Джироламо савонарола

Обожание

Памятник Савонароле в Ферраре

Медаль с портретом Савонаролы работы Никколо Фьорентино , также называемого Спинелли, Никколо ди Форзоре

Евангелическая церковь в Германии почтили память Savonarolas как церкви на 23 мая в Евангелической Календарь имен . Августинцев Мартин Лютер писал в 1523 пролог к Савонарола Латинской издания Meditatio Пиа и др erudita H. Savonarolae папа exusti супер Psalmos Мизерере мэй, и др в те Domine speravi свят названием в Luther Савонаролы как «- — Савонарола написал в 1498 году в его плену Мужчина». В 1556 году лютеранский богослов Кириак Спангенберг впервые на немецком языке описал подробную историю жизни Савонаролы «Historia vom Leben, Lere und Tode Hieronymi Savonarole. Сгорел во Флоренце в 1498 году »и увидел в нем до-лютеранского реформатора.

В Римско — католической церкви, Папа Иоанн Павел II инициировал в процесс беатификации 23 мая 1998 года по наущению архиепископа Флоренции .

Воззрения

По своим политическим взглядам Савонарола был республиканцем, но он думал, что республика лишь тогда будет благом для Флоренции, когда граждане станут нравственнее: религиозное и нравственное очищение произведёт и политическую реформу. Савонарола указывал на несправедливое распределение налогов, нападал на богачей, говоря, что они «присваивают себе заработную плату простонародья, все доходы и налоги», а бедняки умирают с голода. Всякий излишек — смертный грех, так как он стоит жизней бедным.

Вся работа государственного переустройства Флоренции была выработана в проповедях Савонаролы и совершалась по его программе. По предложению Савонаролы были установлены Великий Совет и Совет восьмидесяти. 5 февраля  г., по предложению Савонаролы, великий совет заменил поземельный налог подоходным, в размере 10 %. Заёмщиков Савонарола освободил от уплаты долгов, а в апреле  г. основал заёмный банк, потребовав, чтобы в годовой срок выехали из Флоренции все ростовщики и менялы, бравшие по 32 с половиной процента.

Наконец Савонарола провозгласил синьором и королём Флоренции Иисуса Христа, сам же он был в глазах народа избранником Христа.

Политическим преобразованием Савонарола закончил лишь часть своей задачи; ему предстояло ещё нравственно возродить Флоренцию.

Уже в 1494 году заметна была перемена: флорентийцы постились, посещали церковь; женщины сняли с себя богатые уборы; на улицах вместо песен раздавались псалмы; читали только Библию; многие из знатных людей удалились в монастырь Сан-Марко.

Савонарола назначал проповеди в часы, когда были назначены балы или маскарады, и народ стекался к нему. С жестокостью обрушивался Савонарола на святотатцев, которым велел вырезать языки, на азартных игроков, которых наказывал огромными штрафами; развратников и содомитов он призывал сжигать заживо.

Однако проповедь — одно, а реальная судебная практика — совсем другое, её можно проследить по сохранившимся документам. Как правило, наказания ограничивались штрафами, а в наиболее тяжких случаях и для закоренелых преступников — телесными наказаниями или изгнанием из Флоренции. Фактов отрезания языка не известно. Была практика прокалывания языка святотатцам, такие случаи известны как до, так и после Савонаролы. Возможно, они были и при нём, но доподлинные случаи не установлены. Кроме того, при Савонароле был принят закон, предполагавший сожжение «содомитов». Однако за весь период руководства Савонаролы только трое «содомитов» были приговорены к смерти, из них двоим приговоры были заменены штрафами. Третий осуждённый имел также дурную славу вора и бандита и был казнён, скорее всего, по этой причине.

Савонарола с увлечением прибегал к шпионажу, который при нём заметно распространился во Флоренции. На стороне Савонаролы были люди из простонародья, партия «белых», которых называли «плаксами» (piagnoni).

статьи расходов

  • Лоренца Тромбони (ред.): Inter omnes Plato et Aristoteles: Gli appunti filosofici di Girolamo Savonarola. Fédération Internationale des Instituts d’Etudes Médiévales, Порту 2012, ISBN 978-2-503-54803-6 (критическое издание)
  • Мариан Мишель Мулшахи (Ред.): Джироламо Савонарола: Апологетические сочинения (= Библиотека эпохи Возрождения I Tatti. Том 68). Издательство Гарвардского университета, Кембридж (Массачусетс) 2015, ISBN 978-0-674-05498-1 (латинский текст и английский перевод семи букв Джироламо и его сочинений Apologeticum fratrum Congregationis Sancti Marci и De veritate prophetica Dyalogus )

Судьба его учения и память

Учение Савонаролы было оправдано Павлом IV, а в XVII в. в его честь был учреждён один из обрядов во время таинства ведения католической службы[прояснить]. В  г. Савонароле поставлен памятник в Ферраре; в то же время, статуя его, как одного из предшественников Реформации, входит в состав памятника Мартину Лютеру в Вормсе.

Оценка деятельности

В оценке значения деятельности Савонаролы мнения расходятся: одни (например, итальянский историк Паоло Луотто), идеализируя его честность, прямоту и широкие планы, видят в нём реформатора, обличавшего пороки церкви; другие (например, австрийский историк Людвиг фон Пастор) напоминают, что он жил средневековыми идеями, не создал новой церкви и был сторонником строгих католических догматов.

дальнейшее чтение

  • Strathern, Пол, Смерть во Флоренции: Медичи, Саванарола и битва за душу города эпохи Возрождения , (Pegasus, 2015)
  • Вайнштейн, Дональд «Савонарола — взлет и падение пророка эпохи Возрождения» (Нью-Хейвен, 2011) ISBN  978-0-300-11193-4
  • Далл’Аглио, Стефано, Савонарола и Савонаролизм (Торонто: Центр исследований Реформации и Возрождения. 2010).
  • Герциг, Тамар, Женщины Савонаролы: видения и реформы в Италии эпохи Возрождения (Чикаго: University of Chicago Press, 2008).
  • Мартинес, Лауро, Пожар в городе: Савонарола и борьба за душу эпохи Возрождения Флоренция (2006) ISBN  0-224-07252-8
  • Мейси, Патрик, песни костра: музыкальное наследие Савонаролы (Оксфорд, Clarendon Press, 1998).
  • Ридольфи, Роберто «Vita di Girolamo Savonarola» 6-е изд., Изд. А.Ф. Верде, Флоренция, 1997 г.).
  • Полиццотто, Лоренцо, Избранная нация: движение Савонаролы во Флоренции 1494–1545 (Оксфорд, 1994)
  • Вайнштейн, Дональд и Хотчкисс, Валери Р., ред. Джироламо Савонарола Благочестие, пророчество и политика в эпоху Возрождения Флорентийский каталог выставки (Даллас, библиотека Бридвелла, 1994).
  • Ловинский, Эдвард Э., Музыка в культуре Возрождения и другие очерки (University of Chicago Press, 1989).
  • Мельцов, Стэнли, Боттичелли, Синьорелли и Савонарола (Флоренция, 1987)
  • Стейнберг, Рональд М., фра Джироламо Савонарола, флорентийское искусство и историография эпохи Возрождения (Афины, Огайо, 1977)
  • Рёдер, Ральф Эдмунд Леклерк «Человек эпохи Возрождения: четыре законодателя, Саванарола, Макиавелли, Кастильоне, Аретино», Viking Press, 1933.

Работает

Составленные как на латыни, так и на итальянском языке, они разнообразны:

  • несколько стихов;
  • трактат по поэтике;
  • политический трактат: Trattato около il reggimento e Governo della città di Firenze (1498);
  • тексты, призывающие к религиозной реформе, такие как: Compendio delle rivelazioni (1495) и Dialogo della verità profetica (1497);
  • такие проповеди, как: Prediche italiane ai Fiorentini (1495);
  • Проповеди о сверхъестественных числах Архам Ноэ . Венеция , Пьетро де Николини да Сабио и Франческо и Микеле Трамезино, 1536 год . Эти проповеди были внимательно изучены его слушателями и будут опубликованы братьями Трамезинес в Венеции , одной из первых издательских компаний.
  • Инфеликс эго и Тристиция наблюдали за мной (незаконченный), его последние сочинения в тюрьме перед казнью, комментарии к псалмам

Индивидуальные доказательства

  1. две дочери и пятеро сыновей
  2. Фридрих Карл Мейер: Джироламо Савонарола: от большого th. рукописный Показанные источники: с портретом и факсимиле рукописи Савонаролы. Г. Реймер, Берлин, 1836 г., стр.11.
  3. Эрнст Пайпер: Савонарола: Пророк диктатуры Бога. Buch & Media, Мюнхен, 2009 г., ISBN 3-8690-6969-4 , стр. 13
  4. Оливер Бернхардт: Форма и история Савонаролы в немецкоязычной литературе: от раннего Нового времени до наших дней. Königshausen & Neumann, Würzburg 2016, ISBN 3-82605-903-4 , стр. 62–71.
  5. Оливер Бернхардт: Форма и история Савонаролы в немецкоязычной литературе: от раннего Нового времени до наших дней. Königshausen & Neumann, Вюрцбург, 2016 г., ISBN 3-82605-903-4 , стр. 71
  6. Ганс Дитер Меннель: Психопатология и анализ времени в романе Томаса Манна «Зауберберг». В кн . : Медицинские исторические сообщения. Журнал по истории науки и специализированных прозаических исследований. Том 36/37, 2017/2018 (2021), стр. 199–220, здесь: стр. 204.
личные данные
ФАМИЛИЯ Савонарола, Джироламо
АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ ИМЕНА Савонарола, Иероним; Савонарола, Джироламо Мария Франческо Маттео
КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ Итальянский доминиканский и покаянный проповедник
ДАТА РОЖДЕНИЯ 21 сентября 1452 г.
МЕСТО РОЖДЕНИЯ Феррара , Италия
ДАТА СМЕРТИ 23 мая 1498 г.
МЕСТО СМЕРТИ Флоренция

Литература

  • Алтаев Ал. Костры покаяния. — М.: Композитор, 1993. — 126 с. — ISBN 5-85285-426-3.
  • Паскуале Виллари. Джироламо Савонарола и его время. — М.: АСТ: Астель, 2004. — 832 с. — ISBN 5-17-024915-2.
  • Осокин Н. А. Савонарола и Флоренция. — Казань: Типография Казанского университета, 1865.
  • Петров M. H. «Савонарола» (в «Очерках»)
  • Хорст Херманн. Савонарола: Еретик из Сан-Марко. — М.: Прогресс, 1982. — 296 с.
  • Ченти Тито С. Джироламо Савонарола. Жизнеописание. Молитвы из темницы. — М.: Изд. Францисканцев, 1998. — 271 с. — ISBN 5-89208-013-7.
  • Шеллер А. К. Савонарола. Его жизнь и общественная деятельность. — СПб.: Общественная польза, 1893. — 78 с.
  • Karl Hase. Kirchengeschichte auf der Grundlage akademischer Vorlesungen. — Leipzig: Breitkopf und Hartel, 1897.
  • A. G. Rudelbach, «Hieronymus Savonarola und seine Zeit» (Гамб., 1835)
  • Donald Weinstein. Savonarola The Rise and Fall of a Renaissance Prophet (англ.). — New Haven & London: Yale University Press, 2011. — 400 p. — ISBN 978-0-300-11193-4.
  • F. K. Meier, «Girolamo S.» (Берл., 1836); K. Hase, «Neue Propheten» (Лпц., 1851, 1860)
  • F. T. Perren, «Jérôme S., sa vie, ses prédications, sesécrits» (Пар., 1853)
  • Madden R. R., «The life and martyrdom of Girolamo S.» (Л., 1854)
  • С. Sickinger, «S., sein Leben und seine Zeit» (Вюрцбург, 1877)
  • K. Clarck, «S., his life and times» (Л., 1878)
  • Aquarone, «Vita di Fra Jeronimo S.» (Алесс., 1857)
  • A. Cappeli, «Fra Girol. S.» (Модена, 1869)

Савонарола в литературе

По словам Никколо Макиавелли , который по просьбе флорентийского посланника в Риме Риккардо Бекки слушал последние и крамольные проповеди Савонаролы 1 и 2 марта 1498 года в Сан-Марко, Савонарола проповедовал иконоборчество и подстрекал детей, которые были ее детьми. Родители должны осудить его, в чем он проявил такое демагогическое рвение, что Макиавелли, считавшийся весьма терпимым, обвинил его в религиозно-идеалистическом заблуждении. Кроме того, в более поздних работах Савонаролы Макиавелли не видел смысла уничтожать красивые и ценные вещи, а только разрушительные. Решение вести благочестивую жизнь в бедности — это ответственность только каждого верующего и не оправдывает никаких посягательств на сограждан или их собственность. Огромный огонь тщеславия приводит только к чрезмерной зависти и негодованию. Кроме того, Савонарола недоступен для модерирующего «голоса разума» — светского или церковного. Экстремистский произвол в его учении (например, заявление о том, что обладание красивыми вещами автоматически «ухудшается») и мотивированные этим нападения в конечном итоге привели к падению Савонаролы.

Иоганн Вольфганг фон Гете счел его «мрачным фантастическим чудовищем» . Джон Стюарт Милль видел в Савонароле предшественника Реформации , которая, как прежде, как Арнольд фон Брешиа и Фра Дольчино , потерпела неудачу. Для Джузеппе Мадзини, с другой стороны, Савонарола был одновременно реформатором и политическим революционером, который тем самым отличался от Лютера. В 1837 году была опубликована эпическая поэма Николауса Ленау « Савонарола» , в которой религиозный деятель изображен как поборник правильной веры и представитель духовного враждебного мира. В эпическом историческом романе Джорджа Элиота « Ромола » , опубликованном в 1862-63 гг., Савонарола — один из двух главных мужских персонажей; на сегодняшний день это наиболее обширное изображение Савонаролы в художественной литературе . По словам Томаса Манна , интерес к нему до 1900 года фигура Савонаролы был литературным косвенно в его раннем рассказе « Гладиус Деи» (1902) и непосредственно в его единственной пьесе « Обработка Фиоренца» (1905). Композитор Фердинанд Пфоль написал симфоническую поэму Савонарола.

Савонарола упоминаются в романах Борджиа по Клабунду и кукловодам по Tanja Кинкель в лабиринте Неслыханной Любви по Габриэле GÖBEL в The Fall из Каих и в историческом романе Мы Соль Флоренции по Тильманому Röhrig . Сара Дюнан также описывает эффекты работы Савонаролы в своем романе «Знак Венеры» . Савонарола также появляется как (второстепенный) антагонист в компьютерной игре Assassin’s Creed II , действие которой происходит при его жизни. В криминальном романе Клаудио Пальери « Доменика нера» (немецкое название: « Нет эспрессо для комиссарио Лучани» ), опубликованном в 2005 году, «Савонарола» — одно из прозвищ худощавого, атлетичного и аскетичного главного героя.

Пророк

Иллюстрация из Compendio di revelatione , 1496 г., Савонарола

Савонарола проповедовал по Первому посланию Иоанна и по Книге Откровения , собрав такие большие толпы людей, что в конце концов он перебрался в Собор. Не называя имен, он четко намекал на тиранов, узурпировавших свободу людей, и критиковал их союзников, богатых и могущественных, которые пренебрегали и эксплуатировали бедных. Жаловавшись на порочную жизнь коррумпированного духовенства, он теперь призывал к покаянию и обновлению до прихода божественного бедствия. Насмешники называли его взволнованным фанатиком и «проповедником отчаявшихся» и насмехались над его растущей группой последователей, называя его Пьяньони — «Плакальщики» или «Уэйлерсы» — эпитет, который они приняли. В 1492 году Савонарола предупредил о «Мече Господа над землей быстро и скоро» и предвидел ужасные бедствия для Рима. Примерно в 1493 году (эти проповеди не сохранились) он начал пророчествовать, что Новый Кир идет через горы, чтобы начать обновление Церкви.

В сентябре 1494 года король Франции Карл VIII пересек Альпы с грозной армией, ввергнув Италию в политический хаос. Многие считали прибытие короля Карла доказательством пророческого дара Савонаролы. Карл, однако, двинулся на Флоренцию, разграбив тосканские цитадели и пригрозив наказать город за отказ поддержать его экспедицию. Когда население вышло на улицы, чтобы изгнать Пьеро Несчастного , сына и преемника Лоренцо Медичи, Савонарола возглавил делегацию в лагерь французского короля в середине ноября 1494 года. Он настаивал на том, чтобы Карл пощадил Флоренцию, и повелел ему взяться за дело. его божественно назначенная роль реформатора Церкви. После короткой, напряженной оккупации города и еще одного вмешательства фра Джироламо (а также обещания огромной субсидии) французы возобновили свое путешествие на юг 28 ноября 1494 года. Савонарола теперь заявил, что, отвечая на его призыв к покаянию, флорентийцы начали строить новый ковчег Ноя, который спас их от вод божественного потопа. Еще более сенсационным было сообщение в его проповеди от 10 декабря:

Эта поразительная гарантия могла быть намеком на традиционный патриотический миф о Флоренции как новом Риме, с которым Савонарола столкнулся бы в своих чтениях по флорентийской истории. В любом случае, он включал в себя как светскую власть, так и духовное руководство.

Споры

Актуальность данного раздела ставится под сомнение. Внимательно изучите его содержимое. или обсудите это . (Февраль 2008 г.)

Политический аспект

Революционер, Савонарола был признан виновным в государственной измене городу Флоренции . Увидев во вторжении Карла VIII волю Бога наказать виновную Италию, он вручил ему ключи от города, воспользовавшись этим вторжением, чтобы свергнуть Петра Медичи. Со своей стороны, Карл VIII оставил Савонаролу хозяином Флоренции в обмен на его поддержку, которая должна была способствовать завоеванию королем Франции всего итальянского полуострова. Эти элементы помогают определить влияние пророчества Савонаролы на меч Кира, поскольку он сам внес непосредственный вклад в его исполнение.

Теократия, установленная Савонаролой, представляла собой своего рода «полицейское государство». Савонарола спонсировал ополчение для проверки того, что граждане являются хорошими христианами в своей частной жизни: эта новая полиция имела полномочия неожиданно вводить частных лиц, чтобы убедиться, что их поведение исправлено.

Протестантские взгляды

В собственном смысле Савонарола «протестовал» публично и решительно против беспорядков папства и высшего духовенства: «Папы и прелаты осуждают тщеславие и амбиции, в которых они погрязли до шеи. Они проповедуют целомудрие, но у них есть любовницы! Они думают только о земных благах и не имеют ничего общего с духовным. «

Статуя Савонаролы стоит сегодня в Вормсе , важном городе в истории протестантизма , у подножия памятника Лютеру с надписью: «В Савонароле, предшественнике Реформации  ». Савонарола — важная фигура в нескольких протестантских традициях

Баптистский пастор Чарльз Сперджен в своей работе 1869 г. , говорится, что он был пророком:

  • его пророчество о мече Кира не было понято никем, когда он его произнес. В городе царил мир, и флорентийцы объединились. Но когда король Франции прибыл со своей армией из 60 000 человек, вошел во Флоренцию и взял Неаполь, люди поняли послание монаха. Затем Медичи были изгнаны;
  • Савонарола предсказал, что Папа, Король Неаполя и Лоран Медичи все умрут в течение года по божественной воле и из-за разложения Италии. Фактически, Лоран умер в 1492 году, Александр VI — в 1503 году (как и сын Лорана, Пьер II де Медичис ), король Неаполя — в 1504 году;
  • примерно через восемнадцать месяцев после смерти Лорана и его отказа дать Флоренции свободу Карл VIII вторгся в Италию и разграбил Неаполь, как и предсказывал Савонарола;
  • Савонарола в начале своего правления (1494 г.) предсказал, что он будет править еще восемь лет и что он умрет мученической смертью. Он правил всего четыре года, но на самом деле умер, замученный на площади Синьории.

Католические взгляды

Савонарола считается виновным в призыве к расколу . Теократический режим, установленный во Флоренции Савонаролой, противоречит формальному различию, которое католическая религия устанавливает между светской властью и духовной властью, как это определено Фомой Аквинским ( Комментарий к приговорам , II, 44, 2).

Однако отец Анри-Доминик Лакордер считал его превосходным доминиканцем, чья «добродетель и слава поднялись выше, чем пламя костра», и охотно цитировал Папу Павла III, который «считал подозреваемым в ереси любого , кто осмеливался обвинить Савонароля», или Филиппа Нери, который придерживался его портрет в его комнате. Точно так же в 1906 году дом Анри Леклерк , бенедиктинский монах Сен-Мишель де Фарнборо, писал: «В наши дни празднование столетия Савонаролы собрало вместе его почитателей — возможно, его приверженцев — кардиналов Парокки, Селезию, Свампу, Бауса, Галеати, Альярди, Капечелатро и архиепископы Колосси, Таранто, епископы Монтепульчано, Сан-Миниато, Нарни, Баннореа, Кьюзи, Риети, Колле, Сансеверо, Телере Черрето, Совано, Масса и Теодориополиса. «

«  Пий VI постоянно отказывался признать еретиками произведения фра Джироламо. Наконец, Бенедикт XIV восхвалял чистоту его манер, яркость его добродетелей, рвение, которое пожирало его ради дома Божьего; он не побоялся сказать, что смерть этого великого человека доказала его миссию и что он запечатал своей кровью истинность своих пророчеств. Он пошел дальше и вписал имя Савонарола в каталог святых, благословенных и почтенных слуг Бога, прославленных своей святостью. » (Проспер Ламбертини)

Образ в культуре

В литературе

  • Упоминается в шестой главе трактата «Государь» Никколо Макиавелли. Макиавелли противопоставляет Савонаролу другим пророкам: «Моисей, Кир, Ромул и Тезей, будь они безоружны, не могли бы добиться длительного соблюдения данных ими законов. Как оно и случилось в наши дни с фра Джироламо Савонаролой: введённые им порядки рухнули, как только толпа перестала в них верить, у него же не было средств утвердить в вере тех, кто ещё верил ему, и принудить к ней тех, кто уже не верил».
  • Фанатичный и очень набожный священник Савонарола фигурирует в некоторых произведениях цикла Гая Юлия Орловского «Ричард Длинные Руки».
  • Деятельность Савонаролы во Флоренции, его размолвка с папой, отлучение от церкви и казнь описаны в романе Дмитрия Мережковского «Воскресшие боги. Леонардо да Винчи» (второй части трилогии «Христос и Антихрист»).
  • Савонарола является персонажем поэмы «Савонарола» австрийского поэта Николауса Ленау.
  • Савонарола является историческим прототипом Его Воробейшества в серии романов Джорджа Р. Р. Мартина «Песнь Льда и Огня».
  • Савонарола является персонажем одноименной поэмы русского поэта 19 века А. Н. Майкова.

В театре

В 1904 году Томас Манн написал пьесу «Фьоренца», в которой одним из главных действующих лиц выступает Джироламо Савонарола.

В музыке

  • Савонарола упоминается в песне «Дети Савонаролы» группы «Margenta».
  • Датский композитор Нильс Вигго Бентсон написал оперу «Савонарола» (Op. 500).
  • Савонарола упоминается в песне «Зимняя роза» группы «Аквариум».

В кино

  • В сериалах «Весна Микеланджело» Джерри Лондона и «Борджиа» Нила Джордана роль Савонаролы исполняет актёр Стивен Беркофф.
  • В сериале «Борджиа» Тома Фонтаны роль Савонаролы исполняет актёр Иэн Глен.
  • В 3 сезоне сериала «Великолепные Медичи» роль Савонаролы играет актёр Франческо Монтанари.
  • «Джироламо Савонарола» / Girolamo Savonarola (2011) — (реж. Алессандра Джиганте / Alessandra Gigante) — документальный фильм

В компьютерных играх

В видеоигре «Assassin’s Creed II» Савонарола является одним из антагонистов, пользуется «Частицей Эдема» для установления диктатуры во Флоренции. Убит во время своего сожжения Эцио Аудиторе да Фиренце скрытым клинком. Также косвенно упоминается в видеоигре Assassin’s Creed: Brotherhood.

Взлёт

Проповедь Савонаролы во Флоренции. (Ломтев Н. П., 1850-е годы)

В 1486 году Савонарола явился в Брешии уже опытным и отважным проповедником, резко бичевавшим людские пороки, властно призывавшим к покаянию и предвещавшим Италии Божьи кары за её грехи.

В это же время Савонарола познакомился в Реджио с Джованни Пико делла Мирандола, который стал его страстным последователем. Под влиянием Пико, Лоренцо Медичи вызвал Савонаролу из Генуи во Флоренцию (1490 год), и он снова занял кафедру учителя в Сан-Марко.

Монастырь быстро наполнился светскими слушателями; успех проповеди Савонаролы был необычайный, людям не хватало места. 1 августа 1490 года Савонарола произнёс знаменитую проповедь, где с неслыханной до него уверенностью высказал мысли о необходимости и близости обновления церкви, о том, что скоро Бог поразит своим гневом всю Италию.

Он утверждал, что, подобно ветхозаветным пророкам, передаёт лишь веления Божии, угрожал проклятием тому, кто не верит в его пророческое призвание, обличал испорченность нравов флорентийцев, не стесняясь в выборе выражений.

В своих вдохновенных проповедях Савонарола часто смешивал свои мысли с текстами Св. Писания, говоря в своё оправдание, что «слова эти недавно сошли с небес».

Его влияние усилилось благодаря исполнению некоторых его предсказаний — смерти папы Иннокентия, нашествию французского короля и др. Ласковое и сердечное обращение с братией сделали Савонаролу любимцем монастыря, и в 1491 году он был единогласно избран настоятелем Сан-Марко.

Он сразу поставил себя в независимое положение по отношению к Лоренцо Медичи, отказавшись явиться к нему с выражением почтения; Лоренцо пришлось уступить монаху.

Известна речь Савонаролы против роскоши женских нарядов, после которой все дамы перестали надевать в церковь украшения.

«Грехи Италии, — говорил он, — силой делают меня пророком». Народ верил в его пророчества; из его сочинений «Об истине пророчества» и «Об откровениях» видно, что он и сам был убеждён в своём Божественном призвании. Поэтому он смело и властно громил священников, проповедников, отцов и матерей, князей, граждан и купцов, крестьян и солдат, укоряя их в отступлении от правил истинной христианской жизни.

«Рим — это , — говорил он. — Вместо внушения народу основ христианского вероучения прелаты отдаются поэзии и красноречию. Вы найдёте в их руках Горация, Вергилия, Цицерона»… Ещё резче сделались угрозы Савонаролы, когда после смерти Лоренцо Медичи (1492) правителем Флоренции стал его безвольный и непопулярный сын, Пьеро ди Лоренцо Медичи, а папой был избран Александр VI Борджиа.

В 1493 году Савонарола принял приглашение прочитать проповеди на Великий пост, присланное из Болоньи. В некоторых работах (например, у Виллари), посвящённых жизни Джироламо Савонаролы, данный отъезд связан с изгнанием проповедника из Флоренции. В дальнейшей историографии это утверждение было подвергнуто критике.

Ранние годы

Фантастический портрет Джироламо Савонаролы работы Моретто да Брешиа , ок. 1524.

Савонарола родился 21 сентября 1452 года в Ферраре в семье Никколо ди Микеле и Елены. Его отец Никколо родился в Ферраре в семье выходцев из Падуи ; его мать, Елена, заявила о своем происхождении от Мантуанской семьи Бонакосси . У них с Никколо было семеро детей, из которых Джироламо был третьим. Его дед, Микеле Савонарола , известный и успешный врач и эрудит , курировал образование Джироламо. Семья накопила много денег благодаря медицинской практике Микеле.

После смерти своего деда в 1468 году Савонарола, возможно, посещал государственную школу Баттисты Гуарино, сына Гуарино да Верона , где он получил бы свое знакомство с классикой, а также с поэзией и сочинениями Петрарки , отца гуманизма эпохи Возрождения. . Получив степень в области искусств в Университете Феррары , он готовился к поступлению в медицинскую школу, следуя по стопам своего деда. Однако в какой-то момент он отказался от своих карьерных намерений.

В своих ранних стихах он выражает озабоченность состоянием Церкви и мира. Он начал писать стихи апокалиптического толка, в частности, «О гибели мира» (1472 г.) и «О гибели церкви» (1475 г.), в которых он выделил папский двор в Риме для особого поругания. Примерно в то же время он, кажется, думал о религиозной жизни. Как он позже рассказал своему биографу, проповедь, которую он услышал от проповедника в Фаэнце, убедила его покинуть мир. Большинство его биографов отвергают или игнорируют рассказ его младшего брата и последователя Маурелио (позже фра Мауро) о том, что в юности Джироламо был отвергнут соседкой Лаудомией Строцци, которой он предложил жениться. Верно это или нет, но в письме, которое он написал своему отцу, когда он ушел из дома, чтобы присоединиться к доминиканскому ордену, он намекает на то, что его беспокоят желания плоти. Существует также история о том, что накануне отъезда ему приснилось, что он очистился от таких мыслей ливнем ледяной воды, который подготовил его к аскетической жизни. В оставленном им незаконченном трактате, позже названном «De contemptu Mundi», или «О презрении к миру», он призывает читателей бежать из этого мира прелюбодеяния, содомии, убийства и зависти.

25 апреля 1475 года Джироламо Савонарола отправился в Болонью, где он постучал в дверь монастыря Сан-Доменико, входящего в Орден братьев-проповедников , и попросил впустить его. Как он сказал своему отцу в прощальном письме, он хотел стать рыцарем Христа.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector