Краткие сведения о вселенских соборах
Содержание:
- Вселенские соборы в истории христианства
- Легенды и спорные суждения о Первом Вселенском Соборе
- Список соборов
- Поместные Соборы
- Примечание переводчика
- Специальные вопросы
- Пятый собор
- О соборах и святых апостолах
- III Вселенский Собор
- Шестое святое собрание
- VII Вселенский Собор
- Признаки Вселенского собора
- Первый собор
- Совет Трента
- Четвертый Вселенский Собор
- Вселенские соборы древности
- Другие решения Собора
- «Давайте готовиться вместе»
- Признаки Вселенских соборов[править | править код]
Вселенские соборы в истории христианства
Догматы и каноны, установленные на созывах, обязательны для всех церквей. Православная Церковь признает 7 Вселенских соборов.
Традиция проводить заседания для решения важнейших вопросов берет начало с первого века нашей эры.
Самый первый созыв провели в 49 году, по некоторым источникам в 51 в священном городе Иерусалиме. Назвали его Апостольский. На созыве выдвинули вопрос о соблюдении православными из язычников постулатов закона Моисея.
Верные ученики Христовы принимали совместные распоряжения. Тогда на место отпавшего Иуды Искариота избрали апостола Матфия.
Созывы были Поместными с присутствием служителей Церкви, священников, мирских людей. Также существовали Вселенские
Их созывали по делам первой важности, несущих первостепенное значение для всего православного мира. На них являлись все отцы, наставники, проповедники всей земли
Вселенские заседания – это наивысшее руководство Церкви, совершавшееся под предводительством Святого Духа.
Легенды и спорные суждения о Первом Вселенском Соборе
Библия
«На I Вселенском Соборе» было решено, какие книги должны входить в Библию, а какие нет.»
Выше в этой статье описаны все известные решения, принятые на I Вселенском Соборе, никаких указаний о том, что на нем редактировался канон библейских книг или сами книги — нет. Так же это не подтверждается дошедшими до нас древними рукописями Библии, написанными до I Вселенского Собора.
Пасхалия (Запрещение праздновать с иудеями)
На I Вселенском Соборе были приняты следующие правила вычисления Пасхи, и запрещено празднование Пасхи в одень день с иудеями
Заушение Ария
«Святитель Николай Мирликийский был одним из участников I Вселенского Собора и даже заушил (ударил) на нем Ария за его коварство»
Эта история есть в житии свт. Николая Мирликийского, однако, подтверждения ей или самого факта участия святителя Николая в I Вселенском Соборе нет (нет упоминания в сохранившихся документах). По мнению некоторых исследователей, это может свидетельствовать о том, что описанный в житии случай произошел не на I Вселенском, а на каком-то местном Соборе.
Список соборов
Соборы, признаваемые Православной и Католической церквями
- Пятый Вселенский собор 553 г. — II Константинопольский (Признание Богородицы Приснодевой, осуждение платонизма, оригенизма, несторианских сочинений и, повторно, монофизитства).
- Шестой Вселенский собор 680—681 гг. — III Константинопольский (осуждение монофелитства) (Трулльский собор, «Пято-шестой собор», 691 года в православии рассматривается как продолжение Шестого Вселенского Собора, изначально не признан за пределами Византийской империи, Римо-Католической Церковью не признан до настоящего времени).
- Седьмой Вселенский собор 787 г. — II Никейский (осуждение иконоборчества). Собор отмечает, что поскольку Христос был человеком, имеют право на существование иконы с его изображением.
Соборы, называемые Вселенскими некоторыми богословами и иерархами Православной церкви
Эти соборы не имеют официального статуса Вселенских и считаются поместными, но в литературе встречается именование их Вселенскими. Тем не менее, предсоборные совещания, проводимые при подготовке нового Всеправославного собора, не признали эти соборы Вселенскими.
8.Большой Софийский собор 879—880 гг. — IV Константинопольский (восстановление Фотия на Константинопольском престоле, осуждение филиокве и анафематствование любых изменений Никео-Константинопольского Символа веры). В греческих Церквях единодушно признаётся фактическим Восьмым Вселенским. 9. 1341—1351 гг. — V Константинопольский (подтвердил богословие исихазма св. Григория Паламы и осудил противостоявших ему философа Варлаама и других антипаламитов).
Соборы, признаваемые только Католической церковью
8. 869—870 гг. — IV Константинопольский (другой) (осуждение Константинопольского патриарха Фотия). Собор обнаружил острые противоречия между западно-христианскими и восточно-христианскими церквями; различные церкви оценивают собор различно: Католическая церковь признаёт его VIII Вселенским, Православная — не признаёт. 9. 1123 г. — I Латеранский (утверждение Вормсского конкордата, положившего конец борьбе за инвеституру). 10. 1139 г. — II Латеранский (осуждение Арнольда Брешианского). 11. 1179 г. — III Латеранский (осуждение вальденсов, катаров, установление порядка избрания папы римского). 12. 1215 г. — IV Латеранский (осуждение альбигойцев, вальденсов, санкционирование инквизиции). 13. 1245 г. — I Лионский (отлучение Фридриха II Гогенштауфена). 14. 1274 г. — II Лионский (уния с Православной Церковью). 15. 1311—1312 гг. — Вьеннский (упразднение ордена тамплиеров). 16. 1414—1418 гг. — Констанцский (положил конец «великому расколу», казнь Яна Гуса, осуждение Джона Уиклифа). 17. 1438—1445 гг. — Ферраро-Флорентийский (рассмотрение вопросов, препятствующих воссоединению (унии) западных и восточных церквей, догмат о чистилище). 18. 1512—1517 гг. — V Латеранский (церковная реформа). 19. 1545—1563 гг. — Тридентский (контрреформация, литургическая реформа). 20. 1869—1870 гг. — I Ватиканский (догмат о папской безошибочности в вопросах веры и морали). 21. 1962—1965 гг. — II Ватиканский (литургическая реформа, отмена обязательности латинского языка в богослужении).
Разбойничьи соборы
Разбойничьи соборы — соборы, которые претендовали называться Вселенскими, но были отвергнуты всеми историческими церквями.
- 341 г. — Антиохийский собор (Признание арианства официальным учением).
- 355 г. — Миланский собор (репрессии ариан против их противников. Собор не признан ни одной из современных церквей).
- 449 г. — Эфесский «Разбойничий» собор.
- 754 г. — Первый Иконоборческий собор.
- 815 г. — Второй Иконоборческий собор (отмена решений Второго Никейского собора).
Поместные Соборы
Это следующие по величине Соборы, после Вселенских. Они созываются в рамках не всей Православной Церкви, а ее отдельных составных частей — автокефалий, патриархатов. В конкретной поместной церкви основные вопросы управления, устройства, богослужения и прочие решаются на Поместных Соборах.
В поле зрения Поместных Соборов входят все проблемы организации жизни Церкви на местах, но они должны решаться строго в рамках общепринятых канонов православия.
Поместный Собор Русской православной церкви, 2009 год
В нашей Церкви до провозглашения ее автокефалии в 1448 году вся ответственность за принятие церковных решений лежала на архиереях. Когда был провозглашен отдельный Московский патриархат, стали созываться так называемые Освященные соборы, которые по своей сути были поместными и касались деятельности Церкви в новосозданном патриархате. Наиболее известными из этих соборов были:
- собор 1504 года, где была предана порицанию так называемая ересь жидовствующих;
- макарьевские соборы, которые созывались в 1547-49 годах;
- Стоглавый собор, вошедший в историю в 1551 году и некоторые другие.
XVII век для нашей церкви стал переломным, и ознаменовался большим количеством Поместных Соборов. На них рассматривали дело партиарха Никона, раскол со страрообрядцами. Именно на этих Соборах был окончательно принят новый обряд богослужения, который стал обязательным для всех храмов Московского патриархата.
Синодальный период, когда отсутствовал институт патриархии в Церкви, длился до начала ХХ века. В это время Поместные Соборы не созывались, а Церковь управлялась специальным органом — Святейшим Правительствующим Синодом.
Одним из наиболее исторически значимых Поместных Соборов начал свою деятельность в 1917 году, сразу после революции. Важнейшим результатом его созыва было восстановление патриаршества в Русской православной церкви.
Важно! Первым предстоятелем Церкви после нескольких веков отсутствия патриархии, как таковой, стал митрополит Московский и Коломенский Тихон. Он не только стал одним из выдающихся патриархов за всю историю Русской Церкви, но и сподобился канонизации в лике святых
Следующие Поместные Соборы созывались в РПЦ уже в военное и послевоенное время. На этих соборах решался вопрос назначения новых патриархов, деятельности церкви в тяжелый период разрухи и гонений.
Протоиерей Николай Озолин о церковных соборах
Примечание переводчика
Последняя фраза владыки Каллиста оказалась пророческой. Со времени написания этой статьи прошло почти полвека. Давно канули в лету коммунистические режимы и в России, и в странах Восточной Европы. Однако Святой и Великий Собор все еще не состоялся.
С тех пор было проведено множество мероприятий, направленных на то, чтобы все же осуществить этот грандиозный замысел. Всего было проведено четыре Всеправославных предсоборных совещания (Шамбези, 1976, 1982, 1986, 2009) и несколько межправославных подготовительных комиссий, кроме тех, что уже описаны владыкой Каллистом (Шамбези, 1986, 1990, 1993, 1999 и 2009). На десять лет работа подготовительных комиссий была прервана в связи с осложнением в отношениях между Московским и Константинопольским Патриархатами из-за разногласий по вопросу церковного устройства в Эстонии.
В октябре 2008 года состоялась встреча предстоятелей и представителей поместных Православных Церквей в Стамбуле, и таким образом возобновилась подготовка к проведению собора. В мае 2010 года Патриарх Варфоломей заявил, что он и Патриарх Московский Кирилл приняли решение ускорить процесс созыва собора.
6-9 марта 2014 года в Стамбуле состоялось Совещание глав Православных Поместных Церквей, созванное Патриархом Константинопольским Варфоломеем для обсуждения деятельности подготовительного комитета Всеправославного собора. Присутствовали делегации от 13 Поместных Православных Церквей. На нем было принято решение, помимо прочего, создать специальную Межправославную комиссию, в которую вошло бы по одному архиерею и одному советнику от каждой автокефальной Церкви.
Работа комиссии проходит с сентября 2014 года до Святой Пасхи 2015 года. В ее задачи входят пересмотр ряда подготовленных в ходе предсоборного процесса документов, редактирование, если это будет необходимо, текстов уже принятых документов, касающихся таких тем повестки дня Святого и Великого Собора, как «Календарный вопрос», «Препятствия к браку», «Значение поста и его соблюдение сегодня».
Также принято решение о созыве в первой половине 2015 года Предсоборного Всеправославного Совещания с целью принятия документа «Автономия в Православной Церкви и порядок ее провозглашения».
Результатом Совещания стало Послание Предстоятелей Православных Церквей.
В приглашениях, разосланных Патриархом Варфоломеем предстоятелям Поместных православных Церквей, указано десять основных тем будущего Всеправославного Собора:
- Православная диаспора. Определение юрисдикции православных объединений за пределами национальных границ.
- Процедура признания статуса церковной автокефалии.
- Процедура признания статуса церковной автономии.
- Диптих. Правила взаимного канонического признания Православных Церквей.
- Установление общего календаря праздников.
- Правила и препятствия для совершения таинства брака.
- Вопрос поста в современном мире.
- Связь с другими христианскими конфессиями.
- Экуменическое движение.
- Вклад православия в утверждение христианских идеалов мира, братства и свободы
Следует отметить, что намечающийся в 2016 году Всеправославный собор не позиционируется как Вселенский, хотя диспуты по этому поводу не умолкают до сих пор.
‘Towards the Great Council?’, Kallistos Timothy Ware.
Опубликовано в Eastern Churches Review, Volume IV, Number 2, autumn 1972.
Перевод – Александр Шперл
1. Некоторые православные считают Восьмым Вселенским Константинопольский Собор (879-880), созванный святым Фотием Великим; а Исихастский Собор в Константинополе в 1341 году иногда называют девятым Антилатинским. Соборы в Константинополе в 1054, 1283 и 1484 годах греческими авторами также называются «Вселенскими». Но в общепринятой православной практике принято говорить лишь о семи Вселенских Соборах.
2. Заявление было сделано в рамках обмена посланиями, можно даже сказать, во время диалога Папы Римского со Вселенским Константинопольским Патриархом.
3. В 1969 году такое событие действительно имело место, однако затем эта возможность была упразднена в 1980-х. В 2005 году Ватикан разрешил католикам причащаться в православных храмах.
- Бог сокрытый и явленный
- Православие и Запад: богословие разделения
- Монах и мирянин: Кто ближе к спасению?
Специальные вопросы
Что есть христианство сегодня? Чтобы ответить на этот вопрос, Второй Ватиканский Собор перво-наперво рассмотрел проблему Церкви в современном мире. «Мы, православные, видим в Церкви истоки и цель творения, видим окружающий нас мир в процессе преобразования, и для нас вопрос о христианстве можно сформулировать точнее как вопрос о месте мира в Церкви».
Оливье Клеман предлагает следующие специальные вопросы для рассмотрения на будущем Соборе:
1. Как, если это возможно, превратить приход в живой организм?
2. Как сделать литургию общим действием и центром, освящающим все сущее?
3. Как восстановить истинное значение канонов (пост, семейная жизнь, положение женщины)?
4. Как способствовать обновлению духовной жизни христианина?
(здесь он призывает подготовить новое «Добротолюбие»).
Клеман также советует Собору рассмотреть два не терпящих отлагательства вопроса, касающихся внутренней жизни Церкви:
1. Взаимодействие различных Православных Церквей.
2. Объединение с Церквями, не признающими Халкидонский собор.
В более общем плане Собору также необходимо рассмотреть отношения Церкви с государством и структуру Вселенской Церкви. Первый вопрос касается как Греции, так и стран с коммунистическим режимом; второй в основе своей затрагивает проблему экуменизма.
В заключение, Клеман делает очень важное замечание, касающееся подготовки Собора: «Число богословов, на постоянной основе участвующих в работе Подготовительной комиссии, очень ограничено. Что же до мирян, страстно приверженных Церкви, которых волнует ее будущее, ни у кого даже и в мыслях нет обратиться к ним
И однако мы все время славим нашу «соборность» и осуждаем клерикализм католиков». Необходимо дать простор для апостольского духа во всем народе Божием. «Все, что православные богословы привыкли писать об «отклике» (реакции на созыв Собора), должно присутствовать в его подготовке: соработничество епископата и простых верующих, взаимодействие духовенства с Божественной силой».
Пятый собор
Состоялась встреча в городе Константинополе – в 553 году (потому собор назван II Константинопольским). Правителем в то время был святой благоверный царь Юстиниан I.
Что решалось на пятом Вселенском соборе?
Прежде всего, рассматривалось правоверие епископов, которые при жизни в своих работах отражали несторианские мысли. Это:
- Ива Эдесский;
- Феодор Мопсуетский;
- Феодорит Кирский.
Таким образом, главной темой собора был вопрос «О трех главах».
Еще на международном собрании епископы рассматривали учение пресвитера Оригена (он в свое время говорил о том, что душа живет до воплощения на земле), который жил в III столетии от Рождества Христова.
А также осуждали еретиков, которые не соглашались с мнением об общем воскресении людей.
Собралось здесь 165 епископов. Открывал собор Евтихий – Константинопольский патриарх.
Римского папу — Виргилия — трижды приглашали на заседание, но он отказывался присутствовать. И когда соборный совет пригрозил подписать постановление об отлучении его от церкви, он согласился с мнением большинства и подписал соборный документ – анафему относительно Феодора Мопсуетского, Ивы и Феодорита.
О соборах и святых апостолах
Таким образом, всего за I тысячелетие от рождества Христова было проведено 7 Вселенских соборов (официальных и еще несколько поместных, которые также решали важные вопросы религии).
Необходимы они были для того, чтобы уберечь служителей церкви от ошибок и привести к покаянию (в случае совершения таковых).
Именно на таких международных встречах собирались не просто митрополиты, епископы, а настоящие святые мужи, духовные отцы. Эти личности всей своей жизнью и от всего сердца служили Господу, принимали важные решения, утверждали правила и каноны.
Выход за них означал серьезное нарушение представления об учении Христа и его последователей.
Первые такие правила (по-гречески «оросы») еще назвались «Правилами святых Апостолов» и Вселенских соборов. Всего их насчитывается 85 пунктов. Провозглашены они были и официально утверждены на Трулльском (шестом Вселенском) соборе.
Свое начало эти правила ведут от апостольского предания и сохранились изначально только в устной форме. Их передавали из уст в уста — через апостольских преемников. И, таким образом, правила оказались донесенными до отцов Трулльского Вселенского собора
III Вселенский Собор
Ефес явился территорией следующего собрания в 431 году.
Направлялось на обсуждение еретической пропаганды Нестория. Архиепископ уверял, что Матерь Божия родила обычного человека. С ним соединился Бог и пребывал в Нем, словно в стенах храма.
Архиепископ именовал Спасителя богоносец, а Матерь Божию – Христородица. Положение было свергнуто и постановили признание двух естеств во Христе – человеческого и Божеского. Наказали исповедать Спасителя настоящим Господом и Человеком, а Матерь Божию – Богородицей.
Поставили под запрет внесение любых поправок в написанные положения Символа веры.
Шестое святое собрание
История Вселенских соборов гласит, что борьба ортодоксальных христиан с еретиками продолжалась достаточно долго. В Константинополе был созван шестой собор (Трулльский), на котором наконец-то должна была утвердиться истина. На собрании, куда съехалось 170 епископов было осуждено и отвергнуто учение монофелитов и монофизитов. В Иисусе Христе признавались два естества — божественное и человеческое, и, соответственно, две воли — божественную и человеческую. После этого собора монофелианство пало, и около пятидесяти лет христианская церковь жила относительно спокойно. Новые смутные течения появились позже по поводу иконоборческой ереси.
VII Вселенский Собор
Проводился в Никеи в 787 году для отвержения еретического положения об иконоборчестве.
60 лет назад возникло императорское лживое учение. Лев Исавр хотел помочь магометанам перейти в христианскую веру быстрее, поэтому приказал отменить иконопочитание. Лжеучение прожило еще 2 поколения.
Созыв отрицал ересь и признал почитание икон с изображением Распятия Господа. Но гонения продолжались еще на протяжении 25 лет. В 842 году провелся Поместный Собор, где бесповоротно установилось иконопочитание.
На заседании утвердили день празднования Торжества Православия. Сейчас он отмечается в первое воскресенье Великого поста.
Признаки Вселенского собора
Есть некоторые отличительные особенности, который присущи исключительно Вселенскому собору:
- участники – это настоятели местных храмов, епископы или уполномоченные лица от них (в том числе и от папы Римского);
- обязательное присутствие на Вселенском соборе – как епископов или их заместителей, так и глав местных церквей;
- соблюдение правил в плане созыва, формировании списка присутствующих, ведения собора;
- выражение вероучения, которое является единым для всех церквей;
- все постановления полностью согласованы с Библией и правилами Вселенской церкви;
- создание символов веры и догм.
Первый собор
Вселенских соборов всего семь (официально признанных).
Самый первый был организован в Никее — в 325 году нашей эры. Его так и называют — I Никейским собором.
Именно на этом собрании император Константин, который не был христианином на тот момент (а сменил язычество на веру в Единого Бога только перед самым уходом из жизни, крестившись) объявил свою личность, как главу государственной церкви.
А также назначил христианство главной религией Византии и Восточной Римской империи.
На первом Вселенском соборе был утвержден Символ Веры.
А еще данная встреча стала эпохальной в истории христианства, когда произошел разрыв церкви с иудейской верой.
Императором Константином были утверждены принципы, которые отражали отношение христиан к иудейскому народу – это презрение и отделение от них.
После первого Вселенского собора христианская церковь стала подчиняться светскому управлению. При этом она растеряла свои главные ценности: возможность давать людям духовную жизнь и радость, быть спасительной силой, обладать пророческим духом, светом.
По сути, из церкви сделали «убийцу», преследователя, который гнал и убивал невинных людей. Это было страшное время для христианства.
Совет Трента
Папа Павел III созвал Трентский собор
Собор осудил то, что он определил как протестантские ереси, и определил церковные учения в таких областях, как Священное Писание и Предание, Первородный грех , Оправдание , Таинства, Евхаристия в Святой Мессе и почитание святых . Он издал многочисленные указы о реформе. Уточняя католическое учение о спасении , таинствах и библейском каноне , собор отвечал на протестантские споры. Собор поручил Папе выполнение своей работы, в результате чего Папа Пий V издал в 1566 году Римский катехизис , в 1568 году — пересмотренный Римский Требник , а в 1570 году — пересмотренный Римский Миссал , тем самым положив начало Тридентской мессе (из Трентской мессы ). Латинское название Tridentum ), а Папа Климент VIII издал в 1592 году переработанное издание Вульгаты .
Трентский собор считается одним из самых успешных советов в истории католической церкви, укрепляя католическую веру в понимании того времени. Он собирался в Тренте в период с 13 декабря 1545 г. по 4 декабря 1563 г. на двадцать пять заседаний в течение трех периодов. Отцы Собора собирались на 1–8-е заседания в Тренте (1545–1547) и на 9–11-е заседания в Болонье (1547 г.) во время понтификата Папы Павла III . При Папе Юлии III собор собирался в Тренте (1551–1552 гг.) На 12–16-е сессии. При Папе Пии IV 17-25 сессии проходили в Тренте (1559–1565).
Четвертый Вселенский Собор
Четвертый Вселенский Собор был созван в 451 году, в г. Халкидоне, при императоре Маркиане. Собор был созван против лжеучения архимандрита одного константинопольского монастыря Евтихия, который отвергал человеческую природу в Господе Иисусе Христе. Опровергая ересь, и защищая Божественное достоинство Иисуса Христа, он сам впал в крайность, и учил, что в Господе Иисусе Христе человеческое естество было совершенно поглощено Божеством, почему в Нем следует признавать только одно Божеское естество. Это лжеучение называется монофизитством, а последователи его называются монофизитами (одноестественниками). На Соборе присутствовало 650 епископов. Собор осудил и отверг лжеучение Евтихия и определил истинное учение Церкви, а именно, что Господь наш Иисус Христос есть истинный Бог и истинный человек: по Божеству Он вечно рождается от Отца, по человечеству Он родился от Пресвятой Девы и во всем подобен нам, кроме греха. При воплощении (рождении от Девы Марии) Божество и человечество соединилось в Нем, как едином Лице, неслиянно и неизменно (против Евтихия), нераздельно и неразлучно (против Нестория).
Вселенские соборы древности
В их состав входили иерархи единой Церкви (т.е. как Востока, так и Запада), и, за исключением Четвертого Константинопольского Собора, они признаны в качестве Вселенских соборов также современной Восточной Православной Церковью .
Первый Никейский собор
Первый Никейский собор (20 мая — 25 июля? 325 г.) сформулировал первоначальный Никейский символ веры . Самое главное, собор определил равенство Бога-Отца и Христа, его сына. Он учил, что Иисус был того же существа, что и Бог Отец, а не просто подобным. Определяя природу божественности Иисуса, совет не только полагался на Библию, но и совместно давал ей обязательное толкование. Собор издал 20 канонов и отверг арианство .
Первый Константинопольский собор
Ранняя рукописная иллюстрация I Константинопольских проповедей Григория Назианзина , Национальная библиотека Франции (879-882)
Первый Константинопольский собор в четырех канонах определил Никейский символ веры , который до сих пор используется в католической церкви
Что наиболее важно, он определил божественность Святого Духа , что происходит из Апостольского Предания, но не определено в Библии. Совет собирался с мая по июль 381 года во время понтификата Папы Дамаса I и издал четыре канона.
Эфесский собор
Совет Эфес провозгласил Деву Марию в качестве Богородицы (греческий Н Θεοτόκος, «Богородица» или «Богоносец»). Совет собирался в семь сессий во время понтификата Папы Селестины I с 22 июня по 17 июля 431. Он отверг несторианство .
Халкидонский собор
Халкидонский собор определил две природы Иисуса Христа (божественную и человеческую). «Мы единодушно учим, что единственный сын, наш Господь Иисус Христос, должен быть полностью Богом и полностью человеком». Он провел 17 заседаний с 8 октября по ноябрь 451 года во время понтификата Папы Льва Великого. Он издал 28 канонов, последний из которых определял равенство епископов Рима и Константинополя, который был отвергнут папскими делегатами и Папой Львом Великим .
Второй Константинопольский собор
Собор снова рассмотрел вопрос о двух природах Христа, поскольку монофизитство распространилось через христианство, несмотря на решения Халкидона. Собор собирался с 5 мая по 2 июня 553 г. на восемь заседаний во время понтификата Папы Вигилия , который был заключен в тюрьму во время Собора императором. Он осудил «Три главы» несторианских сочинений. Несколько католических провинций отказались принять Второй Константинопольский собор из-за политического давления.
Третий Константинопольский собор
Совет отверг монофелитство и подтвердил, что Христос, будучи одновременно человеком и божеством, имел как человеческую, так и божественную волю. Он собирался в шестнадцать сессий с 7 ноября 680 года по 16 сентября 681 года. Собор проводился во время понтификатов Папы Агафона и Папы Льва II . Также обсуждались взгляды Гонория .
Второй Никейский собор
В 730 году император объявил вне закона изображения Христа и святых и создал таким образом первое иконоборчество . Папа возразил против этого и в 731 году созвал местный собор в Риме, но безрезультатно. Собор обсудил и восстановил почитание икон, используя в качестве аргументов Библию и церковные традиции. Изображения Христа, Пресвятой Девы Марии и святых использовались для стимулирования благочестия и подражания. Совет собирался в восемь сессий с 24 сентября 787 г. по 23 октября 787 г., во время понтификата Папы Адриана I. Он издал двадцать канонов. Это был последний Вселенский собор, который был принят как Восточной, так и Западной церквями.
Четвертый Константинопольский собор
С коронации Карла по Папой Львом III в 800, его новое название как Patricius Romanorum, и передачи ключей к Могиле святого Петра , папство приобрело новый протектор на Западе. Это до некоторой степени освободило понтификов от власти императора в Константинополе, но это также привело к , потому что императоры и патриархи Константинополя считали себя истинными потомками Римской империи, восходящей к истокам Церкви. Папа Николай I отказался признать Патриарха Константинопольского Фотия I , который, в свою очередь, атаковал папу как еретика, потому что он сохранил filioque в символе веры, который относился к Святому Духу, исходящему от Бога-Отца и Сына. Собор осудил Фотия, который поставил под сомнение законность председательства папских делегатов на соборе, и положил конец расколу. Совет собирался в десять сессий с октября 869 по февраль 870 и издал 27 канонов.
Другие решения Собора
Константин Великий придавал едва ли меньшее значение этому вопросу, чем арианству. Такое же значение придавал ему и такой епископ, как Евсевий Кесарийский. Константин Великий очень сильно вооружался против обычая праздновать пасху по примеру иудеев. Иудеи могут сказать, — говорил он, — что христиане даже важнейшего своего праздника не могут отпраздновать, не отрешившись от иудейского обычая. А что этот последний ошибочен, Константин доказывал тем, что иудеи иногда празднуют две пасхи в год. Во всяком случае, неприлично следовать этому богоубийственному народу.
Отцы Первого Вселенского Собора не приняли правила, определяющего порядок вычисления пасхалии (т.е. даты празднования Пасхи), но вместо этого определили, что епископ Александрийский наделяется честью вычислять православную пасхалию и сообщать об дате Пасхи остальным церквям, которые должны следовать этой дате. На практике это означало, что вся Церковь должна была принять традицию вычисления пасхалии, используемой Александрийской и Римской Церквями. .
Болотов В.В.:
По вопросу о наличных мелитианах Собор издал особое послание. За Мелитием оставлен только титул епископа без права совершать хиротонии и другие иерархические действия. Мелитианские епископы оставлены в их сане, хотя без права управлять церковью, пока жив их кафолический совместник, епископ того же города. В случае его смерти мелитианские епископы могут занять его кафедру, если их изберет народ и утвердит архиепископ Александрийский.
Так же на Соборе было принято 20 канонических правил, регулирующих жизнь Церкви.
«Давайте готовиться вместе»
Известно, что самое убедительное обоснование созыва «Святого и Великого Собора» — от двух православных мирян, грека и француза: Павла Евдокимова и Оливье Клемана. В июле 1970 года, незадолго до смерти Евдокимова, они составили совместное послание, озаглавленное «Навстречу Собору: Воззвание к Церкви».
Клеман продолжил двигаться в этом направлении и написал статью «Давайте готовиться к Собору вместе», которая стала ответом отцу Иустину. Мы настоятельно рекомендуем нашим читателям ознакомиться с полным текстом этих двух статей, здесь же мы можем привести лишь основные положения.
Оливье Клеман
Прежде всего, Евдокимов и Клеман считают, что будущий Собор не должен замыкаться в себе, погружаться во «внутренние проблемы Православия», но должен стремиться «охватить весь мир, найти животворящее слово для всех людей».
Вместо того, чтобы сосредоточиться исключительно на своих внутренних проблемах, Православный Собор должен в первую очередь обратить свой взор на нужды всего человечества, на основные христианские ценности, так как внутренние проблемы можно решить только в контексте всего человеческого общества.
Оливье Клеман указывает, что сегодня православие страдает от многоглаголанья (заметим мимоходом, что яркое свидетельство этому – первый доклад в недавно опубликованной статье «Навстречу Великому Собору»). Мир ждет от Православной Церкви не многословия, а слов властных и сильных.
Признаки Вселенских соборов[править | править код]
Христианство |
Библия |
|
Троица |
|
История христианства |
|
Христианское богословие |
|
Христианское богослужение |
|
Направления в христианстве |
основные
маргинальные
|
Критика христианства |
|
Другое |
|
Портал:Христианство |
Вселенским соборам присущи внешние и внутренние отличительные признаки.
К внешним признакам Вселенских соборов относятся:
- участие в соборе представителей всех поместных церквей в лице предстоятелей церквей, епископов или их заместителей, уполномоченных и посланных (легатов) от них;
- каноническая правильность в порядке созыва собора, формирования состава участников, ведения и объявления определений собора;
- признание собора Вселенским всеми поместными церквами, как теми, от которых епископы присутствовали на нём, так и теми, от которых на нём не было представителей.
Внутренние признаки Вселенских соборов:
- соответствие его постановлений Священному Писанию, апостольскому преданию, вероучению и правилам Вселенской Церкви всех предшествующих веков;
- единодушное выражение на нём вероучения, которого все поместные церкви держались и держатся везде и всегда;
- свойственная в церкви только Вселенским соборам законодательная деятельность (составление символов веры и изложение догматов).
В разрешении вопросов об истинах вероучения и нравоучения Вселенский собор обладает свойством непогрешимости, как орган Вселенской Церкви, руководимый Святым Духом. Догматические определения и каноны Вселенских соборов помещаются в «Книге правил», определения и судебные решения — в «Деяниях».