«важно знать людей, которым ты помогаешь…»
Содержание:
- Добрый самаритянин: ироничный герой или эталон
- Склонность оказывать помощь не связана с религиозностью
- Кто мой «ближний»
- Что показал эксперимент?
- Как самаритяне практически исчезли с лица земли
- Нежданное спасение
- Процедура эксперимента
- Остаться верным Богу
- Условия эксперимента
- “Истинный иврит” – язык самаритян
- Конфиденциальность
- Культурное восприятие
- Богословское толкование
- Выражение «добрый самаритянин»
- Борьба за свободу
- Картина Рембрандта
- литература
- Библиография
- Притча о добром самаритянине
- История
- Кто такие самаряне?
Добрый самаритянин: ироничный герой или эталон
На первый взгляд, творить добрые дела несложно. Но обычно это легко лишь до тех пор, пока для этого не нужно чем-то жертвовать. В адрес же человека, чей добрый поступок сопровождался ущемлением собственных интересов, нередко слышна ироничная фраза: «добрый самаритянин».
В эпоху, когда главными ценностями становятся высокое положение в обществе и величина банковского счёта, вышеназванное высказывание утратило свой первоначальный смысл. Употребляя его, многие забывают, что пришло оно из Библии. И за этой фразой скрывается одна из главных мыслей учения Иисуса Христа.
Добрый самаритянин (католическая фреска)
Постараемся же разобраться, кто такой самаритянин и почему он добрый.
Склонность оказывать помощь не связана с религиозностью
Ученые выяснили, что склонность оказывать помощь нуждающимся в ней никак не связана с религиозностью человека. А вот с занятостью и нехваткой времени — да. Так что в определенной ситуации и религиозный, и неверующий человек могут не заметить, что кто-то попал в беду, спеша по своим делам. Спешили ли на самом деле герои притчи о добром самаритянине? Этого мы никогда не узнаем точно, как и то, были ли черствыми священник и левит, испытали ли они внутренний конфликт.
От этого поступок самаритянина не становится менее значимым, но два других персонажа уже выглядят не столь отталкивающе, как могло бы показаться вначале. Хотя, если перечитать притчу, там явно сказано, что они заметили несчастного: «По случаю один священник шел тою дорогою и, увидев его, прошел мимо. Также и левит, быв на том месте, подошел, посмотрел и прошел мимо». Так что о невнимательности из-за спешки здесь речь не идет.
Таким образом, при оценке поведения людей лучше избегать стереотипов, особенно при недостатке данных о ситуации. Опираясь только на факты и не поддаваясь эмоциям, можно легко избежать манипуляций сознанием с помощью специально созданных для этого историй. Когда-то это были притчи, а сейчас это может быть любой громкий случай, попавший в средства массовой информации. Также не стоит забывать о том, что вне наших этических и религиозных убеждений мы прежде всего биологические существа со своими физическими ограничениями.
Список использованной литературы:
- 1. John М. Darley, С. Daniel Batson. «From Jerusalem to Jericho»: A Study of Situational and Dispositional Variables in Helping Behavior. — Journal of Personality and Social Psychology, 1973, 27. P. 100-108. Приводится по изданию: Пайнс Э., Маслач К. Практикум по социальной психологии. – СПб.: Питер, 2000. С. 457-469.
- 2. Дэниел Бэтсон — биография и профессиональная деятельность Дэниела Батсона. — http://ru.knowledgr.com/02046338/
- 3. Дэниела Батсон http://batson.socialpsychology.org/ — персональная страница, перечень публикаций
Редактор: Чекардина Елизавета Юрьевна
- Писать или не писать? – вот в чем вопрос https://psychosearch.ru/7reasonstowrite
- Как стать партнером журнала ПсихоПоиск? https://psychosearch.ru/onas
- Несколько способов поддержать ПсихоПоиск https://psychosearch.ru/donate
Кто мой «ближний»
Притчу о милосердном самаритянине Святые Отцы нередко называют малым Евангелием. В ней Христос раскрыл образец любви и милосердия, которые каждый из христиан должен проявлять к своим ближним. Но кто же такой тот самый ближний?
Для многих этот вопрос, который задал Христу законник, остаётся не до конца понятным. Первое, что приходит на ум — ближний — это родственник, друг, коллега… Но уж никак не сварливая соседка, злой начальник или давний обидчик.
В притче же Христа ближним стал совершенно далёкий по религиозным и жизненным убеждениям человек. Но именно он, язычник и грешник, с которым иудей не должен был даже говорить, оказал ему милость. И через этот поступок любви и милосердия стал самым близким для иудея человеком.
Митрополит Антоний Сурожский в ответ на вопрос, кто есть мой ближний, емко отвечает: «Всякий!».
Если мы хотим жить по заповедям Христа, то любой человек на нашем пути — будь то давний товарищ или случайный прохожий, верный друг или даже неприятель — должен быть для нас тем, кому мы в любую минуту готовы оказать помощь и проявить милосердие.
Братья и сестры
Все мы имеем один корень в Адаме и Еве, на всех нас запечатлён образ Бога. Того Бога, который «не для того пришёл, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих» (Мк.10:45).
Таким образом, учение Христа совершило настоящую революцию в нравственном и духовном мировосприятии людей. Ведь только христианство в отличие от всех существующих религий и философий называет «ближним» каждого. Любой человек на пути христианина — его ближний, его брат и сестра во Христе, которому он всегда готов оказать помощь и милость.
Что показал эксперимент?
Из эксперимента следует совершенно однозначный вывод: занятые и не занятые религиозными мыслями люди одинаково склонны оказывать помощь попавшим в беду. А вот спешка довольно существенно влияет на стремление оказывать помощь пострадавшим.
Значимость норм оказания помощи, подкрепленная притчей о добром самаритянине, казалось бы, должна была сильнее повлиять на поведение испытуемых. Но статистически значимого влияния не было, к удивлению самих экспериментаторов. Значит ли это, что постоянная спешка, привычная для современного общества, привела к снижению этических норм? И люди, зная, что кому-то нужна помощь, сознательно игнорируют его?
Экспериментаторы считают, что нет, так как у спешащего человека происходит некоторое замедление интерпретаций увиденного либо эмпатических реакций на ситуацию. Это так называемое «сужение когнитивной карты», описанное еще У. Толменом. То есть, испытуемые видели жертву, но вовремя не осознали, что ей нужна помощь, и не восприняли увиденную ситуацию как случай, где нужно принимать этическое решение.
Другие же испытуемые успели это осознать и оказались перед сложным выбором: помочь внезапно встреченному человеку или выполнить свой долг перед экспериментатором, который уже ждал в другом здании. Это сложный внутренний конфликт, который, однако, нельзя назвать черствостью. Экспериментаторы отмечали, что некоторые испытуемые были взволнованы из-за того, что им пришлось принять такое решение.
Как самаритяне практически исчезли с лица земли
Самаритяне ни разу не восстали против римлян, которые были терпимыми практически ко всем религиям, но стерпеть такой византийский террор они не смогли. Однако силы были неравные и их ожидало поражение.
Крестовые походы не давали никаких результатов, так как самаритяне нередко оказывались между двух огней. Всё это привело к тому, что к XX веку от народа осталось всего 146 человек.
После образования Израиля, самаритян решили оставить. Они хоть и были противоречивым элементом, но всё же являлись частью еврейского мира. По сути, они оказались под охраной, как вымирающие животные. Но они к этому отнеслись спокойно, и теперь их численность возросла до 700 человек.
Интересный факт: письменность этого народа имеет отличия от иврита. По сути, их письменность является смесью еврейского и финского алфавитов. Что касается разговорной речи, то она также отличается.
Самаритяне в быту применяют два языка. Один из них – арабский, что совершенно неудивительно. Иудеи покидали свои места, а самаритяне всю жизнь прожили на одной территории по соседству с арабами. Второй язык – древнеарамейский. Именно на нём разговаривали 2 тыс. лет назад жители Палестины.
Хочется сказать, что сохранение самаритян было правильным решением, поскольку такую редкость нужно беречь.
Нежданное спасение
Очнулся он уже утром, на постоялом дворе. Под ним была чистая постель. Раны его почти не болели и были аккуратно перевязаны. Он не помнил, как самарянин заботливо обработал раны лекарствами, положил его на ослика и всю ночь шел рядом, придерживая его тело. Как на руках принес его к хозяину постоялого двора и уговорил того дать кров израненному безвестному путнику…
А сейчас, очнувшись, он увидел, что самарянин собрался уезжать. И услышал, как уже перед самым отъездом он говорит хозяину постоялого двора:
— Уважаемый, вот я оставляю два динария, чтобы твои слуги позаботились об этом несчастном. Через несколько дней я вернусь. И если окажется, что ты потратил на уход за больным больше, я возмещу тебе все расходы.
Хозяин взял деньги и согласно кивнул.
А самарянин подошел к больному, чтобы попрощаться.
— Зачем ты спас меня? — прошептал раненый иудей. — Ведь мы, иудеи, относимся к вам, самарянам, как к собакам. Почему ты заботишься обо мне так, будто я твой близкий родственник? Самарянин улыбнулся в ответ и аккуратно приложил ладонь к его губам.
— Молчи. Тебе сейчас не нужно много говорить. За гостиницу я заплатил хозяину, теперь он будет заботиться о тебе. И кстати, с твоей собакой тоже все в порядке, слышишь, как она лает? Выздоравливай!
И с этими словами самарянин удалился. Раненый посмотрел на дверь, которую тот аккуратно закрыл за собой. И ему почему-то захотелось плакать. А со двора доносился знакомый заливистый лай. Это его собака охраняла дом в ожидании, пока хозяин поправится.
Процедура эксперимента
Всем испытуемым, явившимся для участия в эксперименте, ассистент давал прочесть объяснение необходимости исследования, а затем выдавал задание: записать на магнитофон 3-5-минутную речь, которую нужно произнести, основываясь на предложенном тексте. Первый текст касался будущей карьеры, а второй представлял собой притчу о добром самаритянине. Испытуемый должен был сказать то, что он сам думает по поводу предложенного текста, но не пользоваться записью.
Ассистент на несколько минут оставлял студента наедине с текстом, а затем возвращался и пояснял, что, поскольку в этом здании мало места, для записи нужно будет пройти в другой корпус, и показывал дорогу. Затем вводилась переменная 2: спешка. Ассистент, взглянув на часы, говорил испытуемому, что ему лучше поторопиться, так как его уже ждут и он опаздывает.
Когда испытуемый проходил по дороге, «пострадавший» сидел у дверей дома, не двигаясь, в скрюченной позе, пару раз он кашлял и стонал. Если испытуемый останавливался и спрашивал, что случилось и не нужна ли помощь, то «пострадавший» объяснял, что страдает болезнью легких, все в порядке, у него есть таблетки и они только что были приняты. Поблагодарив студента, он отказывался от помощи. Если же испытуемый настаивал на том, чтобы помочь, то «пострадавший» позволял завести его в дом и благодарил.
Оценку помощи проводил сам «пострадавший» по шкале от 0 до 5:
0 — испытуемый вообще не заметил, что «жертва», возможно, нуждается в помощи;
1 — испытуемый заметил пострадавшего и понял, что помощь нужна, но не предложил ее;
2 — заметил, но не остановился и помог косвенным способом (например, рассказал экспериментаторам о нуждающемся в помощи);
3 — остановился и спросил, нужна ли помощь;
4 — остановился и помог зайти в дом.
5 — отказался оставить жертву (через 3-5 минут) и настоял на том, чтобы отвести ее куда-либо в другое место, например, выпить кофе или в больницу.
После происшествия студент попадал во второе здание, где ему давалось время на подготовку и запись речи без свидетелей. Затем он получал опросник о личной и социальной этике, в который входили 3 основных вопроса: а) «Когда вы в последний раз видели человека, которому, возможно, требовалась помощь?», б) «Когда вы в последний раз останавливались, чтобы помочь кому-нибудь, нуждающемуся в этом?», в) «Приходилось ли вам помогать людям, попавшим в беду? Если да, то расскажите об этом вкратце». Эти данные собирались, чтобы уточнить, действительно ли испытуемые не заметили жертву и воспринимали ли они происшествие как ситуацию, где требуется помощь.
Затем испытуемому рассказывали об истинном смысле эксперимента, объясняя причины обмана и его необходимость, обсуждали реакцию испытуемого на «жертву» и в целом на эксперимент. Авторы утверждают, что все испытуемые поняли необходимость эксперимента и никто из них не был возмущен. Вероятно, это делалось, чтобы соблюсти этичность эксперимента.
Остаться верным Богу
Есть среди нас и образованные люди, они знают аллегорическое толкование этой притчи: два динария – это две природы Сына Божия, образом Которого является самарянин, и Он снова придет в гостиницу во Втором Пришествии, чтобы гостиничник (образ священника или епископа) дал Ему ответ. Это красивое и глубокое толкование. Но слушатели Иисуса Христа, деревенские, простые жители Палестины – разве они могли мыслить в категориях греческой философии, воцерковленной на Вселенских Соборах?
Зато они твердо знали – Бог избрал их маленький и многострадальный народ. Чтобы оставаться верным Богу, надо отвергнуть все то, что Богу мерзко. А мерзость пред Ним – язычество и искажение переданного Им Закона. Несоблюдение заповедей, праздников, богослужений и жертв, несоблюдение ритуальной чистоты – все это отодвигает желанный час, в который милостивый Бог Израиля наконец-то победит всех нечистых и богопротивных язычников и установит Свое Царство, Царство Божие, в котором Израиль наконец-то вырвется из своего униженного положения и будет, царствуя, попирать безбожных язычников (если, конечно, Бог этих язычников не истребит).
Знали это и священник с левитом. Они как раз шли в Иерусалим, чтобы совершить праведную и чистую жертву пред Богом. Строго постились они, строго готовились к этому жертвоприношению. И вот, восходя в святой град Иерусалим, в котором находится единственный в мире Храм, в котором можно вознести Богу Истинному чистую жертву за себя и за народ, и за грехи народа, и помолиться об очищении и освящении, и избавлении от чужеземного языческого ига, и о приходе Царствия Божия, они встречают на своей дороге лежащего без сознания, избитого человека. Они не подходят к нему, чтобы не коснуться его. Более того, греческий текст дает возможность понимания не просто «прошли мимо», а «перешли на другую сторону дороги» – чтобы не оскверниться уж совсем наверняка.
Условия эксперимента
Эксперимент решили проводить на студентах-добровольцах из Принстонской богословской семинарии. Для «жертвы», нуждавшейся в помощи, важным фактором была вероятная оценка пострадавшего участниками как «сомнительного». То есть человек должен быть плохо одет, иметь болезненный и неопрятный вид, но не должно быть понятно, действительно ли он пострадал, болен, пьян или даже потенциально опасен. Встреча с «пострадавшим» не должна была восприниматься испытуемыми как нечто спланированное, находящееся под наблюдением. Поэтому решено было инсценировать эту встречу по дороге из одного заданного пункта в другой, между выполнением других заданий.
Для эксперимента было отобрано 67 студентов. Им не была раскрыта истинная цель эксперимента, вместо этого участникам было объявлено, что они участвуют в исследовании профессиональной карьеры студентов семинарии. Перед началом эксперимента студенты заполнили опросники на выявление их типа религиозности. Перед ними была поставлена задача: пройти несколько экспериментальных процедур в разных помещениях, находившихся в разных зданиях, путь между которыми занимал несколько минут пешком. У дороги из одного здания в другое экспериментаторы поместили актера, который изображал пострадавшего.
Зависимой переменной в данном эксперименте являлось то, окажут ли студенты помощь пострадавшему, и какую. Независимыми переменными были временные рамки — до какой степени студент спешил в другое здание, а также тема речи, которую он должен был там произнести. Одним студентам дали достаточно времени на дорогу, другие же были ограничены во времени. Темы также различались: одни должны были рассказать о своих представлениях, на какой должности они будут работать эффективнее всего, другие — рассказать притчу о добром самаритянине.
В результате эксперимента было отобрано 47 студентов: 7 из них оказались в дальнейшем недоступными для связи по телефону, а 4 догадались о цели эксперимента.
Для оценки религиозности использовались 5 личностных шкал, в основном заимствованных из работ Олпорта и Росса (Allport, Ross, 1967), которые провели разграничение между «подлинной» и «поверхностной» религиозностью.
Исследование проводилось в течение трех дней, с 14 по 16 декабря 1970 года, с 10 до 16 часов. Такие узкие временные рамки были созданы для того, чтобы исключить разницу в погодных условиях и освещении, что могло бы повлиять на ход эксперимента. Испытуемые были разделены по экспериментальным группам случайным образом.
“Истинный иврит” – язык самаритян
Предметом гордости самаритян является их язык. Они считают, что говорят именно на том наречии иврита, которое знали древние евреи.
Самаритянский старейшина Ицхак Симхай так высказался по этому поводу: “В отличие от большинства нынешних евреев, мы, самаритяне, Землю Израилеву, иначе говоря, Страну обетованную, никогда не покидали, а потому каких-либо заимствований из чужих языков иметь не можем”. Правда, на этот счёт многие евреи могут с ним поспорить, но в этом и заключается вечное единство и соперничество двух народов.
Впрочем, в Библии утверждается, что ассирийский правитель, желая помочь кутейцам (самаритянам), изгнанных со своей родины, отправил к ним еврейского священника, после чего те приняли иудаизм. Если верить библейским преданиям, евреи изгнаны не были, а кутейцы лишь влились в их этнос.
Самаритянский канон гораздо меньше еврейского и содержит первые пять книг еврейского масоретского текста из Библии Авраам Вальдман / thetower.org
Конфиденциальность
У самаритян есть строгий кодекс конфиденциальности звонящего даже после смерти звонящего. Если звонящий не дает согласия на передачу информации, конфиденциальность будет нарушена только в редких случаях, например, когда самаритяне получают предупреждения о взрыве или терроризме, чтобы вызвать скорую помощь, потому что звонящий не может принимать рациональные решения для себя, или когда вызывающий абонент угрожает добровольцам или намеренно препятствует доставке услуги другим абонентам.
В ноябре 2011 года Совет попечителей Великобритании согласовал ходатайство о нарушении конфиденциальности в Ирландской Республике, согласившись: «Оказывать конфиденциальную поддержку детям, но сообщать руководству службы здравоохранения о любых контактах (со стороны взрослых или детей), если это обнаруживается. ребенок находится в определенных ситуациях, например, в тех, которые могут причинить ему серьезный вред от себя или от других «. В 2011 году Facebook сотрудничал с самаритянами, чтобы предложить помощь людям, попавшим в беду. Это привело к вызову по «иному делу», который, по мнению некоторых, был посягательством на частную жизнь людей. Ирландский журналист написал о своем опыте получения такого сообщения.
Культурное восприятие
Сюжет является одним из самых популярных в мировом искусстве, особенно средневековом. Практически каждый великий художник посвятил ему одно из своих полотен:
- Рембрандт;
- Винсент Ван Гог;
- Эме Морот;
- Доменико Фетти;
- Иоганн Карл Лот;
- Джордж Фредерик Уоттс;
- Джакомо Конти;
- Ян Вейнантс.
Современная культура имеет также немало отсылок к легендарной притче Христа:
- Английский композитор Бенджамин Бриттен написал одноименное произведение к столетию «Красного Креста»;
- В 2003 году австрийский монетный двор выпустил серию денежных знаков, на реверсе которых отражены сцены из Библии (в том числе и помощь ближнему);
- Оригинальная интерпретация содержится в шестом эпизоде четвертого сезона американского сериала «Агенты ЩИТ»;
- Серия комиксов «Хэллбой» также паразитирует на известных христианских мотивах.
Богословское толкование
Одним из основных моментов данной притчи считается истолкование слова «ближний» для задающего вопрос книжника и Иисуса Христа. Книжник считает «ближним» того человека, кто находится с ним в родственных отношениях или принадлежит к общей этнической или религиозной группе. А ответные слова Иисуса Христа приводят его к пониманию, что ближний — это, на самом деле, «оказавший милость» (добро). По мнению многих исследователей, эти слова, в числе прочего, также выражают необходимость считать «ближним» и всякого человека, который попал в беду или нуждается в помощи. Архимандрит Иоанн Крестьянкин считает данную притчу «назиданием о милосердном самарянине, у которого закон любви был написан в сердце, для которого ближним оказался не ближний по духу, не ближний по крови, но тот, кто случайно встретился на его жизненном пути, кто именно в ту минуту нуждался в его помощи и любви…»
Масло, упоминаемое в Лк. 10:34, в греческом оригинале передано словом elaion
(елей). Милость, которой законник охарактеризовал помощь пострадавшему, также передана схожим словомeleos . Возлияние елея и вина упоминается в контексте священных жертвоприношений Господу, например в принесении жертвы заклания (Чис. 15:5). Таким образом, самарянин мог нести с собой елей и вино, предназначенные для ритуала, но пожертвовал их ради реального для него человека, нуждающегося в помощи. Этим примером Иисус отмечает, где на самом деле находится жертва, угодная Богу. Ос. 6:6: «Ибо Я милости хочу, а не жертвы, и Боговедения более, нежели всесожжений» (также см. Прит. 21:3; Мф. 12:7; Мф. 5:7; Мф. 9:13).
Выражение «добрый самаритянин»
Фраза стала крылатой и используется для обозначения того, кто готов пожертвовать самым последним ради абсолютно незнакомого человека. Именно это значение отражено в названии некоторых больниц, госпиталей и благотворительных организаций.
Нередко выражение используется в переносном значении, в отношении тех, кто выставляет свою «доброту» напоказ.
Богословская наука лишена подобных одномерных толкований легендарной притчи:
- Греческий философ Ориген интерпретирует ее как спасение Адама Иисусом, что говорит о неизбежности Второго Пришествия. Прошедший мимо священник олицетворяет бессердечный закон, защищающий власть имущих;
- Августин предложит еще более символическое толкование: Иерихон олицетворяет вечную жизнь, прошедшие мимо – Ветхий Завет, хозяин дома (где приютили пострадавшего) – Апостола Павла. По мнению современных философов, такая трактовка признается «мешаниной», не имеющей к оригинальному посылу никакого отношения;
- Одна из ведущих фигур Реформации Жан Кальвин полагал, что история говорит о наличии врожденных обязательств между всеми людьми на земле.
Библия является фундаментом Западной цивилизации. Культура любой страны, принявшей христианство, содержит многочисленные отсылки к ближневосточному фольклору. Так, для обозначения бескорыстного человеколюбия говорят: «добрый самаритянин». Данное выражение, одинаково хорошо понимают как в Нью-Йорке, так и в Москве.
Видео: откуда это пошло, притча
В этом ролике Анна Свиридова расскажет притчу о добром самаритянине, как важно помогать малознакомым людям:
Борьба за свободу
Непростые перемены в жизнь народа внесла римская административная реформа. Несмотря на то, что самаритяне получили на своих землях права жителей автономии, они вынуждены были признать языческую веру.
Разрушение Второго Иерусалимского храма толкает самаритян к поискам дома на чужих территориях. Их общины появляются за пределами Самарии, где народ не мог исповедовать веру предков.
Особенно сильные народные волнения начинаются в V-VI веках. В это время самаритянам даже удаётся отстоять свои права и получить независимость от Византии. Этот период ознаменовался правлением местных царей, которые получили поддержку народа. Увы, совсем скоро самаритяне были подавлены, а власть снова перешла к чужеземцам.
Сложный вопрос происхождения самаритян отразился и на их взаимоотношениях с евреями. В 1993 году, когда израильские войска были выведены из Шхема, представители самаритянского этноса потребовали, чтобы ряд их регионов получил статус израильских поселений, однако правительство ответило отказом.
Самаритяне-старейшины носят традиционный красный фес со времён османского владычества Авраам Вальдман / thetower.org
На мой взгляд, причина крылась в возможных негативных политических последствиях, которые мог спровоцировать этот шаг. Несмотря на это, самаритяне подпадают под действие “Закона о возвращении”, поскольку имеют израильское гражданство и при желании могут переселиться в Израиль.
Картина Рембрандта
Рембрандт ван Рейн, один из величайших мировых живописцев, не мог обойти вниманием известный библейский сюжет. В 1633 году он явил миру полотно о любви человека к ближнему:
- Передний план целиком занимает лошадь, которую прислуга удерживает за уздечку;
- Еще один слуга помогает умирающему взойти по лестнице в помещение;
- У входа стоит состоятельный мужчина, в котором можно узнать добродетеля. Он вручает владельцу дома динары как плату за заботу о пострадавшем;
- В левом краю картины можно увидеть молодого человека в шляпе с оперением;
- В его сторону и смотрит несчастный. Выражение лица его говорит о том, что он едва понимает, где оказался. Согласно популярному прочтению иудей полагает, что попал в лапы главаря растерзавших его разбойников;
- По словам критиков, образ еврея наиболее точным образом передает положение человека, обеспокоенного за свою жизнь. Ни до, ни после художникам не удавалось так живописать выражение беспомощности на лице;
- На правом конце полотна безучастная служанка берет воду из колодца.
Спустя несколько лет Рембрандт написал еще один вариант картины.
литература
Монографии
- Алан Д. Краун: Самаритяне. Mohr, Tübingen 1989, ISBN 3-16-145237-2 .
- Алан Д. Краун, Рейнхард Пуммер: Библиография самаритян ( Серия 51 библиографии ATLA ). Lanham 3 2005, ISBN 0-8108-5659-X .
- Алан Д. Краун, Рейнхард Пуммер, Авраам Тал (ред.): Помощник в изучении самаритян. Mohr, Tübingen 1993, ISBN 3-16-145666-1 .
- Фердинанд Дексингер, Рейнхард Пуммер (ред.): Самаритяне. (= Способы исследования 604), Wissenschaftliche Buchgesellschaft, Дармштадт 1992, ISBN 3-534-08557-4 .
- Магнар Картвейт: Происхождение самаритян (= Vetus Testamentum Supplements 128). Брилл, Лейден, Бостон 2009, ISBN 978-90-04-17819-9 .
- Рейнхард Пуммер: Самаритяне . EJ Brill, Лейден 1987, ISBN 90-04-07891-6 .
- Рейнхард Пуммер: Самаритяне: Профиль. Эрдманс, Гранд-Рапидс, Мичиган, 2016 г., ISBN 978-0-8028-6768-1 .
- Роберт Т. Андерсон, Терри Джайлз: Хранители: Введение в историю и культуру самаритян. Хендриксон, Пибоди 2002, ISBN 978-0801045479 .
Научно-популярная
- Гюнтер К. Витен: Самаритяне. Истинные наследники Моисея. Фотография Амоса Шлиака . Журнал ГЕО , апрель 1986 г., стр. 88-102.
Библиография
- Боуман, Джон (1975). Проблема самаритян . Пиквик Пресс.
- Корона, Алан Дэвид (2005) . Библиография самаритян: исправленная, расширенная и аннотированная (3-е изд.). Scarecrow Press. ISBN 0-8108-5659-X.
- Гастер, Моисей (1925). Самаритяне: их история, доктрины и литература . Швайка Лекции по 1923. Oxford University Press.
- Хайнсдорф, Корнел (2003). Christus, Nikodemus und die Samaritanerin bei Juvencus. Mit einem Anhang zur lateinischen Evangelienvorlage (= Untersuchungen zur antiken Literatur und Geschichte, Bd. 67), Берлин / Нью-Йорк. ISBN 3-11-017851-6
- Хьельм, Ингрид (2000). Самаритяне и ранний иудаизм: литературный анализ . Журнал для изучения Ветхого Завета. Серия дополнений, 303. Sheffield Academic Press. ISBN 1-84127-072-5.
- Макдональд, Джон (1964). Богословие самаритян . Библиотека Нового Завета. Лондон: SCM Press.
- Монтгомери, Джеймс Алан (2006) . Самаритяне, самая ранняя еврейская секта . Больна Лекция по 1906. Юджин, штат Орегон: Випф & Stock. ISBN 1-59752-965-6.
- Пуммер, Рейнхард (1987). Самаритяне . Лейден: Э. Дж. Брилл. ISBN 90-04-07891-6.
- Первис, Джеймс Д. (1968). Самаритянское Пятикнижие и происхождение секты самаритян . Семитские монографии Гарварда. 2 . Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета.
- Томсон, JEH (1919). Самаритяне: их свидетельство религии Израиля . Эдинбург и Лондон: Оливер и Бойд.
- Зерталь, Адам (1989). «Украшенная чаша клиновидной формы и происхождение самаритян». Бюллетень американских школ восточных исследований , № 276. (ноябрь 1989 г.), стр. 77–84.
Притча о добром самаритянине
Среди назидательных историй, поведанных Иисусом Христом простому народу, выделяется сказ о милосердном обитателе области Самарии.
Один из законоучителей (т. е. толкователь иудейского закона) решил осведомиться о способах обрести вечную жизнь. Иисус ответил, что достаточно жить в любви с ближними. Ответ показался вопрошающему слишком расплывчатым, и пророк решил проиллюстрировать его случаем из жизни:
- Героем притчи является еврей, пешком преодолевавший дорогу в Иерихон;
- Но на пути ему попались бандиты, которые ободрали его до нитки и оставили умирать посреди дороги;
- Несчастный долгое время лежал на оживленном пути, но никто не помогал ему. Что обычный благопристойный еврей, что священник не находили в себе жалости к нему;
- Но помощь подоспела от одного из оказавшихся в здешних краях самарян (их евреи считали давними врагами). Тот не пожалел последних денег ради помощи умирающему.
Таким образом Иисус продемонстрировал законнику необходимость помогать любому оказавшемуся в беде
И не важно, откуда он родом, какой он религии и национальности.
История
Самаритяне считают себя потомками жителей Израильского царства, точнее, колена Иосифа, разделившегося на колена Ефрема (Эфраима) и Манассии (Менаше). Название группы и обозначение всей территории — Самария — происходит от названия последней столицы Израильского царства, основанной царём Амврием (Омри) и разрушенной Ассирией. Согласно иудейскому вероучению, самаритяне — потомки гутиев (у Иосифа Флавия — хуфейцы), переселённых Ассирией на территорию бывшего Израильского царства, и вскоре воспринявшие иудаизм от своих соседей иудеев.
Сильные культурные различия евреев севера и юга Ханаана имели место ещё с древнейших времён, но после возвращения евреев из Вавилонского плена произошло окончательное размежевание евреев и самаритян, сопровождавшееся взаимной враждой. Возможно, евангельский образ «доброго самаритянина» приобретал дополнительные краски на фоне этой многовековой вражды.
После завоевания Иудеи Александром Македонским самаритяне под руководством Санаваллата построили храм на горе Гризим, два века спустя его разрушил хасмонейский царь Иоанн Гиркан I. Римская административная реформа провинции Иудея (56 г. до н. э.) предоставила самаритянам автономию. В результате гонений многие самаритяне, которые, в отличие от евреев, были обязаны выказывать лояльность языческой вере, отступили от своей веры. После разрушения Второго храма значительные общины самаритян стали появляться за пределами Самарии (в Бет-Шеане, Кесарии, Эммаусе, Яффе, Явне и др.), а в близких к Самарии районах самаритяне составляли заметную часть населения. В V—VI веках в результате волнений дважды провозглашалась независимость от Византии. Самаритяне смогли ненадолго возвести на престол собственных царей, но оба раза восстания были подавлены. В последующие века численность самаритян сокращалась (главным образом за счёт перехода в ислам), к 1917 году их оставалось 146 человек. В 1954 году все самаритяне Израиля, кроме живших в Шхеме (совр. Наблус), были переселены в Холон. Когда в 1993 году было принято решение вывести израильские войска из Шхема, шхемские самаритяне потребовали, чтобы на район Кирьят-Луза распространился статус израильского поселения, но в этой просьбе израильское правительство им отказало. В то же время на самаритян распространяется «Закон о возвращении», поэтому все самаритяне имеют израильское гражданство и, при желании, могут переселиться в Израиль.
Самаритянка Софи Цдака является известной израильской актрисой (в основном — исполнительницей детских и «сказочных» ролей) и певицей, в прошлом — королева красоты Израиля.
До недавнего времени самаритяне заключали браки только внутри общины. В связи с возникшими из-за этого проблемами руководители общины разрешили жениться на прошедших процедуру обращения еврейках и караимках, а затем — и на христианках.
В Палестинском законодательном совете первого созыва (1996—2006) за самаритянами был закреплён один депутатский мандат в округе Наблус. Депутатом от самаритянского меньшинства был избран Салум Исхак ас-Самири.
Кто такие самаряне?
Кем же они являлись на самом деле и какова причина того, что Иисусом они были выбраны, как антипод священнику? Ответ на последний вопрос очень простой: в иудаизме священники являются образцом духовности, в то время как самаряне считаются полулюдьми.
Следует отметить, что в те времена евреи были уверены, что только они – настоящие люди. Все остальные народы, по их мнению, даже сравнения с иудеями не были достойны. Но также существовали самаритяне. Они являлись, с одной стороны, иудеями, а с другой стороны — нет. Именно поэтому к ним относились, как к полуязычникам, жившим на окраине израильских территорий.
Самаритяне были уверены, что они — потомки Иосифа. Что касается людей, живших в Иудее, они считались потомками египетского мужчины, прибившегося к евреям, бежавших с Египетских земель. Другими словами, каждый верил в свою «правду». Вероятнее всего, обживаться на этих территориях они начали в середине VIII века до нашей эры.
Невзирая на все рассказы из Библии, иудеи были не сильно закрытыми людьми. Среди них, особенно в приграничных районах, к которым относилась Самария, практиковались браки, заключавшиеся с представителями другой национальности.
В результате таких браков на окраинах начала своё формирование общность. Также не стоит забывать о том, что в период, когда иудеи попали в вавилонский плен, на пустующих землях стали появляться другие народы, часть из которых по возвращению иудеев приняла их веру.