Значение имени авраам, характер и судьба
Содержание:
- Молитвы Авраама
- ПРИЗВАНИЕ АВРААМА – библейский сюжет для детей
- Любовь и брак для имени Авраам
- Библейская критика
- Авраам в Мекке
- Три Ангела возвестили Аврааму, что его настоящая жена Сарра родит ему сына
- Иконография
- Жертвоприношение Авраама
- Иконография
- Странствия Авраама
- Война девяти царей
- Вера
- Еврейские взгляды
- Авраам в иудаизме
- Иконография
- Бог испытывал послушание Авраама и сказал ему принести в жертву своего сына Исаака
- Недоумение Авраама
Молитвы Авраама
Действительно, воздвижение храма для всех
предстоящих поколений – одно из лучших форм выражения покорности Богу и
поклонения Ему. Они неустанно обращались ко Всевышнему:
«Вот Ибрахим (Авраам) и Исмаил (Измаил) подняли
основание Дома (Каабы): «Господь наш! Прими от нас! Воистину, Ты – Слышащий,
Знающий. Господь наш! Сделай нас покорившимися Тебе, а из
нашего потомства – общину, покорившуюся Тебе. Покажи нам обряды поклонения и
прими наше покаяние. Воистину, Ты – Принимающий покаяние, Милосердный» (Коран
2:127-128)
«Вот сказал Ибрахим (Авраам): «Господи! Сделай
этот город безопасным и надели плодами его жителей, которые уверовали в Аллаха
и в Последний день» (Коран 2-126)
Авраам молил Бога вывести пророка из
потомков Исмаила, который бы жил на этой земле, и пророков из потомков Исхака,
которые стали бы населять землю Ханаана:
«Господь наш! Пошли к ним посланника из них
самих, который прочтет им Твои аяты, научит их Писанию и мудрости и очистит их.
Воистину, Ты – Могущественный, Мудрый» (Коран 2:129)
Кааба, выстроенная Авраамом и Исмаилом и Место
Авраама, которое хранит отпечаток ступне пророка Авраама.
Господь ответил на молитвы Авраама через
тысячи лет, когда сделал пророком Мухаммада, да благословит его Аллах и
приветствует, выросшего среди арабов. И Мекка стала Домом Бога для всего
человечества, так же как и пророк Мухаммад – посланником Господа для всех
людей.
Завершение строительства стало ключевым
моментом жизни пророка Авраама. Кааба предназначалась не какому-то «избранному»
народу, а каждому из жителей земли для поклонения Единому Богу. Существование
Каабы стало гарантией того, что поклонение Истинному Богу не прекратится до
скончания веков. Поистине, Господь, верность которому Авраам доказывал на
протяжении всей жизни, оказал ему великое почтение.
ПРИЗВАНИЕ АВРААМА – библейский сюжет для детей
Однажды к одному добродетельному человеку, по имени Авраам, во сне пришёл Господь и сказал ему:
— Возьми свою жену и своё имущество и иди в страну, которую Я покажу тебе и которую Я дарю твоим детям и внукам.
Все вы, дети, любите свою родину, и, я думаю, вам было бы очень грустно навсегда уехать в чужую землю к незнакомым людям. Так и Аврааму, жаль было покидать и место, и людей, к которым он привык.
Но Авраам очень любил Бога; он знал, что куда бы он ни пошёл, ему везде будет хорошо, если с ним будет Господь. Поэтому он тотчас собрался и пошёл, куда повелел ему Бог. Вместе с ним отправились его жена Сарра и его племянник Лот. Скоро, однако, между ними вышло несогласие, и Авраам сказал Лоту:
— Мы с тобою родственники, если с чужими людьми нехорошо ссориться, то тем более нам. Выбирай себе любую сторону и иди туда жить, а я пойду в другую сторону.
Лот согласился и стал жить в прекрасной долине, где были города Содом и Гоморра. Это было очень красивое место. Там были зелёные луга и протекали ручьи, но зато в городах жили очень злые люди. Они не хотели молиться Богу, обижали друг друга, и поэтому Господь решил уничтожить эти города.
Явление Аврааму Пресвятой Троицы в виде трех странников
Однажды Господь в образе трех странников пришёл к Аврааму и сообщил, что Он хочет уничтожить города Содом и Гоморру. Но Авраам решил заступиться за грешников и сказал Ему:
— Господи, как же можно уничтожить два города; а может быть, в них есть пятьдесят праведных людей, любящих Тебя? Неужели ради них Ты не пощадишь и остальных?
Бог ответил:
— Если там найдётся пятьдесят хороших людей, то Я пощажу города!
Авраам опять сказал:
— Но если там окажется только сорок пять праведных?
Господь обещал не губить города и ради сорока пяти. Авраам всё уменьшал число и, наконец, сказал:
— Господи, прости, что я осмелюсь сказать; но если в Содоме и Гоморре найдётся только десять праведных?
Бог отвечал ему:
— И ради десяти праведных людей не погублю городов.
Но даже и десяти добродетельных людей не оказалось в двух городах. Тогда два Ангела Божии вывели из этих городов Лота с семейством и велели им скорее уходить и не оглядываться назад. Однако жена Лота не послушалась. Она оглянулась и вдруг за непослушание и любопытство тотчас превратилась в каменный столб. На города Содом и Гоморру упал с неба огонь, и оба города сгорели со всеми грешниками.
Господь очень любил доброго и благочестивого Авраама, часто являлся ему и беседовал с ним. Бог обещал Аврааму многочисленное потомство и сказал, что в его роду появится Спаситель мира. Однажды во время такой беседы Авраам сказал Богу:
— Господи, нет у меня детей, кому же я оставлю своё имущество, и кто будет заботиться обо мне в старости?
Но Господь отвечал:
— Посмотри, сколько на небе звёзд, столько же будет у тебя детей и внуков.
Потом Господь добавил:
— Вот через год у тебя родится сын.
И, действительно, спустя год у жены Авраама родился сын, и его назвали Исаак. Авраам был очень рад, он благодарил Бога и устроил большой пир.
Любовь и брак для имени Авраам
Авраам очень тщательно подходит к выбору спутницы жизни. Он предпочитает эмоциональных и темпераментных женщин, открыто проявляющих свои истинные чувства и эмоции. Да и сам он отличается весьма непредсказуемым, несколько вздорным характером
Резкая смена настроения для него — норма, то апатия, то резкое раздражение, то долгожданное тепло и внимание с его стороны. Конечно, такие скачки в настроении становятся причиной конфликтов, но мудрая женщина сможет найти к своему любимому правильный подход
В семейной жизни для него особое значение имеет интим. Супруга Авраама должна быть еще и страстной, раскрепощенной любовницей, дабы полностью удовлетворять сексуальные потребности своего ненасытного мужа. Эффектная внешность, женственность и сексуальность — главные рычаги давления на столь сладострастного мужа.
Библейская критика
Переселение Авраама, Гюстав Доре, 1865 г. |
XIX
Наряду с этим в апологетической традиции XIX-XX вв., защищавшей свидетельства Свящ. Писания от возражений отрицательной критики, зап. и правосл. ученые приводили аргументы в пользу историчности повествований о ветхозаветных патриархах .
У историков в большинстве случаев не вызывает сомнения историчность персон ветхозаветных патриархов. В пользу историчности Авраама говорит то, что имя Авраам не вымышленное имя мифического персонажа и не эпоним этнической группы, но встречающееся и в др. внебиблейских источниках личное имя . Имя Аврам (от Быт 11, 26 до Быт 17, 5), вероятно, краткая форма имени Авирам (евр. , — отец высок, возвышен) и встречается в 3 Цар 16, 34, по своему значению, возможно, является теофорным эпитетом, подчеркивающим величие Господа.
Археологические открытия 2-й пол. XX в. (особенно в Нузи и Мари) показали, что предание о ветхозаветных патриархах отразило исторические реалии среднебронзового века (1-й пол. II тыс. до Р. Х.) и обнаруживает определенные параллели с обычаями, нравами и правовыми представлениями древневост. культур этого времени и т. о. подтверждают сообщения Библии .
Попытки ученых точно датировать время ветхозаветных патриархов с использованием данных археологии не приводят, однако, к единому мнению, предлагаются даты: XX/XXI в. до Р. Х.; между XX и XVI вв. ; XIX/XVIII в. .
Авраам в Мекке
Исмаил был еще младенцем, когда Господь пожелал снова испытать веру Авраама. Он повелел отвести сына и Хаджар в пустынную долину Бакка более 1000 километров юго-восточнее провинции Хеврон. Позже эта земля получит название Мекка.
Столь тяжкое испытание постигло Авраама в тот момент, когда он, наконец, обрел долгожданного наследника и наслаждался каждым мгновением, проведенным с ним. Теперь ему предстояло оставить сына в безжалостной пустыне.
В Библии эта история предстает несколько иначе. Гнев Сары послужил причиной изгнания Хаджар и Исмаила. Авраам устроил большой пир в день, когда Сара отняла Исхака от груди. Тогда она увидела (или ей показалось), что Исмаил насмехается над младшим братом. Разгневанная таким поведением Исмаила она просит Авраама выгнать Агарь и Исмаила. По еврейским традициям возраст отлучения – 3 года, значит, Исмаилу тогда было примерно 17 лет. Как описывают христианские предания, всю долгую дорогу Хаджар несла сына на плечах и опустила на землю, лишь достигнув земли под названием Фаран. Здесь не совсем понятно, как могла женщина нести на плечах 17 летнего юношу. Дело в том, что стихи Библии, описывающие этот момент, называют Исмаила младенцем, тогда как при изгнании о нем отзывались как о юноше.
Так, Авраам отвел Хаджар и Исмаила в пустыню и оставил их с сосудом воды и бурдюком, наполненным финиками. Увидев, как Авраам уходит, Хаджар догнала его со словами: «О Ибрахим, куда же ты уходишь, оставляя нас в этой долине, где нет никого и ничего?» Авраам безмолвно ускорил шаг.
В конце концов, женщина спросила: «Это Аллах повелел тебе так поступить?» Вдруг Авраам остановился, обернулся и ответил: «Да».
Такой ответ успокоил взволнованную женщину. Она снова спросила:«На кого ты нас покидаешь?»
«Я вверяю вас Господу», – сказал Авраам.
«Тогда Он не оставит нас!» – промолвила Хаджар и вернулась к Исмаилу.
Авраам пошёл дальше. Достигнув горного перевала, где они не могли увидеть его, остановился и обратился с мольбой ко Всевышнему:
«Господь наш, поистине, поселил я часть своего потомства в долине, где ничего не растёт, у Твоего заповедного дома. Господь наш, пусть они совершают молитву, и склони к ним сердца (некоторых) людей и надели их плодами, чтобы они благодарили (Тебя)!» (Коран 14:37)
Вскоре финики закончились, и сосуд с водой опустел. Отчаяние Хаджар нарастало. Не в силах подавить чувство жажды и накормить свое дитя Хаджар бросилась искать воду. Оставив Исмаила в тени дерева, она стала взбираться по каменистому склону близлежащего холма, в надежде увидеть проходящий мимо караван. Семь раз она пробежала меж холмов Сафа и Марва в поисках воды и помощи. Впоследствии преодоление этих семи путей между холмами станет одним из обрядов хаджа (паломничества) у мусульман.
Хаджар выбилась из сил и готова была потерять от горя рассудок, когда услышала голос, но не могла понять, откуда он исходит. Она посмотрела вниз и увидела ангела рядом с Исмаилом (ангела Джабраила (Гавриила) – в исламских источниках). Ангел ударил по земле ногой и оттуда хлынула вода. Случилось чудо! Хаджар принялась огораживать источник, одновременно наполняя свой мех. Ангел сообщил ей: «Не бойтесь гибели, ибо, поистине, здесь будет Дом Аллаха, который построит этот мальчик со своим отцом, а Аллах не бросает близких к Нему!». Этот источник, получивший название Зам-зам, бьет и по сей день в городе Мекка на Аравийском полуострове.
Некоторое время спустя племя Джурхум проходило мимо этой местности
Внимание людей привлекла птица, парящая над долиной. Это означало наличие там воды
Впоследствии они обосновались в Мекке, а Исмаил вырос среди них.
Похожую историю рассказывает и Библия (Бытие:21), хотя есть и несколько отличающихся моментов. Например, Агарь отдалилась от младенца, чтобы не видеть, как он умирает, а вовсе не в поисках помощи. Когда младенец принялся сильно плакать от жажды, она просила Бога не дать ей увидеть муки и смерть сына. Появление источника предстает не как ответ на мольбу Агари, а как ответ на плачь Исмаила. Также Библия не упоминает попыток Агари найти помощь, и утверждает, что источник находился в дикой местности Фарана, где они позже обосновались. Христиано-иудейские ученые полагают, что Фаран находится где-то на севере Синайского полуострова, из-за упоминания горы Синай в главе «Второзакония» 33:2. Современные библейские археологи, тем не менее, говорят, что гора Синай находится на территории современной Саудовской Аравии, а значит, Фаран тоже там.
Три Ангела возвестили Аврааму, что его настоящая жена Сарра родит ему сына
Однажды, Аврааму повстречались три путника, уставшие с дороги. Авраам, будучи гостеприимным хозяином, омыл ночи путникам и пригласил в дому. Угощал их телятиной, молоком и маслом. Наевшись и отдохнув, один из путников спросил Авраама, где его жена Сарра?
Сарра в этот момент была у входа в шатер и слышала разговор мужчин. Один из путников был сам Господь в обличии Ангела. Он рассказал Аврааму, что через год Он вернется и Сарра забеременеет, а впоследствии родит сына, наследника.Сарра слышала это и в душе усмехнулась. Святой Ангел сказал: «Зачем ты смеешься, Сарра? Господь всемогущ. Ничего нет невозможного для Бога»
Аврааму на тот момент было уже 99 лет, а жене его Сарре 89. Бог сдержал слово и, через год у Сарры и Авраама родился сын — Исаак. Поэтому ответ на вопрос «сколько лет было Аврааму когда родился Исаак» — 100 лет.
Измаил, сын Авраама от египтянки Агарь насмехался над маленьким наследником. Сарра, увидев это, пришла в ярость и приказала прогнать Агарь вместе с Измаилом прочь из дому. Авраам, будучи добросердечным человеком, поначалу хотел умиротворить жен, но Бог подтвердил желание Сарры.
Агарь с Измаилом стали жить отдельно, и от Измаила произошел народ измаильтяне — их считают предками современных арабов.
Авраам высылает Агарь и Измаила из дома. После этого оба сына Авраама, Исаак и Измаил, встретятся только после смерти Авраама, чтобы его похоронить
Иконография
Среди вариантов изображения жертвоприношения Авраама чаще всего встречается композиция, где Авраам левой рукой держит за волосы коленопреклоненного Исаака, в правой руке — занесенный нож; слева от Авраама у дерева — овен, в небесном сегменте — десница Божия. Иногда позади Авраама изображен ангел (рельеф саркофага Юния Басса, 359 г. (Музеи Ватикана) — ангел представлен в виде юноши без крыльев). Этот тип иконографии удержался в визант. и в древнерус. искусстве.
С IX в. Авраам начинает изображаться с нимбом . Вместо десницы Божией в небесном сегменте или около него чаще помещается ангел (Хлудовская Псалтирь. IX в. ); фреска собора Св. Софии в Киеве, сер. XI в., мозаики Палатинской капеллы в Палермо, 50-60-е гг. XII в., и кафедрального собора в Монреале (Юж. Италия), 1180-1190 гг.; роспись в жертвеннике ц. Рождества Богородицы Снетогорского мон-ря в Пскове, 1313 г.).
С XII в. Авраам, как правило, изображается старцем с длинными седыми волосами. С XVI в. сцена жертвоприношения Авраама в русских рукописях помимо иллюстраций Псалтирей известна в миниатюрах Палеи, Хронографов, Лицевого Летописного свода, Библии (Псковская Палея. 1477 г.: миниатюры сер. XVI в. ); и в клеймах икон (напр. Св. Троица с деянием, сер. XVI в. (ГРМ); Св. Троица в бытии, 1580-1590 гг. (СИХМ) и др.).
Авраам и три ангела, 16 в., Афины, Музей Бенаки |
Святая ТроицаЕвхаристии
Наряду с ветхозаветными сценами в визант. искусстве разрабатывается иконография, основанная на евангельской притче о богаче и бедном Лазаре (Лк 16, 22), получившая название «Лоно Авраамово». Самое раннее из известных изображений — миниатюра Гомилий Григория Назианзина (880-882 гг. ), где сидящий на престоле Авраам держит на коленях фигурку Лазаря, символизирующую его душу. В Псалтири Барберини (1092 г. ) А. с фигуркой в руках сидит под деревьями. В иллюстрациях Псалтирей встречаются многочисленные изображения Авраама, иллюстрирующие различные тексты о праведниках, рае, праведной жертве. Композиция «Лоно Авраамово», символизирующая рай, входит как один из элементов в цикл «Страшного Суда» (Евангелие. XI в. ). Вместе с Авраамом в раю изображаются сидящие на престоле ветхозаветные патриархи Исаак и Иаков, за пазухами которых находятся детские фигурки — души праведных (напр., фрески Дмитриевского собора во Владимире, кон. XII в.). В XVI в. в рус. храмовых росписях «Лоно Авраамово» помещается в диаконнике (Архангельский собор Московского Кремля, ц. Св. Троицы в Вязёмах), что связано с традицией совершения здесь заупокойных служб (Стоглав. Гл. 13). В палеологовском искусстве изображение Авраама в числе ветхозаветных праведников встречается в храмовых росписях монастыря Хора (Кахрие-джами) в Константинополе, 1316-1321 гг., ц. Феодора Стратилата в Новгороде, 80-е гг. XIVв.
Жертвоприношение Авраама
Однажды Господь решил серьёзно испытать на прочность веру Авраама. Он приказал своему пророку принести в жертву Ему своего сына. Конечно, нельзя передать, что в тот момент почувствовал отец, но все же вера в нем была сильнее, чем отеческая любовь.
Как-то они пошли на прогулку, и он приказал слугам подождать их у горы. Он объяснил им, что хочет вместе с сыном принести всесожжения для Господа. Так Авраам забрал Исаака и поднялся с ним на вершину. По дороге мальчик все спрашивал, что же они будут сжигать, ведь у них даже нет никакой жертвы. Эти вопросы терзали сердце отцу. Когда они поднялись, то пророк приготовил жертвенник и положил на него Исаака. Но как только Авраам занес над ним нож, Господь подал голос Свой к нему и запретил убивать сына. Он увидел, что действительно великую веру имеет Авраам.
Иконография
Изображение Авраама используется в пяти сюжетных линиях иконописи, взятых из библейских историй. На иконах праведник изображается седовласым старцем. Одно из самых распространенных изображений посвящено Ветхозаветной Троице. На иконе представлены три ангела, символизирующие три ипостаси Бога, и Авраам. Основа сюжета – явление Господа праведнику в виде трех путников, в которых он узнал Бога.
Другие сюжеты с образом праведника:
- жертвоприношение сына;
- как праотца народов;
- со свитком в руках.
Раннехристианские иконы демонстрируют Авраама до пояса или по грудь. В поздней иконографии имеются образы, на которых изображены два главных ветхозаветных пророка: Моисей и Авраам.
Странствия Авраама
Так Авраам вернулся туда, где когда-то услышал великие слова: «Потомству твоему отдам Я землю сию». Здесь ему пришлось проститься с Лотом. Племянник Авраама Лот к тому времени тоже стал обеспеченным человеком, владел богатствами и скотом, пастбищ для скота и Авраама и Лота не хватало, им пришлось разделиться. Пастухи Авраама и Лота спорили — кто первым должен идти к водопою.
Чтобы не сеять раздор с Лотом, Авраам сказал ему: «да не будет раздора между мною и тобою, и между пастухами моими и пастухами твоими, ибо мы родственники;не вся ли земля пред тобою? отделись же от меня: если ты налево, то я направо; а если ты направо, то я налево».
Лот ушел в долину реки Иордан, где мог пасти свой скот, Авраам же остался жить в земле Ханааской. Вскоре Ханааскую землю постигла война, поражение в которой потерпели правители Соддома и Гоморры. Победители угнали в рабство побежденный народ. Среди рабов оказался и Лот. Авраам мог никогда не узнать, где искать племянника, если бы один из слуг не смог сообщить ему, что Лот оказался в рабстве. Авраам бросился на защиту Лота и отбил его у противников вместе со слугами и имуществом.
На обратном пути Авраам, Лот и слуги оказались недалеко от города Салим. Путников принял царь Мелхиседек. Благословив путников, Мелхиседек сказал Аврааму, чтобы тот не боялся врагов, потому что Господь всегда будет пребывать с ним.
Когда Авраам и его слуги со стадами кочевали по горным долинам, Авраам продолжат печалиться о том, что у него нет детей. И тут он вновь услышал голос Самого Господа, который сказал Аврааму: посмотри на небо и сосчитай звезды, если ты можешь счесть их. И сказал ему: столько будет у тебя потомков.» (Быт.15:5)
Авраам удивился — разве может такое случиться, если в его почтенном возрасте у него все еще нет детей?
Война девяти царей
Царя Элласарского. Вместо Элласар в переводе Ионафана поставлено Талассар, а в сирском – Даласар. Принимая имена сии за одно, некоторые ищут царства Талассар недалеко от Евфрата, где Едениты покорены Ассириянами (Ис. XXXVII. 12).
Царя Гоимского. Думают, что Царь Гоим, что значит царь народов, или языческий, естьто же, что у Иисуса Навина царь Гоим ле-Гилгал (Ис. Нав. XII. 23), а Гилгал то же, что Гелил, или Галилея языческая, у Исаии (IX. 1). Имя царства Гоим произойти могло от смешения различных народов в одной области и под одним правлением. По крайней мере, известно сие о Галилее последующих времен, населенной, по сказанию Страбона (L. XV. 4), Египтянами, Аравлянами, Финикиянами.Содом, Гоморра, Адма, Цевоим, Бела, что после Цоар, несмотря на разделение царств, составляли одну страну, один союз и, кроме Белы, имели одну участь, которую заслужили своим развращением (Втор. XXIX. 23).
Но прежде, нежели излиет на них весь Свой гнев, Бог возвещает его им и желает обратить их к покаянию опасностями и бедствиями брани.
Сиддим. По мнению Абен-Езры, сие имя должно производить от сид שיד известь, а под сим именем разуметь можно земляную смолу, или битумен, находившийся в долине Сиддим в великом обилии и служивший вместо извести.
Море соляное. Обыкновеннее: Мертвое море.Двенадцать лет были они в порабощении у Кедорлаомера. Здесь должно приметить то, что предсказание Ноя о рабстве Ханаана частию начинает уже исполняться.
Рефаимов. Рефаимы были в числе народов, которых землю Бог обещал израильтянам (Быт. XV. 20). Обитали они в Васане (Ис. Нав. XII. 4. XIII. 12). В переводе семидесяти имя Рефаимов иногда заменяется именем исполинов: оно и действительно имеет иногда сие знаменование в Св. Писании (Втор. II. 11). Из сего можно сделать догадку о качествах народа Рефаим.Эмимов. Сии жили в Моавитиде прежде потомков Лота (Втор. II. 10).
Хорреев. Сии суть обитатели земли Идумейской прежде Идумеев (Быт. XXXVI. 20).
До Эл-Фарана. Или: до равнины Фаран. Город Фаран существовал еще во время Иеронима выше Аравии, сопредельности Срацин (см. Loc. НеЬ.).
К источнику Мишпат, который есть Кадет. Имена сии значат: Источник суда и Освящение. Причина сих наименований, по мнению некоторых, находится в Истории Моисея (Числ. XX. 10–13).
Поле Амалекитян. Как Амалик есть потомок Исава (Быт. XXXVI. 12), то здесь или чрез поле Амалекитян должно разуметь древних жителей земли Амаликской, или Амалекитянам должно дать иное древнейшее происхождение. Сию последнюю догадку некоторым образом подтверждает ненависть евреев против Амалекитян, подтвержденная самим Богом (Исх. XVII. 14. 1Цар. XV. 2), между тем как Он воспретил воевать с сынами Исава (Втор. II. 5).
В Хацацон-Тамаре. Сие место после называлось Ен Геди (2Пар. XX. 2).
Много соляных колодезей. Неизвестно, нефтяные ли ключи сим означаются или углубления, сделанные в земле, когда из нее брали битумен.
Вера
И такому Богу Аврам поверил. Что в этом исключительного? Ведь много людей верит в Бога. Мы можем верить в то, что Бог реален, что Его слово, вообще говоря, истинно, что Он желает спасения людей. Мы можем придерживаться самых правильных богословских воззрений — и сейчас, во времена Нового Завета, в этом смысле мы знаем о Боге гораздо больше Авраама. Но все-таки мы можем не иметь его веры. Что отличает веру Авраама? Это не просто вера в бытие Божие, не просто признание определенных истин о Боге — это личное доверие. Богу есть до меня дело; Он обращает Свое слово и ко мне лично; я лично призван верить этому слову и полагаться на него.
В этой вере есть великое, поразительное дерзновение. Неверующие часто бранят приниженность рабов Божиих; однако те из них, которые дают себе труд приглядеться внимательнее, наоборот, возмущаются их крайней заносчивостью — подумать только, верующие полагают, что Творцу всего этого непостижимо огромного мироздания есть дело до каждого из них, что Он печалится об их грехах и радуется их покаянию, что Он — управитель мироздания — тратит время на то, чтобы возиться с ними!
Авраам верит, что к нему обращается Всемогущий; более того, он верит в то, что Всемогущий дает ему обетование. Слово «обетование», вошедшее в наш Синодальный перевод из церковнославянского языка, буквально значит «обещание». Бог обещает Аврааму: «и Я произведу от тебя великий народ, и благословлю тебя, и возвеличу имя твое, и будешь ты в благословение; Я благословлю благословляющих тебя, и злословящих тебя прокляну; и благословятся в тебе все племена земные» (Быт 12:2, 3).
Выглядит ли это правдоподобным? Нет. По любым человеческим меркам — это абсурд. Когда Авраам покидает Харран, ему уже 75 лет. Более того, до рождения Исаака проходит еще четверть века. И в течение этих лет Авраам, все более глубокий старик, верит, что у него и у его престарелой жены родится сын, через которого он станет отцом многих народов. Как пишет апостол Павел, «он, сверх надежды, поверил с надеждою, через что сделался отцом многих народов, по сказанному: «так будет семя твое». И, не изнемогши в вере, он не помышлял, что тело его, почти столетнего, уже омертвело, и утроба Саррина в омертвении; не поколебался в обетовании Божием неверием, но пребыл тверд в вере, воздав славу Богу и будучи вполне уверен, что Он силен и исполнить обещанное» (Рим 4:18–21).
Истинная вера признает Бога Тем, Кто Он есть; Бог знает, что говорит — нелепо полагать, что Всеблагой вводит нас в заблуждение или что Всеведущий чего-то не учел. Все что угодно может оказаться заблуждением, ложью и ошибкой — но слово Божие остается непоколебимой истиной. Падение прародителей начинается со слов змея «Подлинно ли сказал Бог?» — с сомнения в слове Божием. Но Авраам, отец веры, совершил шаг в обратном направлении — он поверил Богу. Бог заключает с Авраамом завет, и об этом стоит сказать подробнее.
Еврейские взгляды
Мозаика на полу Бет Альфа, изображающая Акеду
В «Связях Исаака», «Религиозные убийства и каббала» Липпман Бодофф утверждает, что Авраам никогда не намеревался принести в жертву своего сына, и что он верил, что Бог не имел намерения, чтобы он это сделал. Раввин Ари Кан (на сайте Ортодоксального союза) развивает эту точку зрения следующим образом:
В Проводнике растерянного , Маймонид утверждает , что история о связывании Исаака содержит два «великих понятий». Во-первых, готовность Авраама принести в жертву Исаака демонстрирует предел способности человечества любить и бояться Бога. Во-вторых, поскольку Авраам действовал в соответствии с пророческим видением того, что Бог просил его сделать, эта история иллюстрирует, как пророческое откровение имеет ту же ценность истины, что и философский аргумент, и, таким образом, несет в себе такую же достоверность, несмотря на то, что оно приходит во сне или видении.
В Славе и агония: Исаакиевская Sacrifice и Национальной описательный , Яэль С. Фельдман утверждает , что история Айзек связывания, в обеих своей библейской и посте-библейской версии ( Новый Завет включен) оказала большое влияние на этосе альтруистического героизма и самопожертвование в современной еврейской национальной культуре. Как показывает ее исследование, за последнее столетие «Связь Исаака» превратилась в «Жертву Исаака», означающую как славу, так и агонию героической смерти на поле битвы.
В « Легендах евреев» раввин Луи Гинзберг утверждает, что связывание Исаака — это способ для Бога проверить притязания Исаака на Измаила и заставить замолчать протест сатаны по поводу Авраама, который не приносил никакого приношения Богу после рождения Исаака, а также для того, чтобы покажите миру доказательство того, что Авраам — истинный богобоязненный человек, готовый выполнить любую из заповедей Бога, даже принести в жертву своего собственного сына:
Джейкоб Хоуленд указал, что «работы Гинзберга следует использовать с осторожностью, потому что его проект по созданию единого повествования из множества источников неизбежно делает традицию раввинских комментариев более однозначной, чем она есть на самом деле». Работа Гинзберга не отражает того, каким образом мидраш на Акеда отражает различные потребности различных еврейских общин
Исаак воскрес после резни в средневековой версии Ашкеназа . Spiegel истолковал это как попытку переработать библейские образы в контексте крестовых походов .
В Книге Бытия не говорится о возрасте Исаака в то время. Некоторые талмудические мудрецы учат, что Исаак был взрослым в возрасте тридцати семи лет, что, вероятно, основано на следующей библейской истории о смерти Сары в 127 лет, когда Исаак родился в 90 лет. В библейском повествовании не говорится о реакции Исаака на связывание. Некоторые комментаторы утверждали, что он был травмирован и рассержен, часто ссылаясь на тот факт, что он и Авраам больше никогда не разговаривают друг с другом; однако Джон Д. Левенсон отмечает, что они также никогда не разговаривают до связывания.
Авраам в иудаизме
Как в дохристианской еврейской традиции, так и в более поздней подчеркивается исключительное достоинство Авраама среди праотцев.
Один из наиболее ярких примеров этому — в трактате Бамидбар Рабба 2, где появление Авраама «после двадцати поколений, от которых не было никакой пользы», сравнивается с тем, как на пути странника в пустыне встречается плодоносное и раскидистое дерево с источником. Здесь же отмечены и основные заслуги Авраама, которые практически очерчивают всю тематику аггадических повествований об Аврааме: Авраам самоотверженно служил Господу (выдержал испытание, будучи брошен в огненную печь); отличался особым гостеприимством (содержал гостиницу, где давал пропитание всякому путнику); Авраам — наставник истинной веры («приводил людей под крылья Шехины»); возвещал славу Господа всему миру. Сообщается, что Авраам вырос среди идолопоклонников (на основании ).
Придя к истинной вере, Авраам стал проповедовать Единого Бога и бороться с идолослужением. Поначалу он пытался убедить отца, братьев и покупателей идолов в бессмысленности поклонения им, затем разбил и сжег изготовленные отцом идолы . За это он был схвачен , из которой его спас Сам Бог. Испытание огнем — одно из 10 испытаний (бесплодие Сары, война с царями, обрезание, жертвоприношение Исаака и др.), выпавших на долю Авраама .
В апокалиптической литературе рассказывается о том, что Авраам довелось увидеть многие тайны, в т.ч. и загробные. Ангел Божий Агари научает Аврааму ивриту, чтобы тот мог разгадать секреты всех древних книг .
Не только завет с Авраамом, но и его праведность считается гарантией спасения его потомков . Благодаря заслугам Авраама Израиль существует перед Богом , искупляются грехи Израиля .
Иконография
Изображение Авраама используется в пяти сюжетных линиях иконописи, взятых из библейских историй. На иконах праведник изображается седовласым старцем. Одно из самых распространенных изображений посвящено Ветхозаветной Троице. На иконе представлены три ангела, символизирующие три ипостаси Бога, и Авраам. Основа сюжета – явление Господа праведнику в виде трех путников, в которых он узнал Бога.
Другие сюжеты с образом праведника:
- жертвоприношение сына;
- как праотца народов;
- со свитком в руках.
Раннехристианские иконы демонстрируют Авраама до пояса или по грудь. В поздней иконографии имеются образы, на которых изображены два главных ветхозаветных пророка: Моисей и Авраам.
Бог испытывал послушание Авраама и сказал ему принести в жертву своего сына Исаака
Авраам приносит в жертву своего сына Исаака. Это было испытание от Бога — насколько он будет послушным. Особенно тяжело было решиться на такое, если учесть, что обещанный сын у Авраама появился в 100 лет Авраам был предан Богу и послушно выполнял все го указания. Однажды Господь решил испытать веру и преданность своего лучшего слуги. Он приказал Аврааму принести в жертву его единственного и долгожданного наследника Исаака.
Авраам был убит горем, но не смел ослушаться. Он собрал вязанку дров и вместе с Исааком отправился на гору Мориа, как указал ему Бог.
Исаак спрашивал у отца по пути — где же агнец для жертвы, на что Авраам отвечал, что на вершине Бог укажет. По пришествию на указанное место, Авраам разложил жертвенный костер, связал Исаака, и собирался было заколоть его, как Ангел остановил его, сказав, что Господь уверен в преданности и верности Авраама. В очередной раз Бог благословил Авраама, обещав дать ему многочисленное потомство.
Недоумение Авраама
Сей смех и недоумение Авраама осуждают св. Златоуст(Horn. XL. in Gen.) и Иероним (Contra Pelag. L. Ill), и первый из них присовокупляет, что следствием сего смеха были страдания племени Авраамова во Египте. Однако Патриарха оправдывает против осуждения сего само слово Божие, когда приписывает ему веру оправдывающую (Быт. XV. 6), не изнемогающую, несмотря на то, что плоть уже омертвела (Рим. IV. 18–22).
Толковники халдейские смягчают знаменование слова рассмеялся. У Онкелоса читается: возрадовался. У двух других толковников: изумился. Блаженный Августин в поступке Авраама находит улыбку радости, а не усмешку неверия (De civ. Dd L. XVI, с. 26). Догадываются, что к сему изречению книги Бытия применено изречение Иисуса Христа, когда Он говорит, что Авраам, видев его день, возрадовался (Ин. VIII. 56).
Отнюдь не странно, а весьма естественно то, что чувствование радости из простого сердца изливается смехом и благоговейное удивление выражается языком недоумения.