Храмы и собор в честь апостолов петра и павла в москве

Архитектор и внешняя отделка собора

Самобытная архитектура собора, выполненного в стиле эклектики с элементами модерна и неоготики по проекту В.А. Косова, отличает его от любых других церквей страны. Для внешней отделки фасада выбран необычный песочно-кремовый оттенок.

Центральный вход и декоративные элементы окрашены краской насыщенного шоколадного цвета. А главы выполнены в нейтральном ахроматическом тоне, который объединяет все цвета здания воедино

Портал привлекает внимание масштабным обрамлением с подробно разработанной орнаментацией и рельефной арочной дверью

Узкие оконные проемы разделены каменными переплетами и декорированы стрельчатыми арками. А главное окно в верхней части фасада украшено «готической розой» — традиционным симметричным ажурным переплетом узоров массверков.

По обеим сторонам остроконечной башни, достигающей 62 м в высоту, установлены красивые старинные часы. Над часами арочные проемы с богатыми каменными капителями, имитирующими кресты завитками листьев-акантов.

Правила посещения храма

Во время посещения концертов в храме рекомендуется придерживаться определенного dress code:

  • Избегать одежды, открывающей спину, плечи и область декольте.
  • Не надевать футболок с вызывающими изображениями и надписями.
  • Покрывать голову платком не обязательно. Верхнюю одежду можно не снимать, так как в здании всегда немного прохладно, а гардероб (как и буфет) отсутствует.

Существуют также рекомендованные правила поведения:

  • Опоздавшие на концерт могут пройти только на балкон, даже если у них куплены билеты в партер.
  • Если по техническим причинам балкон будет закрыт, придется дождаться перерыва между номерами и пройти на места, ближайшие к входу (те, что указаны в билете, при опоздании теряют актуальность).

Выражать артистам одобрение аплодисментами и дарить им цветы не запрещено. После концерта можно заказать экскурсию.

Как доехать на общественном транспорте

Добраться до собора общественным транспортом также не составляет труда.

Неподалеку располагается сразу три остановки:

  • Армянский переулок (на расстоянии около 390 м).
  • Солянка (на расстоянии около 400 м).
  • «Китай город» (на расстоянии около 450 м).

От центра города можно пройти пешком, свернув с Красной площади в направлении улицы Варварки. Время в пути неспешным шагом составляет около 20 – 25 мин.

Наиболее подходящие автобусные маршруты — 158 («3 Павелецкий проспект — Политехнический музей») и М5 («Нагорный бульвар — Политехнический музей»). Ближайшая станция метро — «Китай-город». Если выйти на улице Забелина нужно двигаться в сторону церкви князя Владимира, а затем повернуть налево.

А если выйти на улице Маросейка, то двигаться в сторону Космодамианской церкви, а затем свернуть направо. Из отдаленных районов в нужном направлении следуют поезда Курского, Савеловского, Рижского и Белорусского направления: «Звенигород‎→Царицыно», «Усово‎→Икша», «Нахабино‎→Щербинка», «Нахабино‎→Львовская» и другие.

Современное состояние

Лишь с 1992 г. практически разваливающееся здание вернули Церкви. Реставрация здесь продолжается до сих пор. Однако здесь уже сложился не только приход, но также особая атмосфера молитвы, любви.

А вот мнение другой женщины, приезжающей сюда не так часто (орфография сохранена):

«Очень люблю этот Храм, даже, несмотря, на то, что в нем нет ремонта . Надеюсь, что найдутся средства на его реставрацию. В нем так спокойно, приятно, уютно и после посещения такое умиротворение на душе . Во время Великого Поста в нем проходит Соборование. Здесь все четко организовано, была в нескольких храмах, здесь лучше всего. Прихожу и отдыхаю душой. Светлый Храм в прямом и переносном смысле. Всегда сюда приезжаем за святой водой. От всей души процветания этому Храму, и Бог в помощь всем служителям»

Персоналии

Пасторы

Иоганн Готфрид Грегори Генрих фон Дикгоф Теофил Мейер

  • 1626—1647 Якоб Нойенбург
  • 1648—1657 Иоаким (Иван ) Якоби
  • 1657—1688 Иоганн Дитрих Фокерот
  • 1670—1675 Иоганн Готфрид Грегори
  • 1675—1682 Петр Ран
  • 1683—1695 Иоаким Майнке
  • 1695—1699 Франц Лоренс Шрадер
  • 1699—1721 Ульрих Томас Ролоф
  • 1700—1707 Юстус Самуил Шаршмидт
  • 1710—1711 Петр Штапенбек
  • 1715—1720 Иоганн Гассенштейн
  • 1720—1739 Иоганн Райхмудт
  • 1722—1725 Фирот
  • 1733—1743 Иоганн Нойнбауэр
  • 1743—1753 Иоганн Люткен (Лютке)
  • 1753—1775 Карл Готфрид Минау
  • 1776—1801 Иоганн Михаил Ерземский
  • 1776—1811 Вениамин Гайдеке
  • 1811—1842 Фридрих Христофор Юстус Гёринг
  • 1842—1862 Карл Генрих Вильгельм фон Дикгоф
  • 1858—1911 Генрих Генрихович фон Дикгоф
  • 1862—1866 Карл Фридрих Вильгельм Коссман
  • 1867 Фридрих Генрих Вильгельм Келлер
  • 1866—1901 Павел Виктор Гуго Эверт
  • 1869—1873 Иоганн Фердинанд Эмиль Берг
  • 1876—1888 Иоганнес Гершельман
  • 1887—1888 Карл Ирбе
  • 1888—1920 Оскар Фрей (пастор эстонской общины)
  • 1888—1890 Л. Кенигсфельд
  • 1890—1894 Вильгельм Эдуард Михаэль Ферманн
  • 1894—1895 Иоганс Парштраус
  • 1894—1895 Феликс Шпёрер
  • 1895—1901 Рихард Вальтер
  • 1895—1904 Константин Кох
  • 1907—1908 Александр Зигфрид
  • 1911—1928 Теофил Фёдорович Мейер
  • 1911—1921 Бруно Краузе
  • 1924—1932 Михаил Лаппинг
  • 1928—1936 Александр Штрек
  • 1992—1994 Гуннар Фолкхерр Отила фон Шлиппе
  • 1994—1996 Александр Васильевич Дроздов
  • 1994—1995 Иоганнес Лаунхард
  • 1995—1996 Мартин Бер
  • 1997—2001 Петер Ури
  • 1997—2011 Дмитрий Романович Лотов
  • 2003—2009 Готфрид Шпит
  • 2010—2011 Дитрих Эрихович фон Бюлов-Штернбек (урожд. Дмитрий Борисович Амусьев)
  • c 2011 Андрей Викторович Бобылёв

Органисты

  • 1872—1915 Иван Августович Бартц (нем. Johannes Bartz)
  • 1926—1936 Эрнст Хёршельманн (нем. Ernst Hörschelmann)
  • 2002—2011 Юлия Николаевна Лотова
  • 2011—2012 Дмитрий Феликсович Ушаков
  • c 2012 Ирина Шашкова-Петерсон

Известные члены общины

  • Лаврентий Алферьевич Блюментрост (1619—1705) — придворный медик; похоронен при церкви.
  • Иоганн Готфрид Грегори (1631—1675) — один из организаторов и режиссёров первого театра в России.
  • Лев Герасимович Кноп (1821—1894) — 1-й гильдии купец, представитель российского еврейского баронского рода, перешедшего в лютеранство.
  • Анна Ивановна Монс (1672 или 1675—1714) — фаворитка Петра I.
  • Борис Викторович Раушенбах (1915—2001) — один из основоположников российской космонавтики, академик АН СССР, академик РАН

Архитектура Сент-Пола

Разработкой проекта Кристофер Рен занимался несколько лет. Власти утвердили лишь третью его идею, и в 1675 году началась стройка. Вскоре после этого правящий Англией монарх Карл II настоял на том, чтобы у Собора был огромный купол, повторяющий купол базилики Святого Петра — главной церкви Ватикана и Римской католической церкви, что символично, учитывая все предшествующие попытки протестантов освободиться от власти Папы.

Здание собора имеет форму креста и вытянуто в длину на 175 метров. Оно состоит из двух этажей и подвала, в котором находится крипта. Стены сделаны из камня, местами используется ясень. Они имеют большую толщину, так как служат опорой для тяжелых конструкций — вес одного только свинцового купола составляет 65 тысяч тонн!

К слову, именно купол является наиболее примечательной деталью облика собора. Он держится на барабане, который отчетливо делится на два уровня, а венчает купол башенка, которая также состоит из 2 ярусов. На ее вершине установлен золотой крест. Вместе с ним высота собора составляет 111 метров или 365 футов. Цифра неслучайна — она отсылает к количеству дней в году и увлечению Кристофера Рена астрономией.

Издалека можно разглядеть непрерывную колоннаду, выстроившуюся вокруг нижнего уровня барабана. Эта деталь — главное отличие купола Сент-Пола от ватиканского «собрата». Прием называется перистиль, в конструкции Рена он выполняет не только декоративную, но и несущую функцию, являясь опорой для второго уровня и структур купола. Второй уровень представляет собой внешнюю галерею с балконом, которая обходит барабан по кругу. Ее называют «каменной галереей», чтобы подняться на нее, надо преодолеть 376 ступеней.

На вершине купола находится двухъярусная башня на квадратном основании. Нижний уровень окружен «Золотой галереей», знаменитой открывающимся с нее панорамным видом на город. Верхний уровень построен в форме маленького храма, поддерживающего небольшой купол, на котором закреплен золотой шар и поднимающийся из него крест.

Вид на Лондон с Золотой галереи Сент-Пола, Liubov Tukalo

Также примечательна западная сторона храма, облик которой решен в классическом стиле с использованием двухуровневого портика с опорами в виде парных колонн. Обрамляют эту композицию 2 башни, в одной из которых расположена звонница с 12 колоколами, а в другой находятся часовой циферблат и 4 колокола, включая «Большого Пола» и «Большого Тома».

Грандиозный и по сегодняшним меркам проект удалось реализовать за счет введения налога на уголь. Учитывая жестокость английских холодов, мера оказалась непопулярной, но эффективной. С тех времен пошла поговорка, что Сент-Пол построен на стуке зубов. Собор осветили в 1697 году, последний камень положили в 1708-м, а официально открыли в 1711-м, хотя еще несколько лет добавляли резьбу и статуи на фасад.

Современники восприняли неоднозначно: одних восхитила пышность, другие увидели лишь слепое подражание тяжеловесному стилю Ватикана. Судьба новой церкви сложилось счастливо. Даже во время бомбежек Второй мировой храм получил незначительные повреждения. С 1996 по 2011 год в соборе состоялась масштабная реставрация.

Храм святых первоверховных апостолов Петра и Павла Подводного флота России в Сестрорецке

Сестрорецк, Петровская наб., д. 1

Первая деревянная церковь в Сестрорецке была построена еще при жизни Петра I в начале XVIII века. Из камня ее возвели в 1781 году. В строительстве использовали материалы, которые остались от разрушенного дворца императора в дубовой роще. В середине XIX века церковь сгорела, а ровно через 100 лет – в 1871 году – в центре Сестрорецка заложили новый храм на средства Александра II, Синода и на пожертвования граждан. Но это здание также не дошло до наших дней. В 1930-е годы собор был уничтожен, а на его месте построили школу.

В 2000-е годы церковь восстановлена. Это полностью новое здание: освящение места для восстановления храма состоялось в 2002-м, а заложено здание только в 2004 году. Храм возвели в память о российских моряках-подводниках: по легенде, в озере Разлив крестьянин Ефим Никонов продемонстрировал императору Петру I «потаённое судно» — прообраз подводной лодки. Торжественное освящение церкви состоялось в присутствии министра обороны Российской Федерации и главнокомандующего Военно-морским флотом.

Храм построен по проекту Е. Ф. Шаповаловой с легкой стилизацией под древнерусскую церковную архитектуру.

Поделиться статьей:

История

Ранняя история

Кулишки — историческое название местности, располагавшейся в месте слияния Москвы-реки и Яузы. «Кулишками» (правильнее кулижки) называли невырубленные участки леса (согласно другим данным, кулижки — лес после порубки[неавторитетный источник?]), покрывавшего в древности высокий холм, разделявший две реки. По названию здешнего монастыря во имя Рождества Иоанна Предтечи это место также называли «Ивановской горкой». Ивановскую горку пересекала речка Рачка, которая в XVIII веке была спрятана в трубу.

Фотография из альбома Николая Найдёнова. 1882 год

Впервые о каменном храме на этом месте упоминается в 1631 году. Однопрестольный храм имел название «Петра и Павла высокого, что на горке». Сохранились свидетельства о том, что в 1693 году патриарх Московский и всея Руси Адриан отпевал в храме Вассу Строганову.

Здание нынешнего храма было построено в —1702 годах по благословению патриарха Адриана. Главный престол нового храма освятили в честь иконы Божией Матери «Знамение». Старый престол апостолов Петра и Павла был размещён с северной стороны в тёплом зимнем приделе. Храм был выполнен в стиле Московское барокко. В 1731 году в южной части тёплого храма был устроен придел в честь Казанской иконы Божией Матери, с этого времени храм стал трёхпрестольным. По проекту архитектора Александра Попова в 1876 году южный придел храма был расширен; освящён 24 ноября 1878 года епископом Дмитровским Амвросием (Ключарёвым).

В 1748 году храм сильно пострадал от пожара, но был быстро восстановлен на средства прихожан. В 1771 году была построена новая трёхъярусная колокольня. В 1812 году зданию храма удалось практически безболезненно пережить время мародёрства и пожаров, однако дома священников и церковные постройки сгорели.

Советский период

В отличие от большинства церквей, расположенных на Ивановской горке, храм Петра и Павла не закрывался. После революции 1917 года предпринимались неоднократные попытки закрыть храм, в частности, местные пионеры требовали передать им здание храма. В этот период в храм передавали святыни закрытых церквей и принимали безместное духовенство. Настоятелем храма с 1935 года до кончины служил протоиерей Аркадий Константинович Пономарёв (1884—1948), награждённый в 1944 году медалью «За оборону Москвы». 9 сентября 1945 года в храме была совершена хиротония архимандрита Иосифа (Орехова) во епископа Воронежского и Острогожского.

Из воспоминаний митрополита Питирима:

Икона Святого Николая Угодника Петропавловского храма

С 1976 по 1983 год в храме служил секретарь митрополита Питирима отец Павел Шишков, будущий монах Свято-Данилова монастыря схиигумен Рафаил.

Подворье Сербской православной церкви

В 1874 году по высочайшему повелению сербам была дарована под подворье церковь святых Кира и Иоанна на Солянке и находящиеся при ней здания, однако в 1918 году подворье было ликвидировано советской властью, а сама церковь в 1933 году разрушена.

Подворье Сербской православной церкви было возрождено 17 июля 1948 года в храме Петра и Павла по благословению патриарха Московского и всея Руси Алексия I в ходе торжеств по случаю 500-летия автокефалии Русской православной церкви:

Однако по политическим причинам подворье так и не смогло начать свою деятельность: в условиях конфликта Тито со Сталиным настоятелю Подворья иеромонаху Прохору (Якшичу) не была оформлена виза в СССР, а нового настоятеля не дали выбрать югославские власти. Так Сербское Подворье было упразднено.

В 1999 году согласно указу патриарха Алексия II храм Святых Апостолов Петра и Павла был преобразован в патриаршее подворье, при котором было вновь открыто представительство Сербской православной церкви.

По словам настоятеля подворья епископа Антония (Пантелича), «вся корреспонденция, все вопросы, укрепление братских связей проходят через сербское подворье. Кроме того, подворье окормляет паству из числа своих соотечественников, живущих в России, и помогает им сохранить культуру и традиции своего народа».

Литература

  • Лиценбергер О. А. Евангелическо-лютеранская церковь и советское государство. — М.: Готика, 1999. — 432 с. — ISBN 5-7834-0034-3.
  • Немецкая слобода // История московских районов : энциклопедия / под. ред. К. А. Аверьянова. — М.: Астрель, АСТ, 2008. — С. 84—95. — 830 с. — ISBN 978-5-271-11122-8.
  • Протестантизм в России // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • Сизова А. И. «Вы в душах зажгли наших свет…»: Об основателе Московской школы для слепых детей Генрихе Дикгофе. — М., 1998.
  • Томан И. Б. Памятники истории и культуры московских немцев. — М., 2013.
  • Цветаев, Дмитрий Владимирович. Книга первая. Протестантские церкви и духовенство // Из истории иностранных исповеданий в России в XVI и XVII веках : Исслед. Дм. Цветаева.. — М.: Унив. тип., 1886. — 462 с.
  • Цветаев Д. В. Протестантство и протестанты в России до эпохи преобразований. — М., 1890.
  • Fechner A. Chronik der evangelischen Gemeinden in Moskau.. — M., 1876. — Т. 1—2.

Статьи

  • Бобылёв А. В. Московские евангелические благотворительные учреждения до революции // Наша Церковь. — 1996. — № 3-5. — С. 22—25.
  • Бобылёв А. В. Церковь святых Петра и Павла в Москве // Наша Церковь. — 1995. — № 1/2. — С. 49—52.
  • Бугров А. В. Бобылёв А. В. Первые лютеранские церкви: как они выглядели // Наша Церковь. — 1996. — № 1/2. — С. 35—39.
  • Бугров А. В. Пастор Иоганн Готфрид Грегори // Контакт. — 1995. — № 6. — С. 8.
  • Ломтев Д. Г. Россия органная: заказчики и производители инструментов. Серия «Культурология. Искусствоведение. Музеология» // Вестник РГГУ. — 2010. — № 15 (58). — С. 211—223.
  • Томан И. Б. Немцы в Москве: опыт национального путеводителя // Московский журнал. — 1991. — № 10, 12.
  • Bobyljow A. V. Der deutsche Dom in Rußland (нем.) // Neues Leben. — 1994. — Nr. 41.

Деятельность в храме

Небольшой Петропавловский храм по праву может быть назван центром культуры и духовности микрорайона столицы. Приход осуществляет деятельность в нескольких направлениях.

Воскресная школа

При церкви работает воскресная школа, которую могут посещать не только дети, но и взрослые. Кроме богословских дисциплин, здесь изучается клиросное пение. Ученики принимают участие в богослужениях. Кроме основного направления школы, существуют дополнительные секции:

  1. «Мир дружной семьи» для мальчиков. Ученики осваивают изготовление доспехов, проводят спортивные соревнования.
  2. «Светелка» – студия для девочек по изучению рукоделия.
  3. «Путешествие в историю» – летняя программа по изучению фольклора. Сюда входят театральная студия, работа над художественными постановками. Организовывается поход на Куликово поле на два дня.
  4. Консультации психологов, педагогов и священников для родителей.

Расписание занятий:

  • вторник, четверг – 16:00;
  • суббота – 11:00;
  • суббота (после вечернего богослужения) – изучение Евангелия для лиц старше 18 лет.

Братство по оказанию помощи заключенным

Братство оказывает заключенным в 11 колониях следующую помощь:

  • удаленное изучение Евангелия;
  • материальная поддержка (одежда, продукты питания, медикаменты, книги, свечи, ладан, святое масло);
  • духовная поддержка в переписке.

Патронажная служба

Усилиями прихода и священников храма в Конькове в доме-интернате для инвалидов и престарелых лиц был создан храм Воскресения Христова. Там проводятся богослужения уже более 20 лет. Патронажной деятельностью прихода храма является:

  1. Сестричество. Престарелые жильцы интерната получают уход и духовное окормление. Им доставляются книги, подарки.
  2. Проведение праздничных мероприятий. Молодежная организация «Покров», созданная на базе прихода, проводит для подопечных интерната концерты и театральные постановки.

Кроме этого, прихожане добровольно работают в интернате, оказывают помощь духовенству в просвещении постояльцев, радуют одиноких жильцов заведения подарками. Также патронажное движение организовывает материальную помощь для нуждающихся малоимущих и многодетных семей.

Молодежный отдел работает с детьми из шести детских домов, расположенных в разных частях страны. Детей навещают с подарками, устраивают поездки в Москву.

Богословские курсы при церкви

Персоналии

Пасторы

Иоганн Готфрид Грегори Генрих фон Дикгоф Теофил Мейер

  • 1626—1647 Якоб Нойенбург
  • 1648—1657 Иоаким (Иван ) Якоби
  • 1657—1688 Иоганн Дитрих Фокерот
  • 1670—1675 Иоганн Готфрид Грегори
  • 1675—1682 Петр Ран
  • 1683—1695 Иоаким Майнке
  • 1695—1699 Франц Лоренс Шрадер
  • 1699—1721 Ульрих Томас Ролоф
  • 1700—1707 Юстус Самуил Шаршмидт
  • 1710—1711 Петр Штапенбек
  • 1715—1720 Иоганн Гассенштейн
  • 1720—1739 Иоганн Райхмудт
  • 1722—1725 Фирот
  • 1733—1743 Иоганн Нойнбауэр
  • 1743—1753 Иоганн Люткен (Лютке)
  • 1753—1775 Карл Готфрид Минау
  • 1776—1801 Иоганн Михаил Ерземский
  • 1776—1811 Вениамин Гайдеке
  • 1811—1842 Фридрих Христофор Юстус Гёринг
  • 1842—1862 Карл Генрих Вильгельм фон Дикгоф
  • 1858—1911 Генрих Генрихович фон Дикгоф
  • 1862—1866 Карл Фридрих Вильгельм Коссман
  • 1867 Фридрих Генрих Вильгельм Келлер
  • 1866—1901 Павел Виктор Гуго Эверт
  • 1869—1873 Иоганн Фердинанд Эмиль Берг
  • 1876—1888 Иоганнес Гершельман
  • 1887—1888 Карл Ирбе
  • 1888—1920 Оскар Фрей (пастор эстонской общины)
  • 1888—1890 Л. Кенигсфельд
  • 1890—1894 Вильгельм Эдуард Михаэль Ферманн
  • 1894—1895 Иоганс Парштраус
  • 1894—1895 Феликс Шпёрер
  • 1895—1901 Рихард Вальтер
  • 1895—1904 Константин Кох
  • 1907—1908 Александр Зигфрид
  • 1911—1928 Теофил Фёдорович Мейер
  • 1911—1921 Бруно Краузе
  • 1924—1932 Михаил Лаппинг
  • 1928—1936 Александр Штрек
  • 1992—1994 Гуннар Фолкхерр Отила фон Шлиппе
  • 1994—1996 Александр Васильевич Дроздов
  • 1994—1995 Иоганнес Лаунхард
  • 1995—1996 Мартин Бер
  • 1997—2001 Петер Ури
  • 1997—2011 Дмитрий Романович Лотов
  • 2003—2009 Готфрид Шпит
  • 2010—2011 Дитрих Эрихович фон Бюлов-Штернбек (урожд. Дмитрий Борисович Амусьев)
  • c 2011 Андрей Викторович Бобылёв

Органисты

  • 1872—1915 Иван Августович Бартц (нем. Johannes Bartz)
  • 1926—1936 Эрнст Хёршельманн (нем. Ernst Hörschelmann)
  • 2002—2011 Юлия Николаевна Лотова
  • 2011—2012 Дмитрий Феликсович Ушаков
  • c 2012 Ирина Шашкова-Петерсон

Известные члены общины

  • Лаврентий Алферьевич Блюментрост (1619—1705) — придворный медик; похоронен при церкви.
  • Иоганн Готфрид Грегори (1631—1675) — один из организаторов и режиссёров первого театра в России.
  • Лев Герасимович Кноп (1821—1894) — 1-й гильдии купец, представитель российского еврейского баронского рода, перешедшего в лютеранство.
  • Анна Ивановна Монс (1672 или 1675—1714) — фаворитка Петра I.
  • Борис Викторович Раушенбах (1915—2001) — один из основоположников российской космонавтики, академик АН СССР, академик РАН

Орган

См. также: Органы Москвы

В 1892 году приход приобрёл новый 42-регистровый трехмануальный орган у известной немецкой из Людвигсбурга (нем. E.F. Walcker, Ludwigsburg), ставший лучшим концертным инструментом Москвы. При скромных размерах он не уступал ни по красоте, ни по техническим показателям органу Большого зала Московской консерватории. Будучи вдвое компактнее, немецкий инструмент «отставал» всего на 8 регистров. Во время войны, в 1941 году церковный орган был вывезен в Новосибирский театр оперы и балета, где был уничтожен (частично пущен на металлолом, частично — на декорации).

Орган «W. Sauer» на хорах собора

В 1996 году возрожденной общине свв. Петра и Павла был передан исторический романтический орган . История этого органа начинается в лютеранской церкви св. Михаила в Немецкой слободе, в которой в 1898 году он был изначально установлен. В 1928 году, после закрытия церкви, орган был перенесён в 1-й Московский крематорий. В 2005 году (нем. Reinhard Hüfken) из Хальберштадта был произведен капитальный ремонт органа, после чего 2 декабря того же года, установленный в Кафедральном соборе орган вновь зазвучал.

Исторический орган лютеранского собора в Москве является одним из 4-х церковных органов в Москве и одним из старейших органов в России. По количеству регистров в настоящее время он занимает 6-е место в Москве, после органов, установленных в Доме музыки, Концертном зале им. П. И. Чайковского, Католическом соборе, Большом зале Московской консерватории и Баптистской церкви (бывшей Реформатской).

Кафедральный собор всегда играл важную роль не только в религиозной, но и в культурной жизни Москвы — в нём выступали выдающиеся российские и иностранные музыканты. В настоящее время орган сопровождает богослужения каждое воскресенье и праздники. В соборе регулярно проводятся концерты органной музыки, вокальные, инструментальные и хоровые концерты для взрослых и детей, а также международные музыкальные фестивали с участием российских и зарубежных исполнителей: Международный фестиваль искусств «Дорога в Рождество», «Музыка в изгнании», Международный Баховский фестиваль, музыкально-инсталляционный проект «Ночь в соборе», «Хоровые ассамблеи в Кафедральном» и др. Актуальная концертная программа представлена на официальном сайте Кафедрального cобора.

Диспозиция органа «Вильгельм Зауэр»

Диспозиция органа «Вильгельм Зауэр» (нем. Wilhelm Sauer)», Франкфурт-на-Одере, Германия, Opus 755, 1898 год.

16’
Principal 8’
Gamba 8’
Flöte 8’
Gedackt 8’
Viola d’amour 8’
Octave 4’
Rohrflöte 4’
Cornett 3—5 f.
Trompete 8’
16’
G.Principal 8’
Concertflöte 8’
Quintatön 8’
Dolce 8’
Gemshorn 4’
Traversflöte 4’
Mixtur 4 f.
Clarinette 8’
16’
Spitzflöte 8’
L.Gedackt 8’
Salizional 8’
Aeoline 8’
Voix-céleste 8’
Flauto dolce 4’
16’
Subbass 16’
Gedacktbass 16’
Octave 8’
Violoncelle 8’
Flöte 4’
Posaune 16’

33 регистра, 3 мануала и педаль (33/III/P).

Cистема кегельладе с пневматической игровой и регистровой трактурами.
Вспомогательные устройства:

  • копулы мануалов: III/II, III/I, II/I;
  • копулы к педали: III/P, II/P, I/P;
  • 2 свободные комбинации;
  • готовые комбинации: p, mf, f, Tutti, Rohrwerk ;
  • швеллер на III мануале;
  • Walze;
  • Walze ab.;
  • HR ab.

Храм святых апостолов Петра и Павла в Калуге

ХРАМ СВЯТЫХ АПОСТОЛОВ ПЕТРА И ПАВЛА

Калужская епархия Русской Православной Церкви Московского патриархата

Перейти к контенту

Главное меню:

×

  • Главная
  • Новости
  • Духовенство
  • Расписание
  • Воскресная школа
  • Социальное служение
  • Фотогалерея

Последние новости храма

В Неделю 1-ю по Пятидесятнице, Православная Церковь торжественно чтит память Всех святых. Сегодня, други мои, на Руси День Ангела — день памяти всех святых нашей Русской земли, чьими трудами и скорбями, чьим величием духа мы с вами теперь — православные христиане.

Опубликовано о. Сергий — 14/6/2020 17:31:00

Праздник в честь Святой Троицы Мы должны хранить как величайшее сокровище мир и любовь в своих сердцах, должны проникнуться евангельскими заветами: быть чистыми сердцем, быть милостивыми, миротворцами, чтобы наше очищенное сердце было способно воспринять благодать Святого Духа. Ведь Он, нисшедший на святых апостолов и давший им сверхъестественные силы, и сегодня освящает мир. «Святым Духом всяка душа живится».

Опубликовано о. Сергий — 7/6/2020 16:30:00

Троицкая родительская суббота «Омой, Господи, грехи здесь поминавшихся Честною Твоею Кровию, молитвами святых Твоих».

Опубликовано о. Сергий — 7/6/2020 15:50:00

7-я неделя по Пасхе Молитва с верой, постом и слезами — вот наш хлеб духовный, наше спасение

Опубликовано о. Сергий — 31/5/2020 12:35:00

Вознесение Господне Берегитесь, чтобы мрачныя грезы сынов века сего, смежающих очи от света грядущаго века, не омрачили Вашего сердца, не ослепили ума, не усыпили духа к тому вожделенному и страшному часу, когда «приидет день Господень, яко тать в нощи».

Опубликовано о. Сергий — 28/5/2020 18:27:00

Обращение настоятеля храма св. первоверховных апостолов Петра и Павла иерея Сергия

Братья и сестры!

Просим Ваших святых молитв об исцелении тяжко болящих детей (онкология и рак крови) мл. Антония


мл. Аполлинарии мл. Валерии мл. Виктории мл. Варвары мл. Александра (м) мл. Максима мл. Максима

отр. Иоанна

некрещ. Александра (м)

Помолимся вместе Пресвятой Троице, Господу нашему Иисусу Христу, Пресвятой Богородице, чтобы продлились дни их жизни, и было по великой Божьей любви к людям даровано болящим детям исцеление телесное и душевное.

Попросим Божьего благословения и помощи врачам, которые занимаются их лечением

р. б. Ольге

р. б. Владимиру

р. б. Ксении

Дай им, Господи, ум, терпение и силы для лечения больных детей.

Спаси Вас всех Господь!

Адрес храма
248026 г. Калуга,

ул. Труда, 1-а (Пятницкое кладбище)

схема проезда

Телефон для справок

(4842) 74-37-95

Требы
Ориентировочные суммы пожертвований
Расписание
Расписание богослужений на неделю

Будь осторожен, христианин!

История храма

Православный календарь

Главная | Новости | Духовенство | Расписание | Воскресная школа | Социальное служение | Фотогалерея | Главная Карта Сайта

2020 Храм святых апостолов Петра и Павла в Калуге. Все права защищены.

XIX век

Во время мародерства французов и пожаров 1812 года храм пострадал меньше, чем ближайшие церкви, и после освящения к нему были временно приписаны две приходские церкви — Святителя Николая в Подкопаях и Трех Святителей на Кулишках. Церковные же постройки и собственные дома священнослужителей были все сожжены. Доходных домов у храма никогда не было, но на церковной земле жили клирики в церковных строениях.

На плане 1830 года изображена церковь, стоящая на рельефе, окруженная дворами причта. Через Петропавловский переулок располагался каменный с антресолями двухэтажный дом священника, перестроенный в 1888 году по проекту В.Н. Карнеева (Петропавловский переулок, 5). В 1853 году по проекту архитектора Н.Н. Елагина в северо-восточном углу владения и по красной линии Петропавловского переулка был построен двухэтажный каменный дом дьякона. Фасад здания был выполнен в стиле позднего классицизма, имел трехосевую композицию с тремя окнами по главному фасаду. Нижний этаж рустован, окна декорированы профилированными наличниками, в нижнем этаже — с замковыми камнями. К 1885 году здание подверглось некоторым перестройкам и внутренним переделкам.

В 1879 году в юго-восточном углу владения по красной линии Петропавловского переулка был построен двухэтажный корпус для просвирни и дьякона по проекту архитектора С. Сонина. До настоящего времени постройка дошла без существенных изменений. К 1880 году сформировался сплошной фронт застройки по северной границе церковного владения, состоявший из малоэтажных объемов, включавших жилые помещения, сарай и прачечную (не сохранилась).

История церкви на Солдатской улице в Москве

До XVII в. здесь был московский пригород: сначала «слободы» ремесленников, а позже появляются летние резиденции государей. Полагают, что храм на месте нынешнего Петропавловского впервые появился в начале XVII в.

5

Мая
1613 года

На освящении церкви молился лично царь Михаил Феодорович, чей дворец был поблизости.

Первоначальное же посвящение деревянной церкви было свт. Николаю Мирликийскому. Она также имела два придела – вмч. Ирины и апп. Петра и Павла.

Шли годы, район обживали не только представители русской знати. Во 2 пол. XVII в. рядом поселяются приглашенные из-за границы специалисты, каковых тогда становится все больше. Так возникает «Немецкая слобода» («немцами» тогда именовали не выходцев из германских земель, а всех, не говорящих по-русски, «немых»).

Среди ее жителей был также швейцарец Франц Лефорт, впоследствии сдружившийся с русским царем Петром I. Приближенный ко двору, он даже получил в командование полк, квартировавший в районе, позже названном Лефортово, тогда же именовавшийся Солдатской слободой. Для военных была возведена новая деревянная церковь на месте ветшающей Никольской. Полагают, что закладка ее состоялась в 1698 г. Возможно, что у Лефорта были планы возвести каменное здание, но исполнить их он не успел, так как через год (1699 г.) скончался. Дело это завершил Петр I в 1711 г., уже не только для военных, но также как память о друге.

Новую церковь освятили посвятили первоверховным Апостолам, ведь св. Петр – небесный покровитель самого царя. Приделы посвятили ап. Иоанну Богослову и прп. Сергию Радонежскому.

Один из немногих, Петропавловский не закрывался во время гонений советских лет. Поэтому здесь находятся многие иконы из закрытых церквей города, а также сохранены святыни, издавна принадлежавшие общине.

Сейчас здесь совершают служение шесть священников, два протодиакона. Действует воскресная школа, ведется социальная работа.

История

Строительство храма неразрывно связано с древним преданием. Когда-то в этих местах находился монастырь. В 1608-1610 годах он был осажден польско-литовским войском, христиане оказались без пропитания и дров. Осада продолжалась долгие 16 месяцев. Некоторым монахам удавалось пробраться в ближайший лес, чтобы раздобыть топливо. Многие из них погибали. У стен монастыря шли кровопролитные бои, унесшие жизни множества крестьян. Об этом месте говорили, что оно «окроплено христианскою кровию яко дождевыми каплями».

В 1654 году в честь безвинно павших христиан на этом месте решили построить храм Воскресения Христова. Разрешение на строительство было подписано государем того времени Алексеем Михайловичем, благословение дал патриарх Никон. В 1775 году здание храма заменили на новое, так как оно сильно обветшало.

Кирпичное здание храма Петра и Павла, простоявшее до наших лет, выросло в конце 1810 года. Строительство однобашенной церкви с колокольней и трапезной было завершено в 1818 году. В 1820 году состоялась церемония освящения. Впоследствии территорию храма обнесли кирпичной оградой. В начале XX века храм изменил свой облик. Стены здания покрыли цементной штукатуркой, а с западной стороны пристроили крытую паперть.

Здание храма имеет четкую правильную форму. С трех сторон к нему пристроены низкие полукруглые апсиды. Фронтоны фасадов имеют треугольную форму. Полукруглый свод завершается круглым барабаном. Небольшая головка в форме луковички на изящной шейке завершает крышу храма. С боковой стороны к храму пристроена трапезная. Входы в нее сделаны в виде арочных пролетов. Три яруса колокольни имеют разный размер, убывая снизу вверх.

С приходом советской власти был наложен запрет на богослужения, и они проводились крайне редко. В 1930 году церковь полностью закрыли. Храм остался бесхозным и стоял в запустении. Отсутствие пригляда и ухода за зданием неблагоприятно сказалось на его состоянии, и оно начало постепенно разрушаться. Кирпичную ограду разобрали для обустройства рынка, находящегося неподалеку. В 50-х годах была разрушена колокольня, целым остался только нижний ярус.

Уже в 50-е гг 20 века произошло возвращение храма Петра и Павла верующим. Церковь получила статус подворья Троицко-Сергиевской Лавры и началась его реставрация, продолжающаяся по сей день. Церковь восстанавливали по сохранившимся чертежам и фотографиям, сделанным в начале XX века. К сожалению, внутреннее убранство храма очень сильно пострадало в советские годы. Иконостас не удалось сохранить. Многим ценителям старины не нравится, что взамен утраченных деревянных, в соборе установили пластиковые окна и двери.

Внутреннее убранство

Лютеранская религия исповедует скромность и простоту, однако внутреннее убранство собора не отличается аскетизмом. Тут есть на что посмотреть. Подвесная кафедра священника, престольная часть и балдахин выполнены в стиле барокко из светлой древесины ценных пород и декорированы искусной резьбой.

Скамьи для прихожан располагаются рядами вдоль расписных колонн. Своды оформлены кессонами. На окнах цветные витражи, иллюстрирующие лики святых и библейские сцены. На стене висят витрины со сменными цифрами, на которых указывается номер исполняемых песнопений, хоралов и гимнов.

Отдельного внимания заслуживает соборный орган «Вильгельм Зауэр», привезенный сюда из другой церкви в начале XX века. Четвертый орган собора и один из старейших инструментов страны.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector