Православные святцы

Краткий обзор Святых мест Православной России

Спасо-Преображенский Соловецкий монастырь
Монастырь расположен на Большом Соловецком острове в Белом море, а скиты и пустыни — на других островах архипелага. Именно географическое положение во многом сказалось на истории развития и судьбе обители. Монастырь являлся своего рода пограничной крепостью: он выдержал осаду ливонцев, шведов и англичан, а с конца 16 века использовался ещё и как место ссылки. После его закрытия в 1920 году здесь были лагерь и тюрьма особого назначения.

Пролетая над Коломной

Святыни монастыря: мощи основателей Соловецких — Зосимы, Савватия и Германа (надвратная церковь Благовещения), частицы мощей многих чтимых святых, мощи преподобного Елеазара Анзерского (Свято-Троицкий Анзерский скит) и преподобного Иова Анзерского (Голгофо-Распятский скит).
Праздники обители: Преображение Господне — 19 августа, преподобных Зосимы, Савватия и Германа — 21 августа, Собор Соловецких святых — 22 августа, Собор новомучеников и исповедников Соловецких — 23 августа.

Москва

Монастыри: Свято-Данилов — часть мощей благоверного князя Даниила Московского, Донской — мощи патриарха Тихона, Зачатьевский — икона Божией Матери «Милостивая», Новоспасский — икона Божией Матери «Всецарица», Свято-Покровский — мощи блаженной матроны Московской, Новодевичий — чтимые иконы Божией Матери Смоленская и Тихвинская.

Святыни: мощи праведного Алексия Московского (Мечёва) в храме Святителя Николая на Маросейке, поклонный «Кийский крест» с частицами мощей более 300 святых в храме Преподобного Сергия Радонежского в Крапивниках.

Московская область

Монастыри: Троице-Сергиева лавра, Высоцкий Богородицкий в Серпухове — чудотворная икона Божией Матери «Неупиваемая Чаша», Саввин-Сторожевский в Звенигороде — с мощами преподобного Саввы Сторожевского, Иосифо-Волоцкий, Воскресенский в Новом Иерусалиме — с частью мощей мученицы Татианы.

Города: Дмитров, Коломна, Серпухов, Можайск.

Иосифо-Волоцкий монастырь

Санкт-Петербург

Монастыри: Свято-Троицкая Александро-Невская лавра — мощи благоверного князя Александра Невского, Свято-Иоанновский — мощи праведного Иоанна Кронштадтского.

Святыни: мощи блаженной Ксении Петербургской в часовне Ксении Петербургской на Смоленском кладбище, чудотворная икона Божией Матери «Всех скорбящих Радость с грошиками» в храме в честь этой иконы на Зеленецком подворье, чудотворная икона Божией Матери «Знамение» Царскосельская в академическом храме Санкт-Петербургской духовной академии.

Другие регионы России

Алтайский край: Богородице-Казанский (Коробейниковский) монастырь — чудотворная икона Божией Матери.

Калужская область: Оптина пустынь, Свято-Пафнутиев Боровский монастырь, Свято-Тихонова Успенская пустынь.

Костромская область: Свято-Троицкий Макариево-Унженский монастырь.

Липецкая область: Задонский Рождество-Богородицкий монастырь.

Нижегородская область: Серафимо-Дивеевский монастырь.

Благодарим за помощь в подготовке материала Юрия Ахметовича Минулина (Паломническая служба «Радонеж»)

Популярные направления паломнических туров

Все статьи о паломнических турах на «Тонкостях»

  • Европа: Греция (Афон), Италия
  • Россия: Дивеево, окрестности Санкт-Петербурга
  • Израиль: Иерусалим
  • Иордания
  • Ближний Восток (Сирия и Ливан)
  • Турция (по святым местам Византии)

Тонкости паломнических туров

  • История православного паломничества
  • География паломнических туров
  • Паломничество и религиозный туризм — сходства и отличия
  • FAQ о паломнических турах

Происхождение

Они оба были сыновьями князя Владимира Святого. Дата их рождения неизвестна, вероятно, около 990 года. Согласно летописям, матерью Бориса была или Анна Византийская или “болгарыня”. Следовательно, если вспомнить, что после 988 года князь Владимир новых браков не заключал, то датой рождения Бориса может быть и 987 год, в языческий период жизни у него могла быть жена болгарского происхождения.

Рис. 1. Первые русские святые.

Он получил от отца удельный престол в удаленном от Киева городе Ростове на территории современной Ярославской области. В начале XI века эта была далекая окраина Древнерусского государства, так как Москва, Тверь, Кострома и Владимир-на-Клязьме еще не существовали.

Его брат Глеб также родился или от Анны или от жены болгарского происхождения. Скорее всего, они были близнецами . От отца он получил удел в Муроме. Этот город, как и Ростов, представлял собой окраину русских земель. Вокруг него жили финно-угорские племена мещера и мурома, а восточнее находилось государство Волжская Булгария. О деятельности князей до 1015 года ничего неизвестно.

Святыми они стали под мирскими именами, а в их крестильными имена были Роман и Давид. Впрочем, имя Борис к концу X века перестало быть языческим, например, одного из выдающихся болгарских царей так звали.

Рис. 2. Святые Борис и Глеб.

Зачем молиться святым?

В состоянии святости многие получают дары чудотворения, прозорливости, исцелений. И часто, исходя из этих признаков, человека начинают считать святым. Но необходимо заметить, что это глубоко неверно — сами по себе никакие дары еще не являются показателем святости. Христос предупредил: «восстанут лжехристы и лжепророки, и дадут великие знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранных» (Мф. 24, 24-25).

Особенно это нужно иметь в виду в наше время. Почему? Сейчас, к великому сожалению, очень многие верующие ищут именно чудес, прозорливости, предсказаний, а не спасения и святости. Потому обращаются к колдунам, экстрасенсам, лжестарцам, получая в результате вред и душе, и телу. Христианину нужно искать не чудес, а исцеления от страстей.

В настоящее время выпускается множество книг, которые буквально рекламируют отдельных святых в качестве помощников и целителей от конкретных болезней: кто помогает от печенки, кто от селезенки, кто в приобретении квартир — и так далее. Все это очень напоминает язычество, предлагающее помощь того или иного бога-специалиста в зависимости от возникшей проблемы.

В Православии молитвы святым носят совершенно иной характер. Каждый святой, к кому мы искренне обращаемся, является нашим сомолитвенником Богу. И каждый из них может быть нашим помощником. Нельзя специализировать святых, как врачей и адвокатов — это признак явного суеверия.

Почему и зачем мы молимся святым? Если я обращаюсь к другу: «Помолись, завтра мне предстоит трудное дело…», то почему же не могу обратиться с такой же просьбой к святителю Николаю? У Бога нет мертвых, у Него все живы. И к святым мы обращаемся, ибо их молитвы более действенны, чем у нас, грешных

Но при этом важно помнить, что святые — это наши сомолитвенники Богу, а не «спасители» сами по себе. Если мы забудем об этом, то превратимся в тех же язычников

С

  • Преподобный Савва Сторожевский — Православие.Ru
  • Праведный Симеон Богоприимец — Православие.Ru
  • Праведный Симеон Богоприимец — Православная Херсонщина
  • Праведный Симеон Богоприимец — Символ Веры
  • Десница праведного Симеона Богоприимца – святыня Ахена — Анатолий Холодюкт
  • Уроки праведного старца. Сретение Господне — иерей Дмитрий Шишкин
  • Праведный Симеон Верхотурский — Православие.Ru
  • Праведный Симеон, Верхотурский чудотворец — Владимир Блинов
  • И небо становится ближе… Праведный Симеон Верхотурский — Православие и мир
  • Житие и чудеса праведного Симеона Верхотурского — Русские святые
  • Преподобный Серафим Вырицкий — Православие.Ru
  • Житие преподобного Серафима, Саровского чудотворца (одно из полных и лучших житий святого) — священномученик митрополит Серафим Чичагов
  • Преподобный Серафим, Саровский чудотворец — Православие.Ru
  • Обретение мощей преподобного Серафима Саровского — Православие.Ru
  • Проповедь на память преподобного Серафима Саровского — святитель Иоанн Максимович
  • Трудности канонизации преподобного Серафима Саровского — Тихон Сысоев
  • Шесть причин «затяжной» канонизации Серафима Саровского — Тихон Сысоев
  • Священномученик Серафим Чичагов — Православная энциклопедия «Древо»
  • Митрополит Серафим Чичагов и его «Медицинские беседы» — Отдел по социальному служению и благотворительности Томской епархии
  • Преподобный Серафим Вырицкий — Православие.Ru
  • Полное житие преподобного Серафима Вырицкого — Дмитрий Орехов
  • Краткое житие преподобного Сергия Радонежского — Православие.Ru
  • Полное житие преподобного Сергия Радонежского — архимандрит Никон Рождественский
  • Явление Пресвятой Богородицы преподобному Сергию Радонежскому — Православие.Ru
  • К вопросу о дате рождения преподобного Сергия Радонежского — протоиерей Владислав Цыпин
  • Почитание преподобного Сергия Радонежского в дальнем зарубежье — диакон Георгий Максимов
  • Новые чудеса преподобного Сергия Радонежского. Часть I. Истории лаврских насельников — диакон Валерий Духанин
  • Новые чудеса преподобного Сергия Радонежского. Часть II. Истории архимандрита Илии Рейзмира — диакон Валерий Духанин
  • Новые чудеса преподобного Сергия Радонежского. Часть III. Истории священников — диакон Валерий Духанин
  • «Будет он обителью и слугой Святой Троицы». К 700-летию со дня рождения преподобного Сергия Радонежского — диакон Валерий Духанин
  • Преподобный Силуан Афонский: Я никогда не прихожу к людям, не помолившись о них — епископ Александр Милеант
  • Преподобный Силуан Афонский: «любовь не терпит, чтобы погибла хотя бы одна душа» — Владимир Можегов
  • «Русский святогорец» преподобный Силуан Афонский — Мария Дегтярева
  • Житие преподобного Силуана Афонского — 
    сайт «Преподобный Силуан Афонский»
  • Святитель Спиридон, епископ Тримифунтский. Его жизнь, подвиги и чудотворения, изложенные по греческим рукописям — Александр Бугаевский
  • Пастух и пастырь — протоиерей Андрей Ткачев
  • Где живёт святитель Спиридон Тримифунтский — Алексей Бакулин
  • Святитель Спиридон Тримифунтский — покровитель Корфу — Олеся Николаева
  • «Молились бы вы святителю Спиридону Тримифунтскому». Случай из жизни и совет архимандрита Иоанна Крестьянкина — Нина Павлова
  • Святитель Стефан Пермский — Православие.Ru
  • Стефан Пермский — Древо
  • Апостольский подвиг святителя Стефана Пермского — А. Крашенинников

Уничтожение монастыря большевиками

Революция 1917 года выжгла все, что составляло культурную и духовную основу государства, не пощадили большевики и Оптину обитель. Новая власть относилась враждебно к православию, видя в нем угрозу новому государственному строю.

Поэтому Оптина пустынь постепенно забылась, что позволило большевикам без какой-либо угрозы для своей политической репутации закрыть монастырь. Это произошло в 1923 году. В его зданиях была устроена лесопилка, а скит отдан под дом отдыха. Многие старцы подверглись гонениям, юродствовали.

Возрождение монастыря произошло в 1987 году, когда государство вернуло Русской православной церкви все, что осталось на тот момент от обители. Началось восстановление монастыря, и уже в 1988 году в его надвратной церкви и Введенском соборе прошли богослужения.

В том же году Поместным Собором РПЦ был прославлен Амвросий Оптинский, первый из четырнадцати старцев. В 1996-м остальные тринадцать старцев были причислены к лику местночтимых святых, а в 2000 году они были прославлены для общецерковного почитания.

Сейчас монастырь ведет просветительскую работу, у него есть свое издательство, появился сайт, где можно узнать его историю, получить совет. И каждый день, как встарь, врата обители открыты для многочисленных групп паломников.

Животворящий Крест

Святыня находится в селе Годеново в храме святителя Иоанна Златоуста, являющемся подворьем Свято-Никольского женского монастыря города Переславля-Залесского Ярославской области.

Монахини монастыря ведут летопись событий и чудес, связанных с Животворящим Крестом. Согласно летописи, Годеновский Крест был обретен в XV веке на топком болоте недалеко от Ростова Великого: он явился пастухам в столбе яркого света с повелением построить храм и поместить в нем Крест.

Чудесным образом болото исчезло, и жители окрестных сел и деревень быстро возвели деревянную Никольскую церковь, которая несколько раз горела, но пламя Креста не касалось совсем.

В храм Иоанна Златоуста Крест был перенесен в 30-е годы XX века. Годы советской власти привели к обветшанию храма и забвению реликвии. Благодаря монахиням Свято-Никольского монастыря и его настоятельнице игумении Евстолии в 90-е годы началось восстановление церкви. Весть об обретении святыни быстро распространялась по стране, и даже в обветшалой церкви люди обретали благодать и исцеление – и духовное, и телесное.

Люди из разных мест приезжают в Годеново. В церковный праздник — День Явления Животворящего Креста Господня, отмечаемый 11 июня, до 10 тысяч человек посещают храм. По просьбе священнослужителей сделано 12 копий Креста для их храмов. Копия святыни находилась полгода на Международной космической станции.

В каждой религии есть свои святые места и свои святыни. Этот материал посвящен православным. Верить или не верить в чудодейственную силу – выбор каждого.

Личность Сергия Радонежского

Возрождением монашеской жизни после монгольского нашествия Русь обязана Сергию Радонежскому, основавшему Троице-Сергиеву лавру и оставившему множество учеников, которые впоследствии заложили основы новых монастырей и воспитали новых подвижников, причисленных к лику преподобных. Что значит эта, поистине легендарная личность для русского православия и всего русского государства?

Это преподобный Сергий и его сподвижники положили начало возрождению духовности русского народа. Во время тяжелых испытаний, выпавших на долю земли Русской, ему удалось сплотить народ воедино и дать толчок формированию того самого “русского духа”, который остается с нашим народом и доселе.

Немалым был и его вклад в формирование российской государственности, которая в том виде, в котором мы ее знаем, начинается именно со времен святого Сергия.

Русскому народу он показал, каким должен быть идеал человеческой жизни, став примером для многих поколений. Его влияние на православную жизнь России ощущается даже сейчас, через семь веков после его смерти.

Лик подобных Господу

Преподобные – это те святые, которые вели аскетический образ жизни, находясь в молитве, трудах и посте. Среди русских угодников Божьих можно выделить преподобного Серафима Саровского и Сергия Радонежского, Савву Сторожевского и Мефодия Пешношкого. Первым святым на Руси, канонизированным в этом лике, считается инок Николай Святоша. До принятия чина монашества он был князем, правнуком Ярослава Мудрого. Отказавшись от мирских благ, преподобный подвизался в иноки в Киево-Печерской лавре. Николай Святоша почитается как чудотворец. Считается, что его власяница (грубая шерстяная рубашка), оставленная после кончины, излечила одного болящего князя.

Дмитрий Донской причислен к лику святых Русской православной церковью

Еще один из известных святых русской земли это Дмитрий Донской. Родился 12 октября 1350 года в Москве. Когда у него умер отец, его наставником и опекуном стал митрополит Алексий. Очень хорошие отношения у Дмитрия сложились и с преподобным Сергием Радонежским. Именно к нему перед сражением пришел Дмитрий.

Икона святого князя Дмитрия Донского. Фото: cs5.livemaster.ru

Очень долгое время князь враждовал с разными народами, но спустя 9 лет был заключен мир. Постепенно он наладил отношения со всеми. Так как он был человеком верующим, он постоянно поддерживал храмы, монастыри.

В 1380 году произошла одна из великих битв Куликовская, в ходе которой Мамая потерпел поражение.

1380
в этом году произошла Куликовская битва

Умер Дмитрий Донской довольно рано, в 39 лет. Похоронен был в Архангельском соборе города Москвы. Он был причислен у Русской православной церкви к лику святых. День памяти его 19 мая.

Юродивые

– так называется новый чин святости, который входит в Русскую церковь с начала 14 в. «Христа ради юродивый», или «блаженный» – человек, принявший на себя облик безумия ради отвержения ценностей мирской жизни. Своим подвигом притворного безумия или безнравственности они выявляли несовместимость таких понятий, как христианская правда и здравый смысл. Почти всем юродивым приписывается дар пророчества, который дается им в качестве награды за презрение к человеческому разуму. По свидетельству современников, древнерусские юродивые ходили нагими, с распущенными волосами и железной цепью на шее. Родиной русского юродства стал Новгород. Именно из Новгорода происходят Прокопий Устюжский (14 в.), Никола Кочанов (14 в.), Михаил Клопский (15 в.). Ряд московских юродивых начинается со св. Максима (15 в.), а наиболее прославленным среди них был Василий Блаженный (16 в.). В 16 в. юродство стало формой пророческого (в древнееврейском смысле) служения, соединенного с крайней аскезой и посмеянием миру. В эту эпоху, когда церковная иерархия оказалась практически лишенной своего права печалования (ходатайства) за неправедно осужденных, подвиг юродивых приобрел социальный и даже политический смысл: обличение сильных мира сего стало неотъемлемой принадлежностью юродства. Именно юродивый, которого невозможно лишить голоса, выступает теперь как единственный поборник Христовой правды. С конца 16 в. власть начинает все более подозрительно относиться к юродивым. В 18 в. Синод запретил канонизацию блаженных. Последними святыми этого чина святости стали блаженная Ксения Петербургская (18–19 вв.) и блаженный Николай Рынин (19 в.), канонизированные в 20 в.

Пустозерск – истоки Крайнего Севера

Первым русским городом, который был основан за Полярным Севером, является Пустозерск. Он расположено в 20 км от города Нарьян-Мар.

Как добраться

Добраться до него не составит труда. В летнее время до места ходят многочисленные лодки, а зимой можно воспользоваться снегоходом.

Особенность места

На огромной Крайнем Севере этот кусочек суши является крупнейшим памятником русской истории. Он был основан в 1499 году по приказу Ивана III. В историю он вошел как место, куда был направлен в ссылку протопоп Аввакум. Сидя 15 лет в земляной яме он создал «Житие протопопа Аввакума, им сами написанное», который является первым русским романом. Поэтому это место не только Староверческая Голгофа, но и родина русской литературы. Этом место обладает целительной силой. Ежегодно сюда приезжают множество людей, чтобы совершить старообрядческое паломничество.

Стена плача: молитва длиной 2000 лет

Иерусалим, Израиль

В 586 году до нашей эры вавилоняне сожгли Первый Иерусалимский храм, созданный царем Соломоном, — главное святилище для всех евреев. Через шесть с половиной столетий римляне уничтожили Второй храм, который царь Ирод достроил всего за 6 лет до этого. Уцелела лишь часть стены, но не самого храма, а укрепленной Храмовой горы, на которой он стоял. С тех пор Западная стена, или Стена Плача, стала важнейшей святыней иудаизма: к ней приходят, чтобы поплакать и помолиться, к ней обращают просьбы, с ней связывают надежды. И не устают верить в то, что на прежнем месте будет воздвигнут Третий Иерусалимский храм, который объединит еврейский народ.

Преподобный Серафим Саровский

Святой подвизался в Саровской пустыни Нижегородской губернии. Его жизнь сопровождалась уединенностью, совершением чудес, общением с животными, духовными наставлениями всем приходящим к нему за советом и пророчествами о будущем России. Праведный образ жизни позволил святому при жизни увидеть Христа, Пресвятую Богородицу и ангелов Господа.

Что сделал:

Основал Дивеевскую женскую монашескую обитель. Благодаря подвигу Серафима в тех местах, ему являлась Богородица. Дивеево считается одним из четырех уделов Божией Матери на земле. Сегодня монастырь встал в ряд центров мирового Православия. Обитель посещают верующие и паломники со всего мира.

Веришь? Покажи делом

Новомученичество естественным образом произошло из преподобия. Эти два вида святости органично связаны собой внутренней логикой и одним духом. Самоотвержение духовно, всегда связано с самоотвержением материальным. Поэтому нет ничего удивительного в том, что Русь дала миру так много дивных исповедников и страдальцев Христа ради, купивших царство небесное своей кровью. Их подвигом Русская Церковь стала в один ряд с великими церквями древних мучеников.

Если посмотреть на наших святых изнутри их мира, то можно увидеть, что главное исповедание Бога все они предприняли через дела. Мы не афиняне. Русский не верит слову. Красиво говорить умеют многие. И часто красивая речь обманна. Русский верит только делам. Веришь? Покажи делом. Нет дел? Не болтай

Наш народ, зная за своими святыми такую особенность, обращается к ним в молитве, моля и прося абсолютно обо всех своих делах: от рождения детей, до спасения души. И сейчас народ несет святым все свои беды и проблемы, не считаясь с упреками богословов, советующих просить Бога только о дарах духовных. Ну, не будет этого. Они же святые, родные нам. А как в доме Отца своего не просить всего, что есть в нашем доме? Он же Отец. А мы же – дети хозяина дома. Это чужой в доме робеет и не знает, куда сесть и что взять. А то что?

Святитель Лука (Войно-Ясенецкий) (XX в.)

Родился в семье аптекаря-католика, но был воспитан матерью в православной вере. В 1903 году окончил медицинский факультет Киевского университета. Во время Русско-японской войны (1904 год) возглавил отделение хирургии при госпитале Киевского Красного Креста в Чите. Женился на сестре милосердия Анне, которая родила ему четверых детей и в 1919 году умерла от туберкулеза. Через некоторое время принял сан диакона, затем пресвитера. В 1923 году Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий был пострижен в монашество с именем Лука в честь врача-евангелиста. В том же году рукоположен во епископа, после чего его арестовали по стандартному подозрению в «контрреволюционной деятельности». Началась череда арестов и ссылок, которые продлились 11 лет, при этом владыка не переставал служить и лечить людей, писать медицинские и богословские труды. В 1946 году за научные разработки в области медицины удостоился Сталинской премии. Последние годы жизни святитель Лука провел в качестве архиепископа Крымского, до конца спасая жизни и души людей. В 2000 году Архиерейский Собор Русской Православной Церкви прославил священноисповедника Луку в сонме новомучеников и исповедников Российских XX века.

Самые известные имена святых земли русской

В одном ряду с упоминавшимися выше князьями Борисом и Глебом, своеобразными символами русского православия, стоят не менее значимые имена русских святых, ставших заступниками всего народа через свой вклад в участие церкви в общественной жизни.

После освобождения от монголо-татарского влияния русское монашество видело своей целью просветительство языческих народов, а также возведение новых обителей и храмов в необжитых северо-восточных землях. Наиболее заметной фигурой этого движения был преподобный Сергий Радонежский. Для богопослушного уединения он построил келью на холме Маковец, где позже возвели Троице-Сергиеву Лавру. Постепенно к Сергию стали присоединяться праведники, вдохновленные его учением, что привело к образованию монашеской обители, живущей плодами рук своих, а не подаяниями верующих. Сергий сам работал в огороде, подавая пример собратьям. Учениками Сергия Радонежского было возведено около 40 монастырей по всей Руси.

Преподобный Сергий Радонежский нес идею богоугодного смирения не только простым людям, но и правящей верхушке. Как искусный политик, он способствовал объединению русских княжеств, убеждая правителей в необходимости сплочения династий и разрозненных земель.

Значение слова

Преподобный — это одна из категорий, еще их называют “ликами”, на которые принято разделять святых в зависимости от деяний во время их земной жизни.Так что означает слово «преподобный»? Так называли святых монахов, которые своей жизнью и трудами старались угодить богу, стать ему подобными, и преуспели в этом, поэтому только монахи, возвеличенные церковью, могли носить это звание.

Важно отметить, что преподобные — такое уникальное явление, аналогов которому в христианстве больше нет. Безусловно, в каждом чине святых можно найти множество примеров богоподобия, но преподобные святые отличались от остальных особым, беззаветным стремлением служить господу, отличающимся крайней степенью самоотречения

Встав на стезю подвижничества, они отказывались от всех земных благ и полностью посвящали себя служению Всевышнему.

Сергий Радонежский — избранный сосуд Духа Святого

Особого внимания заслуживает русский святой 14 века Сергий Радонежский, в миру Варфоломей. Он родился в благочестивой семье Марии и Кирилла. Считается, что находясь еще в утробе матери, Сергий проявил свою богоизбранность. Во время одной из воскресных литургий еще не родившийся Варфоломей вскрикнул три раза. В то время его мать, как и остальные прихожане, была объята ужасом и смущением. После своего рождения преподобный не пил грудное молоко, если Мария вкушала в этот день мясо. По средам и пятницам маленький Варфоломей голодал и не брал материнскую грудь. Кроме Сергия, в семье было еще два брата — Петр и Стефан. Родители растили детей в православии и строгости. Все братья, кроме Варфоломея, хорошо учились и умели читать. И лишь младшему в их семье тяжело давалась грамота — буквы расплывались перед глазами, мальчик терялся, не смея вымолвить и слова. Сергий очень страдал от этого и усердно молился Богу в надежде получить способность читать. Однажды, вновь осмеянный своими братьями за неграмотность, он убежал в поле и встретил там старца. Варфоломей рассказал о своей печали и просил инока помолиться за него Богу. Старец дал мальчику кусочек просфоры, пообещав, что Господь обязательно дарует ему грамоту. В благодарность за этого Сергий пригласил инока в дом. Перед принятием трапезы старец попросил мальчика прочитать псалмы. Робея, Варфоломей взял книгу, боясь даже взглянуть на буквы, которые всегда расплывались у него перед глазами… Но чудо! — мальчик начал читать так, будто уже давно знал грамоту. Старец предсказал родителям, что велик будет их младший сын, так как он есть избранный сосуд Духа Святого. После такой судьбоносной встречи Варфоломей стал строго поститься и постоянно молиться.

Трагическая судьба Бориса и Глеба

В 1015 году князь Владимир Святославич был болен и вызвал к себе из Ростова князя Бориса. Он поручил ему поход на печенегов. Борис не обнаружил противника, поэтому пошел обратно в Киев. По пути он остановился на реке Альте, которая находится на юго-востоке современно Киевской области. Во время похода скончался князь Владимир и престол занял сводный брат Бориса – князь Святополк. Он решил избавиться от брата, считая его конкурентом на трон в Киеве. К Борису были посланы убийцы, они пронзили его копьями и ударили мечом в сердце. Следующим погиб князь Глеб. Святополк вызвал его в Киев. В пути Глеб сделал остановку около Смоленска, где его и нашли убийцы.

Изначально Бориса похоронили в Вышгороде, а Глеба под Смоленском. Спустя 4 года после усобицы между Святополком и Ярославом, в 1019 году, его тело перенесли в Вышгород.

Они являются святыми не только для русской православной церкви, но и для католической. В ее списках святых они известны как Роман Русский и Давид Польский. Дата их канонизации на Руси до сих пор спорная, между 1020 и 1115.

Рис. 3. Борис и Глеб святые.

Описание иконы

Данный список должен быть в каждом православном доме. Это универсальный образ, которому можно возносить любые молитвы о помощи. На иконе изображено всё воинство Господне, силу и мощь которого не описать словами. Также эта икона навевает благоговейный страх, так как о соборе всех святых упомянуто в Откровении Иоанна Богослова. Святой Иоанн предвещал наступление Страшного Суда, когда все святые поклонятся Агнцу Божьему.

Кто изображен на иконе:

  • Святая Троица;
  • Богоматерь;
  • архангелы, ангелы;
  • патриархи;
  • святые мученики;
  • учителя церкви.

На этой иконе вы найдете все образы святых, и своего небесного покровителя тоже. Когда вы возносите молитвы иконе всем святым, вы обращаетесь ко всем сразу. В православной традиции почитают всех, кто своей святой жизнью или смертью удостоился дара Святого Духа. Это канонизированные святые и страстотерпцы божьи, а также малоизвестные христианские подвижники.

Традиция почитания святых и страстотерпцев установлена первыми христианами, когда они возносили моления на гробах погибших за веру мучеников. С того же времени была введена практика зажигания лампад, так как в катакомбах и гробницах было темно. Православная церковь сохранила традиции первых христиан и ни на шаг не отступила от заветов апостолов.

На вторую неделю после Троицы отмечают Собор всех святых, погибших за православную веру и прославивших Христа своим житием. В честь этого дня была создана икона святых Земли Русской.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector