Текст панихиды по усопшим для мирян: для дома и для кладбища на русском и старославянском языках. чинопоследование в храме и келейно читать с ударением, порядок пения, скачать бесплатно

О врагах и недоброжелателях

Молебны за здравие не только можно, но и рекомендуется заказывать своим врагам. Это часто срабатывает и помогает нейтрализовать все то зло, которое они направляют в адрес человека, нуждающегося в покровительстве высших сил. А ему самому подобные обряды позволяют обрести покой и душевное равновесие. Как свидетельствуют отзывы о сорокоусте, в трех церквях заказанном, нередко случается, что ненавистники и злопыхатели после усиленных молитв по разным причинам уходят из жизни человека. Бывает, что с ними случаются болезни и самые разные неприятности. Но желать недругам зла не следует, ведь только Бог имеет право решать, что в этой жизни справедливо, а что нет.

Особое значение парастаса для наших усопших родственников

Неоднократно приходится встречаться с утверждениями далёких от православия адептов различных культов: парастас – отмаливание рода, восходящее к древним языческим практикам и замещающее их. На чём основано это утверждение? На Литургии православная проскомидия поименна, молитва возносится за тех наших родственников, кто перечислен в подаваемых к началу службы записках. Благочестивая традиция знать и передавать из поколения в поколение имена своего рода многими из нас давно утрачена. Парастас – это возможность усиленной соборной молитвой достичь тех глубин наших родословных, память о которых не запечатлелась ни в нашем разуме, ни в семейных преданиях. Но дело здесь не в “особого рода мистериях”. Главная сила церковной молитвы – в её соборности, в согласии со словами Спасителя: “Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них” (Мф.18:20).

Парастас. Схема совершения богослужения в родительскую субботу.

Парастас – (греч. “ходатайство”, “стояние”) – последование великой панихиды по всем усопшим православным христианам, совершаемое на всенощном бдении родительских суббот. По структуре такая служба построена по типу утрени. Служится обычно вечером в пятницу или накануне особых памятных дней, например, накануне отпевания священнослужителя или по случаю трагического события. Существует благочестивая традиция совершать парастас дома мирским чином в поминальные дни (3-й, 9-й, 40-й и проч.).

Кратко об особенностях парастаса:

После обычного начала читается 90-й псалом (вместо шестопсалмия), после которого произносится великая ектения за упокой. Затем вместо “Бог Господь…” – “Аллилуиа” и тропари “Глубиною мудрости…”

Примечание. После “Аллилуиа” и тропарей на парастасе поются “непорочны”, разделяющиеся на 2 статии: на 1-й статии – “Блажени непорочнии в путь…”, припев: “Помяни, Господи, ду́ши раб Твоих (или душу раба Твоего)”, на 2-й статии – “Твой есмь аз, спаси мя”, припев: “Упокой, Господи, души (или душу раба Твоего) раб Твоих”.

После тропарей на панихиде (а на параста́се после “непорочных”) поются тропари по “непорочных”: “Святых лик обре́те источник жизни…” с припевом: “Благословен еси, Господи…”

Затем произносится малая заупокойная ектения, поется седален “Покой, Спасе наш…”, читается псалом 50-й и поется канон, разделяемый и заканчиваемый малыми заупокойными ектениями (после 3-й, 6-й и 9-й песней).

На панихиде поется канон глас 6-й: “Яко по суху пешешествовав Израиль…” или 8-го гласа: “Воду прошед…” На парастасе поется канон 8-го гласа: “Воду прошед…”, вместо чтения тропарей на каждую песнь поется священнослужителями и повторяется хором припев: “Упокой (или – покой), Господи, души усопших раб Твоих”. На парастасе тропари канона читаются с припевом: “Дивен Бог во святых Своих, Бог Изра́илев”. После 3-й песни поется седален, после 6-й – кондак “Со святыми упокой…” и икос: “Сам Един еси Безсмертный…”

После канона панихида, а также и парастас заканчивается литиёй: читается Трисвятое и произносится ектения: “Помилуй нас, Боже…”, после которой бывает отпуст, и поется “Вечная память”.

См. также: Великопостные субботы прот. А. Шмеман

Некоторые примеры схем совершения парастаса:

  • Парастас. Схема совершения во Вселенскую родительскую субботу (2012 г.) скачать
  • Парастас: схема совершения во Вселенскую родительскую субботу (2013). скачать
  • Парастас: схема совершения в Димитриевскую родительскую субботу (2013 г.) скачать

Подготовил чтец Сергий Забавнов

Назад к списку

Идя по жизни, естественным образом каждый человек задумывается о смерти и ставит перед собой вопросы о том, что произойдёт после того, как его сердце перестанет биться. Некоторые говорят, что душа уходит в небытие. Другие — что душа переходит в другое тело. Истинные последователи Иисуса Христа всегда верили в то, что после смерти душа человека возвращается к Богу. Душа попадает на Божий справедливый суд, на котором решается, где будет она проводить вечность, в раю или же в аду.

Чтобы понять, как православные христиане понимают жизнь после смерти и как верующие, которые ещё живут, относятся к тем, кто уже ушёл в мир иной, нужно подробнее узнать о заупокойной службе в православной церкви.

Правила служения панихиды

Для того, чтобы по вашему умершему близкому человеку была отслужена панихида, нужно подойти в храм, в свечную лавку. Там можно на специальном бланке или обыкновенном листке бумаги написать перечень имен умерших родственников. Как правило, в одной записке можно указывать до 10 имен, но можно и одно — если вы хотите сугубо помолиться именно об этом человеке.

При подаче записок на поминовение принято приносить какие-либо продукты на специальный панихидный столик (канун). В народе считается, что это еда для покойников, чтобы якобы они не голодали на том свете. Конечно же, такие суеверия не имеют ничего общего с православием — покойникам совершенно не нужна обычная еда, которой питалось их тело при жизни. Лучшая «еда» для человека, ушедшего в мир иной — это молитва ближних и милостыня.

Продукты питания и еду приносят в жертву, в дар храму и священнику, который совершает службу. После прочтения всех молитв все пожертвования освящаются и во многих храмах раздаются бедным и неимущим. Поэтому желательно также следовать этой традиции и приносить продукты на панихидный стол, как милостыню. Приносить желательно постные продукты длительного срока годности — подсолнечное масло, кагор, крупы, печенье и т.д. Не приносят на панихидный стол мясные блюда.

Совет! В записках на панихиду можно указывать только имена людей, крещенных в православии. Недопустимо заказывать эту службу об умерших еретиках, откровенных гонителях Церкви, самоубийцах.

Это очень важный момент, который часто не принимается во внимание. Многие убитые горем родственники думают, что если они скроют от батюшки факт отлучения своего умершего от Церкви и Бога и будет отслужена панихида, то они смогут облегчить участь грешной души

На самом деле, если человек сознательно при своей жизни гнал Господа, то какое значение будут иметь посмертные молитвы о нем? Такое делание не только бессмысленно, но и грешно.

Во время служения заупокойной службы родственники и все присутствующие часто стоят с зажженными свечами, которые символизируют веру в светлую и чистую, как пламя, будущую жизнь. По окончании моления свечи тушатся в знак того, что земная человеческая жизнь каждого из нас также рано или поздно потухнет.

Литургия верных

Третья часть обедни — это соединение с Богом через Таинство причащения. Ее можно разделить на несколько этапов:

  • перенесение Даров (вина и просфор) с жертвенника на престол;
  • подготовка к их освящению, во время которого поются «Символ веры», «Отче наш» и другие молитвы;
  • освящение Даров Святым Духом;
  • причащение сначала священнослужителей, а затем мирян;
  • благодарение Бога за совершенное Таинство.

Принимая хлеб и вино, верующие становятся сопричастными жертве Иисуса Христа, отдавшего жизнь во имя их спасения. Они соединяются с ним, исцеляются от физических и душевных болезней, получают шанс войти в жизнь вечную.

Обедня — это служба, во время которой происходит единение всех членов Церкви. Здесь стираются границы между Небесным и земным Царствами, живыми и мертвыми людьми. Все они предстают перед Богом, умирая для грешной жизни и воскресая силой Духа Святого исцеленными и чистыми.

Молебен о здравии — что это такое?

Упоминание имени верующего – поминовение – молитва отдельного вида.


Поминовение – молитва отдельного вида. Чтобы имена близких прихожанам людей были упомянуты, верующие подают специальные церковные записки, где эти имена перечислены, а также указан вид молитвенного поминовения.

Виды поминовений:

  • Проскомидия – каждое имя поминаемого в ходе этого этапа Литургии произносится вслух священнослужителем вместе с одновременной выемкой частиц из богослужебных просфор, окунаемых в дальнейшем в Кровь Христову. Сопровождается молитвой о прощении грехов.
  • Обедня – имена поминаемых произносятся в ходе молитвенного обращения священнослужителями к Господу перед Жертвенником во время проскомидии и в ходе Литургии перед Святым престолом.
  • Ектения – Особенность ектейных записок в повторном их прочитывании во время молебна.
  • Сорокоуст – совершаемое церковнослужителями поминовение людей на протяжении 40 дней ежедневно. Часто сорокоусты заказывают о здравии тяжело больных.
  • Поминание на год – вид поминовения, которое будет производиться на протяжении определенного периода времени (года) в ходе всех без проводимых в Храме служб.

Отпевание, лития, панихида — что лучше, что сильнее? Рассказываем, как лучше помянуть успошего.

Утрата близкого всегда застает человека врасплох. Кроме мирских забот, с которыми нужно справиться после трагедии, человек сталкивается с тем, что нужно правильно помянуть усопшего. Людям, которые не знают церковных обрядов, порой трудно разобраться, как всё сделать правильно.


Depositphotos

Сердцу и душе хочется помянуть близкого и упокоить его душу, но приходится во многом разбираться: что такое панихида, когда проводится отпевание и зачем читать литию. Чтобы облегчить эту задачу, редакция «Так Просто!» отвечает на эти вопросы и рассказывает, в чём разница между отпеванием, панихидой и литией.

Что происходит с душой после смерти

После смерти жизнь человека не заканчивается, по крайней мере – для души. Пока тело остывает, в нем развиваются естественные процессы распада тканей, нетленная оболочка начинает путь в новой форме. Ей необходимо вскоре покинуть землю, предстать перед престолом Господним. Это происходит на 3-й день после смерти.

Через 6 дней она отправится в ад с той же целью, но смысл иной: увидеть страдания грешников, а также начать свой путь преодоления испытаний – мытарств. Через 30 дней Господь ожидает душу умершего перед своим престолом. Тогда же начинается Частный суд – малая версия Страшного Суда, который однажды наступит для всех. В период прохождения испытаний перечисляются грехи покойного человека, совершенные при жизни, что определяет, куда попадет его душа: в ад, рай.

Значение молитвы для упокоения души умершего

Душа продолжает существование, а потому родственники могут найти способ взаимодействия с ней. Наиболее простой и доступный, а также действенный метод – прочтение молитв, а еще лучше – совершение чинопоследования во храме или дома. При этом душа чувствует, что о ней проявляют заботу: просят облегчения пути у Господа, прощения грехов, защиты и милости.

Отец Всевышний исполняет мольбы тех, кто обращается к нему искренне через молитву. Это приводит к улучшению положения нетленной оболочки в ином мире. В некоторых случаях она даже попадает в рай, несмотря на грехи, совершенные при жизни – их прощают благодаря молитвам близких. Если за душу покойного не молиться, ей придется тяжело – будет крайне сложно преодолеть мытарства без поддержки, т. к. самостоятельно в ином мире уже нет возможности покаяться, отмаливать грехи.

Чтение молитв

Молитва как принятие смерти для родственников

Не только нетленной оболочке покойного сложно при переходе к вечности от мирской жизни. Его родные также страдают, испытывают мучения от потери близкого. Почти всегда они не могут принять смерть, как способ ухода любимого человека из своей жизни навсегда. В этом также помогает молитва, совершение богослужений. Приближение к Господу позволяет смягчить удар, заполнить пустоту в душе. Так происходит постепенное принятие факта утраты близкого. Этому способствует молитва, последование панихиды.

Можно ли заказать панихиду некрещеному

Если при жизни сам покойник не был крещен и не принят в лоно православной Церкви – согласно канонам его запрещено отпевать и заказывать по нему заупокойную панихиду, соответственно и подавать поминальные записки также. И при этом стоит сразу сделать оговорку – даже если обманом вы подаете в храме записку о поминании некрещеного, то на том свете ему от этого будет только хуже.

Сам обман всегда расценивается как грех. При этом вы берете его на себя и проводите его в отношении дорого вам человека, который ныне покойник. Хотя если покойник крещен, а подают записку некрещеные друзья или родственники – это дозволено и даже поощряется. Ведь некрещеный как бы прикасается к церкви и ее устоям, познает их, и вполне возможно – в будущем примет верное решение о крещении.

Когда умерший родственник или друг исповедовал другую веру, не был христианином – его погребение проводят в соответствии с его религией. Хотя сами родственники в православном храме могут возносить молитвы Св. Уару – именно этот святой в православии покровительствует всем иноверцам и некрещеным.

Записка на обедню — когда и как поминается

В разных храмах можно встретить различные названия церковной требы, связанное с Обедней: «заказная обедня», «обедня о здравии», «полное поминовение». Все это подразумевает поминовение имен несколько раз в течение Литургии.

Первый раз во время Проскомидии — подготовительной части Обедни. В этот момент священник прочитывает каждое имя церковной записки, вынимая из специальных просфор частицы.

Затем записки о здравии прочитываются во время молитвы, называемой «сугубая ектения». Слово «ектения» — греческого происхождения и означает буквально «протяжное моление». Во время такой молитвы на каждое прошение священника хор отвечает «Господи, помилуй» или «Подай, Господи».

“Сугубая” же означает усиленная, поскольку возглас «Господи, помилуй» каждый раз повторяется трижды. В момент сугубой ектении священник возносит прошение:

В этот момент он гласно или тайно про себя (в зависимости от традиций прихода) перечисляет христиан, чьи имена указаны в записке о здравии.

Если заказана обедня об упокоении, то имена из церковной записки поминаются во время заупокойной ектении. Одно из ее прошений гласит:

Здесь и перечисляются имена наших усопших близких и родных.

По окончании Литургии церковные записки, поданные на Обедню, прочитываются во время молебна о здравии или заупокойной панихиды.

Выбирая между Проскомидией и Обедней, не нужно думать, что какая-то из молитв сильнее и действеннее. Не нужно церковной записке приписывать магические свойства. Главное это наша добродетельная жизнь в лоне Церкви по заповедям Христа и искренняя молитва за родных.

Присутствие на службе

Действия, совершенные автоматически, не принесут пользы усопшим и живым. Если родственники пришли, чтобы передать записку о здравии или упокоении, то должны думать о тех, за кого собираются просить, пока пишут их имена. Можно просто помнить о них, молиться, но главное – сохранить светлую память, чувство любви. Тогда записка обретет силу, которую увеличит священнослужитель, произнося священный текст во время панихиды.

Точно так же действует присутствие родственников человека, о котором молятся, на службе. Принято держать свечу, мысленно обращаться к Богу своими словами или просто сохранять чувство благодати, которое возникает на панихиде.

Как заказать панихиду на 9 дней

На богослужение девятого дня подают записки о поминовении души умерших. Многие ошибаются в подсчетах девятого дня. Например, если человек умер 1 числа, то девятый будет не десятого, а девятого числа. В православии обычный математический подсчет не применяется. В записке указывается:

имя усопшего полностью без сокращенных вариантов в родительном падеже, фамилия и имя, должность, национальность не пишется;
церковный вариант, например Полина это Апполинария;
детей до семилетнего возраста называют младенцами, а до пятнадцатилетнего – отроками;
отмечается «новопреставленный», «приснопамятный», если у покойного памятная дата.

Записки подаются за родных, близких людей, коллег, товарищей, учителей, всех тех, кто дорог в памяти.

Поминовение на девятый день состоит из церковного и индивидуального молебна:

в церкви заказывают сорокоуст и панихиду, в монастыре псалтырь;
чтение псалтыря дома семнадцатого кафизма и личное присутствие на богослужении, посещение кладбища не обязательное.

Что нести в церковь на панихиду 9 дней: печенье, конфеты, крупы, фрукты, овощи, яйца, вино, растительное масло и обязательное блюдо кутья. Это вареная пшеница с медом, которую благословляет священник, затем ее берут на поминальный обед.

Таблица: как заказать службу в вашем городе

Чтобы правильно провести богослужение, необходимо узнать основные этапы совершения Чина, тип молитв, их последовательность. Может показаться, что в разных храмах свои правила. Но оказывается, вести службу необходимо по общепринятым церковным канонам. Необходимо лишь узнать, сколько стоит панихида – цена (величина пожертвования) в каждом городе отличается.

Город Название церкви Сумма, руб.
Москва Храм Федора Студита 100-400 (зависит от вида панихиды)
СПб Казанский кафедральный собор 30-1000 (по желанию прихожанина)
Тула Тульский Епархиальный паломнический центр 50-1200 (зависит от вида панихиды)
Уфа Собор Рождества Пресвятой Богородицы 300
Калуга Троицкий Собор 300
Воронеж Митрофановский храм на источнике 20

Родительские субботы

Кроме частного поминовения определенных людей, в церкви установлены даты особого поминовения всех православных христиан. Они называются Родительскими субботами, так как за родителей, как за самых близких людей, живые молятся прежде всего. Но поминать в эти дни можно не только родителей. Две субботы являются Вселенскими. Все подобные дни не имеют строго установленной даты, они переходящие. Отличается только поминовение воинов с конкретными датами.

Мясопустная суббота

Одна из двух Вселенских родительских суббот. Поминовение умерших проводится за неделю до начала Великого поста, в воскресенье перед началом Масленицы.

Троицкая суббота

Вторая из Вселенских родительских суббот. Это день перед праздником Святой Троицы, который всегда выпадает на воскресный день.

Родительские субботы Великого поста

Приходятся на вторую, тертью и четвертую недели Великого поста. Во время этого поста литургия в будние дни не служится, за исключением больших праздников. Поэтому поминовение усопших проводится реже. Чтобы не оставлять усопших без молитвенной помощи, установлены дни особого поминовения.

Две родительские субботы являются Вселенскими

Радоница, или Антипасха

Радоница приходится не на субботу, а на вторник недели, следующей после Светлой седмицы. Во время панихиды, служащейся в этот день, поются пасхальные песнопения. Этот день относится к частным Родительским субботам. Сюда же причисляются:

  • Дмитриевская суббота;
  • поминовение православных воинов 11 сентября;
  • поминовение воинов ВОВ 9 мая.

Во все эти дни служатся заупокойные богослужения: панихида по усопшим, лития.

Родительские субботы – это обобщенное название особого, сугубого, усиленного поминовения почивших. На панихиду нельзя подавать имена еретиков, некрещеных людей, самоубийц.
Совет автора

Усопшие уже не могут покаяться и исправиться, поэтому им очень нужны молитвы живых. Каждый человек, пока он находится на земле, определяет, как он будет проводить вечность, и может молитвой и милостыней оказать большую помощь уже умершим и неимеющим возможности молиться о себе.

Кому заказывать нельзя

Конечно, Бог стремится помочь всем страждущим

Однако следует также принять к сведению, что готовиться к описываемому важному серьезному ритуалу необходимо со всей ответственностью. Во-первых, причина для подачи заявки должна быть не пустячная, а все-таки важная

К такому средству обычно прибегают, если человек действительно нуждается в помощи. Во-вторых, к таинству следует серьезно готовиться: перед этим девять дней поститься, очищаться духовно и жить в соответствии с заповедями. И только после этого просить о проведении сорокоуста в трех церквях.

Но имеет значение не только это. Священнослужитель наделен полным правом отказать прихожанину в проведении обряда, если лицо, о котором проявляется забота, церковь практически не посещает, не ходит к исповеди и не считает нужным причащаться. И разумеется, что молебны не проводятся за сектантов и атеистов, равно как и за не православных, то есть представителей других религий. То же касается тех людей, кто испытывает к Богу неприятие, не признавая влияния Всевышнего на земную жизнь, а также игнорирует его заповеди.

Чин совершения проскомидии

Перед службой священник, облачившись в одежды, стоит перед жертвенником, произнося молитву, во время которой целует принадлежности, необходимые для богослужения.

Провозгласив: «Благословен Бог наш…», начинает проскомидию. Берется первая (агничная) просфора и изымается из нее Агнец путем обрезания ее краев.

Остается часть просфоры в форме куба или пирамиды. Этот Агнец будет пресуществляться в тело Христово, также им причащаются. Агнец символизирует самого Иисуса Христа, принесенного в жертву как агнца (ягненка) ради жизни мира. По этой причине первая просфора называется агнечной.

В потир вливается вино, смешанное с водой. Так как из ребра Иисуса распятого потекла кровь и вода. Вино во время евхаристии прелагается в Кровь Христову.

Вторая просфора называется богородичной. Она символически изображает Богородицу. Из неё вынимается частица, а затем кладется на дискос справа от Агнца.

Третья просфора называется «девятичинная». Такое название она получила из-за того, что из нее изымается девять частиц за:

Иоанна Крестителя,пророков,апостолов,святителей,мучеников,преподобных,бессребреников,тех, кому праздник дня, и какого святого храм,составителя Литургии (Иоанна Златоуста либо Василия Великого).

Девять частиц покладаются на дискос тремя рядами справа от Агнца.

Четвертая просфора – «о здравии». Из нее вынимаются частицы за живых. Сначала одна большая вынимается за здравие всех священнослужителей, затем вторая частица за страну и ее жителей.

Третью частицу вынимает священник за самого себя. Также вынимаются частицы за тех, ради кого поданы записки на проскомидию. Вот что такое проскомидия о здравии.

Пятая просфора – проскомидия за упокой. Вынимается частица о почивших строителях, жертводателях, а также служителях храма. Вторая частица вынимается за всех почивших православных христиан. Затем также вынимаются мелкие частицы за тех, за кого они поданы.

Дискос накрывается звездицей и покровцем, затем чаша накрывается покровцем, а вместе дискос с чашей накрываются воздухом (большой покровец). Затем священник с молитвой кадит приношение, после этого произносит отпуст.

После отпуста дары считаются уготованными к совершению Божественной Литургии. В чаше налито вино и вода, на дискосе выложены все частицы. Дискос символизирует всю полноту церкви. В центре стоит Агнец Иисус Христос, возле Него Богородица и все святые. Окружают Его все члены церкви.

Частички о здравии – это земная церковь, а частички о усопших – небесная (торжествующая). Обедня, тут уже Господь начинает священнодействовать. Теперь время сотворить Господеви, т.е. священник уготовал, и пришло время творить Господу. Так заканчивается первая часть и начинается Литургия. Теперь участвуют все верующие, ведь Литургия означает общее дело. Здесь совершается пресуществление Даров, заготовленных ранее.

Основные отличия от панихиды

По окончании Божественной литургии священнослужители православных храмов совершают требы. Одна из самых распространенных форм – это молитвенное песнопение о здравии праведников христианской веры. Это может быть молитва о житейских нуждах и повседневных надобностях, о защите путника в путешествии, об исцелении и даровании здравия больному.

Заказывать службу за здравие нужно за свечным ящиком. Человек, заказавший молебен за здравие и оставив пожертвование на развитие храма Божьего, может не присутствовать на самом богослужении, проводимым священнослужителем.

Порой к молитвенному песнопению добавляется чтение народных молитв, называемых акафистами, и канонов. По завершении требы священнослужитель помазывает молящихся освященным елеем и окропляет святой водой.

Молитвенные поминовения усопших, или панихиды пришли к нам из далекой древности, когда доброчестивые христиане под покровом ночи тайно собирали тела измученных праведников, не желавших отказываться от веры в Иисуса Христа. Погребение усопших сопровождалось пением и зажжением свечей.

Сегодня панихида может совершаться как до погребения умершего, так и после предания его тела земле. Молитвенные поминовения усопших проводятся:

  • на третий, девятый и сороковой дни после смерти;
  • в годовщину смерти;
  • в день рождения умершего;
  • в день тезоименитства.

Во время проведения панихиды молящиеся стоят с зажженными свечами, изображая свою веру в будущую светлую жизнь. В конце богослужения свечи нужно потушить. Земная жизнь, как и не догоревшая свеча, должна погаснуть.

Значение панихиды для душ умерших

Панихида — что это такое простыми словами и какое значение она имеет для покойника? В период земной жизни каждый верянин имеет земное тело и молится за себя, может осознанно меняться в лучшую сторону. Но когда он умирает – за него это делают родственники и близкие люди.

Панихида, что это такое? Это молитвы живых о прощении грехов усопшего, именно они помогают ему получить благодать на том свете. Это спасательный круг, который не только облегчает страдания покойника. Само богослужение помогает очистить его от грехов. Это песнь, которую поет Валаамский хор монастыря, славя Господа и прося его о милости к покойнику.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector