков, Г. И. Успенский. Постепенно место становилось все более литераторским, и все забывали, почему оно связывается с мостками.
Надгробие на могиле писателя А.И. Куприна, Anastasia Galyamicheva
Дело в том, что в самом начале постройки кладбища почва представляла собой привычную для Петербурга болотную грязь. По ней было крайне сложно ходить, поэтому были проложены мостки, от которых и пошло название музейного комплекса-некрополя.
Здесь начали хоронить не только деятелей литературного творчества, но и ученых: Дмитрия Менделеева, Владимира Бехтерева и других. Также здесь были похоронены и деятели революции, например, Вера Засулич, а также мать и сестры Владимира Ульянова (Ленина). Нашли свое последнее пристанище некоторые артисты, танцоры, скульпторы.
В связи с получением местом музейного статуса, на нем были перезахоронены и другие писатели, такие как Александр Блок, Иван Гончаров. Их могилы могли быть уничтожены, и перемещение оказалось весьма кстати.
Списка похороненных на официальном сайте музея
Тулип
Последующее благоустройство и расширение территории
Но как бы ни были ничтожны кладбищенские доходы, всё же удалось, хоть и с большим трудом, скопить определённую сумму и в 20-х годах XIX века построить по проекту архитектора П. Ф. Воцкого те самые Святые ворота, которые сохранились до наших дней, и часть прилегающей к ней ограды. Следующее десятилетие было отмечено последней прирезкой 20500 саженей земли и закладкой каменного храма, автором проекта которого и исполнителем работ был петербургский архитектор Ф. И. Руска. С тех пор Волковское кладбище вплоть до Октябрьского переворота оставалось в своих неизменных границах.
В середине века была выстроена ещё одна каменная церковь. Название своё ― Паномарская ― она получила по имени купца Паномарёва, на чьи пожертвования была построена и освящена в 1852 году. Место для неё выбрали на равном удалении от Вознесенской и Спасской церквей, а строил её всё тот же архитектор Ф. Руска. Здесь, в склепе, расположенном под церковными плитами, нашёл упокоение прах самого жертвователя, на чьи средства было осуществлено строительство. Это было сделано в традициях, освящённых веками: построить храм и в нём же быть погребённым.
Тремя десятилетиями позже появилась ещё одна церковь, называвшаяся в просторечии по имени благодетеля, финансировавшего постройку. Это заложенная в 1885 году и единственная действующая сегодня на территории погоста церковь Иова Многострадального. Она была построена на средства потомственного почётного гражданина Иова Михайловича Крюкова и долгое время в среде окрестных жителей именовалась Крюковской. Следует заметить, что её очень любил и неоднократно посещал император Николай II, считавший святого Иова своим небесным покровителем.
Появление нового погоста
Волковское кладбище начинает свою историю с постановления Сената, датированного 11 мая 1756 года. Согласно этому документу, был отведён значительный участок земли для захоронения жителей близлежащих районов Санкт-Петербурга. Территорию для погоста выделили, но средств на его содержание и благоустройство почти не отпускали, так как хоронить предполагалось в основном городскую бедноту. Доходов в казну кладбище не приносило. Похоронить на Волковском кладбище было очень дёшево, и места на нём предоставлялись либо совершенно даром, либо за символическую плату. В результате государство устранилось от всякой опеки над ним.
Подобная дешевизна явилась причиной того, что Волковское кладбище стало быстро разрастаться. Известно, например, что за первые полгода его существования было произведено около девятисот захоронений. В дальнейшем темпы заполнения территории увеличивались, что послужило причиной ряда вынужденных прирезок площади. Вначале места для погребений выбирались без всякой системы и при полном отсутствии плана.
Особенный хаос вносили казённые учреждения и военные команды, хоронившие своих служащих, где им вздумается, и не считавших нужным согласовывать действия с администрацией. Относительный порядок начал устанавливаться только после передачи кладбища в епархиальное ведомство, которая последовала по высочайшему Указу от 13 сентября 1781 года. С этого дня всеми организационными и хозяйственными вопросами стал заниматься вновь назначенный настоятель Иван Григорьев ― человек исполнительный и энергичный. Благодаря его стараниям появились учётные документы, ставшие в наши дни бесценным историческим материалом, позволяющим воссоздать картину тех лет.
Политические деятели
- Богучарский-Яковлев, Василий Яковлевич (1860—1915) — революционер-народник, писатель, журналист, редактор.
- Засулич, Вера Ивановна — революционерка, писательница.
- Лопатин, Герман Александрович (1845—1918) — революционер.
- Маневич, Михаил Владиславович (1961—1997) — российский экономист и политический деятель, вице-губернатор Санкт-Петербурга.
- Ульянова, Мария Александровна — мать В. И. Ленина;
сёстры В. И. Ленина Анна Ильинична, Ольга Ильинична; Елизаров, Марк Тимофеевич — муж Анны Ильиничны Ульяновой, революционер, нарком путей сообщения.
- Прибылёв, Александр Васильевич (1857—1936) — революционер-народоволец, эсер, муж Прибылёвой-Корбы А. П.
- Прибылёва-Корба, Анна Павловна (1849—1939) — член Исполнительного комитета партии «Народная воля», историк, редактор, жена Прибылёва А. В.
- Ювачёв, Иван Павлович (1860—1940) — революционер-народник, духовный писатель.
- Якубович, Пётр Филиппович (1860—1911) — революционер-народоволец, поэт, писатель.
Экскурсии по Литераторским мосткам
Существует два варианта экскурсий по Литераторским мосткам. Первые проводятся непосредственно музеем-некрополем — на них необходима предварительная запись. Вторые проводят независимые экскурсоводы — найти их можно в интернете, либо просто встретить на улицах Санкт-Петербурга. Часто экскурсия по Литераторским мосткам входит в состав другой комплексной экскурсии. Вход в музей в любом случае будет бесплатным.
Как правило, на экскурсиях рассказывается об истории места и о похороненных там людях, об их жизненном пути и вкладе в культуру, науку или общественную жизнь России.
Андрей Смирнов
Храм
Практически на каждом кладбище присутствует небольшое культовое сооружение, Волковском не стало исключением. Для посещения открыта Воскресенская церковь. В ее ограде установлена мемориальная доска Радищеву, поскольку его могила не сохранилась и посетить ее невозможно.
Храм был освящен в сентябре 1785 г. Каменное здание с колокольней появилось на этом месте после того, как сгорел первый деревянный храм, что был построен за 8 лет до того, в 1777 г. В том же году он был освящен во имя Обновления храма Воскресения Христова в Иерусалиме. Сооружение, возведенное по проекту архитектора Старова, затем ремонтировалось в 1813 г. В советские годы храм был закрыт. Официально здание, являющееся памятником архитектуры федерального значения, до сих пор не возвращено Епархии — хотя этот вопрос обсуждается на протяжении многих лет.
При этом службы в храме идут. Литургии проводятся по средам, пятницам и выходным дням, а также в дни всех Великих Православных праздников. Начинаются они в 10:00, исповедаться можно с 9:30. Актуальное расписание богослужений можно уточнить на сайте храма или на его официальной странице «ВКонтакте». Службы ведутся на церковнославянском языке.
Церковь Воскресения Словущего, Ксения Шестеренко
Последняя построенная церковь
Волковское кладбище в 1910 году пополнилось ещё одной, на этот раз последней церковью, построенной и освящённой в честь Успения Пресвятой Богородицы. Она, так же как и её предшественницы, была воздвигнута на частное пожертвование. На этот раз необходимые средства предоставила вдова табачного фабриканта Колобова.
Внося столь щедрый вклад, она желала упокоения души незадолго до этого умершей и похороненной здесь родной сестры. Надо сказать, что с давних пор в России бытует традиция делать церковные приношения в дарование вечной жизни умершим и прощения их грехов. Размеры пожертвований зависели главным образом от материальных возможностей благодетеля.
Учёные
- Анненский Николай Федорович (1843—1912) — экономист, статистик, публицист-народник, журналист, общественный деятель.
- Берг, Лев Семёнович (1876—1950) — отечественный зоолог и географ, автор теории номогенеза, идеи о природных комплексах.
- Бехтерев, Владимир Михайлович (1857—1927) — русский медик-психиатр.
- Визе, Владимир Юльевич (1886—1954) — полярный исследователь, учёный.
- Гаккель, Яков Модестович (1874—1945) — инженер-электротехник.
- Гвоздев, Алексей Александрович (1887—1939) — основоположник истории западноевропейского театра.
- Гольдштейн, Михаил Юльевич (1853—1905) — российский учёный, педагог, общественный деятель.
- Иоффе, Абрам Фёдорович (1880−1960) — физик, организатор науки, создатель научной школы.
- Качалов, Николай Николаевич (1883—1961) — химик-технолог, член-корреспондент АН СССР.
- Киселёв, Андрей Петрович (1852—1940) — русский и советский педагог, «законодатель» школьной математики.
- Кони, Анатолий Фёдорович (1844—1927) — русский юрист, государственный и общественный деятель.
- Костомаров, Николай Иванович (1817—1885) — историк, писатель, член-корр. Петербургской АН (1876).
- Крачковский, Игнатий Юлианович (1883—1951) — российский востоковед, академик.
- Крылов, Алексей Николаевич (1863—1945) — кораблестроитель, специалист в области механики, математик.
- Лесгафт, Пётр Францевич (1837—1909) — врач, педагог, создатель научной системы физического воспитания.
- Марков, Андрей Андреевич (старший) (1856—1922) — русский математик.
- Менделеев, Дмитрий Иванович (1834—1907) — учёный-энциклопедист.
- Миклухо-Маклай, Николай Николаевич (1846—1888) — российский этнограф, антрополог, биолог и путешественник.
- Михайловский, Николай Константинович (1842—1904) — публицист, социолог и критик, идеолог народничества.
- Павлов, Иван Петрович (1849—1936) — учёный-физиолог, создатель науки о высшей нервной деятельности.
- Павлов, Николай Никифорович (1902—1985) — астроном, учёный.
- Попов, Александр Степанович (1859—1905) — русский физик и электротехник, изобретатель радио.
- Соломенко, Николай Степанович — (1923—1995) — учёный-механик, академик АН СССР, академик РАН, инженер-контр-адмирал.
- Ухтомский, Алексей Алексеевич (1875—1942) — физиолог, академик АН СССР.
- Филиппов, Михаил Михайлович (1858—1903) — химик, математик, научный критик.
Могилы представителей иных конфессий
Восточную часть некрополя занимает обширный участок, именуемый Лютеранским кладбищем. Это общее название, так как в действительности там находятся лютеранское, старообрядческое, единоверческое и еврейские кладбища. В 1741 году конвент кирхи святых Петра и Павла, которая и поныне находится на Невском проспекте, подал прошение в Сенат о выделении участка для погребения лютеран, которых в то время проживало в Санкт-Петербурге огромное количество. Однако рассмотрение вопроса затянулось на долгое время, и лишь в 1773 им была отведена территория напротив православного кладбища, сразу за рекой Волковкой.
Любопытно, что на протяжении долгого времени лютеранское кладбище называлось Бертфельдовым ― по имени первого похороненного на нём немца, купца Иоганна Гебхарда Бертфельда. Все заботы об обустройстве погоста взяли на себя прихожане двух петербургских лютеранских кирх ― Петра и Павла, а также Святой Анны. Соответственно, и преимущество при выборе мест захоронения и назначении цены имели члены именно этих общин. Лютеране подошли к организации похорон с чисто немецкой педантичностью, и погребения совершались в строгом порядке, благодаря чему даже в наши дни можно без труда найти и идентифицировать могилы 40 000 людей.
Суеверные страхи императрицы
В самом начале XVIII столетия был создан погост при церкви Иоанна Предтечи, находившейся в прилегавшей к городу Ямской слободе. Но просуществовал он недолго, так как императрица Елизавета Петровна любила порой наведаться к слобожанам на гулянья, а вид находившегося рядом кладбища вызывал у неё суеверный страх ― боялась самодержица покойников. Воля императрицы ― закон, и вскоре погост был перенесён южнее, к деревне Волковка, на берег одноименной реки.
Любопытно, что название произошло действительно от волков, в изобилии водившихся когда-то в тех местах. Подтверждение этому можно найти в документах XVIII века, свидетельствующих о многочисленных случаях, когда стаи хищников нападали на случайных прохожих. После того как было открыто кладбище, их добычей нередко становились тела покойников, привезённые на погост, но по разным причинам не погребённые. В наши времена это кажется немыслимым, но тогда это была обыденная реальность.
Захоронения выдающихся деятелей искусства и культуры
Как и многие кладбища Санкт-Петербурга, Волковский некрополь находился на заболоченном и сыром месте ― таковы особенности местной почвы. Чтобы как-то решить проблему передвижения по территории объекта, решено было мостить дорожки досками ― это и послужило причиной тому, что отдельные участки кладбища стали называться «мостками». К концу XIX века таких дорожек-мостков насчитывалось около ста двадцати, а их общая протяжённость превышала двенадцать вёрст.
С середины XIX века северо-восточная часть некрополя получила название Литераторские мостки. Это объясняется сложившейся к тому времени традицией хоронить здесь выдающихся деятелей литературы, науки и искусства. Одним из первых тут был погребён А. Н. Радищев. Его могила не сохранилась, но в память о крупнейшем писателе и публицисте екатерининской эпохи на стене Воскресенской церкви уже в наши дни была установлена памятная мемориальная доска.
На территории Литераторских мостков нашёл своё упокоение и один из ближайших друзей А. С. Пушкина ― поэт А. А. Дельвиг. Недалеко от его могилы можно увидеть двойное захоронение, обнесённое общей чугунной оградой. Здесь покоятся столпы российской словесности ― В. Г. Белинский и Н. А. Добролюбов, а чуть поодаль от них ― Д. Н. Писарев и И. С. Тургенев. Перечислить всех, кто похоронен на Волковском кладбище и на его Литераторских мостках, очень трудно, так как их имена относятся к обширнейшему периоду прогресса творческой мысли в России.