Свято-николаевский собор в ницце

Церковь монастыря

Церковь Успения Пресвятой Богородицы была торжественно освящена епископом Ниццы в 1667 году. Интерьер базилики состоит из трех нефов. Последний из них был построен в XVII веке, а его восемь колонн датируются XIV веком. Внутри установлен большой позолоченный резной деревянный алтарь и внешние портики. Главный алтарь храма выполнен в барочном стиле. Церковь была соединена с ризницей, в которую нельзя входить туристам, стены и свод ее украшены богатейшим рисунком в стиле ренессанс. Слева от церкви возвышаются три часовни.

Один из главных символов монастыря — колонна из белого мрамора, датированная 1477 годом, которая посвящена Святому Франциску. На вершине колонны расположен трилистный крест, где изображено распятие, а также Серафим, явившийся на горе Верна Святому Серафиму Ассизскому. Часовня, посвященная Святому Имени Иисуса, расширяет ризницу. В вестибюле ризницы расположен красивый белый мраморный фонтан.

В церкви есть несколько картин знаменитого ренессансного художника эпохи Возрождения Людовико Бреа, итало-лигурийского происхождения. Здесь выставлены его картины «Снятие с креста», «Распятие», «Пьета» и другие. При выходе из церкви, на память можно взять открытку, оставив по желанию небольшое пожертвование.

В 1845 году граф Каис де Пьерлас спроектировал новый фасад церкви в неоготическом стиле, украшенный эмблемами францисканского ордена. На территории монастырского комплекса также расположено кладбище. В этом месте похоронены художники Анри Матисс и Рауль Дюфи, а также Роджер Мартин дю Гар, лауреат Нобелевской премии по литературе 1937 года.

Рядом с оградой церкви монастыря установлен памятник-аллегория, на котором изображен французский петух, сразивший германского сокола. На плите выгравирован список жителей Ниццы, геройски погибших во время Первой Мировой войны.

Вечерние мессы в церкви монастыря проводятся с понедельника по пятницу, в 18:30. В воскресенье месса проходит в 8:30 и 10:30. Каждую среду в церкви можно посетить исповедь, за исключением периода летних школьных каникул: с 1 июля по 4 октября. В этот период для причастия нужно назначать встречу со священником в секретариате монастыря.

Ассоциация Друзей Свято-Николаевского собора в Ницце (ACRN)

Ассоциация друзей Свято-Николаевского собора (ACRN) создана в соответствии с французским законом о некоммерческих организациях от 1901 г. Ее цель состоит в том, чтобы:

  • объединить в одном дружеском сообществе людей, приверженых образу русского православного Свято-Николаевского собора, как глубоко укорененному в ниццком пейзаже символу дружбы между Францией и Россией;
  • служить площадкой для обмена информацией, общения и действий в интересах сохранения и развития Свято-Николаевского собора;
  • в более широкой перспективе способствовать изучению и сохранению культурного наследия и ценностей русского Православия в Ницце и повсюду на Лазурном Берегу;
  • в том же смысле поддерживать и развивать общение между жителями Ниццы, Лазурного Берега, Франции и других стран, имеющих российские корни, семейные или дружеские связи, и разделяющих привязанность к этим ценностям;
  •  способствовать на местном уровне укреплению дружественных, духовных связей и культурному обмену между Францией и Россией.

Председатель: Пьер де Фермор, член Союза Русской Аристократии (UNR), член ассоциации потомков офицеров Императорской Гвардии во Франции, член международного Петербургского Круга.

pdefermor@gmail.com

Зам. председателя: Александр Чирков и Жан-Франсуа Фуке

Секретарь: Кристиан Фризе

Казначей: Никита Игоревич Ионников (только французский язык)
+33 6 21 14 89 22
nikita.ionnikoff@sfr.fr

Почетный Председатель: Ее Высочество, княгиня Феодора (Доррит) Алексеевна Романова, вдова князя Дмитрия Романовича Романова, в свою бытность старшего среди представителей Российского Императорского Дома, бывшего Почетного Председателя ACRN.

Князь Георгий Александрович Юрьевский, правнук Императора Александра II от брака со светлейшей княгиней Екатериной Михайловной Юрьевской-Долгоруковой.

Князь Александр Александрович Трубецкой, исполнительный председатель ассоциации «Франко-российский диалог», Париж; председатель ассоциации Потомков офицеров Императорской Гвардии во Франции.

Князь Дмитрий Михайлович Шаховской, председатель Союза Русских Дворян, преподаватель Свято-Сергиевского богословского института в Париже.

Граф Сергей Алексеевич Капнист, директор «Русского Красного Креста» в Ницце и Париже, зам. председателя Союза Русских Дворян.

Пьер де Фермор и князь А.А. Трубецкой с владыкой Нестором, епископом Корсунским

Е.В. княгиня Феодора с настоятелем собора протоиереем Андреем Елисеевым.

21.07.2021 Коммюнике ACRN.

15.01.2021 Пьер де Фермор. Гражданин двух держав.

12.03.2020 Поздравление Посла Российской Федерации А.Ю. Мешкова в связи с 10-летием Ассоциации друзей Свято-Николаевского собора.

15.06.2018 3-й Благотворительный вечер ACRN в отеле «Monte Carlo Bay» в Монако.

12.07.2017 — 2-й Благотворительный вечер ACRN в отеле «Palais de Méditerranée» в Ницце.

10.06.2016 — Ассоциация друзей собора удостоена грамоты Правительства Москвы.

09.06.2016 — 1-й Благотворительный вечер ACRN в отеле «Negresco» в Ницце.

Бывшие почетные члены ACRN:

Барон Эдуард Александрович фон Фальц-Фейн (1912-2018), меценат и большой друг России; его дед, генерал от инфантерии Н.А. Епанчин, как и его родители проживали в Ницце с 20-х годов прошлого века, принимая деятельное участие в жизни Николаевского собора. К 105-летию Э.А. Фальц-Фейна.
 

Князь Дмитрий Романович Романов (1926-2016). Принадлежал к Дому Романовых-Гольштейн-Готторп. Родился в Антибах, близ Ниццы, был женат на графине Доррит Ревентлов (в православии Дорофея). Являлся председателем «Фонда Романовых для России». Почетный председатель ACRN.
 

Князь Николай Романович Романов (1922-2014).

На фото: Пьер де Фермор и князь Н.Р. Романов.

* Петербургский Круг — закрытая организация, основанная в 1933 г. семьями русских эмигрантов, живших в Санкт-Петербурге. На сегодня в него входят 217 членов, в том числе тех, кто живет за границей. Большая часть потомков членов-основателей собирается ежегодно.

История

Предпосылки основания собора

В годы Крымской войны, когда Евпатория была занята иностранцами, местная Николаевская церковь сильно пострадала (храм лишился колокольни, иконостаса, церковных книг, архива). Наряду с рядом стоящими величественными мечетями церковь проигрывала. Большая греческая община неоднократно поднимала вопрос о строительстве нового храма. И лишь после освобождения Евпатории после Крымской войны было принято решение возвести новый Николаевский собор. Инициатором строительства выступил протоиерей Яков Чепурин, который в 1891 году начал собирать пожертвования. Сам протоиерей до освящения собора не дожил.

Основание собора

Перед началом строительства деньги на собор собирали два года. К сбору денег подключились караимская, еврейская, мусульманская, армянская и греческая общины, а также городская казна. В 1892 году император Александр III выделил 36 тысяч рублей (немалая сумма на то время). Собор был заложен 11 июля (по старому стилю) 1893 года. Но несмотря на солидные пожертвования всего города, денег катастрофически не хватало. Протоиерей Яков Чепурин закладывал ценности своей семьи, отдавал свой доход. Торжественное освящение собора состоялось 16 февраля 1899 года. 16 мая 1916 года собор посетила Царская семья.

Советский период

При советской власти собор периодически закрывали и открывали. В соборе были и художественная мастерская и складское помещение для пшеницы. Во времена Второй мировой войны был получен приказ взорвать собор, но приказ выполнить не успели. Сменившие их немецкие и румынские оккупанты разрешили проводить богослужения.

Новейшее время

В 1990 году в Воронеже было заказано и отлито четырнадцать колоколов. 22 мая 1993 года горожане установили на фасаде Свято-Николаевского собора памятную доску в честь 100-летия со дня его основания. 16 февраля 1999 года здесь торжественно открыли ещё одну доску, приуроченную к 100-летию освящения собора.

Путешествие с намеком на политику

В горестном состоянии императрица надела траур и решила развеяться от тягостных мыслей об утрате супруга, совершив поездку в Ниццу. Она облюбовала виллы Пийон и Бермон, которые полностью устраивали царских особ в качестве «своего» курорта. Один за другим в 1856 году туда прибыли члены царской семьи на «отдых», а затем «плавно» перетекли представители бомонда. Англичане, до этого спокойно отдыхавшие в Ницце, покидали «насиженное» место. Зато русские за бешеные деньги скупали особняки и пентхаусы отелей. Вскоре появилась своя русская церковь в Ницце, а затем и кладбище.

Путешествие императрицы имело и политический смысл. Она отправилась вместе с четырьмястами человек свиты, которые разместились практически во всех квартирах, сдававшихся в наем. Благо, на дворе стояла осень и многие квартиры пустовали. Чуть позже порт Вильфранш, где ступила на землю Ниццы российская императрица, стал военно-морской базой Императорского флота.

Архитектура и убранство сооружения

Давайте рассмотрим, в каком стиле построен собор и как здание украшено внутри, какие святыни здесь содержатся.

Внешний вид

Храм Николая Чудотворца в Евпатории – это выдающийся памятник архитектуры храмового зодчества. Он является точной копией Собора Святой Софии в Константинополе. Сходство с храмом столицы древней Византии проявляется в наличии огромного купола, прорезанного в основании оконного проема, а также боковые куполки, которые примыкают к основному зданию.

Собор святителя Николая Чудотворца в Евпатории архитектора Бернадассиса является оригинальным сооружением. При его проектировании мастер полностью отказался от традиционных и несущих на себе основную тяжесть купола и пилонов. Сооружение представляет собой восьмиугольник (октагон), перекрытый большим монолитным бетонным куполом диаметром 18 метров и весом 156,6 тонн.

Церковь была выполнена по собственным расчетам В.А. Геренека, который осуществлял инженерный контроль за процессом строительных работ. Церковь возводилась с применением инженерных новшеств того времени. В результате экспериментов в верхней части барабана число граней удвоилось до двенадцати, в каждом находится световое окно. Для монтажа купола был выбран бетон – смелое для тех времен решение. Бетонные опалубки грани барабана объединены с монолитным перекрытием. К основному зданию примыкают боковые куполки, которые являются своеобразными контрфорсами и погашают распор главного купола. Работа художников пережила две мировые войны, и сегодня этой чудесной росписью могут любоваться жители, паломники и туристы.

Общий композиционный строй церкви подчеркивает квадратная колокольня. Здание церкви гармонично сочетается с пейзажем морского берега и благодаря этому является центром всего архитектурного облика Евпатории.

Внутреннее оформление

Внутренним оформлением церкви занимались преподаватели местной мужской гимназии Сергей Строев и Виталий Соколовский. Они создали первоначальные эскизы росписи купола храма, его сводов, стен, а также лик святых.

Иконостас вырезал флорентийский резчик Ваннуки. Бронзовый крест для купола с позолотой и серебрением отливал Скульптор из Одессы Б.В. Эдуареде. Бронзовая люстра с хрустальными украшениями была пожертвована одесским купцом И.И. Ради. К сожалению, все эти элементы первоначального оформления церкви и колокола не сохранились до наших дней.

Собор имеет три престола:

  1. Центральный в честь Святителя Николая Мирликийского Чудотворца, покровителя мореплавания и торговли.
  2. Справа – в честь Святого князя Александра Невского, защитника Русской земли. По сторонам его лика изображены Святая княгиня Ольга Равноапостольная и Святой князь Владимир, крестивший Русь в конце Х века.
  3. Слева – престол в честь апостола Якова Зведеева и апостола Андрея Первозванного. С его проповедями связано распространение христианства в Крыму и в Скифии – Руси.

В недрах церковного двора находится знаковая реликвия, которую должен увидеть каждый посетитель. Крест навевает воспоминания о греческой общине, которая принимала участие в закладке фундамента храма. Объект был сооружен еще до начала постройки.

Стоит обратить внимание на разновидности крестов, которые украшают здание внутри:

  1. Византийские расположены на колоннах и напоминают о подобии собора с Айя-Софией.
  2. Георгиевские являются символом храбрости и мужества тех, кто погиб за освобождение Евпатории и Крыма в целом.
  3. Традиционные православные украшают купола и подчеркивают склонение к традициям, отображают вероисповедание.

Архитектура, убранство[править | править код]

Внутренний вид собора святого Николая

Пятиглавый собор был построен по образцу московских пятиглавых церквей XVII века (в Никитниках и Останкине) из светло-коричневого немецкого кирпича, но отделан местными материалами: розовым гранитом и голубой керамической плиткой. Высота собора 50 метров. Храм рассчитан на 625 человек.

Пять золочёных глав покрыты цветной черепицей фирмы Bigot. Купол сделан из бетона фирмой Торран и облицован пустотелым кирпичом и искусственным камнем. С запада собор предваряет колокольня и два высоких увенчанных шатрами с золочёными по цинку орлами белокаменных крыльца. Шесть ажурных золочёных крестов на храме были изготовлены в Пистойе.

Интересно диагональное расположение двух главных входов с юго-западного и северо-западного углов. Первоначально, участок, отведённый под строительство храма, находился на углу двух улиц, и такое расположение входов было удобно. Однако собор возвели в другой части города, на территории бывшей виллы Бермон, но первоначальный план здания был сохранён.

Фасады украшены полихромными изразцами (фирмы Кантагалли из Флоренции) и мозаичными иконами («Спас» на колокольне), исполненными в петербургской мастерской В. А. Фролова по эскизу М. М. Васильева. Резьба белокаменных оконных и дверных наличников, нижних карнизов и колокольни была сделана итальянскими мастерами.

Покрытый басмой трёхъярусный иконостас «в старинном русском стиле» был создан по эскизу московского художника Л. А. Пяновского. Изготовлен в мастерской ювелира И. П. Хлебникова в Москве. Иконы для иконостаса в стиле Симона Ушакова выполнил московский иконописец Глазунов. Царские врата — копия врат церкви святого Илии Пророка в Ярославле. В том же стиле были выполнены киоты. Запрестольный образ Пресвятой Троицы был написан Васильевым.

Фрески в храме были не окончены. Автором картонов был Л. А. Пяновский, он был вдохновлён росписями Толгского монастыря. Фрески в алтаре по картонам выполнил молодой итальянский художник Де Синьори.

Утварь, престол и плащаница, украшенная золочёной бронзой и синей эмалью, были изготовлены в мастерской И. П. Хлебникова. Облачения, подаренные императором, сшиты в мастерской И. А. Жевержеева. Малые паникадила были пожертвованы меценатом Рукавишниковым.

Из хранящихся в соборе святынь замечательны:

  • Образ святителя Николая Чудотворца, бывший при одре скончавшегося Цесаревича; ранее находился снаружи при входе в часовню и был перенесён из неё в церковь в 1912 году. В мае 1935 года полностью почерневшая икона обновилась без вмешательства человека, после чего её положили для почитания в храме.
  • Житийная икона святого апостола Петра в киоте у левой части солеи, установленная в память П. А. Столыпина.
  • Икона Божией Матери «Всех скорбящих Радосте» в киоте у правой части солеи.
  • Икона Архангела Михаила в чеканной раме по эскизу Л. А. Пяновского была передана из Екатеринослава в память 300-летия Дома Романовых.
  • Две иконы святых покровителей Николая II и Александра II поднесены прихожанами храма. Размещены по краям иконостаса.
  • Икона святого Александра Невского была поднесена герцогом Георгием Лейхтенбергским в память об Александре II.

В крипте собора до 1990-х годов находился музей «Белого воина» и русской колонии в Ницце.

Малые подзвонные колокола пожертвованы потомками П. Г. фон Дервиза из его домовой церкви в имении Valrose в Ницце. Самый тяжёлый колокол был специально отлит в Марселе.

Николай Александрович и его внезапная кончина

Ницца (тогда еще входящая в состав Сардинии) с ее мягким климатом как нельзя лучше подходила для лечения. Побывал там и Николай Александрович – любимый внук императрицы Александры Федоровны. Его здоровье требовало морского воздуха и водных процедур.

Попечителем цесаревича в вопросах воспитания и образования был Сергей Григорьевич Строганов, который сам назначал педагогов для престолонаследника. Он был предан Николаю Александровичу и очень высоко отзывался об его умственных способностях, открытости и сердечности. В 60-х годах XIX столетия любознательному и толковому юноше царских кровей надлежало совершить ознакомительное путешествие по матушке-России, а затем и по Европе. Императорские Величества ожидали от этой поездки больше, чем простое путешествие. Их сын должен был выбрать себе невесту. И это произошло!

В июне 1864 года цесаревич и «компания» сопровождающих выехали за границу. В Дании Николай Александрович познакомился с датской королевской фамилией и принцессой Дагмарой. Молодой человек влюбился в принцессу со всей силой его страстной души. И она ему ответила взаимностью. Испросить величайшего разрешения на брак у своего батюшки цесаревич отправился в Дармштадт, где гостили его августейшие родители. Александр II благословил сына, и в сентябре 1864 года состоялась помолвка наследника Российского трона с дочерью датского короля.

Все это время Николая Александровича мучили боли в спине – последствия травмы, полученной после падения с лошади в 1860-м. Однако пылкий юноша, окрыленный любовью и предстоящей свадьбой, не придавал значения усиливающимся болевым ощущениям. Его путешествие по Европе еще не было завершено, когда к концу поездки его сопровождающие отмечали, что 21-летний юноша стал быстро уставать от прогулок, не проявлял прежнего внимания и интереса к предметам искусства.

Во Флоренции Николаю стало настолько плохо, что он слег. А консилиум врачей придерживался точки зрения, что это ревматизм дает о себе знать. В декабре 1864-го его вывезли в Ниццу, где в вилле Бермон остановилась его мать – Мария Александровна.

Цесаревичу становилось все хуже и хуже. Правда, были моменты, когда он чувствовал себя лучше. Но в апреле Николая одолели сильные головные боли, частая рвота, беспамятство. К нему срочно приехали Император, Великий Князь Александр и младший брат Николая Владимир. По пути к ним присоединилась принцесса Дагмара со своей матерью.

На последнем консилиуме врачей был поставлен страшный и неумолимый диагноз – туберкулезный менингит спинного мозга. 12 апреля Николая Александровича, на которого Высочайшая Семья и вся Россия возлагала столько надежд, не стало. В том же 1865 году П.А.Вяземский напишет в своих мемуарах: «Здесь страдал и угас прекрасный Юноша, прекрасный красотою внутреннею и внешнею, надежда и любовь Семьи, олицетворенное грядущее народа, который узнал, оценил и полюбил его, когда являлся ему из края в край обширного государства, и который сам привязался к народу чистою, сознательною и плодотворною любовью».

Интерьер

Иконостас состоит из трех ярусов, сделан из дерева, покрыт бронзой и медью, на которых выгравированы орнаменты. Эскизами иконостаса занимался русский художник Л. А. Пяновский. Иконостас украшают иконы, созданные Глазуновым. Киоты и Царские врата сделаны в едином стиле, за основу которого был взят интерьер церкви Илии Пророка в Ярославле.

Фрески в алтаре выполнены итальянским мастером. На самом верху алтаря установлен крест. Своды и колонны украшают бледные оттенки голубого, фиолетового и желтого. Престол и плащаница отделаны бронзой, позолотой и синей эмалью. Самый большой колокол был сделан в Марселе. Малые колокола — подарок П. П. Дервиза. Раннее они находились в придомовой церкви имения Варлоз.

By patrick janicek from Courbevoie

Как добраться

Вход на территорию монастыря расположен со стороны Монастырской площади. Общественный транспорт в Ницце представлен автобусами и трамваями. Ближайшие автобусные остановки:

  • «Monastere / Cimiez» — автобусы № 17. Отсюда следует пройти пешком до монастыря около 110 метров.
  • «Frere Marc» — автобусы № 25. Идти пешком порядка 400 метров.
  • «Tordo» — автобусы № 04, 20, 25. Пройти пешком около 550 метров.

Ближайшая трамвайная остановка «Hospital Pasteur» расположена в 850 метрах от монастыря. Сюда можно доехать на трамвае № Т1.

Интерактивная карта маршрутов общественного транспорта в Ницце

Перед монастырем есть бесплатная парковка (Parkin Monastere), но она очень маленькая, с большой вероятностью свободного места на ней может не оказаться. Поэтому лучше припарковаться на подъезде к комплексу.

Видео о монастыре Симье в Ницце

Примечания

  1. Назван в память о скончавшемся здесь Наследнике Цесаревиче Николае Александровиче, сыне Александра II.
  2. . az.lib.ru. Дата обращения: 12 ноября 2015.
  3.  (недоступная ссылка). spbniif.ru. Дата обращения: 12 ноября 2015.
  4. Князь С.М. Голицын. (1912).
  5. Первоначальная смета равнялась 400 000 франкам.
  6. «Правительственный вестник», 5 (18) декабря 1912 года,, № 266, стр. 5.
  7. . . Эта же дата написана на памятной доске собора.
  8. . // The Moscow Times. — 21.01.2010. — № 4314. — С. 3.
  9. . Дата обращения: 13 апреля 2013.
  10.  (недоступная ссылка). Дата обращения: 27 октября 2018.
  11.  (недоступная ссылка). Дата обращения: 27 октября 2018.
  12. Юрий Сафронов. . Новая газета (25 февраля 2021).
  13. Преображенский остался недоволен внутренней отделкой, жаловался, что она не была поручена ему, считал, что отделка носит «кустарный характер».

Францианский музей монастыря Симье

Брат Гилберт Варайн, бывший пастор прихода, находится у истоков создания Францисканского музея в Симье, реализация которого была поручена и осуществлена Роланом Маргиери. Музей открылся для посетителей 2 июля 1980 года

Он имеет важное значение для всего прихода монастыря Симье и является частью культурного наследия Ниццы. С момента своего открытия музей ежегодно привлекает более 9000 посетителей всех национальностей

В его стенах можно увидеть множество старинных фотографий с изображением монастыря Нотр-Дам де Симиес.

kajikawa

Вход в музей бесплатный. Часы работы: с понедельника по пятницу, с 10:00 до 12:00 и с 15:00 до 17:30. В субботу он работает с 10:00 до 12:00. В течение лета возможны изменения расписания в его работе. Уточнить режим работы можно по телефону +33 (0) 4 93 81 46 39 и на официальном сайте монастыря.

Строгие правила духовного центра россиян в Ницце (советы туристам)

Обратите внимание, что уже заходя в парк, прилегающий к храму, следует соблюдать определенные правила поведения, не расходящиеся с общепринятыми правилами поведения в общественных и святых местах. — Итак, в парке не разрешается курить, гулять с животными, мусорить, передвигаться на транспорте: велосипеде, мотоцикле, автобусе

Не разрешаются катания на роликах, игры с мячом, громкие разговоры и включение музыки

— Итак, в парке не разрешается курить, гулять с животными, мусорить, передвигаться на транспорте: велосипеде, мотоцикле, автобусе. Не разрешаются катания на роликах, игры с мячом, громкие разговоры и включение музыки.

— В самом соборе не едят, не говорят по телефону, не слушают музыку (кроме церковных песнопений, конечно,), снимают головной убор.

— Запрещено также заезжать с детскими колясками.

— Конечно, существует и дресс-код: исключить майки, шорты, открытые декольте при посещении собора.

— Установлен запрет на фото и видео съемку.

Посещение Музея русской колонии возможно только по предварительной договоренности.

История и архитектура

Район, в котором построена церковь, раньше считался рыбацкой деревней. Изящное здание было построено во времена оформления территории порта Ниццы в середине ХIХ века, а первыми прихожанами Нотр-Дам-дю-Порт были моряки. Тогда район порта был шумным и очень оживленным, а церковь возвышалась среди небогатых домов местных жителей — рыбаков. Однако сейчас об этом ничто не напоминает, а район превратился в один из самых живописных и фешенебельных в Ницце.

Строительство храма рядом с городским портом началось в 1840 году, но было закончено только в 1853 году. Возведение церкви длилось достаточно долго по причине того, что в 1845 году почти готовая конструкция обрушилась и сооружение пришлось восстанавливать практически с нуля.

Туристы часто бывают удивлены: в архитектурных деталях сооружения практически невозможно угадать его назначение, скорее, величественный фасад церкви Нотр-Дам-дю-Порт больше похож на фасад дворца или музея.

Архитектором церкви Иосиф Вернье придал сооружению черты неоклассического стиля. Необычный же фасад церкви Нотр-Дам-дю-Порт появился немного позже: четыре ионические колонны, увенчанные портиком были созданы по проекту архитектора Жюля Фебвра в 1896 и отсылают нас с классической римской архитектуре. Венчает купол церкви фигура Девы Марии, считающейся покровительницей Нотр-Дам-дю-Порт.

Nomad

В интерьере церкви Нотр-Дам-дю-Порт привлекает внимание серия живописных полотен «Крестный путь». Предположительно, автор этих картин — художник Эммануэль Коста

Другой мотив внутреннего убранства церкви — сцена гибели национальной французской героини Жанны Д»Арк. Обычно изображаемая воинственной девой в латах и доспехах, здесь Жанна предстает совсем другой: небольшая женская фигура привязана к огромному столбу, в её руках крест, а подол платья уже объят пламенем.

Прибрежное расположение церкви обеспечивает прекрасные виды на марину, яхты и городской морской променад.

По выходным дням в церкви Нотр-Дам-дю-Порт проходят бесплатные концерты классической музыки. Начало воскресного концерта оркестра — в 15:30, однако, чтобы занять удобные места, следует приходить заблаговременно.

Jesmar

С величайшего позволения…

В 1900 году протоиерей церкви на улице Лоншан предложил императрице Марье Федоровне проект нового собора: «старая» церковь уже не вмещала прихожан. Предложение было принято и для его осуществления приобретена земля на улицах Верди и Берлиоза. Своеобразное сплетение улиц натолкнуло назначенного архитектора на мысль о создании храма по подобию пятиглавых московских церквей. Однако исследования почвы показали, что строительство такого грандиозного сооружения на ней невозможны. С величайшего позволения царя Николая II возведение продолжили только в 1903 году, когда было решено местом строительства выбрать парк Бермон. Но помешала русско-японская война, на несколько лет воспрепятствовавшая проекту.

«Вспомнили» о Церкви в 1908 году: тогда царь Николай II выделил 700 тысяч золотых франков собственных средств, чтобы храм достроили. Общая же сумма затрат достигла 1,5 миллионов. В 1912 году Церковь торжественно осветил викарий Московской епархии – епископ Трифон Дмитровский.

История базилики Нотр-Дам в Ницце

История строительства Нотр-Дам в Ницце начинается с XIX века. В то время епархия во главе с епископом Жан-Пьером Солой старалась не отставать от темпа быстрорастущего города, который начали заселять богатые европейцы из других государств.

Par Mister No

Состоятельные иностранцы облюбовали окраины правого берега реки Пайон. В 1862 году епископ Жан-Пьер Сола направляет в администрацию города ходатайство о необходимости возведения в этом районе католической церкви. На тот момент на правом берегу реки для прихожан были открыты православная и англиканская церкви. Католики же могли совершать службу только в маленьком и тесном здании собора Святого Стефана или в капелле благотворительного хосписа. На свою просьбу о финансировании строительства католической церкви Жан-Пьер Сола получил отказ.

Епископ назначает отца Лавиньи главным викарием колонии европейцев, которые обычно приезжали на Лазурный берег зимой, чтобы переждать это время года в более мягком климате. В 1862 году отец Лавиньи начал сбор средств на строительство нового собора. Пожертвования поступали от состоятельных французов со всей страны. Позже отец Лавиньи отправляется в Англию, где заручается финансовой поддержкой местной знати.

В 1864 году начались работы по строительству церкви. Архитектором выступил Шарль Ленорман. Собор построен в неоготическом стиле. Архитектор вдохновился аббатством Святого Сергия (l’abbaye Saint-Serge d’Angers) во французском городе Анже и парижским собором Нотр-Дам.

Par kajikawa

Уже в 1865 году было видно первое очертание базилики — появился центральный неф и 8 часовен по бокам здания. В мае 1868 года прошло открытие церкви Нотр-Дам в Ницце несмотря на то, что строительство собора не завершилось. Работы по возведению храма были отложены на неопределённый период из-за военных действий и смерти отца Лавиньи в 1874 году.

После смерти Лавиньи за ним остается большой долг, который в 1876 году городская власть берет на себя и становится владелицей всей недвижимости, в том числе и недостроенной католической церкви. Работы по строительству Нотр-Дам в Ницце закончились только в 1879 году. В 1925 году церковь освятили. В апреле 1978 года собор возвели в ранг базилики.

Настоятели

  • протоиерей Сергий Любимов (род. 24 мая 1851, настоятель прихода с 1888 года, 1912—1918 (непосредственно собора), +10 января 1918) — РПЦ
  • протоиерей Александр Селиванов (род. 1840, 1918—1922, +1923) — РПЦ
  • протоиерей Николай Подосенов (род. 1870, 1922—1925, +1941) — РПЦ
  • митрополит-экзарх Западной Европы Владимир (Тихоницкий) (род. 1873, 01.12.1925—1945, +18.12.1959) — РПЦ/КП
  • протопресвитер Григорий Ломако (род. 1884, 1925—1945, и. о. настоятеля 1945—1948, +1959) — РПЦ/КП
  • протоиерей Владимир Любимов (род. 1879, и. о. настоятеля 1948—1956, +1956) — КП
  • архиепископ Монреальский и Канадский Сильвестр (Харунс) (род. 1914, 1956—1962, +18/05/2000) — КП/ПЦА
  • епископ Керамонский Роман (Золотов) (род. 1900, 1963—1991, +1995) — КП
  • епископ Трахейский Павел (Алдерсон) (1991—2001) — КП
  • протоиерей Владимир Ягелло (род. 30.04.1943, и. о. настоятеля 23.05.2001 — 08.10.2003) — КП
  • протоиерей Иоанн Гейт (08.10.2003 — 2011) — КП
  • протоиерей Николай Озолин младший (и.о. с 09.08.2011, 01.12.2011—10.12.2013) — РПЦ
  • архимандрит Александр (Елисов) (10.12.2013—13.07.2015) — РПЦ
  • протоиерей Андрей Елисеев (с 13.07.2015) — РПЦ

Духовенство собора:

  • протопресвитер Сергий Протопопов (1921—1931, +1931) — РПЦ
  • священник Александр Ельчанинов (1926—1934, +1934) — РПЦ/КП
  • протодиакон Алексий Победоносцев (род. 1880, +1942) — РПЦ/КП
  • протоиерей Иоанн Церетели (1934—1945, +23.12.1963) — КП
  • архимандрит Арсений (Балкун) (род. 17.10.1887, +27.11.1956) — КП
  • протодиакон Борис Пузанов (род. 07.03.1882, +29.08.1972) — КП
  • протодиакон Григорий Пономарев (род. 1897, +23.02.1986) — КП
  • священник Александр Терентьев (1987—1991, +25.02.2006) — КП
  • протоиерей Иоанн Васильевич Янкин (род. 15.06.1926, 1957—1996, +18.09.1996) — КП
  • протоиерей Лукиан Горин (род. 03.03.1918, 1961—22.06.2005, +2011) — КП
  • священник Ярослав Йозвик (12.2003—05.2006) — КП/Польская православная церковь
  • протоиерей Георгий Ашков (30.05.2006—09.2007) — РПЦ/КП
  • архимандрит Никодим (Эли Маджалли, род. 21.10.1961) — Антиохийский патриархат
  • протоиерей Михаил Филиппенко (род. 18.07.1970, 1998—2011) — КП
  • протоиерей Игорь Корицкий (23.09.2009—12.2011, с 2011 настоятель прихода на ул. Лоншан) — КП
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector