Сербское подворье в москве
Содержание:
- Современное состояние
- Храм Преображения Господня (с приделом Петра и Павла) в Преображенском
- Комплекс зданий при соборе
- На лезвии веков
- Как добраться?
- Персоналии
- Святыни
- XIX век
- Примечания
- Святыни
- Информация для посетителей
- История
- Приходская жизнь
- История церкви на Солдатской улице в Москве
- Архитектор и внешняя отделка собора
- Святыни
- XVII–XVIII века
Современное состояние
Лишь с 1992 г. практически разваливающееся здание вернули Церкви. Реставрация здесь продолжается до сих пор. Однако здесь уже сложился не только приход, но также особая атмосфера молитвы, любви.
А вот мнение другой женщины, приезжающей сюда не так часто (орфография сохранена):
«Очень люблю этот Храм, даже, несмотря, на то, что в нем нет ремонта . Надеюсь, что найдутся средства на его реставрацию. В нем так спокойно, приятно, уютно и после посещения такое умиротворение на душе . Во время Великого Поста в нем проходит Соборование. Здесь все четко организовано, была в нескольких храмах, здесь лучше всего. Прихожу и отдыхаю душой. Светлый Храм в прямом и переносном смысле. Всегда сюда приезжаем за святой водой. От всей души процветания этому Храму, и Бог в помощь всем служителям»
Храм Преображения Господня (с приделом Петра и Павла) в Преображенском
Адрес: Преображенская площадь, 9А, г. Москва.
Эта церковь пережила историю очень сложную, драматичную. Она построена иждивением офицера гвардейского Преображенского полка в память о Петре I, когда-то именно в этом подмосковном селе создавшем войсковые части, позже ставшие элитой армии. Поэтому, кроме главного престола, храм имел еще придел свв. Первоверховных Апостолов, а особо почитаемой святыней была икона Богородицы Знамения, по преданию, переданная Преображенскому полку самим царем-реформатором.
XX столетие – особая страница истории Преображенского: он пережил критические первые десятилетия после революции, не закрывшись, несмотря на бескомпромиссную позицию священников и верующих в отношениях с властью.
- В 1922 г. приход категорически отказался передавать властям церковные ценности под предлогом «помощи голодающим».
- Во время обороны столицы от немцев здесь открыто шли богослужения, подвалы здания укрывали от бомбежек множество местных жителей.
- Здесь служил, а также проповедовал митр. Николай (Ярушевич), послушать которого приезжали верующие со всего города.
К 1960-м все это привело власти к решению ликвидировать старинную церковь, как «активно действующую». 18 июля 1964 г. она была взорвана.
Храм Преображения Господня
Но идея восстановления жила следующие десятилетия, пока, наконец, 17 июля 2009 г. не появилось распоряжение столичной администрации о восстановлении здания. Ныне церковь снова действует.
Интересный фактПродолжилась также вековая традиция взаимодействия с военными: с 13 октября 2015 г. это главная церковь сухопутных войск РФ.
Среди святынь возрожденной церкви есть сразу несколько чудотворных образов, по молитвам пред которыми ведется запись чудес
- Божией Матери Всецарицы;
- свт. Николая Мирликийского;
- прп. Серафима Саровского;
- свт. Спиридона Тримифунтского.
Комплекс зданий при соборе
Изображение | Описание |
Богадельня
Адрес: Старосадский пер., 7/10, строение 2 и 4 |
|
Капелла , изначальночасовня для отпевания умершихАдрес:
Старосадский пер., 7/10, строение 6Архитектор: Ф. О. ШехтельДата постройки: 1892 год В советские годы она была закрыта вместе с собором. В мае 1992 года капелла была возвращена общине. Освобождение помещения от межэтажного перекрытия и восстановительные работы, начавшиеся в октябре того же года, проводила , которой помогали две бригады добровольцев из США. Капелла была освящена на Пасху 1993 года, строительные работы в ней были окончательно завершены в октябре того же года. Регулярные воскресные богослужения на русском и немецком языках в капелле совершались вплоть до осени 1998 года, а также во время строительных и реставрационных работ в соборе. |
|
Ограда с воротамиАдрес:
Старосадский пер., 7/10, строение 7Дата постройки: 1892 год |
|
Сторожка-дворницкаяАдрес:
Старосадский пер., 7/10, строение 7 |
|
Дом причтаАдрес:
Старосадский пер., 7/10, строение 8Архитектор: А. Е. ВеберДата постройки: 1880-е гг. В здании также располагалась Московская консистория ЕЛЦ. |
|
Покойницкая при часовнеАдрес:
Старосадский пер., 7/10, строение 9 |
|
Петропавловское мужское училищеАдрес:
Петроверигский пер., 6-8-10, строение 3Архитектор: О. В. фон ДессинДата постройки: 1912—1913 гг. В настоящее время в здании располагается Национальный медицинский исследовательский центр профилактической медицины Министерства здравоохранения Российской Федерации. |
|
Жилой дом преподавателей мужского училищаАдрес:
Петроверигский пер., 6-8-10, строение 4Архитектор: О. В. фон ДессинДата постройки: 1912—1913 гг. |
|
Петропавловское женское училище (красно-кирпичное здание)
Адрес: Колпачный пер., 12 (10/7, строение 1) В советские годы здание было надстроено на два этажа. |
На лезвии веков
Начало XX века община и церковь встретили богатыми, влиятельными институциями. Архитектурный ансамбль включал здания церкви, школы, больницы, приюта и обширный сад.
Октябрьский переворот 1917 года отсек двухвековую историю лютеранской церкви. Недвижимость и 18 килограммов драгоценностей экспроприировали Советы. Но четыре тысячи прихожан продолжали собираться на службы, а семинаристы — в учебные классы. Управлял ими 60-летний епископ. Только в 1936 году, будучи тяжелобольным, старик покинул СССР, вернулся в Германию.
В 1929 году начались первые аресты. Семинаристов и пастора выселили в деревню Мартышкино в 30 километрах от города. В Рождественский Сочельник 1937 года кирху закрыли, пастора с сыном арестовали и расстреляли. Остатки утвари экспроприировали. Так “Распятие” Брюллова попало в Русский музей, “Иисус” Гольбейна – в Эрмитаж.
Церковный орган, знавший руки Петра Чайковского, пытались пристроить в Московском концертном зале. Неудачно. И со временем инструмент исчез. По непроверенным данным, его детали отдали для строительства органа в Донецкой филармонии.
Зачищенное здание по-своему служило Советам. В нем размещались то склады театральных декораций, то овощехранилище, то студия кинохроники. Внутренние интерьеры потеряли лицо. А к 1962 году подверглись грубой переделке: в церкви открыли плавательный бассейн.
Как добраться?
Место расположения Петропавловского – исторический центр города. Недалеко находится Казанский вокзал, а ближайшая станция метро – м. Красные Ворота. Впрочем, многие предпочитают дойти до Новой Басманной, 11 (таков адрес Петропавловского) пешком, по сохранившим исторический колорит улочкам старой Москвы, особенно если идти от Казанского вокзала. Горожане часто сетуют, что состояние домов здесь – такое же сложное, как самого храма, но проходящая реставрация все же дает надежду на лучшее.
Что ж, возрождение святыни идет непросто, как вообще сложной была судьба Петропавловского. Но на этом приходе получилось так, что души людей возродились быстрее здания: забота о каждом входящем, молитвенность на службах, да и, кажется, самый воздух старой церкви, пропитанный благодатью – все это чувствует каждый входящий. По слову Патриарха Кирилла, «самое главное – это ведь не стены — это живые люди. Самым великим украшением храма является не роспись и не красивый иконостас, а люди, которые его наполняют».
Наталья Сазонова
Персоналии
Пасторы
Иоганн Готфрид Грегори Генрих фон Дикгоф Теофил Мейер
|
|
Органисты
- 1872—1915 Иван Августович Бартц (нем. Johannes Bartz)
- 1926—1936 Эрнст Хёршельманн (нем. Ernst Hörschelmann)
- 2002—2011 Юлия Николаевна Лотова
- 2011—2012 Дмитрий Феликсович Ушаков
- c 2012 Ирина Шашкова-Петерсон
Известные члены общины
- Лаврентий Алферьевич Блюментрост (1619—1705) — придворный медик; похоронен при церкви.
- Иоганн Готфрид Грегори (1631—1675) — один из организаторов и режиссёров первого театра в России.
- Лев Герасимович Кноп (1821—1894) — 1-й гильдии купец, представитель российского еврейского баронского рода, перешедшего в лютеранство.
- Анна Ивановна Монс (1672 или 1675—1714) — фаворитка Петра I.
- Борис Викторович Раушенбах (1915—2001) — один из основоположников российской космонавтики, академик АН СССР, академик РАН
Святыни
Каждая из них имеет свою историю, связанную с историей или сегодняшним днем православной Москвы.
Возвращение Апостолов
12 июня 2010 г. произошло подлинное чудо: Петропавловский получил святыню, которая была здесь со дня основания. Это образ свв. Петра и Павла, пожертвованный сюда самим Петром I.
Это была большая, полутораметровой высоты икона, которую с XVIII в. украсили драгоценной ризой из серебра, вес которого составил 8 кг.
Во время гонений святой образ был потерян, причем было вполне ясно: навсегда, не было даже версии, куда его могли передать. Но в 2008 г. икону внезапно нашли… в Троице-Сергиевой лавре. Лишенная оклада, с сильно пострадавшей ризой, исцарапанная – но это была она! Реставрация продолжалась 2 года, пока наконец москвичи не обрели долгожданную святыню. Ныне она – единственное, что осталось из дореволюционного внутреннего убранства этой уникальной церкви.
Реликварии
Еще одна святыня, прямо связанная с небесными покровителями церкви – частицы их чудотворных мощей. Их, как говорит сайт прихода, благочестивые прихожане «в одном из частных собраний». Обретенный реликварий, относящемся к XVIII в., кроме мощей Первоверховных Апостолов, были частицы:
- мафория Богородицы;
- власяницы св. Иоанна Крестителя;
- одеяния прав. Иосифа;
- мощей папы Григория Великого.
Мощи свв. Апостолов извлекли из реликвария и, поместив в особый ковчег, передали Петропавловскому. Ныне они доступны для поклонения на престольный праздник, а также во время молебнов, акафистов святым.
Среди других святынь:
- частица мощей св. Марии Магдалины, которая также хранится в алтаре, но выносится на молебны, акафисты;
- ковчег с частями честных останков еще 24 угодников Божиих.
XIX век
Во время мародерства французов и пожаров 1812 года храм пострадал меньше, чем ближайшие церкви, и после освящения к нему были временно приписаны две приходские церкви — Святителя Николая в Подкопаях и Трех Святителей на Кулишках. Церковные же постройки и собственные дома священнослужителей были все сожжены. Доходных домов у храма никогда не было, но на церковной земле жили клирики в церковных строениях.
На плане 1830 года изображена церковь, стоящая на рельефе, окруженная дворами причта. Через Петропавловский переулок располагался каменный с антресолями двухэтажный дом священника, перестроенный в 1888 году по проекту В.Н. Карнеева (Петропавловский переулок, 5). В 1853 году по проекту архитектора Н.Н. Елагина в северо-восточном углу владения и по красной линии Петропавловского переулка был построен двухэтажный каменный дом дьякона. Фасад здания был выполнен в стиле позднего классицизма, имел трехосевую композицию с тремя окнами по главному фасаду. Нижний этаж рустован, окна декорированы профилированными наличниками, в нижнем этаже — с замковыми камнями. К 1885 году здание подверглось некоторым перестройкам и внутренним переделкам.
В 1879 году в юго-восточном углу владения по красной линии Петропавловского переулка был построен двухэтажный корпус для просвирни и дьякона по проекту архитектора С. Сонина. До настоящего времени постройка дошла без существенных изменений. К 1880 году сформировался сплошной фронт застройки по северной границе церковного владения, состоявший из малоэтажных объемов, включавших жилые помещения, сарай и прачечную (не сохранилась).
Примечания
- Чулков Н. П. Геринг, Фридрих-Христофор-Юстус // Русский биографический словарь : в 25 томах. — СПб.—М., 1896—1918.
- Концерт Шарля-Мари Видора в лютеранской церкви свв. Петра и Павла в Москве упоминается в статье об органе Большого зала Московской консерватории
- Лолейт Артур Фердинандович // Московская энциклопедия. / Гл. ред. С. О. Шмидт. — М., 2007—2014. — Т. Том I. Лица Москвы: .
- Джунковский В. Ф. Глава 4. 1908 год. // Воспоминания / Под общей редакцией А. Л. Паниной. — М.: Издательство имени Сабашниковых, 1912. — Т. 1.
- Лиценбергер, 1999, с. 85.
- ЦИАМ, ф. 294, д. 10
- Die christliche Welt, № 9 (1939) // РГВА. Ф. 1363k, Оп. 5, Д. 64, Л. 49.
- Ключ от храма: собор Петра и Павла в центре Москвы передан в собственность лютеран
- Ломтев Д. Немецкие музыканты в России: к истории становления русских консерваторий. — М.: Прест, 1999. — С. 21. — 208 с.
- Orgelbau Reinhard Hüfken.
- См. Список действующих духовых органов в Москве
- Органы России : Энциклопедия / авторы-составители: Е. Д. Кривицкая, П. Н. Кравчун, М. В. Воинова. — М.—СПб.: Центр гуманитарных инициатив, 2012. — 192 с. — ISBN 978-5-98712-097-2.
- Распоряжение Правительства Москвы от 08.10.2007 N 2229-РП
- Городской реестр культурного недвижимого наследия города Москвы: О. В. фон Дессин Архивировано 28 января 2012 года.
- Лиценбергер, 1999.
- Цветаев Д. В., 1886, с. 51.
- Геринг, Фридрих-Христофор-Юстус // Русский биографический словарь : в 25 томах. — СПб.—М., 1896—1918.
- Назначен органистом в 1872 году, среди источников Biografija.Ru: Бартц Иван Августович (недоступная ссылка). Упоминается в справочнике «Вся Москва» за 1914 год. В справочнике за 1917 год уже не упоминается. Предположительно был органистом до 1915—1916 годов.
- Томан, Инга. История в судьбах. — М.: Готика, 2008.
- Лиценбергер, 1999, с. 39.
Святыни
- Боголюбская Московская чудотворная икона Пресвятой Богородицы,
- Икона святителя Николая Чудотворца с изображением перенесения мощей,
- Икона святителя Николая Чудотворца с частицей мощей преподобного Нила Столобенского в панагии,
- Икона Божией Матери «Казанская»,
- Икона Божией Матери «Знамение»,
- Икона святых первоверховных апостолов Петра и Павла,
- Икона Пресвятой Богородицы «Троеручица»,
- Икона преподобного Симеона Мироточивого с частицей целебной лозы,
- Спас Нерукотворный — образ Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа,
- Икона Пресвятой Богородицы «Казанская» с предстоящими ангелами,
- 36 частиц мощей святых в напрестольном кресте,
- Ковчег с частицами мощей: 1. Крест Господень, 2. Св. Игнатий Богоносец, 3. Св. ап. Матфей, 4. Св. Николай Чудотворец, 5. Св. вмч. Георгий Победоносец, 6. Святая мученица княгиня Людмила Чешская, 7. Преподобный Макарий Великий, 8. Св. Тихон Патриарх Московский, 9. Св. Афанасий Ковровский, 10. Св. Димитрий Ростовский, 11. Св. Феофана Затворник, 12. Св. Игнатий Брянчанинов, 13. Св. мироносица Мария Магдалина, 14. Св. благоверный князь Лазарь Сербский, 15. Св. Николай Сербский.
Информация для посетителей
Уникальная акустика собора позволяет слушать музыкальные произведения с любого места в зале. Однако ввиду того, что большинство произведений сопровождается анимацией, проецирующейся на купол собора, лучшими считаются места, расположенные в центральном партере и на центральном балконе.
Неудобными местами считаются те, которые располагаются в боковых нефах партера и на боковых балконах и не позволяют видеть визуальную составляющую концертов. Они обозначены особым образом на схеме зала и стоят немного дешевле.
Вход на большинство концертов осуществляются по билетам, которые можно приобрести на официальном московском сайте заранее или купить у сотрудников непосредственно в день проведения мероприятия (но не позднее, чем за 60 мин до начала). Деньги, полученные сотрудниками собора за входные билеты, значатся как пожертвования Собору Святых апостолов Петра и Павла.
Оформление статьи: Лозинский Олег
История
Ранняя история
Кулишки — историческое название местности, располагавшейся в месте слияния Москвы-реки и Яузы. «Кулишками» (правильнее кулижки) называли невырубленные участки леса (согласно другим данным, кулижки — лес после порубки[неавторитетный источник?]), покрывавшего в древности высокий холм, разделявший две реки. По названию здешнего монастыря во имя Рождества Иоанна Предтечи это место также называли «Ивановской горкой». Ивановскую горку пересекала речка Рачка, которая в XVIII веке была спрятана в трубу.
Фотография из альбома Николая Найдёнова. 1882 год
Впервые о каменном храме на этом месте упоминается в 1631 году. Однопрестольный храм имел название «Петра и Павла высокого, что на горке». Сохранились свидетельства о том, что в 1693 году патриарх Московский и всея Руси Адриан отпевал в храме Вассу Строганову.
Здание нынешнего храма было построено в —1702 годах по благословению патриарха Адриана. Главный престол нового храма освятили в честь иконы Божией Матери «Знамение». Старый престол апостолов Петра и Павла был размещён с северной стороны в тёплом зимнем приделе. Храм был выполнен в стиле Московское барокко. В 1731 году в южной части тёплого храма был устроен придел в честь Казанской иконы Божией Матери, с этого времени храм стал трёхпрестольным. По проекту архитектора Александра Попова в 1876 году южный придел храма был расширен; освящён 24 ноября 1878 года епископом Дмитровским Амвросием (Ключарёвым).
В 1748 году храм сильно пострадал от пожара, но был быстро восстановлен на средства прихожан. В 1771 году была построена новая трёхъярусная колокольня. В 1812 году зданию храма удалось практически безболезненно пережить время мародёрства и пожаров, однако дома священников и церковные постройки сгорели.
Советский период
В отличие от большинства церквей, расположенных на Ивановской горке, храм Петра и Павла не закрывался. После революции 1917 года предпринимались неоднократные попытки закрыть храм, в частности, местные пионеры требовали передать им здание храма. В этот период в храм передавали святыни закрытых церквей и принимали безместное духовенство. Настоятелем храма с 1935 года до кончины служил протоиерей Аркадий Константинович Пономарёв (1884—1948), награждённый в 1944 году медалью «За оборону Москвы». 9 сентября 1945 года в храме была совершена хиротония архимандрита Иосифа (Орехова) во епископа Воронежского и Острогожского.
Из воспоминаний митрополита Питирима:
Икона Святого Николая Угодника Петропавловского храма
С 1976 по 1983 год в храме служил секретарь митрополита Питирима отец Павел Шишков, будущий монах Свято-Данилова монастыря схиигумен Рафаил.
Подворье Сербской православной церкви
В 1874 году по высочайшему повелению сербам была дарована под подворье церковь святых Кира и Иоанна на Солянке и находящиеся при ней здания, однако в 1918 году подворье было ликвидировано советской властью, а сама церковь в 1933 году разрушена.
Подворье Сербской православной церкви было возрождено 17 июля 1948 года в храме Петра и Павла по благословению патриарха Московского и всея Руси Алексия I в ходе торжеств по случаю 500-летия автокефалии Русской православной церкви:
Однако по политическим причинам подворье так и не смогло начать свою деятельность: в условиях конфликта Тито со Сталиным настоятелю Подворья иеромонаху Прохору (Якшичу) не была оформлена виза в СССР, а нового настоятеля не дали выбрать югославские власти. Так Сербское Подворье было упразднено.
В 1999 году согласно указу патриарха Алексия II храм Святых Апостолов Петра и Павла был преобразован в патриаршее подворье, при котором было вновь открыто представительство Сербской православной церкви.
По словам настоятеля подворья епископа Антония (Пантелича), «вся корреспонденция, все вопросы, укрепление братских связей проходят через сербское подворье. Кроме того, подворье окормляет паству из числа своих соотечественников, живущих в России, и помогает им сохранить культуру и традиции своего народа».
Приходская жизнь
Сейчас здесь служат 2 священника, включая настоятеля, игумена Симеона (Шевцова), и диакон. Богослужения идут ежедневно с 7.30 и 17 ч., а по воскресным дням литургия начинается часом позже.
В последнее время здесь активно развивается не только богослужебная жизнь, но также образовательные, просветительские проекты.
Преемственность традиций
Духовное образование, которое получали здесь в первые годы после революции, находит место в этих стенах и теперь. С 2011 г. в помещениях при церкви заработал Центр духовного образования военнослужащих. Он работает при Православном Свято-Тихоновском университете. Это достаточно серьезное образование, срок обучения составляет 4,5 года, а диплом дает право работы по специальности «Религиоведение».
Несколько курсов центра обучаются на территории Петропавловского. Это не случайно: ведь занятия, вместе с другими преподавателями, ведет сам настоятель церкви, игумен Симеон.
Кроме того, действуют
- курсы греческого языка, обучение на которых занимает 4 года;
- мастерская иконописи, чьи выставки регулярно проходят на приходе.
«Ищем таланты»
Хотя вернее было бы сказать – сами воспитываем. С 2015 г. здесь работает школа раннего развития по так называемому «методу Судзуки». Это японский педагог, разработавший методику обучения детей музыке, а также другим искусствам, похожую на обучение языку. Подход заинтересовал прихожан: теперь здесь регулярно проходят занятия.
Еще одна сфера приложения сил прихожан – хор «Cantabile», исполняющий светскую и духовную музыку. Он уже стал лауреатом не одного конкурса.
«От березы до сакуры»
Связь с Японией, где действует Православная Церковь, основанная свт. Николаем Японским, не случайна: на приходе работает Дальневосточный культурно-просветительский центр, курирующий различные миссионерские проекты. Среди них – «От березы до сакуры», популяризация жизни и деятельности свт. Николая Японского в разных регионах страны, в том числе в Москве, а также различные проекты патриотического воспитания, конференции, российско-японские встречи, фестивали, посвященные свт. Николаю.
«Вестники»
Так именуется православное молодежное движение при Петропавловском. Проводятся регулярные встречи для общения, просмотра кинофильмов. С молодежью регулярно общаются священники. Участвуют юные прихожане в социальном служении: ведь приход постоянно окормляет детский дом, Центр социальной адаптации.
История церкви на Солдатской улице в Москве
До XVII в. здесь был московский пригород: сначала «слободы» ремесленников, а позже появляются летние резиденции государей. Полагают, что храм на месте нынешнего Петропавловского впервые появился в начале XVII в.
5
Мая
1613 года
На освящении церкви молился лично царь Михаил Феодорович, чей дворец был поблизости.
Первоначальное же посвящение деревянной церкви было свт. Николаю Мирликийскому. Она также имела два придела – вмч. Ирины и апп. Петра и Павла.
Шли годы, район обживали не только представители русской знати. Во 2 пол. XVII в. рядом поселяются приглашенные из-за границы специалисты, каковых тогда становится все больше. Так возникает «Немецкая слобода» («немцами» тогда именовали не выходцев из германских земель, а всех, не говорящих по-русски, «немых»).
Среди ее жителей был также швейцарец Франц Лефорт, впоследствии сдружившийся с русским царем Петром I. Приближенный ко двору, он даже получил в командование полк, квартировавший в районе, позже названном Лефортово, тогда же именовавшийся Солдатской слободой. Для военных была возведена новая деревянная церковь на месте ветшающей Никольской. Полагают, что закладка ее состоялась в 1698 г. Возможно, что у Лефорта были планы возвести каменное здание, но исполнить их он не успел, так как через год (1699 г.) скончался. Дело это завершил Петр I в 1711 г., уже не только для военных, но также как память о друге.
Новую церковь освятили посвятили первоверховным Апостолам, ведь св. Петр – небесный покровитель самого царя. Приделы посвятили ап. Иоанну Богослову и прп. Сергию Радонежскому.
Один из немногих, Петропавловский не закрывался во время гонений советских лет. Поэтому здесь находятся многие иконы из закрытых церквей города, а также сохранены святыни, издавна принадлежавшие общине.
Сейчас здесь совершают служение шесть священников, два протодиакона. Действует воскресная школа, ведется социальная работа.
Архитектор и внешняя отделка собора
Самобытная архитектура собора, выполненного в стиле эклектики с элементами модерна и неоготики по проекту В.А. Косова, отличает его от любых других церквей страны. Для внешней отделки фасада выбран необычный песочно-кремовый оттенок.
Центральный вход и декоративные элементы окрашены краской насыщенного шоколадного цвета. А главы выполнены в нейтральном ахроматическом тоне, который объединяет все цвета здания воедино
Портал привлекает внимание масштабным обрамлением с подробно разработанной орнаментацией и рельефной арочной дверью
Узкие оконные проемы разделены каменными переплетами и декорированы стрельчатыми арками. А главное окно в верхней части фасада украшено «готической розой» — традиционным симметричным ажурным переплетом узоров массверков.
По обеим сторонам остроконечной башни, достигающей 62 м в высоту, установлены красивые старинные часы. Над часами арочные проемы с богатыми каменными капителями, имитирующими кресты завитками листьев-акантов.
Святыни
Церковь славится, прежде всего, иконами, среди которых:
- Богородицы Нерушимая стена, список XIX в., сделанный с Киевской святыни; предполагают, что она могла быть передана или из закрытой после революции часовни при Казанском вокзале, или из одного из закрытых храмов Лефортово;
- Знамения Богородицы;
- вышитая княгиней Наталией Шаховской икона «Утоли моя печали»; образом владела община сестер милосердия;
- прп. Серафима Саровского; считается, что это одна из первых икон, созданных после его канонизации;
- вмч. Пантелеймона;
- икона с изображением новомучеников, служивших здесь, свв. Александра и Николая.
Священник Илия Тягин говорит:
Престольный праздник
Торжества угодникам Божиим, которым посвящены приделы, проходят:
- 12 июля (свв. Петра и Павла);
- 21 мая, 9 октября (ап. Иоанна);
- 18 июля, 8 октября (прп. Сергия).
XVII–XVIII века
Владение церкви Святых Апостолов Петра и Павла у Яузских ворот находится в восточной части квартала, ограниченного с запада Певческим переулком, с севера — Подколокольным, с востока — Петропавловским и с юга — Яузским бульваром. Храм располагается на небольшом возвышении плавно спускающегося к реке Яузе склона Сретенского холма.
Владение церкви Петра и Павла ориентировано в одноименный переулок. На современном участке сохранился многопериодный объем храма с барочным декором фасадов. Алтари церкви обращены в сторону Петропавловского переулка. С двух сторон храм фланкирован двухэтажными причтовыми постройками, объединенными оградой.
Главный храм — Знамения Пресвятой Богородицы, при нем приделы Святых Апостолов Петра и Павла и Казанской Божией Матери. Первое упоминание о храме относится к 1625 году. В книге церковных земель за 1686 год отмечено: «Церковь каменная Петра и Павла у Яузских ворот на горе». В 1716 году в приходе был двор вице-губернатора С.А. Колычева, кн. Ф.И. Юсупова, вдовы В.П. Еропкиной и еще тринадцать дворов прихожан. В книге первой ревизии за 1722 год сказано: «Церковь Петра и Павла, что у Яузских ворот «в Малой Крутицкой певчей», «на горке у старых конюшен» теплая, как по Строельным и Писцовым книгам известно, вместе с колокольней построена каменная в 1631 г. и в 1632 г. (по другим источникам, упоминание о постройке относится к 1625 г.). Потом, когда пришла в ветхость, вновь перестроена в 1700 г.». По имеющимся сведениям, храм построен в 1700–1702 годах. Не исключено, что в современное строение были фрагментарно включены стены более древней церкви.