Санкт-петербургская духовная семинария
Содержание:
- Высшее образование в современной Российской Федерации
- Состав
- Итак…
- Наши технические университеты…
- Крупнейшие мероприятия и проекты комплексного развития территорий
- Ссуз как подразделение вуза
- В каких заведениях можно получить среднее профессиональное образование
- Использованные материалы
- Первый технический вуз в России
- Университеты
- В каких заведениях можно получить высшее профессиональное образование
- Ректоры
- Примечания
- [править] Ссылки
- Крупнейшие административные, офисные, жилые здания и их комплексы
- Откуда к нам пришло слово «университет»
- Славяно-греко-латинская академия
Высшее образование в современной Российской Федерации
Прекращение существования Советского Союза принесло как проблемы, так и положительные результаты.
К проблемам можно отнести то, что взаимодействие с университетами бывших Союзных республик стало сложнее или вообще невозможно. Кроме того, значительная часть преподавателей из России мигрировали в Европу или США.
Положительная сторона распада Союза была в том, что в Россию переехало большое количество специалистов высокой квалификации, выехавших по разным причинам из ныне независимых государств ближнего зарубежья.
Для того, чтобы преодолеть отставание количества университетов от Европейских показателей в 1992 году большое количество узкоспециализированных институтов были переименованы в университеты, таким образом число университетов за один 1992 год возросло с 48 до 97.
90-е годы принесли повышение интереса к гуманитарным специальностям, продолжалось это и в начале 2000-х, в результате в настоящее время наблюдается избыток специалистов экономических и юридических специальностей. Наиболее востребованными являются технические специальности. Кроме того, на данный момент недостаточно количество кадров со средне-специальным образованием.
Спасибо, что дочитали, надеюсь, что хоть кому-то было интересно. До встречи на страницах блога KakiGdeUchitsya.ru.
Если статья показалась Вам интересной, пожалуйста, поделитесь ею с помощью кнопочек, расположенных чуть ниже.
(Visited 6 928 times, 1 visits today)
Состав
Кафедры, институты и исследовательские центры как структурные единицы и отдельные лица включают:
- Открытый институт делового администрирования
- Открытый институт юриспруденции
- Открытый институт международных отношений
- Открытый институт государственного управления
- Открытый институт теологии (православное богословие)
- Открытый институт психологии
- Открытый институт юриспруденции
- Открытый институт делового администрирования
- Открытый институт иностранных языков
- Открытый институт информационных технологий
- Институт государственного управления
- Открытый институт экономики и финансов
- Открытый институт маркетинга и рекламы
Обучение ведется более чем по 150 профилям и направлениям бакалавриата, магистратуры и дополнительного профессионального образования.
Итак…
Особенностью российской системы образования по сравнению с другими европейскими странами являлось многообразие форм образовательных организаций, их организационно-правовой формы, ведомственной подчиненности, состава учредителей и источников финансирования. Наряду с общеобразовательными учреждениями, гимназиями и университетами, находившимися в подчинении Министерства просвещения (созданного в 1802-04 годах), существовало еще несколько важных научно-образовательных подсистем, игравших не меньшую роль, но ориентировавшихся на другие модели и находившихся в подчинении других ведомств. Еще в конце XVIII – начале XIX века были созданы образовательные, художественные и научные учреждения, которые курировали непосредственно члены царской фамилии. Часть этих учреждений были объединены позже в Ведомстве Императрицы Марии (институты и гимназии) и Министерстве Императорского Двора (Высшее художественное училище, Училище живописи, ваяния и зодчества и другие художественные и театральные учебные заведения).
Министерству промышленности и торговли подчинялись высшие политехнические, горные и коммерческие учебные заведения.
В процессе столыпинских реформ под руководством начальника департамента в сельскохозяйственном ведомстве графа П.Н. Игнатьева в 1909 – 1914 годах была создана стройная система начальных, средних и высших сельскохозяйственных учебных заведений, подчинявшихся Главному управлению землеустройства и земледелия.
Целый ряд учебных заведений был подчинен Министерству внутренних дел, Министерству путей сообщения, Министерству юстиции, Министерству финансов, Его Императорского Величества Канцелярии.
Количество студентов в высших учебных заведениях России (в тысячах человек) на 1914 год
Университеты
Факультеты:
Богословский 0,13; Историко-филологический 3,4; Физико-математический 9,9; Юридический 15,3; Медицинский 9,4; Восточных языков 0,18; Всего: 38,2.
Технические институты 26,5; Медицинские и ветеринарные институты 6,8; Духовные академии 0,8; Педагогические 2,1; Юридические 2,7; Сельскохозяйственные и лесные 7,0; Высшие женские учебные заведения 33,8 .
Наши технические университеты…
Трехсотлетние традиции высшей технической школы России развивались в тесной связи с естественными факультетами университетов. Это повышало теоретический уровень обучения, способствовало выпуску энциклопедически образованных специалистов и привело к отказу от узкопрактического подхода к подготовке инженеров.
Первые технические университеты появились в 60-70-х годах ХХ столетия. В настоящее время система университетского технического образования в России объединяет более 103 технических университетов с контингентом студентов дневного обучения более 330 тыс. В технических университетах работают более 62 тыс. человек профессорско-преподавательского и научного состава, в числе которых более 5 тыс. докторов наук, 45 тыс. кандидатов наук.
Нынешние выпускники технических университетов обладают не только высоким уровнем инженерной культуры, но и соответствуют высокому уровню социально-психологической и физической культуры человека.
Технические университеты — именно та форма высшего учебного заведения, которая призвана готовить кадры для возрождающейся промышленности нашей страны.
В связи с юбилеем технического образования хочется посвятить несколько теплых слов Иркутскому государственному техническому университету, которому в 2000 году исполнилось 70 лет. Созданный в период становления индустриализации на базе Сибирского горного института, он развивался вместе со страной. Университет всегда выполнял свою главную задачу-обеспечение практически всех отраслей народного хозяйства высококвалифицированными специалистами. За 7 десятилетий нашим вузом было подготовлено свыше 80 тыс. инженеров, в т.ч. около 1,5 тыс. специалистов для зарубежных государств. Наряду с глубокими инженерными знаниями студенты получают ценную подготовку по фундаментальным наукам, финансам, государственному управлению, экономике, иностранным языкам, гуманитарным наукам. Будучи первенцем высшего технического образования Восточной Сибири, он дал «»путевку в жизнь»» другим техническим вузам региона, которые возникли на базе его филиалов. Это Читинский государственный технический университет, Братский индустриальный университет, Ангарский технологический институт.
Учитывая историческую значимость 300-летия профессионального инженерно-технического и военного образования, библиотека ИрГТУ, как одно из крупнейших фондохранилищ технической литературы в Восточной Сибири, с 27 по 31 марта 2001 года организует развернутую книжно-иллюстрированную выставку, посвященную юбилею. Первые технические словари, справочники, энциклопедии, журналы «»Горное дело»», записки императорского русского технического общества, Горного института императрицы Екатерины II и другие издания XIX и XX веков займут почетное место в будущей экспозиции. Один из разделов выставки будет посвящен истории развития золотодобывающей промышленности России. Здесь впервые читателю и книголюбу будет представлена уникальная книжная коллекция из редкого фонда библиотеки ИрГТУ «»Русское золото»». К участию в выставке приглашены факультет военного обучения и музей истории ИрГТУ.
Посетив нашу выставку, вы станете невольным свидетелем того времени, когда зарождалась, развивалась история инженерного образования и какое место оно занимает в современной России, а наш Иркутский государственный технический университет по праву подтверждает свой статус как центр образования, науки и культуры. И невольно вспомнятся слова Петра Великого: «»Я предчувствую, что россияне когда-нибудь, а может быть, при жизни нашей, пристыдят самые просвещенные народы успехами своими в науках, неутомимостью в трудах и величеством твердой и громкой славы.»»
Р. Красикова ,библиограф библиотеки ИрГТУ.
Информация с сайта: library.istu.edu/hoe/publ/teched.htm
Крупнейшие мероприятия и проекты комплексного развития территорий
Выкуп Киева у Речи Посполитой
По условиям заключённого в 1667 году Андрусовского перемирия Киев с окрестностями временно оставался у России сроком на два года. Однако при заключении окончательного договора о «Вечном мире», подписанного в 1686 году, Киев был окончательно уступлен России, которая его фактически выкупила за грандиозную по тем временам сумму в 146 тысяч рублей (судя по всему, не менее 200 миллиардов рублей в ценах 2012 года).
Дополнительно следует отметить, что имела место не просто передача денег — очевидно, что строительство российской государственной власти в городе также потребовало значительных усилий и средств, как это можно было наблюдать в начале 2014 года в Крыму.
Ссуз как подразделение вуза
Нередко высшие учебные
заведения получают лицензии не только на бакалавриат и / или магистратуру, но и
на среднее профессиональное образование. Это обычная практика, особенно для
крупных образовательных организаций.
Чаще всего на базе вузов создаются
колледжи. Они, как уже упоминалось, дают образование, по формату более близкое
к университетскому.
При такой насыщенной
структуре выше вероятность возможности перезачета дисциплин при поступлении на
более высокий уровень. Иными словами, выпускник колледжа, поступающий по
программе бакалавриата в той же ОО, может рассчитывать на сокращенное обучение.
В каких заведениях можно получить среднее профессиональное образование
СПО предполагает подготовку
специалистов среднего звена. Выпускники получают более глубокие знания в своей
области и могут продолжить обучение, поступив в вуз.
Здесь есть два вида
учебных заведений:
- техникум;
- колледж.
Учиться в них нужно уже
дольше – 3 года 10 месяцев по очной форме.
Чем они отличаются
В техникумах можно
рассчитывать на прохождение образовательных программ только базового уровня. В
колледжах чаще встречаются программы углубленной подготовки.
Также считается, что
учеба в техникуме приближена, скорее, к школьному формату, тогда как в колледже
– к вузовскому. Поэтому последние находятся на ступеньку выше.
Есть ли исключения
В общем виде иерархия
ссузов выглядит так:
Колледж | |||
Техникум | |||
Профессиональный лицей | |||
Профессиональное училище |
Но всегда ли учебные заведения располагаются в ней
именно так? На самом деле, есть исключения. В доказательство рассмотрим такие
образовательные организации, именуемые училищами:
-
Музыкальное
училище имени Гнесиных. Это подразделение Российской академии музыки готовит
артистов, имеющих право вести преподавательскую деятельности. А это
низкоквалифицированным трудом не назовешь. -
Медицинское
училище №24 в Москве. Несмотря на название, готовит медсестер и медбратьев по
специальности.
-
Ярославское
высшее военное училище противовоздушной обороны. Это полноценный вуз,
выпускники которого становятся офицерами. -
Нахимовское
военно-морское училище. Оно вовсе не связано с получением профессии. Это
образовательная организация основного общего и среднего общего образования.
Проще говоря, учатся там школьники.
Можем ли мы отнести их к
заведениям низшей ступени среднего специального образования? Определенно нет.
Так что иногда название
может быть обманчиво. Сохранили его как устоявшийся бренд или не успели
провести реорганизацию – причины могут быть разными. Поэтому смотреть нужно в
первую очередь на образовательные программы, которые предлагает ОО.
Использованные материалы
-
«Семинария Санкт-Петербургская духовная» // Сайт «Русское Православие»
-
Надеждин А. История С.-Петербургской православной духовной семинарии с обзором общих узаконений и мероприятий по части семинарского устройства. 1809–1884., СПб., 1885, с. 18-23 (список ректоров и инспекторов)
- Александр Паничкин, прот. Духовные школы в Санкт-Петербургской епархии в XVIII веке. Часть 1: Александро-Невская семинария. Административный и учительский персонал
Большая биографическая энциклопедия со ссылкой на словарь Половцева:
Розанов Николай Иванович, прот.,
Резепин П. П., Ректоры Костромской духовной семинарии, Журнал Светоч, № 3, —
Пётр Иванович Нечаев (01.10.1842–30.10.1905), биография —
Владимир Сорокин, прот., Исповедник, Церковно-просветительская деятельность митрополита Григория (Чукова) / СПб.: Изд-во Князь-Владимирского собора, 2005, с. 688.
Первый технический вуз в России
В первой четверти ХVIII века Петр I дал мощный импульс развитию образования в России, удачно заложил основы профессиональной системы образования. Во второй половине XVIII века в Российской империи началось бурное развитие промышленности, особенно горного дела на Урале. Нужны были специалисты высокой квалификации. Приглашение в Россию инженеров-иностранцев дорого обходилось государственной казне. Поэтому группа башкирских рудопромышленников во главе с Исмаилом Тасимовым обратилась в Берг-Коллегию (орган руководства горнорудной промышленностью) с предложением о создании училища по подготовке горных специалистов. Сенат одобрил это предложение и представил императрице Екатерине II доклад «»Об учреждении Горного училища при Берг-Коллегии»», который она утвердила.
Торжественное открытие состоялось 28 июня 1774 года и было приурочено ко дню восшествия на престол императрицы.
С этой даты идет отсчет времени создания первого технического вуза в России. Училище разместилось на Васильевском острове. Учебный процесс в Горном училище сочетал в себе все необходимые для того времени теоретические и практические занятия. Так, по инициативе первого директора училища М.Ф.Соймонова, во дворе вуза был построен «»примерный рудник»», который позже стал составной частью первого отечественного Горного музея в Петербурге. Параллельно с занятиями ведущие преподаватели А.Нартов, С.Нарышкин, П.Рычков и другие проводили научные исследования, привлекая к ним лучших студентов.
Дальнейшее развитие горного дела в России требовало все большее число инженеров, поэтому с годами вуз претерпевал изменения. Если при создании училища насчитывалось всего 23 студента, то через 10 лет их насчитывалось уже 60.Немалую лепту в развитии Горного училища внесли его директора. Это тайный советник, сенатор А.Алябьев, которого назначил император Павел I, генерал от артиллерии, сенатор А.Корсаков, который преобразовал Горное училище в Горный кадетский корпус. Это Е. Мечников, который продолжил улучшение развития учебной программы вуза. Именно в его период руководства (1817-1824 г.г.) как никогда возросла популярность Горного кадетского корпуса среди молодежи, ибо этот вуз выпускал не только талантливых инженеров, но и видных деятелей русской литературы и искусства (А.Бестужев-Марлинский, Н.Языков, В.Каратыгин, И.Орлов и др.).
А в 1833 году уже при новом директоре Е.Корнееве сам император Николай I утвердил положение и устав с новым названием Института Корпуса горных инженеров, который в его царствование больше походил на военно-учебное заведение, чем на технический институт. И только при правлении императора Александра II утвердили новый устав. С 1866 года Горный институт стал открытым высшим техническим заведением с 5-летним сроком обручения.
Предметная система образования и другие особенности Горного института вызвали интерес в других вузах страны. Распространение этой систем способствовали изданные в августе 1905 года «»Временные Правила об управлении высшими учебными заведениями ведомства Министерства народного просвещения»» (это был один из наиболее демократичных руководящих документов высшей школы).
Университеты
Университеты — светские высшие учебные заведения. Первый в России светский университет носил название Академический университет. Он был открыт в 1724 году и просуществовал до 1766 года. К началу XX века в России (за исключением Финляндии) были следующие университеты: Московский (с 1755 г.), Дерптский, или Юрьевский (1802), Казанский (1804), Харьковский (1804), Петербургский (1819), Киевский св. Владимира (1833), Новороссийский (в Одессе, 1864), Варшавский (1869), Томский (1888).
Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова (МГУ)
МГУ им. М.В. Ломоносова
Старейший, крупнейший и ведущий университет Российской Федерации. Основан по инициативе М.В. Ломоносова и графа Шувалова в 1755 г.
Изначально университет располагался в здании Главной аптеки (бывший Земский приказ) на месте Государственного исторического музея на Красной площади. При Екатерине II университет переехал в здание на противоположной стороне Моховой улицы, построенное в период между 1782 и 1793 годами по проекту Матвея Казакова. Впоследствии, после Московского пожара 1812 года, здание было восстановлено архитектором Доменико Жилярди.
Здание МГУ на Моховой
В XVIII столетии в составе университета были три факультета: философии, медицины и права. В 1812 году при университете был создан колледж для подготовки будущих студентов. В 1779 году Михаил Херасков основал Благородный пансион, преобразованный в гимназию в 1830 году. Университетская пресса была основана Николаем Ивановичем Новиковым в 1780-х годах. При университете издавалась наиболее популярная газета Российской империи — «Московские ведомости».
В 1804 году был принят новый устав Московского университета, согласно которому должность ректора становилась выборной. Ректор ежегодно избирался профессорским собранием и утверждался лично Императором.
В каких заведениях можно получить высшее профессиональное образование
В статье 9
ныне утратившего силу Федерального закона от
22.08.1996 №125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании»
были перечислены основные виды высших учебных заведений. И хотя действующий
Федеральный закон №273-ФЗ такого перечня не содержит, виды вузов остались теми
же:
-
федеральный
университет; -
национальный
исследовательский университет; - университет;
- академия;
- институт.
Вид вуза напрямую связан
с его статусом. Меняется статус – меняется и название. Так, например,
Московская финансово-юридическая академия перешла на следующую ступеньку и
стала университетом.
Но здесь интересный ход сделан в
отношении аббревиатуры. Она за годы существования вуза стала брендом, и, чтобы
ее сохранить, знаменитые буквы включили в официальное название. Учебное
заведение теперь называется «Московский финансово-юридический университет
МФЮА». Соответственно, МГЮУ его никто не называет.
Стоит упомянуть и
специальные названия, например, «Московская государственная консерватория имени
П.И. Чайковского» или «Высшая школа народных искусств». Вид вуза обычно
указывают в скобках после основного наименования ОО.
Чем они отличаются
Начнем с последних трех
видов из вышеприведенного списка. Такое деление – наиболее общее, и по нему
проще проследить основные отличия.
Университет |
Академия |
Институт |
|
Самостоятельность |
Только самостоятельная ОО |
Только самостоятельная ОО |
Самостоятельная ОО или часть вуза |
Направления подготовки кадров | Для разных отраслей (не менее 7) |
Для нескольких отраслей одного направления |
Для одной отрасли |
Научные исследования | Функции научного центра | Обязательно | Необязательно |
Соотношение аспирантов и студентов | 4 / 100 | 2 / 100 | Нет требований |
Аспиранты, защитившиеся в первый год после выпуска |
+25% | +25% | – |
Среднегодовой объем финансирования | От 10 млн рублей | 5-10 млн рублей | До 5 млн рублей |
Количество педагогов с учеными степенями |
Не менее 60% | Не менее 55% | Нет требований |
Наличие факультета профессиональной переподготовки |
Обязательно | Обязательно | Необязательно |
Получается, что среди
высших учебных заведений нет такой четкой иерархии, как среди средних
профессиональных. Нельзя сказать, что институт дает менее глубокую подготовку,
чем университет. Разница – в том, какие условия то или иное учебное заведение
может предложить студентам:
-
широту выбора
профессий; -
возможность
заниматься наукой; -
комфортное
материально-техническое обеспечение (оно зависит от объема финансирования).
На количестве
«остепененных» преподавателей заострять внимание не стоит. С одной стороны,
отсутствие защищенной диссертации может компенсироваться богатым практическим
опытом
С другой стороны, закончить аспирантуру и получить степень никогда не
поздно. Поэтому концентрация ученых в вузе – показатель непостоянный.
Ректоры
- Гавриил (Кременецкий) (20 сентября 1743 — 5 апреля 1748)
- Вениамин (Краснопевков-Румовский) (1770 — 17 января 1774)
- Вениамин (Багрянский) (июль 1782 — ок. кон. 1783)
- Амвросий (Орлин/Яковлев-Орлин) (1791 — 1792)
- Антоний (Знаменский) (7 апреля 1795 — 1797)
Далее до 1809 года см. список ректоров академии
- Анатолий (Максимович) (25 августа 1809 — 1812)
- Мефодий (Пишнячевский) (1812 — 1813)
- Иннокентий (Смирнов) (сентябрь 1813 — 1819)
- Иоанн (Доброзраков) (ноябрь 1824 — январь 1826)
- Антоний (Домкинский) (февраль 1826 — сентябрь 1827)
- Нафанаил (Павловский) (сентябрь 1827 — 8 сентября 1830)
- Макарий (Зимин) (1830 — 1838)
- Афанасий (Соколов) (7 марта 1838 — 25 июня 1841)
- Феогност (Лебедев) (24 июля 1841 — 1848)
- Христофор (Эммаусский) (21 октября 1848 — 8 февраля 1849)
- Иоанникий (Горский) (2 апреля 1850 — 15 апреля 1856)
- Нектарий (Надеждин) (2 апреля 1857 — 17 мая 1859)
- Леонтий (Лебединский) (17 мая 1859 — 1860)
- Платон (Троепольский) (21 марта 1860 — 1864)
- Палладий (Раев-Писарев) (2 декабря 1864 — 1866)
- Павел (Лебедев) (20 декабря 1866 — 1868)
- Хрисанф (Ретивцев) (8 января 1869 — 1874)
- Княжинский Василий Стахиевич (24 апреля 1875 — 2 января 1880)
- Николай (Налимов) (21 марта 1889 — 1890)
- Антоний (Храповицкий) (1890)
- Питирим (Окнов) (1 января 1891 — 17 июля 1894)
- Иннокентий (Фигуровский) (1894 — 1895)
- Павел (Поспелов) (14 июля 1895 — 21 ноября 1897)
- Мефодий (Великанов) (30 ноября 1897 — 31 июля 1899)
- Сергий (Тихомиров) (6 октября 1899 — 15 октября 1905)
- Вениамин (Казанский) (1905 — 1910)
- Василий Мартинсон (25 января 1910 — 1918)
1918 — 1946 — закрыта
- Исидор (Богоявленский) (1946 — 1947)
- Кирилл (Гундяев) (26 декабря 1974 — 26 декабря 1984)
- Мануил (Павлов) (1985 — 1986) и.о.
- Стойков Василий Иванович (1992 — 1993) и.о.
- Стойков Василий Иванович (1993 — 17 июля 1996)
- Константин (Горянов) (17 июля 1996 — 6 октября 2008)
- Амвросий (Ермаков) (6 октября 2008 — 14 июля 2018)
- Серафим (Амельченков) (14 июля 2018 — 9 июля 2019)
- Силуан (Никитин) (с 9 июля 2019)
Примечания
- ↑ . Красная книга Архнадзора: электронный каталог объектов недвижимого культурного наследия Москвы, находящихся под угрозой.
- Малиновский А. Ф. Историческое обозрение Москвы. — М.: Вече, 2007. — С. 225.
- . Портал открытых данных Правительства Москвы. Объекты культурного наследия.
- Аринин Е. И.publisher = Дни Славянской письменности и культуры. Рождественские чтения во Владимире. .
- ↑
- . Портал открытых данных Правительства Москвы. Объекты культурного наследия.
- ↑
- Платонов, Никита // Русский биографический словарь : в 25 томах. — СПб.—М., 1896—1918.
- Антология педагогической мысли Древней Руси и Русского государства XIV—XVII вв. М.: Педагогика. 1985. С. 236—240
- Смолина К. А. Сто великих театров мира.. — М.: Вече, 2001. — 479 с.
- . Портал открытых данных Правительства Москвы. Объекты культурного наследия.
- Ева Меркачева. . МК.RU (04.08.2017).
- . Департамент культурного наследия города Москвы.
[править] Ссылки
Университеты |
Московский государственный им. М. В. Ломоносова • Военный университет Министерства обороны РФ • Кинематографии им. С. А. Герасимова • Высшая школа экономики • Гуманитарных наук • Дружбы народов • Университет по землеустройству • Туризма и сервиса • Управления • Юридический (МГЮА) • Авиационный институт • Автомобильно-дорожный • Тонких химических технологий • Городской педагогический • Геологоразведочный им. С. Орджоникидзе • Горный • Индустриальный • МГИМО • Институт радиотехники, электроники и автоматики • НИУ «МИЭТ» • Сельскохозяйственная академия им. К. А. Тимирязева (аграрный университет) • Гуманитарный им. М. А. Шолохова • Лингвистический • Медико-стоматологический • Областной • Психолого-педагогический • Строительный • Текстильный • Машиностроительный университет «МАМИ» • Технический университет гражданской авиации • Технический им. Н. Э. Баумана • Технологический университет «Станкин» • Геодезии и картографии • Дизайна и технологии • Инженерной экологии • Культуры и искусств • Леса • Печати • Пищевых производств • Приборостроения и информатики • Путей сообщения • Технологий и управления • Экономики, статистики и информатики • Педагогический государственный • Технический университет связи и информатики • Физико-технический институт • Энергетический институт • Технологический университет «МИСиС» • Ядерный университет «МИФИ» • Первый медицинский им. И. М. Сеченова • Экономический им. Г. В. Плеханова • Российский гуманитарный • Медицинский им. Н. И. Пирогова • Социальный • Театрального искусства • Технологический им. К. Э. Циолковского • Инновационных технологий и предпринимательства • Университет МВД • Нефти и газа им. И. М. Губкина • Физической культуры, спорта, молодёжи и туризма • Химико-технологический им. Д. И. Менделеева • Финансовый при Правительстве РФ
|
---|---|
Академии |
Внешней разведки • Государственной противопожарной службы МЧС • Гражданской защиты МЧС • Труда и социальных отношений • Управления МВД • Академия ФСБ • Внешней торговли • Славянской культуры • Классическая им. Маймонида • Дипломатическая • Ветеринарной медицины и биотехнологии • Водного транспорта • Хореографии • Художественно-промышленная им. С. Г. Строганова • Архитектурный институт • Правосудия • Народного хозяйства и госслужбы при Президенте РФ • Открытая академия транспорта • Правовая академия Министерства юстиции РФ
|
Институты |
Военный институт (инженерных войск) • Высшее театральное училище им. М. С. Щепкина • Пограничный институт ФПС • Российская школа частного права • Академический художественный им. В. И. Сурикова • Музыки им. А. Г. Шнитке • Русского языка им. А. С. Пушкина • Музыкально-педагогический им. М. М. Ипполитова-Иванова • Театральный им. Б. Щукина • Школа-студия МХАТ • Литературный им. Горького • Гуманитарно-экономический • Гуманитарный институт телевидения и радиовещания им. М. А. Литовчина
|
Консерватории |
Академия хорового искусства • Консерватория им. П. И. Чайковского • Российская академия музыки им. Гнесиных
|
Филиалы |
Московский киновидеоинститут — филиал СПбГУКиТ • Институт туризма и гостеприимства — филиал РГУТиС
|
Университеты |
Гуманитарный • Православный Свято-Тихоновский гуманитарный • Российский новый • Российский православный • Финансово-юридический (МФЮА) • Государственного управления • Университет РАО
|
Академии |
МНЭПУ • Православная духовная • Туризма
|
Институты |
Библейско-богословский св. ап. Андрея • Биркат Ицхак • Высшая школа культурологии • МГИКУ • Гуманитарный • Евразийский открытый • Индустрии сервиса • Коммерции и права • Мировых цивилизаций • Открытого бизнес-образования и дизайна • Современного искусства • Управления и информатики • Психоанализа • Банковский • Телевидения и радиовещания • Экономики, менеджмента и права • Психолого-социальный • МИСАО • Православный св. Иоанна Богослова • РЭШ • Энергобезопасности и энергосбережения • Свято-Филаретовский православно-христианский • Старообрядческий богословский |
Крупнейшие административные, офисные, жилые здания и их комплексы
Ростовский кремль, 2012
Красная палата Ростовского кремля — офисы класса «А» по стандартам XVII века
Ростовская митрополичья резиденция (Ростовский кремль)
Резиденция митрополита Ростовского, построенная на территории в 1660—1687 гг. при митрополите Ионе Сысоевиче, была окружена декоративными стенами, напоминающими кремли предыдущих эпох, поэтому чаще называется Ростовским кремлём.
Помимо стен, во время строительства резиденции была возведена значительная часть построек внутри «кремля», в частности некоторые храмы и построенного в начале XVI века . Широкой общественности комплекс известен по роли Московского кремля в кинокомедии Л. Гайдая «Иван Васильевич меняет профессию».
Северная башня Гостиного двора в Архангельске, 2013
Откуда к нам пришло слово «университет»
Прежде, чем говорить о появлении первых университетов, давайте разберёмся, что означает сам этот термин.
Слово «университет» пришло к нам из латинского языка и имеет :
- Совокупность, целость.
- Вселенная.
Эти определения отлично описывают первые университеты, которые появились в Западной Европе. Ведь изначально это были не здания, а отдельные сообщества студентов и преподавателей, которые объединялись по определённому признаку: религиозному, языковому, национальному и так далее. Они создавали свою «вселенную», которая не подчинялась ни государству, ни местной церковной власти, а только Папе Римскому.
И сегодня университеты — это сообщества учёных, преподавателей и студентов
В большей мере такие «университеты» напоминали гильдии мастеров или городские коммуны, чем современные образовательные учреждения.
Первые университеты в Европе образовывались на основе монастырских и других начальных школ и назывались «studium generale» — «всеобщая школа». Эти учебные заведения обладали правом выдавать учёные степени, которые признавались в других странах. Потом их стали называть «университетами», а прежнее название осталось в истории.
Славяно-греко-латинская академия
Первое в России высшее учебное заведение, открытое в 1687 году, носило название Эллино-греческой академии, с 1701 по 1775 год — Славяно-латинской, а с 1775 по 1814 год — Славяно-греко-латинской академии. Из Славяно-греко-латинской Академии образовались Императорский Московский университет (1755) и Московская духовная академия (1814).
Славяно-греко-латинская академия
Инициаторами создания Славяно-греко-латинской академии были педагог, просветитель и поэт Симеон Полоцкий (1629–1680) и его ученик Сильвестр Медведев (1641–1691), которому он передал все свои бумаги, чтобы тот продолжил его дело. За два года до смерти С. Полоцкий написал так называемую Академическую привилею (Учредительную грамоту), в которой выдвигалась идея создания Академии, определялись ее будущие права и содержание обучения. Целью создания Академии С. Полоцкий полагал подготовку образованных людей для государственного и церковного аппаратов.
В 1682 через два года после смерти Полоцкого, Привилея была, наконец, принята к утверждению царем Федором Алексеевичем. В Академии должны были обучать славянскому, греческому, латинскому и польскому языкам, «семи свободным искусствам» (то есть грамматике, пиитике с риторикой, диалектике, музыке, астрономии, геометрии, философии) и богословию. Учителя и ученики Академии должны были быть, по замыслу Полоцкого, подсудными только «верховному блюстителю» (ректору) и патриарху, а не обычным судебным инстанциям (прообраз университетской автономии). Обучение в Академии должно было быть бесплатным, ученики – обеспечиваться стипендиями, а престарелые учителя – пенсиями. Как учреждение, долженствующее готовить правоверных священнослужителей, Академия должна была научить блюсти чистоту религиозных помыслов.
Симеон Полоцкий
Ей Полоцкий перепоручал ведение цензуры религиозных книг, право вершить суд над отступниками от православия, контролировать деятельность иных образовательных учреждений (если они будут созданы) и даже домашних учителей. Главное место в ученых планах Академии должен был занять греческий язык – основный язык русских богослужебных книг.
Первыми преподавателями Академии были братья Иоаким и Софроний Лихуды, прибывшие в Москву с рекомендательной грамотой от Восточных Патриархов. Обладавшие энциклопедическими знаниями, доктора Коттонианской Академии в Падуе, проповедники и мыслители, они приложили все свои силы к организации первого на Руси высшего Духовного учебного заведения. Начав в 1685 занятия в древнем московском Богоявленском монастыре, они стали обучать поначалу лишь греческому языку, затем расширили программу, введя в нее риторику.
Преподавание велось также и монахами Заиконоспасского монастыря, светскими профессорами. Академия была всесословным учреждением. Академия готовила образованных людей для государственной службы и церкви. В годы расцвета, в начале XIX века, в академии обучалось свыше 1600 человек.
Социальный состав учащихся был пестрым: сын конюха, купца мог соседствовать с сыном церковнослужителя высоко ранга и даже с сыновьями столичной знати (князей Одоевских, Голициных). Этим Академия разительно отличалась от других образовательных учреждений, придерживавшихся сословного принципа обучения. Помимо русских, в Академии обучались также украинцы, белорусы, выходцы из Речи Посполитой, крещеные татары, литовцы, молдаване, грузины и греки, был в списках даже один македонец. Ученики старших «классов» учительствовали у младших, помогая преподавателям. Несмотря на то, что Академия принимала людей «всякого чина и сана», стипендии у обучающихся были разные: княжеские дети получали в месяц по золотому, а простые – по полтине.
Поэт В. Тредиаковский
В академии в разное время учились многие, ставшие известными в будущем люди — поэты, ученые, священнослужители: Амвросий (Протасов), Антиох Дмитриевич Кантемир, Михаил Васильевич Ломоносов, Иннокентий Иркутский, Ефимий Болховитинов (Евгений, митрополит киевский), Федор Григорьевич Волков (будущий актер и режиссер), Василий Тредиаковский, Василий Владимирович Петров, Леонтий Филиппович Магницкий, Иван Иванович Комов, Степан Петрович Крашенинников, Василий Иванович Баженов, Фёдор Поликарпович Поликарпов-Орлов, Н. И. Попов, Карион Истомин, П. В. Постников, Н. Н. Поповский, Антон Барсов, Алексей Барсов, Дмитрий Виноградов, П. В. Победоносцев (писатель, профессор Московского университета, отец обер-прокурора Синода К. П. Победоносцева), В. И. Ромодановский.