Рождество предтечи: пророк для народа, любящего детей

События праздника рождества Иоанна Предтечи

Рождение Иоанна Предтечи было предсказано пророком Исаией за 700 лет:

О рожестве Иоанна Предтечи и предшествовавших ему событиях мы узнаем из Евангелия от Луки. У священника Захарии и жены его Елисаветы долгое время не было детей. Священники ветхозаветные служили в Иерусалимском храме по очереди. Когда наступило время Захарии, он совершал каждение в Храме и увидел Архангела Гавриила. Захария смутился и даже испугался, но Архангел сказал:

Захария не поверил услышанному, поскольку они с Елисаветой были уже в преклонных годах. За это Архангел Гавриил лишил его речи, так что Захария до конца своего служения объяснялся с людьми знаками. Люди поняли, что ему было какое-то видение. Елисавета зачала, но таилась от всех пять месяцев. Через полгода Пресвятая Богородица услышала Благовещение:

Пресвятая Богородица поспешила к Елисавете. В момент их встречи, находясь во чреве матери, взыгрался Иоанн — так приветствовал он своего Владыку. Потому и Елисавета поняла, что неспроста пришла к ней Дева Мария:

Встреча Богородицы и Елисаветы. Роспись аспиды в приделе праведных Иоакима и Анны собора Святой Софии в Киеве. 40-е гг. XI в.

В положенное время родился у Захарии и Елисаветы младенец. В восьмой день положено было по ветхозаветному Закону совершить обрезание и дать имя ребенку. Хотели назвать его в честь отца, но Елисавета сказала собравшимся родственникам, что младенца следует назвать Иоанном. Те не согласились, ведь в их роду не было никого с таким именем! Решили спросить отца. Захария не мог ответить, но взял дощечку и написал: «Иоанн имя ему». После этого Господь разрешил его от немоты, и Захария пророчествовал о великом будущем своего сына:

10 фактов об Иоанне Крестителе

  1. Иоанн Предтеча — самый чтимый христианский святой после Богородицы. Сам Спаситель так говорил о пророке Иоанне Крестителе: Из рожденных женами не восставал (пророк) больший Иоанна Крестителя (Мф 11:11).

  2. Рождество Иоанна Крестителя — уникальный праздник для православия. Есть лишь три праздника, когда христиане вспоминают не день смерти, а день рождения лица, которое прославляют: Рождество Христово, Рождество Пресвятой Богородицы и Рождество Иоанна Предтечи. Этот факт — еще одно свидетельство того, что пророк Иоанн Предтеча особо почитается в Церкви.

  3. Иоанна называют Предтечей и Крестителем. Предтечей — потому что он пришел прежде Христа и проповедовал народу Его пришествие. Крестителем — потому что он крестил Спасителя в Иордане.

  4. Мы находим упоминания о пророке Иоанне Предтече у всех четырех евангелистов. А еще о нем в своих исторических трудах пишет Иосиф Флавий.

  5. Память Иоанна Крестителя Церковь празднует целых шесть раз в году: 6 октября – зачатие, 7 июля – рождество, 11 сентября – усекновение главы, 20 января – Собор Иоанна Крестителя в связи с праздником Крещения, 9 марта – первое и второе обретение его главы, 7 июня – третье обретение его главы, 25 октября – праздник перенесения его десницы (правой руки) с Мальты в Гатчину.

  6. Иоанн Предтеча — родственник Господа Иисуса Христа по материнской линии.

  7. Евангелии от Марка мы читаем о пророке Иоанне Предтече, что он до тридцати лет аскетично жил в пустыне и носил одежду из верблюжьего волоса и пояс кожаный на чреслах своих, и ел акриды и дикий мед. Акриды — это съедобная саранча, которая водится в Палестине и Аравии. Саранча, согласно закону Моисееву, считалась чистым насекомым и принадлежала к разряду пресмыкающихся крылатых, ходящих на четырех ногах (Лев 11:21 ). Хотя существует и другая версия значения слова «акриды»: растительная пища, стручки, которые можно было перетирать и печь из них лепешки.

  8. Иоанн был последним пророком среди множества праведников, предсказывавших пришествие Мессии, который освободит народ Израиля.

  9. Лейтмотивом проповеди Иоанна Предтечи было покаяние. После долгих лет аскетической жизни в пустыне пророк пришел на реку Иордан, в которой иудеи традиционно совершали религиозные омовения. Здесь он стал говорить народу о покаянии и крещении во оставление грехов и крестить людей в водах. Это не было Таинством Крещения, каким мы его знаем сейчас, но было его прообразом.

  10. Иоанн Креститель был жестоко казнен — ему отрубили голову. Произошло это так. Царь Ирод Антипа, сын царя Ирода Великого (который после Рождества Христова приказал убить всех вифлеемских младенцев) заключил пророка в темницу за то, что тот обличал его преступном браке с Иродиадой. На пиру в честь дня рождения дочь Иродиады Саломея танцевала для Ирода, и в награду за танец мать подговорила ее попросить у царя смерти пророка. Иоанну Крестителю отрубили голову, и Саломея принесла ее на блюде Иродиаде. В память об этом установлен церковный праздник — Усекновение главы Иоанна Предтечи.

История происхождения

Иоанн Предтеча, или Креститель, — пророк, предсказавший пришествие Господне. Этот человек жил в одно время со Спасителем, долгое время проповедовал, призывал людей раскаяться в грехах, проводил обряд крещения в реке. Иоанн был родственником Иисуса Христа. Именно он крестил Спасителя в водах святейшей реки Иордан, хоть и считал себя недостойным такой высочайшей чести.

Проповедник обличал царствующего в то время в Галилее царя Ирода Антипу, который жил в грехе, то есть сожительствовал с женой своего брата Иродиадой. Правитель разгневался и приказал посадить Иоанна в тюрьму. Правда, казнить праведника не решался, так как боялся народного бунта, ведь люди проповедника любили.

Иродиада ненавидела Иоанна Крестителя и хотела с ним поквитаться. Однажды представился подходящий случай: царь Ирод устроил пир в честь своего дня рождения, а Саломия, дочь Иродиады, так танцевала, что понравилась правителю, и тот поклялся исполнить любую ее прихоть. Посоветовавшись с матерью, ненавидевшей сидящего в тюрьме пророка, девушка попросила Ирода отрубить Иоанну голову. Царь, хоть и понимал, чего ему это будет стоить, но согласился.

Воин Ирода тотчас же казнил проповедника. Голову Иоанна на блюде преподнесли Саломии. Девушка отдала ее матери. Правда, Иоанн Креститель даже после своей смерти продолжал обличать царя Ирода и Иродиаду. За это голову проповедника закопали в нечистом месте. Правда, жена домоправителя Хузы, Иоанна, спустя какое-то время откопала ее, положила в сосуд и перезахоронила на Елеонской горе.

Царь Ирод потерял власть и вместе со своей женой Иродиадой был заточен в темницу Галлии, а потом сослан в Испанию, где и погиб. Сосуд с головой Иоанна Крестителя выкопали. На протяжении нескольких столетий его переносили из одного места в другое. В конце концов, святые мощи оказались в Константинополе.

В память об Усекновении Главы Иоанна Крестителя был установлен церковный праздник. Правда, это трагическая дата, но последние минуты жизни Предтечи вспоминают, чтобы почтить его великий подвиг. Праздничные богослужения проводятся каждый год 11 сентября. Церковь чтит Иоанна Крестителя сразу после Спасителя и Богородицы. В память о скорбном дне написано много икон, на которых изображено усечение головы праведника. Одиннадцатого сентября верующие соблюдают строгий пост, то есть не едят мясо, рыбу, молочные продукты. Таким образом христиане выражают скорбь в связи с кончиной проповедника.

Чаще всего в храмах можно встретить рисунок мученической смерти Иоанна, на котором святой изображен согнутым с опущенной головой, а над ним, замахнувшись мечом, стоит воин Ирода. Икона с подобным сюжетом под названием «Усекновение головы Иоанна Предтечи» написана во второй половине 16 века. Оригинал хранится в коллекции Национального музея в Киеве.

Раньше эта икона, вместе с образом «Тайная вечеря», входила в состав большого иконостаса, а находились в православном храме. В начале 20 века ее выкупил коллекционер Илья Остроухов. Позже эта икона оказалась у другого коллекционера — у Варвары Ханенко. Вместе с «Тайной вечерей», «Усекновение…» хранилось до 1918 года в частной коллекции. Затем обе святыни попали в киевский Музей искусств, а в 1932 — в Национальный музей (в Киевскую картинную галерею).

Смерть

Пророк Иоанн сурово обличал преступления правителей, призывая тех раскаяться. В частности прилюдно осуждал аморальное поведение тетрарха Галилеи Ирода Антипу, женатого на Иродиаде, своей племяннице. Красавицу Иродиаду Антипа отбил у своего единокровного брата, Ирода Филиппа. Иоанн явился во дворец тирана и прямо перед гостями в пиршественной зале обличил того в грубом нарушении еврейских законов.

Икона Иоанна Крестителя

Тетрарх не раскаялся, а, наоборот, арестовал пророка и посадил в темницу. Что с ним делать дальше, оставалось не понятным: казнь такой известной в народе персоны могла вызвать волнения населения Галилеи. Но обличительная речь разгневала жену Ирода. Публично оскорбленная женщина жаждала мести, которую и совершила при помощи своей дочери Саломеи.

На празднике в честь дня рождения Ирода Антипы Саломея так красиво танцевала, что Ирод перед гостями пообещал девушке выполнить любое ее желание. Подстрекаемая матерью, Саломея попросила в подарок голову Иоанна. Отправленный в тюрьму оруженосец отрубил пророку голову и преподнес девушке жутковатый подарок на серебряном блюде. Голову Саломея передала Иродиаде, а тело слуги отдали ученикам Крестителя.

Казнь Иоанна Крестителя

В память этих событий отмечается день Усекновения главы Иоанна Предтечи. В Православной церкви это день строгого поста. В народной традиции Усекновение обросло рядом обычаев и суеверий: запрещается работать с острыми предметами, есть круглые овощи и фрукты, резать хлеб. Ученики похоронили обезглавленное тело Иоанна Предтечи в Севастии, поблизости от гробницы пророка Елисея, но после с телом святого стали происходить чудеса.

Примерно в 362 году язычники вскрыли и разгромили захоронение, сожгли кости и разбросали прах. Однако христианам удалось спасти часть мощей. В X веке Феодор Дафнопат рассказывал христианам, что апостол Лука хотел увезти тело в Антиохию, но севастийцы позволили увезти только правую руку святого. Позже нетленная Десница Иоанна Крестителя переехала в Константинополь, в честь чего был установлен соответствующий праздник, сейчас не популярный.

Положение во гроб Иоанна Крестителя

Иродиада прятала голову пророка в дворцовых покоях, но служанка выкрала реликвию и закопала в глиняном кувшине на склоне Елеонской горы. Через несколько лет при копании рва кувшин нашли слуги вельможи Иннокентия и реликвию опознали. Это событие празднуется прихожанами РПЦ 24 февраля по старому стилю. Перед смертью Иннокентий хорошо спрятал святыню.

В годы, когда в Иерусалиме правил император Константин Великий, два паломника случайно нашли главу, но лентяи поручили нести реликвию попутчику. Попутчик (по профессии горшечник) ушел от монахов и стал хранителем святыни. После его смерти кувшин с чудотворной головой перешел к сестре хранителя. Позже реликвия досталась арианскому священнику, который спрятал главу в пещере близ Емессы.

Храм Святого Иоанна Крестителя в Керчи

В 452 году архимандриту близлежащего монастыря явился во сне Иоанн и указал место сокрытия главы. Реликвию нашли и перенесли в Константинополь. Второе Обретение главы празднуют одновременно с первым. Во время беспорядков в Константинополе святыню отправили на хранение в город Емессу, потом прятали в Команах во время иконоборческих гонений.

Посольство императора Михаила III в 850 году, руководствуясь озарениями патриарха Игнатия, нашло голову святого в Команах. Это было третье Обретение, отмечаемое РПЦ 25 мая по юлианскому календарю. Для каждого праздника разработан свой канон – порядок и перечень молитв, читаемых во время торжественного богослужения священниками.

Мощи Иоанна Крестителя

Дальнейшая история реликвии точно не известна, и сейчас на звание обладателя подлинной головой Иоанна Крестителя претендуют двенадцать церквей. Также в христианском мире насчитывается семь челюстей (помимо голов), одиннадцать указательных пальцев, девять рук и четыре плеча. Все эти реликвии почитаются подлинными и совершают чудесные исцеления.

Иконография празднества

Иоанна Предтечу часто изображают как пророка, в одежде, сделанной из верблюжьей шкуры. Как правило, его руки сложены в благословляющем жесте. Он держит свиток. Свиток – это символ проповедей, которые Предтеча проводил в честь появления Спасителя.

Рождество изображают, основываясь на тексте Евангелия от Луки, где описывается это событие. Иконы часто бывают похожими на изображение Рождества Христова. Центральными фигурами остаются Елизавета и Захария. Родители сидят возле колыбели, в руках Захария нарисована деревянная табличка, на которой он пишет имя рожденного сына.

Кроме того, существует несколько иконописных изображений с дополнительными сюжетами. Они включают укрытие Елизаветы в пещерах во время гонений, начатых царем Иродом, а также изображение скитаний по пустыне с младенцем в ожидании лучшего будущего.

Значимость

Рождество Иоанна Крестителя , Захария пишет: «Имя ему Иоанн». Понтормо , на desco da parto , c. 1526.

Христиане уже давно интерпретировал жизнь Иоанна Крестителя в качестве подготовки к вступления в Иисуса Христа , и обстоятельства его рождения, как это записано в Новом Завете , чудесны. Центральное место Иоанна в Евангелии проявляется в том акценте, который Лука уделяет объявлению о его рождении и самому событию, которые расположены параллельно с одними и теми же событиями в жизни Иисуса.

Единственное библейское повествование о рождении Иоанна Крестителя происходит из Евангелия от Луки . Родители Иоанна, Захария или Захарий — иудейский священник — и Елизавета , были бездетными, и оба были старше детородного возраста. Во время смены Захарии на служение в Храме в Иерусалиме он был избран по жребию для возложения благовоний на Золотом жертвеннике в Святом месте . Архангел Гавриил явился ему и объявил, что он и его жена родят ребенка и что они должны назвать его Иоанном, имя, которое было незнакомо в семьях Захарии и Елизаветы. упоминается «Иоанн» (или «Ионафан», имя, объединяющее «Иоанн» с «Натан», так что «n» в конце «John» также используется в качестве первого «n» в « Нафан ») среди первосвященников, которые бросили вызов проповеди апостолов после Пятидесятницы, поэтому имя не было неизвестно в более широкой священнической семье. Однако, поскольку Захария не поверил посланию Гавриила, он потерял дар речи до момента рождения Иоанна. В то время его родственники хотели назвать ребенка в честь его отца, и Захария написал: «Имя ему Иоанн» , после чего он восстановил способность говорить ( ; ). После послушания Захарии к повелению Бога, он был дан дар пророчества и предсказывал служение Иисуса, это пророчество , формирующего текст будущего Benedictus песнопения .

Традиции и обряды праздника

Накануне Рождества Иоанна Предтечи в храмах служится всенощное бдение. На божественной литургии зачитываются стихиры и каноны, в которых прославляется Иоанн Креститель и событие его рождения.

После утренней службы люди освящают воду, травы и цветы. Считается, что освященные в церкви в этот день растения оберегают и исцеляют от болезней.

Народный праздник, который отмечается в этот день, появился на Руси еще в языческие времена, но его изначальное название неизвестно. Нынешнее название — Иван Купала — имеет уже христианское происхождение и восходит к имени Иоанна Крестителя, которого поминают в этот день.

По преданию, он был ближайшим предшественником Иисуса Христа, предсказавшим пришествие Спасителя, а позже крестившим его в водах Иордана. Само прозвище Иоанна — Креститель — в переводе с греческого означает «тот, кто купает», ведь обряд крещения представлял собой именно погружение в воду. На Руси это прозвище переосмыслили и связали с традицией купаться в этот день в водоемах.

Купания начинались накануне — вечером дня Аграфены Купальницы — и продолжались всю ночь. В сам же день Ивана Купалы окунаться в реку или озеро нужно было непременно между утреней и обедней — считалось, что после этого проходят все болезни. Люди внимательно наблюдали за соседями: считалось, что в это время не купается только колдун.

Символами праздника стали два цветка. Один из них — не существующий в природе цветок папоротника. По легенде, он распускается один раз в году, в ночь на Ивана Купалу, и может одарять человека даром предвидения, а также способностью находить клады.

Другой цветок — Иван-да-Марья. Его желто-голубые лепестки олицетворяли сочетание не только мужского и женского, но также двух стихий — воды и огня.

И действительно, купальские огни были известны столь же широко, как и сами купания. Огонь в ночь на Купалу было принято добывать из дерева трением.

Считалось, что он прогоняет болезни и дарит жизнь. Еще один обычай, связанный с огнем, — перепрыгивание через горящий костер. Этой забаве, как правило, предавались молодые люди и девушки.

Особенности праздничного богослужения

Дата торжества вычислялась на основе библейского свидетельства о том, что Креститель и Христос имели шестимесячную разницу в возрасте. Праздник Рождества Иоанна Предтечи приближен к летнему солнцестоянию, говорящему об уменьшении светового дня, а Рождество Спасителя — к зимнему (соответственно, увеличению световых часов в сутках).

Рождество Иоанна Крестителя отмечается в церковном календаре как праздничный день

Однако с переходом на новый стиль летоисчисления в России и многих других странах потерялось соответствие этих торжеств и солнечного стояния.

Читайте о Предтече Господнем Иоанне:

Событие чрезвычайно значимо для всей Европы, а в некоторых странах имеет статус государственного торжества. Оно является одним из немногочисленных праздников в календаре христианской традиции, когда отмечают именно рождение прославленной личности. Термин «рождество» употребляется всего лишь два раза в году — это праздники появления на свет Христа и Пречистой Девы.

В церквях по случаю празднования Рождения честного пророка Иоанна Крестителя проводится особенное богослужение.

  • Накануне этой символической даты проходит обряд всенощного бдения. Стихиры, которые исполняются во время богослужений, в разные периоды писали знаменитые гимнографы: Иоанн монах, отец Анатолий, А. Иерусалимский.
  • Первый канон для этого торжества в VIII веке сочинил И. Дамаскин, а второй — Андрей Критский. В этих произведениях говориться о том, что прежде бесплодная Елисавета сумела родить Предтечу, которому суждено стать исполнителем евангельских пророчеств. Далее, канон повествует о крещении Иоанном Христа в священной реке Иордан.
  • В тропаре торжества читается восхваление пророку Предтече, который появился на свет, несмотря на бесплодие своей матери. В этом кратком молитвенном песнопении ясно демонстрируется величие пророка Иоанна, который возвестил о Христе и вскоре крестил Его во благо верующего народа.
  • В конце богослужений церковь прославляет Предтечу и оказывает почтение его рождению от бесплодной женщины.

На заметку! Считается, что традиционный языческий праздник Ивана Купала на Руси слился с христианским Рождеством Иоанна Крестителя. Название славянского торжества ранее связывали с именем божества Купалы, но эта версия не находит подтверждения и часто критикуется, потому что самое первое упоминание об этом идоле начертано в летописях, созданных в XVII столетии.

Наиболее правдоподобным объяснением отождествления языческого и христианского праздников считается гипотеза, согласно которой название «Купала» является славянским вариантом имени Креститель («погружатель», «купатель»).

Это интересно: Праздник Рождество Христово — история и происхождение, значение и смысл, традиции и интересные факты, когда и как праздновать

О чем просят перед образом

Христиане несколько веков молятся и почитают святейшего пророка. Верующие искренне верят, что его святейший образ обладает чудотворной силой. Существует несколько икон, на которых изображен пророк. Молиться можно перед любым образом, ведь каждый из них освящен Божественной силой. Сама икона создана, чтобы верующие могли наладить монолог со Всевышним. Перед образом Иоанна христиане просят простить им грехи и заступиться перед Спасителем.

Люди обращаются к пророку с просьбой исцелить их от телесных и душевных болезней. Считается, что Иоанн помогает тем, у кого сильно болит голова. Христиане просят праведника помочь им найти правильный путь в жизни и не свернуть с него. Крестителю принято молиться, если в семье проблемы или кто-то из близких неизлечимо болен.

Каждый, кто молится святейшему пророку, вправе рассчитывать на его милость. Иоанн может помочь страдающим обрести душевное спокойствие. Праведник всегда помогает людям, искренне раскаявшимся в своих грехах. Иногда грешникам приходится нести за свои прегрешения наказание. Иоанн учит людей терпению и смирению. Ведь человек не всегда получает, что хочет. Никто из святых не обязан выполнять пожелания людей. Верующие лишь могут попросить смилостивиться над ними и даровать им прощение. Высшей формой Божественной любви считается благодать.

Жизненные ситуации, в которых помогает святейший образ:

  • болезнь головы;
  • тяжелые и неизлечимые недуги;
  • семейные неурядицы;
  • бытовые проблемы;
  • чтобы избавиться от греховных помыслов;
  • чтобы получить наставление на путь истинный;
  • чтобы защититься от врагов.

Христиане верят, если всем сердцем раскаяться в своих грехах, помолиться перед святейшим образом, то их молитвы будут услышаны. Сам Иоанн, его жизнь являются примером и образцом для подражания. Креститель помогает людям не сойти с праведного пути, до конца своих дней оставаться добропорядочными христианами. Верующие его просят о заступничестве, люди верят, что благодаря его милости они очистятся от грехов.

Приметы и поверья 20 января

День Иоанна Предтечи также называют Перезимник, ведь в народе верят, что святой несет первую весть о весне. Поэтому много народных примет 20 января касаются, в частности, предсказания относительно будущей весны и лета.

  • Снег или метель в этот день обещают снежную погоду до самой Масленицы.
  • Если погода на улице стояла ясная, но все равно было холодно, то стоит ждать лето с засухой. Если было пасмурно и снежно — это признак богатого урожая.
  • Утренний туман обещает хлебный урожай.
  • Холодная и безоблачная погода — летом дождей не будет, если день пасмурный и идет снег — богатые урожаи.
  • Небо чистое и звездное — к холодам, облачное — к ненастью.
  • Дует южный ветер — грозы будут все лето.
  • Облачно или идет снег — лето будет хорошим.
  • Стаи синиц около жилья — идут большие морозы.
  • Над водой туман стелется — хлеб хорошо родит.
  • В случае, если с сегодняшнего дня морозы продержатся целую неделю, то сразу после них будет весенняя оттепель.

Рождение Иоанна

Появление на свет этого святого настолько чудесно, что о нем написано в Евангелии от Луки. Его родителями были святые Захария и Елисавета. Захария был священником, служил в Иерусалимском храме. Жена его Елисавета была родственницей Марии, Пресвятой Богородицы. Поэтому получается, что святой Иоанн Креститель состоял в земном родстве со Спасителем.

Явление Архангела Гавриила

У Захарии и Елисаветы не было детей, они уже состарились. Однажды Захария по обычаю служил в храме и шел с каждением, а весь народ стоял снаружи, так было принято. Когда он находился в храме один, то вдруг увидел Небесное явление. Перед ним предстал Архангел Гавриил и возвестил радостную весть о том, что молитва его была услышана. Что у Захарии родится сын, которого назовут Иоанном, он будет великим перед Господом, обратит сердца многих людей к Богу.

На это Захария возразил: как это может произойти, когда жена его бесплодна, и он уже стар. Архангел же ответил: «за то, что ты не поверил моим словам, будешь пребывать в немоте, пока это не совершится». Небесное явление исчезло, а Захария вдруг почувствовал, что лишился языка и не может произнести ни слова.

Встреча Елисаветы и Богородицы

Он вышел к народу, и люди поняли, что священник сподобился явления Свыше. После своего служения он возвратился в дом, и жена его вскоре забеременела. На шестом месяце, как мы знаем из Евангелия, к Елисавете пришла Сама Богородица с радостной вестью, что Она будет Матерью Христа. Это было естественно, Пречистая захотела поделиться радостью со своей родственницей, тем более, что Архангел рассказал Ей, что Елисавета зачала в старости.

Но прежде чем Она успела сообщить ей весть, младенец Иоанн, который находился в чреве Елисаветы, взыграл от радости, что почувствовал присутствие Богородицы со Христом. От этого на Елисавету нашла Благодать, и она сама все поняла и стала восхвалять пришедшую к ней Божию Матерь.

Так по сути знакомство святого Иоанна Крестителя со Христом произошло еще до их рождения. Когда пришло время родиться Иоанну, то спросили у Елисаветы, каким именем назвать младенца. Она ответила: Иоанном, к удивлению многих, ведь таких имен раньше не слышали. Тогда спросили у Захарии то же самое, он написал на дощечке: Иоанн, имя, которое Архангел назвал ему. Тогда все удивились, что родители оказались единодушными в выборе имени ребенка.

После этого произошло чудо: отец вдруг избавился от немоты и стал громко славословить Бога за дарование ему сына. Также он начал пророчествовать о том, что Иоанн будет великим человеком, угодником Божиим, пророком.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector