Саул
Содержание:
- Как царь поссорился с пророком
- Непрерывные войны
- Цари Израиля, Иудеи и те, кто были после них
- Вавилон
- Израильское царство (Исраэль) (X век до н. э. — около 722 года до н. э.)
- «Мертвый марш»
- Царь Саул
- Эпоха Второго Храма
- Состояние израильского общества во времена Саула
- Царь Давид
- Конфликт с Самуилом
- Мудрость царя Соломона [↑]
- Царь Соломон (Сулейман) в арабской литературе [↑]
- Индивидуальные доказательства
- [править] Источники
Как царь поссорился с пророком
Первый правитель Израильского царства, Саул, находился на своей должности около 20 лет. Он создал регулярное войско из 3000 человек, успешно боролся с филистимлянами (одна из битв этого периода знаменита противостоянием Голиафа и Давида), был изначально очень верующим человеком (хотел казнить собственного сына за то, что он единожды нарушил пост). Однако перед битвой в Гилгале он собственноручно принес жертвы, не дожидаясь Самуила (такие действия входили в обязанности самого пророка), а потом отказался выполнить распоряжение Самуила о полном уничтожении амалекитян. Разгневанный пророк объявил о лишении Саула царского титула и возможной гибели всего его потомства. Царь, лишенный поддержки пророка, упал духом, в него вселился злой дух, и он охладел к самодержавной деятельности.
Непрерывные войны
В продолжение всего своего царствования Саул постоянно воевал с недругами Израиля, к которым, в частности, относились Моав, Аммон, Эдом. Но самые упорные войны велись с филистимлянами. В ходе этих конфликтов были созданы регулярные войсковые формирования, которыми руководили опытные военачальники. Среди них был сын Саула Ионафан.
Царь не делал попыток распространить свою власть за пределы тех территорий, что населяли израильтяне. А также им не проводились реформы, направленные на то, чтобы заменить племенное руководство на централизованный административный аппарат, подчинявшийся царю.
Цари Израиля, Иудеи и те, кто были после них
В начале своего существования еврейский народ жил без царя. Когда Всевышний на горе Синай говорил с Моше, Он сказал ему, что если евреи пойдут по Его путям, то станут «царством священнослужителей и народом святым».(1) Если евреи будут служить единому истинному Царю, им не понадобится Его замена из плоти и крови.
Конечно, народу нужен был лидер. Но Моше не был классическим царем. Он был слугой Всевышнего, скромным пастырем, а не монархом, который смотрит на подданных сверху вниз. Моше передал эту модель лидерства своему преемнику Йеошуа, а тот, в свою очередь, научил ей своих учеников.
И таким образом после обретения народом Израиля своей земли большую часть времени им правили судьи и пророки. Пророки передавали людям слова Бога, а судьи давали консультации в мирное время и вели битвы во время войны.
Вавилон
Даже когда центр иудаизма постепенно переместился из Израиля в Вавилон, потомки Давида продолжали быть предводителями народа в качестве Реш Галут (глав изгнания). Но и эта должность в какой-то момент перестала существовать — это произошло в 11 веке из-за постоянных преследований со стороны мусульман.
До сегодняшнего дня есть много еврейских семей, которые могут проследить свою родословную до царей Давида и Шломо. Мы верим, что потомок Давида, Машиах, приведет нас в восстановленное еврейское царство в Израиле, построит Третий Святой Храм и начнет эпоху гармонии и покоя во всем мире, когда мы будем удостоены видеть открытые чудеса Всевышнего и чувствовать Его благосклонность. И на этот раз царство Израиля будет существовать вечно.
Так пусть же это случится в скором времени, в наши дни!
Сноски
- Шмот, 19:6.
- Шмуэль I, 8:5.
- См. комментарий дона Ицхака Абарбанеля к Шмуэль I, 8, где приводится пять объяснений мотивов сынов Израиля в их просьбе назначить над ними царя, а так же того, почему Всевышний и пророк Шмуэль были против этой идеи, хотя она предусмотрена Торой.
- Шмуэль I, 13, 15.
Report
Израильское царство (Исраэль) (X век до н. э. — около 722 года до н. э.)
(Сев. Израиль.) Столица: Самария (Шомрон).
Имя в рус. традиции Имя в оригинале | В Ветхом Завете | Годы правления | Комментарии | ||
---|---|---|---|---|---|
I династия | |||||
1. | Иеровоам I сын НаватаЙеров‘ам бен Нават | 3Цар. — | 928—907977—956 —910 годы до н. э. | ||
2.погиб | Надав, сын ИеровоамаНадав бен Йеров‘ам | 3Цар. — | 907—906956—955 910—/908 годы до н. э. | ||
II династия | |||||
3. | ВаасаБааша | 3Цар. — | 906—883955—932 909/908—/885 годы до н. э. | ||
4.погиб | Ила, сын ВаасыЭла | 3Цар. — | 883—882932—931 886/885—885/884 годы до н. э. | ||
III династия | |||||
5.погиб | ЗамврийЗимри | 3Цар. — | 882931885/884 | правил 7 дней | |
IV династия | |||||
погиб | ФамнийТибни | 931—927 884—881 годы до н. э. | претендент | ||
6. | АмврийОмри | 3Цар. — | 931—927884—881 годы до н. э. | 882—871927—920 885/884—/873 годы до н. э. | |
7.погиб | Ахав, сын АмврияАхав бен Омри | 3Цар. — | 873—852920—900 874/873—853 годы до н. э. | ||
8.погиб | Охозия, сын АхаваАхазия бен Ахав | 3Цар. — 4Цар. | 853—851900—899 853—852 годы до н. э. | ||
9.погиб | Иорам, сын АхаваЙегорам бен Ахав | 4Цар. — | 851—842899—887 852—842 годы до н. э. | брат Охозии | |
V династия | |||||
10. | ИиуйЙегу | 4Цар. — | 842—814887—859 —814 годы до н. э. | ||
11. | Иоахаз, сын ИиуяЙегоахаз бен Йегу | 4Цар. — | 817—800859—842 814—798 годы до н. э. | ||
12. | Иоас, сын ИоахазаЙегоаш бен Йегоахаз | 4Цар. — | 800—784842—825 798—782 годы до н. э. | ||
13. | Иеровоам II, сын ИоасаЙеров‘ам бен Йегоаш | 4Цар. — | соправитель с 793 года до н. э. | 788—747825—799 и 788—773782—753 годы до н. э. | 799—788 вассал Сирии |
14.погиб | Захария, сын ИеровоамаЗахария бен Йеров‘ам | 4Цар. — | 747773—772753—752 годы до н. э. | правил 6 месяцев | |
VI династия | |||||
15.погиб | ШаллумШаллум | 4Цар. — | 747772752 | правил один месяц | |
VII династия | |||||
16. | Манаим IМенахем бен Гади | 4Цар. — | 747—737772—761 752—741 годы до н. э. | ||
17.погиб | Факия, сын МанаимаПкахия бен Менахем | 4Цар. — | 737—735761—759741—740 годы до н. э. | ||
VIII династия | |||||
18.погиб | ФакейПеках | 4Цар. — | в Гилеаде с 752 года до н. э. | 735—732759—744 и 735—730740—732 годы до н. э. | 744—735 вассал Ассирии |
Манаим IIМенахем II | 744—735 | вассал Ассирии, Тиглатпаласар III | |||
IX династия | |||||
19.погиб | Осия, сын ИлыХошеа бен Ила | 4Цар. — | 732—724730—721 732—722 годы до н. э. | вассал Ассирии | |
721 год до н. э. — разрушение Самарии | |||||
722—612 годы до н. э. — Ассирийское завоевание | |||||
612—539 годы до н. э. — Вавилонское завоевание | |||||
539—331 годы до н. э. — Персидское завоевание |
«Мертвый марш»
«Мертвый марш», играемый в третьем акте, представляющий похороны Саула и Джонатана, находится в тональности до мажор. Он включает в себя партию органа и тромбоны, чередующиеся с флейтами , гобоями и тихими литаврами . «Мертвый марш» в Соле звучал на государственных похоронах в Соединенном Королевстве, в том числе на похоронах Уинстона Черчилля . Это стандартный поминальный марш вооруженных сил Германии , который исполняется на всех государственных похоронах. Его также исполняли на похоронах Джорджа Вашингтона , а также играли много раз во время путешествия тела Авраама Линкольна после его убийства в Спрингфилд, штат Иллинойс. В 2015 году он был исполнен на государственных похоронах Ли Куан Ю , первого премьер-министра Сингапура.
Царь Саул
В традиции еврейского народа не было царской власти. Они вели кочевой образ жизни и испокон веку управлялись патриархами, старейшинами, судьями… Еще со времен Моисея в Иудее строилась теократическая система управления: народ — старейшины — судьи — первосвященник (иногда рядом с ним пророк) — Бог. И это оправдывало себя в тех условиях. Однако переход к оседлой жизни, опыт общения с соседними народами (ханаанеянами, филистимлянами…), корыстолюбие и неспособность правящей верхушки защитить народ от внешней экспансии тех же соседей привели к тому, что народ потребовал себе царя, обратившись с требованием о назначении царя к высшему авторитету того времени пророку Самуилу. Самуил, понимая, что новый вид правления угрожает будущей власти его сыновей, сопротивлялся этому решению, но в итоге все-таки сделал выбор в пользу юноши Саула, сына Киса из рода знатного с добрым именем из малочисленного колена Веньяминова. Вначале Самуил тайно помазал его на царствие, а потом через некоторое время перед народом на помазанника выпал жребий. Так излагает историю избрания Саула Иосиф Флавий.
Правил Саул примерно 20 лет и первое время своего царствования поступал по воле Божьей, показывая себя достойным правителем. Многими победами над врагами он приобрёл себе любовь народа. Поначалу он отказывался от почестей и в мирное время сам пахал на своём поле (1Цар. 11:4). Со временем Саул перестал исполнять повеления Божии, став самонадеянным, и Дух Божий оставил его. Понимая это, он впал в депрессию, и ничто его не радовало. Тайно на царствие был помазан Самуилом приближенный к царю Давид, разгонявший хандру царя искусной игрой на арфе.
В Гелвуйской битве пали три сына Саула. Окружённый вражескими лучниками и израненный их стрелами, Саул бросился на свой меч (1Цар. 31:4).
Давид играет на арфе перед Саулом. Александр Андреевич Иванов. 1831 г. Бумага, наклеенная на бумагу и на картон, масло. 8,5 х 13,5. На библейский сюжет. Эскиз неосуществлённой картины. Поступила в 1926 г. из Румянцевского музея (дар С. А. Иванова в 1877 г.). Инв.№ 7990. Государственная Третьяковская галерея https://www.tez-rus.net/ViewGood18360.html
Аэндорская волшебница вызывает тень пророка Самуила. Дмитрий Никифорович Мартынов (1826-1889). 1857 г. Ульяновский художественный музей
Рассказ об Аэндорской волшебнице содержится в Первой книге Царств (глава 28). В ней повествуется, как после смерти пророка Самуила войска филистимлян собрались на войну с Израилем. Царь Израиля Саул попытался вопросить Бога об исходе битвы, „но Господь не отвечал ему ни во сне, ни чрез урим, ни чрез пророков“ (1Цар.28:6). Тогда он приказал слугам — „сыщите мне женщину волшебницу, и я пойду к ней и спрошу её“. Слуги нашли женщину-волшебницу в Аэндоре и Саул, сменив царские одежды на простые, взял с собой двух человек и ночью отправился к ней.
„И сказал ей : прошу тебя, поворожи мне и выведи мне, о ком я скажу тебе. Но женщина отвечала ему: ты знаешь, что сделал Саул, как выгнал он из страны волшебников и гадателей; для чего же ты расставляешь сеть душе моей на погибель мне? И поклялся ей Саул Господом, говоря: жив Господь! не будет тебе беды за это дело. Тогда женщина спросила: кого же вывесть тебе? И отвечал он: Самуила выведи мне. И увидела женщина Самуила и громко вскрикнула; и обратилась женщина к Саулу, говоря: зачем ты обманул меня? ты — Саул. И сказал ей царь: не бойся; что ты видишь? И отвечала женщина: вижу как бы бога, выходящего из земли. Какой он видом? — спросил у неё . Она сказала: выходит из земли муж престарелый, одетый в длинную одежду. Тогда узнал Саул, что это Самуил, и пал лицем на землю и поклонился. (1Цар.28:8-14)“
Саул спросил Самуила о том, как поступить ему в войне с филистимлянами, на что получил ответ — „для чего же ты спрашиваешь меня, когда Господь отступил от тебя и сделался врагом твоим? Господь сделает то, что говорил чрез меня; отнимет Господь царство из рук твоих и отдаст его ближнему твоему, Давиду“. (1Цар.28:16-17). Далее Самуил предрёк, что „завтра ты и сыны твои со мною“. Саул испугался и пал на землю. Волшебница подошла к нему, предложила хлеба, после уговоров царь согласился и женщина заколола ему телёнка, испекла опресноки. Поев, Саул удалился.
На следующий день в битве сыновья Саула — Ионафан, Аминадав и Малхисуа были убиты, а сам царь покончил с собой (1Цар.31:15). Первая книга Паралипоменон сообщает, что „умер Саул за свое беззаконие, которое он сделал пред Господом, за то, что не соблюл слова Господня и обратился к волшебнице с вопросом“ (1Пар.10:13).
Аэндорская волшебница вызывает тень Самуила (Саул у Аэндорской волшебницы). Николай Николаевич Ге. 1856 г. Холст, масло. 288×341. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Эпоха Второго Храма
В 3390 году (371 г. до н.э.) группа евреев вернулась, чтобы снова жить в Йеуде. Одним из лидеров этой группы переселенцев был Зерубавель, потомок царского дома Давида, и тогда постепенно началось строительство Второго Храма.
Однако его великолепие уступало Первому Храму. Евреями в это время часто правили цари-чужеземцы и их доверенные лица, которые не имели отношения к роду Давида, а потому не могли считаться законными царями Израиля.
На этом фоне особо следует выделить семью Хашмонаев, которая победила греков в событиях, связанных с чудом Хануки, произошедших в 3622 году (139 до н.э.). После этого они на какое-то время заняли трон Иудеи, несмотря на то, что были священниками, потомками Аарона.
Их недолгое правление было прервано в 3725 году (36 г. до н.э.), когда Ирод, идумиянин, убил царя Хашмонаев Антигона и занял трон сам. Его правление было очень жестоким, сопровождавшимся убийством любого, кого Ирод подозревал в проявлении неверности, в том числе, очень многих мудрецов Торы. В момент раскаяния Ирод решил увеличить Храмовую гору и взялся за реконструкцию Второго Храма, создав настолько величественное здание, что о нем было сказано: «Тот, кто не видел храма Ирода, никогда не видел по-настоящему красивого здания во все свои дни». Оставшаяся часть стены, построенной Иродом, необходимая для поддержки увеличившейся в размерах горы, до сих пор стоит в Иерусалиме и в наше время называется Западной Стеной.
А где же были потомки Давида? Они все еще находились там, со всеми. Но вместо того, чтобы бороться за престол, где они были бы признаны правителями других земель, многие из них стали духовными лидерами своего народа. Например, можно вспомнить Гилеля Старшего, чья школа Торы сформировала облик иудаизма, и его потомка, рабби Йеуду ха-Наси, который возглавлял Сангедрин (центральный Верховный суд еврейского права) и принимал участие в составлении Мишны. Именно лидерство этих великих людей и других мудрецов помогло еврейскому народу пережить смутный период последних лет Второго Храма и последствия его разрушения римлянами в 70 году нашей эры.
Состояние израильского общества во времена Саула
На основании книги I Сам. можно заключить, что во времена Саула еще не сложилась упорядоченная административная система. Энергия Саула была преимущественно направлена на консолидацию монархии. По всей видимости, значительную часть нарождавшейся администрации составляли члены семьи Саула.
Так, его сын Ионатан стоял во главе одного из контингентов постоянной армии, Авнер бен Нер, также родственник Саула, был главой царской армии; большинство военачальников составляли члены колена Биньямин, получавшие от царя земельные наделы и виноградники. Во времена Саула племенная организация еще не прекратила своего существования — Саул считался главой колен Израилевых, а монархические институты, подобные существовавшим в других странах древнего Ближнего Востока, еще не сформировались.
Символом царской власти Саула было, по-видимому, его копье, а также, возможно, венец и браслет (II Сам. 1:10). При Сауле впервые была создана постоянная армия, насчитывавшая 3000 (I Сам. 13:1-2), но при этом продолжали существовать племенные ополчения, составлявшие основную массу войск, мобилизуемую по царскому приказу.
Воцарение Саула положило начало многовековому конфликту между властью священников и царей. С точки зрения священников, появление царя — это отказ от прямой власти Бога над народом. Ещё незадолго до этого, когда Гидеону предложили стать царём, он ответил, что у народа нет иного царя, кроме Бога. С этого момента началась так называемая «пророческая революция» — постоянная критика пророками решений царей. Другим следствием стала централизация культа, до того не требовавшаяся. Со времён царя Шломо единственным законным местом, где можно приносить жертвы, стал Храм в Иерусалиме (хотя другие святилища продолжали действовать ещё века).
Антимонархическая тенденция книги Шмуэля I и сравнение деятельности Саула с деятельностью его преемника — Давида создаёт впечатление сплошной неудачи. Но его военные достижения были велики. Не решив полностью проблему конфликта с филистимлянами, он вывел Израиль из подчинения им и остановил их продвижение в глубь страны. Лучше всех это понимал Давид, который сложил про него песню, начинающуюся словами «слава твой, Израиль, убита на высотах твоих! Как пали сильные!».
Царь Давид
Давид — второй царь Израиля, младший сын Иессея. Царствовал 40 лет (ок. 1005 — 965 до н. э., по традиционной еврейской хронологии ок. 876 — 836 до н. э.: семь лет и шесть месяцев был царём Иудеи (со столицей в Хевроне), затем 33 года — царём объединенного царства Израиля и Иудеи (со столицей в Иерусалиме). Образ Давида является образом идеального властителя, из рода которого (по мужской линии), согласно иудейским библейским пророчествам, выйдет Мессия, что уже осуществилось, согласно христианскому Новому Завету, где подробно описано происхождение Мессии — Иисуса Христа от царя Давида. Историчность царя Давида является предметом дискуссии историков и археологов.
Древо Иессея. Марк Шагал. 1975 г. Холст, масло. 130×81 см. Частная коллекция
***
Давид и Голиаф. И. Е. Репин. 1915 г. Бумага на картоне, акварель, бронзовый порошок. 22х35. Тверская областная картинная галерея
Призванный к царю Саулу, Давид игрой на кинноре отгонял злого духа, мучившего царя за его отступничество от Бога. После того как Давид, пришедший в израильское войско навестить своих братьев, принял вызов великана-филистимлянина Голиафа и сразил его пращой, обеспечив тем самым победу израильтянам, Саул окончательно взял его ко двору (1Цар. 16:14 — 18:2).
Вирсавия. Карл Павлович Брюллов. 1832 г. Не оконченная картина. Холст, масло. 173х125,5. Поступила в 1925 г. из Румянцевского музея (собрание К. Т. Солдатенкова). Инв.№ 5052. Государственная Третьяковская галерея, Москва https://www.tanais.info/art/brulloff6more.html
Вирсавия. К.П. Брюллов. 1830-е (?). Холст, масло. 87,5 х 61,5. Вариант одноименной картины 1832 из собрания ГТГ Вторая книга Царств, 11, 2-4 Слева, на кране, подпись: К. П. Брюлло. Поступила в 1907 от А. А. Козловой (Санкт-Петербург). Инв.№ Ж-5083. Государственный Русский музей https://www.tez-rus.net/ViewGood36729.html
Примерно в 1832 году Карл Брюллов создал полотно, явившееся своеобразным итогом его многолетних творческих исканий в мифологической и жанровой живописи. Замыслив картину «Вирсавия», он самозабвенно начинает над ней работать в течение четырех лет. Автора переполняло желание изобразить обнаженное человеческое тело в лучах заходящего солнца. Пронизывающая картину тонкая игра света и тени, воздушность окружающей фигуру среды, не помешали автору придать силуэту четкость и скульптурную объемность. В картине «Вирсавия» Брюллов искусно изображает чувственную эротику, откровенно по-мужски любуясь каждой складочкой на стройном теле и каждой прядью распушенных густых волос. Для того, чтобы усилить впечатление, мастер применил эффектный цветовой контраст. Мы видим, как белизну матовой кожи Вирсавии оттеняет смуглая темная кожа служанки-эфиопки, нежно прильнувшей к своей госпоже.
В основу картины лег сюжет из Ветхого завета. В Библии «Вирсавия» описывается, как женщина редкостной красоты. Гуляя по крыше своего дворца, царь Давид увидел внизу девушку, которая обнажилась и уже готова была войти в воды мраморной купальни. Пораженный неповторимой красотой Вирсавии, царь Давид испытал страсть. Муж Вирсавии в это время находился далеко от дома, служа в армии царя Давида. Не пытаясь соблазнить царя, Вирсавия все же явилась по его приказу во дворец и после их отношений Вирсавия забеременела. Царь Давид отдал командиру армии распоряжение, в котором приказал ее мужа направить в самое горячее место, где бы его убили. В итоге так и произошло, после чего царь Давид женился на Вирсавии. Появившись на свет, их первый ребенок прожил всего несколько дней. Давид долго горевал и раскаивался в содеянном. Несмотря на свое высокое положение и статус самой любимой жены Давида, Вирсавия вела себя очень скромно и достойно. Между тем, в Библии говорится о том, что она имела большое влияние на царя, это доказывает и тот факт, что она убедила правителя назначить своего старшего сына Соломона царем. После того, как за престол царя Давида началась ожесточенная борьба между его сыновьями, она всячески содействовала разоблачению четвертого сына Давида Адония, который стремился сместить отца с престола. У Вирсавии было два сына Соломон и Нафан. Всю свою жизнь она любила и была предана царю Давиду, став прекрасной женой и хорошей матерью. аrt-on-web.ru
Давид и Вирсавия. Марк Шагал. Париж, 1960. Литография, бумага. 35,8×26,5
Песня Песней Марк Шагал Музей Марка Шагала, Ницца
***
Царь Давид. Марк Шагал. 1962–63 г. Холст, масло. 179.8×98. Частная коллекция
Царь Давид. В.Л. Боровиковский. 1785 г. Холст, масло. 63,5 х 49,5. Слева внизу дата и подпись: 1785 года писалъ Владимiръ Боровиковскiй. Поступила: 1951 из собрания Р.С. Беленькой. Инв.№ Ж-5864 Государственный Русский музей https://www.tez-rus.net:8888/ViewGood34367.html
Конфликт с Самуилом
В истории отношений Саула и Самуила (библейский пророк, самый знаменитый и последний из израильских судей) отражаются те трудности, которые были связаны с формированием монархического правления. Трения между ними стали происходить после того, как царь собрал в Гилгале войско с целью вступить в бой с филистимлянами. Он самостоятельно принес Богу жертву, не дожидаясь, когда придет Самуил.
Как считают исследователи, пророк, вероятно, усмотрел в этом покушение на прерогативу священников. Он сказал Саулу, что тот будет наказан тем, что царствование его будет недолгим. Полный разрыв случился, когда Саулом не было выполнено указание Самуила о полном истреблении амаликитян.
Мудрость царя Соломона [↑]
Соломону ставится в особую заслугу то, что во сне он просил только о даровании ему мудрости (Псикта рабати, 14). Соломон считался олицетворением мудрости, так что сложилась поговорка: «Видящий Соломона во сне может надеяться стать мудрым» (Брахот 57 б). Он понимал язык зверей и птиц. Творя суд, он не нуждался в допросе свидетелей, так как уже при одном взгляде на тяжущихся узнавал, кто из них прав и кто виноват. Песнь Песней, Мишлей и Коэлет царь Соломон написал под влиянием руах а-кодеш (Макот, 23 б, Шир а-ширим Рабба,1. с.). Мудрость Соломона проявлялась и в постоянном стремлении распространить Тору в Стране, для чего он строил синагоги и школы. При всём том Соломон не отличался надменностью и, когда нужно было определить високосный год, он приглашал к себе семь учёных старцев, в присутствии которых хранил молчание (Шмот Рабба, 15, 20). Таков взгляд на Соломона амораев, мудрецов Талмуда. Таннаи же, мудрецы Мишны, за исключением р. Йосе бен Халафта, изображают Соломона в менее привлекательном свете. Соломон, говорят они, имея много жён и постоянно увеличивая количество лошадей и сокровищ, нарушил запрет Торы (Дварим 17, 16-17, ср. с Млахим I, 10, 26—11, 13). Он слишком уж полагался на свою мудрость, когда решил спор двух женщин о ребёнке без свидетельских показаний, за что получил порицание от бат-коль. Книга Коэлет, по мнению некоторых мудрецов, лишена святости и является «лишь мудростью Соломона» (В. Талмуд, Рош а-Шана 21 б; Шмот Рабба 6, 1; Мегила 7а).
Царь Соломон (Сулейман) в арабской литературе [↑]
У арабов еврейский царь Соломон считается «посланцем Всевышнего» (rasul Allah), как бы предтечей Мухаммада. Особенно подробно арабские легенды останавливаются на его встрече с царицей Савской, государство которой отождествляется с Аравией. Имя «Сулейман» давалось всем великим царям. Сулейман получил от ангелов четыре драгоценных камня и вправил их в магический перстень. Присущая перстню сила иллюстрируется следующим рассказом: Сулейман обыкновенно снимал перстень, когда умывался, и передавал одной из своих жён, Амине. Однажды злой дух Сакр принял образ Сулеймана и, забрав кольцо из рук Амины, сел на царский престол. Пока Сакр царствовал, Сулейман скитался, всеми покинутый, и питался подаянием. На сороковой день царствования Сакр бросил перстень в море, там его проглотила рыба, пойманная затем рыбаком и приготовленная Сулейману на ужин. Сулейман разрезал рыбу, нашёл там перстень и вновь получил свою прежнюю силу. Сорок дней, которые он провёл в изгнании, были наказанием за то, что в его доме поклонялись идолам. Об этом, правда, Сулейман не знал, но знала одна из его жён (Коран, сура 38, 33-34). Ещё мальчиком Сулейман якобы отменял решения своего отца, например, когда решался вопрос о ребёнке, на которого претендовали две женщины. В арабской версии этого рассказа волк съел дитя одной из женщин. Дауд (Давид) решил дело в пользу старшей женщины, а Сулейман предложил разрезать ребёнка и, после протеста младшей, отдал ребёнка ей. Превосходство Сулеймана над отцом в качестве судьи проявляется также в его решениях об овце, совершившей потраву на поле (сура 21, 78, 79), и о кладе, найдённом в земле после продажи земельного участка; на клад претендовали и покупатель, и продавец.
Сулейман предстаёт великим воителем, любителем военных походов. Страстная любовь его к лошадям привела к тому, что, осматривая как-то раз 1000 вновь доставленных ему лошадей, он забыл совершить полуденную молитву (Коран, сура 38, 30-31). За это он позже убил всех лошадей. Во сне ему явился Ибрагим (Авраам) и убеждал предпринять паломничество в Мекку. Сулейман отправился туда, а затем в Йемен на ковре-самолёте, где вместе с ним находились люди, звери и злые духи, птицы же тесной стаей летели над головой Сулеймана, образуя балдахин. Сулейман, однако, заметил, что в этой стае отсутствует удод, и пригрозил ему страшным наказанием. Но последний вскоре прилетел и успокоил разгневанного царя, рассказав ему о виденных чудесах, о прекрасной царице Билкис и её царстве. Тогда Сулейман послал царице с удодом письмо, в котором просил Билкис принять его веру, угрожая в противном случае покорить её страну. Чтобы испытать мудрость Сулеймана, Билкис предложила ему ряд вопросов и, убедившись, наконец, в том, что он далеко превзошёл славу о себе, покорилась ему вместе со своим царством. О пышном приёме, устроенном Сулейманом для царицы, и о предложенных ею загадках говорится в суре 27, 15-45. Сулейман умер пятидесяти трёх лет от роду, после сорокалетнего царствования.
Существует легенда, что Сулейман собрал все книги по магии, находившиеся в его царстве, и запер их в ящике, который поместил под своим троном, не желая, чтобы кто-нибудь воспользовался ими. После смерти Сулеймана духи пустили молву о нём, как о чародее, который сам пользовался этими книгами. Многие этому поверили.
Отголоском агадот и мусульманских легенд в средние века являются легенды о Соломоне и Мерлине, Соломоне и Морольфе, Соломоне и Китоврасе в византийской и славянской письменности.
Индивидуальные доказательства
- ↑ Кристиан Фревель: Geschichte Israels , Штутгарт, 2018, с. 205.
- Кристиан Фревель: Geschichte Israels , Штутгарт 2018, стр.207.
- Анжелика Берледжунг: История и религиозная история древнего Израиля . В: Ян Кристиан Герц (Hrsg.): Основная информация Ветхий Завет. Введение в литературу, религию и историю Ветхого Завета , Göttingen 2019, стр. 59–192, здесь стр. 102 f.
- Анжелика Берледжунг: История и религиозная история древнего Израиля . В: Ян Кристиан Герц (Hrsg.): Основная информация Ветхий Завет. Введение в литературу, религию и историю Ветхого Завета , Геттинген, 2019, стр. 59–192, здесь стр. 103.
- Ангелика Берледжунг: История и религиозная история древнего Израиля . В: Ян Кристиан Герц (Hrsg.): Основная информация Ветхий Завет. Введение в литературу, религию и историю Ветхого Завета , Göttingen 2019, стр. 59–192, здесь стр. 101 f.
- Анжелика Берледжунг: История и религиозная история древнего Израиля . В: Ян Кристиан Герц (Hrsg.): Основная информация Ветхий Завет. Введение в литературу, религию и историю Ветхого Завета , Геттинген, 2019 г., стр. 59–192, здесь стр. 106.
- Анжелика Берледжунг: История и религиозная история древнего Израиля . В: Ян Кристиан Герц (Hrsg.): Основная информация Ветхий Завет. Введение в литературу, религию и историю Ветхого Завета , Göttingen 2019, стр. 59–192, здесь стр. 106 f.
- Кристиан Фревель: Geschichte Israels , Штутгарт 2018, стр. 233.
- Анжелика Берледжунг: История и религиозная история древнего Израиля . В: Ян Кристиан Герц (Hrsg.): Основная информация Ветхий Завет. Введение в литературу, религию и историю Ветхого Завета , Геттинген, 2019, стр. 59–192, здесь стр. 108.
- Анжелика Берледжунг: История и религиозная история древнего Израиля . В: Ян Кристиан Герц (Hrsg.): Основная информация Ветхий Завет. Введение в литературу, религию и историю Ветхого Завета , Геттинген, 2019, стр. 59–192, здесь стр. 108. См. TUAT I / 4, стр. 367–369.
- ↑ Анжелика Берлеюнг: История и религиозная история древнего Израиля . В: Ян Кристиан Герц (Hrsg.): Основная информация Ветхий Завет. Введение в литературу, религию и историю Ветхого Завета , Геттинген, 2019 г., стр. 59–192, здесь стр. 110.
- Кристиан Фревель: Geschichte Israels , Штутгарт 2018, стр.206.
- Christian Frevel: Geschichte Israels , Stuttgart 2018, p. 257 f.
- Ангелика Берледжунг: История и религиозная история древнего Израиля . В: Ян Кристиан Герц (Hrsg.): Основная информация Ветхий Завет. Введение в литературу, религию и историю Ветхого Завета , Göttingen 2019, стр. 59–192, здесь стр. 114. См. TUAT I, стр. 374 и далее.
- ТУАТ II, с. 555 ф.
- Ангелика Берледжунг: История и религиозная история древнего Израиля . В: Ян Кристиан Герц (Hrsg.): Основная информация Ветхий Завет. Введение в литературе, религии и истории Ветхого Завета , Геттинген 2019, стр. 59-192, здесь стр. 108. См TUAT I, стр. 388-391.
- Кристиан Фревель: Geschichte Israels , Штутгарт 2018, стр. 223.
- Навуходоносор II. На 7-м году своего правления, в месяц Кислев, выступил против Иерусалима, осадил его и взял его 2-го Адара . Он сверг там царя и нового царя и принес тяжелые потери Вавилону. 8-й год правления Навуходоносора II начинается с нисана 597 года.
[править] Источники
- Саул // Электронная еврейская энциклопедия
- Иома 22б; Bam. r., I, 10
- Иома, 22б; М.-Кат., 16б, ср. Раши ad loc.
Родословная царей Израиля и Иудеи | |
Додинастический период | Авимелех |
Объединённая монархия | Саул · Иевосфей · Давид · Соломон · Ровоам |
Израиль (Северное царство) | Иеровоам I · Надав · Вааса · Ила · Замврий · Амврий · Ахав (и Иезавель) · Охозия · Иорам · Ииуй · Иоахаз · Иоас · Иеровоам II · Захария · Шалум · Менахем · Пекахия · Пеках · Осия |
Иудея (Южное царство)(Дом Давида) | Ровоам · Авия · Аса · Иосафат · Иорам · Охозия · Гофолия · Иоас · Амасия · Озия · Иоафам · Ахаз · Хизкияху · Манассия · Амон · Иосия · Иоахаз · Иоаким · Иехония · Седекия |
Династия Хасмонеев | Симон Хасмоней · Иоанн Гиркан I · Аристобул I · Александр Яннай · Саломея Александра · Гиркан II · Аристобул II · Гиркан II · Антигон II |
Династия Ирода | Антипатр Идумеянин · Ирод I Великий · Архелай · Антипа · Ирод Филипп II · Саломея I · Ирод Агриппа I · Агриппа II |
курсивом обозначены оспариваемые цари или правители не носившие царского титула |
Саул относится к еврейской истории |
|
---|---|
Понятия | Шаббат • Шма • Машиах • Рав • Иерусалим • Иудаизм • Евреи-мореплаватели • Евреи и ислам |
Государства |
Аба-Сава • Адиабена • Айт Даввад • Аксум • Андалусия • Андшуваннам • Арарат • Ахты • Бизерта • Борион • Вади-л-Кура • Гадес • Галилея • Гесем • Гибралтар • Гранада • Гуш-Катиф • Драа • Биробиджан • Еврейский экзилархат в Вавилонии • Израиль • Израильское царство • Иоктаб • Исфахан • Итурея • Иудея • Иудея и Самария • Карфаген • Красная Слобода • Кулаши • Йоденсаванна • Лусена • Мата Мехасия • Махоза • Мисурата • Муни • Нагардея • Нареш • Низибис • Нисбор • Новый Карфаген • Нумидия • Нюгди • Пумбедита • Сале • Самария • Самкуш • Сасанидская Иудея • Севилья • Семендер • Семиен • Сидон • Синай • Сицилия • Сура • Тайма • Танжер • Теднест • Тир • Тирдима • Тлемсен • Толедо • Триполитания • Фадак • Фарахабад • Хавила • Хазария • Хазарский каганат • Хайбар • Ханаан • Хасмонейское царство • Химьяр • Чуфут-Кале • Эдом • Эрец-Исраэль • Эс-Сувейра • Эцион-Гевер • Юдесаптан • Ямит • Яхудистан • Яхудлык
Проекты: Ангола • Крым • Ливия • Мадагаскар • Манчжурия • Уганда |
Прочее | Еврейка • Шикса • Дети евреев • Еврейство по матери (по отцу) • Борьба Эзры и Нехемии против смешанных браков • Римлянки и евреи • Интеллект • Заиорданье • Кайфын • Абир • Крав-мага • Раданиты • Космонавтика • ЛЗЕ • Непрерывный ишув • многожёнство у евреев • Евреи в астрономии • Евреи в биологии • Евреи в химии • Евреи в физике • Евреи в медицине • Евреи в математике • Евреи в инженерно-конструкторской деятельности • Евреи в музыке • Евреи-изобретатели оружия • Евреи — лауреаты Нобелевской премии • Евреи-поселенцы • Еврейские беженцы • Евреи в алхимии • Евреи в революционном движении • Историография у евреев • Еврейские пираты • Хаккафот |
Субэтносы | Абайудайя • Алжирские евреи • Ашкеназы • Бану ан-Надир • Бану Кайнука • Бану Курайза • Берберы • Берегваты • Бней-Исраэль • Бней Менаше • Бней-Эфраим • Бухарские евреи • Гиксосы • Египетские евреи • Горские евреи • Грузинские евреи • Дёнме • Джерауа • Евреи в Армении • Индийские евреи • Жидовствующие • Игбо • Йеменские евреи • Иранские евреи • Камерунские евреи • Караимы • Карфагенские евреи • Китайские евреи • Колено Дана • Кочинские евреи • Крымчаки • Лахлухи • Лемба • Ливийские евреи • Марокканские евреи • Нафуса • Пропавшие колена • Романиоты • Русапе • Сабры • Самаритяне • Сефарды • Сефви • Сицилийские • Тунисские евреи • Фалаша • Евреи во Франции • Фалашмура • Хаббани • Хабиру • Шуэтас • Чёрные евреи |
Противники и войны | Антисемитизм • Ассирийская армия • Поход на Хайбар • Война Квиета • Восстание Бар-Кохбы • Иран • I Иудейская • Маккавейская • Морские сражения Израиля • Химьяро-аксумская война • Хазары и Русь • Войны фалаша • Англо-Еврейская война • Война Израиля за независимость • Синайская война • Шестидневная война • Война на истощение • Война Судного дня • «Энтеббе» • I Ливанская • Ирак • Интифада I • Интифада II • II Ливанская • Литой свинец • Нерушимая скала |