Церковь феодора стратилата на антиохийском подворье в москве
Содержание:
Квартира на Фрунзенской набережной
Актер и режиссер Олег Меньшиков, прославившийся на всю страну ролью Андрея Толстого в фильме «Сибирский цирюльник», родился в ближнем Подмосковье, в городе Серпухове. Вскоре после рождения сына родители мальчика – военный инженер и врач-невропатолог – переехали в Москву, получив квартиру в новой «хрущевке».
Кирпичная «сталинка», которую выбрал для себя Олег Меньшиков, расположена на Фрунзенской набережной. Дом известен тем, что в разные годы в нем жили сын генсека Иосифа Сталина Василий, советские партийные деятели и космонавты. Сейчас среди соседей Меньшикова числятся актеры Дмитрий Певцов с женой Ольгой Дроздовой, Лев Дуров и другие.
Обаятельный актер, любимец женщин, женат во второй раз. В квартире площадью 171 квадратный метр, расположенной на третьем этаже, Олег Меньшиков живет вместе с женой Анастасией Черновой и двумя сыновьями: Максимилианом, который родился в 2006 году, и Тимуром, появившимся на свет в 2007-м.
Первой женой Олега Меньшикова была экономист Дарья Поверенова (не путать с актрисой Дарьей Поверенновой). От первого брака у режиссера и преподавателя ГИТИСА (в 2020 году Меньшиков набрал свою первую мастерскую в этом вузе) есть взрослый сын Руслан, который в 2019 году уже отмечает свое английское совершеннолетие: 21 год.
Интерьер кабинета с темно-сиреневыми шторами в сети часто называют домашним, но помещение расположено не в квартире артиста, а на его работе.
Не выкладывает фотографии интерьеров квартиры Олег Меньшиков и в Инстаграм. Режиссер театра им. Ермоловой серьезный человек: в его Инстаграм только копии видео из собственного канала на Ютуб, где Меньшиков берет интервью у звезд (у Аллы Пугачевой, Данилы Козловского, Федора Конюхова и других).
Как удалось выведать журналистам у соседей, побывавших у Меньшиковых дома, окна квартиры супругов выходят во двор. Спальня у Меньшиковых звукоизолированная, а зал и кухня с баром объединены в одно помещение. В квартире есть фортепиано: его звуки часто слышны соседям.
В каком стиле построен храм?
Таким образом, ознакомившись с историей, необходимо также и узнать, в каком же стиле построена церковь. Меншикова башня представляет собой настоящий образец «петровского барокко». Также считается, что этот храм — один из самых ранних образцов такого стиля, сохранившихся в Москве. Стоит разобраться, каковы же отличительные черты этого стиля, а также в чем состоит его особенность.
В основном этот термин относится к архитектурному стилю, который был одобрен Петром I. Множество примеров можно увидеть в Санкт-Петербурге, где это решение активно использовалось при постройке зданий различного назначения. Стоит отметить и временные рамки — примерно с 1697 по 1730 гг.
Этот стиль в основном базировался на основе образцов немецкой, голландской и шведской архитектуры. чаще всего можно отличить по некоторым характерным чертам, например таким, как простое исполнение объемных элементов, четкие линии. В этом стиле, в отличие от других направлений барокко, была разорвана связь с классическим византийским стилем. Это очень важный момент, поскольку такая традиция существовала в русской архитектуре более 700 лет.
Масонские знаки
Через пятьдесят лет Гаврила Измайлов, влиятельный московский вельможа и масон (по слухам), решил отреставрировать церковь. Он сделал большие пожертвования, но полностью облик церкви восстанавливать не стали. Два деревянных верхних яруса и шпиль с ангелом остались только в памяти и проектах. Реставрировали только каменные четыре яруса, теперь башня Меньшикова венчалась высокой золоченой шишкой.
По будоражавшим Москву слухам, в храме проводились тайные собрания и службы масонов. Косвенным подтверждением тому служили появившиеся на стенах церкви, по приказу щедрого мецената Измайлова, знаки и символы, принадлежавшие масонскому ордену. К этому моменту многие уже забыли, что это была за церковь, Меньшикова башня – так называли ее жители. Когда масонов уличили в измене Родине и многих посадили, собрания прекратились, но символы, надписи и знаки еще долго красовались на стенах здания.
Меншикова башня сегодня
На сегодняшний день церковь Архангела Гавриила — Меншикова башня (год постройки 1707) — одна из самых красивых в Москве. Не все храмы могут похвастаться таким количеством украшений снаружи.
Над главным входом в здание находится изумительное изображение Вознесения Христова.
Всюду — на колоннах, прямоугольных пилястрах, даже между окнами — размещены скульптуры, каменные цветы и другие великолепные украшения, сделавшие здание бесподобным произведением искусства.
Стены храма украшены сюжетной живописью.
На карнизах и картушах искусно изображены херувимы. Трапезную украшают кариатиды, а над картушами — мастерски исполненные горельефы ангелов.
Внутренняя архитектура церкви, её интерьер, несмотря на все пережитые превратности судьбы, как до пожара, так и после кардинально не изменилась: обходные галереи, изумительной красоты балкон над прекрасным иконостасом, всевозможные необычно обыгранные выступы.
Ранее внутренний интерьер храма украшали декоративные скульптуры, что весьма необычно выглядело для православной церкви.
Внутри на стенах, на потолке изобильно присутствовали скульптурные композиции.
В наши дни тоже осталось кое-что, напоминающее прошлые интерьеры. Но сейчас это все выглядит более скромно, без особых изысков.
Под высоченным куполом — роспись с христианскими персонажами. Стены и окна наверху тоже отделаны скульптурными орнаментами.
В одном из рядов прекрасного иконостаса в красивой серебряной ризе находится Образ Святого Архангела Гавриила.
С левой стороны от Царских Врат расположена ещё одна храмовая святыня — икона Божией Матери «Благодатное Небо».
Кроме того, в церкви свято хранятся и почитаются и другие иконы: святого Спиридона Тримифунтского с частичкой его знаменитого ботиночка, список Образа Божьей Матери «Всецарица», икона Рафаила — Бруклинского епископа — с частицей мощей святого и многие другие. В алтаре хранится ещё одна реликвия. Это икона священномученика Ипатия, содержащая частичку его мощей. Она была доставлена сюда из разрушенного храма Гангрского. Там во второй половине 19- в начале 20 века также размещалось Антиохийское подворье.
Пожар и запустение
В 1723 году в храме случился пожар, прямо в шпиль ударила молния. Пламя вспыхнуло быстро и распространялось от верхних деревянных ярусов. Подгоревшие дубовые крепления обрушились и упали внутрь строения вместе со всеми колоколами. В это время в храме были люди, спасавшие ценную церковную утварь и иконы, многие получили увечья, а кто-то умер от полученных ран. Икона Полоцкой Божией Матери осталась цела, за что миряне благодарили Бога и провидение.
Любопытен тот факт, что новая церковь (Меньшикова башня) к тому моменту так и не была освящена, поскольку работы не завершились, но у князя были дела поважнее. На протяжении многих лет храм ветшал, архитектор Зарудный писал князю письма о состоянии церкви, где указывал, что стропила прогнили, часовой механизм не работает, и витает в помещении запустение.
По смерти Петра I светлейший князь Меньшиков впал в немилость. Во время болезни потребовал привезти в Петербургское имение чудотворную икону в надежде вымолить выздоровление. Но в дальнейшем его отправили в ссылку, след иконы потерялся, а Меньшикова башня в Москве пришла в полное запустение.
Смотреть галерею
Документы, литература
- DACL. Vol. 6. Col. 10-29.
- BiblSS. Vol. 5. Col. 1326-1336.
- Вздорнов Г. И. Σύναξις τῶν ἀρχαγγέλων // ВВ. 1971. Т. 32 (57). С. 157-183.
- LCI. Bd. 1. Sp. 674-682; Bd. 2. Sp. 76-77.
- Габелић С. Циклус арханђела у византиjскоj уметности. Београд, 1991.
- Габелић С. Поствизантиjски циклус арханђела на примерима из Мораче, Кучевишта, Сараjева и Трнова // Поствизантиjска уметност на Балкану. Нови Сад, 2003. Т. 1. С. 35-47.
- Gabelich S. Cycles of the Archangels in Byzantine and Postbyzantine art: 11th to 18th cent. Belgrade, 2004.
- Ελληνική Τέχνη: Βυζαντινές εικόνες. Афины, 1995. Σ. 86. Εικ. 65.
- Бенчев И. Иконы ангелов: образы небесных посланников. М., 2005. С. 96-99, 118, 148.
Архангел Гавриил. Икона на холсте Ирины Ямасита, 1894 г. Саппорский Преображенский храм. |
Ин кондак, глас 2
На небесех зр Божию слaвy и на земли с высоты пода благодать, начальниче Ангелов, мудре Гаврииле, Божи славы служитeлю и мира Божественный поборниче, спасай, соблюдай вопиющи ти: сам буди помощник и никтоже на ны (3/26 июля; Собор Архангела Гавриила).
Меньшиков начинает и не заканчивает
Фаворит Петра I, Александр Меньшиков, в 1699 году приобрел в Мясницкой слободе имение. Благодаря активному характеру, желанию облагодетельствовать приход и подкрепив свое рвение деньгами, князь Меньшиков резво взялся обустраивать Гаврииловскую церковь, прихожанином которой он стал. Первое пожертвование пошло на ремонт храма, и с 1701 до 1703 года церковь была значительно облагорожена, но случай и фортуна князя Меньшикова дали толчок новому строительству.
В этот период царь отрядил князя с военным заданием, которое было ознаменовано победой. Кроме почестей Меньшиков привез из похода знаменитейшую, чудотворную икону Полоцкой Божией Матери. По легендам, икона принадлежала кисти апостола Луки. Для такой святыни князь Александр Меньшиков решил из простого церковного прихода сделать великолепную церковь, венцом которой и станет чудотворный образ. А потому ровно через год после ремонта Гаврииловскую церковь разрушили до основания и на ее фундаменте стали возводить новую.
Антиохийское подворье на территории двух московских храмов
Впервые подворье появилось в середине 19 века. После государственного переворота 1917 года, оно утратило свое существование. Возродилось при Патриархе Московском и Всея Руси Алексие І, в 1948 году.
Антиохийское подворье расположено на территории церквей Архангела Гавриила и во имя Федора Стратилата.
Основной храм Антиохийского подворья в честь Архангела Гавриила
Второй храм Антиохийского подворья, в честь великомученика Феодора Стратилата
Настоятель Антиохийского подворья в Москве
Настоятель обоих храмов — Епископ Филиппопольский Нифон (Сайкали).
Епископ Филиппопольский Нифон — представитель Патриарха Великой Антиохии и всего Востока при Патриархе Московском и всея Руси
Епископ Нифон, — один из известных и любимых москвичами архиереев.
Он с 1977 года несет послушание настоятеля подворья, искренне и пламенно проповедует православную веру.
1977
с этого года Епископ Нифон служит настоятелем Антиохийского подворья
В те непростые года, благодаря архипастырю, на территории Антиохийского подворья крестили и венчали без паспорта и других документов, которых требовала светская власть.
Епископ соединяет в себе традиции древней Антиохийской и Русской Церквей. Он живой свидетель любви между этими Церквями.
Храм Архангела Гавриила — исторический архитектурный памятник
70 лет этот красивейший храм Москвы — главный собор Антиохийского подворья.
На этом месте в 1551 году построена деревянная церковь. Каменный храм возвели через 100 лет.
1551
в этом году на месте территории подворья возведен первый деревянный храм
Храм, имеющий современный вид, построен в 1707 году по проекту архитектора И.П. Запрудного. Заказал строительство А.Д. Меньшиков.
Церковь стала самым высоким зданием, высотой 81 метр. Здание приобрело второе название «Меньшикова башня».
Древняя фреска с изображением храма Архангела Гавриила в Москве, родоначальник Антиохийского подворья
В 1723 году, в результате попадания молнии, дубовый шпиль сгорел, и в течении 140 лет храм не действовал. Его отреставрировали, и возобновили службы в 1863 году.
Храм обильно украшен скульптурным декором, придающим воздушность и красоту. Эта сюжетная скульптура на евангельские темы применена впервые в московской традиции храмовой архитектуры.
Скульптурные композиции стиля западного барокко, украшающие храм Архангела Гавриила Антиохийского подворья
Трижды в год, — 21 ноября, 8 апреля и 26 июля празднуется Собор Архангела Гавриила. В этот праздник в храме проходят торжества, которые возглавляют архиереи Русской Православной Церкви. На подворье в этот день служится праздничная Божественная литургия.
Богослужения в храме проходят ежедневно. Расписание публикуется на сайте vk.com, в группе «Антиохийское подворье в Москве».
Храм великомученика Федора Стратилата
Церковь Феодора Стратилата в Москве построена в 1782 — 1806 годах. Она возведена во дворе архангела Гавриила как теплый храм. Построена архитектором И.В. Еготовым в стиле классицизма.
Память великомученика отмечается 21 июня и 21 февраля.
В 1869 году в храме соорудили предел в честь иконы Божией Матери «Нечаянная Радость». Прославление иконы совершается 14 мая и 22 декабря.
Каждое воскресенье вечером перед иконой «Нечаянная Радость» читается акафист.
В воскресенье и праздники в Антиохийском подворье совершаются архиерейские богослужения, возглавляемые настоятелем Епископом Нифоном.
Оставляя комментарий, Вы принимаете пользовательское соглашение
История
Первая церковь во имя архангела Гавриила на этом месте была впервые упомянута в записях переписи 1551 года. К 1657 она была перестроена в камне, и была увеличена в 1679. Двадцать лет позже влиятельный государственный деятель Александр Меншиков консолидировал земельные участки к югу от современных Чистых прудов. Церковь Архангела Гавриила стала домовой церковью его семьи, которая проживала в соседнем квартале с запада, на месте нынешнего Центрального почтамта
. Реконструкция первоначального вида башни, выполненная К. К. Лопяло
В 1701 году Меншиков отремонтировал старую церковь, а в 1704 году — приказал снести. Меншиков поручил общее руководство строительством Ивану Зарудному. Доменико Трезини, подчинённый Зарудного, был из европейских мастеров (из семей Fontana
,Rusco ,Ferrara и пр. из кантона Тичино), но через полгода он был отправлен в Санкт-Петербург. Новая церковь была структурно завершена к 1707 году, высота составила 81 метр и сравнилась с высотой колокольни Ивана Великого. Здание первоначально имело пять уровней с каменным (нефом, квадратную башню и три нижних восьмиугольных уровня; два верхних восьмиугольника были построены из дерева). В 1708 башня приобрела 50 колоколов и английский часовой механизм. Оно было увенчано 30-метровым шпилем с ангелом в форме флюгера. Первоначальное здание Меншиковой башни в Москве было богато украшено декоративной скульптурой, но большая её часть была утрачена в XVIII веке . В 1710 году Меншиков был назначен губернатором Санкт-Петербурга и бросил все свои московские проекты, забрав большинство мастеров с собой. Работа над интерьерами башни замедлилась; частные владения Меншикова внутри храма были перестроены в обычный алтарь
Юго-западный вход
В 1723 году в башню ударила молния, и пожар полностью уничтожил верхнюю деревянную часть с часами. Колокола упали, раздробив деревянные потолки и уничтожив интерьеры нефов (частично). Боковые алтари, однако, выжили и продолжают действовать в то время как главная башня стояла обезглавленной до 1773 года. В 1773—1779 башня была восстановлена масоном Г.З. Измайловым и приобрела свою нынешнюю форму: вместо воссоздания разрушенного верхнего восьмиугольника, новые архитекторы заменили его компактным, но сложным куполом в стиле барокко. Вазы по углам первого восьмиугольника, установленные в 1770-х, заменили собой утраченные статуи 1723 года; позднее вазы регулярно менялись, нынешние выполнены из бетона. Окна восьмиугольных сводов были заполнены кирпичом, что делает монтаж колоколов невозможным. С другой стороны, оригиналы скульптурной отделки этого периода были практически утрачены (современная скульптура состоит, в основном, из цементных копий
).
Здание использовалось для масонских собраний; восстановлено как храм в 1863 году, когда по распоряжению митрополита Филарета со стен были стерты масонские символы и изречения]. (По другим сведениям, в 1821 году Меншикова башня была причислена к почтовому ведомству и именовалась церковью Архангела Гавриила при Почтамте как летний (неотапливаемый) храм]). Трудами масона Ключарёва была построена меньшая (тёплая) неоклассическая церковь Феодора Стратилата (завершена в 1806), которая также используется как колокольня. Изданная в 1888 году книга «Москва съ ея святынями и священными достопримѣчательностям» утверждала: «В 1806 к церкви Архангела Гавриила была пристроена колокольня с приделом во имя Феодора Стратилата. В настоящее время только в этом приделе и совершается богослужение. Архангельская же церковь остаётся только как памятник времён Императора Петра.»]
Меншикова башня в 1882 году. Позднее церковь окружили зданиями со всех сторон
В самом конце XIX века почтамтское начальство отказалось от содержания церкви и она стала приходскою]. Храм был закрыт в 1930-е. Существующий иконостас перенесён из церкви Преображения в Преображенском, которая была разрушена в 1960-х годах; иконостас самой Меншиковой башни по благословению Патриарха Алексия I в 1969 году передали в Успенскую церковь города Махачкалы
Описание
До начала XVIII века на месте нынешней Меншиковой башни (она находится на Чистых прудах, в Телеграфном переулке) стояла небольшая трехшатровая церковь Архангела Гавриила, что на Чистых прудах ( «у Мясницких ворот»), построенная в XVII веке. В 1704 году прихожанином церкви был светлейший князь Александр Данилович Меншиков. Вернувшись из одного похода, он привез купленную им в Полоцке древнюю икону Богоматери, по преданию — написанную самим евангелистом Лукой, и пожелал для нее выстроить на месте старой церкви новый храм. Постройка его началась в 1704 году и закончилась спустя три года. В результате над городом поднялась башня, на полторы сажени (3,2 метра) превышавшая колокольню Ивана Великого. Это было легкое, кружевное, воздушное сооружение, подобного которому Москва еще не видела.
Существует легенда, что своенравный Меншиков, которого москвичи не любили за «худородство» и постоянно поминали ему пресловутые пироги, которыми он якобы торговал в молодости, хотел уязвить москвичей — возвести сооружение выше Ивана Великого, московской красы и гордости. Но Бог судил иначе — во-первых, как мы увидим, гордыня Меншикова была посрамлена, а во-вторых, москвичам новая церковь очень понравилась. Всего лишь за три года до того была закончена постройка Сухаревой башни. «Сухарева башня — невеста Ивана Великого, а Меншикова — ее сестра», — говорили в народе. Жители столицы гордились тремя московскими великанами.
Строил церковь архитектор И.П. Зарудный Зарудный Иван Петрович Русский архитектор, а также резчик, скульптор и живописец. Для построек Зарудного характерна переработка элементов русской архитектуры XVII в. в духе традиций европейского барокко…., известный мастер петровской эпохи, выходец с Украины. В 1690 году Зарудного прислал в Москву гетман Мазепа по делам церковного строительства на Украине, и архитектор остался в Москве. В 1701 году он был определен на службу именным указом царя, много работал в Москве и Петербурге, являясь как бы личным архитектором Петра I, и не состоял ни в каком ведомстве. Близким к Зарудному человеком был его земляк, бывший ректор Киевской духовной академии, митрополит Стефан Яворский — фактический глава Русской православной церкви при Петре I.
Церковь Архангела Гавриила — одно из самых оригинальных произведений русского зодчества начала XVIII века. Как считают, все ее архитектурные мотивы навеяны красотой русского резного иконостаса. «Что такое её архитектура, как не поэтический дифирамб зодчего красоте русского иконостаса? Здесь все — от иконостаса, начиная от тонких резных колонок портала и кончая малейшими деталями убора», — писал И. Грабарь.
Меншикова башня, на первый взгляд, имеющая мало общего с предшествующим русским зодчеством, на самом деле плоть от плоти его. По существу, это традиционный башенный храм «иже под колоколы». Он, правда, в большей степени наделен чертами новой архитектуры. Это прежде всего относится к его светскому, гражданскому облику. В этом выдающемся произведении, одном из самых замечательных памятников Москвы, западные влияния органически сплетены с чертами русской архитектуры, старинные национальные традиции оживают в новых идеях.
Меншикова башня оказала заметное влияние на архитектуру Петропавловского собора в Петербурге.
Первоначально башня была в четыре яруса и имела высоту 84,2 метра. До пожара 1723 года башня завершалась высоким шпилем, увенчанным флюгером в виде фигуры парящего ангела с крестом в руке. Такой она изображена на гравюре А. Зубова 1711 года, изображающей триумфальный въезд в Москву после Полтавской битвы Петра I с генералами, войском и многочисленными пленными.
Три верхних яруса были сквозными, и на них висели 50 колоколов. Тем самым церковь повторяла древний русский тип храма-колокольни. Для облегчения конструкции верхний ярус был сделан деревянным. На верхнем ярусе храма в 1708 году были поставлены часы с курантами, выписанные из Англии. Куранты отбивали час, полчаса и четверть часа, а в полдень все пятьдесят башенных колоколов в течение получаса звонили-переливались, теша слух горожан.
Башню украшало невиданное дотоле обилие каменной скульптуры. Гирлянды из цветов и фруктов, вазы, карнизы, — все это не только украшает башню, но и придает ей легкость при весьма немалых размерах. Над украшением церкви работали костромские и ярославские мастера, издавна прославившиеся как искусные резчики по камню. В работе принимала участие и артель резчиков из Южной Швейцарии, работавшая в Москве в начале века.
Кратко о жизни князя Меншикова
В конце 17 века князь Меншиков за 2 тысячи рублей приобрёл в районе Мясников участок земли и построил для себя роскошный дом.
Александр Данилович Меншиков — личность уникальная. Он жил более 3 веков назад, а мы до сих пор знаем (в разной степени, конечно), кто это был такой, и личность эта неизменно вызывает у нас определённую долю уважения.
Споры историков вокруг его имени не умолкают до сих пор. Родился он 6 (16) ноября 1673 года. Например, не выяснен до конца вопрос о его происхождении. По одной версии, он является выходцем из белорусских или литовских дворян. Другая легенда говорит о бедной семье, в которой родился будущий друг и советник Петра 1. И якобы в детстве он занимался тем, что ходил по улицам и продавал пирожки, когда работал у пекаря.
Ещё говорят, что он был безграмотным и совсем не умел писать. Это тоже неоднозначная и спорная версия. Но, как бы то ни было, доподлинно известно, что среди множества писем царю или кому-бы то ни было ещё нет ни одного документа, написанного собственной рукой графа. Так что, миф это или быль — не доказано до сих пор.
Исторические факты говорят о том, что в 14 лет он стал денщиком у Петра Первого, то есть, его слугой. Но, со временем, благодаря своему уму, смекалке и юмору смог стать другом царя и сделать блистательную карьеру.
Перечисление всех его регалий займёт много времени. Вот лишь некоторые из них: граф, князь Священной Римской империи, генералиссимус морских и сухопутных войск, адмирал, генерал-губернатор Санкт-Петербурга. Он принимал участие, практически, во всех крупных сражениях во времена Петра Первого как на суше, так и на море.
Александр Данилович лично участвовал во многих битвах Северной войны. Его отличала смелость, острый ум, интуиция и неиссякаемая энергия. Все эти качества, слитые в одном человеке, позволяли говорить о нём как о незаурядном полководце, прекрасном стратеге. Так, например, в битве под Полтавой под князем было убито наповал 3 лошади. Сам же Александр Данилович оставался невредим — сама судьба хранила этого человека.
В битвах на территории Польши он воевал вместе с другим сподвижником Петра Первого Яковом Брюсом. Они были очень похожи такими чертами характера как смелость, преданность царю и Отечеству и быстро стали друзьями.
Меншиков имел огромное влияние на Петра Великого, его слово при принятии важных государственных решений, было вторым после царя (а после его смерти и первым). Кроме того, будучи действительно верен царю и умея хранить тайны, он был верным другом и советником во всех личных делах Петра.
Нисколько не умаляя заслуг князя Меншикова, невозможно не сказать ещё об одной черте характера Александра Даниловича Меншикова. Он очень любил деньги. И не просто любил, а всеми способами старался приумножить личный капитал.
Кроме того, что он получал огромные суммы и подарки в виде земель, поместий и крепостных за участие в военных битвах, граф обманом приобретал земли, деревни, укрывал беглых крестьян и раскольников, собирая с них плату за своё молчание и проживание этих людей на своих землях.
И, конечно, злоупотребления властью и казнокрадство. Именно эти черты характера графа, в принципе, и явились причиной судебного разбирательства, начатые в 1715 году. По его итогам, у графа Меншикова было изъято 13 миллионов (!!!) рублей, вдобавок двести пудов золотой и серебряной посуды и другого имущества. Также огромное количество крепостных, участков земли и домов.
Дело о злоупотреблениях тянулось много лет. В 1727 году граф Меншиков был сослан в Сибирь, где, вскоре, и умер в возрасте 56 лет. Это произошло в 12 ноября (23 ноября по новому стилю) 1729 года.
И ещё хотелось бы отметить один нюанс
Обратите, пожалуйста, внимание: правильно писать и говорить именно Меншиков, а не Меньшиков. Уж, извините, но я знаю, что многие произносят эту знаменитую фамилию с мягким знаком
Это неверно. Откуда я это знаю? Скажу по секрету: сама так говорила некоторое время назад пока не стала копаться в этой очень интересной теме.