Трагическая смерть детей на рождество: почему бог попускает такое?

Как ангелы

— Некоторые дети не доживают до года. Несчастные случаи, болезни, ошибки врачей… Как родителям пережить утрату или тяжелую болезнь малыша?

— Есть очень хороший библейский пример из жизни величайшего царя и пророка Давида. Его житие весьма поучительно. Как известно, в его жизни был тяжкий грех, когда он прельстился красотой Вирсавии и, чтобы ею завладеть, косвенным образом убил ее мужа, отправив его на самый опасный военный участок. Безусловно, тот погиб. После этого Вирсавия стала формально свободной. Давид на ней женился. У них рождается первенец. Чуть позже ребеночек оказывается в предсмертном состоянии. К Давиду приходит пророк Нафан и говорит, что Господь не даст, чтобы ребенок жил. Давид каялся, молился и просил Бога оставить ему ребенка, но его молитва не была услышана, младенец умер…

Давид провел много времени в слезах, посте и молитвах и впоследствии принял смерть малыша как наказание. И если Господь не дает ребеночку жить на этой земле, это может происходить по разным причинам, одна из которых — грех родителей. В чине отпевания младенцев есть даже такой показательный момент: в нем нет прошения о прощении грехов, поскольку у детей не было возможности за свою короткую жизнь согрешить. Исходя из такого отношения к ребенку как к безгрешному созданию, можно сделать вывод, что Господь просто забрал его к Себе. Почему он не дал ему дальше жить, нам не дано до конца постичь.

В народе бытует уверенность, что дети после смерти становятся ангелами. И это на самом деле так. Умершие дети становятся ангелами не в буквальном смысле, но имеют в вечности ангелоподобную жизнь. Возможно, они даже станут молитвенниками за своих родителей, чем будут содействовать и их спасению тоже. Для родителей, чья вера крепка, это может стать большим утешением.

— Бывает, что тяжелая болезнь или гибель малыша обращает родителей к вере. А случается, наоборот, ожесточает, заставляя впасть в тяжелую депрессию или даже богохульство. Почему одно и то же событие рождает в разных людях столь разную реакцию?

— Все зависит от веры человека и того, насколько он может довериться Богу сам и доверить Ему судьбу своего ребенка. Показательный случай описан в книге одного православного автора. Он пишет, что встречался с некой женщиной, у которой было двое детей. Младший был очень набожным мальчиком, но он умер в возрасте 4 — 5 лет. Женщина ужасно скорбела. По ее воспоминаниям, она даже впала в ропот на Бога. А когда заканчивалось отпевание, священник отошел и оставил Евангелие. Все ее естество потянулось к тому, чтобы взять Евангелие. И взяв его, она открыла как раз на той странице, где Господь говорит: «Пустите детей приходить ко Мне» (Мф. 19:14, Мк. 10:14, Лк. 18:16.)…

Конечно же, смерть детей или другого близкого человека — это тяжелая скорбь. Сам Христос плакал, когда видел похоронную процессию и сжалился над одной вдовой. Для родителей здесь может быть только одно утешение, что Господь забирает детей именно к Себе.

Что делать?

Да, нам очень хотелось бы, чтобы Бог остановил действие зла Своей всемогущей волей. Но здесь возможны только два варианта:

  • преображение мира и человека;
  • уничтожение мира и человека.

Первый возможен благодаря Искупительному Подвигу Христа, но предполагает реализацию свободной воли и свободного выбора человека. В таком случае всегда остается возможность существование зла. «Полюс» святости и любви (а мы помним, что насильно любить невозможно) подразумевает также хотя бы потенциальную вероятность существования «полюса» ненависти и злобы. Ради спасения святых Бог терпит зло. Но нужно помнить, что зло не самобытно, во всей онтологической глубине даже нельзя сказать, что зло существует – оно реально, но не имеет собственной сущности. Зло всегда будет ущербностью добра. Бог желает добра и не желает зла, именно поэтому насильственное уничтожение зла для Него неприемлемо, потому что тогда Ему пришлось бы уничтожить весь мир, насквозь пропитанный злом. При этом такое уничтожение уже само по себе было бы злом. Господь заботится, промышляет о мире, но для каждого из нас окончательная победа над смертью еще впереди.

А сможет ли обычный священник утешить в таком горе?

«Обычный» — вряд ли. А вот опытный, чуткий, способный к сопереживанию чужого горя — да, сможет. В Новом Завете есть удивительные слова: «…Бог всякого утешения, утешающий нас во всякой скорби нашей, чтобы и мы могли утешать находящихся во всякой скорби тем утешением, которым Бог утешает нас самих!»  (2 Кор 1:3-4). Здесь выражена очень важная мысль: оказывается, утешить может лишь тот, кто сам пережил скорбь, получил утешение от Бога и теперь способен им поделиться с другими страдающими. Если священник имеет такой личный опыт скорби и утешения в ней, тогда он может и других утешить. Такой батюшка и в Библии найдет места, которые помогут пережить горе, и к Таинствам человека подготовит должным образом.

Само же по себе священство еще не делает человека способным к помощи в таких бедах. Это приходит не сразу и не к каждому.

Кому легко жить

Матушка Елена ходила с сыном по врачам. Вика знает, что отец Антоний был против. Он пытался убедить себя, что «бывает, перерастет, нечего из здорового ребенка инвалида делать». Ребенок с инвалидностью и правда в его правильную жизнь никак не вписывался. Не сходились причинно-следственные связи.

Врачи заподозрили у мальчика аутизм. Еще через год этот диагноз был официально подтвержден в Москве, куда они приехали на очередное обследование.

Но главное в этой истории все же другое. Главное, что отец Антоний однажды после службы догнал Вику на подворье.

— Виктория! Подождите, пожалуйста, — нерешительно сказал он. — Я хотел… Простите меня.

И они оба все поняли.

Фото: dtatiana / Аdobestock

Вика подружилась с матушкой Еленой. Они с Полиной Матвеевной стараются ей помочь с детьми. Генка-то особых хлопот не доставляет. Вика любит его без памяти и сама не верит, что жить когда-то из-за него не хотела. Интересно, что из посторонних детей Ваня лучше всего находит контакт именно с Геной.

Матушка рассказывала, что отец Антоний первый год-два после постановки диагноза очень тяжело это переживал. Так же, как и Вика когда-то, спрашивал себя: «За что?» И очень боялся, что скажут прихожане. Как это так? Ты священник, а у тебя больной ребенок. Рушился на глазах его порядок. Порядок, в котором всегда так просто было ему жить. Делай то-то, и «…тогда, братья и сестры, все у нас будет хорошо».

А оказалось, что христианство, вера наша — это не для того, чтобы было хорошо. И не для того, чтобы было плохо. Это чтобы Христа встретить, принять Его в свое сердце и свою жизнь и полюбить. И не просто Его, Который где-то Там. А вот же Он — в Вике с ее болью, в Генке с синдромом Дауна, в Ваньке с аутизмом, в бездомном, в Полине Матвеевне, да в ком угодно. И именно такой любви ждет от нас Господь.

— Вика, а ты заметила, каким прекрасным, глубоким священником становится отец Антоний? — спросила недавно Вику Полина Матвеевна. — Священники ведь тоже «растут».

— Да, заметила.

Вика говорит, что отец Антоний правда очень изменился за эти годы. Как будто понял что-то такое, чего раньше не знал.

Он так же любит порядок, но уже не раздражает его сдвинутый с места подсвечник. И никому он за него не высказывает. Сам поправляет, если надо.

— Здорово, Геннадий, как дела? — приветствует он Генку при встрече. — Я рад тебя видеть. Заходи с мамой-папой в трапезную. У нас там сегодня пироги.

Он и правда рад. Смотрит тепло, а не как раньше — с опаской.

И с амвона говорит не о порядке семейного устроительства, не о том, как правильно поститься, и не о причинно-следственных связях, которые, как оказалось, в духовной жизни совсем не линейные. Не о грехах и наказании. А больше о любви.

— Легко жить тем, кто принял волю Божию! — часто говорит он в своих проповедях. — Даже если нам эта воля кажется странной, неправильной. У людей один порядок, у Бога — совсем другой. Но Господь все делает по любви. Этой Любви Он учит нас. Аминь!

Рожать ребенка с синдромом Дауна в нашей стране уже не так страшно

«Доктор, у них будет ДЦП или нет?»

— Мы позвоним, а потом целые сутки не знаем, живы они или нет. Ты набираешь номер, а у тебя сердце бьется: что скажут сейчас? — отец Антоний подается вперед и сжимает ладонь. — Ведь если что-то случилось, не всегда сообщают сразу. Это был такой стресс, я прямо помню, как у меня мозг болел от перенапряжения. Искренне скажу, я не хотел в это верить, я боялся. Сможем ли мы это все выдержать? Я чувствовал, как ко мне подкатывает ропот, но, с другой стороны, понимал, что полностью должен довериться Господу.

Пять месяцев Луку и Аню выхаживали в больнице. На выписке отец Антоний задал врачу «наивный» вопрос: «Доктор, скажите, пожалуйста, все-таки у них будет ДЦП или нет?» Утешая, врач дала надежду, что девочка, возможно, восстановится. Как вести себя дальше и что вообще делать с младенцами, никто родителям не говорил. Дети едва умели глотать. Аню сначала кормили сцеженным молоком, потом приучили к груди. Лука еле-еле пил из бутылочки.

Отец Антоний и матушка Ольга с дочерью Аней

— Это было так тяжело… Он лежит на боку, ты держишь бутылочку минут 50. А сколько кормлений в день должно быть? Мы сначала не додумались, что можно сделать конструкцию из пеленок, чтобы бутылка держалась сама и он сосал ее хоть два часа. Несколько недель я стоял у кроватки, он пил очень медленно. Я срывался и думал, что, если так будет всегда, просто свихнусь. Как это выдержать?

Первый год родители забывали о себе и спали по два часа в сутки.

Позже стало ясно, что у двойняшек тетрапарез — тяжелая форма ДЦП: они не держали голову, не сидели и не ползали. Лука появился на свет первым и пострадал больше сестры, у него произошло внутрижелудочковое кровоизлияние четвертой степени. Из-за этого вскоре началась гидроцефалия — осложнение, при котором у ребенка растет голова.

  • Отец Антоний вспоминает первые месяцы, когда детей привезли домой

  • Отец Антоний вспоминает первые месяцы, когда детей привезли домой

«Пункция», «шунт временный», «шунт регулируемый», «стентирование», «катетеры» — все эти слова стали для отца Антония и матушки Ольги привычными, их сын перенес четыре нейрохирургические операции. У Ани таких серьезных проблем, как у брата, не было: из-за гипоксии в мозге образовались кисты, но со временем они рассосались. Дети страдали ретинопатией — недоразвитостью сосудов глаз — и косоглазием. У Луки атрофировался зрительный нерв, врач оценивал его зрение на 4%, хотя мальчик хорошо различал, кто к нему подходит. Чего еще только не было…

—Ты над ними постоянно трясешься. У родителей обычно великая радость ухаживать за новорожденными. А за детьми с ДЦП нужно ухаживать, как за грудными, всю жизнь. Каждое утро: памперс снял, попу помыл, перевернул, лицо умыл, памперс надел, в стульчик посадил, сделал кашу, покормил. Когда там ныть — не знаю. Но мы с Олей понимаем, что мы есть друг у друга, у нас есть Христос, мы Ему доверяем и чувствуем молитвы других людей, поэтому нам легче.

Отец Антоний и матушка Ольга

До трех лет двойняшки не говорили. Аня могла показать рукой, что у нее болит, а Лука — нет. Девочка в три года сказала первое «ма». Сейчас она уверенно говорит «да» и «не», а раньше просто мотала головой. 

Она положила руку сыну на грудь и слушала, как останавливается маленькое сердце

Лука произносил разные звуки, но главным словом было «папа». Даже когда отец Антоний только звонил в дверь, Лука уже радовался. Но если это вдруг приходила старшая сестра или кто-то другой, он очень расстраивался. Впервые мальчик осознанно позвал маму в пять лет 25 июля — через год в этот же день его сердце остановилось.

— Обычно дети уже в 8 месяцев начинают лепетать что-то вроде «ма-ма-ма», у Луки, мне кажется, было то же самое, но просто намного позже из-за его недоношенности, — задумывается матушка Ольга. — Он даже смеяться начал в три года, а до этого мы видели только его улыбку.

Сначала Лука и Аня «не общались», даже когда лежали рядом на большом ковре. До полутора лет они не переворачивались и научились это делать только во время реабилитации. С трех лет дети стали более подвижными: теперь брат и сестра начали дотрагиваться друг до друга руками. Лука проказничал, отбирая у Ани игрушки. Мог схватить ее за волосы и поспорить из-за еды. Матушка Ольга понимала, что делает он это специально: недовольная Аня прикрикивает — а ему весело.

Отец Антоний играет с Аней

Бог не может не давать детей за грехи

Некоторых людей интересует, за какие грехи Бог не даёт детей. Но это так не работает. Вознаграждение за праведную жизнь и кара за неправедную, по христианскому вероучению, состоится после Страшного Суда. А всякие прижизненные обстоятельства обусловлены только образом жизни человека.

К бесплодию приводит образ жизни человека или его родителей, а не грехи.

Скажем, почему Бог не даёт ребёнка пьянице? Ясное дело, почему: от алкоголизма возникли проблемы со здоровьем, это человек лишил себя детей, а не Бог. Или же случается, что человек родился изначально с проблемами репродуктивной системы.

Здесь уже стоит обратиться с вопросом к родителям, которые своим образом жизни повлияли на наследственность чада. А прижизненные наказания и поощрения за грехи — это уже в Восточных религиозных традициях, но не христианстве.

Почему кого-то Бог забирает в детстве, а кого-то нет, хотя он стал убийцей?

Samael 8 месяцев назадОтветить

Искренне соболезную Елене. Быть честным и откровенным с людьми всегда трудно, особенно в подобной, ужасной ситуации. Правда не лечит, не утешает…правда, зачастую, мерзкая, подлая…правда несет в себе пустоту и отчаяние, бьет всегда со спины, но с правдой жить легче. Предвещая реакцию большинства профессионально-православных пользователей — советую не читать данный пост, дабы не оскорбиться. Скажите мне, верующие люди, слово «ответственность» вам знакомо? Ответственность за свои деяния и помыслы. Как же все у вас просто! Зачем думать, если есть инструкция! Клочек никчемной бумаги с бесполезными рассказами о похождении ненасытного маньяка-убийцы. Почему смерть невинных всегда оправдывается какой-то сакральной жертвой богу во имя добра? Убийство в безмерной любви к своему созданию. Убийство врага во имя бога, насилие, боль, мучения и страдания — всему есть божественное объяснение. Когда уже ваш бог-маньяк насытится всем этим? Когда уже захлебнется кровью невинных людей? Когда вы уже прозреете? Своим лицемерием вы обесцениваете человеческую жизнь! Самоубийство — грех, убийство врага — благо…в обоих случаях это смерть, боль и страдания! Кто определяет образ врага? Вы, ряженые бородатые бездельники в золотых платьях и брюликах? Что за подмена понятий, на основании домыслов

«Боженька забрал ребенка, потому что в будущем….» и т.д…..Вы что несете, демогоги-предсказатели?! Жизнь жестока, люди жестоки и любой жестокости нет оправдания! Сколько же сказочных чудес совершил боженька! Исцелял, леветировал, воскресал, дистанционно оплодотворял девственниц, кормил толпы нуждающихся морепродуктами, наказывал воров и злодеев…но это все осталось в сказках…В действительности — реальна только смерть! Насилие детей, убийства, голод, нищета, разврат, воровство и войны! Где ваш всемогущий бог??? В деревянных штампованых картинках по заоблачным ценам? В свечных заводах? Паленом алкоголе, распространяемом под видом крови? В ваших идиотских обрядах? В лживых обещаниях? В недвижимости? Выйдите из своего сокрального блаженства и посмотрите вокруг! Страдания, боль, насилие и ложь! Людям нужна помощь, а не утешение! Вы можете помочь, пусть даже по вашей волшебной книжке в золотом переплете, ценой в 40 пенсий? Накормить, раздать, поделиться последним…Слабо? Что? Ищите оправдание своего бездействия в инструкции? Продайте свои золотые цацки и помогите нуждающимся делом, а не песенками по выходным! Сколько здесь людей реально помогли кому-то постороннему выжить? Скольких спасли? Скольким не дали умереть с голоду, в нищете? Дали кров бездомным? Вылечили скольких? Рак! Чертов рак, который поп именует божьим инструментом для умертвления невинных ради какой-то там важной цели. А что вы сделали для поиска возможностей победить эту ужасную болезнь? Сколько, ранее не излечимых болезней было оправдано извращенными желаниями вашего бога, пока грешные ученые не нашли способы исцеления

Ученые, над которыми всласть поиздевались любители фантастических существ и винишка. Где польза? Лень учиться и работать во благо? Проще придумать сказочку и продолжать обжираться пожертвованиями! Злоба? Да! Злоба! Бога нет, раз умирают невинные дети. А вы, оправдывающие смерть — представьте своих родных, скоропостижно очутившихся в объятиях вашего бога и попробуйте хотя бы улыбнуться. Это же во благо! Там же лучше! Это же всеобщая цель! Есть же оправдание! Будьте честными и перестаньте развозить сопли на похоронах — чудо же свершилось! Радоваться надо! И хватит уже оскорблять на все подрят, неженки. Ваш бог в силе сам себя защитить, или нет? Простите, Елена, если Вы читаете это. Я знаю, что такое потеря и разделяю Вашу боль. Прошлого уже не вернуть. Постарайтесь жить, на сколько это возможно. Не верьте в лечебные свойства времени — это ложь, будет только больнее. Можно только смериться с болью и никогда не забывать. Столько людей нуждается сейчас в Вас, в Вашей помощи в такой же ситуации. Если церковь и вера дают утешение — нужно держаться за это. Но не позволяйте ненасытным «посредникам» наживаться на вашем горе! Не слушайте их оправдания, оскорбляющие Вас, они не могут знать ничего о будущем. Сил Вам!

Наказание или Промысл?

— Однако мнение, что детей нет за какие-то грехи или проступки, можно услышать как от верующих людей, так и от тех, «кто ни во что не верит»…

— Это происходит потому, что хотя Христос и пришел на Землю 2000 лет назад, и нам было даровано Евангелие, но до сих пор по своему внутреннему содержанию человечество смотрит на мир вполне ветхозаветно. Даже язычески. Что по сути примерно одно и то же. Ведь и в языческой семье, и в ветхозаветной — бесчадие, то есть прерывание рода, воспринималось как следствие какого-то личного духовного несовершенства. В христианстве этого быть не может. Но у нас есть такое понятие, как Промысл Божий, который нам неведом, который мы постигаем, только оглядываясь назад, понимая, что нечто, казавшееся нам горем, лишением и катастрофой, на самом деле имело иную цель. Таким вот странным, удивительным образом Промысл Божий провел нас между страшными, тяжелыми и невыносимыми испытаниями — и вдруг явил через это познание Божьей любви, Его заботу о нас. Датский философ, христианин Сёрен Кьеркегор написал однажды: «Если Бог не есть абсолютная любовь везде, во всем, то никакого Бога нет. Но если Бог есть любовь, то совершенно не страшно Его не понимать. Ты можешь доверять Ему, не понимая». И мы порой не можем вместить Промысл Божий о нас, не можем его понять. Но если человек определил главное в своем отношении к Богу, если понял, что Он для него есть Любовь, тогда этот человек сможет принять всякую скорбь из Его руки, в том числе и бездетность. Как некий крест, как некое осуществление себя иным способом, иным путем, нахождение излияния своей супружеской любви на что-то иное или на кого-то другого. Например, можно взять на воспитание ребенка.

— Многих останавливает то, что они не сумеют полюбить чужого ребенка…

— Возможностей и способов любить много. Другое дело, когда человек хочет любить, обладая, то есть владеть ребенком, как некой собственностью. Так происходит порой и с кровными детьми. Родители думают: «Это наш ребенок, а значит — он должен быть нашим трафаретом, объектом наших амбиций. Мы хотим, чтобы он соответствовал нашим чаяниям: учился в определенной школе, вузе и так далее». И они не видят и не слышат, чего же хочет сам ребенок; не замечают, что ребенок смотрит на мир собственными глазами; что у него восторженно бьется сердечко и его восхищают те вещи, которые родителям недоступны. И так родители проходят в жизни мимо своего ребенка, при этом, конечно же, по-своему любя его.

Потому-то люди и боятся взять в семью чужого ребенка. Прежде всего они боятся, что ребенок не будет их собственностью, их тенью. А нужно любого ребенка — кровного ли, приемного ли — видеть как не своего, а Божьего, уйти от чувства собственности по отношению к нему. Только тогда можно по-настоящему полюбить. И тогда не будет боязни в вопросах усыновления.

Если женщина не может родить сама, она может спасти того, у кого нет родителей, и забыть о своей бесплодности. Забыть, прижимая этого ребенка к своей груди, даря ему тепло и ласку, но не присваивая его себе. Усыновление — это не просто выход для бездетной семьи, это ее счастье и христианская обязанность. Детей, нуждающихся в заботе, можно любить, даже если их не дали тебе в руки

Их можно посещать в детских домах, в сиротских приютах и дарить свою нежность, внимание, время. Наверное, Господь стремится сделать так, чтобы родители, у которых нет детей, и дети, у которых нет родителей, нашли друг друга

Но к советам родителей следует относиться крайне серьезно

Я нарочно привел в пример такую «экстремальную» ситуацию. В большинстве же случаев к советам родителей следует относиться крайне серьезно – потому что, что бы мы ни делали, на свете нет человека, который любил бы нас так же, как они. Исключение здесь – только святые. Любовь духовная – выше плотской. Но родителям нужно дарить любовь, много любви.

Знаю, что многие родители страдают нездоровыми идеями и предрассудками. Но как бы то ни было, в глубине души мы должны их всегда оправдывать – ведь ими движет любовь

А то, чем человек руководствуется, – очень важно. Важно, со зла он говорит то или другое, или, напротив, от любви

Кто-то может нас нахваливать и во всем угождать, но делает это не потому, что любит (хотя его действия нам весьма приятны), а из каких-то дурных, злых соображений. А другой человек и ругает, и обижает нас, и вечно спорит с нами – но мы всё ему прощаем, потому что чувствуем его любовь. Потому и родителей следует оправдывать.

И очень часто любовь детей к родителям (или наоборот – родительская любовь) приводит к обоюдной трагедии на всю оставшуюся жизнь. В то время как временные разногласия и вражда (особенно если речь идет о воле Божией) зачастую имеют благоприятные последствия. Родители могут ругать ребенка, принуждать его и даже угрожать, заставляя противиться воле Божией, – но придет время, и Бог одержит победу в их душах.

Перевод Елизаветы Терентьевой для портала «Православие и мир»

Общие сведения о заболевании

Асфиксию диагностируют у 4-6% детей. Причем процент колеблется в зависимости от степени недоношенности плода. У малышей, которые рождаются до 36 недели, частота развития патологии достигает 9%, а у детей, родившихся после 37 недели – снижается до 1-2%.

Научные определения асфиксии новорожденного сводятся к тому, что ребенок не может самостоятельно дышать или совершает поверхностные судорожные дыхательные движения, которые не позволяют организму получить кислород в достаточном объеме. Авторы рассматривают асфиксию младенцев как удушье, при котором сохраняются другие признаки того, что плод жив: есть сердцебиение, пуповина пульсирует, мускулатура слабо, но сокращается.

К причинам развития асфиксии новорожденных относят комплекс факторов риска, которые нарушают кровообращение и функции дыхания плода в утробе и в процессе рождения. К наиболее распространенным причинам относятся:

Наиболее частой причиной асфиксии является внутриутробная гипоксия, то есть нехватка малышу кислорода в утробе матери.

Какими бы ни были причины патологического состояния, оно вызывает у ребенка одинаковые процессы:

  • нарушает обмен веществ и кровоциркуляцию;
  • сгущает, повышает вязкость крови;
  • наносится ущерб головному мозгу, печени, сердцу, надпочечникам;
  • органы отекают, происходит излияние крови;
  • происходят сбои в работе центральной нервной системы.

Чем дольше организм ощущает нехватку кислорода, тем более серьезной становится степень поражения тканей, органов и систем.

Как распознать у ребенка опасные последствия ковида

— Дети болеют коронавирусной инфекцией гораздо реже, чем взрослые, — объясняет врач-педиатр, кандидат медицинских наук Евгений Тимаков. — Но, с другой стороны, выявляется она гораздо реже, чем у взрослых. Потому что с детьми реже обращаются за помощью. Так как коронавирусная инфекция у детей протекает в более легкой форме, часто — малосимптомной. 

Процент детей, которые заболевают коронавирусной инфекцией, вырос. Если прошлой весной болели 4–5%, то сейчас — от 10 до 12% в зависимости от региона, отметил собеседник «Правмира». 

— Где-то у 2% детей заболевание протекает в тяжелой форме. И самое тяжелое осложнение — это мультисистемный воспалительный синдром. Это аналог цитокинового шторма у взрослых. Он развивается, как правило, у детей, которые имеют сопутствующую патологию, и риски развития осложнений имеют дети с хроническими заболеваниями, аутоиммунными, сахарным диабетом. Это дети с избыточной массой тела. Летальные исходы у детей, к счастью, единичны, но они есть, — продолжает Евгений Тимаков. 

Фото: Gustavo Fring / pexels

При этом он считает, что болезнь не может привести к летальному исходу за несколько часов. Потому что коронавирус не вызывает осложнения так быстро. 

— Коронавирусная инфекция накопительная. В описанных случаях, скорее всего, коронавирус развивался до этого, но не были распознаны симптомы. Пятна на руках — это однозначно действие мультисистемного воспалительного синдрома. Он развивается чаще всего через 1–6 недель после перенесенной инфекции. Любые высыпания после коронавирусной инфекции требуют осмотра врача и зачастую госпитализации, чтобы проводить специфическую терапию, — заключает он.

Родителям нужно обращать внимание на следующие симптомы у детей: 

  • усталость;
  • утомляемость;
  • нарушение сна; 
  • одышка; 
  • изменение цвета кожных покровов; 
  • боль в грудной клетке, в ногах, в мышцах, в суставах;  
  • длительная высокая температура. 

В этом случае однозначно нужно обращаться к врачу. 

Причинно-следственные связи

— Мне, Лена, жить тогда не хотелось, — рассказывала она мне. — Подошла я к отцу Антонию. Сама не знаю, чего ждала. Чтобы обняли меня, пожалели… Поплакали со мной… Не знаю… На краю бездны стояла, за соломинку хваталась.

Выслушал батюшка Вику. Что так хотела она детей, молилась, просила Бога, верила, ждала. А Генка родился с синдромом Дауна. Священник посмотрел на нее озадаченно. И с опаской — в коляску. Как будто выпрыгнет сейчас из нее тот, кто нарушит его порядок.

— За что… Грешим, Бога не слушаем, а потом — за что? По грехам все… Что уж теперь, — сказал он с расстановкой.

— Да как же, батюшка, — задохнулась она.

— А вот так. Во всем есть причинно-следственные связи. Законы. Думайте, за что наказал вас Господь, кайтесь. Просто так ничего не бывает…

И пошел по своим делам.

Осталась она стоять посреди церковного подворья, и слезы текли по лицу. Думала, что во всем она была виновата: и в жизни своей, которая, наверное, хуже, чем у других. Поэтому и покарал ее Господь. Из-за нее сын с инвалидностью родился и страдать теперь будет. Муж будет страдать тоже из-за нее. И нет ей ни прощения, ни оправдания. Ни жалости, ни сочувствия она не достойна…

Постояла Виктория, подумала все это и побежала с церковного подворья, как ошпаренная, со своей коляской. Куда — сама не знала. Только подальше отсюда. Потому что не любит, оказывается, ее Бог. А только и ждал, чтобы за все ее ошибки глупые, хоть и оплаканные, по самому больному ударить…

Фото: Den Kuvaiev / iStockphoto

Так и убежала бы, наверное. И не вернулась бы никогда. Но навстречу ей шла тетя Поля, так ее все звали. Прихожанка. Полина Матвеевна.

— А ну-ка постой, — схватила она Вику за руку. — Посмотри на меня… Что с тобой? На тебе же лица нет.

— Да пустите вы, — вырывалась Вика. — Больной ребенок у меня! Даун! Что смотрите? Тоже думаете — по грехам?

Тетя Поля и правда странно на нее смотрела. Потом обняла, прижала к себе. Вика сначала вырывалась, потом повисла у нее на шее и рыдала уже в голос. А та гладила ее по голове, как маленькую.

— Все, тихо-тихо, — шептала Полина Матвеевна. — Малыш вон проснулся. Пойдем-ка на лавочку. Кто у тебя? Мальчик? Дай, коляску повезу, порадуюсь. У меня же внуков нет. Сын женился, живут с женой для себя. Детей не хотят… Дочка не замужем. В Москве работает… Я уже сколько лет для себя живу.. Одна… Тяжело…

Вы не одиноки

И людям действительно не все равно. Может быть, это будет один человек, может быть, целая церковная община, или ваша семья, или два ваших лучших друга. Или, может быть, это я. Я забочусь о вас. Вы не одиноки в своем горе. 

Многие люди были до вас, и многие пойдут за вами, оплакивая потерю своего ребенка. Мне выпала честь услышать много историй о потере детей. Люди обычно не делятся этим добровольно, когда вы впервые встречаетесь с ними. Но если они знают, что вы потеряли ребенка, ваше общение происходит на совершенно новом уровне. 

Вы не одиноки. Вы можете найти ресурсы, друга, церковь… И, конечно, Бога, который позаботится о вас. Даже если вы сердитесь на Него за то, что произошло, не волнуйтесь, Он понимает и это. Он создал вас, чтобы вы были не одиноки в своем горе; чтобы вы прошли свой путь рядом с Ним и другими людьми.

Классификация асфиксии по шкале Апгар

Чтобы поставить оценку степени тяжести асфиксии новорожденного, используют шкалу Апгар. С ее помощью врач оценивает частоту пульса, дыхание, мышечный тонус, окрас кожи и рефлексы, после чего определяет степень тяжести патологического состояния.

Чтобы поставить оценку, каждый из пяти признаков врач оценивает в 0, 1 или 2 балла. Соответственно, максимальная и самая лучшая оценка – 10 баллов. Оценку определяют с учетом таких критериев:

Признак 0 баллов 1 балл 2 балла
Пульс, ударов в минуту Нет До 100 От 100 и выше
Дыхание Нет Нерегулярное, слабое Активное, ребенок кричит и плачет
Тонус мышц Руки и ноги свисают Слабое сгибание рук, ног Активные движения
Рефлексы Нет Слабые Присутствуют, хорошо выражены
Цвет кожи Бледный, синюшный Тело – розовое, руки и ноги — синюшные Розовое тело, конечности

Состояние оценивают на первой и пятой минутах жизни. Соответственно, ребенок получает две оценки: например, 8/10. Если оценка составляет 7 и ниже, состояние малыша оценивают дополнительно на 10-й, 15-й и 20-й минутах.

В зависимости от оценки по шкале Апгар, определяют степень асфиксии:

  • 1-3 балла – тяжелая;
  • 4-5 баллов – средняя;
  • 6-7 баллов – легкая, или умеренная.

Оценка Апгар не отличается высокой степенью чувствительности. Поэтому если у ребенка присутствуют отклонения, для оценки асфиксии необходима дополнительная диагностика.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector