Портал для тех, кому интересны символы, символика и символизм

Содержание:

Храм святого апостола и евангелиста Матфея в Солерно (Италия)


Базилика Сан-Маттео, г.Салерно (Италия)

Мощи святого евангелиста апостола Матфея, согласно преданию, в X веке оказались в Лукании. При лангобардском князе Гизульфе I они были торжественно перенесены в Салерно (Италия). И вот уже тысячу лет покоятся в храме Сан-Маттео (Маттео, по-итальянски, Матфей). За прошедшую тысячу лет собор неоднократно горел. Особенно страшными были пожары XVI и XIX веков, когда собор практически весь выгорел. Но что удивительно – во всех этих пожарах нетронутыми огнем остались святые мощи Апостола Матфея.


Крипта – подземный храм. Здесь хранятся мощи Ап. Матфея

В крипте (подземном храме) – мощи Святого Апостола Матфея. На гробнице стоят свечи.


Гробница святого апостола Матфея

Евангелисты: кто они такие?

Нельзя изучать значение символов евангелистов, не подойдя к пониманию того, кто такие эти евангелисты и какой вклад они внесли в становление христианской религии. Многие знают, что Евангелие — это книга, рассказывающая об учении Христа. Это название пришло с греческого языка, в переводе оно означает «благая весть». Поэтому тех, кто следует этому учению, в древности называли евангелистами. Этот термин относили ко всем христианам без исключения.

Но спустя некоторое время евангелистами стали называть четырех авторов Евангелия. Их имена известны любому христианину:

  • Матфей.
  • Марк.
  • Иоанн.
  • Лука.

Они почитаются во всех христианских ответвлениях как люди, принесшие и распространившие среди человечества благую весть о Спасителе и его учении.

Молитва перед иконой «12 апостолов»

Владыко всемогущий, Господи Боже наш, избравый возлюбленныя Своя ученики и Апостолы на проповедь спасения всему миру, давый им власть отпущати грехи, приими ходатайства их о роде человеческом, егоже и судити с ними имаши, тех самых, яко другов Твоих, нам зело честных, дерзаем, недостойнии, в предстательство к Тебе, многопоспешествующее ко спасению душ наших, приводити, молящи их усердно. Святии первоверховнии Апостоли Петре и Павле, евангелисти Христовы Иоанне Богослове и Матфее, первозванный учениче Андрее, водружением Креста Россию благословивый, апостоли святии Иакове, брате Господень, со другим Иаковом, Филиппе, Варфоломее, Фомо, Симоне, Иудо и Матфие! Вси святии Богоизбрании апостоли, изряднейшии угодницы Христовы, безбожия искоренителие и веры истинныя насадители, помозите нам мощным вашим пред Господом ходатайством, избавитися от всякаго зла и вражия лести, твердо сохраняти преданную вам веру православную, в нейже вашим предстательством ни ранами, не прещением, ни мором, ни коим гневом от Создателя своего умалени будем, но мирное зде поживем житие и да сподобимся видети благая на земли живых, славяще Отца и Сына и Святаго Духа, единаго в Троице славимаго и покланяемего Бога, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Можно только восхищаться той безмерной силой духа, которую проявили все апостолы. И если человечество приняло их огромную жертву, необходимо всегда помнить о ней и быть достойными ее.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Евангелисты: кто они такие?

Нельзя изучать значение символов евангелистов, не подойдя к пониманию того, кто такие эти евангелисты и какой вклад они внесли в становление христианской религии. Многие знают, что Евангелие — это книга, рассказывающая об учении Христа. Это название пришло с греческого языка, в переводе оно означает «благая весть». Поэтому тех, кто следует этому учению, в древности называли евангелистами. Этот термин относили ко всем христианам без исключения.

Но спустя некоторое время евангелистами стали называть четырех авторов Евангелия. Их имена известны любому христианину:

  • Матфей.
  • Марк.
  • Иоанн.
  • Лука.

Они почитаются во всех христианских ответвлениях как люди, принесшие и распространившие среди человечества благую весть о Спасителе и его учении.

Апостол Матфей в искусстве

Святой апостол и евангелист Матфей часто изображался на иконах и произведениях искусства.


Бартолоцци, Франческо. Апостол Матфей. По рисунку Гверчино (1591-1666).


Святой Матфей и ангел (Гвидо Рени. 1635-1640)

Три картины из жизни апостола кисти Караваджо принадлежат к выдающимся шедеврам живописи.


Караваджо. Апостол Матфей и Ангел

Символом Матфея является Ангел, стоящий у него за спиной. Но вначале изображали фигуру человека, поскольку Евангелие от Матфея начинается с родословия Христа как человека.

Апостол и евангелист Матфей и апостол Матфий — разные люди

Однако, следует различать Апостола и евангелиста Матфея и Апостола Матфия (лат. Matthias), поскольку их часто путают. Апостол Левий Матфей был призван одним из первых, а Матфий – последним. Апостол Матфий (память 9 августа) по жребию занял место среди 12-ти апостолов, вместо отпавшего Иуды Искариота. До этого он был одним из 70-ти учеников Иисуса.

История

Согласно традиции, Символ Апостолов передавался непосредственно Апостолами под влиянием Святого Духа , что оспаривается так называемой критической экзегезой . Каттенбуш прослеживает происхождение Символа веры со времен Тертуллиана . Гарнак утверждает , что его окончательная форма соответствовала крещальному исповеданию южных Галлии V — го  века , но это также говорит о том , что она могла произойти от Рима до II — го  века . Катехизис Католической Церкви указывает на то, что это древний символ крещения церкви Рима, ссылаясь на святого Амвросия .

Однако тот факт, что эта молитва также используется среди восточных христиан, предполагает, что она восходит к самому началу христианства, еще до того, как апостолы разошлись, чтобы пойти и евангелизировать соседние страны.

Игнатий Антиохийский (ок. 35–113) прямо ссылается на Символ в своем Послании к траллианцам .

Тертуллиан (ок. 150-220) цитирует этот символ в нескольких произведениях: De Virginibus Velandis , Adversus Praxeam , De Praescriptione :

Автор Praescriptione XIII Замечания
(1) Я верю в Бога , Создателя мира, Всемогущий Бог в De Virginibus Velandis
(2) Слову, его Сыну, Иисусу Христу
(3) который Духом и силой Бога-Отца принял плоть во чреве Марии и родился от нее Девы Марии в Де Вирджинибус
(4) был привязан к кресту . (4) был распят при Понтии Пилате в Де Вирджинибус.

(4) пострадал, умер и был похоронен в Adversus Praxeam

(5) На третий день встал,
(6) был взят на небеса,
(7) занял свое место одесную Отца,
(9) делегирование силы Святого Духа,
(10) править верующими
(8) вернутся в славе, чтобы принести добро в жизнь вечную и осудить зло на вечный огонь, (8) вернется, чтобы судить живых и мертвых, в De Virginibus и Adversus Praxeam
(12) в восстановлении плоти. воскресение , в Де Вирджинибус

Марцелл Анкирский (285-374) приводит греческий в письме папа Юлий I ст . Кирилл Иерусалимский (315–387) и Феодор Мопсуестский (352–428) посвящают ему катехизы. Руфен д’Акуиле (ок. 345 — 410) дает первый латинский текст символа и защищает его апостольское происхождение.

Гийом Дюран (ок. 1230-1296) говорит, что это исповедание веры называется так, потому что каждый апостол вносил в него свою долю и продвигает это распределение:

Два псевдо-августинцев проповедей, вероятно , работа галльского проповедника VI — го  века также предлагают нам Сокращенная версия 12 штук немного разные:

Где и как изображаются символы?

Чаще всего символы евангелистов прослеживаются в иконописи, но в данном случае мы можем говорить о немного ином изображении. Дело в том, что на иконах обычно воспроизводится тетраморф, данная техника считается традиционной для христианства.

Но символика евангелистов все же присутствует в храмах, обычно животные изображаются на церковном куполе по четырем сторонам соответственно. По христианским канонам, в центре всегда располагается образ Господа. При подобной росписи животные соблюдают определенный порядок:

  • в левом верхнем углу располагается ангел;
  • правый верхний угол отдан орлу;
  • нижний левый угол принадлежит льву;
  • в правом нижнем углу всегда расположен телец.

Часто животных изображают на Царских вратах. Там они соседствуют с образом Благовещения.

Лука — врач по профессии, помощник апостола Павла


Евангелист Лука. Франс Хальс

  • Символ — бык, теленок;
  • Продолжительность жизни — 84 года;
  • Книги — Евангелие от Луки, Деяния святых апостолов;
  • Смерть — был повешен за свою веру в Фивах.

Лука — ещё один сподвижник апостола Павла. Родился в Антиохии, был врачом, по происхождению — грек. Начал проповедовать еще при жизни Иисуса. Был на протяжении долгих лет спутником Павла. После мученической смерти Павла, Лука продолжил свои проповеди в Ливии, Египте, Фиваиде и Ахаии.

Затем проповедовал в Фивах, где принял жестокую смерть через повешение. Кроме Евангелия Лука написал Деяния святых апостолов. Также ему приписывают написание многих икон, находящихся в русских, римских, западных церквях, а также на Афоне.

Таковыми нам предстают в писании четыре евангелиста. Не меньший интерес представляют символы апостолов евангелистов.

Именование

Матфей часто цитируется как «первое повествование Евангелия» не только из-за его места в каноне, но и ввиду святоотеческого свидетельства на этот счет. Однако большинство исследователей Библии считают, что Евангелие от Марка было написано первым (см. Приоритет Марка ), а Евангелие от Иоанна — последним.

Стало обычным говорить о «Евангелии от Матфея» … «Евангелии от Иоанна», не в последнюю очередь из-за того, что оно короче и гораздо более плавно скатывается с языка; но стоит отметить, что в древних титулах используется не родительный падеж владения, а предлог «согласно», означающий, что каждый евангелист излагает одно «Евангелие Божие» в соответствии со своими собственными способностями, но не в смысле создавая свою собственную историю.

Лука — врач по профессии, помощник апостола Павла


Евангелист Лука. Франс Хальс

  • Символ — бык, теленок;
  • Продолжительность жизни — 84 года;
  • Книги — Евангелие от Луки, Деяния святых апостолов;
  • Смерть — был повешен за свою веру в Фивах.

Лука — ещё один сподвижник апостола Павла. Родился в Антиохии, был врачом, по происхождению — грек. Начал проповедовать еще при жизни Иисуса. Был на протяжении долгих лет спутником Павла. После мученической смерти Павла, Лука продолжил свои проповеди в Ливии, Египте, Фиваиде и Ахаии.

Затем проповедовал в Фивах, где принял жестокую смерть через повешение. Кроме Евангелия Лука написал Деяния святых апостолов. Также ему приписывают написание многих икон, находящихся в русских, римских, западных церквях, а также на Афоне.

Таковыми нам предстают в писании четыре евангелиста. Не меньший интерес представляют символы апостолов евангелистов.

Иоанн — рыбак, единственный из апостолов, умерший естественной смертью

Иоанн Богослов пишет Евангелие

  • Символ — орел или лев;
  • Продолжительность жизни — 72 года;
  • Книги – Евангелие от Иоанна, 1, 2, 3 послания Иоанна, Откровение;
  • Смерть — естественная, по возрасту.

Христиане знают его под вторым именем — Богослов. В своем евангелии он называл Иисуса Словом Божьим («Вначале было Слово и Слово было у Бога и Слово было Бог» Ин.1:1).

Иисус Христос называл его «Сын грома» — за порывистость и эмоциональность. Иоанн был простым рыбаком. После призвания в ряды учеников Иисуса, апостол больше не покидал Его.

Евангелист видел чудеса Иисуса: воскрешение дочери Иаира, Преображение на Фаворе. Он был рядом с Ним на Тайной Вечере. В день казни Иисус поручил заботиться о Своей матери именно Иоанну.

Иоанн проповедовал христианство, изгонял бесов из храмов, лечил больных, воскрешал умерших. В отличие от других апостолов, Иоанн принял естественную смерть. Когда пришел его час, святой помолился, лег в заранее приготовленную могилу и попросил учеников захоронить его. Позже другие ученики раскопали могилу, но ничего в ней не обнаружили.

А.В. Подосинов — Символы четырех евангелистов — Их проис­хождение и значение

Язык. Семиотика. Культура. Малая серия

Москва: Языки русской культуры, 2000. — 176 с.

ISВN 5-88766-042-2

А.В. Подосинов — Символы четырех евангелистов — Их проис­хождение и значение – Содержание

Предисловие

Введение

ЧАСТЬ I. ЗООАНТРОПОМОРФНАЯ СИМВОЛИКА СТРАН СВЕТА

  • Истоки символов евангелистов в Новом и Ветхом Завете 
  • Откровение Иоанна Богослова (4, 6—7)
  • Книга пророка Иезекииля (1, 4—26).
  • Херувимы в Ветхом Завете и в последующей традиции
  • Ближневосточные и египетские параллели
  • «Четыре животных» Иезекииля как символы стран света
  • Состав «четырех животных» на фоне архаических культур Евразии
  • Три животных — символы вертикальной трехчленности космоса
  • Соотношение трехчленной вертикали и четырехчленной горизонтали
  • Место человека в четырехчленной горизонтальной картине мира
  • Виды тетраморфкости символов стран света
  • Попытка атрибуции библейских «животных» странам света
  • Вторичное осмысление символов евангелистов как персонификации стран света

ЧАСТЬ II ЦВЕТОВАЯ СИМВОЛИКА СТРАН СВЕТА

  • Книга пророка Захарии (6, 1—6)
  • Откровение Иоанна Богослова (6, 1—8)
  • Вместо заключения:
  • «Синий буйвол, и белый орел, и форель золотая…»

Список сокращений

Литература

Список иллюстраций

Zusammenfassung

А.В. Подосинов — Символы четырех евангелистов — Их проис­хождение и значение – Введение

Невозможно, чтобы Евангелий было числом больше или меньше, чем их есть.

Ибо как четыре есть страны света, в котором мы живем, и четыре главных ветра,

и так как церковь рассеяна по всей земле, а столп и утверждение церкви есть Евангелие

и Дух Жизни, то надлежит ей иметь четыре столпа.

Св. Ириней, «Против ересей»

В христианском богословии уже с конца II в., а с IV в. и в христианском искусстве четырем евангелистам были приданы в качестве их атрибутов и символов следующие живые существа: Матфей ассоциируется, как правило, с образом ангела, Марк — льва, Лука — быка (тельца), Иоанн — орла.

Впервые эти существа были соединены с именами евангелистов во II в. Иринеем Лионским, его атрибуция символов отличалась от принятой позже (человек символизировал собой Матфея, лев — Иоанна, телец — Луку, орел — Марка). Как символы евангелистов эти образы закрепились в богословии с Иеронима, а начиная с VII в. его трактовка их становится обязательной на христианском Западе.

В христианской экзегетике существовали различные объяснения этих существ. Одно толкование, которое развивала сирийская школа, а также Григорий Великий (конец VI в.), рассматривало существа как символы самого Христа в различные фазы его жизни: при рождении он человек, при смерти — жертвенный бык, при воскресении— лев, при вознесении — орел. Интерпретация и атрибуция существ у Иеронима и в основанной на его авторитете последующей традиции (вплоть до современных христианских энциклопедий) такова: атрибуция живых существ тому или иному евангелисту связана с началом повествования соответствующего Евангелия. Так, человеческий образ ангела как символ Матфея должен был отражать человеческую генеалогию Христа, с которой начинается Евангелие от Матфея; лев Марка — проповедь Иоанна Крестителя в пустыне; бык Луки — жертву Захарии, орел Иоанна—возвышенный, устремленный к небесам характер зачина иоаннова Евангелия.

Часто христианские богословы приводили обе (или даже более) трактовки связи евангелистов и живых существ. На христианском Востоке была принята интерпретация, сходная с иринеевской, а именно, лев олицетворяет иоанново Евангелие, так как там описывается происхождение Христа от Бога-Отца, бык — Евангелие Луки, а человек — Евангелие Матфея (объяснение Иринея сходно в этих двух случаях с иеронимовым), орел — Евангелие Марка, ибо оно имеет профетический характер и исполнено Святого Духа.

Апостол Павел

Уникальной личностью является Павел, который не относился к числу учеников Спасителя в период Его


земного пути. Как правило, из апостолов Иисуса Христа выделяют особым образом двух первоверховных: Петра и Павла.

Каждая личность чрезвычайно интересна и, хотя представляют собой гармоничное единство, они также являют собой своеобразные противоположности.

Именно разница личностей этих людей, которые в итоге объединились в вере, указывают на универсальность и объединяющий потенциал христианства, который способен размывать любые формальные различия между людьми.

Имея совершенно разные судьбы, они оба с предельной ясностью в итоге приняли Христа и стали невероятно значимыми Его служителями.

урожденный Саул (Савл) был образованным гражданином Римской империи, представителем фарисейства;после распятия Христа продолжал активную антихристианскую деятельность и однажды отправился в Дамаск, по дороге он ослеп, и ему было видение Христа, который, скажем кратко, провел нечто наподобие воспитательно-образовательной беседы;в итоге Савла все-таки отвели в Дамаск, но слепого, где он встретил святителя Ананию (он был апостолом от семидесяти), который по Божьей милости исцелил Савла;после этого события будущий апостол сам принял крещение и начал активную проповедь;после обращения в христианство кипрского проконсула Сергия Павла он получил свое новое христианское имя Павел, с которым и творил дела земные до окончания своего пути.

Конечно, не совсем корректно говорить, кто из апостолов является более ценным или какой именно главнее и более значим.

В отличие от остальных Павел не присутствовал на дне Пятидесятницы, то есть не получил от Христа даров Святого Духа.

Тем не менее, он получил от Иисуса Христа по разумному количеству святых даров, которые сподобили его творить различные чудеса. Павел подобно Христу воскрешал умерших и совершал много других чудес, которые свидетельствовали о его глубокой вере.

Тем не менее, не представляется возможным не указать на невероятную продуктивность Петра, который:

создал огромное количество раннехристианских общин;детально разъяснил ущербность иудохристианства и отделил христианство от иудаизма;создал «послания» для разных народов, которые стали частью Евангелия и до сих пор представляют собой основу канонических писаний, благодаря этому его также называют «апостолом язычников», так как он создавал свои послания именно народам, не обращенным в христианство.

Эти заслуги включили Павла в апостолы Иисуса Христа и сделали его особо почитаемым, в ранге первоверховного. Как и остальные, он погиб в мучениях, причем его не распяли как римского гражданина, но обезглавили, до этого он подвергся различным мучениям.

Где и как изображаются символы?

Чаще всего символы евангелистов прослеживаются в иконописи, но в данном случае мы можем говорить о немного ином изображении. Дело в том, что на иконах обычно воспроизводится тетраморф, данная техника считается традиционной для христианства.

Но символика евангелистов все же присутствует в храмах, обычно животные изображаются на церковном куполе по четырем сторонам соответственно. По христианским канонам, в центре всегда располагается образ Господа. При подобной росписи животные соблюдают определенный порядок:

  • в левом верхнем углу располагается ангел;
  • правый верхний угол отдан орлу;
  • нижний левый угол принадлежит льву;
  • в правом нижнем углу всегда расположен телец.

Часто животных изображают на Царских вратах. Там они соседствуют с образом Благовещения.

История святого лика

На этом лике изображен Всевышний вместе со своими учениками. Огромное количество верующих обращаются к иконе за утешением. У Иисуса было много учеников ещё при жизни. Кто-то был с ним из человеколюбия, а другие хотели удовлетворить свое любопытство. Некоторые пришли к Спасителю в надежде получить исцеление от страшных недугов. На протяжении долгого времени лишь 12 учеников делили со своим Учителем все тяготы и невзгоды бренной жизни. Впоследствии Иисус назовет их апостолами.


Одной из самых почитаемых является икона 12 апостолов и Спасителя

В переводе с греческого языка «апостол» значит «посланник, слуга». Двенадцать учеников Христовых были наиболее близки к Спасителю, они стали свидетелями его откровений. Христос признал их своими последователями за 3 года до своей мученической смерти, наделив божественной силой и могуществом. Апостолы сопровождали Иисуса постоянно, оставив ради этого свои семьи и родину.

В день Пятидесятницы случилось чудо – ученики Христа получили дар от Святого духа в виде огненных языков. Чудотворное явление окончательно подтвердило избранность этих людей.

Во имя своего божественного учителя апостолы до самой смерти странствовали по свету, они проповедовали святое учение и призывали людей к доброте, милосердию и отрицанию темных сил.

К сожалению, мир далек от совершенства и почти все апостолы приняли за свои убеждения мученическую смерть. Людям трудно принять в себе хорошее, слишком легок темный путь, на котором не надо ограничивать себя и жертвовать своими интересами ради другого. Поэтому легче признать неправым того, кто несет в себе свет, человека, способного на жертвы и настоящие подвиги во имя добра. Именно так поступили язычники, распявшие на кресте апостолов Андрея Первозванного, Петра, Иакова Алфеева, Иуду Иаковлева и Симона Зилота. Страшная участь постигла и остальных учеников Спасителя – Павел и Иаков Зеведеев были обезглавлены, Фома – проткнут копьем. Только Иоанн Богослов, при жизни тоже испытавший страшные муки, скончался в своей постели. Лишь после гибели апостолов люди начали понимать, какое огромное благодеяние те совершили для них. На небесах мученики обрели долгожданный покой, а вместе с тем удостоились многих почестей. Именно они будут вместе с Господом вершить Страшный суд и «воздавать всем людям по делам и поступкам их».

Значение символики

Думаем, многим читателям интересно узнать, что обозначают символы евангелистов. В этом вопросе нет единого мнения, ведь данная символика имеет очень глубокий и многогранный смысл.

В первую очередь она означает единство Евангелия, изложенного в четырех книгах. Также многие богословы понимали данные символы как указание на четыре стороны света и времени года, которые подчиняются велению Бога, как должны подчиняться люди.

Одно из традиционных значений объясняет появление символов жизнью Иисуса Христа. Ведь он родился как человек, был отдан на смерть как жертвенный телец, воскрес, будто царственный лев, а потом вознесся на небеса, как орел.

Особо интересно толкование символов относительно их соответствия евангелистам. Об этом хочется рассказать более подробно.

Культурно-эстетическая и образная символика

Хризма

Этот символ также называется «хрисмон». Он представляет собой скрещённые между собой первые две буквы греческого написания имени Христос. Уже с первых веков христианства символ использовался в мозаиках, оформлении монет и рельефов гробниц. В 4 веке по приказу христианского императора Константина Великого хризму стали изображать на римских военных знамёнах. Поводом к этому послужило чудесное знамение Креста в небе перед битвой у Мульвийского моста.

Сражение у Мульвийского моста (территория современной Италии) состоялось в 312 году. Оно было решающим в борьбе между правителями Константином и Максенцием за власть над Римской империей. Согласно преданию, накануне битвы Константин увидел в небе христианский крест и надпись «Этим побеждай». Языческий правитель принял Христа и приказал изобразить крест на своих знамёнах.

Константин одержал решительную победу над противником. Падение власти Максенция положило конец языческой идеологии Рима. При Константине империя стала христианской.

Пастырь Добрый

Это ещё один символ Христа. В Евангелии от Иоанна Спаситель называет Себя Добрым Пастырем (пастухом), который заботится о своих овцах (Ин. 10:11-16). Пастух – это аллегория Бога, Учителя и Спасителя. Овцы – это последователи Христа. “Христос любит Своих овец, ибо стяжал их Кровию Своею” (Святитель Тихон Задонский — собрание творений).

Образ Доброго Пастыря содержит притча, которую Христос рассказывает ученикам (Мф. 18:12-14). С её помощью Спаситель объясняет апостолам Свою спасительную миссию. Пастух больше всего беспокоится о заблудившейся овце и радуется, когда она нашлась. Так и Господь пришёл в наш мир именно для спасения заблудших грешников. Небеса больше радуются одному покаявшемуся грешнику, чем девяноста девяти праведникам, которые давно находятся со Христом. Сравнение Всевышнего с Пастырем присутствует также в Ветхом Завете (Иез. 34:12, Пс. 22:1).

Наиболее древние изображения Доброго Пастыря датируются 2 веком нашей эры. Христа-Пастыря изображают в виде юного пастуха со стадом овец или с найденной овцой на плечах. Она символизирует христианина, находящегося под защитой Бога. Такой образ Христа отсылает нас к будущему царём молодому пастуху Давиду из Ветхого Завета. Он неоднократно спасал своё стадо от хищников (1Цар. 17:34-36).

Виноградная лоза

В Евангелии от Иоанна Христос называет Себя виноградной лозой, а Своего Отца – Виноградарем (Ин. 15:1-5). Лоза – это Господь и Святая Церковь. Питающимися от лозы ветвями являются члены Церкви. Вместе лоза и её ветви приносят желанный плод – спасение и Вечную Жизнь.

Различные христианские символы издревле используются в оформлении храмов и церковной утвари. Орнамент с изображением виноградной лозы напоминает нам об Истине и призывает трудиться над своим спасением. То есть возделывать виноградник своей души и отсекать сухие ветви, чтобы он смог принести благодатные плоды.

Иногда также изображаются птицы, клюющие плоды винограда и пьющие вино из чаши. Это символическое изображение Евхаристии – принятия Тела и Крови Христовых.

Голубь

В виде белоснежного голубя символически изображается одна из ипостасей Триединого Бога – Святой Дух. Именно такой видимый облик Он принял, когда сходил на Христа во время Крещения (Лк. 3:22). Голубь в Евангелии символизирует чистоту (Мф. 10:16) Этот образ при Крещении означает, что на Спасителя сошёл дух жертвенной кротости и святости.

Приведём слова святого Антония Великого:

Образ голубя присутствует в ветхозаветной истории о потопе и Ноевом ковчеге (Быт. 6-8). После долгого плавания по затопленной земле Ной решил проверить, появилась ли из воды суша. Он выпустил из ковчега голубя. Птица вернулась с оливковой веткой в клюве. Это значило, что в некоторых местах вода уже ушла. Голубь принёс радостное известие о духовном примирении Бога и человека. Теперь же оно происходит через Иисуса Христа. Как видим из новозаветного рассказа о Крещении Господнем, образ голубя был вновь задействован в примирении человека и Бога.

Вариации исполнения

Амулет Звезда Эрцгаммы
традиционно исполняется в 3х вариациях:

  1. Изумрудный. В этом варианте крест и сама звезда —
    серебряные, а фон, на котором он расположен, – зеленый. Такой амулет излечивает от легочных и сердечных заболеваний, гармонизирует отношения носителя с окружающими, придает спокойствия и уравновешенности. Подобная звезда отвлекает мысли носящего ее человека от материального обогащения и направляет его в сторону духовного развития.
  2. Синий. Здесь звезда – синяя, к центру – цвета морской волны, круг, в котором находится крест, — фиолетовый, сам крест – серебристо-синий. Этот талисман рекомендуется носить тем, чья жизнь и сфера деятельности связана с магией и ясновидением. Такая Звезда Эрцгаммы усиливает интуицию и работу мозга, развивает способность к визуализации. Остальным людям не желательно приобретать именно такой талисман, поскольку, не применяясь по назначению, он начнет вызывать проблемы различного плана.
  3. Аметистовый. В центр звезды вставляется особым образом ограненный аметист. Это лечебный талисман. Но кроме функции исцеления, он подходит и для усиления энергетики носителя.

Таким образом, наиболее универсален из рассмотренных
изумрудный талисман, он подойдет большему кругу носителей.

В Священных Писаниях[ | ]

Тетраморф (фреска, монастыри Метеоры, XVI век)

В Ветхом Завете

Образ четырёх животных происходит из пророческого видения Иезекииля (Иез. 1:4-28; также 10:14 и 41:19). Иезекииль описывает этих существ следующим образом:

Ниже (Иез. 10:1) эти существа названы херувимами (ср. также 1Пар. 28:18), а вместо лика быка Иезекииль упоминает лик херувима (Иез. 10:14).

В Новом Завете

Апостол Иоанн в «Откровении», глава IV, продолжил эту традицию, говоря, тем не менее, об одном лице у каждого из четырёх существ:

В дальнейшем рассказе Иоанна о снятии Агнцем печатей с Книги Жизни каждое из четырёх животных после снятия первых четырёх печатей произносит — «иди и смотри

», после чего перед Иоанном появляются поочерёдно четыре всадника Апокалипсиса (Откр. 6:1-8).

В апокрифах

Апокриф «Откровение Авраама», написанный в конце I века независимо от Откровения Иоанна Богослова, рассказывает о вознесении праотца Авраама на небо, где он увидел огненный престол Божий «и под престолом животы четыри огнены поюща. А зрак их един каждо их четверолицен. Взор таков лиц их: львов, человец, волуи, орёл. Четыре главы, и комуждо крил 4

». Эти животные воспевали хвалу Богу, как и у Иоанна Богослова, но являются не четырьмя различными существами, а, как у пророка Иезекииля, каждый из них имеет четыре лица.

имея в виду

Традиция символов евангелистов не следует последовательности Откровения Иоанна, но соответствует первому, самому древнему упоминанию в Иез 1:10 с последовательностью человек — лев — бык — орел. Примечательно, что во всех описаниях последним стоит только орел.

Создание символов для обозначения четырех конкретных Евангелий восходит к отцам церкви . Они пытаются объяснить, почему Евангелия от Матфея, Марка, Луки и Иоанна — а не многие другие — следует понимать как божественное откровение вместе с уже завершенным Танахом . Отцы церкви распознали четыре Священных Писания в четырех лицах тех существ, которые находятся дома в непосредственном присутствии Бога. Как и их, их было четверо, разных, но одинаковых по природе. Подробно связь между евангелиями и символами интерпретируется следующим образом:

Ириней: древнейшая интерпретация

В христианской традиции символы согласно Откровению 4.7  впервые поняты отцом церкви Иринеем Лионским († 202 г.) в четырехликих существах из книги Иезекииля ( Иез 1.10  ) как предварительное уведомление Христа : четыре лика каждого из четырех существ величественно изображали Христа как «льва», священнически как «бычка», воплощенного в «человеке» и дающего дух как «орла». Ириней снова нашел эту типологию Христа в Евангелиях от Иоанна, Луки, Матфея и Марка, обосновал, почему должно быть четыре Евангелия, и тем самым внес важный вклад в их канонизацию . Ириней присвоил этим Евангелиям четыре фигуры: льва Иоанну, быка Луке, человека Матфею и орла Марку. Однако это задание не возобладало.

Иероним: решающее толкование

Подобно Иринею, Иероним (4 век) обосновал количество и выбор четырех Евангелий ссылкой на библейские источники (Иез. 1; Откр. 4). В предисловии к своему комментарию Мэтью Иероним установить «Слово Божье» из Евангелия от Иоанна Jn 1,1  , равных «Евангелие», полученный из Ez 1,10  , что четыре отдельные копии предназначены, объяснить с помощью четыре существа, которые проповедуют это Евангелие, и таким образом обеспечили решающее толкование церковной традиции:

Старая церковь, дальнейшие интерпретации

Августин предлагает другое задание , включая порядок Откровения 4, 6–8  : лев соответствует Матфею, бык — Луке, человек — Марку, а орел — Иоанну. В отличие от Иеронима, он оправдывает свое назначение не характерными началами Евангелий, а всей теологией соответствующего Евангелия. Лишь несколько других толкователей Откровения следуют за Августином, среди них Примат (552–570) и Беда Венерабилис († 735).
Орел для автора «духовного Евангелия» ( Климент Александрийский , около 200 г. н.э.) также может быть связан с символическим изображением Святого Духа , который часто также изображается в виде птицы (хотя и в виде голубя ). Символ Матфея обычно понимается — сравнимо с откровением — как ангел, который продиктовал евангелисту.

Четыре символа евангелистов также участвуют в символике четырех как числа мира и, таким образом, символизируют универсальность послания Христа.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector